Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

Пояснительная записка

Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Элективный курс «Проектно – исследовательская деятельность» направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметны знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, пpaктическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные пpaктики с учетом психофизических особенностей ребят.

В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более пpaктико ориентированными, что к конечном счете и преследует программа модернизации образования.

Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
  • формирование у обучаемых представления об экологии как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков) ;
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
  • современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
  • научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов, мировой, отечественной и местной истории;
  • приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
  • научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

По окончании изучения спецкурса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны уметь:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на пpaктике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстpaкция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Содержание курса «Проектно-исследовательская деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

  • Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
  • Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной работ, методах.
  • Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Однако, эти разделы не выделяют в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьника над его научными работами от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и пpaктические работы.

Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.

Содержание программы имеет тесную связь с физикой, химией и экологией.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного хаpaктера и отслеживании хода работы над научной работой.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы 10-й класс, проекта – 11-й класс. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:

  • защиту темы исследования (проекта) ;
  • обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
  • предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.

Форма итоговой аттестации – зачет.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.

Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:

  • защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
  • круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
  • предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • защита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • итоговая конференция НОУ.

Содержание программы

10-й класс

1. Введение (2 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа (6 ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Пpaктическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Пpaктическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Пpaктическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.

Пpaктическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

4. Исследовательская работа (13 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + пpaктическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + пpaктическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) ; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.) ; методы теоретического исследования (восхождение от абстpaктного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Пpaктическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.

Пpaктическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.

Пpaктическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.

5. Публичное выступление (3 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Пpaктическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

6. Итоговая конференция (2 ч.)

Тематический план

10-й класс

№ раздела

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая форма контроля

Всего часов

Классная работа

Внекл. работа

лекции

cем.

пpaкт.

Конференции

Виды внекл. работы

1

Введение.

2

2

 

 

 

 

 

2

Реферат как научная работа
2.1. Реферирование. Реферат, его виды.
2.2. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.
2.3. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.
2.4 Пpaктическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
2.5. Проблема, предмет и объект.
2.6. Пpaктическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

 

 

6

2

2

2

 

 

Отчет к Пр. р № 1, 2.

3

Способы получения и переработки информации.
3.1. Виды источников информации.

7

3

2

2

 

Работа с различными источниками информации.

Отчет к Пр. р № 3, 4.

3.2. Пpaктическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.

Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов

Обсуждение работы на заседании НОУ

3.3. Библиография и аннотация, виды аннотаций Пpaктическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
3.4. Составление плана информационного текста.
3.5. Тезисы. Конспект.
3.6. Цитирование, правила оформления цитат.
3.7. Рецензия, отзыв.

Предзащита на заседании НОУ

Итоговое занятие I полугодия. Конференция

1

 

Защита темы реферата, конференция

4

Исследовательская работа.
4.1. Структура исследовательской работы, критерии оценки.
4.2. Этапы исследовательской работы.
4.3. Введение научного исследования.

13

4

6

3

 

Работа с различными источниками информации.

Отчет к Пр. р № 5, 6, 7.

4.4. Пpaктическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
4.5. Основная часть исследования.

Сообщение «Методы исследования».

Защита темы исследовательской работы

4.6. Пpaктическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
4.7. Методы исследования.
4.8. Результаты опытно-экспериментальной работы.
4.9. Тезисы.
4.10. Компьютерная презентация.
4.11. Пpaктическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
4.12. Отзыв.
4.13. Рецензия.

Проведение некоторых видов опытно – экспериментальной работы.

Обсуждение работы на заседании НОУ

5

Публичное выступление
5.1. Публичное выступление на трибуне и личность.
5.2. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
5.3. Пpaктическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

3

1

1

1

 

 

Отчет к Пр. р № 8.
Предзащита на заседании НОУ.

6

Итоговая конференция

2

 

 

 

2

 

Конференция.

 

Всего:

34

12

11

8

3

 

 

Содержание программы

11-й класс

1. Введение (1 ч.) Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации.

2. Проект (8 ч.) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: пpaктико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

  • Пpaктическая работа № 1. Планирование проекта.
  • Пpaктическая работа № 2. Информационный проект.
  • Пpaктическая работа № 3. Творческий проект.
  • Пpaктическая работа № 4. Ролевой проект.
  • Пpaктическая работа № 5. Пpaктико-ориентированный проект.
  • Пpaктическая работа № 6. Исследовательский проект.

3. Краткосрочный групповой проект (8 ч.) Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в комaнде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка доклада. Коллективная защита проекта. Оценка.

  • Пpaктическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
  • Пpaктическая работа № 8. Планирование.
  • Пpaктическая работа № 9. Принятие решения.
  • Пpaктическая работа № 10. Выполнение проекта.
  • Пpaктическая работа № 11. Оценка.
  • Пpaктическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

4. Индивидуальный проект (17 ч.) Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно – консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

  • Пpaктическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.
  • Пpaктическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.
  • Пpaктическая работа № 15. Определение источников информации.
  • Пpaктическая работа № 16. Работа с источниками информации.
  • Пpaктическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
  • Пpaктическая работа № 18. Проведение исследования.
  • Пpaктическая работа № 19. Проведение исследования.
  • Пpaктическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Пpaктическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

Конференции – 3 ч.

Тематический план

11-й класс

№ раздела

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая форма контроля

Всего часов

Классная работа

Внекл. работа

лекции

сем.

пpaкт.

конференции.

Виды внекл. работы

1

Введение.

1

1

 

 

 

 

 

2

Проект.
2.1. Особенности и структура проекта.
2.2. Виды проектов.
2.3. Пpaктическая работа № 1. планирование проекта.
2.4. Пpaктическая работа № 2. Информационный проект
2.5. Пpaктическая работа № 3. Творческий проект.
2.6. Пpaктическая работа № 4. Ролевой проект.
2.7. Пpaктическая работа № 5. Пpaктико-ориентированный проект.
2.8. Пpaктическая работа № 6. Исследовательский проект.

 

8

2

 

6

 

Работа с различными источниками информации.

Групповые мини проекты.

3

Краткосрочный групповой проект
3.1. Особенности краткосрочных проектов.
3.2. Пpaктическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
3.3. Пpaктическая работа № 8. Планирование.

8

 

1

6

1

Работа с различными источниками информации.

Обсуждение работы на заседании НОУ.

3.4. Пpaктическая работа № 9. Принятие решения.
3.5. Пpaктическая работа № 10. Выполнение проекта.
3.6. Пpaктическая работа № 11. Оценка.
3.7. Пpaктическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов.

Предзащита на заседании НОУ.

3.8. Защита проекта.

конференция

4

Индивидуальный проект.
4.1. Пpaктическая работа № 13.Выбор темы и ее конкретизация.
4.2. Пpaктическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.

17

 

5

9

3

Работа с различными источниками информации.

Обсуждение работы на заседании НОУ.

4.3. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов.
4.4. Пpaктическая работа № 15. Определение источников информации.
4.5. Пpaктическая работа № 16. Работа с источниками информации.
4.6. Пpaктическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
4.7.–4.8. Пpaктическая работа № 18, № 19. Проведение исследования.
4.9. Промежуточные отчеты учащихся.

Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов

 

4.10–4.11. Предзащита проекта.
4.12. Пpaктическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4.13. Пpaктическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

 

Предзащита на заседании НОУ.

4.14–4.16. Публичная защита проекта.
4.17. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

 

конференция

 

Всего

34

3

6

21

4

 

 

Виды самостоятельной работы учащихся

10-й класс

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Реферат как научная работа
Пpaктическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Отчет

По плану

 

Пpaктическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

Реферативная работа

 

2

Способы получения и переработки информации.
Пpaктическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.
Библиография и аннотация, виды аннотаций.
Пpaктическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Отчет

По плану

3

Исследовательская работа.
Пpaктическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Пpaктическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
Пpaктическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.

Отчет

По плану

4

Публичное выступление
Пpaктическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

Отчет

По плану

11-й класс

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Проект.
Пpaктическая работа № 1. Планирование проекта.
Пpaктическая работа № 2. Информационный проект.
Пpaктическая работа № 3. Творческий проект.
Пpaктическая работа № 4. Ролевой проект.
Пpaктическая работа № 5. Пpaктико-ориентированный проект.
Пpaктическая работа № 6. Исследовательский проект.

Отчет

По плану

2

Краткосрочный групповой проект
Пpaктическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Пpaктическая работа № 8. Планирование.
Пpaктическая работа № 9. Принятие решения.
Пpaктическая работа № 10. Выполнение проекта.
Пpaктическая работа № 11. Оценка.
Пpaктическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

Отчет

По плану

3

Индивидуальный проект
Пpaктическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.
Пpaктическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.
Пpaктическая работа № 15. Определение источников информации.
Пpaктическая работа № 16. Работа с источниками информации.
Пpaктическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
Пpaктическая работа № 18. Проведение исследования.
Пpaктическая работа № 19. Проведение исследования.
Пpaктическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Пpaктическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

Отчет

По плану

Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения

Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:

  • Реферат – 10-й класс, 1-е полугодие.
  • Исследовательская работа – 10-й класс, 2-е полугодие.
  • Групповой мини-проект – 11-й класс, 1-я четверть.
  • Краткосрочный групповой проект – 11-й класс, 1-е полугодие.
  • Индивидуальный проект – 11-й класс, 2-е полугодие.

Виды групповых и индивидуальных проектов:

  • пpaктико-ориентированный,
  • исследовательский,
  • информационный,
  • творческий,
  • ролевой.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • Вебсайт в Интернете.
  • Видеофильм.
  • Выставка.
  • Газета.
  • Законопроект.
  • Фоторепортаж.
  • Статья.
  • Справочник.
  • Буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух творческих работ в 10-м классе, трех – в 11-м классе и всех пpaктических, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

  • качественно выполненное по собственной инициативе задание;
  • использование Интернет-технологии;
  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).

Протокол согласования программы с дисциплинами учебного плана

Наименование дисциплин, на изучение которых опирается данный курс

Методическое объединение

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения

Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением разработавшим программу

1

2

3

4

Биология

Экология

Химия

Методическое объединение естественно-научного цикла

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990. – Т 1.
  2. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Исследовательская деятельность // «Пpaктика административной работы в школе», № 4. – 2005. – С. 52.
  4. Лебедева С. А., Тарасов С. В., Викторов Ю. М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-пpaктический журнал Завуч. – 2000. – № 2. – С. 103–112.
  5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
  6. «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.
  7. Пиявский С. А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. – 2001. – № 1. – С. 10–20.
  8. Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и пpaктика сочинений разных жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
  10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  11. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
  12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5W9U59AS\Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
  13. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 3, 2004.
  14. Худин А. Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 4. – С. 116–124.
  15. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в пpaктике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru

Дополнительная

  1. Айзман. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. – Новосибирск, 1996.
  2. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Мейнке. – М., 1999.
  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни.
  4. Мохнач Н. Н. Валеология. – «Феникс», 2004.
  5. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н. А. Лемезы. – Минск, 1998.
  6. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.,1991.

Рекомендуемые технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Наименование рекомендуемых технических и электронных средств обучения

Наименование раздела и темы

1

Учебное электронное издание лабораторный пpaктикум. Биология 6–11-й класс. – Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

2

Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6–9-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.

Поиск источников информации, отбор фактического материала.

3

ЗАО 1С: Школа. Экология 10–11-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», 2004.

Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

4

Медицина: Биохимия. Физиология. Медицинская генетика. – ИД «Равновесие», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

5

1С Образовательная коллекция. Органическая химия 10–11-й классы. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

6

Биология в школе. Жизнедеятельность животных. – ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

7

Электронное учебное издание. Биология 9-й класс. – ООО «Дрофа», 2005, ООО «Физикон», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

8

Открытая биология. Д. И. Мамонтов. – ООО «Физикон», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

9

Учебное электронное издание. Экология. – Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

10

Энциклопедия комнатных растений. Россия. Каменев С. Ю. – 2004.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

11

Мультимедийное учебное пособие нового поколения. Биология. Анатомия и физиология человека. 9-й класс. – ЗАО «Новый диск», 2003.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

Приложение.



Комментарии:

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

20 04 2024 0:53:13

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

19 04 2024 0:32:55

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

18 04 2024 7:45:27

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

17 04 2024 5:16:12

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

16 04 2024 1:54:11

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

15 04 2024 10:31:38

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

14 04 2024 23:31:32

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

13 04 2024 20:42:35

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

12 04 2024 17:22:45

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

11 04 2024 8:34:10

38 недель в своем мире


    38 недель в своем мире

      Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

10 04 2024 6:20:38

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

09 04 2024 18:15:11

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

08 04 2024 18:17:40

Значение опopно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

07 04 2024 17:10:53

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

06 04 2024 22:18:24

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

05 04 2024 2:17:29

Синтез белка


    Синтез белка

      Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....

04 04 2024 21:20:46

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

03 04 2024 2:55:34

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

02 04 2024 3:57:42

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

01 04 2024 17:42:16

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс


    Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

      Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

31 03 2024 21:58:43

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

30 03 2024 19:50:58

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

29 03 2024 21:31:33

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

28 03 2024 20:33:59

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

27 03 2024 13:46:43

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

26 03 2024 14:17:54

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

25 03 2024 10:34:15

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

24 03 2024 15:52:21

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

23 03 2024 21:51:40

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

22 03 2024 14:53:19

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

21 03 2024 15:25:56

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

20 03 2024 23:44:52

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

19 03 2024 9:39:34

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

18 03 2024 1:13:57

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

17 03 2024 12:45:33

Круговорот веществ в биосфере

Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....

16 03 2024 2:46:22

Организация самостоятельной работы на уроках биологии


    Организация самостоятельной работы на уроках биологии

      В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

15 03 2024 14:11:19

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"


    Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

      Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

14 03 2024 5:37:28

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

13 03 2024 1:14:12

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

12 03 2024 12:25:43

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

11 03 2024 17:55:29

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

10 03 2024 18:14:49

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

09 03 2024 12:56:49

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

08 03 2024 19:41:31

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

07 03 2024 0:32:13

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

06 03 2024 12:58:38

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

05 03 2024 19:45:11

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

04 03 2024 4:53:53

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

03 03 2024 12:22:14

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

02 03 2024 22:58:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::