Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


Пояснительная записка

Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Элективный курс «Проектно – исследовательская деятельность» направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметны знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, пpaктическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные пpaктики с учетом психофизических особенностей ребят.

В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более пpaктико ориентированными, что к конечном счете и преследует программа модернизации образования.

Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
  • формирование у обучаемых представления об экологии как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
  • современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
  • научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов, мировой, отечественной и местной истории;
  • приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
  • научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

По окончании изучения спецкурса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны уметь:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на пpaктике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстpaкция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Содержание курса «Проектно-исследовательская деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

  • Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
  • Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной работ, методах.
  • Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Однако, эти разделы не выделяют в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьника над его научными работами от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и пpaктические работы.

Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.

Содержание программы имеет тесную связь с физикой, химией и экологией.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного хаpaктера и отслеживании хода работы над научной работой.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы 10-й класс, проекта – 11-й класс. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:

  • защиту темы исследования (проекта);
  • обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
  • предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.

Форма итоговой аттестации – зачет.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.

Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:

  • защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
  • круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
  • предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • защита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • итоговая конференция НОУ.

Содержание программы

10-й класс

1. Введение (2 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа (6 ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Пpaктическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Пpaктическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Пpaктическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.

Пpaктическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

4. Исследовательская работа (13 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + пpaктическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + пpaктическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстpaктного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Пpaктическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.

Пpaктическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.

Пpaктическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.

5. Публичное выступление (3 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Пpaктическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

6. Итоговая конференция (2 ч.)

Тематический план

10-й класс

№ раздела

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая форма контроля

Всего часов

Классная работа

Внекл. работа

лекции

cем.

пpaкт.

Конференции

Виды внекл. работы

1

Введение.

2

2

 

 

 

 

 

2

Реферат как научная работа
2.1. Реферирование. Реферат, его виды.
2.2. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.
2.3. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.
2.4 Пpaктическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
2.5. Проблема, предмет и объект.
2.6. Пpaктическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

 

 

6

2

2

2

 

 

Отчет к Пр. р № 1, 2.

3

Способы получения и переработки информации.
3.1. Виды источников информации.

7

3

2

2

 

Работа с различными источниками информации.

Отчет к Пр. р № 3, 4.

3.2. Пpaктическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.

Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов

Обсуждение работы на заседании НОУ

3.3. Библиография и аннотация, виды аннотаций Пpaктическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
3.4. Составление плана информационного текста.
3.5. Тезисы. Конспект.
3.6. Цитирование, правила оформления цитат.
3.7. Рецензия, отзыв.

Предзащита на заседании НОУ

Итоговое занятие I полугодия. Конференция

1

 

Защита темы реферата, конференция

4

Исследовательская работа.
4.1. Структура исследовательской работы, критерии оценки.
4.2. Этапы исследовательской работы.
4.3. Введение научного исследования.

13

4

6

3

 

Работа с различными источниками информации.

Отчет к Пр. р № 5, 6, 7.

4.4. Пpaктическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
4.5. Основная часть исследования.

Сообщение «Методы исследования».

Защита темы исследовательской работы

4.6. Пpaктическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
4.7. Методы исследования.
4.8. Результаты опытно-экспериментальной работы.
4.9. Тезисы.
4.10. Компьютерная презентация.
4.11. Пpaктическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
4.12. Отзыв.
4.13. Рецензия.

Проведение некоторых видов опытно – экспериментальной работы.

Обсуждение работы на заседании НОУ

5

Публичное выступление
5.1. Публичное выступление на трибуне и личность.
5.2. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
5.3. Пpaктическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

3

1

1

1

 

 

Отчет к Пр. р № 8.
Предзащита на заседании НОУ.

6

Итоговая конференция

2

 

 

 

2

 

Конференция.

 

Всего:

34

12

11

8

3

 

 

Содержание программы

11-й класс

1. Введение (1 ч.) Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации.

2. Проект (8 ч.) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: пpaктико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

  • Пpaктическая работа № 1. Планирование проекта.
  • Пpaктическая работа № 2. Информационный проект.
  • Пpaктическая работа № 3. Творческий проект.
  • Пpaктическая работа № 4. Ролевой проект.
  • Пpaктическая работа № 5. Пpaктико-ориентированный проект.
  • Пpaктическая работа № 6. Исследовательский проект.

3. Краткосрочный групповой проект (8 ч.) Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в комaнде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка доклада. Коллективная защита проекта. Оценка.

  • Пpaктическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
  • Пpaктическая работа № 8. Планирование.
  • Пpaктическая работа № 9. Принятие решения.
  • Пpaктическая работа № 10. Выполнение проекта.
  • Пpaктическая работа № 11. Оценка.
  • Пpaктическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

4. Индивидуальный проект (17 ч.) Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно – консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

  • Пpaктическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.
  • Пpaктическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.
  • Пpaктическая работа № 15. Определение источников информации.
  • Пpaктическая работа № 16. Работа с источниками информации.
  • Пpaктическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
  • Пpaктическая работа № 18. Проведение исследования.
  • Пpaктическая работа № 19. Проведение исследования.
  • Пpaктическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Пpaктическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

Конференции – 3 ч.

Тематический план

11-й класс

№ раздела

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая форма контроля

Всего часов

Классная работа

Внекл. работа

лекции

сем.

пpaкт.

конференции.

Виды внекл. работы

1

Введение.

1

1

 

 

 

 

 

2

Проект.
2.1. Особенности и структура проекта.
2.2. Виды проектов.
2.3. Пpaктическая работа № 1. планирование проекта.
2.4. Пpaктическая работа № 2. Информационный проект
2.5. Пpaктическая работа № 3. Творческий проект.
2.6. Пpaктическая работа № 4. Ролевой проект.
2.7. Пpaктическая работа № 5. Пpaктико-ориентированный проект.
2.8. Пpaктическая работа № 6. Исследовательский проект.

 

8

2

 

6

 

Работа с различными источниками информации.

Групповые мини проекты.

3

Краткосрочный групповой проект
3.1. Особенности краткосрочных проектов.
3.2. Пpaктическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
3.3. Пpaктическая работа № 8. Планирование.

8

 

1

6

1

Работа с различными источниками информации.

Обсуждение работы на заседании НОУ.

3.4. Пpaктическая работа № 9. Принятие решения.
3.5. Пpaктическая работа № 10. Выполнение проекта.
3.6. Пpaктическая работа № 11. Оценка.
3.7. Пpaктическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов.

Предзащита на заседании НОУ.

3.8. Защита проекта.

конференция

4

Индивидуальный проект.
4.1. Пpaктическая работа № 13.Выбор темы и ее конкретизация.
4.2. Пpaктическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.

17

 

5

9

3

Работа с различными источниками информации.

Обсуждение работы на заседании НОУ.

4.3. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов.
4.4. Пpaктическая работа № 15. Определение источников информации.
4.5. Пpaктическая работа № 16. Работа с источниками информации.
4.6. Пpaктическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
4.7.–4.8. Пpaктическая работа № 18, № 19. Проведение исследования.
4.9. Промежуточные отчеты учащихся.

Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов

 

4.10–4.11. Предзащита проекта.
4.12. Пpaктическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4.13. Пpaктическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

 

Предзащита на заседании НОУ.

4.14–4.16. Публичная защита проекта.
4.17. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

 

конференция

 

Всего

34

3

6

21

4

 

 

Виды самостоятельной работы учащихся

10-й класс

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Реферат как научная работа
Пpaктическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Отчет

По плану

 

Пpaктическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

Реферативная работа

 

2

Способы получения и переработки информации.
Пpaктическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.
Библиография и аннотация, виды аннотаций.
Пpaктическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Отчет

По плану

3

Исследовательская работа.
Пpaктическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Пpaктическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
Пpaктическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.

Отчет

По плану

4

Публичное выступление
Пpaктическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.

Отчет

По плану

11-й класс

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Проект.
Пpaктическая работа № 1. Планирование проекта.
Пpaктическая работа № 2. Информационный проект.
Пpaктическая работа № 3. Творческий проект.
Пpaктическая работа № 4. Ролевой проект.
Пpaктическая работа № 5. Пpaктико-ориентированный проект.
Пpaктическая работа № 6. Исследовательский проект.

Отчет

По плану

2

Краткосрочный групповой проект
Пpaктическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Пpaктическая работа № 8. Планирование.
Пpaктическая работа № 9. Принятие решения.
Пpaктическая работа № 10. Выполнение проекта.
Пpaктическая работа № 11. Оценка.
Пpaктическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.

Отчет

По плану

3

Индивидуальный проект
Пpaктическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.
Пpaктическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.
Пpaктическая работа № 15. Определение источников информации.
Пpaктическая работа № 16. Работа с источниками информации.
Пpaктическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
Пpaктическая работа № 18. Проведение исследования.
Пpaктическая работа № 19. Проведение исследования.
Пpaктическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Пpaктическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.

Отчет

По плану

Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения

Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:

  • Реферат – 10-й класс, 1-е полугодие.
  • Исследовательская работа – 10-й класс, 2-е полугодие.
  • Групповой мини-проект – 11-й класс, 1-я четверть.
  • Краткосрочный групповой проект – 11-й класс, 1-е полугодие.
  • Индивидуальный проект – 11-й класс, 2-е полугодие.

Виды групповых и индивидуальных проектов:

  • пpaктико-ориентированный,
  • исследовательский,
  • информационный,
  • творческий,
  • ролевой.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • Вебсайт в Интернете.
  • Видеофильм.
  • Выставка.
  • Газета.
  • Законопроект.
  • Фоторепортаж.
  • Статья.
  • Справочник.
  • Буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух творческих работ в 10-м классе, трех – в 11-м классе и всех пpaктических, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

  • качественно выполненное по собственной инициативе задание;
  • использование Интернет-технологии;
  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).

Протокол согласования программы с дисциплинами учебного плана

Наименование дисциплин, на изучение которых опирается данный курс

Методическое объединение

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения

Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением разработавшим программу

1

2

3

4

Биология

Экология

Химия

Методическое объединение естественно-научного цикла

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990. – Т 1.
  2. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Исследовательская деятельность // «Пpaктика административной работы в школе», № 4. – 2005. – С. 52.
  4. Лебедева С. А., Тарасов С. В., Викторов Ю. М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-пpaктический журнал Завуч. – 2000. – № 2. – С. 103–112.
  5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
  6. «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.
  7. Пиявский С. А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. – 2001. – № 1. – С. 10–20.
  8. Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и пpaктика сочинений разных жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
  10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  11. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
  12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5W9U59AS\Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
  13. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 3, 2004.
  14. Худин А. Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 4. – С. 116–124.
  15. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в пpaктике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru

Дополнительная

  1. Айзман. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. – Новосибирск, 1996.
  2. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Мейнке. – М., 1999.
  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни.
  4. Мохнач Н. Н. Валеология. – «Феникс», 2004.
  5. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н. А. Лемезы. – Минск, 1998.
  6. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.,1991.

Рекомендуемые технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Наименование рекомендуемых технических и электронных средств обучения

Наименование раздела и темы

1

Учебное электронное издание лабораторный пpaктикум. Биология 6–11-й класс. – Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

2

Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6–9-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.

Поиск источников информации, отбор фактического материала.

3

ЗАО 1С: Школа. Экология 10–11-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», 2004.

Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

4

Медицина: Биохимия. Физиология. Медицинская генетика. – ИД «Равновесие», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

5

1С Образовательная коллекция. Органическая химия 10–11-й классы. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

6

Биология в школе. Жизнедеятельность животных. – ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

7

Электронное учебное издание. Биология 9-й класс. – ООО «Дрофа», 2005, ООО «Физикон», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

8

Открытая биология. Д. И. Мамонтов. – ООО «Физикон», 2005.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

9

Учебное электронное издание. Экология. – Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

10

Энциклопедия комнатных растений. Россия. Каменев С. Ю. – 2004.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

11

Мультимедийное учебное пособие нового поколения. Биология. Анатомия и физиология человека. 9-й класс. – ЗАО «Новый диск», 2003.

Способы получения и переработки информации.
Поиск источников информации, отбор фактического материала.
Создание компьютерной презентации.

Приложение.


Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

23 09 2022 19:14:56

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

22 09 2022 9:24:41

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

21 09 2022 6:44:20

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

20 09 2022 14:43:40

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

19 09 2022 14:26:57

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

18 09 2022 20:28:30

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс


    Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс

      Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....

17 09 2022 18:33:52

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии


    Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

      Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

16 09 2022 9:12:58

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"


    Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

      Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

15 09 2022 22:20:34

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

14 09 2022 20:58:17

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

13 09 2022 2:38:20

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

12 09 2022 4:52:28

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

11 09 2022 15:23:42

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

10 09 2022 20:39:24

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

09 09 2022 16:32:58

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

08 09 2022 10:49:54

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

      В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

07 09 2022 2:56:29

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

06 09 2022 6:14:58

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

05 09 2022 22:28:40

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

04 09 2022 23:47:23

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

03 09 2022 23:26:24

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

02 09 2022 11:23:52

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

01 09 2022 4:31:11

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

31 08 2022 22:16:13

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

30 08 2022 0:25:37

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

29 08 2022 15:41:26

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

28 08 2022 0:48:18

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

27 08 2022 21:39:24

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

26 08 2022 3:45:31

Зоологическая игра "Птицы"


    Зоологическая игра "Птицы"

      Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....

25 08 2022 9:34:16

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

24 08 2022 3:15:44

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку


    Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

      На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

23 08 2022 5:42:26

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

22 08 2022 21:16:49

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

21 08 2022 10:11:13

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

20 08 2022 15:13:28

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

19 08 2022 12:56:11

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

18 08 2022 19:25:18

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

17 08 2022 9:30:52

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....

16 08 2022 0:46:29

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

15 08 2022 20:40:11

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

14 08 2022 15:14:50

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

13 08 2022 13:14:42

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира


    Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

      Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

12 08 2022 17:52:56

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

11 08 2022 20:52:33

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

10 08 2022 11:47:39

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

09 08 2022 15:49:54

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

08 08 2022 19:55:26

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

07 08 2022 2:28:13

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

06 08 2022 5:25:48

Классный час "За и против легализации наркотиков"


    Классный час "За и против легализации наркотиков"

      Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

05 08 2022 21:44:17

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.