Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


Цель урока:

  1. обобщить и систематизировать знания по теме;
  2. закрепить знание основных понятий и терминов;
  3. уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения;
  4. решать познавательные биологические задачи;
  5. умело применять знания по физиологии, анатомии, зоологии и ботанике;
  6. использовать электронно-образовательные ресурсы (мультимедийный проектор, интеpaктивную доску).

Организационные моменты.

  1. Учащиеся делятся на две группы (делегации 1 и 2 медицинских институтов).
  2. Кабинетные парты составляются в два ряда, чтобы выступающие видели друг друга.
  3. Все ученики сидят в белых халатах, к которым прикреплены бейджики с указанием профессии: врач-кардиолог, врач-терапевт, врач-гематолог, врач-хирург, врач-диетолог, ботаник, зоолог.
  4. Присутствующим гостям раздается брошюра с планом проведения симпозиума.

Ход урока

Руководитель симпозиума.

Сегодня мы проводим симпозиум в форме ролевой игры, тема которого “Кровь – носительница жизни”. На симпозиуме присутствуют врачи разных специальностей.

Эпиграфом к симпозиуму прозвучат слова китайского мудреца:

“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь”.

И мы сегодня будем говорить, показывать и действовать сами.

Далее ведущий симпозиума предоставляет слово врачу терапевту, который выходит к интеpaктивной доске, объявляет тему доклада “Форменные элементы крови”. Показывает презентацию, и видеосюжет о тромбоцитах и работах русских ученых в области иммунитета.

Примерный план доклада врача терапевта:

Состав крови.

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Строение, форма, количество, функции (показывает слайды).

Далее предлагается посмотреть видеосюжет о тромбоцитах (смотрят сюжет на экране телевизора).

Таблица 1.

Форменные элементы крови.

Наименование Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Строение Безъядерная клетка покрыта мембраной, содержит гемоглобин Бесцветная клетка, содержит ядро Кровяные пластинки, без ядра
Количество в 1 мм3 до 5 млн. 4–9 тыс. 180–320 тыс.
Продолжительность жизни 120 дней От 1 дня до нескольких дней 5–8 дней
Функции Переносит О2 и СО2 Защитная (фагоцитоз, иммунитет) Свертывание крови, восстановление сосудов

Руководитель симпозиума.

Предоставляет слово следующему ученику, который выступает в роли врача кардиолога.

Ученик сообщает тему своего доклада “Строение сердца”, показывает слайды по строению сердца.

Второй врач делает доклад на тему “Переливание крови”. При рассказе используется схема переливания крови.

Примерный план доклада:

1. История открытия групп крови.

Причины неудач и тяжелых осложнений при переливании крови были выяснены в 1901 г. австрийским ученым К. Ландштейнером и в 1903 г. чехом Янским.

Карл Ландштейнер в 1901 г. установил наличие в эритроцитах людей агглютиногенов (антигенов, участвующих в реакции агглютинации) и предположил наличие в сыворотке соответствующих агглютининов. Были обнаружены два агглютиногена “А” и “Б” и два агглютинина (“α” и “β”).

В крови разных людей они могут быть по одному вместе, либо отсутствовать. В крови каждого человека находятся разноименные агглютиногены и агглютинины. У людей имеются четыре их комбинации или четыре группы крови.

I (О) группа – в эритроцитах агглютиногенов нет, в плазме содержатся агглютинины “α” и “β”.

II (А) – в эритроцитах находится агглютиноген “А”, в плазме агглютинин “β”.

III (В) – в эритроцитах обнаруживается агглютиноген “В”, в плазме агглютинин “α”.

IV (АВ) – в эритроцитах содержатся агглютиногены “А” и “В”, в плазме агглютининов нет.

За открытие групп крови австрийский врач К. Ландштейнер получил Нобелевскую премию.

2. Правила переливания крови.

Схема переливания крови.

Людям I группы можно переливать кровь только этой группы. Кровь I группы можно переливать людям всех групп. Поэтому людей с I группой крови называют универсальными донорами. Людям с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, поэтому их называют универсальными реципиентами.

В настоящее время известно, что помимо четырех групп существует множество разновидностей групп крови. Некоторые из них так редки, что встречаются у одного, двух человек во всем мире.

3. Rh – фактор.

4. Значение донорства для медицины.

Руководитель симпозиума.

Сегодня у нас на симпозиуме присутствует лаборант со станции переливания крови и есть уникальная возможность определить группу крови у студентов.

Лаборант со станции переливания крови.

Определяет группу крови у учеников, используя одноразовые инструменты.

Все вместе делают вывод о группе крови. При этом лаборант рассказывает и показывает методику определения группы крови.

Руководитель симпозиума.

Предлагает каждой делегации решить познавательные задачи. Именно эти задачи делают урок ярче, интереснее и эффективнее.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Задача № 1.

Экологическая ситуация в Москве непростая в воздухе уменьшается количество кислорода и накапливается углекислый и сернистый газы.

Все это снижает иммунитет, влияет на кровь и работу сердца. Что можно посоветовать каждому человеку, чтобы укрепить защитные силы организма, т.е. иммунитет?

Ответ.

Врач-терапевт: вести здоровый образ жизни; закаливание организма; занятие спортом; соблюдение режима труда и отдыха.

Врач-диетолог: употрeбллять в пищу экологически чистые продукты; каждый день есть лук, чеснок, они содержат фитонциды и способствуют укреплению иммунитета; проводить витаминотерапию, есть фрукты, пить соки и витаминный чай.

Задача № 2.

В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?

Ответ хирурга.

В роли пострадавшего выступает любой ученик. Другой учащийся, например, врач хирург демонстрирует свои знания по оказанию первой медицинской помощи. Поясняет ответ своими действиями и рассказом, используя инструменты для оказания первой медицинской помощи.

Задача № 3.

Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Ответ криминалиста.

После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входившего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

Задача № 4.

У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов, находящихся на столе.

На столе лежат таблетки от кашля, aнaльгин, витамины “Ревит”, гематоген; из фруктов – яблоки, хурма, гранаты и помидоры.

Ответ терапевта.

Дает хаpaктеристику каждому лекарственному препарату. Таблетки от кашля – при кашле, “Ревит” – при авитаминозах и т.д. предлагает гематоген и фрукты – яблоки, гранаты, хурму.

Дополняет ответ другой ученик.

Рекордсменом по количеству железа среди фруктов является хурма. Родина Китай. В Европу была завезена в XVI веке.

Задача № 5.

У человека цвет крови – красный, у головоногих моллюсков – гoлyбой. Объясните причину столь разнообразной окраски крови.

Ответ зоолога.

Пигмент гoлyбого цвета – гемоцианин, содержит много меди, он и придает гoлyбой цвет.

Задача № 6.

Свертывание крови – защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей?

Ответ кардиолога.

Эти заболевания опасны, так как затруднено движение крови. Инсульт – тромбоз, закупорка сосудов мозга. Инфаркт – тромбоз венечных сосудов сердца.

Руководитель симпозиума.

Благодарит всех и предлагает решить кроссворд гостям:

Примерные вопросы кроссворда.

Руководитель симпозиума.

Предлагает разделиться на подгруппы, где каждый выполняет свое задание. Ребята показывают навыки работы с тонометром, компьютером и микроскопом.

Задание подгруппы № 1 (работа у компьютера).

Человек заболел. Врач подозревает по хаpaктеру и месту боли, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендикс). Больному делают срочный анализ крови (который на экране компьютера). Почему врач решил оперировать больного?

Ответ.

Посмотрев анализ крови на экране компьютера, делается вывод, что у больного повышенное содержание лейкоцитов (15 тыс. мм3). Врач будет оперировать больного.

Задание подгруппы № 2

Измерить кровяное давление с помощью тонометра. Чему равно у здорового человека артериальное давление? Что такое гипертония, гипотония?

Задание подгруппы № 3

На интеpaктивной доске слайд с эритроцитами лягушки и человека. Выяснить различия и предположить, как они могли возникнуть.

Руководитель симпозиума.

Предлагает перейти к рубрике “А знаете ли вы?”

Эта рубрика помогает обогатить знания учащихся новой интересной информацией. Каждая из комaнд заранее готовилась к этой рубрике.

Например, некоторые из них:

А знаете ли вы, что в настоящее время 28 тыс. американских врачей принимают по таблетке аспирина (в течение 5-ти лет). Они надеются подтвердить или опровергнуть сообщения о том, что аспирин пpeдoxpaняет сердце от инфаркта.

А известно ли вам, что цепочкой эритроцитов можно трижды!!! опоясать земной шар?

А знаете ли вы, что суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400 м2?

А знаете ли вы, что у сербского жителя Рамо Османи в гpyди бьется два сердца. Этот человек отличается большей выносливостью, но есть недостаток, устав, сердце нуждается в более длительном отдыхе.

А известно ли вам что в истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза?

А знаете ли вы, что кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньшую, чем волос?

А знаете ли вы, что у человека общая длина капилляров свыше 100 тыс. км?

А знаете ли вы, что каждую секунду в организме человека разрушается от двух до 10 млн. эритроцитов?

А знаете ли вы, что РН крови составляет 7,36 – 7,42 (слабощелочная)?

А знаете ли вы, что гемолиз наблюдается при укусе ядовитых змей, скорпионов, множественных укусах пчел, при малярии, при переливании несовместимой в групповом отношении крови?

А знаете ли вы, что потеря 1/3 количества крови может привести организм к гибели?

А известно ли вам что для осуществления всех фаз процесса свертывания крови необходимы ионы кальция?

А знаете ли вы, что витамин “К” улучшает свертывание крови? Он содержится в листьях салата, капусты, в томатах.

Подведение итогов.

Подводятся итоги проведенного симпозиума, и в качестве профилактики анемии всем раздается гематоген.

Список используемой литературы.

  1. Исмаилов С.Т. Энциклопедия для детей Москвы “Аванта+”. 1996.
  2. Модестов С.Ю. Творческие задачи по экологии.
  3. Модестов С.Ю. Творческие задачи по биологии, экологии и ОБЖ. – С.П.: АКЦИДЕНТ, 1998.
  4. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Беркинблит М.Б., Жердяев А.В., Тарасов О.С. Задачи по физиологии человека и животных. – М.: Мирос, 1995.


Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

19 05 2022 22:41:16

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"


    Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

      Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

18 05 2022 9:33:21

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

17 05 2022 1:21:54

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

16 05 2022 8:35:51

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

15 05 2022 6:49:38

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

14 05 2022 15:35:10

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

13 05 2022 21:42:21

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

12 05 2022 17:13:43

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

11 05 2022 7:51:28

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

10 05 2022 1:46:15

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

09 05 2022 5:54:16

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

08 05 2022 6:53:20

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

07 05 2022 21:39:56

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

06 05 2022 16:44:17

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

05 05 2022 8:19:40

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

04 05 2022 9:41:24

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

03 05 2022 0:44:29

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

02 05 2022 22:25:33

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

01 05 2022 21:17:26

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

30 04 2022 10:39:44

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

29 04 2022 15:51:53

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

28 04 2022 4:25:32

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

27 04 2022 14:46:38

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы влияния

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Факторы влияния Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....

26 04 2022 17:11:42

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

25 04 2022 8:57:41

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

24 04 2022 21:36:53

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

23 04 2022 4:18:30

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

22 04 2022 23:38:14

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

21 04 2022 18:35:26

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

20 04 2022 1:43:46

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

19 04 2022 14:25:44

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

18 04 2022 0:53:37

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

17 04 2022 11:33:16

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

16 04 2022 10:53:49

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

15 04 2022 11:22:24

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

14 04 2022 12:24:56

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

13 04 2022 10:42:53

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

12 04 2022 12:52:38

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

11 04 2022 15:58:25

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

10 04 2022 1:59:52

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс


    "Путешествие в страну сказок". 6-й класс

      Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

09 04 2022 15:14:13

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

08 04 2022 2:15:46

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

07 04 2022 11:20:39

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

06 04 2022 4:55:56

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

05 04 2022 20:30:17

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

04 04 2022 6:22:21

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

03 04 2022 2:39:46

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

02 04 2022 4:36:16

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

01 04 2022 11:14:51

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

31 03 2022 7:58:24

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::