Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цели:
Оборудование: таблицы: “Моногибридное скрещивание”, “Дигибридное скрещивание”, “Промежуточное наследование”, “Количество хромосом различных организмов”, “Определение пола”, “Количество новорожденных по полу”, “Почему не бывают черепаховые коты?”, “Родословная семьи Николая 2”.
Предварительная подготовка к уроку: перед уроком учащимся предлагается найти материал и подготовить таблицы или презентации для изучения новой темы.
- Как определяется пол у животных?
- 2. Что такое гемофилия?
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
а) вставить пропущенные слова.
б) написать символику.
в) составить синквейн.
г) определить фенотип.
3. Сообщение темы: “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”.
4. Работа над новым материалом.
Вступительное слово преподавателя.
В начале 20 столетия стало очевидным что Г. Мендель открыл единые закономерности наследственности для всех живых организмов.
Но вместе с тем стали накапливаться сведения о том, что в некоторых случаях расщепление происходит не по правилам Г. Менделя.
Действительно, генов, кодирующих различные признаки, у любого организма очень много. Так по приблизительным расчетам у человека около 100 000 тысяч генов, а видов хромосом только 23.
Таким образом все десятки тысяч генов умещается в этих хромосомах.
Каковы же принципы наследования генов, и с чем это связано, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
5. Генетика пола (Презентация):
а) Что такое пол?
б) Хромосомы (аутосомы и пoлoвые)
в) Пол человека
г) Гомогаметный, гетерогаметный
д) Таблица разделение пола на гомогаметный и
гетерогаметный
е) Пoлoвые хромосомы (женские X, мужские Y)
6. Наследование сцепленное с полом (см. презентацию):
а) Признаки, сцепленные с полом.
б) 370 болезней сцепленные с Х-хромосом.
в) Дальтонизм. Гемофилия (доклад учащегося).
г) Черная и рыжая окраска определяющаяся аллелями локализованными в Х-хромосоме (в У-хромосоме они отсутствуют).
6. Значение генетики. Методы генетики.
Значение генетики позволяет решать разнообразные задачи в области современной медицины, биотехнологии, экологии и селекции.
Все генетические законы и закономерности универсальны и применимы к человеку. На них основаны методы изучения генетики человека.
Методы генетики.
- Генеалогический (составление родословных)
- Близнецовый (изучение фенотипа и генотипа близнецов)
- Цитогенетический (диагностика наследственных заболеваний)
- Биохимический (изучение обмена веществ в организме)
А кто такие близнецы? Как их еще называют?
Близнецовый метод был предложен в 1876 г. английским ученым Гольтоном, однако, широкое применение он нашел лишь в середине 1920-х годов.
Вопросы | Монозиготные | Дизиготные |
1. Время рождения | ||
2. Количество яйцеклеток, из которых развиваются близнецы | ||
3. Количество cпepматозойдов участвующих в оплодотворении | ||
4. Схема сходства генотипа | ||
5. Пол близнецов | ||
6. Причина появления |
Графический диктант
Разделите признаки соответствующие типам близнецов.
Однояйцевые ^ (1; 7; 8; 10; 4)
Разнояйцевые (2; 3; 5; 6; 9)
- Имеют одинаковый генотип ^
- Еще называют дизиготными
- В оплодотворении участвуют две яйцеклетки, две cпepматозойда
- Хаpaктеризуются большой степенью сходства ^
- Могут быть как однополые, так и разнополые
- Часто хаpaктеризуется несходством по многим признакам
- Наблюдения дают материал для определения роли влияния факторов внешней среды воспитания на проявление признаков ^
- Генетически идентичны ^
- Похожи как двоюродные братья и сестры
- Всегда однополые, либо дeвoчки, либо мальчик ^
7. Отработка пpaктических навыков решения задач.
Этапы решения задач:
- Определить генотип родителей (АА; Аа; аа;).
- Записать возможные типы гамет у каждого родителя (аа; АА; Аа;).
- Определить основные типы зигот.
- Произвести подсчет результатов.
8. Решите задачу.
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
А. Сколько типов гамет образуется у женщины?
Б. Сколько типов гамет образуется у мужчины?
В. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
Г. Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Д. Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
9. Итоги урока:
I. Какое из высказываний ученых вы взяли в качестве девиза по сегодняшнему уроку? Почему?
II. Что такое моногибридное скрещивание?
III. Какие гены называют сцепленными?
IV. Как называют хромосомы, не отвечающие за определение пола организма?
V. Как обозначают наборы пoлoвых хромосом самца и самки?
VI. Какие хромосомы обеспечивают наследование признаков, сцепленных с полом?
10. Приложение: Вставить пропущенные слова
Основной метод, который Г.Мендаль разработал и положил в основу своих опытов, называют (гибридологическим).
Суть его заключается в (скрещивании) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким (признакам)
Потомков от таких скрещиваний называют(гибридами)
Важной особенностью этого метода было то, что Г.Мендаль наблюдал за наследованием(альтернативных) признаков.
Задание. Найти и назвать слова,
Отвечающие за фенотип отца и ребенка
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча,
По фамилии – Степанов
И по имени – Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
У Степана сын родился
Малыша зовут Егор
Возле мамы на кровати
На виду у прочих мам
Спит ребёнок небывалый
Не малыш, а целый малый,
Полных восемь килограмм!
Богатырь, а не ребёнок,
Как не верить чудесам,
Вырастает из пелёнок
Не по дням, а по часам.
Задание. Докажите с точки зрения.
Генетики почему такого не может быть?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят:
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Великие люди говорили:
- Три пути ведут к знанию: путь размышления- это путь самый благородный; путь подражания- это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. /Конфуций/
- Как приятно знать, что ты что-то узнал. /Мольер/
- Любознательность создает ученых и поэтов. /А.Франс/
- Я знаю, что я ничего не знаю. /Сократ/
- Познание начинается с удивления. /Аристотель/
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
31 08 2025 11:23:15
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
30 08 2025 18:55:15
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
29 08 2025 19:31:44
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
28 08 2025 21:26:47
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
27 08 2025 9:20:49
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
26 08 2025 22:23:45
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
25 08 2025 18:30:49
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
24 08 2025 15:21:25
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
23 08 2025 22:44:12
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
22 08 2025 23:16:15
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
21 08 2025 9:18:46
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
20 08 2025 11:56:51

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
19 08 2025 16:19:26
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
18 08 2025 3:51:24
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
17 08 2025 18:15:32
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
16 08 2025 23:48:12
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
15 08 2025 5:52:19
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
14 08 2025 14:41:37
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
13 08 2025 6:17:20

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
12 08 2025 23:43:34
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
11 08 2025 10:59:53

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
10 08 2025 15:55:21
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
09 08 2025 8:42:31
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
08 08 2025 19:55:37
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
07 08 2025 19:11:24
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
06 08 2025 22:20:44
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
05 08 2025 15:24:58
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
04 08 2025 3:49:11

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
03 08 2025 16:44:21
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
02 08 2025 8:56:55
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
01 08 2025 16:39:54
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
31 07 2025 21:38:37
Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....
30 07 2025 0:15:10

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
29 07 2025 19:15:45
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
28 07 2025 17:33:26
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
27 07 2025 12:38:52
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
26 07 2025 2:25:51
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
25 07 2025 8:52:28
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
24 07 2025 22:21:36
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
23 07 2025 9:48:34
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
22 07 2025 18:54:54
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
21 07 2025 21:22:29
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
20 07 2025 4:23:58
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
19 07 2025 19:18:43
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
18 07 2025 23:57:23

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
17 07 2025 17:24:56
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
16 07 2025 1:40:47
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
15 07 2025 4:37:16
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
14 07 2025 0:28:51
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока.
...
13 07 2025 19:48:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::