Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цели:
Оборудование: таблицы: “Моногибридное скрещивание”, “Дигибридное скрещивание”, “Промежуточное наследование”, “Количество хромосом различных организмов”, “Определение пола”, “Количество новорожденных по полу”, “Почему не бывают черепаховые коты?”, “Родословная семьи Николая 2”.
Предварительная подготовка к уроку: перед уроком учащимся предлагается найти материал и подготовить таблицы или презентации для изучения новой темы.
- Как определяется пол у животных?
- 2. Что такое гемофилия?
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
а) вставить пропущенные слова.
б) написать символику.
в) составить синквейн.
г) определить фенотип.
3. Сообщение темы: “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”.
4. Работа над новым материалом.
Вступительное слово преподавателя.
В начале 20 столетия стало очевидным что Г. Мендель открыл единые закономерности наследственности для всех живых организмов.
Но вместе с тем стали накапливаться сведения о том, что в некоторых случаях расщепление происходит не по правилам Г. Менделя.
Действительно, генов, кодирующих различные признаки, у любого организма очень много. Так по приблизительным расчетам у человека около 100 000 тысяч генов, а видов хромосом только 23.
Таким образом все десятки тысяч генов умещается в этих хромосомах.
Каковы же принципы наследования генов, и с чем это связано, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
5. Генетика пола (Презентация):
а) Что такое пол?
б) Хромосомы (аутосомы и пoлoвые)
в) Пол человека
г) Гомогаметный, гетерогаметный
д) Таблица разделение пола на гомогаметный и
гетерогаметный
е) Пoлoвые хромосомы (женские X, мужские Y)
6. Наследование сцепленное с полом (см. презентацию):
а) Признаки, сцепленные с полом.
б) 370 болезней сцепленные с Х-хромосом.
в) Дальтонизм. Гемофилия (доклад учащегося).
г) Черная и рыжая окраска определяющаяся аллелями локализованными в Х-хромосоме (в У-хромосоме они отсутствуют).
6. Значение генетики. Методы генетики.
Значение генетики позволяет решать разнообразные задачи в области современной медицины, биотехнологии, экологии и селекции.
Все генетические законы и закономерности универсальны и применимы к человеку. На них основаны методы изучения генетики человека.
Методы генетики.
- Генеалогический (составление родословных)
- Близнецовый (изучение фенотипа и генотипа близнецов)
- Цитогенетический (диагностика наследственных заболеваний)
- Биохимический (изучение обмена веществ в организме)
А кто такие близнецы? Как их еще называют?
Близнецовый метод был предложен в 1876 г. английским ученым Гольтоном, однако, широкое применение он нашел лишь в середине 1920-х годов.
Вопросы | Монозиготные | Дизиготные |
1. Время рождения | ||
2. Количество яйцеклеток, из которых развиваются близнецы | ||
3. Количество cпepматозойдов участвующих в оплодотворении | ||
4. Схема сходства генотипа | ||
5. Пол близнецов | ||
6. Причина появления |
Графический диктант
Разделите признаки соответствующие типам близнецов.
Однояйцевые ^ (1; 7; 8; 10; 4)
Разнояйцевые (2; 3; 5; 6; 9)
- Имеют одинаковый генотип ^
- Еще называют дизиготными
- В оплодотворении участвуют две яйцеклетки, две cпepматозойда
- Хаpaктеризуются большой степенью сходства ^
- Могут быть как однополые, так и разнополые
- Часто хаpaктеризуется несходством по многим признакам
- Наблюдения дают материал для определения роли влияния факторов внешней среды воспитания на проявление признаков ^
- Генетически идентичны ^
- Похожи как двоюродные братья и сестры
- Всегда однополые, либо дeвoчки, либо мальчик ^
7. Отработка пpaктических навыков решения задач.
Этапы решения задач:
- Определить генотип родителей (АА; Аа; аа;).
- Записать возможные типы гамет у каждого родителя (аа; АА; Аа;).
- Определить основные типы зигот.
- Произвести подсчет результатов.
8. Решите задачу.
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
А. Сколько типов гамет образуется у женщины?
Б. Сколько типов гамет образуется у мужчины?
В. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
Г. Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Д. Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
9. Итоги урока:
I. Какое из высказываний ученых вы взяли в качестве девиза по сегодняшнему уроку? Почему?
II. Что такое моногибридное скрещивание?
III. Какие гены называют сцепленными?
IV. Как называют хромосомы, не отвечающие за определение пола организма?
V. Как обозначают наборы пoлoвых хромосом самца и самки?
VI. Какие хромосомы обеспечивают наследование признаков, сцепленных с полом?
10. Приложение: Вставить пропущенные слова
Основной метод, который Г.Мендаль разработал и положил в основу своих опытов, называют (гибридологическим).
Суть его заключается в (скрещивании) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким (признакам)
Потомков от таких скрещиваний называют(гибридами)
Важной особенностью этого метода было то, что Г.Мендаль наблюдал за наследованием(альтернативных) признаков.
Задание. Найти и назвать слова,
Отвечающие за фенотип отца и ребенка
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча,
По фамилии – Степанов
И по имени – Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
У Степана сын родился
Малыша зовут Егор
Возле мамы на кровати
На виду у прочих мам
Спит ребёнок небывалый
Не малыш, а целый малый,
Полных восемь килограмм!
Богатырь, а не ребёнок,
Как не верить чудесам,
Вырастает из пелёнок
Не по дням, а по часам.
Задание. Докажите с точки зрения.
Генетики почему такого не может быть?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят:
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Великие люди говорили:
- Три пути ведут к знанию: путь размышления- это путь самый благородный; путь подражания- это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. /Конфуций/
- Как приятно знать, что ты что-то узнал. /Мольер/
- Любознательность создает ученых и поэтов. /А.Франс/
- Я знаю, что я ничего не знаю. /Сократ/
- Познание начинается с удивления. /Аристотель/
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
28 03 2024 0:41:24
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
27 03 2024 0:55:54
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
26 03 2024 19:57:43
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
25 03 2024 0:17:42
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
24 03 2024 15:29:46
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
23 03 2024 7:47:47
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
22 03 2024 1:57:31
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
21 03 2024 13:39:26
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
20 03 2024 1:20:44
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
19 03 2024 19:30:32
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...
18 03 2024 15:33:10
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
17 03 2024 16:41:57
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...
16 03 2024 23:12:17
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
15 03 2024 6:35:48
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
14 03 2024 22:15:46
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
13 03 2024 11:39:47
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
12 03 2024 19:31:16
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
11 03 2024 17:28:56
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
10 03 2024 15:40:58
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
09 03 2024 21:30:21
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
08 03 2024 15:46:24
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
07 03 2024 8:42:32
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
06 03 2024 18:30:11
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
05 03 2024 10:26:42
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...
04 03 2024 23:19:39
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
03 03 2024 2:33:58
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
02 03 2024 16:34:17
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
01 03 2024 16:54:19
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
29 02 2024 17:24:30
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
28 02 2024 23:12:59
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...
27 02 2024 22:33:48
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
26 02 2024 8:33:37
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...
25 02 2024 18:47:18
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...
24 02 2024 3:27:19
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
23 02 2024 6:44:22
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
22 02 2024 22:13:30
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
21 02 2024 1:21:21
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
20 02 2024 15:35:45
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
19 02 2024 15:19:28
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
18 02 2024 7:52:14
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...
17 02 2024 7:17:36
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...
16 02 2024 18:24:12
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
15 02 2024 22:24:17
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
14 02 2024 15:41:13
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
13 02 2024 21:47:42
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
12 02 2024 6:38:40
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
11 02 2024 3:28:16
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
10 02 2024 0:34:26
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
09 02 2024 1:52:46
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
08 02 2024 16:22:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::