Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"
Цели и задачи:
- раскрыть особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности;
- показать космическую роль растений в формировании атмосферы Земли;
- сформировать понятие “фотосинтез”;
- развивать общеучебные умения и навыки (работать с учебной литературой, биологическими объектами) ;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и грамотно формулировать обобщающие выводы;
- воспитывать нравственные качества учащихся и добросовестное отношение к предмету.
Тип урока: комбинированный с использованием частично-поискового и проблемных методов.
Структура урока:
- Организационное начало урока.
- Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.
- Фронтальный опрос по теме “Питание”.
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Постановка цели и задач урока.
- Внутреннее строение листа и его значение для растения.
- Суть процесса фотосинтеза.
- Значение фотосинтеза.
- Подведение итогов урока.
Оборудование:
- гербарные экземпляры растений,
- комнатные растнеия,
- клеточное строение корня”,
- “Клеточное строение листа”,
- “Строение цветкового растения”,
- “Зоны корня”.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос по теме “Питание”.
– Что такое питание?
Какие вы знаете типы питания? (автотрофное, гетеротрофное, сапротрофное и т.д.)
– Как питаются растения? (почвенное и воздушное)
– Какова роль корня в почвенном питании? (всасывание и проведение воды с растворенными в ней минеральными солями).
2. Индивидуальная работа по карточкам.
3. Выполните тест подстановки:
“При почвенном питании растения с помощью … поглощают и …, которые по … тканям поступают в листья” (корневых волосков, воду, минеральные вещества, проводящим).
II. Изучение нового материала.
1. Постановка цели и задач.
- Помимо почвенного питания или минерального питания растению свойственно и воздушное. Сегодня на уроке рассмотрим особенности фотосинтеза.
2. Внутреннее строение листа.
Составим схему для воздушного питания растения:
- Тип питания —> воздушное питание (фотосинтез).
- Орган —> лист.
- Ткань —> основная.
- Клетки —> столбчатые.
- Органоиды клетки —> хлоропласты.
- Вещества —> органические.
- Как видим, основной орган, в котором образуются органические вещества, это лист. Вспомним его строение и функции.
– Какие ткани образуют лист?
( Покровная, механическая,
проводящая, основная.)
– Какие функции выполняет каждая из перечисленных тканей в листе? В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые, или палисадные. Главная особенность их строения заключается в том, что среди их клеточных структур есть совершенно особый органоид - хлоропласт. Вещество, входящее в его состав, - это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.
Ученики слушают учителя, записывают в тетрадь основные понятия:Основная ткань. Столбчатые клетки. Палисадные клетки. Хлоропласт. Хлорофилл.
- Обратите внимание на рисунки - иллюстрации к разделу “Питание и пищеварение”. Какие еще клетки листа, кроме клеток основной ткани, здесь отмечены? Работают с рисунками учебника. Называют клетки: устьица, клетки кожицы.
3. Суть процесса фотосинтеза.
- А теперь составим схему, в которой не только были бы отмечены названия клеток, но и показана их роль в процессе воздушного питания. (Приложение 1).
Составляют схему в тетради вместе с учителем.
- Попробуем по составленной нами схеме составить последовательный рассказ о процессе воздушного питания растений. (Как вариант.)
“Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зеленого листа, а именно в клетки основной ткани, называемые палисадные или столбчатые, сюда же через разомкнутые клетки устьиц из атмосферного воздуха поступает углекислый газ. Помимо этого, по сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению.
В клетках палисадной ткани имеются хлоропласты, содержащие особый пигмент хлорофилл. В них-то и происходит процесс фотосинтеза.
Итак, можем ли мы сейчас уже охаpaктеризовать:
1) Место протекания процесса (Хлоропласты столбчатой (палисадной) ткани листа (в основном).
2) Условия протекания процесса (Солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл.
3) Суть процесса. Результат. (Образование органических веществ из неорганических путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света).
Учитель помогает формулировать ответ при возникающих затруднениях. Дети отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетради (Приложение2)
— В ходе фотосинтеза происходит не только превращение одних веществ в другие, но и переход энергии из одного вида в другой. Так, энергия солнечного света превращается в энергию химических связей, заключенную в молекулах органических веществ.
4. Значение фотосинтеза.
- Как вы понимаете “Планетарное значение процесса фотосинтеза”?
- Прочитайте текст учебника и найдите в нем основные положения.
Работают с учебником, называют основные положения текста.
Помогает формулировать некоторые положения.
- Это значит, значение фотосинтеза для всей планеты, для всего живого на ней, поскольку в ходе фотосинтеза выделяется кислород в окружающую среду, которым дышат все живые организмы. Растения усваивают солнечную энергию – это связь с космосом (Приложение 3).
- А как понять “Эволюционное значение процесса”?
- Несомненно, речь идет о значении его для хода эволюции, определения ее пути. Подробнее и основательнее мы этот вопрос будем изучать в старших классах на более высоких уровнях познания биологических законов, а теперь лишь отметим следующее. Побочный продукт фотосинтеза -кислород - оказался очень влиятельным фактором, который заставил живые организмы приспособиться к новым аэробным, т. е. кислородным, условиям жизни, и все особенности строения их и жизнедеятельности стали зависеть от этих условий.
IV. Закрепление изученного.
- А теперь с помощью вопросов и тестовых заданий попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема сегодняшнего урока и сможем ли мы достичь поставленных целей.
1. Работа с рельефными таблицами у доски.
- Покажите на таблице клетки, задействованные в процессе воздушного питания.
- преобразуют энергию солнечного света;
- делают ее доступной для живых организмов;
- выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.
- Какова особенность строения клеток кожицы листа, и какое она имеет значение в жизни растения?
2. Составление схемы фотосинтеза (творческий вариант).
3. Тест.
- Выполните тестовое задание, отметив знаками “+” правильные положения.
1. Лист - единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез.
2. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.
V. Подведение итогов урока.
1.Учитель подводит итоги выполнения заданий и работы учащихся на уроке в целом и оценивает их работу с комментированием.
2. Домашнее задание. Изучить раздел 10 до слов “Животные в процессе питания...”. Ответить на вопросы в конце раздела. Выучить новые определения и понятия. Выполнить задание № 48 в рабочей тетради.
Комментарии:
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
12 12 2024 13:56:17
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
11 12 2024 20:29:52
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
10 12 2024 10:50:47
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
09 12 2024 23:21:59
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
08 12 2024 19:45:22
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
07 12 2024 4:28:29
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
06 12 2024 8:41:43
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
05 12 2024 5:52:27
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
04 12 2024 7:35:31
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
03 12 2024 1:43:48
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
02 12 2024 14:56:45
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
01 12 2024 5:30:45
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
30 11 2024 1:30:24
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
29 11 2024 17:30:45
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
28 11 2024 7:31:45
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
27 11 2024 19:46:45
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
26 11 2024 13:16:21
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
25 11 2024 10:41:19
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...
24 11 2024 12:15:48
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
23 11 2024 20:23:17
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
22 11 2024 1:52:12
Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
21 11 2024 3:33:32
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
20 11 2024 4:11:11
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...
19 11 2024 10:21:26
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...
18 11 2024 3:32:37
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
17 11 2024 18:20:25
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
16 11 2024 8:10:33
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
15 11 2024 9:56:36
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...
14 11 2024 13:52:35
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
13 11 2024 16:15:31
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
12 11 2024 5:19:45
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
11 11 2024 20:22:23
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
10 11 2024 7:45:44
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
09 11 2024 6:14:55
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...
08 11 2024 7:14:17
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
07 11 2024 10:22:34
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
06 11 2024 7:47:53
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
05 11 2024 22:12:58
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
04 11 2024 20:12:38
Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...
03 11 2024 11:16:19
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
02 11 2024 22:24:52
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
01 11 2024 2:27:53
Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....
31 10 2024 10:43:38
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
30 10 2024 12:41:13
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
29 10 2024 6:16:13
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...
28 10 2024 10:39:11
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
27 10 2024 3:42:35
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...
26 10 2024 20:35:28
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
25 10 2024 19:11:25
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
24 10 2024 5:19:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::