Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Цель урока: закрепить экологические и биологические знания, привить интерес к учебной и исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

  • дидактическая – повторение и закрепление ранее полученных знаний;
  • воспитательная – формирование экологической культуры, правил поведения в природе;
  • развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умение применять знания на пpaктике.

Оборудование: фотографии, рисунки, таблицы, гербарии и т.д. животных и растений обитателей болот; Красная книга Среднего Урала, фонограмма голосов птиц; информационное табло со значками сигналами (по выбору учителя). Рекомендуется использовать компьютерные технологии.

Продолжительность урока-конкурса – 45 минут.

Вступление

2 февраля День водно-болотных угодий. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве обитания водоплавающих птиц, была подписана 2.02.71г. в г. Рамсаре (Иран) и с тех пор носит название Рамсарской конференции, а день её подписания объявлен Всемирным днём водно-болотных угодий. Основной целью конференции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средство достижения устойчивого развития во всём мире. В рамках конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной. В настоящие время к Рамсарской конференции присоединились уже более 100 государств, в том числе и Россия.

Болото представляет собой своеобразные экосистемы, где обитают организмы, приспособленные к избыточному увлажнению. Они являются естественной средой обитания для сотен видов цветковых растений, мхов, многочисленных насекомых, моллюсков и других беспозвоночных животных, различных видов водоплавающих птиц, рыб, зверей.

1 задание

15% территории Свердловской области занимают болота. Выделяют три основные типа болот: низинные, верховые и переходные.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Блока, о каком типе болот идёт речь. Ответ аргументируйте.

Болото – глубокая впадина
Огромное око земли.
Он плакал так долго,
Что в слёзах изошло его око
И чахлой травой поросло.

Ответ: Верховые болота. Они питаются в основном атмосферными осадками, поэтому бедны минеральными веществами и их растительность представлена сфагновыми мхами.

Блиц-опрос!

Что изучает наука бриология? (Мхи)

2 задание

Сфагновые болота покрывают 1% поверхности суши нашей планеты. Впитывая в себя, как губка, летние и зимние осадки, болота постепенно отдают их в течение года почве и вытекающим из них ручейкам – источникам великих рек. Водоудерживающая способность сфагновых мхов в 20 раз превышает их собственную сухую массу.
Где в пpaктической деятельности человек может применять эти свойства мха? (Строительство бань, заменитель ваты, материал для сушки обуви и т.д.)

Блиц-опрос!

Как называется способность мхов удерживать влагу? (Гигроскопичность)

3 задание

Перед вами коллекция растений, которые в народе называют мхами. Найдите лишнее. (Олений мох – лишайник). Свой выбор аргументируйте.

4 задание

Жабы и лягушки внешне похожи. Многие даже путают их. Если же приглядеться да немного понаблюдать – легко увидеть разницу.
Перед вами две картинки с этими животными попробуйте, как можно больше назвать отличительных признаков. (Подсказки: образ жизни, форма зрачка, длина задних ног, посадка тела и головы, откладка икры и т. д.). Рекомендуется показ небольших компьютерных презентаций об образе жизни данных земноводных.

Блиц-опрос!

По-латыни этого животного нарекли кулекс пипиенс. Оно распространено повсеместно. На земном шаре их великое множество. В России излюбленное место жительство болото. О ком идёт речь? Отгадка кроется в загадке.

Загадка!

В мае месяце летели птицы.
Крылья у них Орловы, гpyди слоновы,
Ноги львовы, носы железны.
Мы их бить, а они – нашу кровь пить.

(Комары)

5 задание

Головоломка «Составьте слова»

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных животных или их личинок.

я, шаг, лук, = лягушка
кол, ива, стог, = головастик
рана, сад, мал, = саламaндра
жар, як, лен, = жерлянка
ваш, как, = квакша.

Блиц-опрос!

Веснянка, журавлиха, подснежница. О какой ягоде идёт речь? (Клюква)

6 задание

Медицинское значение имеют ягоды клюквы. В свежем виде они могут храниться до девяти месяцев в прохладном месте.
Какие заболевания можно лечить ягодами клюквы? (Варианты ответов: авитаминозы, гипертония, пиелонефриты, простудные заболевания, компрессы полезны при лечении гнойных ран и ожогов).

Загадки!

Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

В болоте плачет,
А из болота не идёт.

(Кулик)

7 задание

Звучит фонограмма голосов птиц.

– Угадайте, чьи это голоса. (Кулик, журавль, утки, и т.д.)

8 задание

Определить название птиц:

Птицы болотные и водоплавающие: живущие в болотах с вязкой, мягкой почвой и добывающие там себе пищу имеют длинные голенастые ноги с широко расставленными пальцами, голенопяточное соединение без перьев. У многих длина пальцев увеличивается за счёт когтей, передние пальцы ног длинные, обычно частично связанные перепонками (кулики, цапли, журавли, аисты). Птицы, плавающие на воде и ныряющие, имеют три передних пальца, соединенных перепонками (утки, гуси), иногда соединены даже все четыре пальца (баклан) или снабжены лопастными перепонками (лысухи, поганки).
Рассмотрите лапы птиц разных местообитаний, сравните длину ног и пальцев; отметьте специализацию в зависимости от объектов добычи. (Рекомендуется использовать компьютерные презентации).

Блиц-опрос!

Совокупность популяций различных видов организмов, населяющих определённый биотоп (участок или территорию) называются? (Биоценозы)

До появления человека наш край представлял собой большие территории нетронутых лесов и болот. Болота люди активно осушали для того, чтобы превратить их в поля и луга, а также для добычи торфа. К настоящему времени число болот резко сокращается. Если мы не изменим своего отношение к естественным природным территориям, то многие животные и растения лишатся мест обитания, что приведёт к необратимым последствиям.

9 задание

По страницам Красной книги Среднего Урала. Необходимо по описанию, определить о каком животном идёт речь. Рекомендуется использовать фотографии из Красной книги как подсказка.

Птицы.

  • Эта птица относится к II категории редкости (статус). Редкий, уязвимый вид с повсеместно сокращающейся численностью. Занесён в Красную книгу России. На Урале – очень редкий вид. Обитает по речным долинам, вблизи озёр и болот. Гнёзда устраивает на высоких деревьях, используя их в течение нескольких лет. Пары постоянны. Основные лимитирующие факторы: осушение заболоченных территорий, освоение речных пойм и усиление фактора беспокойства. (Чёрный аист)
  • Статус. III категория. Редкий вид. На Среднем Урале в прошлом веке был широко распространён. В настоящие время на большей части территории не гнездятся, встречается как редкий перелётный вид.
  • Пары формируются на зимовках, постоянны в течение всей жизни. Гнёзда устраивают недалеко от воды, на берегу или в траве, среди зарослей тростника. Питается водными растениями и беспозвоночными. Лимитирующие факторы: бpaконьерство, хозяйственное и рекреационное освоение территории обитания, усиление фактора беспокойства. (Лебедь-кликун)

Земноводные.

  • Семейство Настоящие лягушки. Статус III категория. Редкий вид, На Среднем Урале встречается в районе Верхотурья и Туринска. Обитает в поймах рек, на берегах озёр, лесных опушках. Образ жизни на Урале не изучен. Лимитирующие факторы: загрязнение и пересыхание водоёмов. (Сибирская лягушка)

Члeнистоногие.

  • Отряд Чешуекрылые. Статус II категория. Реликтовый вид. Представитель энтомоценозов таёжных верховых болот. Точных данных численности нет. Оседлый вид. Гусеницы живут на морошке. Основной лимитирующий фактор изменение биоценозов в результате торфодобычи. (Перламутровка фригга)

10 задание

Домашнее задание. Учащиеся показывают свои презентации об удивительном мире болот.

Заключительный этап: подсчёт баллов. Учитель рассказывает о необходимости бережного отношения к природе, делает выводы и обобщения.

Нашё мероприятие хочется закончить отрывком из рассказа Н. Никонова «Болотная жизнь».
На болотную жизнь смотреть надо не торопясь, вдумчиво и пристально. Лучше всего медленно идти, выбирая дорогу по суше, или лежать на тёплом дёрне, следя за плывущими облаками. Тогда словно чувствуешь движение земли, ощущаешь, как она. Огромная, медленно и весело поворачивается к солнцу, и вместе с нею поворачиваешься ты сам.
Сладко греет солнышко, дурманом кадит, разомлевши багульник, пахнет оттаявшей землёй и высыпками молодой травы….
Еще неделя – и загремят над болотом лягушечьи хоры, залают матёрые гoлyбые квакуны. И верится, послушав вечером весь этот гам и стон, что есть такая лягушечья страна и живёт там волшебная лягушка – царевна.

Литература.

1. Буньков В.Я. Хрестоматия. «Край родной земля Уральская». – Свердловск 1967.
2. Кукушин В.С. экология человека: учебное пособие для средней школы. – Ростов-на-Дону, «Логос», 1994.
3. Красная книга Среднего Урала. – Екатеринбург, 1996.
4. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. – Волгоград: Учитель, 2005.



Комментарии:

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

09 10 2025 13:46:44

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

08 10 2025 0:45:35

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

07 10 2025 5:30:32

Царство насекомых


    Царство насекомых

      Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

06 10 2025 18:23:15

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

05 10 2025 20:46:11

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

04 10 2025 5:11:34

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

      Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

03 10 2025 20:16:34

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

02 10 2025 6:20:30

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

01 10 2025 0:42:20

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

30 09 2025 4:47:48

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

29 09 2025 11:45:57

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

28 09 2025 1:28:46

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

27 09 2025 5:14:10

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

26 09 2025 9:22:42

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

25 09 2025 9:10:49

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

24 09 2025 13:53:17

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

23 09 2025 6:47:13

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

22 09 2025 19:29:31

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

21 09 2025 7:16:10

Деление клетки. Митоз

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....

20 09 2025 22:25:11

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

19 09 2025 9:59:16

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"


    Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

18 09 2025 9:59:46

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

17 09 2025 8:27:55

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

16 09 2025 4:29:13

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

15 09 2025 17:40:45

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

14 09 2025 13:12:21

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

13 09 2025 13:44:56

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

12 09 2025 15:11:31

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

11 09 2025 4:36:47

Растения сада. 5-й класс


    Растения сада. 5-й класс

      Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

10 09 2025 0:10:45

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

09 09 2025 1:16:31

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

08 09 2025 21:46:28

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

07 09 2025 11:17:24

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

06 09 2025 23:27:26

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

05 09 2025 17:10:53

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

04 09 2025 22:58:56

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

03 09 2025 6:57:34

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

02 09 2025 19:43:33

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

01 09 2025 20:21:10

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

31 08 2025 14:42:29

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

30 08 2025 9:45:48

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

29 08 2025 6:16:52

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

28 08 2025 5:19:20

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

27 08 2025 6:26:33

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

26 08 2025 19:11:57

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

25 08 2025 4:21:15

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

24 08 2025 1:21:59

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

23 08 2025 10:29:24

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

22 08 2025 9:36:50

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

21 08 2025 18:14:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::