Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»
Тип урока: комбинированный (2 часа).
Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, умения применять ее в любой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации; продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы;
развивающая: формировать информационные, исследовательские компетенции (умение отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности) ;
воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности за сохранность природы.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной, учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: литература:
- учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология 7-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных учреждений – Москва: Дрофа, 2002 год.
- таблица “Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов насекомых”;
- коллекция насекомых бывшего ученика школы Селезенева Романа (более 150 экземпляров) ;
- живые экземпляры палочников;
- дидактические материалы для организации самостоятельной работы: открытки с насекомыми, вырезки из газет, журналов, журналы “Юный натуралист”, определители насекомых и т.д.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент. | Приветствует учащихся, определяет их
готовность к работе. Называет тему: “Тип Члeнистоногие, класс Насекомые”. |
Приветствуют учителя, проверяют
готовность своего рабочего места, формируют
группы по 4-6 человек. Записывают тему урока в тетрадь. |
2. Целеполагание и мотивация. | Дает справку о многообразии насекомых,
предлагает проблему: “Почему на земном шаре
такое разнообразие и многообразие насекомых, как
они приспособились к жизни на Земле”. Формулирует задания для проектной работы учащихся. Каждой группе предлагает определить форму презентации-проекта. |
Анализируют проблему, выбирают задания
для самостоятельной работы. Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности (проспект о насекомых, стихотворение, сказка и т.д.) Определяют форму презентации проекта и количество выступающих. |
3. Актуализация знаний и умений (инструктаж). | Предполагает дать хаpaктеристику
класса Насекомых, их многообразие, напоминает
алгоритм выполнения исследования. В качестве
разминки проводится фронтальная беседа по
вопросам: что представляет собой класс как
систематическая единица? Каковы отличительные признаки класса насекомых? Выявляем основные отряды насекомых. |
Распределяют по группам материалы
исследования, выясняют, как и где можно найти
необходимую информацию. Задание для всех групп (работа с коллекциями): “Узнайте насекомых по внешнему виду”. Первой и второй группам найти в своих коллекциях насекомых – вредителей растений, третьей и четвертой группам – насекомых хищников и полезных насекомых. Выполнение лабораторной работы по инструкции учебника: “Изучение представителей отрядов насекомых”. Каждая группа составляет список названий видов насекомых из коллекции, определяет к какому отряду они относятся и оформляет работу-презентацию именно по этим отрядам. |
4. Изучение нового учебного материала (работа проблемных групп). | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, направляет деятельность учеников, предлагает дополнительные источники информации. | Группы отвечают на вопросы, работают с источниками информации, в групповой дискуссии определяют пути решения проблемы. |
5. Закрепление и применение учебного материала (межгрупповая дискуссия). | Вместе с учащимися заслушивает
выступления каждой группы. Организует конкурс проектов, защиту творческих работ и определение победителей. |
Защищают исследовательские проекты. Знакомятся с работой Волжанина Влада “Наблюдения за палочниками в условиях неволи”. Изучают приспособленность палочников к окружающей среде на наглядном примере. |
6. Подведение итогов учебного занятия (рефлексия). | Предлагает назвать учащимся результаты работы, которые способствовали достижению цели урока. | Определяют уровень своих достижений и называют имена победителей в каждой номинации. |
ЭНТОМОЛОГИЯ
На этом свете знают не многие
Значение слова “энтомология”.
А эта наука в масштабах огромных
Исследует всюду жизнь насекомых!И кто-то со смехом вам скажет, быть может:
“Наука вам эта ни в чем не поможет!”
Так пусть же узнает этот невежда:
Без насекомых не будет как прежде.Зеленых лугов и полей без конца-
Земля наша словно лишится лица!
Лишь голод и cмepть – вот то, чего люди
Добьются, когда насекомых не будет!
Тихомиров Сергeй, учащийся МОУ СОШ с УИОП №5 г.Котельнича.
Литература
- В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М,:Дрофа, 2002
- В.Н.Семенцова. Биология, Технологические карты уроков.Санкт-Петербург, “Паритет”, – 2001.
- .Б.М.Мамаев, Е.А.Бордукова. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Комментарии:
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
26 04 2024 0:41:18
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
25 04 2024 10:59:59
Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
24 04 2024 1:54:22
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
23 04 2024 9:41:16
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
22 04 2024 21:49:49
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
21 04 2024 9:40:10
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
20 04 2024 7:25:19
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
19 04 2024 5:27:32
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...
18 04 2024 3:27:17
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
17 04 2024 22:44:19
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
16 04 2024 3:57:59
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
15 04 2024 22:29:59
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
14 04 2024 19:20:47
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
13 04 2024 10:17:35
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
12 04 2024 0:48:30
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
11 04 2024 15:27:30
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...
10 04 2024 2:32:37
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...
09 04 2024 11:32:23
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
08 04 2024 17:46:39
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...
07 04 2024 13:14:55
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов. ...
06 04 2024 2:56:55
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
05 04 2024 19:18:18
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
04 04 2024 3:31:31
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
03 04 2024 1:34:52
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...
02 04 2024 23:38:27
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
01 04 2024 17:10:57
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
31 03 2024 9:33:20
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
30 03 2024 10:49:41
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
29 03 2024 12:24:22
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
28 03 2024 1:35:42
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
27 03 2024 10:21:11
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
26 03 2024 23:35:35
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
25 03 2024 18:33:13
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...
24 03 2024 19:15:36
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...
23 03 2024 1:40:10
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
22 03 2024 8:46:22
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
21 03 2024 22:24:30
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...
20 03 2024 4:13:59
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
19 03 2024 2:14:33
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
18 03 2024 16:11:14
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
17 03 2024 0:17:14
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...
16 03 2024 20:32:22
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...
15 03 2024 23:29:46
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
14 03 2024 2:15:48
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...
13 03 2024 10:26:32
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
12 03 2024 6:52:13
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
11 03 2024 8:26:30
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
10 03 2024 5:32:28
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
09 03 2024 6:49:24
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...
08 03 2024 6:48:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::