Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


Цель урока: рассмотреть разные признаки заболеваний пищеварительной системы и обмена веществ, их причины и пути профилактики.

Задачи урока:

  1. Научить выбирать нужную информацию, быть внимательными.
  2. Сформировать представления о здоровом образе жизни.
  3. Закрепить активную позицию учащихся на уроке.
  4. Создать условия компетентностного усвоения учебного материала.

Ход урока

Сегодняшний урок является продолжением и завершением изучения пищеварительной системы и обмена веществ и энергии. Мы познакомимся с вопросами гигиены и профилактики болезней желудочно-кишечного тpaкта и обмена веществ (запись темы урока в тетрадь).

  1. Вспомним что такое гигиена?
  2. Что такое профилактика?
  3. Какие бывают причины болезней?
  4. Какие признаки болезней бывают?

Люди, заболев, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу.

Из беседы врача и пациентов многое можно узнать:

  • путь заражения или причину болезни;
  • профилактику заболевания, т.е. то, что указано в таблице, которую вы расчертите в тетради и которую мы заполним по ходу этого урока.
Название болезни Признаки болезни Причины болезни, пути заражения Профилактика
       

В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем беседы врача и пациента. Но не каждый может сделать правильный вывод по увиденному и услышанному.

Сегодняшний урок даст вам возможность:

  1. Продемонстрировать свою внимательность к людям, их внешнему облику, разговору.
  2. Выбрать важную информацию и занести её в таблицу.

Перед вами будет разыграно несколько сцен с помощью актёров – ваших одноклассников (нескольким ученикам было дано задание на опережение). В роли врача – ваш учитель.

А вы тоже до конца урока станете актёрами в роли случайных свидетелей, которые делают для себя выводы. В конце урока у шести актёров – случайных свидетелей будут взяты тетради на проверку таблицы.

Пояснения к организации театрализованной части урока.

  • В начале каждой инсценировки включается слайд с фотографией медицинского кабинета в качестве декорации (см. Приложение).
  • Учитель надевает белый халат, и фонендоскоп закрепляет на шее.
  • Каждый актёр – пациент, учащийся данного класса, выходит играть свою роль с рабочего места.
  • Слова распределяются на предыдущем уроке, как дополнительное задание.
  • После каждой сценки, с помощью слайда презентации (см. Приложение), уточняется название заболевания.

Дизентерия

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Температура-37,7°С; болит живот, не поймёшь даже где (держится двумя руками за живот), и ещё понос с примесью крови. Ой! Как мне плохо! И голова ещё болит.

Врач: Когда это началось, что перед этим ели, пили?

Пациент: Началось вчера. А перед этим я ездил на концерт. Когда обратно возвращался – был очень голоден и зашёл в закусочную, правда там не очень чисто было, да и мух полно, но думаю, пронесёт... Вот меня и пронесло...

Врач: Да, скорей всего вы там дизентерию подцепили, так как мухи являются переносчиками возбудителя дизентерии – кишечных бактерий. Да и руки, наверное, перед едой там не мыли?

Пациент: Да, не мыл. Там и умывальника не было видно.

Врач: Надо избегать таких мест общепита, даже если голоден. А сейчас придётся вас на скорой помощи отправить в инфекционное отделение. А это кафе проверить на источник инфекции.

Сальмонеллёз

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Знобит меня, а насморка и кашля нет. Голова болит и вообще боли в мышцах по всему телу. Я думаю у меня грипп. А ещё начались боли в животе: то схватит (показывает руками), то отпустит, то схватит, то отпустит. Понос пробрал, какой-то зловонный. Начинает подташнивать.

Врач: Какая температура? Может это и грипп, но сейчас нет эпидемии...

Пациент: Да не очень высокая температура – 37,5°С.

Врач: Возможно это не грипп. Что ели в течение последних трёх дней?

Пациент: Я последние три дня на глазунье и молоке сижу. Мои родственники уехали в туристическую поездку на неделю. А глазунью не сложно готовить – секундное дело. А молоко нам во двор видимо фермеры в бочке привозят. Очень удобно.

Врач: А молоко вы кипятите?

Пациент: Нет. Я не люблю кипячёное молоко.

Врач: Есть у меня подозрение, что вы заразились сальмонеллёзом, так как возбудитель этой болезни – сальмонелла может находиться в молоке и не проваренных и не прожаренных яйцах и мясе птиц. Придётся на две недели изолировать вас в инфекционной больнице. В следующей раз обpaбатывайте пищу, перед её употрeблением, если она может быть источником инфекции, да и руки мойте перед едой.

Гельминтоз (Аскаридоз)

Врач: Что беспокоит?

Пациент (кашляет): Не пойму, откуда взялся кашель, как при бронхите, простыть негде было. Да ещё эти кожные высыпания как при крапивнице, но в инфекции сказали, что это не она. Да и тошнота замучила, хотя почти ничего сейчас не ем – аппетита нет, да и живот болит, а поноса нет.

Врач: Вы не допускали еду грязных овощей или фруктов? Не страдаете дурной привычкой – грызть ногти?

Пациент: Обычно я всё мою: и руки, и фрукты с овощами, да и ногти не грызу (показывает руки врачу) Раз только, месяц назад, проезжали мы мимо сада совхозного, а там столько яблок нападало. А я как раз пить захотел(а). Ну, мы остановились, набрали с земли опавшие яблоки и, не удержались – полакомились, не помыв их.

Врач: Возможно, вы заразились аскаридами, через эти немытые яблоки. Для подтверждения диагноза сдайте анализ кала и крови. А чтобы не повторить заражение – мойте руки перед едой и не ешьте немытые овощи и фрукты.

Кстати червями паразитами можно заразиться не только через немытые овощи и фрукты, а через не проверенное и не прожаренное мясо животных.

Гастрит

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Чувство жжения и боли под «ложечкой» (показывает), неприятный вкус во рту, тошнота, а иногда и рвота желчью или слизью. Фу! В этот момент лихорадка ощущается...

Врач: Как питаетесь?

Пациент: Да как придётся – работа такая: один день только бутерброды, даже чаю выпить некогда; другой день оторвусь на все 200%, за все дни недоедания.

Врач: То есть, режима питания нет!

Пациент: Выбирать не приходится – деньги заpaбатывать или по режиму питаться.

Врач: Если дорого здоровье можно делать и то и другое. Причиной вашей болезни являетесь вы сами. А если будите соблюдать режим, не есть сухомятку, не переедать, всё будет в норме. А пока необходимо подтвердить мой диагноз обследоваться: сделать гастроскопию и уже начать соблюдать лечебную диету.

Язва желудка

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Появляются боли под ложечкой или в левом подреберье (показывает) через полчаса после приёма еды, а то и отрыжка. И с каждым приёмом еды всё хуже и хуже...

Врач: До этого не наблюдались у врача по поводу гастрита?

Пациент: Было дело. Только я давно не проверялся.

Врач: А предписанную профилактику выполняли?

Пациент: Скорей нет, чем да.

Врач: У вас все признаки язвы желудка. Сдайте анализ крови и ложитесь в больницу, так как могут быть серьёзные осложнения. Необходимо было соблюдать предписанную профилактику как при гастрите.

Ботулизм

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Туман, в глазах, (я вас с трудом различаю), боль в животе.

Врач: Понос, рвота были?

Пациент: Да, три раза за последние три часа.

Врач: Что ещё беспокоит?

Пациент: Слабость, сухость во рту, нарушение глотания, изменения голоса. (Затем присоединяется нарушение речи.)

Врач: Что ели вчера, сегодня?

Пациент: Сегодня ничего не ел. А вчера был в гостях на дне рождения: картошка, салаты, рядом со мной стояли грибы домашнего консервирования, я их один все и съел, соскучился по этому деликатесу.

Врач: Возможно, вы отравились ботулотоксином, который выpaбатывают бактерии, попавшие в мясные и грибные консервы. Вам срочно нужно введение сыворотки против этого токсина, она нейтрализует этот токсин. Неплохо сделать бактериологическое исследование этих грибов домашнего консервирования. Вызываю скорую помощь, т.к. может наступить паралич дыхательной мускулатуры.

Знайте, что Иммунитет при ботулизме не развивается, то есть этой болезнью можно болеть неоднократно.

Профилактика ботулизма заключается в тщательной термической обработке продуктов питания, строгом соблюдении санитарных норм приготовления, хранения и употрeбления пищи.

Алкоголизм

Врач: Что беспокоит?

Пациент: А всё меня беспокоит! Печень, сердце, желудок, всё болит. Посмотрите, что с моими руками (вытягивает вперёд, а они трясутся) воды в стакан налить – проблема... (Пробует налить на столе врача.)

Врач: А вы только воду из стакана пьёте?

Пациент: На что вы намекаете? Ну, бывает и пиво и что покрепче.

Врач: Как часто?

Пациент: Регулярно... (Икает.)

Врач: Насморком сейчас не страдаете?

Пациент: Нет. А почему вы об этом спросили?

Врач: Нос красный, как у вас, бывает от насморка или от алкоголизма.

Пациент: Я не алкоголик, я в меру пьющий.

Врач: Это начальная стадия алкоголизма, возникшая из-за нездорового образа жизни. Алкоголь – причина ваших болезней. Нужно вести трезвый образ жизни, заниматься спортом.

Куриная слепота

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Знаете, я тут чуть не заблyдился...

Врач: А в плане здоровья вас что беспокоит?

Пациент: А то и беспокоит, что я заблyдился из-за того, что когда шёл и наступили сумерки, я перестал видеть всё вокруг. Да и в тёмных помещениях со мной тоже самое происходит – ничего не вижу. Кроме этого, глаза у меня режет, как будто ссыхаются. Может, из-за этого я и не вижу.

Врач: Понятно. Покажите-ка мне свои руки.

Пациент: Причём тут руки, меня зрение беспокоит...

Врач: Дело в том, что если у вас кожа сухая, шелушится, особенно на руках, то по всем признакам у вас недостаток витамина «А», который проявляется в болезни «Куриная слепота». Питаетесь то хорошо? Морковь, курагу, петрушку любите?

Пациент: Да, регулярно ем.

Врач: Но значит ваша печень не в порядке, так как она превращает каротин продуктов в витамин «А». Я вам прописываю масленые капельки...

Пациент: В глаза?

Врач: Нет в рот, так как витамин «А» жирорастворим и продаётся обычно в масленых капельках.

Рахит

В кабинет заходит пациент с ребёнком на руках.

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Беспокоит меня то, что ребёночек моё до сих пор не только ходить, но и сам встать на ножки не может, а ведь ему уже скоро год и три месяца исполнится.

Врач: Чем кормите?

Пациент: В основном молочная пища, с молочной кухни берём, ну и овощами прикармливаем, когда получится мясом - на одну зарплату живём, да ещё платно учимся.

Врач: Гулять каждый день ходите с ребёнком.

Пациент: Нет. Получается раз в неделю – на выходной. Я ж сказала, мы учимся. А пока учимся, с ребёнком старенькая бабушка сидит, ей тяжело с ним на улицу выходить.

Врач: На ребёнке экономить нельзя. Себе надо отказать, но ребёнка в этом возрасте надо каждый день кормит не только молоком, но и мясом, рыбой. И гулять надо каждый день. Не можете сами – наймите няню помоложе, которой хватит сил гулять днём. Так в организме у ребёнка будет выpaбатываться витамин «Д», косточки его будут крепнуть и только тогда всё исправится. А пока я вашему ребёнку я ставлю диагноз «Рахит» – недостаток витамина «Д». Неправильное питание и отсутствие прогулок – причина этому.

Холера

Бывают и такие случаи, когда врач уже помочь редко может, об одном таком случае я вам поведаю:

Группа туристов отправилась в поход. После долгого перехода они остановились на ночевку, на берегу быстрой речки. Её вода была мутной и грязной. Но других источников воды рядом не было. Начавшийся дождь не дал возможности вскипятить эту воду. Было решено переждать дождь и потерпеть. Но один молодой человек, испытывая жажду, решил рискнуть, сказав, что в природе всё стерильно, он не подумал, что вверху по течению могли стоять селения человека. Результат не заставил долго себя ждать : на утро у него открылась неукротимая рвота и понос. Он терял столько воды, что на глазах таял. Не смотря на то, что группа сразу стала спускаться к населённому пункту – по прибытию в больницу обезвоживание достигло cмepтельной границы. В итоге этот парень погиб от холеры. А причиной оказалась бактерия – холерный вибрион, которая была в водах этой быстрой речушки.

Всё место, где это случилось, было объявлено карантинной зоной и её долго обpaбатывали и дезинфицировали.

Закрепление.

Решение кроссворда (проектируется на экран).

Вопросы кроссворда:

  1. Болезнь, которую вызывают токсины бактерий, живущих в консервах, особенно в мясных и грибных? (Ботулизм.)
  2. Болезнь, которую вызывает круглый червь размером 20-24см? (Аскаридоз.)
  3. Болезнь, которая возникает от злоупотрeбления спиртными напитками? (Алкоголизм.)
  4. Болезнь, которую вызывает бактерия – кишечная палочка? (Дизентерия.)
  5. Болезнь, возникающая от разъедания стенок желудка или кишечника, вследствие неправильного питания? (Язва.)
  6. Болезнь, которую вызывает бактерии, находящиеся в плохо обработанных продуктах (яйцо, мясо птицы, молоко)? (Сальмонеллёз.)
  7. Болезнь, признаками которой является воспаление стенок желудка, вследствие неправильного питания? (Гастрит.)

Домашнее задание (запись на доске).

Библиография.

  1. А.Ю. Бapaновский и др. «Руководство по домашней медицине». «Наука», 1993.
  2. Г.З. Минеджян. «Сборник по народной медицине». «Техноэкос», 1991.
  3. С.М. Полюхов. «Скорая доврачебная помощь». Справочник фельдшера. «Кишенёв», 1984.
  4. Медицинский энциклопедический словарь. Под редакцией В.И. Бородулина. «ОНИКС 21век», 2002.
  5. А.А. Лекарева. «Советы пpaктического врача». Справочное издание, «Клен», 1994.
  6. ММП «Медицинская энциклопедия». Товарный знак ИДДК, ООО «Бизнессофт», Россия, 2005.


Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

22 05 2022 9:40:15

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

21 05 2022 3:11:30

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

20 05 2022 6:22:26

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

19 05 2022 20:36:45

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

18 05 2022 9:51:21

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

17 05 2022 2:40:23

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

16 05 2022 10:25:58

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

15 05 2022 5:23:41

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

14 05 2022 21:54:40

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

13 05 2022 14:25:38

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

12 05 2022 9:32:17

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....

11 05 2022 5:48:17

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

10 05 2022 14:41:31

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

09 05 2022 6:16:57

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

08 05 2022 21:56:38

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

07 05 2022 13:52:23

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

06 05 2022 17:42:36

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

05 05 2022 9:20:40

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

04 05 2022 0:10:37

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

03 05 2022 13:28:41

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления


    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

02 05 2022 4:14:57

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

01 05 2022 6:35:37

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"


    Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

      Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

30 04 2022 2:32:11

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

29 04 2022 3:48:10

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

28 04 2022 23:29:29

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

27 04 2022 21:42:55

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

26 04 2022 17:25:18

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

25 04 2022 4:36:33

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

24 04 2022 2:18:50

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

23 04 2022 17:41:25

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

Ткани растений  ЕГЭ biologia's Blog «Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.  ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

22 04 2022 16:37:12

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

21 04 2022 6:29:39

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

20 04 2022 11:36:44

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

19 04 2022 0:12:50

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

18 04 2022 6:17:46

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

17 04 2022 21:40:39

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

16 04 2022 18:56:40

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

15 04 2022 4:53:18

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

14 04 2022 3:25:57

Интегрированные уроки биологии и физической культуры


    Интегрированные уроки биологии и физической культуры

      Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

13 04 2022 22:36:47

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

12 04 2022 5:52:58

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

11 04 2022 14:34:55

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

10 04 2022 3:32:25

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

09 04 2022 17:46:22

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

08 04 2022 2:35:15

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

07 04 2022 13:31:42

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

06 04 2022 19:35:48

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

05 04 2022 17:58:25

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

04 04 2022 2:57:51

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

03 04 2022 5:22:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::