Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

Цель урока: рассмотреть разные признаки заболеваний пищеварительной системы и обмена веществ, их причины и пути профилактики.

Задачи урока:

  1. Научить выбирать нужную информацию, быть внимательными.
  2. Сформировать представления о здоровом образе жизни.
  3. Закрепить активную позицию учащихся на уроке.
  4. Создать условия компетентностного усвоения учебного материала.

Ход урока

Сегодняшний урок является продолжением и завершением изучения пищеварительной системы и обмена веществ и энергии. Мы познакомимся с вопросами гигиены и профилактики болезней желудочно-кишечного тpaкта и обмена веществ (запись темы урока в тетрадь).

  1. Вспомним что такое гигиена?
  2. Что такое профилактика?
  3. Какие бывают причины болезней?
  4. Какие признаки болезней бывают?

Люди, заболев, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу.

Из беседы врача и пациентов многое можно узнать:

  • путь заражения или причину болезни;
  • профилактику заболевания, т.е. то, что указано в таблице, которую вы расчертите в тетради и которую мы заполним по ходу этого урока.
Название болезни Признаки болезни Причины болезни, пути заражения Профилактика
       

В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем беседы врача и пациента. Но не каждый может сделать правильный вывод по увиденному и услышанному.

Сегодняшний урок даст вам возможность:

  1. Продемонстрировать свою внимательность к людям, их внешнему облику, разговору.
  2. Выбрать важную информацию и занести её в таблицу.

Перед вами будет разыграно несколько сцен с помощью актёров – ваших одноклассников (нескольким ученикам было дано задание на опережение). В роли врача – ваш учитель.

А вы тоже до конца урока станете актёрами в роли случайных свидетелей, которые делают для себя выводы. В конце урока у шести актёров – случайных свидетелей будут взяты тетради на проверку таблицы.

Пояснения к организации театрализованной части урока.

  • В начале каждой инсценировки включается слайд с фотографией медицинского кабинета в качестве декорации (см. Приложение).
  • Учитель надевает белый халат, и фонендоскоп закрепляет на шее.
  • Каждый актёр – пациент, учащийся данного класса, выходит играть свою роль с рабочего места.
  • Слова распределяются на предыдущем уроке, как дополнительное задание.
  • После каждой сценки, с помощью слайда презентации (см. Приложение), уточняется название заболевания.

Дизентерия

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Температура-37,7°С; болит живот, не поймёшь даже где (держится двумя руками за живот), и ещё понос с примесью крови. Ой! Как мне плохо! И голова ещё болит.

Врач: Когда это началось, что перед этим ели, пили?

Пациент: Началось вчера. А перед этим я ездил на концерт. Когда обратно возвращался – был очень голоден и зашёл в закусочную, правда там не очень чисто было, да и мух полно, но думаю, пронесёт... Вот меня и пронесло...

Врач: Да, скорей всего вы там дизентерию подцепили, так как мухи являются переносчиками возбудителя дизентерии – кишечных бактерий. Да и руки, наверное, перед едой там не мыли?

Пациент: Да, не мыл. Там и умывальника не было видно.

Врач: Надо избегать таких мест общепита, даже если голоден. А сейчас придётся вас на скорой помощи отправить в инфекционное отделение. А это кафе проверить на источник инфекции.

Сальмонеллёз

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Знобит меня, а насморка и кашля нет. Голова болит и вообще боли в мышцах по всему телу. Я думаю у меня грипп. А ещё начались боли в животе: то схватит (показывает руками), то отпустит, то схватит, то отпустит. Понос пробрал, какой-то зловонный. Начинает подташнивать.

Врач: Какая температура? Может это и грипп, но сейчас нет эпидемии...

Пациент: Да не очень высокая температура – 37,5°С.

Врач: Возможно это не грипп. Что ели в течение последних трёх дней?

Пациент: Я последние три дня на глазунье и молоке сижу. Мои родственники уехали в туристическую поездку на неделю. А глазунью не сложно готовить – секундное дело. А молоко нам во двор видимо фермеры в бочке привозят. Очень удобно.

Врач: А молоко вы кипятите?

Пациент: Нет. Я не люблю кипячёное молоко.

Врач: Есть у меня подозрение, что вы заразились сальмонеллёзом, так как возбудитель этой болезни – сальмонелла может находиться в молоке и не проваренных и не прожаренных яйцах и мясе птиц. Придётся на две недели изолировать вас в инфекционной больнице. В следующей раз обpaбатывайте пищу, перед её употрeблением, если она может быть источником инфекции, да и руки мойте перед едой.

Гельминтоз (Аскаридоз)

Врач: Что беспокоит?

Пациент (кашляет): Не пойму, откуда взялся кашель, как при бронхите, простыть негде было. Да ещё эти кожные высыпания как при крапивнице, но в инфекции сказали, что это не она. Да и тошнота замучила, хотя почти ничего сейчас не ем – аппетита нет, да и живот болит, а поноса нет.

Врач: Вы не допускали еду грязных овощей или фруктов? Не страдаете дурной привычкой – грызть ногти?

Пациент: Обычно я всё мою: и руки, и фрукты с овощами, да и ногти не грызу (показывает руки врачу) Раз только, месяц назад, проезжали мы мимо сада совхозного, а там столько яблок нападало. А я как раз пить захотел(а). Ну, мы остановились, набрали с земли опавшие яблоки и, не удержались – полакомились, не помыв их.

Врач: Возможно, вы заразились аскаридами, через эти немытые яблоки. Для подтверждения диагноза сдайте анализ кала и крови. А чтобы не повторить заражение – мойте руки перед едой и не ешьте немытые овощи и фрукты.

Кстати червями паразитами можно заразиться не только через немытые овощи и фрукты, а через не проверенное и не прожаренное мясо животных.

Гастрит

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Чувство жжения и боли под «ложечкой» (показывает), неприятный вкус во рту, тошнота, а иногда и рвота желчью или слизью. Фу! В этот момент лихорадка ощущается...

Врач: Как питаетесь?

Пациент: Да как придётся – работа такая: один день только бутерброды, даже чаю выпить некогда; другой день оторвусь на все 200%, за все дни недоедания.

Врач: То есть, режима питания нет!

Пациент: Выбирать не приходится – деньги заpaбатывать или по режиму питаться.

Врач: Если дорого здоровье можно делать и то и другое. Причиной вашей болезни являетесь вы сами. А если будите соблюдать режим, не есть сухомятку, не переедать, всё будет в норме. А пока необходимо подтвердить мой диагноз обследоваться: сделать гастроскопию и уже начать соблюдать лечебную диету.

Язва желудка

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Появляются боли под ложечкой или в левом подреберье (показывает) через полчаса после приёма еды, а то и отрыжка. И с каждым приёмом еды всё хуже и хуже...

Врач: До этого не наблюдались у врача по поводу гастрита?

Пациент: Было дело. Только я давно не проверялся.

Врач: А предписанную профилактику выполняли?

Пациент: Скорей нет, чем да.

Врач: У вас все признаки язвы желудка. Сдайте анализ крови и ложитесь в больницу, так как могут быть серьёзные осложнения. Необходимо было соблюдать предписанную профилактику как при гастрите.

Ботулизм

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Туман, в глазах, (я вас с трудом различаю), боль в животе.

Врач: Понос, рвота были?

Пациент: Да, три раза за последние три часа.

Врач: Что ещё беспокоит?

Пациент: Слабость, сухость во рту, нарушение глотания, изменения голоса. (Затем присоединяется нарушение речи.)

Врач: Что ели вчера, сегодня?

Пациент: Сегодня ничего не ел. А вчера был в гостях на дне рождения: картошка, салаты, рядом со мной стояли грибы домашнего консервирования, я их один все и съел, соскучился по этому деликатесу.

Врач: Возможно, вы отравились ботулотоксином, который выpaбатывают бактерии, попавшие в мясные и грибные консервы. Вам срочно нужно введение сыворотки против этого токсина, она нейтрализует этот токсин. Неплохо сделать бактериологическое исследование этих грибов домашнего консервирования. Вызываю скорую помощь, т.к. может наступить паралич дыхательной мускулатуры.

Знайте, что Иммунитет при ботулизме не развивается, то есть этой болезнью можно болеть неоднократно.

Профилактика ботулизма заключается в тщательной термической обработке продуктов питания, строгом соблюдении санитарных норм приготовления, хранения и употрeбления пищи.

Алкоголизм

Врач: Что беспокоит?

Пациент: А всё меня беспокоит! Печень, сердце, желудок, всё болит. Посмотрите, что с моими руками (вытягивает вперёд, а они трясутся) воды в стакан налить – проблема... (Пробует налить на столе врача.)

Врач: А вы только воду из стакана пьёте?

Пациент: На что вы намекаете? Ну, бывает и пиво и что покрепче.

Врач: Как часто?

Пациент: Регулярно... (Икает.)

Врач: Насморком сейчас не страдаете?

Пациент: Нет. А почему вы об этом спросили?

Врач: Нос красный, как у вас, бывает от насморка или от алкоголизма.

Пациент: Я не алкоголик, я в меру пьющий.

Врач: Это начальная стадия алкоголизма, возникшая из-за нездорового образа жизни. Алкоголь – причина ваших болезней. Нужно вести трезвый образ жизни, заниматься спортом.

Куриная слепота

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Знаете, я тут чуть не заблyдился...

Врач: А в плане здоровья вас что беспокоит?

Пациент: А то и беспокоит, что я заблyдился из-за того, что когда шёл и наступили сумерки, я перестал видеть всё вокруг. Да и в тёмных помещениях со мной тоже самое происходит – ничего не вижу. Кроме этого, глаза у меня режет, как будто ссыхаются. Может, из-за этого я и не вижу.

Врач: Понятно. Покажите-ка мне свои руки.

Пациент: Причём тут руки, меня зрение беспокоит...

Врач: Дело в том, что если у вас кожа сухая, шелушится, особенно на руках, то по всем признакам у вас недостаток витамина «А», который проявляется в болезни «Куриная слепота». Питаетесь то хорошо? Морковь, курагу, петрушку любите?

Пациент: Да, регулярно ем.

Врач: Но значит ваша печень не в порядке, так как она превращает каротин продуктов в витамин «А». Я вам прописываю масленые капельки...

Пациент: В глаза?

Врач: Нет в рот, так как витамин «А» жирорастворим и продаётся обычно в масленых капельках.

Рахит

В кабинет заходит пациент с ребёнком на руках.

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Беспокоит меня то, что ребёночек моё до сих пор не только ходить, но и сам встать на ножки не может, а ведь ему уже скоро год и три месяца исполнится.

Врач: Чем кормите?

Пациент: В основном молочная пища, с молочной кухни берём, ну и овощами прикармливаем, когда получится мясом - на одну зарплату живём, да ещё платно учимся.

Врач: Гулять каждый день ходите с ребёнком.

Пациент: Нет. Получается раз в неделю – на выходной. Я ж сказала, мы учимся. А пока учимся, с ребёнком старенькая бабушка сидит, ей тяжело с ним на улицу выходить.

Врач: На ребёнке экономить нельзя. Себе надо отказать, но ребёнка в этом возрасте надо каждый день кормит не только молоком, но и мясом, рыбой. И гулять надо каждый день. Не можете сами – наймите няню помоложе, которой хватит сил гулять днём. Так в организме у ребёнка будет выpaбатываться витамин «Д», косточки его будут крепнуть и только тогда всё исправится. А пока я вашему ребёнку я ставлю диагноз «Рахит» – недостаток витамина «Д». Неправильное питание и отсутствие прогулок – причина этому.

Холера

Бывают и такие случаи, когда врач уже помочь редко может, об одном таком случае я вам поведаю:

Группа туристов отправилась в поход. После долгого перехода они остановились на ночевку, на берегу быстрой речки. Её вода была мутной и грязной. Но других источников воды рядом не было. Начавшийся дождь не дал возможности вскипятить эту воду. Было решено переждать дождь и потерпеть. Но один молодой человек, испытывая жажду, решил рискнуть, сказав, что в природе всё стерильно, он не подумал, что вверху по течению могли стоять селения человека. Результат не заставил долго себя ждать : на утро у него открылась неукротимая рвота и понос. Он терял столько воды, что на глазах таял. Не смотря на то, что группа сразу стала спускаться к населённому пункту – по прибытию в больницу обезвоживание достигло cмepтельной границы. В итоге этот парень погиб от холеры. А причиной оказалась бактерия – холерный вибрион, которая была в водах этой быстрой речушки.

Всё место, где это случилось, было объявлено карантинной зоной и её долго обpaбатывали и дезинфицировали.

Закрепление.

Решение кроссворда (проектируется на экран).

Вопросы кроссворда:

  1. Болезнь, которую вызывают токсины бактерий, живущих в консервах, особенно в мясных и грибных? (Ботулизм.)
  2. Болезнь, которую вызывает круглый червь размером 20-24см? (Аскаридоз.)
  3. Болезнь, которая возникает от злоупотрeбления спиртными напитками? (Алкоголизм.)
  4. Болезнь, которую вызывает бактерия – кишечная палочка? (Дизентерия.)
  5. Болезнь, возникающая от разъедания стенок желудка или кишечника, вследствие неправильного питания? (Язва.)
  6. Болезнь, которую вызывает бактерии, находящиеся в плохо обработанных продуктах (яйцо, мясо птицы, молоко)? (Сальмонеллёз.)
  7. Болезнь, признаками которой является воспаление стенок желудка, вследствие неправильного питания? (Гастрит.)

Домашнее задание (запись на доске).

Библиография.

  1. А.Ю. Бapaновский и др. «Руководство по домашней медицине». «Наука», 1993.
  2. Г.З. Минеджян. «Сборник по народной медицине». «Техноэкос», 1991.
  3. С.М. Полюхов. «Скорая доврачебная помощь». Справочник фельдшера. «Кишенёв», 1984.
  4. Медицинский энциклопедический словарь. Под редакцией В.И. Бородулина. «ОНИКС 21век», 2002.
  5. А.А. Лекарева. «Советы пpaктического врача». Справочное издание, «Клен», 1994.
  6. ММП «Медицинская энциклопедия». Товарный знак ИДДК, ООО «Бизнессофт», Россия, 2005.



Комментарии:

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

30 06 2025 4:59:26

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

29 06 2025 9:11:58

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

28 06 2025 15:15:21

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

27 06 2025 9:37:11

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

26 06 2025 19:11:47

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

25 06 2025 10:59:42

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

24 06 2025 10:56:26

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

23 06 2025 8:21:22

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

22 06 2025 19:16:50

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

21 06 2025 1:16:37

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

20 06 2025 23:42:55

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

19 06 2025 20:13:51

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

18 06 2025 20:53:55

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

17 06 2025 4:25:34

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

16 06 2025 13:19:36

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

15 06 2025 4:34:10

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

14 06 2025 19:21:58

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

13 06 2025 1:48:33

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

12 06 2025 1:53:39

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

11 06 2025 19:33:47

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

10 06 2025 0:13:41

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

09 06 2025 8:38:45

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

08 06 2025 22:26:44

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

07 06 2025 4:16:35

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

06 06 2025 14:52:17

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

05 06 2025 20:34:23

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

04 06 2025 16:10:15

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

03 06 2025 3:24:37

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

02 06 2025 10:21:28

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

01 06 2025 16:16:11

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

31 05 2025 9:25:17

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

30 05 2025 8:45:17

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

29 05 2025 14:42:28

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

28 05 2025 0:46:26

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

27 05 2025 0:11:34

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

26 05 2025 13:32:54

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

25 05 2025 15:12:42

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....

24 05 2025 6:17:31

История развития генетики


    История развития генетики

      Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

23 05 2025 9:49:28

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

22 05 2025 21:17:30

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

21 05 2025 21:22:32

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

20 05 2025 19:26:10

Интегрированные уроки биологии и физической культуры


    Интегрированные уроки биологии и физической культуры

      Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

19 05 2025 16:16:30

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

18 05 2025 17:48:32

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

17 05 2025 3:19:43

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

16 05 2025 1:28:44

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

15 05 2025 2:35:34

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

14 05 2025 7:30:32

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

13 05 2025 18:21:18

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

12 05 2025 7:45:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::