Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

Цель урока: рассмотреть разные признаки заболеваний пищеварительной системы и обмена веществ, их причины и пути профилактики.

Задачи урока:

  1. Научить выбирать нужную информацию, быть внимательными.
  2. Сформировать представления о здоровом образе жизни.
  3. Закрепить активную позицию учащихся на уроке.
  4. Создать условия компетентностного усвоения учебного материала.

Ход урока

Сегодняшний урок является продолжением и завершением изучения пищеварительной системы и обмена веществ и энергии. Мы познакомимся с вопросами гигиены и профилактики болезней желудочно-кишечного тракта и обмена веществ (запись темы урока в тетрадь).

  1. Вспомним что такое гигиена?
  2. Что такое профилактика?
  3. Какие бывают причины болезней?
  4. Какие признаки болезней бывают?

Люди, заболев, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу.

Из беседы врача и пациентов многое можно узнать:

  • путь заражения или причину болезни;
  • профилактику заболевания, т.е. то, что указано в таблице, которую вы расчертите в тетради и которую мы заполним по ходу этого урока.
Название болезни Признаки болезни Причины болезни, пути заражения Профилактика
       

В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем беседы врача и пациента. Но не каждый может сделать правильный вывод по увиденному и услышанному.

Сегодняшний урок даст вам возможность:

  1. Продемонстрировать свою внимательность к людям, их внешнему облику, разговору.
  2. Выбрать важную информацию и занести её в таблицу.

Перед вами будет разыграно несколько сцен с помощью актёров – ваших одноклассников (нескольким ученикам было дано задание на опережение). В роли врача – ваш учитель.

А вы тоже до конца урока станете актёрами в роли случайных свидетелей, которые делают для себя выводы. В конце урока у шести актёров – случайных свидетелей будут взяты тетради на проверку таблицы.

Пояснения к организации театрализованной части урока.

  • В начале каждой инсценировки включается слайд с фотографией медицинского кабинета в качестве декорации (см. Приложение).
  • Учитель надевает белый халат, и фонендоскоп закрепляет на шее.
  • Каждый актёр – пациент, учащийся данного класса, выходит играть свою роль с рабочего места.
  • Слова распределяются на предыдущем уроке, как дополнительное задание.
  • После каждой сценки, с помощью слайда презентации (см. Приложение), уточняется название заболевания.

Дизентерия

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Температура-37,7°С; болит живот, не поймёшь даже где (держится двумя руками за живот), и ещё понос с примесью крови. Ой! Как мне плохо! И голова ещё болит.

Врач: Когда это началось, что перед этим ели, пили?

Пациент: Началось вчера. А перед этим я ездил на концерт. Когда обратно возвращался – был очень голоден и зашёл в закусочную, правда там не очень чисто было, да и мух полно, но думаю, пронесёт... Вот меня и пронесло...

Врач: Да, скорей всего вы там дизентерию подцепили, так как мухи являются переносчиками возбудителя дизентерии – кишечных бактерий. Да и руки, наверное, перед едой там не мыли?

Пациент: Да, не мыл. Там и умывальника не было видно.

Врач: Надо избегать таких мест общепита, даже если голоден. А сейчас придётся вас на скорой помощи отправить в инфекционное отделение. А это кафе проверить на источник инфекции.

Сальмонеллёз

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Знобит меня, а насморка и кашля нет. Голова болит и вообще боли в мышцах по всему телу. Я думаю у меня грипп. А ещё начались боли в животе: то схватит (показывает руками), то отпустит, то схватит, то отпустит. Понос пробрал, какой-то зловонный. Начинает подташнивать.

Врач: Какая температура? Может это и грипп, но сейчас нет эпидемии...

Пациент: Да не очень высокая температура – 37,5°С.

Врач: Возможно это не грипп. Что ели в течение последних трёх дней?

Пациент: Я последние три дня на глазунье и молоке сижу. Мои родственники уехали в туристическую поездку на неделю. А глазунью не сложно готовить – секундное дело. А молоко нам во двор видимо фермеры в бочке привозят. Очень удобно.

Врач: А молоко вы кипятите?

Пациент: Нет. Я не люблю кипячёное молоко.

Врач: Есть у меня подозрение, что вы заразились сальмонеллёзом, так как возбудитель этой болезни – сальмонелла может находиться в молоке и не проваренных и не прожаренных яйцах и мясе птиц. Придётся на две недели изолировать вас в инфекционной больнице. В следующей раз обрабатывайте пищу, перед её употреблением, если она может быть источником инфекции, да и руки мойте перед едой.

Гельминтоз (Аскаридоз)

Врач: Что беспокоит?

Пациент (кашляет): Не пойму, откуда взялся кашель, как при бронхите, простыть негде было. Да ещё эти кожные высыпания как при крапивнице, но в инфекции сказали, что это не она. Да и тошнота замучила, хотя почти ничего сейчас не ем – аппетита нет, да и живот болит, а поноса нет.

Врач: Вы не допускали еду грязных овощей или фруктов? Не страдаете дурной привычкой – грызть ногти?

Пациент: Обычно я всё мою: и руки, и фрукты с овощами, да и ногти не грызу (показывает руки врачу) Раз только, месяц назад, проезжали мы мимо сада совхозного, а там столько яблок нападало. А я как раз пить захотел(а). Ну, мы остановились, набрали с земли опавшие яблоки и, не удержались – полакомились, не помыв их.

Врач: Возможно, вы заразились аскаридами, через эти немытые яблоки. Для подтверждения диагноза сдайте анализ кала и крови. А чтобы не повторить заражение – мойте руки перед едой и не ешьте немытые овощи и фрукты.

Кстати червями паразитами можно заразиться не только через немытые овощи и фрукты, а через не проверенное и не прожаренное мясо животных.

Гастрит

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Чувство жжения и боли под «ложечкой» (показывает), неприятный вкус во рту, тошнота, а иногда и рвота желчью или слизью. Фу! В этот момент лихорадка ощущается...

Врач: Как питаетесь?

Пациент: Да как придётся – работа такая: один день только бутерброды, даже чаю выпить некогда; другой день оторвусь на все 200%, за все дни недоедания.

Врач: То есть, режима питания нет!

Пациент: Выбирать не приходится – деньги зарабатывать или по режиму питаться.

Врач: Если дорого здоровье можно делать и то и другое. Причиной вашей болезни являетесь вы сами. А если будите соблюдать режим, не есть сухомятку, не переедать, всё будет в норме. А пока необходимо подтвердить мой диагноз обследоваться: сделать гастроскопию и уже начать соблюдать лечебную диету.

Язва желудка

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Появляются боли под ложечкой или в левом подреберье (показывает) через полчаса после приёма еды, а то и отрыжка. И с каждым приёмом еды всё хуже и хуже...

Врач: До этого не наблюдались у врача по поводу гастрита?

Пациент: Было дело. Только я давно не проверялся.

Врач: А предписанную профилактику выполняли?

Пациент: Скорей нет, чем да.

Врач: У вас все признаки язвы желудка. Сдайте анализ крови и ложитесь в больницу, так как могут быть серьёзные осложнения. Необходимо было соблюдать предписанную профилактику как при гастрите.

Ботулизм

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Туман, в глазах, (я вас с трудом различаю), боль в животе.

Врач: Понос, рвота были?

Пациент: Да, три раза за последние три часа.

Врач: Что ещё беспокоит?

Пациент: Слабость, сухость во рту, нарушение глотания, изменения голоса. (Затем присоединяется нарушение речи.)

Врач: Что ели вчера, сегодня?

Пациент: Сегодня ничего не ел. А вчера был в гостях на дне рождения: картошка, салаты, рядом со мной стояли грибы домашнего консервирования, я их один все и съел, соскучился по этому деликатесу.

Врач: Возможно, вы отравились ботулотоксином, который вырабатывают бактерии, попавшие в мясные и грибные консервы. Вам срочно нужно введение сыворотки против этого токсина, она нейтрализует этот токсин. Неплохо сделать бактериологическое исследование этих грибов домашнего консервирования. Вызываю скорую помощь, т.к. может наступить паралич дыхательной мускулатуры.

Знайте, что Иммунитет при ботулизме не развивается, то есть этой болезнью можно болеть неоднократно.

Профилактика ботулизма заключается в тщательной термической обработке продуктов питания, строгом соблюдении санитарных норм приготовления, хранения и употребления пищи.

Алкоголизм

Врач: Что беспокоит?

Пациент: А всё меня беспокоит! Печень, сердце, желудок, всё болит. Посмотрите, что с моими руками (вытягивает вперёд, а они трясутся) воды в стакан налить – проблема... (Пробует налить на столе врача.)

Врач: А вы только воду из стакана пьёте?

Пациент: На что вы намекаете? Ну, бывает и пиво и что покрепче.

Врач: Как часто?

Пациент: Регулярно... (Икает.)

Врач: Насморком сейчас не страдаете?

Пациент: Нет. А почему вы об этом спросили?

Врач: Нос красный, как у вас, бывает от насморка или от алкоголизма.

Пациент: Я не алкоголик, я в меру пьющий.

Врач: Это начальная стадия алкоголизма, возникшая из-за нездорового образа жизни. Алкоголь – причина ваших болезней. Нужно вести трезвый образ жизни, заниматься спортом.

Куриная слепота

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Знаете, я тут чуть не заблудился...

Врач: А в плане здоровья вас что беспокоит?

Пациент: А то и беспокоит, что я заблудился из-за того, что когда шёл и наступили сумерки, я перестал видеть всё вокруг. Да и в тёмных помещениях со мной тоже самое происходит – ничего не вижу. Кроме этого, глаза у меня режет, как будто ссыхаются. Может, из-за этого я и не вижу.

Врач: Понятно. Покажите-ка мне свои руки.

Пациент: Причём тут руки, меня зрение беспокоит...

Врач: Дело в том, что если у вас кожа сухая, шелушится, особенно на руках, то по всем признакам у вас недостаток витамина «А», который проявляется в болезни «Куриная слепота». Питаетесь то хорошо? Морковь, курагу, петрушку любите?

Пациент: Да, регулярно ем.

Врач: Но значит ваша печень не в порядке, так как она превращает каротин продуктов в витамин «А». Я вам прописываю масленые капельки...

Пациент: В глаза?

Врач: Нет в рот, так как витамин «А» жирорастворим и продаётся обычно в масленых капельках.

Рахит

В кабинет заходит пациент с ребёнком на руках.

Врач: Что беспокоит?

Пациент: Беспокоит меня то, что ребёночек моё до сих пор не только ходить, но и сам встать на ножки не может, а ведь ему уже скоро год и три месяца исполнится.

Врач: Чем кормите?

Пациент: В основном молочная пища, с молочной кухни берём, ну и овощами прикармливаем, когда получится мясом - на одну зарплату живём, да ещё платно учимся.

Врач: Гулять каждый день ходите с ребёнком.

Пациент: Нет. Получается раз в неделю – на выходной. Я ж сказала, мы учимся. А пока учимся, с ребёнком старенькая бабушка сидит, ей тяжело с ним на улицу выходить.

Врач: На ребёнке экономить нельзя. Себе надо отказать, но ребёнка в этом возрасте надо каждый день кормит не только молоком, но и мясом, рыбой. И гулять надо каждый день. Не можете сами – наймите няню помоложе, которой хватит сил гулять днём. Так в организме у ребёнка будет вырабатываться витамин «Д», косточки его будут крепнуть и только тогда всё исправится. А пока я вашему ребёнку я ставлю диагноз «Рахит» – недостаток витамина «Д». Неправильное питание и отсутствие прогулок – причина этому.

Холера

Бывают и такие случаи, когда врач уже помочь редко может, об одном таком случае я вам поведаю:

Группа туристов отправилась в поход. После долгого перехода они остановились на ночевку, на берегу быстрой речки. Её вода была мутной и грязной. Но других источников воды рядом не было. Начавшийся дождь не дал возможности вскипятить эту воду. Было решено переждать дождь и потерпеть. Но один молодой человек, испытывая жажду, решил рискнуть, сказав, что в природе всё стерильно, он не подумал, что вверху по течению могли стоять селения человека. Результат не заставил долго себя ждать : на утро у него открылась неукротимая рвота и понос. Он терял столько воды, что на глазах таял. Не смотря на то, что группа сразу стала спускаться к населённому пункту – по прибытию в больницу обезвоживание достигло смертельной границы. В итоге этот парень погиб от холеры. А причиной оказалась бактерия – холерный вибрион, которая была в водах этой быстрой речушки.

Всё место, где это случилось, было объявлено карантинной зоной и её долго обрабатывали и дезинфицировали.

Закрепление.

Решение кроссворда (проектируется на экран).

Вопросы кроссворда:

  1. Болезнь, которую вызывают токсины бактерий, живущих в консервах, особенно в мясных и грибных? (Ботулизм.)
  2. Болезнь, которую вызывает круглый червь размером 20-24см? (Аскаридоз.)
  3. Болезнь, которая возникает от злоупотребления спиртными напитками? (Алкоголизм.)
  4. Болезнь, которую вызывает бактерия – кишечная палочка? (Дизентерия.)
  5. Болезнь, возникающая от разъедания стенок желудка или кишечника, вследствие неправильного питания? (Язва.)
  6. Болезнь, которую вызывает бактерии, находящиеся в плохо обработанных продуктах (яйцо, мясо птицы, молоко)? (Сальмонеллёз.)
  7. Болезнь, признаками которой является воспаление стенок желудка, вследствие неправильного питания? (Гастрит.)

Домашнее задание (запись на доске).

Библиография.

  1. А.Ю. Барановский и др. «Руководство по домашней медицине». «Наука», 1993.
  2. Г.З. Минеджян. «Сборник по народной медицине». «Техноэкос», 1991.
  3. С.М. Полюхов. «Скорая доврачебная помощь». Справочник фельдшера. «Кишенёв», 1984.
  4. Медицинский энциклопедический словарь. Под редакцией В.И. Бородулина. «ОНИКС 21век», 2002.
  5. А.А. Лекарева. «Советы практического врача». Справочное издание, «Клен», 1994.
  6. ММП «Медицинская энциклопедия». Товарный знак ИДДК, ООО «Бизнессофт», Россия, 2005.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

22 06 2021 19:53:18

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

21 06 2021 19:38:28

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

20 06 2021 16:41:36

КСО на уроках биологии

В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования К С О на уроках биологии....

19 06 2021 15:16:56

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

18 06 2021 18:51:50

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

17 06 2021 21:49:36

КВН "В мире растений". 7-й класс

Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, вырабатывается смекалка....

16 06 2021 16:30:48

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

15 06 2021 6:49:56

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

14 06 2021 9:46:42

Типы взаимодействия организмов в сообществах

Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

13 06 2021 4:13:43

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о В И Ч-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....

12 06 2021 19:23:44

Мейоз

Урок продолжает формирование знаний о размножении, характеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул Д Н К и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

11 06 2021 15:24:29

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

10 06 2021 6:57:33

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

09 06 2021 17:49:10

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

08 06 2021 8:57:32

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

Интегрированное занятие по биологии и Л Ф К формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена практическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

07 06 2021 12:39:23

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в практике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в практике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

06 06 2021 1:41:25

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

Разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

05 06 2021 22:27:27

Брейн-ринг "Растения и животные России"

Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме « Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

04 06 2021 15:23:13

Урок в 9–м классе "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

03 06 2021 7:56:50

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Урок проводится с использованием У М К « Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

02 06 2021 22:14:14

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний характер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

01 06 2021 16:34:24

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

31 05 2021 17:39:24

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

30 05 2021 4:24:28

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

29 05 2021 22:38:40

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

28 05 2021 20:54:47

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом « Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интерактивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

27 05 2021 19:48:38

Урок-практическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

Урок – практическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме « Цитология». ...

26 05 2021 14:34:37

Использование устного народного творчества на уроках биологии

Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

25 05 2021 1:10:21

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

24 05 2021 6:44:32

Урок-игра по теме "Отряды птиц"

Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного характера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

23 05 2021 1:52:50

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

22 05 2021 16:35:19

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Скелетные мышцы, являясь активной частью опорно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

21 05 2021 13:28:49

Интеллектуальная игра (7-й класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

20 05 2021 13:33:36

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

" Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

19 05 2021 4:51:11

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование С Н И Т, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

18 05 2021 14:59:27

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

Представлен конспект урока " Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной Р Н К, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с транспортной Р Н К, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и Р Н К, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

17 05 2021 7:58:49

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

16 05 2021 4:23:41

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

15 05 2021 17:36:59

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Транспорт веществ"

По теме " Транспорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок " Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

14 05 2021 23:42:29

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

13 05 2021 2:19:16

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

12 05 2021 18:15:33

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

11 05 2021 12:57:24

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации « Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

10 05 2021 4:48:37

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

09 05 2021 21:14:31

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

08 05 2021 20:22:39

Мох. Общая характеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

07 05 2021 2:36:15

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

06 05 2021 10:37:53

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

Этот курс является продолжением элективного курса " Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для практического подтверждения теории Павлова И. П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П. К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

05 05 2021 5:49:58

Тема урока: "Строение растительной клетки"

Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

04 05 2021 3:10:22

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)