Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

Цель: проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу.

Задачи:

  • Образовательная – расширение круга знаний о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский».
  • Воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование любви к «малой родине».
  • Развивающая – развитие критического мышления, деятельностного подхода к решению экологических проблем.

Оборудование: музыкальное оформление (мелодии хакасского народа), мультимедиа, видеофильм «Природа Хакасии», игровое поле, карта Хакасии, флажки для обозначения заповедных мест.

Ход мероприятия

Зверью и птицам трудная пора
И выжить может только лишь
сильнейший.
Л. Баженов.

– Мы знаем, человек в последнее время овладевает природой, ещё не научившись владеть собой. Люди не задумываются, что же они оставят своему будущему поколению. Ведь мы обязаны защищать природу, не говоря уже о том, что должны жить по её законам.

Интеллектуальная игра «Хакасия заповедная», посвящена именно охране природы Хакасии.

Игровое поле (на начало игры закрыто):

ЗАПОВЕДНИК « ХАКАССКИЙ»

О

Х

Р

А

Н

А

Экология

Растения

Животные

Птицы

Озёра Хакасии

Исторические памятники Хакасии

– Перед вами игровое поле, на нём в центре зашифровано ключевое слово из шести букв. Наша задача: открыть каждую букву слова, при этом, выполнив задания, которые находятся под каждой из этого слова буквой.

Участники игры – 2 комaнды по 5 человек.

Состав жюри – 3 человека.

Каждая комaнда выбирает своё название, связанное с темой нашей игры. Это даёт 1 балл к вашему общему счёту.

Правила игры:

– Комaнда по жребию выбирает право хода. При раскрытии любого окошка, вы получаете 6 вопросов, на которые даёте полные ответы. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. В игре существует призовой фонд; за неправильные ответы комaнды, которая выполняет задания, комaнда противника получает эти баллы в качестве приза. Под любым нижним окошком содержатся вопросы из различных областей знаний о природе и экологии Хакасии. После выполнения задания открывается буква ключевого слова. Игра продолжается до тех пор, пока не будет раскрыто ключевое слово. На обдумывание вопросов – 10сек.

Самая верхняя строка игрового поля остаётся пока не разгаданной. Это сюрприз для вас.

Переходим к игре. Капитаны комaнд приглашаются на жеребьёвку (определение хода последовательности игры).

Вопросы, зашифрованные под каждой буквой ключевого слова (допустимо варьирование порядка областей знаний).

Область «Экология»:

– Проблема экологии – одна из важнейших мировых проблем современности. Главные составляющие этой проблемы – загрязнение незаменимых природных ресурсов – воздуха, воды, почвы – отходами промышленности и трaнcпорта, результатами деятельности человека. Биологические и химические процессы, принося нам пользу, одновременно являются источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому нельзя говорить о природе Хакасии, не касаясь экологических проблем.

  1. Назовите три важнейшие глобальные экологические проблемы человечества. (Ответ: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди).
  2. Как называются компоненты среды, оказывающие воздействия на живые организмы? (Ответ: экологические факторы).
  3. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Ответ: уменьшается свободная поверхность тела, а, следовательно, теплоотдача).
  4. Какие пагубные действия человек оказывает на растительный и животный мир? (Ответ: вырубка леса; массовые посещения лесов туристами и отдыхающими; отрицательное влияние на растительный покров – уплотнение почвы, вытаптывание; загрязнение; сбор букетов из цветов). Дополнение: за 400 лет истрeблено более 160 видов птиц, более 100 видов млекопитающих.
  5. Дайте определение понятию «охрана природы»? (Ответ: экологическая область знания о сохранении систем жизнеобеспечения Земли).
  6. Как называется особо охраняемая территория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения природных комплексов? (Ответ: заповедник, в Хакасии – заповедник «Хакасский» см. Приложение 1).

Область «Растения»:

В тайгу вошёл и замер удивлённый,
И, распахнув глаза, застыл на миг
Среди травы, резной, густо зелёной
Открылся мне, калейдоскопный мир
О, сколь цветов! В траве благоухая
Росой звеня, горя земным огнём
Они, как бабочки, на тонких стебельках,
И, солнце, принимая, улыбались
А пахли как! А пахли как!

– Жизнь каждого человека непременно связана с растениями. Растения нас кормят, обогревают, исцеляют, дарят неповторимую красоту и радость. Однако воздействие человека на природные растительные сообщества неотступно нарастает.

– А как вы думаете, ребята, с чем это связано? (С бессистемным выпасом скота на пастбищах, безжалостной вырубкой леса, развитием горнодобывающей промышленности, пожарами, выбросами в атмосферу вредных веществ от ТЭЦ, ГЭС, промышленных объектов). Среди более чем полутора тысяч видов флоры республики ботаники относят к редким исчезающим 187 видов.

  1. Какой цветок за свою форму был назван «тюрбан» (в переводе «головной убор»)? Это луковичное растение, относится к редким видам? (Ответ: тюльпан одноцветковый см. Приложение 2).
  2. Это растение считают божественным. Римляне считали, что оно восстанавливает силу и даёт энергию. Греки дарят его новобрачным, египтяне приносили в жертву богам. Ценное лекарственное растение, применяли в древности для исцеления больных. (Ответ: лук – в Хакасии виды: двузубчатый, красноватый, мелкоголовый, черемша, Южносибирский см. Приложение 3).
  3. Древнегреческая богиня любви и красоты Афродита, оплакивая своего любимого сына, превратила его тело в цветок. В Хакасии растёт в степях, на лугах. В народе его называют: горицвет, стародубка, морозник, сон-трава. (Ответ: адонис весенний см. Приложение 4).
  4. Цветок, обладающий многими лекарственными свойствами, заслужил честь стать одним из символов медицины. В Китае является самым дорогим подарком на свадьбу невесте. В Хакасии цветок занесён в Красную книгу. (Ответ: пион уклоняющийся см. Приложение 5).
  5. Цветки этого растения одиночные, крупные, яркие и очень оригинальной формы, похожей на «башмачок». Цветки могут быть ловушкой для насекомых. Это растение массово уничтожается при сборе на букет? (Ответ: Венерин башмачок. В Хакасии произрастают виды: настоящий, пятнистый, Крупноцветковый см. Приложение 6).
  6. Это растение очень любит солнце, поэтому в народе его называют «Жарок». Из-за своей красоты растение массово уничтожается при сборе на букеты. Назовите это растение. (Ответ: купальница азиатская см. Приложение 7).

Область «Птицы».

– На территории Хакасии обитает 315 видов птиц. Из них многие стали редкими исчезающими. 29 видов птиц Хакасии занесены в Красную книгу РФ, 79 видов внесены в Красную книгу Хакасии. Если с самого детства у ребёнка будет возможность видеть редкие исчезающие виды птиц: орла могильника, сокола – сапсана, лебедей, журавлей, слышать и любоваться разноголосым птичьим хором, то разве сможет такой человек поднять руку на всё это.

  1. Изображение какой птицы находиться на камне кургана скифского времени (VI–VII в.в. до н.э.)? Памятник находится на берегу озера Алтын-Коль. Редкая птица, занесена в Красную книгу. Имеет чёрное оперение, длинные ноги и шею. В народе шутят «приносит детей». (Ответ: аист чёрный см. Приложение 8).
  2. Какая хищная птица считается индикатором высокой численности рыбы в реках? Редкая птица, с ограниченным ареалом гнездования. Имеет «ожерелье» из тёмных пестрин поперёк зоба. (Ответ: скопа см. Приложение 9).
  3. В весенний период разрешена охота на самцов или самок водоплавающих птиц. Почему? (Ответ: самцов; самки готовятся к гнездованию).
  4.  В последнее время в РХ стали прилетать на гнездование такие редкие у нас виды птиц, как цапля, журавль, лебедь. Почему это стало возможным? (Ответ: из-за изменений климатических условий: стало теплее).
  5. Что влияет на уровень численности водоплавающих уток? (Ответ: климатические условия, наличие водных ресурсов, деятельность человека, кормовая база – поля).
  6. Что влияет на численность куропаток в зимнее время? (Ответ: высота снежного покрова, если низкий, то больше корма).

Область «Животные».

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко

– На территории Хакасии отмечено 76 видов млекопитающих, из них 16 видов являются редкими исчезающими, легкоуязвимыми и занесены в Красную книгу Хакасии. Это: красный волк, снежный барс, горный бapaн – аргали и др.

  1. Какое животное изображено на гербе Хакасии. Почему именно оно, по мнению хакасского народа, символизирует вечность жизни на Земле? (Ответ: снежный барс (ирбис) см. Приложение 10, Приложение 21).
  2. Этот грызун приспособлен к полуводному образу жизни в замерзающих водоёмах. На задних лапах имеет плавательные перепонки. За свой красивый мех почти полностью был уничтожен, занесён в Красную книгу. (Ответ: бобёр обыкновенный см. Приложение 11).
  3. Что влияет на миграцию копытных животных? (Ответ: высота снежного покрова, кормовая база, преследования хищниками).
  4. Какого вида зайца больше русака или беляка. Почему? (Ответ: русака, это полевой и лесостепной вид зайца см. Приложение 12).
  5. Как человек может помочь выжить животным в зимний период времени? (Ответ: обеспечение кормом: частичная подрубка осины, установление яслей с кормом).
  6. Какие виды животных занесены за последнее время в красную книгу Хакасии? (Ответ: кабарга, лось см. Приложение 13).

Область «Озёра Хакасии».

– Хакасия поражает обилием и разнообразием водоёмов. Это реки, пруды и конечно же, озёра, величие и красота, которых не оставляют человека равнодушным. Кроме того, вода в озёрах Хакасии целебная.

  1. Какие озёра Хакасии вы знаете? (Ответ: Ханкуль или Солёное, Шира, Белё, Улух – Коль, Иткуль).
  2. Самый крупный пресный водоём, вода которого считается самой чистой из всех озёр Хакасии. (Ответ: о. Иткуль см. Приложение 14).
  3. Какое озёро Хакасии считается сильноминерализированным водоёмом? Какими качествами обладает вода в этом озёре? (Ответ: о. Шира, лечебное озеро см. Приложение 15).
  4.  Назовите самое большое озёро Хакасии. Чем оно отличается от других озёр? (Ответ: о. Белё см. Приложение 16).
  5.  На каком озёре Хакасии весной происходит массовое скопление перелётных птиц? С точки зрения охраны природы, что должен сделать человек в этот период времени? (Ответ: о. Улух-Коль. Это бессточный водоём с горько – солёной водой. Со всех сторон он окружён степью. Является ключевой орнитологической территорией международного значения; взять под контроль, чтобы не отстреливали птиц. см. Приложение 17).
  6. Воду, какого озёра человек использует в питьевых целях пpaктически каждый день? (Ответ: о. Ханкуль. В Хакасии работает завод по обработке и разливу воды из этого озера).

Область «Исторические памятники Хакасии».

– Хакасия славится своей культурой и историей. Территория Хакасии насыщена историческими памятниками II–V веков до н.э. – X–XI веков н.э. (средневековье). Здесь находятся скопления курганов, места поселения древнего человека, возраст которых более 2,5 тысяч лет. На курганах имеются наскальные рисунки, самые ранние из которых относятся ко 2 тыс. до н.э. Их красота и покой неповторимы.

  1. Почему на территории Хакасии до сих пор сохраняются каменные стелы? (Ответ: это могильные камни великих военноначальников, вождей хакасского народа см. Приложение 18).
  2. На въезде в Хакасию со стороны Красноярского края есть дерево, которое является природным памятником культуры хакасского народа. На территории республики оно единственное. Как называется это дерево и в чём его особенность? (Ответ: «чёрная берёза», цвет соответствует его названию).
  3.  Как называется самый древний и самый большой по величине курган и в каком районе Хакасии находится? (Ответ: Салбыкский курган, Усть-Абаканский район см. Приложение 19).
  4.  Какой исторический знак изображён на гербе Хакасии и встречается в наскальных рисунках? (Ответ: солярный знак).
  5. Как называются исторические рисунки, сохранившиеся до наших дней на территории Хакасии? Какая гора является исторически ценной? (Ответ: наскальные рисунки, Кунья гора).
  6. Какой населённый пункт полностью является историческим местом древних хакасов? (Ответ: деревня Казановка см. Приложение 20).

– Перед нами открылось ключевое слово «ОХРАНА». Но ведь цель нашей игры заключается не только в том, чтобы вы показали свои знания о природе и природоохранной деятельности, но и получили новые, неизвестные вам сведения. А как называются природные зоны, находящиеся под охраной человека? (заповедные места). Теперь сюрприз, о котором я говорила в начале игры. Я открываю верхнюю строку игрового поля, и вы можете прочитать название заповедника, существующего на территории Хакасской республики (Заповедник «Хакасский).

В заключение хочется зачитать письмо из будущего:

«Когда теперь бываю в родной тайге, плачу горькими слезами. Неслышно птичьего гомона. На деревьях между веток не мелькнёт пушистый зверёк, на снегу не увидишь хитрых переплетений головоломных рисунков от следов зверьков – до чего же хитро запутывали следы – дорожки, пока расплетёшь, кто куда убежал, зверёк уже далеко, как говорится, след его простыл, не всякая собака разберётся. Даже горные речушки и родники оголили каменистое дно, тайга от вырубки поредела, как волосы на голове старца…»

– Такое письмо даёт возможность представить будущее природы при варварском к ней отношении. Это может нас ожидать, но этого не должно быть.

А теперь, я хочу, чтобы, каждый, мысленно ответил на вопрос:

– Вправе ли мы называть себя детьми природы? (звуковой фон).

– Все вы скоро станете взрослыми. Кто-то из вас будет директором крупного промышленного предприятия, кто-то врачом, инженером, учителем и т. д. Но каждый из вас должен помнить, что именно человек сохранит и позаботится о нашей Хакасской Земле, на которой мы живём.

Завершить мероприятие хочу высказыванием известного вам писателя М.Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Приложение 22



Комментарии:

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

24 08 2025 10:21:23

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

23 08 2025 17:34:49

Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"


    Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"

      Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....

22 08 2025 13:45:12

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

21 08 2025 16:43:58

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

20 08 2025 9:42:38

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

19 08 2025 7:44:14

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

18 08 2025 3:23:57

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

17 08 2025 21:12:49

Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"


    Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"

      Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....

16 08 2025 9:33:19

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

15 08 2025 10:33:15

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

14 08 2025 21:48:11

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

13 08 2025 15:38:11

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

12 08 2025 14:14:30

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"


    Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

      Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

11 08 2025 19:42:39

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

10 08 2025 0:34:53

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

09 08 2025 21:54:17

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

08 08 2025 20:56:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

07 08 2025 14:30:54

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

06 08 2025 16:33:40

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

05 08 2025 4:24:40

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

04 08 2025 7:33:44

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

03 08 2025 16:51:28

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

02 08 2025 0:22:15

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

01 08 2025 20:32:17

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

31 07 2025 17:52:20

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

30 07 2025 8:10:33

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

29 07 2025 2:35:34

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

28 07 2025 6:16:32

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

27 07 2025 8:17:29

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

26 07 2025 19:26:54

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

25 07 2025 18:15:53

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

24 07 2025 18:24:19

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

23 07 2025 15:58:56

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

22 07 2025 13:21:20

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

21 07 2025 5:40:30

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

20 07 2025 17:42:20

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

19 07 2025 16:53:35

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

18 07 2025 6:28:31

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

17 07 2025 22:45:47

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

16 07 2025 22:57:19

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

15 07 2025 15:48:16

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

14 07 2025 4:13:40

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

13 07 2025 20:48:19

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

12 07 2025 14:56:36

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

11 07 2025 19:52:50

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"


    Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

      Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

10 07 2025 23:44:19

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

09 07 2025 11:20:35

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

08 07 2025 16:14:51

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

07 07 2025 17:44:47

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

06 07 2025 6:43:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::