Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


Цель: проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу.

Задачи:

  • Образовательная – расширение круга знаний о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский».
  • Воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование любви к «малой родине».
  • Развивающая – развитие критического мышления, деятельностного подхода к решению экологических проблем.

Оборудование: музыкальное оформление (мелодии хакасского народа), мультимедиа, видеофильм «Природа Хакасии», игровое поле, карта Хакасии, флажки для обозначения заповедных мест.

Ход мероприятия

Зверью и птицам трудная пора
И выжить может только лишь
сильнейший.
Л. Баженов.

– Мы знаем, человек в последнее время овладевает природой, ещё не научившись владеть собой. Люди не задумываются, что же они оставят своему будущему поколению. Ведь мы обязаны защищать природу, не говоря уже о том, что должны жить по её законам.

Интеллектуальная игра «Хакасия заповедная», посвящена именно охране природы Хакасии.

Игровое поле (на начало игры закрыто):

ЗАПОВЕДНИК « ХАКАССКИЙ»

О

Х

Р

А

Н

А

Экология

Растения

Животные

Птицы

Озёра Хакасии

Исторические памятники Хакасии

– Перед вами игровое поле, на нём в центре зашифровано ключевое слово из шести букв. Наша задача: открыть каждую букву слова, при этом, выполнив задания, которые находятся под каждой из этого слова буквой.

Участники игры – 2 комaнды по 5 человек.

Состав жюри – 3 человека.

Каждая комaнда выбирает своё название, связанное с темой нашей игры. Это даёт 1 балл к вашему общему счёту.

Правила игры:

– Комaнда по жребию выбирает право хода. При раскрытии любого окошка, вы получаете 6 вопросов, на которые даёте полные ответы. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. В игре существует призовой фонд; за неправильные ответы комaнды, которая выполняет задания, комaнда противника получает эти баллы в качестве приза. Под любым нижним окошком содержатся вопросы из различных областей знаний о природе и экологии Хакасии. После выполнения задания открывается буква ключевого слова. Игра продолжается до тех пор, пока не будет раскрыто ключевое слово. На обдумывание вопросов – 10сек.

Самая верхняя строка игрового поля остаётся пока не разгаданной. Это сюрприз для вас.

Переходим к игре. Капитаны комaнд приглашаются на жеребьёвку (определение хода последовательности игры).

Вопросы, зашифрованные под каждой буквой ключевого слова (допустимо варьирование порядка областей знаний).

Область «Экология»:

– Проблема экологии – одна из важнейших мировых проблем современности. Главные составляющие этой проблемы – загрязнение незаменимых природных ресурсов – воздуха, воды, почвы – отходами промышленности и трaнcпорта, результатами деятельности человека. Биологические и химические процессы, принося нам пользу, одновременно являются источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому нельзя говорить о природе Хакасии, не касаясь экологических проблем.

  1. Назовите три важнейшие глобальные экологические проблемы человечества. (Ответ: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди).
  2. Как называются компоненты среды, оказывающие воздействия на живые организмы? (Ответ: экологические факторы).
  3. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Ответ: уменьшается свободная поверхность тела, а, следовательно, теплоотдача).
  4. Какие пагубные действия человек оказывает на растительный и животный мир? (Ответ: вырубка леса; массовые посещения лесов туристами и отдыхающими; отрицательное влияние на растительный покров – уплотнение почвы, вытаптывание; загрязнение; сбор букетов из цветов). Дополнение: за 400 лет истрeблено более 160 видов птиц, более 100 видов млекопитающих.
  5. Дайте определение понятию «охрана природы»? (Ответ: экологическая область знания о сохранении систем жизнеобеспечения Земли).
  6. Как называется особо охраняемая территория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения природных комплексов? (Ответ: заповедник, в Хакасии – заповедник «Хакасский» см. Приложение 1).

Область «Растения»:

В тайгу вошёл и замер удивлённый,
И, распахнув глаза, застыл на миг
Среди травы, резной, густо зелёной
Открылся мне, калейдоскопный мир
О, сколь цветов! В траве благоухая
Росой звеня, горя земным огнём
Они, как бабочки, на тонких стебельках,
И, солнце, принимая, улыбались
А пахли как! А пахли как!

– Жизнь каждого человека непременно связана с растениями. Растения нас кормят, обогревают, исцеляют, дарят неповторимую красоту и радость. Однако воздействие человека на природные растительные сообщества неотступно нарастает.

– А как вы думаете, ребята, с чем это связано? (С бессистемным выпасом скота на пастбищах, безжалостной вырубкой леса, развитием горнодобывающей промышленности, пожарами, выбросами в атмосферу вредных веществ от ТЭЦ, ГЭС, промышленных объектов). Среди более чем полутора тысяч видов флоры республики ботаники относят к редким исчезающим 187 видов.

  1. Какой цветок за свою форму был назван «тюрбан» (в переводе «головной убор»)? Это луковичное растение, относится к редким видам? (Ответ: тюльпан одноцветковый см. Приложение 2).
  2. Это растение считают божественным. Римляне считали, что оно восстанавливает силу и даёт энергию. Греки дарят его новобрачным, египтяне приносили в жертву богам. Ценное лекарственное растение, применяли в древности для исцеления больных. (Ответ: лук – в Хакасии виды: двузубчатый, красноватый, мелкоголовый, черемша, Южносибирский см. Приложение 3).
  3. Древнегреческая богиня любви и красоты Афродита, оплакивая своего любимого сына, превратила его тело в цветок. В Хакасии растёт в степях, на лугах. В народе его называют: горицвет, стародубка, морозник, сон-трава. (Ответ: адонис весенний см. Приложение 4).
  4. Цветок, обладающий многими лекарственными свойствами, заслужил честь стать одним из символов медицины. В Китае является самым дорогим подарком на свадьбу невесте. В Хакасии цветок занесён в Красную книгу. (Ответ: пион уклоняющийся см. Приложение 5).
  5. Цветки этого растения одиночные, крупные, яркие и очень оригинальной формы, похожей на «башмачок». Цветки могут быть ловушкой для насекомых. Это растение массово уничтожается при сборе на букет? (Ответ: Венерин башмачок. В Хакасии произрастают виды: настоящий, пятнистый, Крупноцветковый см. Приложение 6).
  6. Это растение очень любит солнце, поэтому в народе его называют «Жарок». Из-за своей красоты растение массово уничтожается при сборе на букеты. Назовите это растение. (Ответ: купальница азиатская см. Приложение 7).

Область «Птицы».

– На территории Хакасии обитает 315 видов птиц. Из них многие стали редкими исчезающими. 29 видов птиц Хакасии занесены в Красную книгу РФ, 79 видов внесены в Красную книгу Хакасии. Если с самого детства у ребёнка будет возможность видеть редкие исчезающие виды птиц: орла могильника, сокола – сапсана, лебедей, журавлей, слышать и любоваться разноголосым птичьим хором, то разве сможет такой человек поднять руку на всё это.

  1. Изображение какой птицы находиться на камне кургана скифского времени (VI–VII в.в. до н.э.)? Памятник находится на берегу озера Алтын-Коль. Редкая птица, занесена в Красную книгу. Имеет чёрное оперение, длинные ноги и шею. В народе шутят «приносит детей». (Ответ: аист чёрный см. Приложение 8).
  2. Какая хищная птица считается индикатором высокой численности рыбы в реках? Редкая птица, с ограниченным ареалом гнездования. Имеет «ожерелье» из тёмных пестрин поперёк зоба. (Ответ: скопа см. Приложение 9).
  3. В весенний период разрешена охота на самцов или самок водоплавающих птиц. Почему? (Ответ: самцов; самки готовятся к гнездованию).
  4.  В последнее время в РХ стали прилетать на гнездование такие редкие у нас виды птиц, как цапля, журавль, лебедь. Почему это стало возможным? (Ответ: из-за изменений климатических условий: стало теплее).
  5. Что влияет на уровень численности водоплавающих уток? (Ответ: климатические условия, наличие водных ресурсов, деятельность человека, кормовая база – поля).
  6. Что влияет на численность куропаток в зимнее время? (Ответ: высота снежного покрова, если низкий, то больше корма).

Область «Животные».

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко

– На территории Хакасии отмечено 76 видов млекопитающих, из них 16 видов являются редкими исчезающими, легкоуязвимыми и занесены в Красную книгу Хакасии. Это: красный волк, снежный барс, горный бapaн – аргали и др.

  1. Какое животное изображено на гербе Хакасии. Почему именно оно, по мнению хакасского народа, символизирует вечность жизни на Земле? (Ответ: снежный барс (ирбис) см. Приложение 10, Приложение 21).
  2. Этот грызун приспособлен к полуводному образу жизни в замерзающих водоёмах. На задних лапах имеет плавательные перепонки. За свой красивый мех почти полностью был уничтожен, занесён в Красную книгу. (Ответ: бобёр обыкновенный см. Приложение 11).
  3. Что влияет на миграцию копытных животных? (Ответ: высота снежного покрова, кормовая база, преследования хищниками).
  4. Какого вида зайца больше русака или беляка. Почему? (Ответ: русака, это полевой и лесостепной вид зайца см. Приложение 12).
  5. Как человек может помочь выжить животным в зимний период времени? (Ответ: обеспечение кормом: частичная подрубка осины, установление яслей с кормом).
  6. Какие виды животных занесены за последнее время в красную книгу Хакасии? (Ответ: кабарга, лось см. Приложение 13).

Область «Озёра Хакасии».

– Хакасия поражает обилием и разнообразием водоёмов. Это реки, пруды и конечно же, озёра, величие и красота, которых не оставляют человека равнодушным. Кроме того, вода в озёрах Хакасии целебная.

  1. Какие озёра Хакасии вы знаете? (Ответ: Ханкуль или Солёное, Шира, Белё, Улух – Коль, Иткуль).
  2. Самый крупный пресный водоём, вода которого считается самой чистой из всех озёр Хакасии. (Ответ: о. Иткуль см. Приложение 14).
  3. Какое озёро Хакасии считается сильноминерализированным водоёмом? Какими качествами обладает вода в этом озёре? (Ответ: о. Шира, лечебное озеро см. Приложение 15).
  4.  Назовите самое большое озёро Хакасии. Чем оно отличается от других озёр? (Ответ: о. Белё см. Приложение 16).
  5.  На каком озёре Хакасии весной происходит массовое скопление перелётных птиц? С точки зрения охраны природы, что должен сделать человек в этот период времени? (Ответ: о. Улух-Коль. Это бессточный водоём с горько – солёной водой. Со всех сторон он окружён степью. Является ключевой орнитологической территорией международного значения; взять под контроль, чтобы не отстреливали птиц. см. Приложение 17).
  6. Воду, какого озёра человек использует в питьевых целях пpaктически каждый день? (Ответ: о. Ханкуль. В Хакасии работает завод по обработке и разливу воды из этого озера).

Область «Исторические памятники Хакасии».

– Хакасия славится своей культурой и историей. Территория Хакасии насыщена историческими памятниками II–V веков до н.э. – X–XI веков н.э. (средневековье). Здесь находятся скопления курганов, места поселения древнего человека, возраст которых более 2,5 тысяч лет. На курганах имеются наскальные рисунки, самые ранние из которых относятся ко 2 тыс. до н.э. Их красота и покой неповторимы.

  1. Почему на территории Хакасии до сих пор сохраняются каменные стелы? (Ответ: это могильные камни великих военноначальников, вождей хакасского народа см. Приложение 18).
  2. На въезде в Хакасию со стороны Красноярского края есть дерево, которое является природным памятником культуры хакасского народа. На территории республики оно единственное. Как называется это дерево и в чём его особенность? (Ответ: «чёрная берёза», цвет соответствует его названию).
  3.  Как называется самый древний и самый большой по величине курган и в каком районе Хакасии находится? (Ответ: Салбыкский курган, Усть-Абаканский район см. Приложение 19).
  4.  Какой исторический знак изображён на гербе Хакасии и встречается в наскальных рисунках? (Ответ: солярный знак).
  5. Как называются исторические рисунки, сохранившиеся до наших дней на территории Хакасии? Какая гора является исторически ценной? (Ответ: наскальные рисунки, Кунья гора).
  6. Какой населённый пункт полностью является историческим местом древних хакасов? (Ответ: деревня Казановка см. Приложение 20).

– Перед нами открылось ключевое слово «ОХРАНА». Но ведь цель нашей игры заключается не только в том, чтобы вы показали свои знания о природе и природоохранной деятельности, но и получили новые, неизвестные вам сведения. А как называются природные зоны, находящиеся под охраной человека? (заповедные места). Теперь сюрприз, о котором я говорила в начале игры. Я открываю верхнюю строку игрового поля, и вы можете прочитать название заповедника, существующего на территории Хакасской республики (Заповедник «Хакасский).

В заключение хочется зачитать письмо из будущего:

«Когда теперь бываю в родной тайге, плачу горькими слезами. Неслышно птичьего гомона. На деревьях между веток не мелькнёт пушистый зверёк, на снегу не увидишь хитрых переплетений головоломных рисунков от следов зверьков – до чего же хитро запутывали следы – дорожки, пока расплетёшь, кто куда убежал, зверёк уже далеко, как говорится, след его простыл, не всякая собака разберётся. Даже горные речушки и родники оголили каменистое дно, тайга от вырубки поредела, как волосы на голове старца…»

– Такое письмо даёт возможность представить будущее природы при варварском к ней отношении. Это может нас ожидать, но этого не должно быть.

А теперь, я хочу, чтобы, каждый, мысленно ответил на вопрос:

– Вправе ли мы называть себя детьми природы? (звуковой фон).

– Все вы скоро станете взрослыми. Кто-то из вас будет директором крупного промышленного предприятия, кто-то врачом, инженером, учителем и т. д. Но каждый из вас должен помнить, что именно человек сохранит и позаботится о нашей Хакасской Земле, на которой мы живём.

Завершить мероприятие хочу высказыванием известного вам писателя М.Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Приложение 22


Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

18 05 2022 18:41:36

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

17 05 2022 5:35:49

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

16 05 2022 6:22:23

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

15 05 2022 5:50:18

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

14 05 2022 4:49:52

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

13 05 2022 13:34:24

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

12 05 2022 17:17:26

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

11 05 2022 6:51:44

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

10 05 2022 14:37:41

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....

09 05 2022 22:27:58

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"


    Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

      Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

08 05 2022 16:50:26

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

07 05 2022 17:22:27

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

06 05 2022 23:53:28

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

05 05 2022 18:48:25

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

04 05 2022 8:34:37

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

03 05 2022 15:22:34

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

      Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

02 05 2022 4:54:44

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

01 05 2022 8:40:35

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

30 04 2022 9:56:17

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


    Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

      Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

29 04 2022 14:37:46

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

28 04 2022 11:19:12

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

27 04 2022 0:44:44

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

26 04 2022 11:23:41

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

25 04 2022 13:25:35

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

24 04 2022 16:27:47

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

23 04 2022 10:42:23

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

22 04 2022 4:15:26

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

21 04 2022 3:27:29

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

20 04 2022 16:54:53

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

19 04 2022 19:31:29

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

18 04 2022 10:18:34

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

17 04 2022 23:14:29

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

16 04 2022 10:50:35

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

15 04 2022 12:43:26

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

14 04 2022 21:23:34

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

13 04 2022 9:10:51

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

12 04 2022 6:45:23

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

11 04 2022 10:39:33

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

10 04 2022 20:22:40

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

09 04 2022 21:47:48

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

08 04 2022 2:21:13

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

07 04 2022 18:54:34

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

06 04 2022 10:23:43

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

05 04 2022 15:55:37

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

04 04 2022 20:57:30

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

03 04 2022 1:53:14

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

02 04 2022 6:30:22

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

01 04 2022 3:33:50

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

31 03 2022 20:51:59

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

30 03 2022 5:40:55

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::