Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

Цель: проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу.

Задачи:

  • Образовательная – расширение круга знаний о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский».
  • Воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование любви к «малой родине».
  • Развивающая – развитие критического мышления, деятельностного подхода к решению экологических проблем.

Оборудование: музыкальное оформление (мелодии хакасского народа), мультимедиа, видеофильм «Природа Хакасии», игровое поле, карта Хакасии, флажки для обозначения заповедных мест.

Ход мероприятия

Зверью и птицам трудная пора
И выжить может только лишь
сильнейший.
Л. Баженов.

– Мы знаем, человек в последнее время овладевает природой, ещё не научившись владеть собой. Люди не задумываются, что же они оставят своему будущему поколению. Ведь мы обязаны защищать природу, не говоря уже о том, что должны жить по её законам.

Интеллектуальная игра «Хакасия заповедная», посвящена именно охране природы Хакасии.

Игровое поле (на начало игры закрыто):

ЗАПОВЕДНИК « ХАКАССКИЙ»

О

Х

Р

А

Н

А

Экология

Растения

Животные

Птицы

Озёра Хакасии

Исторические памятники Хакасии

– Перед вами игровое поле, на нём в центре зашифровано ключевое слово из шести букв. Наша задача: открыть каждую букву слова, при этом, выполнив задания, которые находятся под каждой из этого слова буквой.

Участники игры – 2 комaнды по 5 человек.

Состав жюри – 3 человека.

Каждая комaнда выбирает своё название, связанное с темой нашей игры. Это даёт 1 балл к вашему общему счёту.

Правила игры:

– Комaнда по жребию выбирает право хода. При раскрытии любого окошка, вы получаете 6 вопросов, на которые даёте полные ответы. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. В игре существует призовой фонд; за неправильные ответы комaнды, которая выполняет задания, комaнда противника получает эти баллы в качестве приза. Под любым нижним окошком содержатся вопросы из различных областей знаний о природе и экологии Хакасии. После выполнения задания открывается буква ключевого слова. Игра продолжается до тех пор, пока не будет раскрыто ключевое слово. На обдумывание вопросов – 10сек.

Самая верхняя строка игрового поля остаётся пока не разгаданной. Это сюрприз для вас.

Переходим к игре. Капитаны комaнд приглашаются на жеребьёвку (определение хода последовательности игры).

Вопросы, зашифрованные под каждой буквой ключевого слова (допустимо варьирование порядка областей знаний).

Область «Экология»:

– Проблема экологии – одна из важнейших мировых проблем современности. Главные составляющие этой проблемы – загрязнение незаменимых природных ресурсов – воздуха, воды, почвы – отходами промышленности и трaнcпорта, результатами деятельности человека. Биологические и химические процессы, принося нам пользу, одновременно являются источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому нельзя говорить о природе Хакасии, не касаясь экологических проблем.

  1. Назовите три важнейшие глобальные экологические проблемы человечества. (Ответ: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди).
  2. Как называются компоненты среды, оказывающие воздействия на живые организмы? (Ответ: экологические факторы).
  3. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Ответ: уменьшается свободная поверхность тела, а, следовательно, теплоотдача).
  4. Какие пагубные действия человек оказывает на растительный и животный мир? (Ответ: вырубка леса; массовые посещения лесов туристами и отдыхающими; отрицательное влияние на растительный покров – уплотнение почвы, вытаптывание; загрязнение; сбор букетов из цветов). Дополнение: за 400 лет истрeблено более 160 видов птиц, более 100 видов млекопитающих.
  5. Дайте определение понятию «охрана природы»? (Ответ: экологическая область знания о сохранении систем жизнеобеспечения Земли).
  6. Как называется особо охраняемая территория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения природных комплексов? (Ответ: заповедник, в Хакасии – заповедник «Хакасский» см. Приложение 1).

Область «Растения»:

В тайгу вошёл и замер удивлённый,
И, распахнув глаза, застыл на миг
Среди травы, резной, густо зелёной
Открылся мне, калейдоскопный мир
О, сколь цветов! В траве благоухая
Росой звеня, горя земным огнём
Они, как бабочки, на тонких стебельках,
И, солнце, принимая, улыбались
А пахли как! А пахли как!

– Жизнь каждого человека непременно связана с растениями. Растения нас кормят, обогревают, исцеляют, дарят неповторимую красоту и радость. Однако воздействие человека на природные растительные сообщества неотступно нарастает.

– А как вы думаете, ребята, с чем это связано? (С бессистемным выпасом скота на пастбищах, безжалостной вырубкой леса, развитием горнодобывающей промышленности, пожарами, выбросами в атмосферу вредных веществ от ТЭЦ, ГЭС, промышленных объектов). Среди более чем полутора тысяч видов флоры республики ботаники относят к редким исчезающим 187 видов.

  1. Какой цветок за свою форму был назван «тюрбан» (в переводе «головной убор»)? Это луковичное растение, относится к редким видам? (Ответ: тюльпан одноцветковый см. Приложение 2).
  2. Это растение считают божественным. Римляне считали, что оно восстанавливает силу и даёт энергию. Греки дарят его новобрачным, египтяне приносили в жертву богам. Ценное лекарственное растение, применяли в древности для исцеления больных. (Ответ: лук – в Хакасии виды: двузубчатый, красноватый, мелкоголовый, черемша, Южносибирский см. Приложение 3).
  3. Древнегреческая богиня любви и красоты Афродита, оплакивая своего любимого сына, превратила его тело в цветок. В Хакасии растёт в степях, на лугах. В народе его называют: горицвет, стародубка, морозник, сон-трава. (Ответ: адонис весенний см. Приложение 4).
  4. Цветок, обладающий многими лекарственными свойствами, заслужил честь стать одним из символов медицины. В Китае является самым дорогим подарком на свадьбу невесте. В Хакасии цветок занесён в Красную книгу. (Ответ: пион уклоняющийся см. Приложение 5).
  5. Цветки этого растения одиночные, крупные, яркие и очень оригинальной формы, похожей на «башмачок». Цветки могут быть ловушкой для насекомых. Это растение массово уничтожается при сборе на букет? (Ответ: Венерин башмачок. В Хакасии произрастают виды: настоящий, пятнистый, Крупноцветковый см. Приложение 6).
  6. Это растение очень любит солнце, поэтому в народе его называют «Жарок». Из-за своей красоты растение массово уничтожается при сборе на букеты. Назовите это растение. (Ответ: купальница азиатская см. Приложение 7).

Область «Птицы».

– На территории Хакасии обитает 315 видов птиц. Из них многие стали редкими исчезающими. 29 видов птиц Хакасии занесены в Красную книгу РФ, 79 видов внесены в Красную книгу Хакасии. Если с самого детства у ребёнка будет возможность видеть редкие исчезающие виды птиц: орла могильника, сокола – сапсана, лебедей, журавлей, слышать и любоваться разноголосым птичьим хором, то разве сможет такой человек поднять руку на всё это.

  1. Изображение какой птицы находиться на камне кургана скифского времени (VI–VII в.в. до н.э.)? Памятник находится на берегу озера Алтын-Коль. Редкая птица, занесена в Красную книгу. Имеет чёрное оперение, длинные ноги и шею. В народе шутят «приносит детей». (Ответ: аист чёрный см. Приложение 8).
  2. Какая хищная птица считается индикатором высокой численности рыбы в реках? Редкая птица, с ограниченным ареалом гнездования. Имеет «ожерелье» из тёмных пестрин поперёк зоба. (Ответ: скопа см. Приложение 9).
  3. В весенний период разрешена охота на самцов или самок водоплавающих птиц. Почему? (Ответ: самцов; самки готовятся к гнездованию).
  4.  В последнее время в РХ стали прилетать на гнездование такие редкие у нас виды птиц, как цапля, журавль, лебедь. Почему это стало возможным? (Ответ: из-за изменений климатических условий: стало теплее).
  5. Что влияет на уровень численности водоплавающих уток? (Ответ: климатические условия, наличие водных ресурсов, деятельность человека, кормовая база – поля).
  6. Что влияет на численность куропаток в зимнее время? (Ответ: высота снежного покрова, если низкий, то больше корма).

Область «Животные».

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко

– На территории Хакасии отмечено 76 видов млекопитающих, из них 16 видов являются редкими исчезающими, легкоуязвимыми и занесены в Красную книгу Хакасии. Это: красный волк, снежный барс, горный бapaн – аргали и др.

  1. Какое животное изображено на гербе Хакасии. Почему именно оно, по мнению хакасского народа, символизирует вечность жизни на Земле? (Ответ: снежный барс (ирбис) см. Приложение 10, Приложение 21).
  2. Этот грызун приспособлен к полуводному образу жизни в замерзающих водоёмах. На задних лапах имеет плавательные перепонки. За свой красивый мех почти полностью был уничтожен, занесён в Красную книгу. (Ответ: бобёр обыкновенный см. Приложение 11).
  3. Что влияет на миграцию копытных животных? (Ответ: высота снежного покрова, кормовая база, преследования хищниками).
  4. Какого вида зайца больше русака или беляка. Почему? (Ответ: русака, это полевой и лесостепной вид зайца см. Приложение 12).
  5. Как человек может помочь выжить животным в зимний период времени? (Ответ: обеспечение кормом: частичная подрубка осины, установление яслей с кормом).
  6. Какие виды животных занесены за последнее время в красную книгу Хакасии? (Ответ: кабарга, лось см. Приложение 13).

Область «Озёра Хакасии».

– Хакасия поражает обилием и разнообразием водоёмов. Это реки, пруды и конечно же, озёра, величие и красота, которых не оставляют человека равнодушным. Кроме того, вода в озёрах Хакасии целебная.

  1. Какие озёра Хакасии вы знаете? (Ответ: Ханкуль или Солёное, Шира, Белё, Улух – Коль, Иткуль).
  2. Самый крупный пресный водоём, вода которого считается самой чистой из всех озёр Хакасии. (Ответ: о. Иткуль см. Приложение 14).
  3. Какое озёро Хакасии считается сильноминерализированным водоёмом? Какими качествами обладает вода в этом озёре? (Ответ: о. Шира, лечебное озеро см. Приложение 15).
  4.  Назовите самое большое озёро Хакасии. Чем оно отличается от других озёр? (Ответ: о. Белё см. Приложение 16).
  5.  На каком озёре Хакасии весной происходит массовое скопление перелётных птиц? С точки зрения охраны природы, что должен сделать человек в этот период времени? (Ответ: о. Улух-Коль. Это бессточный водоём с горько – солёной водой. Со всех сторон он окружён степью. Является ключевой орнитологической территорией международного значения; взять под контроль, чтобы не отстреливали птиц. см. Приложение 17).
  6. Воду, какого озёра человек использует в питьевых целях пpaктически каждый день? (Ответ: о. Ханкуль. В Хакасии работает завод по обработке и разливу воды из этого озера).

Область «Исторические памятники Хакасии».

– Хакасия славится своей культурой и историей. Территория Хакасии насыщена историческими памятниками II–V веков до н.э. – X–XI веков н.э. (средневековье). Здесь находятся скопления курганов, места поселения древнего человека, возраст которых более 2,5 тысяч лет. На курганах имеются наскальные рисунки, самые ранние из которых относятся ко 2 тыс. до н.э. Их красота и покой неповторимы.

  1. Почему на территории Хакасии до сих пор сохраняются каменные стелы? (Ответ: это могильные камни великих военноначальников, вождей хакасского народа см. Приложение 18).
  2. На въезде в Хакасию со стороны Красноярского края есть дерево, которое является природным памятником культуры хакасского народа. На территории республики оно единственное. Как называется это дерево и в чём его особенность? (Ответ: «чёрная берёза», цвет соответствует его названию).
  3.  Как называется самый древний и самый большой по величине курган и в каком районе Хакасии находится? (Ответ: Салбыкский курган, Усть-Абаканский район см. Приложение 19).
  4.  Какой исторический знак изображён на гербе Хакасии и встречается в наскальных рисунках? (Ответ: солярный знак).
  5. Как называются исторические рисунки, сохранившиеся до наших дней на территории Хакасии? Какая гора является исторически ценной? (Ответ: наскальные рисунки, Кунья гора).
  6. Какой населённый пункт полностью является историческим местом древних хакасов? (Ответ: деревня Казановка см. Приложение 20).

– Перед нами открылось ключевое слово «ОХРАНА». Но ведь цель нашей игры заключается не только в том, чтобы вы показали свои знания о природе и природоохранной деятельности, но и получили новые, неизвестные вам сведения. А как называются природные зоны, находящиеся под охраной человека? (заповедные места). Теперь сюрприз, о котором я говорила в начале игры. Я открываю верхнюю строку игрового поля, и вы можете прочитать название заповедника, существующего на территории Хакасской республики (Заповедник «Хакасский).

В заключение хочется зачитать письмо из будущего:

«Когда теперь бываю в родной тайге, плачу горькими слезами. Неслышно птичьего гомона. На деревьях между веток не мелькнёт пушистый зверёк, на снегу не увидишь хитрых переплетений головоломных рисунков от следов зверьков – до чего же хитро запутывали следы – дорожки, пока расплетёшь, кто куда убежал, зверёк уже далеко, как говорится, след его простыл, не всякая собака разберётся. Даже горные речушки и родники оголили каменистое дно, тайга от вырубки поредела, как волосы на голове старца…»

– Такое письмо даёт возможность представить будущее природы при варварском к ней отношении. Это может нас ожидать, но этого не должно быть.

А теперь, я хочу, чтобы, каждый, мысленно ответил на вопрос:

– Вправе ли мы называть себя детьми природы? (звуковой фон).

– Все вы скоро станете взрослыми. Кто-то из вас будет директором крупного промышленного предприятия, кто-то врачом, инженером, учителем и т. д. Но каждый из вас должен помнить, что именно человек сохранит и позаботится о нашей Хакасской Земле, на которой мы живём.

Завершить мероприятие хочу высказыванием известного вам писателя М.Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Приложение 22



Комментарии:

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

24 04 2024 23:30:18

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

23 04 2024 0:31:41

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

22 04 2024 19:12:44

Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)


    Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)

      Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....

21 04 2024 2:20:55

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс


    Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

      Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

20 04 2024 11:46:33

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"


    Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

      Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

19 04 2024 19:48:59

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

18 04 2024 4:43:38

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс


    Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

      Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

17 04 2024 7:50:11

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

16 04 2024 3:55:51

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

15 04 2024 19:42:22

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

14 04 2024 2:54:53

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

13 04 2024 0:42:20

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

12 04 2024 7:42:24

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

11 04 2024 11:16:28

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

10 04 2024 22:44:45

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

09 04 2024 21:48:46

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

08 04 2024 17:48:46

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

07 04 2024 9:12:31

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

06 04 2024 15:53:41

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

05 04 2024 6:20:35

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

04 04 2024 6:56:29

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

03 04 2024 23:41:33

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой


    "Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

      Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

02 04 2024 12:51:40

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

01 04 2024 1:22:26

От Леонардо да Винчи до наших дней

Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....

31 03 2024 10:42:54

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

30 03 2024 21:24:20

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

29 03 2024 5:48:42

Минеральные соли и ионы в клетке


    Минеральные соли и ионы в клетке

      В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

28 03 2024 15:19:33

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

27 03 2024 5:46:13

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

26 03 2024 3:33:47

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

25 03 2024 14:23:56

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

24 03 2024 6:46:25

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля


    Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

      В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

23 03 2024 19:27:22

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

22 03 2024 1:36:20

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"


    Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

      Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

21 03 2024 22:47:44

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

20 03 2024 6:28:50

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

19 03 2024 11:58:42

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

18 03 2024 22:56:26

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

17 03 2024 0:12:30

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

16 03 2024 12:24:23

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....

15 03 2024 20:21:27

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

14 03 2024 22:32:19

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

13 03 2024 20:11:33

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

12 03 2024 1:44:58

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

11 03 2024 21:47:44

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?


    Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

      В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

10 03 2024 20:54:33

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"


    Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

      Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

09 03 2024 6:46:15

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

08 03 2024 6:46:43

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

07 03 2024 11:36:35

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

06 03 2024 4:31:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::