Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока.
1. Познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся.
2. Выявить приспособления животных к определённой среде обитания.
Ход урока.
1. Обсуждение с детьми перспектив предстоящего урока.
Учитель сообщает учащимся тему урока и желает им успешной работы, удачного сотрудничества друг с другом. После этого учитель обсуждает с детьми план предстоящего урока и записывает его на доске:
1). Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения новой темы.
2). Определение сред обитания животных.
3). Хаpaктеристика каждой среды обитания животных.
4). Формулирование определения среды обитания животных с учащимися.
5). Работа с карточками:
а) Карточка№1-загадки.
б) Карточка № 2 - какие утверждения верны?
в) Карточка№3 - по описанию узнай, о какой среде идёт речь?
г) Карточка №4 - игра по средам обитания: “Кто здесь лишний?”
д) Карточка №5 - подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами.
е) Прочитай текст и узнай, о каком животном идёт речь?
6) Подведение итогов урока.
7) Домашнее задание.
2. Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения новой темы.
А) Вы принесли фотографии, рисунки животных, посмотрите на них ещё раз и скажите, где обитают животные? (Ответы учащихся записываются на доске).
Б) Какие среды обитания животных можно выделить?
3. Выявление субъектного опыта учащихся по теме урока.
A) Подводя итоги, учитель выделяет три среды обитания животных: водную, почвенную, наземно-воздушную.
Б) учитель предлагает дать краткую хаpaктеристику каждой среды обитания. Каждая группа выбирает любую среду для хаpaктеристики. Ответы дополняет учитель.
B) Формулируется определение среды обитания животных с учащимися.
Г) По ходу беседы заполняется таблица:
| Среда обитания. | Животные, обитающие в данной среде. | Черты приспособленности к среде |
| - |
4. Работа учащихся с карточками.
см. Методическое описание использования ВДК на уроке. Учитель: “У вас на партах лежат карточки, которые вы можете выбрать. Все задания интересные и связаны с темой сегодняшнего урока. “Звёздочкой” помечены задания определённого уровня сложности. Можно работать индивидуально, в паре или группе. В процессе выполнения работы (если у вас останется время) вы можете выбрать несколько карточек”.
5. Обсуждение с детьми итогов урока.
Учитель индивидуально обращается к ученикам с вопросами: “Что нового ты узнал на уроке? Что на уроке тебе понравилось больше всего? Выступление кого из ребят понравилось больше всего? - Что ты хотел бы узнать на следующем уроке? Что у тебя вызвало трудности?”
6. Домашнее задание.
А) Продолжить таблицу, начатую на уроке, в которую дописать 10 животных, каких ты знаешь, и какие тебе нравятся. Б) Составить кроссворд или тест на пройденную тему.
Методическое описание процедуры использования ВДК на уроке.
1. Этап урока, на котором использовались ВДК.
Карточки с заданиями лучше всего применять при закреплении изученного материала. Это поможет учащимся пpaктически применить полученные знания, отработать умения выделять особенности сред обитания животных.
2. Форма предъявления ВДК учащимся.
ВДК предъявлялись детям непосредственно на самом уроке, для каждой группы на листах бумаги размещались все карточки.
3. Организация выбора.
Сначала дети делились на группы. Затем, прослушав комментарии учителя, самостоятельно выбирали себе карточки.
4. Организация прострaнcтва класса.
Перед уроком учитель с учащимися подготовил рабочие места для групп (в группах не более 5 человек), для работы в парах и для индивидуальной работы. Дети сами выбирали, как и с кем они будут работать.
5. Проверка выполнения заданий на ВДК.
В связи с большим объёмом учебного материала учитель для себя определяет последовательность опроса - отчёта по карточкам. В первую очередь на уроке оценивались устные ответы, письменные проверялись учителем после урока. Выступающий от каждой группы должен был представить результат её работы в виде устного и письменного ответа. Чтобы обеспечить внимательное отношение детей в классе к выступающим, учитель просил остальных учеников давать свои комментарии к ответам, дополнять их, отслеживать их правильность и полноту. Дети других групп оценивают работу своих одноклассников.
6. Длительность работы с ВДК на данном уроке.
На выполнение этой работы отводилось 20 минут.
Описание вариативных дидактических карточек к уроку. Условное обозначение на ВДК:
Задание с низким уровнем сложности - *
Задание со средним уровнем сложности - **
Задание с повышенным уровнем сложности - ***
Карточка №1 *
Отгадайте загадки и назовите животных, обитающих в тех местах.
Загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все — и млад, и стар,
Что она большущий шар.Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём.
Поутру росой умыт.
Раз в году косой побрит.
Карточка №2 **
Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”.
1. Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, это помогает им лучше схватывать пищу.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Карточка №3 **
По описанию узнай, о какой среде идёт речь?
1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2. Дом для животных, имеющих крылья. Лёгкая, неплотная среда.
3. В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
5. Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, давать себе подобных.
Карточка №4 *
Игра по средам обитания “Кто здесь лишний?”
1. Страус, кенгуру, шмель, волк.
2. Белка, дельфин, акула, щука.
3. Речной paк, рыбы, выдра, оса.
4. Кенгуру, страус, ласточка, гепард.
Карточка №5 *
Подбери к словам левого столбика соответствующие слова из правого и запиши парами.
| почва вода лес воздух море Арктика Антарктида |
рыбы крот птицы белый медведь пингвин акула волк |
Карточка №6 ***
Прочитайте текст. О каких животных в нём говорится?
Текст 1.
Эти птицы — чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость — 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья — длинные, заостренные. В полёте они бывают до 19 ч в сутки — ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны, которая бывает особенно клейкой во время гнёздостроения.
Текст 2.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Текст 3.
Среда обитания хаpaктеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Текст 4.
Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Комментарии:
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
28 11 2025 20:13:25
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
27 11 2025 2:44:56
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
26 11 2025 11:54:58
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
25 11 2025 4:44:43
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
24 11 2025 19:41:51
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
23 11 2025 22:57:35
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
22 11 2025 22:32:46
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
21 11 2025 16:30:20
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
20 11 2025 1:30:59
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
19 11 2025 13:41:53
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
18 11 2025 23:56:13
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
17 11 2025 6:39:36
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
16 11 2025 5:34:49
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
15 11 2025 16:43:28
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
14 11 2025 7:31:38
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
13 11 2025 15:53:17
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
12 11 2025 8:45:28
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
11 11 2025 20:51:45
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
10 11 2025 9:42:36
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
09 11 2025 16:32:56
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
08 11 2025 21:17:10
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
07 11 2025 20:31:55
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
06 11 2025 23:31:37
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
05 11 2025 9:44:11
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
04 11 2025 11:13:32
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
03 11 2025 16:38:47
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
02 11 2025 10:52:41
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
01 11 2025 20:59:26
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
31 10 2025 11:45:39
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
30 10 2025 23:29:44
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
29 10 2025 11:43:52
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
28 10 2025 20:28:50
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
27 10 2025 9:19:40
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
26 10 2025 21:54:56
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
25 10 2025 16:55:42
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
24 10 2025 12:43:28
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
23 10 2025 3:57:43
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
22 10 2025 12:10:37
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
21 10 2025 20:37:26
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
20 10 2025 4:30:44
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
19 10 2025 0:34:40
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
18 10 2025 6:40:37
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
17 10 2025 20:40:28
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
16 10 2025 12:15:13
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
15 10 2025 3:26:30
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
14 10 2025 3:41:48
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
13 10 2025 11:35:42
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
12 10 2025 7:24:41
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
11 10 2025 5:32:15
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
10 10 2025 2:42:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




