Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Цель:

  1. повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла,
  2. расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся,
  3. привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса,
  4. воспитание любви к родной природе.

Формы проведения игры: биологический турнир, экологический КВН, брейн-ринг.

Правила игры: интеллектуальная игра «Растения леса» проводится в рамках предметной декады между параллелями 6-7 классов. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса выдвигается комaнда (или группа учащихся в состав сборной 6-7классов). Играют 2-3 комaнды одновременно. Право на ответ получает та комaнда, которая первой подала сигнал готовности (для этого можно использовать сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе). Для оценки работы комaнд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.

Реквизиты: два (три) игровых стола; сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе; компьютер, мультимедийный проектор; репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана; гербарии или листья деревьев; музыкальные композиции.

Оформление:

  1. Плакат с высказыванием К. Паустовского: «Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
  2. Пословица:
    «Нет леса – посади,
    Мало леса – не руби,
    Много леса – береги».
  3. Картины о лесе И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи.
  4. Тематическая компьютерная презентация.
  5. Музыкальное оформление (подборка классической инструментальной музыки, песни современной эстрады на заданную тематику и др.)

Содержание: Вступительное слово учителя (стихи, цифры, факты, комментарии). Сообщение цели мероприятия и правил игры.

З А Г А Д К И :

1. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(рябина, калина).
2. Синий пиджак,
Желтая подкладка,
В середине – сладко.
(слива).
3. Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина,
А зовется… (ель).
4. Живет лет 300 или больше,
Светолюбивая она,
Совсем неприхотлива к почве,
Иголки по 2, то - … (сосна).
5. Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь – то простудой
Болеть не будешь больше ты.
(липа).
6. Этот кустарник в лесу взор ласкает,
Лист сложный, перистый,
Плод – небольшой,
В нем витаминов великое множество
Вы догадались? Кто же такой?
(шиповник).
7. И лист и почки – все врачует,
И сок – целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России – ствол ее.
(береза).
8. Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды – зверей накормят,
Если ты крепок – с ним сравнят.
(дуб).
9. Он газ и пыль - все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут.
(тополь).
(Информация к размышлению:
за лето одно дерево тополя
может поглотить более 1 кг пыли и 45 кг CO2).
10. Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.
(осина).
11. Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь…
(березка).
12. Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват.
(тополь).

В О П Р О С Ы:

  1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту).
  2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы. Известны постройки из нее, просуществовавшие 300-500 лет и более (в Сибири, в Литве, Швейцарии, Польше). В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построенного римлянами в начале II века. Древесина оказалась неразрушенной).
  3. Какое хвойное дерево, растущее на Кавказе, достигает возраста 2000-3000 и более лет и на что используется его древесина? (Тисс. Это могучее, в несколько обхватов, до 35 метров высотой дерево с густой темно-зеленой кроной. Тисс называют красным деревом или негноем, что соответствует прочности и буровато-красному цвету его древесины, которая не поддается разрушительному действию воздуха и не гниет в воде, а только приобретает в ней ярко-рубиновую окраску. Хвоя, кора и древесина ядовиты. Тисс используется для изготовления фанеры, в подводных сооружениях и на различные поделки, конкурирующие с изделиями из дорогого бразильского красного дерева).
  4. Что такое годичные кольца прироста, и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста – это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Годичные кольца обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу).
  5. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцам можно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксаула в одном году образуется несколько годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет по ним определить возраст дерева).
  6. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины, черемухи и др.)
  7. Древесина каких деревьев настолько тверда, что способна заменить кость и даже металл? (1 - Самшит. Вечнозеленое, очень медленно растущее дерево или кустарник из семейства самшитовых, с густой кроной, с раздельнополыми однодомными цветками, теневыносливое, теплолюбивое. Распространен в лесах Черноморского побережья на Кавказе. Горцы называют его «железным деревом» за прочность и «кавказской пальмой» за красоту. Высоко ценится как материал для изготовления подшипников, музыкальных инструментов, шахмат и др. изделий.
    2 – На юге Приморского края растет « железная береза», древесина которой по прочности приближается к железу, она в 3,5 раза прочнее чугуна, ее не берет ни самый острый топор, ни пуля, древесина ее тонет в воде).
  8. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов? (1 – Гвоздичное дерево – на островах Малайского архипелага. По цвету и форме они напоминают маленькие гвозди, отсюда, видимо, и произошло название растения.
    2 – Тюльпанное дерево. Родина – Китай, Северная Америка. В СНГ – в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Высокое дерево с густой пирамидальной кроной. Цветки крупные, колокольчатые, оранжево-красные, напоминают тюльпаны. Хороший медонос. Древесина используется в мебельном производстве. Из коры готовят некоторые лекарства).
  9. Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).
  10. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истрeбляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).
  11. Что называют природными заповедниками? Какой заповедник находится на территории Архаринского района Амурской области? (Заповедники – это специально выделенные участки территории, где изучается и сохраняется в неприкосновенности растительность и животный мир, типичный для данного географического района, увеличивается численность животных, наиболее ценных в хозяйственном и научном отношении. В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800. В СНГ – более 150 заповедников и заповедных территорий. На территории Архаринского района Амурской области находится Хинганский государственный природный заповедник).
  12. Назовите охраняемые деревья Амурской области? (Абрикос сибирский, бархат амурский, сосна корейская (кедр корейский), груша уссурийская).
  13. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисс – хвойное дерево, ядовиты все части; Волчье лыко – кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; Бересклет – кустарник, ядовиты кора, листья, плоды; Вех ядовитый или цикута – травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; Белладонна (бешенная вишня, сонная одурь) – травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды. Сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)
  14. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи. Чаще страдают деревья с твердой древесиной: дуб, клен, ясень, сосна).
  15. Когда, из чего и где (в каком государстве) была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева во II веке китайским ученым Цай-Лунем. Способ изготовления бумаги китайцы хранили в секрете почти тысячу лет. В начале XIX века ученый Шефер изобрел способ изготовления бумаги из дерева. После cмepти ученого его изобретение было забыто. В то время бумагу делали из тряпок. Через 50 лет другой ученый Келлер снова изготовил бумагу из дерева. В настоящее время бумагу получают из клетчатки древисины (целлюлозы). Основным сырьем для производства бумаги в РФ является древесина ели, а также осины и др. лиственных пород).
  16. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник).
  17. Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление резонансных дек музыкальных инструментов? (Ель).
  18. Древесина какого дерева легче всего обpaбатывается при сложной резьбе? (Липа).
  19. Какое дерево из хвойных нельзя трaнcпортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственницу. Ее древесина тяжелая и в воде быстро тонет).
  20. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес – временным? (Береза первой осваивает открытые прострaнcтва, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, она вытесняет березу).
  21. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истрeбляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
  22. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, т.к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить не кипяченую воду из открытого водоема. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки. Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса).
  23. В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (1-Земляничное дерево – в Крыму, западном Закавказье. Относится к семейству вересковых. Вечнозеленое, декоративное. Плоды – съедобные красные ягоды, похожие на землянику.
    2 - Конфетное дерево – в субтропиках. Плодовое и декоративное растение. В пищу употрeбляют мясистые утолщенные плодоножки. Они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности.
    3 - Хлебное дерево – Индонезия, Цейлон. Похоже на дуб. Плоды, достигающие величины тыквы, имеют вес до 20 кг. Плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем. Употрeбляют в вареном и жареном виде. Плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, из которой пекут лепешки, отсюда название – «хлебное дерево».
    4 – Шоколадное дерево – Мексика. Еще ацтеки умели готовить из его семян - тонизирующий напиток (какао).
    5 – Чайное дерево – чай – в Китае около 5 тыс. лет назад.
    6 – Кофейное дерево – Африка).

Ж И В О П И С Ь:

Назовите художников и названия данных картин:

  1. И.И. Шишкин «Лесные дали» - 1884 г.
  2. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» - 1889 г.
  3. В.Д. Поленов «Заросший пруд» - 1879 г.
  4. А.И. Куинджи «Березовая роща» - 1879 г.
  5. И.И. Левитан «Золотая осень» - 1895 г.

П О Э З И Я:

Назовите авторов отрывков следующих стихотворений:

  1. Я пришел к тебе с приветом, рассказать,
    Что солнце встало, что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
    Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    (Фет).
  2. Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках с нежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит береза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.
    (С. Есенин).
  3. Дрогнули листочки, закачались клены,
    С золотистых веток полетела пыль…
    Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
    Зашептался с эхом высохший ковыль…
    (С. Есенин).
  4. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком…
    (С. Есенин).
  5. Леса уходят.
    Жалко мне леса.
    Уходят ели, сосны и березы,
    Рябины гасят пламенные гроздья.
    Осинников смолкают голоса.
    Когда-то жили в тех лесах дубы,
    И ясени, и золотые клены.
    Куда им деться от такой судьбы?
    Лес вырубают - океан зеленый.
    (С. Орлов.)
  6. Нам жить в одной семье.
    Нам петь в одном кругу,
    Идти в одном строю,
    Лететь в одном полете.
    Давайте сохраним
    Ромашку на лугу,
    Кувшинку на реке
    И клюкву на болоте.
    О, как, природа - мать
    Терпима и добра!
    Но чтоб ее лихая
    Участь не постигла
    Давайте сохраним
    На стрежнях - осетра,
    Касатку в небесах,
    В таежных дебрях - тигра,
    Коль суждено дышать
    Нам воздухом одним,
    Давайте-ка мы все
    Навек объединимся,
    Давайте наши души
    Вместе сохраним,
    Тогда мы на земле
    И сами сохранимся!!!
    (Н. Старшинов>).
  7. Здесь некогда, могучий и прекрасный,
    Шумел и зеленел волшебный лес,
    Не лес, а целый мир разнообразный,
    Исполненный видений и чудес.
    Лучи сквозили, трепетали тени,
    Не умолкал в деревьях птичий гам,
    Мелькали в чаще быстрые олени,
    И ловчий рог взывал по временам…
    Но где же он? Кто опустил завесу?
    Спустил ее от неба до земли –
    Что это? Призpaк, чары ли какие?
    Где мы? И верить ли глазам своим?
    Здесь дым один, как пятая стихия,
    Ленивый, вялый бесконечный дым.
    Кой-где насквозь торчат по обнаженным
    Пожарищам уpoдливые пни,
    И бегают по сучьям обожженным
    С зловещим треском белые огни…
    (Тютчев).
  8. …И в ближний лес вхожу.
    Там покрасневший клен,
    Еще зеленый дуб и желтые березы
    Печально на меня стряхают слезы;
    Но дале я иду, в мечтанья погружен,
    И виснут надо мной полунагие сучья,
    А мысли между тем слагаются в созвучья,
    Свободные слова теснятся в мерный строй,
    И на душе легко, и сладостно, и странно,
    И тихо все кругом, и под моей ногой
    Так мягко лист шуршит благоуханный…
    (А.К. Толстой).

(Некоторые из этих отрывков можно использовать на начальном и заключительном этапах мероприятия по усмотрению учителя).

Г Е Р Б А Р И И:

Угадайте, с какого дерева упал этот лист? (Учащимся демонстрируются гербарии).

  1. Дуб.
  2. Клен.
  3. Липа.
  4. Береза.
  5. Черемуха.

П Е Р Е С Т А В Ь Б У К В Ы:

Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:

  1. СЕЯНЬ (ясень)
  2. РЕЗАБЁ (берёза)
  3. АНСИО (осина)
  4. ДЫШЛАН (ландыш)
  5. НАСОС (сосна)

Б У Р И М Е:

Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие:

  • Птицы – границы, леса – небеса.
  • Клены – зеленый, леса – голоса.
  • Почки – листочки, стебель – мебель.

П Е С Н И:

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Комaндам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику, или продолжить песню, начатую ведущим программы).

  1. Что стоишь качаясь, тонкая рябина …
  2. Тополиный пух, жара, июль …
  3. Тополя, тополя все в пуху …
  4. Распустилась черемуха, нарядилась невестою …
  5. Ландыши, ландыши …
  6. Травы, травы, травы не успели …
  7. Цветет черемуха к похолоданию …
  8. В лесу родилась елочка …
  9. Ой, цветет калина …
  10. Миллион, миллион, миллион алых роз …

П О Д В Е Д Е Н И Е     И Т О Г О В.

Литература:

  1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.
  4. www.edu.yar.ru



Комментарии:

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

25 05 2024 3:39:37

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

24 05 2024 4:42:49

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

23 05 2024 3:12:39

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

22 05 2024 18:45:35

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

21 05 2024 13:31:30

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

20 05 2024 19:42:52

Урок биологии на тему "Кожа и ее производные элементы"

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....

19 05 2024 16:38:43

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

18 05 2024 3:35:11

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

17 05 2024 12:33:31

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

16 05 2024 18:25:56

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

15 05 2024 9:20:15

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

      Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

14 05 2024 3:27:51

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

13 05 2024 19:16:38

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией


    Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

      Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

12 05 2024 12:19:58

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

11 05 2024 2:12:30

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

10 05 2024 3:54:21

Тема урока "Состав крови"


    Тема урока "Состав крови"

      Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....

09 05 2024 10:25:14

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

08 05 2024 12:37:51

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

07 05 2024 9:43:42

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

06 05 2024 11:44:25

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

05 05 2024 14:22:55

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

04 05 2024 23:49:36

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

03 05 2024 6:34:21

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

02 05 2024 10:14:54

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"


    Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"

      Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....

01 05 2024 5:46:10

Многообразие органического мира. Классификация организмов


    Многообразие органического мира. Классификация организмов

      Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....

30 04 2024 20:55:58

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

29 04 2024 0:21:24

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

28 04 2024 10:45:35

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

27 04 2024 13:40:41

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

26 04 2024 6:49:25

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

25 04 2024 21:31:12

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс


    Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

24 04 2024 10:13:29

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

23 04 2024 3:14:31

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

22 04 2024 14:47:25

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

21 04 2024 5:37:44

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

20 04 2024 23:36:34

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

19 04 2024 23:38:44

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

18 04 2024 21:15:10

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

17 04 2024 13:45:39

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

16 04 2024 9:24:59

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

15 04 2024 14:13:30

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

14 04 2024 9:56:49

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

13 04 2024 16:34:21

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

12 04 2024 7:11:52

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

11 04 2024 0:18:49

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

10 04 2024 1:21:21

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

09 04 2024 10:26:40

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

08 04 2024 23:35:22

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

07 04 2024 9:27:51

Предпосылки возникновения Дарвинизма

Предпосылки возникновения Дарвинизма В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

06 04 2024 17:38:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::