Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Цель:
- повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла,
- расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся,
- привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса,
- воспитание любви к родной природе.
Формы проведения игры: биологический турнир, экологический КВН, брейн-ринг.
Правила игры: интеллектуальная игра «Растения леса» проводится в рамках предметной декады между параллелями 6-7 классов. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса выдвигается комaнда (или группа учащихся в состав сборной 6-7классов). Играют 2-3 комaнды одновременно. Право на ответ получает та комaнда, которая первой подала сигнал готовности (для этого можно использовать сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе). Для оценки работы комaнд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.
Реквизиты: два (три) игровых стола; сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе; компьютер, мультимедийный проектор; репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана; гербарии или листья деревьев; музыкальные композиции.
Оформление:
- Плакат с высказыванием К. Паустовского: «Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
- Пословица:
«Нет леса – посади,
Мало леса – не руби,
Много леса – береги». - Картины о лесе И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи.
- Тематическая компьютерная презентация.
- Музыкальное оформление (подборка классической инструментальной музыки, песни современной эстрады на заданную тематику и др.)
Содержание: Вступительное слово учителя (стихи, цифры, факты, комментарии). Сообщение цели мероприятия и правил игры.
З А Г А Д К И :
| 1. В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина, калина). |
2. Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине – сладко. (слива). |
| 3. Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется… (ель). |
4. Живет лет 300 или больше, Светолюбивая она, Совсем неприхотлива к почве, Иголки по 2, то - … (сосна). |
| 5. Цветет позднее всех деревьев, Лекарственны ее цветы, Коль их заваришь – то простудой Болеть не будешь больше ты. (липа). |
6. Этот кустарник в лесу взор ласкает, Лист сложный, перистый, Плод – небольшой, В нем витаминов великое множество Вы догадались? Кто же такой? (шиповник). |
| 7. И лист и почки – все врачует, И сок – целебное сырье. Шумит от ветра, если дует, Краса России – ствол ее. (береза). |
8. Для бани веничек готовят, Листочки прочно так сидят, Его плоды – зверей накормят, Если ты крепок – с ним сравнят. (дуб). |
| 9. Он газ и пыль - все поглощает, Нелегок летом этот труд. За это его очень ценят, «Воздушный санитар» зовут. (тополь). (Информация к размышлению: за лето одно дерево тополя может поглотить более 1 кг пыли и 45 кг CO2). |
10. Как зовут ее, кто знает? Ветра нет, а лист дрожит, Нечисть, скверну отгоняет, Если кол ее забит. (осина). |
| 11. Она весну встречает – Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаешь… (березка). |
12. Чей пух по городу летает? Среди июля – снегопад. Прохожие его ругают, А это ветер виноват. (тополь). |
В О П Р О С Ы:
- Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту).
- Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы. Известны постройки из нее, просуществовавшие 300-500 лет и более (в Сибири, в Литве, Швейцарии, Польше). В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построенного римлянами в начале II века. Древесина оказалась неразрушенной).
- Какое хвойное дерево, растущее на Кавказе, достигает возраста 2000-3000 и более лет и на что используется его древесина? (Тисс. Это могучее, в несколько обхватов, до 35 метров высотой дерево с густой темно-зеленой кроной. Тисс называют красным деревом или негноем, что соответствует прочности и буровато-красному цвету его древесины, которая не поддается разрушительному действию воздуха и не гниет в воде, а только приобретает в ней ярко-рубиновую окраску. Хвоя, кора и древесина ядовиты. Тисс используется для изготовления фанеры, в подводных сооружениях и на различные поделки, конкурирующие с изделиями из дорогого бразильского красного дерева).
- Что такое годичные кольца прироста, и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста – это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Годичные кольца обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу).
- У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцам можно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксаула в одном году образуется несколько годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет по ним определить возраст дерева).
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины, черемухи и др.)
- Древесина каких деревьев настолько тверда, что
способна заменить кость и даже металл? (1 -
Самшит. Вечнозеленое, очень медленно растущее
дерево или кустарник из семейства самшитовых, с
густой кроной, с раздельнополыми однодомными
цветками, теневыносливое, теплолюбивое.
Распространен в лесах Черноморского побережья
на Кавказе. Горцы называют его «железным
деревом» за прочность и «кавказской пальмой» за
красоту. Высоко ценится как материал для
изготовления подшипников, музыкальных
инструментов, шахмат и др. изделий.
2 – На юге Приморского края растет « железная береза», древесина которой по прочности приближается к железу, она в 3,5 раза прочнее чугуна, ее не берет ни самый острый топор, ни пуля, древесина ее тонет в воде). - Названия каких деревьев совпадают с названиями
цветов? (1 – Гвоздичное дерево – на островах
Малайского архипелага. По цвету и форме они
напоминают маленькие гвозди, отсюда, видимо, и
произошло название растения.
2 – Тюльпанное дерево. Родина – Китай, Северная Америка. В СНГ – в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Высокое дерево с густой пирамидальной кроной. Цветки крупные, колокольчатые, оранжево-красные, напоминают тюльпаны. Хороший медонос. Древесина используется в мебельном производстве. Из коры готовят некоторые лекарства). - Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).
- Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истрeбляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).
- Что называют природными заповедниками? Какой заповедник находится на территории Архаринского района Амурской области? (Заповедники – это специально выделенные участки территории, где изучается и сохраняется в неприкосновенности растительность и животный мир, типичный для данного географического района, увеличивается численность животных, наиболее ценных в хозяйственном и научном отношении. В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800. В СНГ – более 150 заповедников и заповедных территорий. На территории Архаринского района Амурской области находится Хинганский государственный природный заповедник).
- Назовите охраняемые деревья Амурской области? (Абрикос сибирский, бархат амурский, сосна корейская (кедр корейский), груша уссурийская).
- Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисс – хвойное дерево, ядовиты все части; Волчье лыко – кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; Бересклет – кустарник, ядовиты кора, листья, плоды; Вех ядовитый или цикута – травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; Белладонна (бешенная вишня, сонная одурь) – травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды. Сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)
- Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи. Чаще страдают деревья с твердой древесиной: дуб, клен, ясень, сосна).
- Когда, из чего и где (в каком государстве) была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева во II веке китайским ученым Цай-Лунем. Способ изготовления бумаги китайцы хранили в секрете почти тысячу лет. В начале XIX века ученый Шефер изобрел способ изготовления бумаги из дерева. После cмepти ученого его изобретение было забыто. В то время бумагу делали из тряпок. Через 50 лет другой ученый Келлер снова изготовил бумагу из дерева. В настоящее время бумагу получают из клетчатки древисины (целлюлозы). Основным сырьем для производства бумаги в РФ является древесина ели, а также осины и др. лиственных пород).
- Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник).
- Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление резонансных дек музыкальных инструментов? (Ель).
- Древесина какого дерева легче всего обpaбатывается при сложной резьбе? (Липа).
- Какое дерево из хвойных нельзя трaнcпортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственницу. Ее древесина тяжелая и в воде быстро тонет).
- Почему березку называют пионером леса, а березовый лес – временным? (Береза первой осваивает открытые прострaнcтва, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, она вытесняет березу).
- Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истрeбляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
- Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, т.к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить не кипяченую воду из открытого водоема. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки. Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса).
- В названиях каких деревьев заключены названия
пищевых продуктов, плодов? (1-Земляничное дерево
– в Крыму, западном Закавказье. Относится к
семейству вересковых. Вечнозеленое,
декоративное. Плоды – съедобные красные ягоды,
похожие на землянику.
2 - Конфетное дерево – в субтропиках. Плодовое и декоративное растение. В пищу употрeбляют мясистые утолщенные плодоножки. Они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности.
3 - Хлебное дерево – Индонезия, Цейлон. Похоже на дуб. Плоды, достигающие величины тыквы, имеют вес до 20 кг. Плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем. Употрeбляют в вареном и жареном виде. Плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, из которой пекут лепешки, отсюда название – «хлебное дерево».
4 – Шоколадное дерево – Мексика. Еще ацтеки умели готовить из его семян - тонизирующий напиток (какао).
5 – Чайное дерево – чай – в Китае около 5 тыс. лет назад.
6 – Кофейное дерево – Африка).
Ж И В О П И С Ь:
Назовите художников и названия данных картин:
- И.И. Шишкин «Лесные дали» - 1884 г.
- И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» - 1889 г.
- В.Д. Поленов «Заросший пруд» - 1879 г.
- А.И. Куинджи «Березовая роща» - 1879 г.
- И.И. Левитан «Золотая осень» - 1895 г.
П О Э З И Я:
Назовите авторов отрывков следующих стихотворений:
- Я пришел к тебе с приветом, рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
(Фет). - Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках с нежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
(С. Есенин). - Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
(С. Есенин). - Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
(С. Есенин). - Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают - океан зеленый.
(С. Орлов.) - Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как, природа - мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла
Давайте сохраним
На стрежнях - осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях - тигра,
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!
(Н. Старшинов>). - Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
Лучи сквозили, трепетали тени,
Не умолкал в деревьях птичий гам,
Мелькали в чаще быстрые олени,
И ловчий рог взывал по временам…
Но где же он? Кто опустил завесу?
Спустил ее от неба до земли –
Что это? Призpaк, чары ли какие?
Где мы? И верить ли глазам своим?
Здесь дым один, как пятая стихия,
Ленивый, вялый бесконечный дым.
Кой-где насквозь торчат по обнаженным
Пожарищам уpoдливые пни,
И бегают по сучьям обожженным
С зловещим треском белые огни…
(Тютчев). - …И в ближний лес вхожу.
Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня стряхают слезы;
Но дале я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй,
И на душе легко, и сладостно, и странно,
И тихо все кругом, и под моей ногой
Так мягко лист шуршит благоуханный…
(А.К. Толстой).
(Некоторые из этих отрывков можно использовать на начальном и заключительном этапах мероприятия по усмотрению учителя).
Г Е Р Б А Р И И:
Угадайте, с какого дерева упал этот лист? (Учащимся демонстрируются гербарии).
- Дуб.
- Клен.
- Липа.
- Береза.
- Черемуха.
П Е Р Е С Т А В Ь Б У К В Ы:
Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
- СЕЯНЬ (ясень)
- РЕЗАБЁ (берёза)
- АНСИО (осина)
- ДЫШЛАН (ландыш)
- НАСОС (сосна)
Б У Р И М Е:
Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие:
- Птицы – границы, леса – небеса.
- Клены – зеленый, леса – голоса.
- Почки – листочки, стебель – мебель.
П Е С Н И:
Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Комaндам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику, или продолжить песню, начатую ведущим программы).
- Что стоишь качаясь, тонкая рябина …
- Тополиный пух, жара, июль …
- Тополя, тополя все в пуху …
- Распустилась черемуха, нарядилась невестою …
- Ландыши, ландыши …
- Травы, травы, травы не успели …
- Цветет черемуха к похолоданию …
- В лесу родилась елочка …
- Ой, цветет калина …
- Миллион, миллион, миллион алых роз …
П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.
Литература:
- Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.
- www.edu.yar.ru
Комментарии:
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
30 11 2025 9:23:55
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
29 11 2025 1:43:26
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
28 11 2025 13:37:53
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
27 11 2025 12:36:35
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
26 11 2025 15:39:53
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
25 11 2025 18:25:20
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
24 11 2025 6:13:29
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
23 11 2025 10:30:32
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
22 11 2025 7:49:27
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
21 11 2025 8:21:41
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
20 11 2025 14:18:17
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
19 11 2025 11:11:52
Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
18 11 2025 1:53:25
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
17 11 2025 18:32:33
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
16 11 2025 23:54:59
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
15 11 2025 12:46:35
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
14 11 2025 19:34:32
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
13 11 2025 2:53:22
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
12 11 2025 17:49:47
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
11 11 2025 23:32:55
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
10 11 2025 20:40:11
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
09 11 2025 16:26:58
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
08 11 2025 1:18:46
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
07 11 2025 21:28:38
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
06 11 2025 4:11:17
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
05 11 2025 17:32:57
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
04 11 2025 5:10:55
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
03 11 2025 18:56:46
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
02 11 2025 23:37:27
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
01 11 2025 16:20:22
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
31 10 2025 4:20:37
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
30 10 2025 20:56:32
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
29 10 2025 14:20:47
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
28 10 2025 11:29:29
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
27 10 2025 2:47:43
Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
26 10 2025 14:49:37
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
25 10 2025 2:42:15
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
24 10 2025 3:57:20
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
23 10 2025 10:56:13
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
22 10 2025 12:13:52
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
21 10 2025 10:23:13
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
20 10 2025 22:50:45
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
19 10 2025 8:50:21
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
18 10 2025 11:35:42
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
17 10 2025 20:12:50
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
16 10 2025 10:25:18
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
15 10 2025 8:58:29
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
14 10 2025 10:45:14
Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
13 10 2025 20:39:20
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
12 10 2025 8:21:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




