Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок – обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником. Учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся. Урок построен с учетом интеграции различных форм работы, методов, а также деятельности учащихся. В итоге смена образовательных ситуаций и деятельности приводит к осуществлению индивидуализации процесса обучения, позволяет развивать личностные качества школьников, а также способствует вовлечению всех учащихся в образовательный процесс.
Цели:
- сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;
- сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
- составить в виде таблицы сравнительную хаpaктеристику вакцины и сыворотки;
- рассмотреть схему классификации иммунитета;
- представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;
- составить схему переливания крови;
- дать понятие и составить модель современной иммунологии.
Задачи:
- Обучающие:
- учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.
- учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.
- учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.
- учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.
- учащиеся должны составить модель «Современная наука иммунология и области ее применения».
- Развивающие:
- продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.
- продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.
- продолжить развитие у учащихся творческих способностей.
- продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
Этап подготовки. Формирование групп учащихся (в зависимости от подготовленности класса к групповой работе, учитель может назначить координаторов среди учащихся, которые будут формировать группы, или предложить школьникам самим распределиться по группам). Количество учащихся, входящих в группы определяется учителем.
Оборудование: учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2007), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А3 (по количеству групп), инструктивные карты учащихся (приложение 1), презентация к уроку (приложение 2).
На данном уроке возможно применение интеpaктивной доски для демонстрации схем, моделей, а также проверки заданий учащимися.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Деятельность учащихся: регламентированная, нерегламентированная.
Методы обучения: репродуктивные, творческие.
ХОД УРОКА
I. Постановка проблемных вопросов для обозначения целей урока
(Приложение 2, слайд
1) В настоящее время среди населения проводится
вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны
прививки? Почему в одних случаях применяю
вакцины, а в других – сыворотки? Что такое
аллергия и отчего при успешных операциях при
пересадке органов все-таки часты случаи
отторжения тканей? Что необходимо учитывать при
переливании крови и кто является универсальным
донором, а кто универсальным реципиентом? Что
изучает наука иммунология и как она связана с
проблемами сохранения нашего здоровья?
Попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы.
II. Фронтальная работа
Откройте с. 94 § 19. Возьмите инструктивную карту (Приложение 1), прочитайте и выполните задание №1. На выполнение задания 7 минут.
Проверка. Обратите внимание на доску (Приложение 2, слайд 2, слайд 3), (на интеpaктивной доске определения «вакцина», «сыворотка», заполненная таблица 1. Используется функция интеpaктивной доски «шторка»). Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить, или дополнить. 3 минуты.
Прочитайте задание №2 (Приложение 1). Еще раз ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана (Приложение 2, слайд 4), (на интеpaктивной доске схема классификации иммунитета. Возможно использование функции интеpaктивной доски «передвижение объектов» для расстановки понятий «вакцина» и «сыворотка»).
Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». На выполнение задания – 7 минут.
III. Работа по группам
Учащимся предлагается сесть по группам (4 группы). Группам присваивается номер.
Внимательно прочитайте задание №3 (Приложение 1). Обратите
внимание на форму представления рассмотренного
материала и на время выполнения задания.
Действовать строго согласно регламенту. На
выполнение задания 5 минут. Учащиеся знакомятся с
понятием «аллергия» и причинами тканевой
несовместимости. На представление результатов
задания учащимся отводится по 2 минуты.
Группы получают различные задания. Задание
№4 (Приложение 1)
для I и III групп, а задание №5 (Приложение
1) для II и IV групп. Прочитайте задания.
Обратите внимание на правильность, точность и
время выполнения задания.
Результаты представляются на доске. Схемы,
определения и модели проверяются Проверка схемы
переливания крови и определений «донор»,
«реципиент», «резус-фактор» по образцу (Приложение 2, слайд 4,
слайд 6), (возможно использование интеpaктивной
доски), а модели иммунологии обсуждаются
фронтально и записываются в тетради.
IV. Домашнее задание
§ 19, задание с.99.
Подготовить доклады о вкладе Э. Дженнера и Л.
Пастера в развитие науки иммунологии, а также о
проблемах профилактики СПИДа (индивидуальные
задания (по желанию)).
Заключение
На уроке используется интегральная технология обучения. Основной метод – самостоятельная работа учащихся. В ходе урока у учащихся формируются коммуникативно-информационные и учебно-познавательные компетенции. Смена образовательных ситуаций и деятельности ведет к осуществлению индивидуализации. Реализация целей и задач (непосредственный ожидаемый результат) достигается при помощи выполнения заданий инструктивной карточки (см. Приложение 1) и повышения учебной мотивации (отсроченный ожидаемый результат). К положительным моментам следует отнести смену деятельности учащихся, возможность развития различных качеств личности, следовательно – вовлечение всех учащихся в образовательный процесс. В ходе подготовки и проведения урока возможны следующие сложности: отбор материала (не должен быть слишком насыщенным), регламент по времени, организация класса.
Литература:
- Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа,2007.
- Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.
- А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл Иммунология. – 2000.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Комментарии:
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
28 12 2025 8:13:27
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
27 12 2025 14:57:37
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
26 12 2025 23:29:17
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
25 12 2025 7:49:35
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
24 12 2025 11:59:14
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
23 12 2025 23:34:54
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
22 12 2025 8:20:31
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
21 12 2025 17:59:30
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
20 12 2025 17:25:53
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
19 12 2025 22:55:11
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
18 12 2025 3:17:17
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
17 12 2025 1:52:35
Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
16 12 2025 12:32:39
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
15 12 2025 7:32:33
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
14 12 2025 5:19:42
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
13 12 2025 22:38:17
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
12 12 2025 16:56:35
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
11 12 2025 21:42:46
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
10 12 2025 0:21:51
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
09 12 2025 14:58:50
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
08 12 2025 4:17:32
Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
07 12 2025 7:36:59
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
06 12 2025 23:56:51
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
05 12 2025 5:10:11
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
04 12 2025 13:57:28
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
03 12 2025 8:41:58
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
02 12 2025 8:47:17
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
01 12 2025 16:33:32
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
30 11 2025 20:18:54
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
29 11 2025 12:46:19
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
28 11 2025 21:11:46
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
27 11 2025 18:50:33
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
26 11 2025 4:50:19
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
25 11 2025 15:45:22
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
24 11 2025 20:53:15
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
23 11 2025 21:15:45
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
22 11 2025 12:43:55
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
21 11 2025 23:13:29
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
20 11 2025 8:25:44
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
19 11 2025 3:41:12
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
18 11 2025 2:17:53
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
17 11 2025 6:13:36
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
16 11 2025 13:58:24
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
15 11 2025 18:50:50
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
14 11 2025 11:27:31
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
13 11 2025 20:20:24
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
12 11 2025 1:24:22
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
11 11 2025 22:57:19
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
10 11 2025 20:31:49
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
09 11 2025 5:13:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека