Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

Цели урока:

  • Углубить и расширить знания об основных этапах эмбрионального развития организмов, полученные в 9 классе; раскрыть сущность сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития.
  • Развивать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, определять направление в дальнейшей деятельности, ставить цели.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Формировать правильное отношение к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма.

Оборудование: таблица «Эмбриональное развитие организма»

Стадии урока

I. Стадия вызова

Вступительное слово учителя:

Итак, ребята, мы сегодня приступаем с вами к изучению новой темы.

Из предыдущих уроков вы уже знакомы с тем, как развиваются пoлoвые клетки, как происходит процесс оплодотворения.

О чем же пойдет речь сегодня?

Зачитываю цитату из детской энциклопедии по биологии

«В XVII-XVIII веках среди натуралистов бытовали самые фантастические представления об этом. Утверждали, например, что в мужской пoлoвoй клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма. Ссылались на мнение самого Гиппократа, который считал, что в только что снесенном яйце курицы уже содержится в готовом виде цыпленок, который только увеличивается в размерах при насиживании».

Вопросы классу: Действительно ли это так? Прав ли Гиппократ?

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Посмотрите на таблицу (на доске висит таблица «Эмбриональное развитие животных» с закрытым названием)

Ответ учащихся: Мы будем изучать развитие зародыша.

Вопрос: Как на греческом языке звучит слово зародыш?

Ответ учащихся: Эмбрион.

– Итак, тема нашего урока: Эмбриональное развитие животных (запись на доске)

Вопрос: Что вы знаете, или думаете что знаете об этом. Изобразите уже имеющиеся у вас знания в виде кластера.

Учащиеся, разделенные на группы, активно обсуждая информацию (прием «мозговая атака») составляют кластеры.

Через некоторое время каждая группа представляет свой кластер, в котором блоками в виде схемы отражает ту информацию, которой владеет по данной теме.

Кластеры у каждой группы имеют разное количество «гроздьев» в зависимости от первоначальных знаний по этой теме у учащихся.

В начале урока кластер может иметь, например, такой вид.

– Что бы вы еще хотели узнать об этом процессе? Внесите в кластеры вопросы, которые вас интересуют, вписывая их в отдельные «гроздья» схемы.

Каждая группа озвучивает свои вопросы.

Учитель на доске записывает вопросы, поставленные учащимися, и ставит свой вопрос: «Как из одной клетки может сформироваться сложный организм с различными органами?»

– Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте поработаем с терминами. Перед нами таблица. В первой колонке таблицы выписаны называния стадий развития зародыша. Во второй – вы напишете ваши первоначальные представления. Попробуйте предположить, что могут означать эти термины. Третью колонку таблицы мы пока заполнять не будем.

В помощь предлагаю воспользоваться переводом некоторых терминов на русский язык, выписав их на доске.

Лат. differentia — разность, различие, разделение целого на различные части, формы и ступени.

Лат. inductor, от induco — навожу, побуждаю

Греч. gaster — желудок

Греч. Genesis – происхождение, возникновение.

Стадии развития зародыша Первоначальное представление Определенияпосле чтения
1. Дробление
2. Гаструляция
3. Дифференцировка
4. Органогенез
5. Эмбриональная индукция
   

Учащиеся заполняют вторую колонку в группах, и высказывают свои предположения. Ни одно из предположений учащихся, даже если оно не соответствует истине, не критикуется и не обсуждается. Все предположения принимаются.

II. Стадия осмысления.

Сейчас вы будете работать с текстом параграфа.

Ваша задача: познакомиться с тем, как происходит развитие зародыша.

Для ее решения, вам необходимо сделать следующее:

  • Каждая группа читает об одной из стадий развития зародыша (каждый учащийся в группе читает индивидуально)
    I группа – Дробление
    II группа – Гаструляция
    III группа – Дифференцировка
    IV группа – Органогенез
    V группа – Эмбриональная индукция
  • Группа составляет план этого отрывка. План составляется совместно всей группой, принимая во внимание высказывания каждого члeна группы и приходя к единому мнению.

Примерные планы групп могут быть такими:

I группа – Дробление

Примерный план:

  1. Понятие «бластомер»
  2. Дробление у ланцетника
  3. Дробление зиготы у амфибий
  4. Период дробления у птиц
  5. Общие черты периода дробления у разных групп животных

II группа – Гаструляция

Примерный план:

  1. Понятие «гаструла»
  2. Процесс гаструляции
  3. Образование зародышевых листков

III группа – Дифференцировка

Примерный план:

  1. Понятие «Дифференцировка»
  2. Дифференцировка с морфологической точки зрения
  3. Дифференцировка с биохимической точки зрения
  4. Формирование групп тканей
  5. Гомология зародышевых листков у разных групп животных

IV группа – Органогенез

Примерный план:

  1. Понятие «органогенез»
  2. Формирование осевых органов у ланцетника
  3. Образование нейрулы

V группа – Эмбриональная индукция

Примерный план:

  1. Эксперименты, проведенные эмбриологом Г.Штеманом
  2. Понятие «Эмбриональная индукция»
  3. Роль эмбриональной индукции в развитии зародыша
  • Каждый члeн группы готовится рассказать свой отрывок другим группам по этому плану.

Учащиеся читают, составляют план своего отрывка текста. Затем происходит переформирование групп (каждый учащийся попадает в группу, где он является единственным члeном предыдущей группы). Таким образом формируются группы, в которых присутствуют представители всех предыдущих групп.

В новой группе каждый учащийся рассказывает по плану свою часть текста параграфа.

– Теперь вы приобрели определенные знания по нашей теме, давайте вернемся к таблице и заполним третью колонку.

Учащиеся заполняют третью колонку таблицы, опираясь на полученные знания и текст учебника.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Стадии развития зародыша Первоначальное представление Определения после чтения
1. Дробление   1. Процесс митотического деления зиготы, в результате которого образующиеся клетки (бластомеры) не растут, а с каждым делением уменьшаются в размере.
2. Гаструляция 2. Процесс перемещение клеток одного из полюсов бластулы внутрь шарообразного зародыша
3. Дифференцировка 3. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
4. Органогенез 4. Процесс образования осевых органов.
5. Эмбриональная индукция 5. Влияние одних частей зародыша на формирование других

Заполнив колонку таблицы, учащиеся возвращаются в свои группы

– Вы прочитали о стадиях развития зародыша, составили план, рассказали друг другу о каждой стадии, сформулировали определения. Теперь настало время еще раз вернуться к нашим кластерам. Внесите в них ту информацию, которую вы узнали. Укрупните, дополните ваши «гроздья». Возможно, у вас появятся новые веточки.

Представьте классу свои кластеры и обоснуйте появление новых блоков и связей между «гроздьями».

Следующая ваша задача составить по 3 вопроса (1 вопрос на воспроизведение материала, 2 – на понимание, 3 – на сравнение). Каждая группа составляет вопросы по своей части параграфа (по определенной стадии развития)

Группы задают друг другу вопросы. В таблицу ставятся знаки «+» или «-» в колонку каждой группе, в зависимости от того отвечает группа на вопросы других групп или нет.

Тип вопроса Дробление Гаструляция Дифференцировка Органогенез
1.Воспроизведение
2.Понимание
3.Сравнение
       

Примерные вопросы, которые могут быть составлены учащимися

Дробление:

  1. Дайте определение понятию дробление
  2. Объясните, почему объем бластулы не превышает размеров зиготы?
  3. Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?

Гаструляция:

  1. Что такое зародышевые листки?
  2. Объясните, почему у кишечнополостных не формируется мезодерма как у всех многоклеточных животных?
  3. Сравните процесс гаструляции у кишечнополостных и других многоклеточных. Выявите разницу и объясните причины различий.

Дифференцировка:

  1. Дайте определение процесса дифференцировки.
  2. Объясните причину того, что клетки начинают синтезировать различные белки, свойственные только данному типу клеток.
  3. К какому выводу можно придти, сравнивая между собой процесс формирования органов и тканей у различных животных?

Органогенез и эмбриональная индукция:

  1. Опишите, как происходит процесс формирования нервной трубки и хорды у зародыша.
  2. Как можно объяснить, что культивирование клеток зародыша вне организма не приводит к формированию типичных тканевых структур?
  3. Как можно доказать, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития?

III. Стадия Рефлексии.

Группы возвращаются к своим кластерам.

Те блоки информации, которые были разобраны и те вопросы, на которые даны ответы, обводят красным фломастером.

Если остались вопросы, на которые не были даны на уроке ответы, их предлагается разобрать дома с использованием дополнительной литературы и подготовить доклады к следующему уроку.



Комментарии:

Клетка – структурная единица всего живого

Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....

01 04 2025 10:37:47

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

31 03 2025 4:18:46

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

30 03 2025 3:35:45

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

29 03 2025 10:19:49

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

28 03 2025 3:20:44

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

27 03 2025 2:34:15

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

26 03 2025 18:53:24

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

25 03 2025 15:34:33

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

24 03 2025 8:58:41

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

23 03 2025 7:16:20

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"


    "Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

      Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

22 03 2025 18:37:13

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

21 03 2025 23:34:54

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

20 03 2025 21:30:39

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

19 03 2025 13:57:12

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

18 03 2025 5:38:51

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

17 03 2025 17:52:34

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

16 03 2025 1:52:33

Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"


    Методика урока в 7-м классе по биологии. Раздел "Животные"

      Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....

15 03 2025 3:24:10

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

14 03 2025 12:51:52

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

13 03 2025 16:17:25

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

12 03 2025 22:34:20

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

11 03 2025 9:24:12

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

10 03 2025 17:39:22

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

09 03 2025 21:48:19

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

08 03 2025 10:16:48

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"


    План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

      План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

07 03 2025 17:23:13

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

06 03 2025 15:17:47

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

05 03 2025 19:13:52

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

04 03 2025 13:20:17

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

03 03 2025 21:32:58

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

02 03 2025 22:50:53

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

01 03 2025 15:41:52

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

28 02 2025 10:55:42

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

27 02 2025 7:12:17

Урок-повторение по теме "Корень"


    Урок-повторение по теме "Корень"

      Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....

26 02 2025 16:33:54

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

25 02 2025 20:18:57

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

24 02 2025 0:17:26

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

23 02 2025 12:45:20

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

22 02 2025 18:43:44

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

21 02 2025 13:17:50

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

20 02 2025 14:14:58

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

      Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

19 02 2025 4:20:27

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

18 02 2025 22:20:56

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

17 02 2025 19:53:57

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

16 02 2025 1:30:28

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

15 02 2025 6:11:33

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

14 02 2025 20:18:24

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

13 02 2025 5:58:32

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

12 02 2025 19:40:29

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

11 02 2025 13:11:11

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::