Тема урока: "Витамины" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

Цель урока: сформировать понятие о витаминах, их биологической роли в организме.

Оформление: самодельные таблицы по жирорастворимым (А, Д, Е, К) и водорастворимым (В, С, Р, РР) витаминам, тесты на обеспеченность организма витаминами С, Е, Д, В.

Действующие лица:

Ведущий Витамин С
Витамин В1 Витамин К
Витамин А Витамин Д
Витамин В12 Витамин Е

Ведущий: Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с чудесной азбукой здоровья. Это витамины. Трудно представить, что ранее о них никто не знал. Для начала немного истории. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов, овощей. Развивалась цинга, или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали в прошлом, моряки в северных экспедициях. В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, сосновым пивом - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из пpaктического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потрeбление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный Дерптского (ныне Тартуского) университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Н.И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путём из химически чистых веществ. Мыши, потрeбляющие в пищу химически чистые вещества, гибли на 11-й день подобно тем мышам, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и соду. Тогда Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные “обеды”, содержащие химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время эти мыши тоже погибли. Партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова. У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таком естественном продукте, как молоко. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, позже названные витаминами (“вита” – жизнь). Исследования Лунина долгое время были малоизвестны и о них забыли. Но опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.

А теперь настало время познакомиться с нашими героями Витаминами, тем более они нетерпеливо ждут своего выхода. (Витамины шумно выходят на сцену. Каждый витамин подходит к своему планшету с рисунком).

Ведущий: Ну, всё-всё, успокоились. Мы сейчас каждому дадим слово, и вы расскажите свои истории о себе. Но, прежде, наши гости должны знать, что вы подразделяетесь в природе на 2-е группы:

жирорастворимые витамины и водорастворимые витамины
A, D, E, K B, C, P ,PP и др.

и обозначают вас латинскими буквами.

Витамин В1: Можно я расскажу о себе?

Ведущий: Кто это – я?

Витамин В1: Я – это витамин В1 – тиамин.

Ведущий: А почему В1? А не 2, 3, сколько же вас?

Витамин В1: Нас много, но я, наверное, был обнаружен первым, поэтому называюсь В1.

Ведущий: Ну, пожалуйста, расскажи о себе, а заодно о своих братьях.

Витамин В1: В 1890 г. голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжёлом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает “оковы”. Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи у населения, жившего в прибрежных районах Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Последовали многочисленные опыты. Всякий раз, когда Эйкман кормил кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. При кормлении неочищенным рисом они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями, и только в последние десятилетия удалось выделить вещества из отрубей в чистом виде – жёлтые кристаллики. Их получил польский биохимик К.Функ. Одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Это вещество было названо витамином В1 (тиамином), то есть моим именем. Животные и человек меня синтезировать не могут, и их жизнь зависит от поступления меня из внешней среды. Меня синтезируют растения и многочисленные виды микроорганизмов. Я живу в дрожжах, зародышах и оболочках зерновых злаков, в хлебе из крупного помола. У нас большая семья. У меня много родственников и они так же важны для вас. Например, мой брат – витамин В2 или как я его называю – рибофлавин. Мало кто знает, что если его нет в организме, то вы будете страдать поражением слизистой оболочки рта, губ. У вас появятся трещины, заеды, начнётся шелушение кожи, светобоязнь, слезотечение. Или же, исчезновение нашей сестры пантотеновой кислоты (это витамин В5), приведёт к общему угнетению, апатии, онемению пальцев нижних конечностей. А если не будет пиридоксина – витамина В6 – то вообще дела плохи. Могут быть тошнота, психические расстройства.

А вот мой брат, цианокобаламин Витамин В12… (его прерывает витамин А)

Витамин А: Да хватит, имей совесть.

Витамин В12: Я сам могу о себе рассказать. Вы знаете, что за болезнь – злокачественное малокровие? Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Злокачественная анемия долгое время была неизлечима, так как учёные не знали вызывающих её причин. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Открытие причин этого явления представляет длинную цепь исследований. Когда установили связь этой болезни с недостатком в организме витамина В, больным стали давать полусваренную или сырую печень, а также экстpaкты из неё. Из вытяжки печени химики в 1948 году получили красные кристаллы, и это был я – витамин В12, то есть цианокобаламин. Только потом учёные узнали, что я образуюсь бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадаю с кормом в желудок и кишечник животного. Когда меня много, я откладываюсь в печени. Знайте, каждый день вы должны употрeбллять меня в небольшом количестве с пищей. И запомните, если меня будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спyтaнности мышления. Обычно меня много в следующих продуктах: в семенах злаковых, бобовых, в пивных дрожжах, икре, печени, яичном желтке.

Витамин А: (перебивает речь витамина В12) Что это здесь династия “бешек” расхвасталась? Их послушать, то они самые главные, и если их не будет, то все будут калеками.

Ведущий: Успокойтесь, витамины, мы всем дадим слово, но только по порядку, так как все вы для нас важны. Вот сейчас были водорастворимые витамины. Среди вас есть аскорбиновая кислота — это витамин С. Ты что молчишь? Может, скажешь о себе что-нибудь? Ведь твоё присутствие в организме увеличивает устойчивость витаминов Bl, B2, А.

Витамин С: Да, вы всё уже обо мне сказали в начале своего рассказа о путешественниках. Болезнь цинга появляется, когда меня не хватает в организме. Одно добавлю, я помогаю ещё людям справляться с бременем стресса. Ведь гормон надпочечников, выделяемый при стрессах, содержит аскорбат. Кроме того, необходимо помнить, меня постоянно надо добавлять в организм, а живу я в таких растениях, как шиповник, черная смородина, лимон, зеленый лук, грецкие орехи. (говорит скромно), но я считаю, что я не главный витамин.

Давайте послушаем ретинол – витамин А. Тем более, он так нетерпелив.

Витамин А: Спасибо, друг. Наконец-то и мне дали слово! Впервые я был выведен из моркови, поэтому и назвали меня каратиноидом (от англ. carrot – морковь). У нас очень большой род. Нас насчитывается около 500 каратиноидов. Проблемы организма при недостаточном моём присутствии знают многие: кожа становится шероховатой, волосы сухими и ломкими, появляются угри. Но самая опасная болезнь – “куриная слепота”, так как ретинол – составная часть светочувствительного вещества в сетчатке глаза и если меня нет, вы плохо видите, особенно вечером.

Ведущий: Уважаемый Ретинол, а теперь расскажите, где вы живёте и как пополнить вами организм человека?

Витамин А: Я могу находиться как в растительной (шпинат, томат, зеленый горошек), так и в животной пище (сливочное масло, рыбий жир, печень, сливки, сметана). И запомните, пожалуйста: наличие витамина А – это один из главных факторов ответственных за то, что дети в более развитых странах гораздо легче переносят инфекционные заболевания, такие как корь, ветряная оспа, тогда как в странах с низким уровнем жизни намного выше cмepтность. Я защищаю от простуд, гриппа, инфекций дыхательных путей, пищеварительного тpaкта, мочевых путей.

Ведущий: Большое спасибо вам за информацию. Ну, кому ещё предоставить слово?

Витамин К: Можно мне?

Ведущий: О, уважаемый филлохинон – витамин К, пожалуйста.

Витамин К: Я был открыт биохимиком Хенриком Дамом в 1935 году и назван витамином К из-за своей роли в свёртываемости крови. За эту работу моему “отцу” дали Нобелевскую премию. В организме новорожденного нет бактерий, только на 3–4-й день жизни в его крошечный кишечник проникает множество микроорганизмов, в том числе и полезных, и размножаются там. Организм временно страдает от недостатка витаминов, поскольку в его кишечнике нет микробов и витамин К не выpaбатывается. В первые дни жизни у младенца кровь не свёртывается. А вдруг случайное кровотечение? Тогда неизбежна гибель только что начавшего жить человека. Страхуют ребёнка от опасности безостановочных кровотечений мной, то есть инъекцией витамина К в кровь матери перед родами. Кроме того, я играю важную роль в формировании и восстановлении костей, участвую в регуляции окислительно-восстановительных процессов в организме.

Ведущий: Не забывайте сказать, где вы находитесь.

Витамин К: Меня очень много в корнеплодах и фруктах, в печени свиньи и яичных желтках. А ещё я могу синтезироваться микрофлорой кишечника человека.

Витамин D: Ну, мне кажется, настала наша очередь. (обращается к витамину Е) Как вы думаете, уважаемый токоферол? Может, начнёте вы?

Витамин Е: Спасибо кальциферол, но я уступаю вам.

Витамин D: Тогда, давайте знакомиться: я кальциферол, то есть витамин D. Вероятно, единственный со своими родственниками D2 и D3, образующийся под действием ультрафиолета в тканях животных, растений и человека. В животной пище меня можно найти в желтке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, икре. А в растениях — в люцерне, хвоще, крапиве, петрушке. Моё образование под действием солнечного света зависит от многих факторов: это возраст (в старом организме меньше витамина D), исходная пигментация (чем темнее кожа, тем меня меньше), уровня загрязнения атмосферы и т.п. Если меня мало, может возникнуть заболевание “рахит”, связанное со слабыми костями. Более лёгкие формы дефицита проявляются такими симптомами, как потеря аппетита, снижение веса, жжение во рту и горле, бессонница. Ну, хватит о плохом. Вам слово, токоферол.

Витамин Е: Я завершу наше знакомство с витаминами рассказом о себе. Впервые моё назначение узнали в 1920 году, и помогла в этом белая крыса. Будучи плодовитой, при длительной молочной диете она прекратила размножение. У неё развился авитаминоз – нехватка витамина Е. В 1922 году Эванс и Бишон установили, что я необходим для нормальной овуляции и зачатья. В 1936 году меня впервые получили из масел ростков зерна. Синтез осуществлён в 1938 году Каррером. В дальнейшем выяснили, что я улучшаю циркуляцию крови, регулирую ткани, замедляю старение, способствую предупреждению катаpaкт, снимаю судороги ног. В 1997 году была открыта моя способность облегчать диабет и улучшать иммунную функцию организма. Моё местопребывание – это растительные масла, семечки, яблоки, орехи, зелёные листовые овощи, печень, молоко, овсянка, соя, лист малины, плоды шиповника.

Ведущий: Нам так понравились ваши истории. И я от всех хочу вас поблагодарить за интересные рассказы. А наших слушателей хочу предупредить, что потребность организма в разных витаминах различна. Для большей части витаминов потрeбление каждого из них по 2–3 мг в сутки вполне достаточно. Избыток витаминов, которые принимают в виде аптечных препаратов, может быть вреден.

Витамин А: Например, чрезвычайное потрeбление витамина А вызывает поражение печени, судороги, отложение солей в суставах.

Витамин D: Особенно вредно превышение нормы (0,003 мг) потрeбления витамина D, избыток которого может вызвать отравление.

Ведущий: На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов. А закончим мы наше знакомство небольшим тестированием, которое поможет вам определить, какого витамина не хватает у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами “да” или “нет”.

Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?
  • Избегаете ли вы солнца?
  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?
  • Избегаете ли вы масла и маргарина?
  • Вы не едите грибы?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином D.

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?
  • Легко ли вы раздражаетесь?
  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?
  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?
  • Вы употрeбляете алкогольные напитки?
  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?
  • Вы не едите мясо вообще?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
  • Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?
  • Редко ли вы едите свежие овощи?
  • Вы едите мало сырых салатов?
  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?
  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.

Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?
  • У вас слабые соединительные ткани?
  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?
  • Часто ли вы бываете на солнце?
  • Вы курите?
  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?
  • Часто ли вы употрeбляете растительные масла?
  • Вы употрeбляете растительный маргарин?
  • Вы не употрeбляете продукты из муки грубого помола?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином Е.

Вывод ведущего. Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя принебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!



Комментарии:

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

25 04 2024 18:57:18

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

24 04 2024 0:57:18

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

23 04 2024 6:24:34

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

22 04 2024 15:20:17

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

21 04 2024 12:33:17

Обобщающий урок по биологии "Органы покрытосеменных растений"

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....

20 04 2024 18:43:41

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

19 04 2024 13:55:41

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

18 04 2024 7:20:10

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

17 04 2024 5:48:46

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

16 04 2024 12:25:52

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

15 04 2024 2:17:17

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

14 04 2024 11:26:55

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"


    Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

      Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

13 04 2024 11:49:51

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

12 04 2024 1:37:24

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

11 04 2024 10:39:38

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

10 04 2024 7:10:37

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

09 04 2024 17:27:46

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

08 04 2024 2:25:16

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

07 04 2024 5:45:17

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

06 04 2024 23:38:55

Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"


    Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"

      Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....

05 04 2024 6:13:46

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

04 04 2024 4:13:48

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....

03 04 2024 5:35:37

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

02 04 2024 10:16:32

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

01 04 2024 23:25:16

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

31 03 2024 12:44:11

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

30 03 2024 15:58:17

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

29 03 2024 22:13:53

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

28 03 2024 23:16:27

Заболевания органов дыхания, их предупреждение


    Заболевания органов дыхания, их предупреждение

      Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

27 03 2024 22:57:50

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

26 03 2024 14:44:39

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

25 03 2024 3:58:53

В гостях у Красной книги


    В гостях у Красной книги

      Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

24 03 2024 14:32:53

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

23 03 2024 5:48:47

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

22 03 2024 15:13:36

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

21 03 2024 1:31:59

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

20 03 2024 11:16:15

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

19 03 2024 14:54:46

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

18 03 2024 19:49:15

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

17 03 2024 17:36:17

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

16 03 2024 4:38:52

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

15 03 2024 21:24:56

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

14 03 2024 10:15:22

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

13 03 2024 21:33:27

Внеклассное мероприятие по биологии «Перелеты птиц». 5–8-й класс

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....

12 03 2024 14:39:45

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

11 03 2024 9:40:16

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

10 03 2024 20:16:17

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

09 03 2024 16:42:15

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

08 03 2024 9:42:36

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

07 03 2024 18:29:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::