Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщить и пополнить знания о средствах художественной выразительности языка (литература) ;
- обобщить знания об особенностях строения цветка как органа пoлoвoго размножения растения (биология).
2. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
3. Развивающие:
- развивать навыки работы с поэтическим текстом;
- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- совершенствовать культуру речи;
- продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- эвристический.
Структура урока:
- актуализация знаний;
- работа с терминологическим словарём;
- анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах;
- особенности строения и функционирования околоцветника и главных частей цветка;
- особенности пoлoвoго размножения цветковых растений;
- закрепление знаний по темам.
Оборудование: SMART-BOARD, презентация 1 «Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов».
Ход урока
(На экране SMART-BOARD презентация 2 «Цветы»)
Учитель литературы: Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в радости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути.
Когда люди устают от суеты городов, от унылого однообразия квартир, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы и цветы.
Без красоты беднее жизнь. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого хаpaктера. Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».
Поэтов и писателей всегда привлекал этот необыкновенный мир. Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяным сердцем, как в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
(На экране SMART-BOARD портрет А.С. Пушкина. Слайд 2)
«У меня на окне всегда цветы»,- писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
(На экране SMART-BOARD портрет И.С. Тургенева. Слайд 3)
«Когда вы будете в Спасском, – писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен cмepтельно, - поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок».
Послушайте ещё одно замечательное стихотворение А.С. Пушкина «Цветок».
А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском.
(На экране SMART-BOARD портрет А. Керн. Слайд 4)
И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.
А что помогает нам услышать в стихах эту великолепную мелодию?
Учащиеся: художественные выразительные средства.
Цель урока (литература): (На экране SMART-BOARD для учащихся. Слайд 5) обобщим и пополним знания о средствах художественной выразительности языка, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
Учитель биологии: Учёных-биологов цветы интересовали не как поэтический образ, а как сущность этой красоты. Каково строение цветка? Каково значение его частей?
Цель урока (биология): (На экране SMART-BOARD для учащихся. Слайд 6)
- вспомним особенности строения цветка;
- определим главное назначение цветкового растения в природе – размножение;
- будем учиться бережно относиться к природе.
Задание 1 (На экране SMART-BOARD схема цветка и цветок шиповника 1. Слайд 7)
Учитель биологии:
Шиповник
Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой.
Одно лишь худо – что колючки
Есть у шиповника всегда,
И о него поранить ручки
Совсем не редкая беда…
(Н.А. Холодковский)
Посмотрим на цветок шиповника, вспомним его строение и назовём его части.
Учащиеся: (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, пестик и тычинки)
Задание 2 (На экране SMART-BOARD схема цветка шиповника. Слайд 7)
Учитель биологии: Найти соответствие между рисунком и терминами.
Посмотрим на цветок шиповника, вспомним его строение и назовём его части:
(учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, один у доски работает со схемой, находит соответствие между рисунком и терминами)
цветки развиваются на тонких стeблях | цветоножках; | |
цветоножка расширяется в | цветоложе; | |
чашелистики образуют | чашечку; | |
лепестки образуют | венчик; | |
главные части цветка – это | пестик и тычинки; | |
тычинка состоит из | тычиночной нити и пыльника; | |
пестик состоит из | рыльца, столбика, завязи. |
Задание 3 (На экране SMART-BOARD таблица. Слайд 8)
Учитель биологии: Поуровневое задание. На доске и у каждого ученика на парте таблица с заданием: выбрать правильный ответ.
- 1-й уровень на «3» – 1-2 задание;
- 2-й уровень на «4» – 1-3 задание;
- 3-й уровень на «5» – 1-4 задания.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом.
Учитель литературы: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австралии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. Лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала…белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америке по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…
(На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 9).
Ученик читает наизусть стихотворение И.П.Метляева «Как хороши, как свежи были розы»
Задание 4
Учитель литературы: В своём стихотворении И.П. Метляев показывает неповторимую красоту и нежность розы, используя средства художественной выразительности. Вспомним, какие художественные выразительные средства вы знаете.
Ученик: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.
Учитель литературы: Что такое сравнение?
Ученик: Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим. Слайд 10.
Задание 5
Учитель литературы: Найдите в стихотворении И.П. Метляева сравнение.
Ученик выходит к доске и подчеркивает сравнение в стихотворении. Слайд 9.
Учитель литературы: Для чего автор использует сравнение в своём стихотворении?
Ученик: Благодаря сравнению мы видим отношение автора к окружающему миру, представляем необычные яркие образы.
Учитель литературы: По древнерусской легенде молодая царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.Е. Репина, С. Ковалевской.
(На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 11).
Ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».
Задание 6
Учитель литературы: Что такое метафора?
Ученик: Метафора – это употрeбление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Слайд 12.
Учитель литературы: Найдите в стихотворении С.Я. Маршака метафоры.
Ученик выходит к доске и подчеркивает метафоры в стихотворении. Слайд 11.
Учитель литературы: Для чего автор использует метафоры в своём стихотворении?
Ученик: метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автору к явлению.
Учитель биологии, возвращаясь к таблице №1, делает вывод о строении цветка и переходит к видам околоцветника.
Итак, ребята, мы познакомились со строением цветка. Мы знаем, что главные части цветка – это пестик и тычинки, а вспомогательные – венчик и чашечка. Венчик и чашечка образуют околоцветник.
(На экране SMART-BOARD схема цветков - ландыша и шиповника. Слайд 13)
Задание 7
Учитель биологии: Укажите правильный ответ
- околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют ... двойным
- а если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, он называется ... простым
Ученик у доски работает со схемой, находя соответствие между терминами и рисунком. Слайд 13.
Учитель биологии: Посмотрите на схемы шиповника и ландыша. Укажите, где изображён простой околоцветник, а где – двойной. В чём разница между околоцветником шиповника и ландыша?
Ученик: у ландыша нет чашелистиков, образующих чашечку.
Учитель биологии: Какой можно сделать вывод?
Ученик: Вывод: все цветы имеют два вида околоцветника: простой, как у ландыша и двойной, как у шиповника.
Учитель литературы: Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стeбли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, жёлтых, гoлyбовато-сиреневых до тёмно-красных.
(На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 14).
Ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Абхазская роза».
Учитель литературы: Что такое эпитет?
Ученик: Эпитет – это художественное определение предмета или явления. Слайд 15.
Задание 8
Учитель литературы: Найдите в стихотворении С.Я. Маршака эпитеты.
Ученик: «нежней и краше», «он прекрасен, холоден и чист», «скромный», «тёмно-зелёный, по краям зубчатый». «пурпурной», «душистого и свежего».
Ученик выходит к доске и подчеркивает эпитеты в стихотворении. Слайд 14.
Учитель литературы: Для чего автор использует эпитеты в своём стихотворении?
Ученик: они помогают ярко, красочно представить образы, почувствовать отношение автора к нему.
Учитель биологии: Великий учёный-естествоиспытатель Чарльз Дарвин впервые выявил роль красоты в природе и в связи с этим ясно показал, каковы истинные причины происхождения многообразной окраски цветков.
Актуализация опopных знаний (учитель задает вопрос – ученик отвечает).
Учитель: От чего же зависит окраска цветков? Почему одни цветки жёлтые, другие гoлyбые, третьи красные?
Ученик: Это зависит от пластид, находящихся в органах цветкового растения.
Учитель: А что такое пластиды?
Ученик: Это органоиды растительной клетки, содержащие различные пигменты (красящие вещества. (На экране SMART-BOARD определение «пластиды». Слайд16.)
Учитель: Какие вы знаете пластиды?
Ученик: Лейкопласты, хлоропласты, хромопласты.
Учитель: Что такое лейкопласты?
Ученик: Лейкопласты – это бесцветные пластиды. (На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17)
Учитель: Что такое хлоропласты?
Ученик: Хлоропласты – это зелёные пластиды.(На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17)
Учитель: Что такое хромопласты?
Ученик: Хромопласты – это жёлтые, красные, оранжевые пластиды.(На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17)
Задание 9 (На экране SMART-BOARD рисунок растения лилии. Слайд 18)
Учитель биологии: Указать расположение пластид в органах растения.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между рисунком и терминами. Слайд 18.
Вывод:
Учитель биологии: Каковы причины различной окраски цветковых растений?
Ученик: Причинами различной окраски цветковых растений являются
- первое – наличие пластид: лейкопластов, хлоропластов, хромопластов;
- второе – количественное соотношение красящих веществ, находящихся в пластидах.)
Учитель литературы: Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
Ученик читает наизусть стихотворение А.А. Ахматовой «Я лилий нарвала прекрасных и душистых…». Слайд 19
Учитель биологии: Трудно сказать, почему одни цветки совсем или почти не пахнут и заметны лишь благодаря яркой окраске; другие, напротив, скромны по цвету, но испускают улавливаемый издали даже человеком аромат; третьи сочетают яркость цветка с сильным ароматом.
Сообщение ученицы «О запахах цветов» (Приложение 4).
Учитель литературы: Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья гoлyбые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах.
На экране текст стихотворения.
Ученик читает наизусть стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои …».Слайд 20
Учитель литературы: Что такое олицетворение?
Ученик: Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Слайд 21.
Задание 10
Учитель литературы: Найдите в стихотворении А.К. Толстого олицетворение
Ученик выходит к доске и подчеркивает олицетворение в стихотворении. «Колокольчики мои, что глядите на меня», «головой качая». Слайд 20.
Учитель литературы: Для чего автор использует олицетворение в своём стихотворении?
Ученик: Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.
Учитель биологии: Вся удивительная красота растений, запах, сладкий нектар существует для одной единственной цели – опыление.
Актуализация опopных знаний (учитель биологии задает вопрос – ученик отвечает).
Учитель: Что такое опыление?
Ученик: Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого.
Учитель: Что является женскими органами цветка?
Ученик: Пестик – это женский орган цветка.
Учитель: Что является мужскими органами цветка?
Ученик: Тычинки – это мужской орган цветка.
Учитель: Почему у растений не происходит самоопыление?
Ученик: У цветков растений разновременное созревание пыльцы и пестика.
(На экране SMART-BOARD рисунок цветков с пчёлкой. Слайд 22)
Ученик передвигает пчелку с цветка с недозревшей пыльцой на цветок с созревшей пыльцой
Вывод:
Учитель биологии: Что же такое цветок?
Ученик: Цветок – орган пoлoвoго размножения растений, который состоит из главных частей (пестика и тычинки) и вспомогательных: (чашечки и венчика), а также привлекает насекомых для опыления.
Задание 11. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 23.
1. опылением называют… | 1. высеивание пыльцы из пыльников 2. перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика |
2. нектарники нужны цветку для… | 1. питания яицеклетки 2. привлечения насекомых к оплодотворению |
3. отметьте знаком «+» при помощи каких агентов может происходить опыление | 1. при помощи ветра 2. при помощи воды 3. при помощи насекомых 4. при помощи птиц 5. при помощи млекопитающих |
- 1-й уровень на «3» – 1, задание;
- 2-й уровень на «4» – 1-2 задание;
- 3-й уровень на «5» – 1-3 задания.
Учитель биологии: Укажите правильный ответ.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 23.
На экране SMART-BOARD стихотворение А.А. Фет «Первый ландыш» читает учитель литературы.
Задание 12. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 24.
Укажите правильный ответ.
- 1-й уровень на «3» – 3 задания;
- 2-й уровень на «4» – 6 заданий;
- 3-й уровень на «5» – 9 заданий.
Учитель литературы:
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 24.
Учитель биологии: На пороге весна, потом лето. Мы ждём их с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматом цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не рвите их
Учитель литературы читает наизусть стихотворение Л. Чарской «Не рви цветов»
Учитель биологии: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…
Урок завершается музыкой П.И. Чайковского «Вальс цветов».
На экране SMART-BOARD под музыку танцуют цветы. Презентация 3 Вальс цветов.
Комментарии:
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
25 04 2025 17:15:48
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
24 04 2025 13:46:33
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
23 04 2025 4:27:15
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
22 04 2025 9:45:13
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
21 04 2025 1:19:46

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
20 04 2025 8:51:33
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
19 04 2025 6:42:28
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
18 04 2025 2:29:25
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
17 04 2025 19:31:43
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
16 04 2025 1:56:55
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
15 04 2025 1:42:51
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
14 04 2025 14:12:25

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
13 04 2025 23:35:12
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
12 04 2025 0:43:50
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
11 04 2025 3:50:52
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
10 04 2025 17:25:37
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
09 04 2025 3:42:42

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
08 04 2025 1:43:20
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
07 04 2025 11:28:28

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
06 04 2025 15:35:13
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
05 04 2025 2:33:33
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
04 04 2025 7:49:13
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
03 04 2025 15:59:29
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
02 04 2025 22:38:29
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
01 04 2025 20:12:26
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
31 03 2025 19:38:26
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
30 03 2025 16:56:18
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
29 03 2025 7:59:41
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
28 03 2025 19:45:50
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
27 03 2025 0:18:16
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
26 03 2025 6:12:18
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
25 03 2025 22:19:56
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
24 03 2025 8:11:33
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
23 03 2025 7:25:11
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
22 03 2025 8:15:29
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
21 03 2025 15:17:42

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
20 03 2025 7:59:23
Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....
19 03 2025 2:39:34
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
18 03 2025 17:26:42
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
17 03 2025 20:39:33
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
16 03 2025 6:46:37
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
15 03 2025 21:52:50
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
14 03 2025 13:35:14

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
13 03 2025 2:50:12
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
12 03 2025 21:15:22
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
11 03 2025 21:21:31
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
10 03 2025 11:17:48
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
09 03 2025 4:49:51
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
08 03 2025 23:18:13
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
07 03 2025 10:41:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::