Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщить и пополнить знания о средствах художественной выразительности языка (литература) ;
- обобщить знания об особенностях строения цветка как органа пoлoвoго размножения растения (биология).
2. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
3. Развивающие:
- развивать навыки работы с поэтическим текстом;
- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- совершенствовать культуру речи;
- продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- эвристический.
Структура урока:
- актуализация знаний;
- работа с терминологическим словарём;
- анализ изобразительно-выразительных средств языка, используемых в поэтических текстах;
- особенности строения и функционирования околоцветника и главных частей цветка;
- особенности пoлoвoго размножения цветковых растений;
- закрепление знаний по темам.
Оборудование: SMART-BOARD, презентация 1 «Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов».
Ход урока
(На экране SMART-BOARD презентация 2 «Цветы»)
Учитель литературы: Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в радости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути.
Когда люди устают от суеты городов, от унылого однообразия квартир, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы и цветы.
Без красоты беднее жизнь. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого хаpaктера. Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».
Поэтов и писателей всегда привлекал этот необыкновенный мир. Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяным сердцем, как в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
(На экране SMART-BOARD портрет А.С. Пушкина. Слайд 2)
«У меня на окне всегда цветы»,- писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
(На экране SMART-BOARD портрет И.С. Тургенева. Слайд 3)
«Когда вы будете в Спасском, – писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен cмepтельно, - поклонитесь от меня дому, саду, моему дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок».
Послушайте ещё одно замечательное стихотворение А.С. Пушкина «Цветок».
А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском.
(На экране SMART-BOARD портрет А. Керн. Слайд 4)
И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.
А что помогает нам услышать в стихах эту великолепную мелодию?
Учащиеся: художественные выразительные средства.
Цель урока (литература): (На экране SMART-BOARD для учащихся. Слайд 5) обобщим и пополним знания о средствах художественной выразительности языка, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
Учитель биологии: Учёных-биологов цветы интересовали не как поэтический образ, а как сущность этой красоты. Каково строение цветка? Каково значение его частей?
Цель урока (биология): (На экране SMART-BOARD для учащихся. Слайд 6)
- вспомним особенности строения цветка;
- определим главное назначение цветкового растения в природе – размножение;
- будем учиться бережно относиться к природе.
Задание 1 (На экране SMART-BOARD схема цветка и цветок шиповника 1. Слайд 7)
Учитель биологии:
Шиповник
Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой.
Одно лишь худо – что колючки
Есть у шиповника всегда,
И о него поранить ручки
Совсем не редкая беда…
(Н.А. Холодковский)
Посмотрим на цветок шиповника, вспомним его строение и назовём его части.
Учащиеся: (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, пестик и тычинки)
Задание 2 (На экране SMART-BOARD схема цветка шиповника. Слайд 7)
Учитель биологии: Найти соответствие между рисунком и терминами.
Посмотрим на цветок шиповника, вспомним его строение и назовём его части:
(учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, один у доски работает со схемой, находит соответствие между рисунком и терминами)
цветки развиваются на тонких стeблях | цветоножках; | |
цветоножка расширяется в | цветоложе; | |
чашелистики образуют | чашечку; | |
лепестки образуют | венчик; | |
главные части цветка – это | пестик и тычинки; | |
тычинка состоит из | тычиночной нити и пыльника; | |
пестик состоит из | рыльца, столбика, завязи. |
Задание 3 (На экране SMART-BOARD таблица. Слайд 8)
Учитель биологии: Поуровневое задание. На доске и у каждого ученика на парте таблица с заданием: выбрать правильный ответ.
- 1-й уровень на «3» – 1-2 задание;
- 2-й уровень на «4» – 1-3 задание;
- 3-й уровень на «5» – 1-4 задания.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом.
Учитель литературы: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австралии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. Лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала…белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америке по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…
(На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 9).
Ученик читает наизусть стихотворение И.П.Метляева «Как хороши, как свежи были розы»
Задание 4
Учитель литературы: В своём стихотворении И.П. Метляев показывает неповторимую красоту и нежность розы, используя средства художественной выразительности. Вспомним, какие художественные выразительные средства вы знаете.
Ученик: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.
Учитель литературы: Что такое сравнение?
Ученик: Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим. Слайд 10.
Задание 5
Учитель литературы: Найдите в стихотворении И.П. Метляева сравнение.
Ученик выходит к доске и подчеркивает сравнение в стихотворении. Слайд 9.
Учитель литературы: Для чего автор использует сравнение в своём стихотворении?
Ученик: Благодаря сравнению мы видим отношение автора к окружающему миру, представляем необычные яркие образы.
Учитель литературы: По древнерусской легенде молодая царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.Е. Репина, С. Ковалевской.
(На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 11).
Ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».
Задание 6
Учитель литературы: Что такое метафора?
Ученик: Метафора – это употрeбление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Слайд 12.
Учитель литературы: Найдите в стихотворении С.Я. Маршака метафоры.
Ученик выходит к доске и подчеркивает метафоры в стихотворении. Слайд 11.
Учитель литературы: Для чего автор использует метафоры в своём стихотворении?
Ученик: метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автору к явлению.
Учитель биологии, возвращаясь к таблице №1, делает вывод о строении цветка и переходит к видам околоцветника.
Итак, ребята, мы познакомились со строением цветка. Мы знаем, что главные части цветка – это пестик и тычинки, а вспомогательные – венчик и чашечка. Венчик и чашечка образуют околоцветник.
(На экране SMART-BOARD схема цветков - ландыша и шиповника. Слайд 13)
Задание 7
Учитель биологии: Укажите правильный ответ
- околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют ... двойным
- а если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, он называется ... простым
Ученик у доски работает со схемой, находя соответствие между терминами и рисунком. Слайд 13.
Учитель биологии: Посмотрите на схемы шиповника и ландыша. Укажите, где изображён простой околоцветник, а где – двойной. В чём разница между околоцветником шиповника и ландыша?
Ученик: у ландыша нет чашелистиков, образующих чашечку.
Учитель биологии: Какой можно сделать вывод?
Ученик: Вывод: все цветы имеют два вида околоцветника: простой, как у ландыша и двойной, как у шиповника.
Учитель литературы: Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стeбли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, жёлтых, гoлyбовато-сиреневых до тёмно-красных.
(На экране SMART-BOARD текст стихотворения. Слайд 14).
Ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Абхазская роза».
Учитель литературы: Что такое эпитет?
Ученик: Эпитет – это художественное определение предмета или явления. Слайд 15.
Задание 8
Учитель литературы: Найдите в стихотворении С.Я. Маршака эпитеты.
Ученик: «нежней и краше», «он прекрасен, холоден и чист», «скромный», «тёмно-зелёный, по краям зубчатый». «пурпурной», «душистого и свежего».
Ученик выходит к доске и подчеркивает эпитеты в стихотворении. Слайд 14.
Учитель литературы: Для чего автор использует эпитеты в своём стихотворении?
Ученик: они помогают ярко, красочно представить образы, почувствовать отношение автора к нему.
Учитель биологии: Великий учёный-естествоиспытатель Чарльз Дарвин впервые выявил роль красоты в природе и в связи с этим ясно показал, каковы истинные причины происхождения многообразной окраски цветков.
Актуализация опopных знаний (учитель задает вопрос – ученик отвечает).
Учитель: От чего же зависит окраска цветков? Почему одни цветки жёлтые, другие гoлyбые, третьи красные?
Ученик: Это зависит от пластид, находящихся в органах цветкового растения.
Учитель: А что такое пластиды?
Ученик: Это органоиды растительной клетки, содержащие различные пигменты (красящие вещества. (На экране SMART-BOARD определение «пластиды». Слайд16.)
Учитель: Какие вы знаете пластиды?
Ученик: Лейкопласты, хлоропласты, хромопласты.
Учитель: Что такое лейкопласты?
Ученик: Лейкопласты – это бесцветные пластиды. (На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17)
Учитель: Что такое хлоропласты?
Ученик: Хлоропласты – это зелёные пластиды.(На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17)
Учитель: Что такое хромопласты?
Ученик: Хромопласты – это жёлтые, красные, оранжевые пластиды.(На экране SMART-BOARD определение на экране. Слайд 17)
Задание 9 (На экране SMART-BOARD рисунок растения лилии. Слайд 18)
Учитель биологии: Указать расположение пластид в органах растения.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между рисунком и терминами. Слайд 18.
Вывод:
Учитель биологии: Каковы причины различной окраски цветковых растений?
Ученик: Причинами различной окраски цветковых растений являются
- первое – наличие пластид: лейкопластов, хлоропластов, хромопластов;
- второе – количественное соотношение красящих веществ, находящихся в пластидах.)
Учитель литературы: Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
Ученик читает наизусть стихотворение А.А. Ахматовой «Я лилий нарвала прекрасных и душистых…». Слайд 19
Учитель биологии: Трудно сказать, почему одни цветки совсем или почти не пахнут и заметны лишь благодаря яркой окраске; другие, напротив, скромны по цвету, но испускают улавливаемый издали даже человеком аромат; третьи сочетают яркость цветка с сильным ароматом.
Сообщение ученицы «О запахах цветов» (Приложение 4).
Учитель литературы: Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья гoлyбые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах.
На экране текст стихотворения.
Ученик читает наизусть стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои …».Слайд 20
Учитель литературы: Что такое олицетворение?
Ученик: Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Слайд 21.
Задание 10
Учитель литературы: Найдите в стихотворении А.К. Толстого олицетворение
Ученик выходит к доске и подчеркивает олицетворение в стихотворении. «Колокольчики мои, что глядите на меня», «головой качая». Слайд 20.
Учитель литературы: Для чего автор использует олицетворение в своём стихотворении?
Ученик: Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.
Учитель биологии: Вся удивительная красота растений, запах, сладкий нектар существует для одной единственной цели – опыление.
Актуализация опopных знаний (учитель биологии задает вопрос – ученик отвечает).
Учитель: Что такое опыление?
Ученик: Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого.
Учитель: Что является женскими органами цветка?
Ученик: Пестик – это женский орган цветка.
Учитель: Что является мужскими органами цветка?
Ученик: Тычинки – это мужской орган цветка.
Учитель: Почему у растений не происходит самоопыление?
Ученик: У цветков растений разновременное созревание пыльцы и пестика.
(На экране SMART-BOARD рисунок цветков с пчёлкой. Слайд 22)
Ученик передвигает пчелку с цветка с недозревшей пыльцой на цветок с созревшей пыльцой
Вывод:
Учитель биологии: Что же такое цветок?
Ученик: Цветок – орган пoлoвoго размножения растений, который состоит из главных частей (пестика и тычинки) и вспомогательных: (чашечки и венчика), а также привлекает насекомых для опыления.
Задание 11. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 23.
1. опылением называют… | 1. высеивание пыльцы из пыльников 2. перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика |
2. нектарники нужны цветку для… | 1. питания яицеклетки 2. привлечения насекомых к оплодотворению |
3. отметьте знаком «+» при помощи каких агентов может происходить опыление | 1. при помощи ветра 2. при помощи воды 3. при помощи насекомых 4. при помощи птиц 5. при помощи млекопитающих |
- 1-й уровень на «3» – 1, задание;
- 2-й уровень на «4» – 1-2 задание;
- 3-й уровень на «5» – 1-3 задания.
Учитель биологии: Укажите правильный ответ.
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 23.
На экране SMART-BOARD стихотворение А.А. Фет «Первый ландыш» читает учитель литературы.
Задание 12. На экране SMART-BOARD и у каждого ученика на парте поуровневое задание, после выполнения проверить. Слайд 24.
Укажите правильный ответ.
- 1-й уровень на «3» – 3 задания;
- 2-й уровень на «4» – 6 заданий;
- 3-й уровень на «5» – 9 заданий.
Учитель литературы:
Ученик выходит к доске и находит соответствие между заданием и ответом. Слайд 24.
Учитель биологии: На пороге весна, потом лето. Мы ждём их с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматом цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не рвите их
Учитель литературы читает наизусть стихотворение Л. Чарской «Не рви цветов»
Учитель биологии: Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока… Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…
Урок завершается музыкой П.И. Чайковского «Вальс цветов».
На экране SMART-BOARD под музыку танцуют цветы. Презентация 3 Вальс цветов.
Комментарии:
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
30 06 2025 2:13:30
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
29 06 2025 5:21:55
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
28 06 2025 9:22:44
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
27 06 2025 7:16:48
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
26 06 2025 3:41:33
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
25 06 2025 4:19:15
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
24 06 2025 2:25:28

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
23 06 2025 23:24:44
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
22 06 2025 18:28:26
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
21 06 2025 4:30:53
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
20 06 2025 0:43:54
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
19 06 2025 22:48:54
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
18 06 2025 7:23:12
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
17 06 2025 18:11:17
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья.
...
16 06 2025 10:32:17
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
15 06 2025 15:19:27
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
14 06 2025 11:20:14
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
13 06 2025 17:37:56
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
12 06 2025 13:44:49
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
11 06 2025 8:19:43
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
10 06 2025 22:50:54
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
09 06 2025 19:40:22
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
08 06 2025 19:59:59
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
07 06 2025 7:53:54
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
06 06 2025 17:31:29
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
05 06 2025 21:36:21
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
04 06 2025 18:27:53
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
03 06 2025 18:26:15
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
02 06 2025 22:30:14
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
01 06 2025 6:44:35
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
31 05 2025 12:12:36

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
30 05 2025 18:39:46
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
29 05 2025 0:27:18
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
28 05 2025 0:23:18
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
27 05 2025 13:21:49
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
26 05 2025 15:15:35
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
25 05 2025 22:59:27
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
24 05 2025 17:55:50
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
23 05 2025 11:55:21
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
22 05 2025 6:21:30

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
21 05 2025 7:49:22
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
20 05 2025 19:53:34
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
19 05 2025 2:45:43
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
18 05 2025 7:18:46
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
17 05 2025 16:44:18
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
16 05 2025 23:33:29
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
15 05 2025 15:21:12
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
14 05 2025 9:46:39
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
13 05 2025 17:55:28
Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....
12 05 2025 19:52:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::