Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

В последние годы учителями средних городских общеобразовательных школ незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и существенно экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того что могут дать животные содержащиеся в школьном кабинете.

В течение многих лет в кабинете биологии нашей школы содержатся различные виды животных, которые являются не только украшением кабинета, а являются отличной наглядностью для проведения многих уроков не только курса зоологии, но и других курсов, например курса общей биологии.

В кабинете одновременно можно содержать 4-5 аквариумов. В одном из них заселены хищные декоративные рыбы, во втором растительноядные рыбы. Третий аквариум отражает многообразие водорослей и водных растений. Четвертый это место обитания красноухой черепахи, а пятый чаще всего выполняет декоративную роль. В кабинете также содержатся представители земноводных (шпорцевая лягушка), пресмыкающиеся (красноухая черепаха), и птицы канарейки и попугаи. Из насекомых палочники и мадагаскарские тараканы.

МОЛЛЮСКИ

В курсе зоологии 7 класса учащимся предлагается цикл лабораторных и практических работ, а также наблюдения за животными. Учащиеся получают положительное мотивирование на изучение курса биологии 7 класса. Например: в разделе Моллюски, в теме урока «Внешнее строение и образ жизни брюхоногих моллюсков» учащимся предлагается работа с натуральными объектами. В чашки Петри помещаются крупные, хорошо развитые улитки из аквариума, чашки выдаются на каждый стол и учащимся предлагается выполнить задание предложенное учителем.

Задание:

  • рассмотрите тело брюхоногого моллюска, найдите 3 части тела. Назовите эти части, используя текст учебника.
  • используя полученные знания, объясните, почему моллюски называются - брюхоногие.
  • рассмотрите раковину моллюска, кратко опишите ее строение и функции.
  • рассмотрите голову моллюска, найдите на голове щупальца и глаза, с помощью текста учебника выясните их значение.
  • через стекло чашки проследите за процессом питания улитки, с помощью текста учебника отметьте особенности строения пищеварительной системы.
  • проследите за движением улитки по разным поверхностям (стекло, бумага), отметьте скорость, с которой двигается улитка. Объясните свои наблюдения, используя текст учебника.
  • отпустите улитку в стакан с водой и до конца урока постарайтесь проследить, как часто она поднимается на поверхность. Объясните, зачем она это делает. При затруднении при ответе на вопрос используйте текст учебника раздел «Дыхание».

Таким образом, в результате работы с живым объектом у ученика появляется заинтересованность, которая является основой прочных и долговременных знаний. Оставшаяся сложная часть урока по изучению внутреннего строения моллюска проходит легко, так как учащиеся не переутомлены предыдущей работой, и деятельность их мотивирована.

РЫБЫ

«Класс Рыбы» тема урока «Внешнее строение и образ жизни рыб».
Во время урока учащиеся могут пользоваться алгоритмом, предложенным учителем заранее или использовать текст лабораторной работы предложенной автором учебника

ЗЕМНОВОДНЫЕ

Шпорцевую лягушку, можно использовать в разделе «Класс Земноводные» для отработки навыков сравнивать, анализировать, делать выводы.
В начале урока учащимся предлагается материал на видеоносителе о многообразии земноводных и только потом натуральные объекты, помещенные в миниаквариумы. Данный урок предполагает отработку знаний по разделу класс «Рыбы», а также получение новых знаний по разделу «Земноводные», при этом учащимися отрабатываются навыки наблюдения за живыми объектами, их сравнение и умение делать выводы.

Сравниваемый признак Класс Рыбы Класс Земноводные
Среда обитания    
Симметрия тела    
Покровы тела    
Органы передвижения    
Органы дыхания    
Особенности строения пищеварительной системы    
Особенности строения кровеносной системы    
Особенности строения выделительной системы    
Особенности строения скелета    

Первая часть таблицы заполняется учениками самостоятельно, на основе наблюдения за животными, предложенными для изучения. Вторя часть таблицы, в которой нужно указать особенности строения систем органов, предусматривает работу учащихся совместно с учителем, так как эта часть урока очень важна и закладывает основу знаний, которые будут использоваться при изучении дальнейших разделов курса биологии.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Следующий объект кабинета биологии красноухая черепаха. Класс Пресмыкающиеся изучается не на ящерице прыткой, а на живом объекте - красноухой черепахе. Во время урока учащиеся работают по заданному алгоритму, при этом записи в тетради делаются в сокращенном варианте. Внимание учащихся обращается на:

  1. Особенности покровов тела пресмыкающихся
  2. Приспособления пресмыкающихся к росту
  3. Особенности скелета
  4. Расположение конечностей пресмыкающихся
  5. Способы питания
  6. Внутреннее строение (у земноводных и пресмыкающихся практически одинаково).

Таким образом, ученики учатся выделять главное и существенное. Сравнение земноводных и пресмыкающихся позволяет учащимся сделать вывод о происхождении пресмыкающихся в эволюции. В конце урока черепаху вынимают из аквариума и отпускают в «путешествие» по столу и после наблюдения просят учащихся объяснить, почему класс получил такое название «Пресмыкающиеся».

ПТИЦЫ

Содержание птиц в кабинете биологии дело достаточно простое. В кабинете могут содержаться волнистые попугайчики, попугай Карела Нимфа, кенары. Певчие канарейки являются не только учебным пособием для изучения, но и играют большую роль в эстетическом развитии школьников. Живое пение птиц, особенно в зимний период, играет большую роль в деле психологической разгрузки учащихся. Свободное перемещение птиц (волнистых попугайчиков или попугая Карела Нимфа) во время некоторых уроков, чаще всего не мешает ученикам, а наоборот, дисциплинирует учеников, заставляет вести себя на уроке тихо и бережно по отношению к птице, которая находится в это время на столе учителя или ученика.

Лабораторная работа «Внешнее строение птиц» проводится без использования чучел (которые в большинстве школ сохранились со средины 20 века и выглядят далеко не лучшим образом), а на живых объектах кабинета биологии. Очень удобно использовать эти объекты при изучении раздела «Особенности пищеварительной системы птиц» Учащимся предлагается провести наблюдение за птицей. После выполнения задания учащиеся делают выводы об особенностях пищеварения и энергетического обмена у птиц.

Задание:

1. Пронаблюдайте, часто ли птица возвращается к кормушке за кормом.
2. Пронаблюдайте, большие ли порции пищи птица потребляет за один раз.
3. Часто ли птица удаляет из организма непереваренные остатки пищи.
4. Сделайте вывод о том, как способствует такое питание полету.

В разделе ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ животные уголка живой природы оказывают неоценимую помощь в усвоении нового материала. Особенно удачно можно использовать их в разделе «Эволюция» в параграфе «Приспособленность – результат действия факторов эволюции» (учебник Д.К.Беляева).
В лабораторной работе «Приспособленность организмов к среде обитания» можно использовать не растения, не чучела и изображения животных разных мест обитания, а живые объекты кабинета биологии, например:

Лабораторная работа

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: клетка с птицами, аквариум с красноухой черепахой.

Ход работы:

  1. Определите среду обитания животного предложенного вам для исследования.
  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  3. Выявите относительный характер приспособленности.
  4. В ходе изучения представленных объектов и знаний о движущих силах эволюциизаполните таблицу и сделайте выводы о механизмах возникновенияприспособлений.
Сравниваемый признак Кенар (волнистый попугайчик) Красноухая черепаха
Среда обитания    
Относительная масса тела    
Покровы тела    
Окраска тела    
конечности    

Вывод:

Отработка терминов курса «Общая биология» дается учащимся с большим трудом.
Термин «идиоадаптация» можно рассматривать не только на растениях, но и на рыбах, содержащихся в аквариуме кабинета биологии.
Определения терминов «гомология» и «аналогия» лучше записать после рассмотрения наглядности в виде живых объектов. Учащимся предлагается рассмотреть конечности лягушки, красноухой черепахи и птицы. На данный момент времени ученикам известно, что конечности этих животных предназначены для передвижения в разных средах, а так же, что конечности имеют одинаковое строение и общее происхождение в эволюции. После размышления по данному заданию учащиеся сами приходят к выводу, что гомологичными называются органы соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемых ими функций. Затем учащимся предлагается еще одно животное кабинета палочник (или мадагаскарский таракан) и необходимо так же обратить внимание на конечности. Учащиеся подводятся к тому, что конечности (органы) имеющие иное строение и иное эволюционное происхождение называются аналогичными.

Использование животных живого уголка кабинета биологии может быть очень разнообразным. Их можно использовать не только для обучения и развития учащихся во время уроков, но и для работы кружка и факультатива предусматривающего исследовательскую проектную деятельность и углубленное изучение биологии. Использование животных этими примерами не ограничивается, Здесь все будет зависеть от учителя и его желания дать детям как можно больше разнообразного и запоминающегося материала, а так же от желания подарить детям незабываемые впечатления от общения с живой природой.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

24 07 2021 7:56:25

Информационные технологии на уроках биологии

Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

24 07 2021 7:18:37

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

24 07 2021 16:53:57

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

24 07 2021 3:45:51

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением И К Т. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника " Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

24 07 2021 5:13:55

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и практических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

24 07 2021 16:36:26

Урок-модуль "Генетика и медицина"

Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

24 07 2021 10:37:43

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи Е Г Э по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стебля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий....

24 07 2021 4:18:21

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"

Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

24 07 2021 6:32:33

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

24 07 2021 20:14:13

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

В работе рассказывается о свойствах У М К « Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция. Используются примеры из своей практики, рассказывается об особенностях У М К « Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

24 07 2021 12:17:43

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

24 07 2021 22:41:15

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа " Комнатное цветоводство"....

24 07 2021 9:27:53

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

24 07 2021 4:52:59

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

Урок биологии в 6-м классе по теме « Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в характере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

24 07 2021 5:25:45

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опорно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

24 07 2021 2:52:59

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

24 07 2021 2:36:24

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой " Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

24 07 2021 21:24:31

Игра как средство интерактивного обучения

Широкое использование И К Т позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре « Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

24 07 2021 23:38:33

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на практике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

24 07 2021 9:53:48

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

24 07 2021 18:39:19

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – это свойство организмов, которое характеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

24 07 2021 17:54:48

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

24 07 2021 12:56:52

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

24 07 2021 10:28:33

Урок-практикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

24 07 2021 13:34:17

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные У У Д: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

24 07 2021 8:35:46

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p> Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

24 07 2021 19:43:12

Успехи селекции

На уроке по теме " Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

24 07 2021 20:47:42

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

24 07 2021 7:29:18

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

24 07 2021 17:56:22

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

24 07 2021 3:35:29

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

Данный урок является завершающим по теме « Птицы» в 7-м классе по У М К Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

24 07 2021 17:37:56

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

Урок биологии 7-м классе по У М К Н. И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

24 07 2021 19:39:22

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

Урок " Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н. И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

24 07 2021 4:26:39

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

24 07 2021 21:44:39

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

24 07 2021 7:27:33

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

24 07 2021 5:48:54

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

24 07 2021 20:29:23

Путешествие в растительную клетку

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....

24 07 2021 19:24:57

Урок-исследование "Условия прорастания семян"

Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

24 07 2021 0:50:18

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стебле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

24 07 2021 10:53:46

Класс Ракообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

24 07 2021 1:21:31

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

24 07 2021 9:46:20

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее вырабатываются интеллектуальные и практические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

24 07 2021 14:52:19

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

24 07 2021 23:43:25

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

24 07 2021 17:54:29

Брейн-ринг "Растения и животные России"

Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме « Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

24 07 2021 17:15:14

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

24 07 2021 15:16:41

Опыление Биология

В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

24 07 2021 17:34:51

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

24 07 2021 1:30:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)