Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


План работы

1. Вводная часть

  • Обоснование выбранной темы

2. Основная часть

  • этап работы над темой (поисковый)
  • этап работы (организационно – исследовательский)
  • этап работы (этап внедрения)

3. Заключение

Результаты работы

4. Список использованной литературы

 1. Вводная часть

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Исследовательская работа по биологии.

Этапы, годы

Цель

Работа учителя

Работа учащихся

1. Поисковый

2003 - 2005

1. Накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Игровые технологии”; “Использование тестовой проверки знаний”

2.Определение уровня познавательной активности учащихся по биологии с помощью анкет.

1. Изучение литературы по теме исследования

2. Выступление на МО учителей биологии и химии с рефератом на тему “Адаптивные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии”

1.Овладение методикой тестирования при проверке знаний

2.Оценивают использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время.

2.Организационно исследовательский

2004 – 2005

1. Разработка цикла обобщающих уроков в форме деловых игр в 5 классе по предмету “Природа живая и неживая”

2. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий

3. Составление тестов по биологии для проведения контрольного тестирования по разным темам.

1. Выступление на педсовете с рефератом на тему: “Использование тестовой проверки знаний как средства более эффективного и щадящего метода контроля знаний учащихся по биологии”

2. Подготовка и проведение интегрированного урока биологии и экологии на тему

“ Ухо – бодрость тела и духа”

1 Подготовка и участие во внеклассных мероприятиях по биологии.

2.Выполнение творческих заданий по биологии.

3. Участие в школьных и районных олимпиадах.

4. Подготовка проектов по изучаемой теме к интегрированному уроку.

3. Этап внедрения

2005 - 2007

1. Распространение опыта.

2. Опубликование урока. Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?”

3. Урок экологии в 6 классе “Растительный мир Сковородинского района. Урок – путешествие по реке Урке”

4.Создание презентации на тему: “Путешествие по реке Урке”

1. Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”

2. Участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии” по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” 21 марта 2007 года.

3.Подготовка и проведение с детьми миниспектакля “Суд над Хлорофиллом”

1. На кружке юного биолога изучение растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович.

2. Изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович”

Участие в фотоконкурсе: “Природа Сковородинского Района”

3. Участие в миниспектакле: “Суд над Хлорофиллом” Выступление в детской библиотеке и перед учащимися школы

Социализация школьников через общение с людьми.

4. Заключительный этап. 2007 год 1.Мониторинг социализации школьников.

2.Мониторинг учебных мотивов школьников по биологии.

1.Написание исследовательской работы по теме.

2.Подготовка мультимедийной странички в электронную энциклопедию.

1. Участие в областных заочных конкурсах экологической и биологической направленности.

2. Участие в неделях биологии и экологии.

3. Участие в экологических акциях по уборке берега реки Урки.

 Обоснование выбранной темы.

Перед учителями школы и, прежде всего, перед учителем биологии стоит сверхзадача: дать выпускнику школы биологические и экологические знания и умения, которые соответствуют передовым достижениям науки, сформировать экологическую культуру, гуманистически целостные экологические, правовые, нравственные, эстетические и пpaктические отношения к природе, к человеку, к обществу. Выпускник школы включается во взрослую трудовую жизнь. Он должен иметь ценностные установки бережного отношения к живой природе, глубоко усвоить экологические нормы производственных и бытовых отношений, проявлять познавательную активность и совершенствовать свою культуру. Задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, умеющего ставить цели самосовершенствования.

Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Проблема формирования биолого-ориентированной познавательной активности старшеклассников обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции. Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области биологии и экологии. Однако в реальной пpaктике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования познавательной активности учащихся на основе эколого-биологического образования. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности.

Необходимым условием формирования познавательной активности является включение учащихся в пpaктическую экологическую, природоохранную и сельскохозяйственную виды деятельности. При этом пpaктическая деятельность выступает основным средством биологического образования. Формирование психологических свойств и качеств личности происходит посредством включения учащихся в соответствующие виды природоохранной деятельности, воспитания экологической культуры. Актуальность проблемы формирования познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: “Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Объект исследования: познавательная активность школьников.

Предмет исследования: способы и условия эффективности формирования познавательной активности школьников на основе использования новых педагогических технологий.

2. Основная часть

1 этап работы над темой (поисковый)

На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Ребёнок с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

  • Как вызвать интерес к учёбе?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
  • Как повысить мотивацию?
  • Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?
  • Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
  • Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования?
  • Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие хаpaктеристики поведения учащихся, как:

  • Познавательная активность на уроке;
  • Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;
  • Умение активно работать с учебным материалом;
  • Самостоятельность в решении биологических задач;
  • Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
  • Активное участие в коллективной работе биологического направления;
  • Интерес к профессиям типа “Человек Природа” (ветеринар; агротехник, врач; генетик и др.)

Чтобы сформировать познавательную активность учащихся при изучении биологии, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

2 этап работы (организационно – исследовательский)

При изучении биологии различают следующие виды предметной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, преобразовательная, коммуникативная.

Для определения учебных мотивов школьника при изучении биологии мной было проведено анкетирование учащихся одного класса. С этой целью мной был использован опросник, разработанный Т.В. Коростылёвой, кандидатом педагогических наук Елецкого госуниверситета, Н.А. Курдюковой, кандидатом психологических наук Липецкого госуниверситета. Этот опросник напечатан в журнале “Биология в школе” №4, 2005 год.

Данный опросник позволил изучить учебные мотивы не абстpaктно, в общем виде, а в соответствии с предложенной типологией предметной деятельности. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия живых организмов. В ценностно-ориентационной деятельности – умение анализировать собственное поведение и поведение других людей сообразно нормам экологической этики, систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам. В преобразовательной деятельности – умение предвидеть и предотвращать разрушения природных объектов, принимать экологически ответственные решения. В коммуникативной – умения взаимодействовать с природными объектами, с другими людьми в природе.

Анкетирование было проведено в 2005 учебном году в 7-м классе. Результаты анкетирования показали: Из 22 учащихся 11 имеют низкую познавательную активность, 5 учащихся среднюю, 6 высокую. Мотивы преобразовательной деятельности у 10 учащихся средний уровень развития, у 2 учащихся высокий, а у 10 низкий. Оценочная деятельность: 4 учащихся высокий уровень, 8 средний и 10 низкий уровень. Коммуникативная деятельность: 6 – высокий уровень, 6 средний, 10 низкий уровень. (Опросник и результаты анкетирования можно взять у автора).

После проведения анкетирования мне стало ясно, что работу с классом необходимо построить так, чтобы активизировать деятельность учащихся в разных направлениях, повысить их мотивацию к изучению биологии. Для одних это повышение познавательной активности, т. к. половина учащихся имеет низкую познавательную активность. Для этого необходимо обратить внимание на развитие способов взаимодействия школьников с природой, поскольку знание законов природы без конкретных пpaктических поступков теряет всякий смысл.

Формирование познавательной активности —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к окружающей природе и к биологии.

Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.

Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание проектов, анализ первоисточников, коллективное творческое дело, создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов и портретов различных животных по определённому плану.

Детям нравятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион; ярмарка; устный журнал, “ живая газета”, уроки, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие в мир растений, спектакль.

На уроках используется гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий при изучении нового материала (тренировочные материалы), затем обучение самостоятельному созданию тестов и только затем итоговое тематическое тестирование, которое не означает конец работы над изучаемой темой, потому что каждый учащийся имеет возможность ещё раз пересдать зачёт в устной форме. В классе, где проводилась диагностика, был проведён открытый интегрированный урок биологии и экологии на тему; “ Ухо – бодрость тела и духа”. На этом уроке использовалась проектная деятельность. Учащиеся с большим интересом относятся к выполнению творческих заданий в качестве домашнего задания. Это заставляет учащихся работать с дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии.

Использование данных технологий проведения уроков позволяет снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии. Многие учащиеся любят уроки биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем. После повторного проведения диагностики учебных мотивов школьников в 2007 году в том же классе, т. е. 9-м “Б” наблюдался следующий результат: Из 22 учащихся высокий уровень развития познавательной активности показали 16 учащихся, т.е. 73 %, и только 2% учащихся без интереса относятся к изучению биологии.

Заинтересовали меня и новые технологии обучения – это метод проектов и исследовательская деятельность учащихся. Эпиграфом к исследовательской деятельности может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”

Это высказывание я стремлюсь сделать девизом моей педагогики. Главное вовлечь - заинтересовать, а ребёнок сам научиться! Это можно пронаблюдать и при анализе ежегодного анкетирования учащихся. Анкета взята из журнала “Математика в школе”, но вопросы рассматриваются относительно изучения биологии.

Цель: проанализировать мотивацию (интерес) учащихся к изучению биологии.

Учащимся, изучающим биологию, предлагается следующая анкета.

Вопросы анкеты.

  1. Нравится ли тебе предмет “Биология”?
  2. Можешь ли ты объяснить почему?
  3. Нужна ли тебе биология?
  4. Если нужна, то попробуй объяснить, зачем, если нет – то почему.
  5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
  6. Как ты оцениваешь свои знания по биологии?

Имею

Знаю

Могу

Имею 3

Знаю на 4

Могу на 5

  1. Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач?
  2. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по биологии?

Проанализировав анкеты можно сделать вывод: 98% учащихся нравится биология и только 2% учащихся к биологии равнодушны. Ребятам нравится изучать биологию, потому что они узнают много нового, изучают строение и разнообразие живых организмов, проводят наблюдения на лабораторных работах, работают с микроскопом. Им нравится общаться с таким учителем, как учитель биологии. Предмет очень занимательный и увлекательный. Многие любят животных и поэтому интересуются биологией.

По мнению 98% учащихся, в будущем им может пригодиться биология. Некоторые учащиеся собираются быть учителями биологии, другие собираются поступать в медицинский институт. Есть учащиеся, которые считают, что биология нужна, потому что есть желание знать о природе всё. Часть учащихся решили, что знание биологии нужно им для общего развития. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по биологии, хотят узнать больше.

По данным опроса, биология нравится большинству учащихся школы, потому что дети любят животных, растения, природу. На уроках можно узнать много нового, интересного, выполнить лабораторную работу или исследовательский проект. Многие учащиеся пишут, что они хотят стать учителем биологии, врачом, и что биология в жизни обязательно пригодится. С каждым годом, интерес к предмету возрастает. 

Так, например, было прослежено изменение качества знаний по биологии в классе, где проводилось исследование и диагностика учебных мотивов, количество учащихся обучающихся на тройки уменьшилось за три года с 27% до 9%. (диаграмма прилагается). Подтверждением интереса учащихся к биологии является и тот факт, что многие учащиеся выбирают в своём будущем профессии, связанные с биологией. Среди моих выпускников есть учителя биологии, врачи, медицинские сёстры, экологи.

3 этап работы (Этап внедрения)

Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии находят применение на различных уроках, как в младших, так и в старших классах.

Я приняла участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок”, где опубликовала свой урок – Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?” Этот урок был построен с применением игровых технологий.

Принимая участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” был проведён урок “Растительный мир Сковородинского района. Урок-путешествие по реке Урке”. Учащиеся на кружке юного биолога занимались изучением растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович. Результатом данной работы стало изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович” и демонстрация этой развёртки на районном семинаре. К этому же семинару вместе с учащимися была создана компьютерная презентация по теме: “Путешествие по реке Урке”.

Силами члeнов кружка юного биолога был подготовлен миниспектакль “Суд над хлорофиллом”. Этот спектакль был поставлен в школе перед учащимися среднего звена и в поселковой детской библиотеке.

На уроках у меня есть возможность использовать тесты, которые составлены мной по большинству тем школьного курса изучения биологии. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, пpaктически после каждой изученной устной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем по биологии. Таким образом, исследовательская работа помогла мне выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии.

3. Заключение.

Результаты работы

  1. Создан тестовый материал по биологии по большинству тем для разных классов.
  2. Разработан цикл обобщающих уроков в форме деловых игр по предмету “Природа живая и неживая” в 5 классе.
  3. Накоплен материал по использованию игровых технологий для формирования познавательной активности к урокам биологии.
  4. Прошли весь этап социализации:
  • Учились играть социальные роли;
  • Учились общению;
  • Учились работать с тестами;
  • Учились обpaбатывать накопленный материал;
  • Процесс накопления знаний перешёл в процесс передачи опыта;

Выпускники школы обучаются в ВУЗах и Сузах, для поступления в которые необходимо хорошее знание биологии. Недавно окончили школу и успешно работают врачами и медсёстрами выпускники нашей школы: Среди выпускников есть учителя биологии, химии, экологии и психологи: Выпускники нашей школы поступают в железнодорожный институт на факультет, где готовят специалистов по охране окружающей среды при эксплуатации и строительстве железных дорог. Элективные занятия по биологии в этом учебном году посещали четырнадцать учащихся. Перспективы: Использовать разработанный материал в условиях перехода школы к профильному обучению.

4. Список использованной литературы.

  1. Бондарчук М.М, Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10–11-х  классах. Волгоград. Издательство “ Учитель”
  2. Безух К.Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Биология в школе №2 2001 г
  3. Гузеев В.В.., Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Школьные технологии 2004 г.
  4. Жигарева Е.Б. Статья: Три кита успеха. Биология в школе №2, 2001 год
  5. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. Школьные технологии №5 2006 г.
  6. Коростылёва Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников. Биология в школе. – 2005. -№4
  7. Коростылёва Т.В., Типология предметной деятельности. Биология в школе.- 2005. - №2
  8. Каменский А.М., З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (пpaктическое пособие) М. Сентябрь, 2006 год.
  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. М. Методическая библиотека.
  10. Михайлычев Е.А., О.Н. Кирюшина. Тезаурус современного эмпирического исследования. Научно пpaктический журнал педагогическая диагностика №6 2006 год
  11. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1988 г Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  12. Немцов Н.В. Мотивация учебных достижений. – М.АПК ИПРОРФ, 2001г
  13. Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  14. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе.№3 2003.
  15. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность – М.УП 2000г.



Комментарии:

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

25 03 2023 11:32:56

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

24 03 2023 11:56:41

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

23 03 2023 0:56:57

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

22 03 2023 14:44:25

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

21 03 2023 7:58:47

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

20 03 2023 12:15:42

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

19 03 2023 12:49:25

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

18 03 2023 10:37:30

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

17 03 2023 2:11:39

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"


    Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

      Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

16 03 2023 17:18:10

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

15 03 2023 20:32:41

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе


    План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

      Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

14 03 2023 6:25:27

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

13 03 2023 3:41:50

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

12 03 2023 2:33:21

Урок биологии "Состав крови"


    Урок биологии "Состав крови"

      Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...

11 03 2023 4:43:36

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

10 03 2023 20:58:22

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

09 03 2023 9:39:19

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

08 03 2023 10:17:19

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

07 03 2023 8:25:31

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

06 03 2023 23:51:29

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

05 03 2023 23:23:45

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

04 03 2023 5:40:36

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"


    Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

      Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

03 03 2023 4:52:24

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Дыхание растений, бактерий и грибов  Биология Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

02 03 2023 23:23:47

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

01 03 2023 22:34:13

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

28 02 2023 18:31:41

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

27 02 2023 14:11:37

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

26 02 2023 14:56:12

Иммунология на службе здоровья


    Иммунология на службе здоровья

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....

25 02 2023 3:31:39

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

24 02 2023 15:56:38

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

23 02 2023 11:30:40

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

22 02 2023 4:23:25

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

21 02 2023 3:40:21

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

20 02 2023 21:54:42

Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа


    Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

      Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

19 02 2023 11:35:49

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

18 02 2023 22:21:50

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

17 02 2023 10:33:19

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"


    Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

      Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

16 02 2023 18:58:58

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"


    Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

      Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

15 02 2023 20:34:43

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

14 02 2023 5:34:29

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

13 02 2023 3:45:55

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

12 02 2023 21:23:52

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

11 02 2023 13:32:24

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

10 02 2023 0:20:17

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

09 02 2023 1:19:55

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

08 02 2023 20:47:14

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

07 02 2023 18:33:11

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

06 02 2023 8:56:55

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

05 02 2023 8:15:51

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

04 02 2023 22:38:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::