Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

План работы

1. Вводная часть

  • Обоснование выбранной темы

2. Основная часть

  • этап работы над темой (поисковый)
  • этап работы (организационно – исследовательский)
  • этап работы (этап внедрения)

3. Заключение

Результаты работы

4. Список использованной литературы

 1. Вводная часть

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Исследовательская работа по биологии.

Этапы, годы

Цель

Работа учителя

Работа учащихся

1. Поисковый

2003 - 2005

1. Накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Игровые технологии”; “Использование тестовой проверки знаний”

2.Определение уровня познавательной активности учащихся по биологии с помощью анкет.

1. Изучение литературы по теме исследования

2. Выступление на МО учителей биологии и химии с рефератом на тему “Адаптивные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии”

1.Овладение методикой тестирования при проверке знаний

2.Оценивают использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время.

2.Организационно исследовательский

2004 – 2005

1. Разработка цикла обобщающих уроков в форме деловых игр в 5 классе по предмету “Природа живая и неживая”

2. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий

3. Составление тестов по биологии для проведения контрольного тестирования по разным темам.

1. Выступление на педсовете с рефератом на тему: “Использование тестовой проверки знаний как средства более эффективного и щадящего метода контроля знаний учащихся по биологии”

2. Подготовка и проведение интегрированного урока биологии и экологии на тему

“ Ухо – бодрость тела и духа”

1 Подготовка и участие во внеклассных мероприятиях по биологии.

2.Выполнение творческих заданий по биологии.

3. Участие в школьных и районных олимпиадах.

4. Подготовка проектов по изучаемой теме к интегрированному уроку.

3. Этап внедрения

2005 - 2007

1. Распространение опыта.

2. Опубликование урока. Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?”

3. Урок экологии в 6 классе “Растительный мир Сковородинского района. Урок – путешествие по реке Урке”

4.Создание презентации на тему: “Путешествие по реке Урке”

1. Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”

2. Участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии” по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” 21 марта 2007 года.

3.Подготовка и проведение с детьми миниспектакля “Суд над Хлорофиллом”

1. На кружке юного биолога изучение растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович.

2. Изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович”

Участие в фотоконкурсе: “Природа Сковородинского Района”

3. Участие в миниспектакле: “Суд над Хлорофиллом” Выступление в детской библиотеке и перед учащимися школы

Социализация школьников через общение с людьми.

4. Заключительный этап. 2007 год 1.Мониторинг социализации школьников.

2.Мониторинг учебных мотивов школьников по биологии.

1.Написание исследовательской работы по теме.

2.Подготовка мультимедийной странички в электронную энциклопедию.

1. Участие в областных заочных конкурсах экологической и биологической направленности.

2. Участие в неделях биологии и экологии.

3. Участие в экологических акциях по уборке берега реки Урки.

 Обоснование выбранной темы.

Перед учителями школы и, прежде всего, перед учителем биологии стоит сверхзадача: дать выпускнику школы биологические и экологические знания и умения, которые соответствуют передовым достижениям науки, сформировать экологическую культуру, гуманистически целостные экологические, правовые, нравственные, эстетические и пpaктические отношения к природе, к человеку, к обществу. Выпускник школы включается во взрослую трудовую жизнь. Он должен иметь ценностные установки бережного отношения к живой природе, глубоко усвоить экологические нормы производственных и бытовых отношений, проявлять познавательную активность и совершенствовать свою культуру. Задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, умеющего ставить цели самосовершенствования.

Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Проблема формирования биолого-ориентированной познавательной активности старшеклассников обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции. Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области биологии и экологии. Однако в реальной пpaктике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования познавательной активности учащихся на основе эколого-биологического образования. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности.

Необходимым условием формирования познавательной активности является включение учащихся в пpaктическую экологическую, природоохранную и сельскохозяйственную виды деятельности. При этом пpaктическая деятельность выступает основным средством биологического образования. Формирование психологических свойств и качеств личности происходит посредством включения учащихся в соответствующие виды природоохранной деятельности, воспитания экологической культуры. Актуальность проблемы формирования познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: “Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Объект исследования: познавательная активность школьников.

Предмет исследования: способы и условия эффективности формирования познавательной активности школьников на основе использования новых педагогических технологий.

2. Основная часть

1 этап работы над темой (поисковый)

На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Ребёнок с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

  • Как вызвать интерес к учёбе?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
  • Как повысить мотивацию?
  • Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?
  • Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
  • Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования?
  • Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие хаpaктеристики поведения учащихся, как:

  • Познавательная активность на уроке;
  • Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;
  • Умение активно работать с учебным материалом;
  • Самостоятельность в решении биологических задач;
  • Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
  • Активное участие в коллективной работе биологического направления;
  • Интерес к профессиям типа “Человек Природа” (ветеринар; агротехник, врач; генетик и др.)

Чтобы сформировать познавательную активность учащихся при изучении биологии, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

2 этап работы (организационно – исследовательский)

При изучении биологии различают следующие виды предметной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, преобразовательная, коммуникативная.

Для определения учебных мотивов школьника при изучении биологии мной было проведено анкетирование учащихся одного класса. С этой целью мной был использован опросник, разработанный Т.В. Коростылёвой, кандидатом педагогических наук Елецкого госуниверситета, Н.А. Курдюковой, кандидатом психологических наук Липецкого госуниверситета. Этот опросник напечатан в журнале “Биология в школе” №4, 2005 год.

Данный опросник позволил изучить учебные мотивы не абстpaктно, в общем виде, а в соответствии с предложенной типологией предметной деятельности. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия живых организмов. В ценностно-ориентационной деятельности – умение анализировать собственное поведение и поведение других людей сообразно нормам экологической этики, систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам. В преобразовательной деятельности – умение предвидеть и предотвращать разрушения природных объектов, принимать экологически ответственные решения. В коммуникативной – умения взаимодействовать с природными объектами, с другими людьми в природе.

Анкетирование было проведено в 2005 учебном году в 7-м классе. Результаты анкетирования показали: Из 22 учащихся 11 имеют низкую познавательную активность, 5 учащихся среднюю, 6 высокую. Мотивы преобразовательной деятельности у 10 учащихся средний уровень развития, у 2 учащихся высокий, а у 10 низкий. Оценочная деятельность: 4 учащихся высокий уровень, 8 средний и 10 низкий уровень. Коммуникативная деятельность: 6 – высокий уровень, 6 средний, 10 низкий уровень. (Опросник и результаты анкетирования можно взять у автора).

После проведения анкетирования мне стало ясно, что работу с классом необходимо построить так, чтобы активизировать деятельность учащихся в разных направлениях, повысить их мотивацию к изучению биологии. Для одних это повышение познавательной активности, т. к. половина учащихся имеет низкую познавательную активность. Для этого необходимо обратить внимание на развитие способов взаимодействия школьников с природой, поскольку знание законов природы без конкретных пpaктических поступков теряет всякий смысл.

Формирование познавательной активности —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к окружающей природе и к биологии.

Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.

Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание проектов, анализ первоисточников, коллективное творческое дело, создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов и портретов различных животных по определённому плану.

Детям нравятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион; ярмарка; устный журнал, “ живая газета”, уроки, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие в мир растений, спектакль.

На уроках используется гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий при изучении нового материала (тренировочные материалы), затем обучение самостоятельному созданию тестов и только затем итоговое тематическое тестирование, которое не означает конец работы над изучаемой темой, потому что каждый учащийся имеет возможность ещё раз пересдать зачёт в устной форме. В классе, где проводилась диагностика, был проведён открытый интегрированный урок биологии и экологии на тему; “ Ухо – бодрость тела и духа”. На этом уроке использовалась проектная деятельность. Учащиеся с большим интересом относятся к выполнению творческих заданий в качестве домашнего задания. Это заставляет учащихся работать с дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии.

Использование данных технологий проведения уроков позволяет снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии. Многие учащиеся любят уроки биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем. После повторного проведения диагностики учебных мотивов школьников в 2007 году в том же классе, т. е. 9-м “Б” наблюдался следующий результат: Из 22 учащихся высокий уровень развития познавательной активности показали 16 учащихся, т.е. 73 %, и только 2% учащихся без интереса относятся к изучению биологии.

Заинтересовали меня и новые технологии обучения – это метод проектов и исследовательская деятельность учащихся. Эпиграфом к исследовательской деятельности может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”

Это высказывание я стремлюсь сделать девизом моей педагогики. Главное вовлечь - заинтересовать, а ребёнок сам научиться! Это можно пронаблюдать и при анализе ежегодного анкетирования учащихся. Анкета взята из журнала “Математика в школе”, но вопросы рассматриваются относительно изучения биологии.

Цель: проанализировать мотивацию (интерес) учащихся к изучению биологии.

Учащимся, изучающим биологию, предлагается следующая анкета.

Вопросы анкеты.

  1. Нравится ли тебе предмет “Биология”?
  2. Можешь ли ты объяснить почему?
  3. Нужна ли тебе биология?
  4. Если нужна, то попробуй объяснить, зачем, если нет – то почему.
  5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
  6. Как ты оцениваешь свои знания по биологии?

Имею

Знаю

Могу

Имею 3

Знаю на 4

Могу на 5

  1. Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач?
  2. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по биологии?

Проанализировав анкеты можно сделать вывод: 98% учащихся нравится биология и только 2% учащихся к биологии равнодушны. Ребятам нравится изучать биологию, потому что они узнают много нового, изучают строение и разнообразие живых организмов, проводят наблюдения на лабораторных работах, работают с микроскопом. Им нравится общаться с таким учителем, как учитель биологии. Предмет очень занимательный и увлекательный. Многие любят животных и поэтому интересуются биологией.

По мнению 98% учащихся, в будущем им может пригодиться биология. Некоторые учащиеся собираются быть учителями биологии, другие собираются поступать в медицинский институт. Есть учащиеся, которые считают, что биология нужна, потому что есть желание знать о природе всё. Часть учащихся решили, что знание биологии нужно им для общего развития. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по биологии, хотят узнать больше.

По данным опроса, биология нравится большинству учащихся школы, потому что дети любят животных, растения, природу. На уроках можно узнать много нового, интересного, выполнить лабораторную работу или исследовательский проект. Многие учащиеся пишут, что они хотят стать учителем биологии, врачом, и что биология в жизни обязательно пригодится. С каждым годом, интерес к предмету возрастает. 

Так, например, было прослежено изменение качества знаний по биологии в классе, где проводилось исследование и диагностика учебных мотивов, количество учащихся обучающихся на тройки уменьшилось за три года с 27% до 9%. (диаграмма прилагается). Подтверждением интереса учащихся к биологии является и тот факт, что многие учащиеся выбирают в своём будущем профессии, связанные с биологией. Среди моих выпускников есть учителя биологии, врачи, медицинские сёстры, экологи.

3 этап работы (Этап внедрения)

Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии находят применение на различных уроках, как в младших, так и в старших классах.

Я приняла участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок”, где опубликовала свой урок – Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?” Этот урок был построен с применением игровых технологий.

Принимая участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” был проведён урок “Растительный мир Сковородинского района. Урок-путешествие по реке Урке”. Учащиеся на кружке юного биолога занимались изучением растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович. Результатом данной работы стало изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович” и демонстрация этой развёртки на районном семинаре. К этому же семинару вместе с учащимися была создана компьютерная презентация по теме: “Путешествие по реке Урке”.

Силами члeнов кружка юного биолога был подготовлен миниспектакль “Суд над хлорофиллом”. Этот спектакль был поставлен в школе перед учащимися среднего звена и в поселковой детской библиотеке.

На уроках у меня есть возможность использовать тесты, которые составлены мной по большинству тем школьного курса изучения биологии. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, пpaктически после каждой изученной устной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем по биологии. Таким образом, исследовательская работа помогла мне выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии.

3. Заключение.

Результаты работы

  1. Создан тестовый материал по биологии по большинству тем для разных классов.
  2. Разработан цикл обобщающих уроков в форме деловых игр по предмету “Природа живая и неживая” в 5 классе.
  3. Накоплен материал по использованию игровых технологий для формирования познавательной активности к урокам биологии.
  4. Прошли весь этап социализации:
  • Учились играть социальные роли;
  • Учились общению;
  • Учились работать с тестами;
  • Учились обpaбатывать накопленный материал;
  • Процесс накопления знаний перешёл в процесс передачи опыта;

Выпускники школы обучаются в ВУЗах и Сузах, для поступления в которые необходимо хорошее знание биологии. Недавно окончили школу и успешно работают врачами и медсёстрами выпускники нашей школы: Среди выпускников есть учителя биологии, химии, экологии и психологи: Выпускники нашей школы поступают в железнодорожный институт на факультет, где готовят специалистов по охране окружающей среды при эксплуатации и строительстве железных дорог. Элективные занятия по биологии в этом учебном году посещали четырнадцать учащихся. Перспективы: Использовать разработанный материал в условиях перехода школы к профильному обучению.

4. Список использованной литературы.

  1. Бондарчук М.М, Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10–11-х  классах. Волгоград. Издательство “ Учитель”
  2. Безух К.Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Биология в школе №2 2001 г
  3. Гузеев В.В.., Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Школьные технологии 2004 г.
  4. Жигарева Е.Б. Статья: Три кита успеха. Биология в школе №2, 2001 год
  5. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. Школьные технологии №5 2006 г.
  6. Коростылёва Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников. Биология в школе. – 2005. -№4
  7. Коростылёва Т.В., Типология предметной деятельности. Биология в школе.- 2005. - №2
  8. Каменский А.М., З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (пpaктическое пособие) М. Сентябрь, 2006 год.
  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. М. Методическая библиотека.
  10. Михайлычев Е.А., О.Н. Кирюшина. Тезаурус современного эмпирического исследования. Научно пpaктический журнал педагогическая диагностика №6 2006 год
  11. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1988 г Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  12. Немцов Н.В. Мотивация учебных достижений. – М.АПК ИПРОРФ, 2001г
  13. Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  14. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе.№3 2003.
  15. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность – М.УП 2000г.



Комментарии:

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

15 11 2025 14:48:43

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

14 11 2025 5:47:55

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

13 11 2025 15:36:15

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

12 11 2025 4:48:13

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

11 11 2025 11:58:37

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

10 11 2025 13:51:56

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

09 11 2025 18:20:53

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

08 11 2025 9:36:19

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

07 11 2025 12:29:40

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

06 11 2025 19:42:15

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

05 11 2025 8:52:56

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

04 11 2025 22:22:44

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

03 11 2025 5:20:12

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

02 11 2025 16:55:38

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

01 11 2025 2:12:22

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

31 10 2025 3:54:46

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

30 10 2025 13:49:44

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

29 10 2025 22:40:45

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

28 10 2025 5:29:35

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

27 10 2025 14:56:51

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

26 10 2025 18:12:29

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

25 10 2025 10:57:57

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

24 10 2025 1:13:18

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

      Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

23 10 2025 1:19:33

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

22 10 2025 13:48:42

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

21 10 2025 17:27:35

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

20 10 2025 22:33:32

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

19 10 2025 17:19:46

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"


    Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

      Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

18 10 2025 10:19:12

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

17 10 2025 23:24:59

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

16 10 2025 7:38:33

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

15 10 2025 5:57:23

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

14 10 2025 7:24:37

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

13 10 2025 16:27:21

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

12 10 2025 22:35:51

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

11 10 2025 15:20:26

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

10 10 2025 13:38:21

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

09 10 2025 19:53:23

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

08 10 2025 22:44:23

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс


    Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

      Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

07 10 2025 2:12:27

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"


    Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

      Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

06 10 2025 10:38:18

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

05 10 2025 14:59:24

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

04 10 2025 7:18:59

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

03 10 2025 13:41:52

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

02 10 2025 21:30:34

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

01 10 2025 21:57:38

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

30 09 2025 18:47:36

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

29 09 2025 11:49:12

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

28 09 2025 19:21:21

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

27 09 2025 11:17:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::