Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


План работы

1. Вводная часть

  • Обоснование выбранной темы

2. Основная часть

  • этап работы над темой (поисковый)
  • этап работы (организационно – исследовательский)
  • этап работы (этап внедрения)

3. Заключение

Результаты работы

4. Список использованной литературы

 1. Вводная часть

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Исследовательская работа по биологии.

Этапы, годы

Цель

Работа учителя

Работа учащихся

1. Поисковый

2003 - 2005

1. Накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Игровые технологии”; “Использование тестовой проверки знаний”

2.Определение уровня познавательной активности учащихся по биологии с помощью анкет.

1. Изучение литературы по теме исследования

2. Выступление на МО учителей биологии и химии с рефератом на тему “Адаптивные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии”

1.Овладение методикой тестирования при проверке знаний

2.Оценивают использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время.

2.Организационно исследовательский

2004 – 2005

1. Разработка цикла обобщающих уроков в форме деловых игр в 5 классе по предмету “Природа живая и неживая”

2. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий

3. Составление тестов по биологии для проведения контрольного тестирования по разным темам.

1. Выступление на педсовете с рефератом на тему: “Использование тестовой проверки знаний как средства более эффективного и щадящего метода контроля знаний учащихся по биологии”

2. Подготовка и проведение интегрированного урока биологии и экологии на тему

“ Ухо – бодрость тела и духа”

1 Подготовка и участие во внеклассных мероприятиях по биологии.

2.Выполнение творческих заданий по биологии.

3. Участие в школьных и районных олимпиадах.

4. Подготовка проектов по изучаемой теме к интегрированному уроку.

3. Этап внедрения

2005 - 2007

1. Распространение опыта.

2. Опубликование урока. Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?”

3. Урок экологии в 6 классе “Растительный мир Сковородинского района. Урок – путешествие по реке Урке”

4.Создание презентации на тему: “Путешествие по реке Урке”

1. Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок”

2. Участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии” по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” 21 марта 2007 года.

3.Подготовка и проведение с детьми миниспектакля “Суд над Хлорофиллом”

1. На кружке юного биолога изучение растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович.

2. Изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович”

Участие в фотоконкурсе: “Природа Сковородинского Района”

3. Участие в миниспектакле: “Суд над Хлорофиллом” Выступление в детской библиотеке и перед учащимися школы

Социализация школьников через общение с людьми.

4. Заключительный этап. 2007 год 1.Мониторинг социализации школьников.

2.Мониторинг учебных мотивов школьников по биологии.

1.Написание исследовательской работы по теме.

2.Подготовка мультимедийной странички в электронную энциклопедию.

1. Участие в областных заочных конкурсах экологической и биологической направленности.

2. Участие в неделях биологии и экологии.

3. Участие в экологических акциях по уборке берега реки Урки.

 Обоснование выбранной темы.

Перед учителями школы и, прежде всего, перед учителем биологии стоит сверхзадача: дать выпускнику школы биологические и экологические знания и умения, которые соответствуют передовым достижениям науки, сформировать экологическую культуру, гуманистически целостные экологические, правовые, нравственные, эстетические и пpaктические отношения к природе, к человеку, к обществу. Выпускник школы включается во взрослую трудовую жизнь. Он должен иметь ценностные установки бережного отношения к живой природе, глубоко усвоить экологические нормы производственных и бытовых отношений, проявлять познавательную активность и совершенствовать свою культуру. Задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, умеющего ставить цели самосовершенствования.

Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Проблема формирования биолого-ориентированной познавательной активности старшеклассников обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции. Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области биологии и экологии. Однако в реальной пpaктике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования познавательной активности учащихся на основе эколого-биологического образования. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности.

Необходимым условием формирования познавательной активности является включение учащихся в пpaктическую экологическую, природоохранную и сельскохозяйственную виды деятельности. При этом пpaктическая деятельность выступает основным средством биологического образования. Формирование психологических свойств и качеств личности происходит посредством включения учащихся в соответствующие виды природоохранной деятельности, воспитания экологической культуры. Актуальность проблемы формирования познавательной активности учащихся на основе биологического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: “Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии”.

Объект исследования: познавательная активность школьников.

Предмет исследования: способы и условия эффективности формирования познавательной активности школьников на основе использования новых педагогических технологий.

2. Основная часть

1 этап работы над темой (поисковый)

На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Ребёнок с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

  • Как вызвать интерес к учёбе?
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
  • Как повысить мотивацию?
  • Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?
  • Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
  • Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования?
  • Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие хаpaктеристики поведения учащихся, как:

  • Познавательная активность на уроке;
  • Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;
  • Умение активно работать с учебным материалом;
  • Самостоятельность в решении биологических задач;
  • Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
  • Активное участие в коллективной работе биологического направления;
  • Интерес к профессиям типа “Человек Природа” (ветеринар; агротехник, врач; генетик и др.)

Чтобы сформировать познавательную активность учащихся при изучении биологии, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

2 этап работы (организационно – исследовательский)

При изучении биологии различают следующие виды предметной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, преобразовательная, коммуникативная.

Для определения учебных мотивов школьника при изучении биологии мной было проведено анкетирование учащихся одного класса. С этой целью мной был использован опросник, разработанный Т.В. Коростылёвой, кандидатом педагогических наук Елецкого госуниверситета, Н.А. Курдюковой, кандидатом психологических наук Липецкого госуниверситета. Этот опросник напечатан в журнале “Биология в школе” №4, 2005 год.

Данный опросник позволил изучить учебные мотивы не абстpaктно, в общем виде, а в соответствии с предложенной типологией предметной деятельности. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия живых организмов. В ценностно-ориентационной деятельности – умение анализировать собственное поведение и поведение других людей сообразно нормам экологической этики, систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам. В преобразовательной деятельности – умение предвидеть и предотвращать разрушения природных объектов, принимать экологически ответственные решения. В коммуникативной – умения взаимодействовать с природными объектами, с другими людьми в природе.

Анкетирование было проведено в 2005 учебном году в 7-м классе. Результаты анкетирования показали: Из 22 учащихся 11 имеют низкую познавательную активность, 5 учащихся среднюю, 6 высокую. Мотивы преобразовательной деятельности у 10 учащихся средний уровень развития, у 2 учащихся высокий, а у 10 низкий. Оценочная деятельность: 4 учащихся высокий уровень, 8 средний и 10 низкий уровень. Коммуникативная деятельность: 6 – высокий уровень, 6 средний, 10 низкий уровень. (Опросник и результаты анкетирования можно взять у автора).

После проведения анкетирования мне стало ясно, что работу с классом необходимо построить так, чтобы активизировать деятельность учащихся в разных направлениях, повысить их мотивацию к изучению биологии. Для одних это повышение познавательной активности, т. к. половина учащихся имеет низкую познавательную активность. Для этого необходимо обратить внимание на развитие способов взаимодействия школьников с природой, поскольку знание законов природы без конкретных пpaктических поступков теряет всякий смысл.

Формирование познавательной активности —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к окружающей природе и к биологии.

Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.

Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание проектов, анализ первоисточников, коллективное творческое дело, создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов и портретов различных животных по определённому плану.

Детям нравятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион; ярмарка; устный журнал, “ живая газета”, уроки, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие в мир растений, спектакль.

На уроках используется гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий при изучении нового материала (тренировочные материалы), затем обучение самостоятельному созданию тестов и только затем итоговое тематическое тестирование, которое не означает конец работы над изучаемой темой, потому что каждый учащийся имеет возможность ещё раз пересдать зачёт в устной форме. В классе, где проводилась диагностика, был проведён открытый интегрированный урок биологии и экологии на тему; “ Ухо – бодрость тела и духа”. На этом уроке использовалась проектная деятельность. Учащиеся с большим интересом относятся к выполнению творческих заданий в качестве домашнего задания. Это заставляет учащихся работать с дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии.

Использование данных технологий проведения уроков позволяет снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии. Многие учащиеся любят уроки биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем. После повторного проведения диагностики учебных мотивов школьников в 2007 году в том же классе, т. е. 9-м “Б” наблюдался следующий результат: Из 22 учащихся высокий уровень развития познавательной активности показали 16 учащихся, т.е. 73 %, и только 2% учащихся без интереса относятся к изучению биологии.

Заинтересовали меня и новые технологии обучения – это метод проектов и исследовательская деятельность учащихся. Эпиграфом к исследовательской деятельности может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”

Это высказывание я стремлюсь сделать девизом моей педагогики. Главное вовлечь - заинтересовать, а ребёнок сам научиться! Это можно пронаблюдать и при анализе ежегодного анкетирования учащихся. Анкета взята из журнала “Математика в школе”, но вопросы рассматриваются относительно изучения биологии.

Цель: проанализировать мотивацию (интерес) учащихся к изучению биологии.

Учащимся, изучающим биологию, предлагается следующая анкета.

Вопросы анкеты.

  1. Нравится ли тебе предмет “Биология”?
  2. Можешь ли ты объяснить почему?
  3. Нужна ли тебе биология?
  4. Если нужна, то попробуй объяснить, зачем, если нет – то почему.
  5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
  6. Как ты оцениваешь свои знания по биологии?

Имею

Знаю

Могу

Имею 3

Знаю на 4

Могу на 5

  1. Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач?
  2. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по биологии?

Проанализировав анкеты можно сделать вывод: 98% учащихся нравится биология и только 2% учащихся к биологии равнодушны. Ребятам нравится изучать биологию, потому что они узнают много нового, изучают строение и разнообразие живых организмов, проводят наблюдения на лабораторных работах, работают с микроскопом. Им нравится общаться с таким учителем, как учитель биологии. Предмет очень занимательный и увлекательный. Многие любят животных и поэтому интересуются биологией.

По мнению 98% учащихся, в будущем им может пригодиться биология. Некоторые учащиеся собираются быть учителями биологии, другие собираются поступать в медицинский институт. Есть учащиеся, которые считают, что биология нужна, потому что есть желание знать о природе всё. Часть учащихся решили, что знание биологии нужно им для общего развития. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по биологии, хотят узнать больше.

По данным опроса, биология нравится большинству учащихся школы, потому что дети любят животных, растения, природу. На уроках можно узнать много нового, интересного, выполнить лабораторную работу или исследовательский проект. Многие учащиеся пишут, что они хотят стать учителем биологии, врачом, и что биология в жизни обязательно пригодится. С каждым годом, интерес к предмету возрастает. 

Так, например, было прослежено изменение качества знаний по биологии в классе, где проводилось исследование и диагностика учебных мотивов, количество учащихся обучающихся на тройки уменьшилось за три года с 27% до 9%. (диаграмма прилагается). Подтверждением интереса учащихся к биологии является и тот факт, что многие учащиеся выбирают в своём будущем профессии, связанные с биологией. Среди моих выпускников есть учителя биологии, врачи, медицинские сёстры, экологи.

3 этап работы (Этап внедрения)

Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии находят применение на различных уроках, как в младших, так и в старших классах.

Я приняла участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок”, где опубликовала свой урок – Деловая игра по теме: “Поспорили однажды корень, стебель, лист – кто из них важнее?” Этот урок был построен с применением игровых технологий.

Принимая участие в районном семинаре учителей истории, географии, экологии по теме: “Использование регионального компонента в учебном плане МСОШ посёлка Ерофей Павлович” был проведён урок “Растительный мир Сковородинского района. Урок-путешествие по реке Урке”. Учащиеся на кружке юного биолога занимались изучением растительного мира окрестностей посёлка Ерофей Павлович. Результатом данной работы стало изготовление развёртки “Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович” и демонстрация этой развёртки на районном семинаре. К этому же семинару вместе с учащимися была создана компьютерная презентация по теме: “Путешествие по реке Урке”.

Силами члeнов кружка юного биолога был подготовлен миниспектакль “Суд над хлорофиллом”. Этот спектакль был поставлен в школе перед учащимися среднего звена и в поселковой детской библиотеке.

На уроках у меня есть возможность использовать тесты, которые составлены мной по большинству тем школьного курса изучения биологии. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, пpaктически после каждой изученной устной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем по биологии. Таким образом, исследовательская работа помогла мне выявить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии.

3. Заключение.

Результаты работы

  1. Создан тестовый материал по биологии по большинству тем для разных классов.
  2. Разработан цикл обобщающих уроков в форме деловых игр по предмету “Природа живая и неживая” в 5 классе.
  3. Накоплен материал по использованию игровых технологий для формирования познавательной активности к урокам биологии.
  4. Прошли весь этап социализации:
  • Учились играть социальные роли;
  • Учились общению;
  • Учились работать с тестами;
  • Учились обpaбатывать накопленный материал;
  • Процесс накопления знаний перешёл в процесс передачи опыта;

Выпускники школы обучаются в ВУЗах и Сузах, для поступления в которые необходимо хорошее знание биологии. Недавно окончили школу и успешно работают врачами и медсёстрами выпускники нашей школы: Среди выпускников есть учителя биологии, химии, экологии и психологи: Выпускники нашей школы поступают в железнодорожный институт на факультет, где готовят специалистов по охране окружающей среды при эксплуатации и строительстве железных дорог. Элективные занятия по биологии в этом учебном году посещали четырнадцать учащихся. Перспективы: Использовать разработанный материал в условиях перехода школы к профильному обучению.

4. Список использованной литературы.

  1. Бондарчук М.М, Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10–11-х  классах. Волгоград. Издательство “ Учитель”
  2. Безух К.Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Биология в школе №2 2001 г
  3. Гузеев В.В.., Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Школьные технологии 2004 г.
  4. Жигарева Е.Б. Статья: Три кита успеха. Биология в школе №2, 2001 год
  5. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. Школьные технологии №5 2006 г.
  6. Коростылёва Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика учебных мотивов школьников. Биология в школе. – 2005. -№4
  7. Коростылёва Т.В., Типология предметной деятельности. Биология в школе.- 2005. - №2
  8. Каменский А.М., З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (пpaктическое пособие) М. Сентябрь, 2006 год.
  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. М. Методическая библиотека.
  10. Михайлычев Е.А., О.Н. Кирюшина. Тезаурус современного эмпирического исследования. Научно пpaктический журнал педагогическая диагностика №6 2006 год
  11. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1988 г Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  12. Немцов Н.В. Мотивация учебных достижений. – М.АПК ИПРОРФ, 2001г
  13. Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.
  14. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе.№3 2003.
  15. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность – М.УП 2000г.


Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

06 07 2022 21:32:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

05 07 2022 19:28:52

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

04 07 2022 13:34:25

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

03 07 2022 23:37:23

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

02 07 2022 21:18:38

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

01 07 2022 8:22:32

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

30 06 2022 4:54:56

Урок анатомии для 8-го класса


    Урок анатомии для 8-го класса

      Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

29 06 2022 16:13:27

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

28 06 2022 8:51:38

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

27 06 2022 3:48:36

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

26 06 2022 19:38:11

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

25 06 2022 7:41:30

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

24 06 2022 7:41:41

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

23 06 2022 19:15:27

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

22 06 2022 15:43:20

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

21 06 2022 11:36:28

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

20 06 2022 11:36:53

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

19 06 2022 20:14:42

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

18 06 2022 8:39:16

Внеклассное мероприятие по экологии родного края


    Внеклассное мероприятие по экологии родного края

      Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

17 06 2022 21:55:16

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

16 06 2022 22:31:16

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

15 06 2022 7:21:23

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

14 06 2022 11:33:52

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

13 06 2022 2:55:49

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

12 06 2022 16:51:15

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

      На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

11 06 2022 1:11:44

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

10 06 2022 2:37:27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

      Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

09 06 2022 22:38:24

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

08 06 2022 18:12:53

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

07 06 2022 7:47:11

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

06 06 2022 9:23:33

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

05 06 2022 9:30:14

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

04 06 2022 7:28:26

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

03 06 2022 20:45:14

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

02 06 2022 6:30:25

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

01 06 2022 20:28:57

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

31 05 2022 13:52:26

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

30 05 2022 1:11:50

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

29 05 2022 1:35:50

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

28 05 2022 20:29:57

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

27 05 2022 18:56:56

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

26 05 2022 8:20:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

25 05 2022 14:51:17

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

24 05 2022 2:34:31

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

23 05 2022 23:23:27

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

22 05 2022 13:41:26

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

21 05 2022 10:58:36

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

20 05 2022 14:10:36

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

19 05 2022 13:39:29

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

18 05 2022 2:13:54

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::