Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Жизнь человека тесно связана с лесом. Лес – исключительная по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности связей экосистема.

Перед современным учителем стоит задача, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению научного анализа явлений природы, осознанию значимости пpaктической помощи природе. Формирование таких качеств у учащихся особенно эффективно происходит в процессе выполнения проектных и исследовательской работы в природном сообществе. Чтобы заинтересовать учащихся необходимо проводить предварительную подготовительную работу по ознакомлению с особенностями экологических систем, таких например как лесное сообщество.

Важно акцентировать внимание учащихся на изучение природы родного края.  Дальневосточный лес – исключительный по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности экосистема, он таит в себе огромные богатства, который он щедро отдает людям. Но не только этим дорог нам лес. Он обогащает нас духовно

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса.

Задачи:

  • изучение структуры и видового разнообразия лесного сообщества;
  • развитие знаний о лесе в единстве с методами его изучения;
  • определение мер охраны лесных экосистем и способов их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы.

Время проведения экскурсии – 1,5–2 часа.

Оборудование: фотоаппараты, блокноты, ручки, карандаши, фломастеры.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Ваша основная задача – еще раз познакомиться с уже известными с детства лесными растениями и запечатлеть наиболее интересные впечатления в ваши блокноты и на фотоаппарат.

Лес – это удивительное творение природы, сложное, необычайно богатое и еще далеко не познанное человеком. Он представляет собой естественную экологическую систему с многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники.

Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.

Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.

Леса оказывают прямое влияние на величину испарения, поверхностного и внутригрунтового стока, в целом на водный баланс, на гидрологический режим рек.

Талые и дождевые воды в лесу интенсивно пополняют запасы грунтовых вод. Запасы грунтовых вод под лесами больше и потому, что в лесу происходит накопление влаги. Зимой толщина снега в лесу больше, чем в полях, поэтому почва меньше промерзает. Летом подстилка уменьшает нагревание почвы и тем самым способствует сохранению в ней влаги. Под защитой леса земля медленно насыщается живительной влагой.

Лес, образно говоря, – это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ.

Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы – второй род деятельности.   Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух [1].                                                     

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с некоторыми представителями растительного мира  Амурского леса. Наше знакомство я хочу начать с семейства сосновых.

Лиственница (Larix).

Хвойный «дуб» – так называют лиственницу за ее твердую древесину. У нас в Амурской области растет лиственница Гмелина или как ее называют по-другому лиственница даурская. Своеобразие сезонного поведения лиственниц – сбрасывание ими листьев на зиму – сразу выделяет их среди других сосновых. Зимой лиственница выглядит уныло, зато в остальное время года она очень нарядна.  Листья у лиственницы мягкие, плоские, с беловатыми рядами устьиц, заметными снизу. Весной ярко-зеленая нежная хвоя расцвечивается крохотными красными «фонариками» – шишками, а воздух вокруг напоен приятным смолистым ароматом. Шишки созревают в тот же год осенью или в начале следующей весны. Раскрываясь и освобождая семена, они остаются на дереве еще несколько лет.  Обычно лиственницы – крупные деревья (высотой до 35–50 м). Древесина тяжелая, долговечная, прочная, с высокими механическими свойствами, но в связи с этим обpaбатывается труднее, чем древесина других сосновых. Высокая плотность препятствует ее сплаву, при сушке древесина часто растрескивается. Лиственница – долгожитель: даже 400 лет – не предел ее жизни.

Сосна (Pinus).

Род сосна (около 100 видов) – самый большой род в семействе среди хвойных. На земном шаре насчитывают 200 видов сосен. Всюду, где бы ни росли сосны, своеобразие их внешнего облика, удивительная способность при поранении ствола выделять ароматную смолу, выступающую крупными каплями, подобно слезам, запах просмоленной древесины издавна делали их, почти во всех областях естественного произрастания, объектом мифов, религиозных церемоний и поклонений. Так, греческая мифология сохранила нам изящную легенду о нимфе Питие, которую бог ветра Борей, приревновав к лесному Пану, превратил в сосну. В Китае и Индокитае эти растения считались волшебными деревьями, приносящими счастье и отводящими беды. В Древнем Вьетнаме вера в магическую силу сосен была настолько сильна, что вошло в традицию сажать их у дворца императоров как символ долголетия и величия царствующей династии. Жители Центральной и Северной Европы тоже создали свои легенды и сказания о дереве добром, могучем и благостном, образующем светлые сухие леса – боры. Входя в летний день в сосновое насаждение, человек ощущает специфический запах, присущий только хвойным породам. Чем же обусловлен запах хвойного леса? В хвое, коре и древесине хвойных пород выpaбатываются ароматические природные смеси органических веществ – эфирные масла, часть которых, испаряясь, и образует этот запах. Ежегодно в атмосферу нашей планеты различные растения выделяют более 800 млн т эфирных масел. Нижняя часть дерева покрыта толстой, глубокобороздчатой, красновато-бурой корой, верхняя часть ствола и крупные ветви – тонкой оранжевой отслаивающейся пленкой, а молодые сосны и тонкие ветви – гладкой серо-зеленой корой. Длина хвои сосны обыкновенной колeблется от 2. до 8 см.  Цветение продолжается 7–10 дней. Опыление происходит весной.

В России Петр I был энергичным насадителем лесов, в первую очередь дубовых и сосновых. Однако особо большой размах насаждение лесов приняло в наше время [4].

А теперь глубоко вдохните и почувствуйте, какой воздух возле хвойных растений.

Учитель: Обратите внимание на это дерево. Это дуб монгольский Quercus mongolica (crispula) (хотя в Монголии дуб не произрастает).

Дуб – могучее дерево. Высокий, кряжистый, в России он неизменно являлся олицетворением богатырской силы. Под его огромной кроной всегда приятная тень. Толстый ствол свидетельствует о долголетии и могуществе. Известно несколько дубов, которым более тысячи лет. Сколько же видели они на своем веку! Со многими из них связаны известные исторические события и легенды. Считается, что самый старейший дуб в Европе насчитывает полторы тысячи лет. Окружность его ствола равна 13 метрам, он растет в Литве и тщательно охраняется.

Наш монгольский дуб тенист, ветроустойчив и долговечен. Растет он сравнительно медленно, особенно в первые годы.

За тысячелетнюю историю своего развития дуб приобрел много интересных приспособлений, помогающих сохранять долголетие. В первых числах мая, еще до появления листьев, на дубе становятся заметными кисти небольших сережек Женские цветки растут отдельно от мужских.  Пыльца попадает на небольшие женские цветки, из которых к осени образуются хорошо знакомые желуди.

Еще древние римляне полагали, что до того, как покровительница земледелия Церера обучила людей хлебопашеству, пищей человеку служили желуди. В средние века желудевую муку изготавливали в Англии, Польше, Германии и Норвегии. А в России пекли даже желудевый хлеб с небольшими добавками ржаной муки. В неурожайные годы этот хлеб был основным продуктом.

На Руси издавна существовала традиция класть дубовые листья в рассолы и маринады для придания овощам и фруктам крепости [6].

Учитель: Следующий представитель фауны леса – береза. 

Белокорая березка – украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Из белокорых берез в лесу можно встретить березу плосколистную.

На березках беленькие блузки,
Для красы – полоски поперек.
Словно парень ласковый, по-русски
Льнет к березке вешний ветерок.

Белокорые березки светолюбывы, холодостойки. Довольно требовательны к плодородию и влажности почвы.

Белоствольная береза даже зимой, безлисная, красива. Припудренная инеем, ее веточки сверкают на морозном солнце, будто в бриллиантах. А запорошенная снегом, в шапках под цвет коры, береза выглядит сказочной снегурочкой.

Кроме белоствольной березы в нашем лесу можно встретить еще один вид березы – это береза даурская (черная) Betula dahurica (Pall.) Это крупное дерево до 25 м высотой и 70 см в диаметре, однако чаще 10–15 м высотой и около 30–35 см в диаметре. Имеет хаpaктерную кору, какой нет ни у одного другого вида дальневосточных берез. На старых деревьях кора растрескивающаяся, темно-серая, иногда даже черноватая, отслаивающаяся многими слоями. На молодых деревьях кора розоватая или чуть красноватая, иногда даже бурая. Молодые ветви светло- или темно-коричнево-бурые, с многочисленными белыми чечевичками. Самые молодые побеги опушенные, позднее оголяющиеся, с железками. Листья овальные или яйцевидные с широким, реже узким клиновидным основанием, заостренные, неправильно или двоякозубчатые, с 5–7 (9) парами пилок.  Плоды – орешки 1,5–2,5 мм длиной с крыльями в 3–4 раза уже орешка.

Цветет вслед за распусканием листьев в первой половине мая, семена созревают в начале августа [6].

Учитель: В лесу, кроме деревьев, вы видите кустарники. В лесу встречается рододендрон. Кажется, что эти кустарники из семейства вересковых созданы природой специально для декоративных целей. Весной, когда лес еще серый и безлистный у подножия деревьев широко разливается розово-сиреневое пoлoвoдье. Это зацветает рододендрон, известный в народе как багульник.

Рододендроны растут чаще группами зарослями кустов. Их узкие кожистые листья, опадающие на зиму, выделяют пары эфирного масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолянисто-терпким ароматом. Окутанный эфирными парами, рододендрон не страдает ни от жгучего мороза, ни от палящих лучей солнца. Вот почему, не боясь холодных утренников, «багульник», опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными искристыми цветками. Наряден он и осенью, когда его листья становятся фиолетово-малиновыми.

Следующий кустарник, который мы с вами встретили на прогулке – это авелляна.

Так поэтично называют в ботанике всем известный лесной орешник – лещину. А произошло это название от итальянского порта Авелляно, прославившегося торговлей лесными орехами.

Лещина – широколистный кустарник с прутьевидными ветвями. В лесу он образует густой подлесок, плотными куртинами сбился на прогалинах и по опушкам леса, Зимой орешник неумолчно шепчется с ветрами своей пожухлой листвой, а ранней весной, когда в ложбинках белеет ноздреватый снег, он зацветает зелеными сережками.

Орехи лещины тонкого аромата, вкусны и питательны. Заросли лещины, при пересчете на гектар, в урожайный год дают до 60–100 килограммов орехов. Кусты начинают плодоносить с двух-трех летнего возраста [6].

Учитель: Сегодня мы узнали много интересного о древесных растениях нашего леса. Скажите, почему ежегодно в наших лесах становится все меньше этих растений? (из-за лесных пожаров, которые возникают в летний и весенний период).

Действительно, лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых.

Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний.

В пламени разыгравшегося пожара погибают зайцы, лисицы, белки, медведи, лоси и даже птицы, потерявшие в дыму ориентировку. На гарях находили обгорелые трупы оленей, лосей и даже «хозяина» и «знатока» леса – медведя. Гари бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.

Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни

Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Остается надеяться, что человек разумный не станет рубить сук, на котором сидит. Цивилизованное общество не разрушит биом, от которого зависит общее благо данного общества. Лес никогда не превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань [2].

Список литературы:

  1. И.Н. Балбышев. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, стр.3-5, 152–161, 164–167, 1990
  2. Н.А. Воронков. Общая, социальная, прикладная экология. Учебное пособие. М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, стр.242, 247–255, 1999
  3. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, «Экология России» учебное пособие стр. 90–94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, стр. 90–94, 1995
  4. В.С. Варламов, М.Ф. Грин, Общий обзор.  М.: МЫСЛЬ, стр. 123–125, 1992
  5. Ю.В. Новиков. Экология, окружающая среда и человек. М.: ЮНИТИ, стр.240–260, 1998
  6. Н.В. Усенко. Дары уссурийской тайги. Хабаровск, Кн.изд., 1975.



Комментарии:

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

27 11 2024 14:51:47

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

26 11 2024 11:17:37

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

25 11 2024 5:31:27

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"


    Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

      Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

24 11 2024 16:59:47

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

23 11 2024 9:13:47

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

22 11 2024 4:52:17

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

21 11 2024 1:30:23

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

20 11 2024 14:57:16

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"


    Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

      Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. ...

19 11 2024 22:54:22

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

18 11 2024 4:24:14

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

17 11 2024 19:30:14

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

16 11 2024 17:26:18

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

15 11 2024 0:28:16

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

14 11 2024 2:38:36

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

13 11 2024 9:33:22

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

12 11 2024 17:46:45

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

11 11 2024 8:50:15

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

10 11 2024 17:48:51

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

09 11 2024 9:27:39

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

08 11 2024 22:19:20

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

07 11 2024 18:40:49

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

06 11 2024 21:30:24

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

05 11 2024 16:59:18

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

04 11 2024 11:51:34

Значение живых организмов в природе и жизни человека


    Значение живых организмов в природе и жизни человека

      Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....

03 11 2024 7:47:34

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

02 11 2024 16:17:20

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

01 11 2024 6:26:39

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

31 10 2024 0:21:39

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

30 10 2024 6:12:16

Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"


    Урок по биологии "Влияние психоактивных веществ на развитие организма"

      Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....

29 10 2024 10:23:57

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

28 10 2024 12:23:22

Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"


    Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"

      Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....

27 10 2024 3:27:47

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

26 10 2024 17:27:49

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

25 10 2024 7:43:28

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

24 10 2024 0:44:43

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

23 10 2024 12:53:41

Методическая разработка "Цвети, Земля!"


    Методическая разработка "Цвети, Земля!"

      Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...

22 10 2024 19:29:48

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

21 10 2024 5:30:29

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

20 10 2024 4:27:16

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

19 10 2024 21:54:25

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

18 10 2024 21:24:37

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

17 10 2024 14:59:18

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

16 10 2024 17:24:56

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

15 10 2024 17:59:23

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

14 10 2024 14:37:32

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"


    Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

      Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

13 10 2024 16:44:59

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

12 10 2024 19:18:36

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

11 10 2024 4:29:23

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

10 10 2024 4:24:12

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

09 10 2024 1:21:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::