Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"
Жизнь человека тесно связана с лесом. Лес – исключительная по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности связей экосистема.
Перед современным учителем стоит задача, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению научного анализа явлений природы, осознанию значимости пpaктической помощи природе. Формирование таких качеств у учащихся особенно эффективно происходит в процессе выполнения проектных и исследовательской работы в природном сообществе. Чтобы заинтересовать учащихся необходимо проводить предварительную подготовительную работу по ознакомлению с особенностями экологических систем, таких например как лесное сообщество.
Важно акцентировать внимание учащихся на изучение природы родного края. Дальневосточный лес – исключительный по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности экосистема, он таит в себе огромные богатства, который он щедро отдает людям. Но не только этим дорог нам лес. Он обогащает нас духовно
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса.
Задачи:
- изучение структуры и видового разнообразия лесного сообщества;
- развитие знаний о лесе в единстве с методами его изучения;
- определение мер охраны лесных экосистем и способов их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы.
Время проведения экскурсии – 1,5–2 часа.
Оборудование: фотоаппараты, блокноты, ручки, карандаши, фломастеры.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Ваша основная задача – еще раз познакомиться с уже известными с детства лесными растениями и запечатлеть наиболее интересные впечатления в ваши блокноты и на фотоаппарат.
Лес – это удивительное творение природы, сложное, необычайно богатое и еще далеко не познанное человеком. Он представляет собой естественную экологическую систему с многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники.
Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.
Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.
Леса оказывают прямое влияние на величину испарения, поверхностного и внутригрунтового стока, в целом на водный баланс, на гидрологический режим рек.
Талые и дождевые воды в лесу интенсивно пополняют запасы грунтовых вод. Запасы грунтовых вод под лесами больше и потому, что в лесу происходит накопление влаги. Зимой толщина снега в лесу больше, чем в полях, поэтому почва меньше промерзает. Летом подстилка уменьшает нагревание почвы и тем самым способствует сохранению в ней влаги. Под защитой леса земля медленно насыщается живительной влагой.
Лес, образно говоря, – это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ.
Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы – второй род деятельности. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух [1].
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с некоторыми представителями растительного мира Амурского леса. Наше знакомство я хочу начать с семейства сосновых.
Лиственница (Larix).
Хвойный «дуб» – так называют лиственницу за ее твердую древесину. У нас в Амурской области растет лиственница Гмелина или как ее называют по-другому лиственница даурская. Своеобразие сезонного поведения лиственниц – сбрасывание ими листьев на зиму – сразу выделяет их среди других сосновых. Зимой лиственница выглядит уныло, зато в остальное время года она очень нарядна. Листья у лиственницы мягкие, плоские, с беловатыми рядами устьиц, заметными снизу. Весной ярко-зеленая нежная хвоя расцвечивается крохотными красными «фонариками» – шишками, а воздух вокруг напоен приятным смолистым ароматом. Шишки созревают в тот же год осенью или в начале следующей весны. Раскрываясь и освобождая семена, они остаются на дереве еще несколько лет. Обычно лиственницы – крупные деревья (высотой до 35–50 м). Древесина тяжелая, долговечная, прочная, с высокими механическими свойствами, но в связи с этим обpaбатывается труднее, чем древесина других сосновых. Высокая плотность препятствует ее сплаву, при сушке древесина часто растрескивается. Лиственница – долгожитель: даже 400 лет – не предел ее жизни.
Сосна (Pinus).
Род сосна (около 100 видов) – самый большой род в семействе среди хвойных. На земном шаре насчитывают 200 видов сосен. Всюду, где бы ни росли сосны, своеобразие их внешнего облика, удивительная способность при поранении ствола выделять ароматную смолу, выступающую крупными каплями, подобно слезам, запах просмоленной древесины издавна делали их, почти во всех областях естественного произрастания, объектом мифов, религиозных церемоний и поклонений. Так, греческая мифология сохранила нам изящную легенду о нимфе Питие, которую бог ветра Борей, приревновав к лесному Пану, превратил в сосну. В Китае и Индокитае эти растения считались волшебными деревьями, приносящими счастье и отводящими беды. В Древнем Вьетнаме вера в магическую силу сосен была настолько сильна, что вошло в традицию сажать их у дворца императоров как символ долголетия и величия царствующей династии. Жители Центральной и Северной Европы тоже создали свои легенды и сказания о дереве добром, могучем и благостном, образующем светлые сухие леса – боры. Входя в летний день в сосновое насаждение, человек ощущает специфический запах, присущий только хвойным породам. Чем же обусловлен запах хвойного леса? В хвое, коре и древесине хвойных пород выpaбатываются ароматические природные смеси органических веществ – эфирные масла, часть которых, испаряясь, и образует этот запах. Ежегодно в атмосферу нашей планеты различные растения выделяют более 800 млн т эфирных масел. Нижняя часть дерева покрыта толстой, глубокобороздчатой, красновато-бурой корой, верхняя часть ствола и крупные ветви – тонкой оранжевой отслаивающейся пленкой, а молодые сосны и тонкие ветви – гладкой серо-зеленой корой. Длина хвои сосны обыкновенной колeблется от 2. до 8 см. Цветение продолжается 7–10 дней. Опыление происходит весной.
В России Петр I был энергичным насадителем лесов, в первую очередь дубовых и сосновых. Однако особо большой размах насаждение лесов приняло в наше время [4].
А теперь глубоко вдохните и почувствуйте, какой воздух возле хвойных растений.
Учитель: Обратите внимание на это дерево. Это дуб монгольский Quercus mongolica (crispula) (хотя в Монголии дуб не произрастает).
Дуб – могучее дерево. Высокий, кряжистый, в России он неизменно являлся олицетворением богатырской силы. Под его огромной кроной всегда приятная тень. Толстый ствол свидетельствует о долголетии и могуществе. Известно несколько дубов, которым более тысячи лет. Сколько же видели они на своем веку! Со многими из них связаны известные исторические события и легенды. Считается, что самый старейший дуб в Европе насчитывает полторы тысячи лет. Окружность его ствола равна 13 метрам, он растет в Литве и тщательно охраняется.
Наш монгольский дуб тенист, ветроустойчив и долговечен. Растет он сравнительно медленно, особенно в первые годы.
За тысячелетнюю историю своего развития дуб приобрел много интересных приспособлений, помогающих сохранять долголетие. В первых числах мая, еще до появления листьев, на дубе становятся заметными кисти небольших сережек Женские цветки растут отдельно от мужских. Пыльца попадает на небольшие женские цветки, из которых к осени образуются хорошо знакомые желуди.
Еще древние римляне полагали, что до того, как покровительница земледелия Церера обучила людей хлебопашеству, пищей человеку служили желуди. В средние века желудевую муку изготавливали в Англии, Польше, Германии и Норвегии. А в России пекли даже желудевый хлеб с небольшими добавками ржаной муки. В неурожайные годы этот хлеб был основным продуктом.
На Руси издавна существовала традиция класть дубовые листья в рассолы и маринады для придания овощам и фруктам крепости [6].
Учитель: Следующий представитель фауны леса – береза.
Белокорая березка – украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Из белокорых берез в лесу можно встретить березу плосколистную.
На березках беленькие блузки,
Для красы – полоски поперек.
Словно парень ласковый, по-русски
Льнет к березке вешний ветерок.
Белокорые березки светолюбывы, холодостойки. Довольно требовательны к плодородию и влажности почвы.
Белоствольная береза даже зимой, безлисная, красива. Припудренная инеем, ее веточки сверкают на морозном солнце, будто в бриллиантах. А запорошенная снегом, в шапках под цвет коры, береза выглядит сказочной снегурочкой.
Кроме белоствольной березы в нашем лесу можно встретить еще один вид березы – это береза даурская (черная) Betula dahurica (Pall.) Это крупное дерево до 25 м высотой и 70 см в диаметре, однако чаще 10–15 м высотой и около 30–35 см в диаметре. Имеет хаpaктерную кору, какой нет ни у одного другого вида дальневосточных берез. На старых деревьях кора растрескивающаяся, темно-серая, иногда даже черноватая, отслаивающаяся многими слоями. На молодых деревьях кора розоватая или чуть красноватая, иногда даже бурая. Молодые ветви светло- или темно-коричнево-бурые, с многочисленными белыми чечевичками. Самые молодые побеги опушенные, позднее оголяющиеся, с железками. Листья овальные или яйцевидные с широким, реже узким клиновидным основанием, заостренные, неправильно или двоякозубчатые, с 5–7 (9) парами пилок. Плоды – орешки 1,5–2,5 мм длиной с крыльями в 3–4 раза уже орешка.
Цветет вслед за распусканием листьев в первой половине мая, семена созревают в начале августа [6].
Учитель: В лесу, кроме деревьев, вы видите кустарники. В лесу встречается рододендрон. Кажется, что эти кустарники из семейства вересковых созданы природой специально для декоративных целей. Весной, когда лес еще серый и безлистный у подножия деревьев широко разливается розово-сиреневое пoлoвoдье. Это зацветает рододендрон, известный в народе как багульник.
Рододендроны растут чаще группами зарослями кустов. Их узкие кожистые листья, опадающие на зиму, выделяют пары эфирного масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолянисто-терпким ароматом. Окутанный эфирными парами, рододендрон не страдает ни от жгучего мороза, ни от палящих лучей солнца. Вот почему, не боясь холодных утренников, «багульник», опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными искристыми цветками. Наряден он и осенью, когда его листья становятся фиолетово-малиновыми.
Следующий кустарник, который мы с вами встретили на прогулке – это авелляна.
Так поэтично называют в ботанике всем известный лесной орешник – лещину. А произошло это название от итальянского порта Авелляно, прославившегося торговлей лесными орехами.
Лещина – широколистный кустарник с прутьевидными ветвями. В лесу он образует густой подлесок, плотными куртинами сбился на прогалинах и по опушкам леса, Зимой орешник неумолчно шепчется с ветрами своей пожухлой листвой, а ранней весной, когда в ложбинках белеет ноздреватый снег, он зацветает зелеными сережками.
Орехи лещины тонкого аромата, вкусны и питательны. Заросли лещины, при пересчете на гектар, в урожайный год дают до 60–100 килограммов орехов. Кусты начинают плодоносить с двух-трех летнего возраста [6].
Учитель: Сегодня мы узнали много интересного о древесных растениях нашего леса. Скажите, почему ежегодно в наших лесах становится все меньше этих растений? (из-за лесных пожаров, которые возникают в летний и весенний период).
Действительно, лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых.
Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний.
В пламени разыгравшегося пожара погибают зайцы, лисицы, белки, медведи, лоси и даже птицы, потерявшие в дыму ориентировку. На гарях находили обгорелые трупы оленей, лосей и даже «хозяина» и «знатока» леса – медведя. Гари бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.
Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни
Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Остается надеяться, что человек разумный не станет рубить сук, на котором сидит. Цивилизованное общество не разрушит биом, от которого зависит общее благо данного общества. Лес никогда не превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань [2].
Список литературы:
- И.Н. Балбышев. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, стр.3-5, 152–161, 164–167, 1990
- Н.А. Воронков. Общая, социальная, прикладная экология. Учебное пособие. М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, стр.242, 247–255, 1999
- Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, «Экология России» учебное пособие стр. 90–94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, стр. 90–94, 1995
- В.С. Варламов, М.Ф. Грин, Общий обзор. М.: МЫСЛЬ, стр. 123–125, 1992
- Ю.В. Новиков. Экология, окружающая среда и человек. М.: ЮНИТИ, стр.240–260, 1998
- Н.В. Усенко. Дары уссурийской тайги. Хабаровск, Кн.изд., 1975.
Комментарии:

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
31 05 2025 19:59:14
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
30 05 2025 7:34:44
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
29 05 2025 19:48:39
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
28 05 2025 8:53:34
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
27 05 2025 1:10:43
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
26 05 2025 20:19:44
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
25 05 2025 22:44:27
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
24 05 2025 10:18:35
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
23 05 2025 12:30:36
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
22 05 2025 5:27:40
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
21 05 2025 13:41:20
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
20 05 2025 21:54:35
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
19 05 2025 3:44:51
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
18 05 2025 9:51:12
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
17 05 2025 20:10:24
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
16 05 2025 7:19:19
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
15 05 2025 20:26:21
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
14 05 2025 12:44:36
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
13 05 2025 18:19:55
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
12 05 2025 23:36:28
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
11 05 2025 18:30:38
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
10 05 2025 9:23:42
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
09 05 2025 2:15:28
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
08 05 2025 12:18:32
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
07 05 2025 15:18:35
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
06 05 2025 3:11:46
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
05 05 2025 8:29:31
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
04 05 2025 0:22:56

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
03 05 2025 15:18:50
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
02 05 2025 21:57:32
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
01 05 2025 8:24:45
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
30 04 2025 4:43:26
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
29 04 2025 11:19:36
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....
28 04 2025 20:33:38
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
27 04 2025 20:52:38
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
26 04 2025 11:48:54
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
25 04 2025 15:19:17
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
24 04 2025 9:34:51
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
23 04 2025 12:48:53
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
22 04 2025 7:53:31
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
21 04 2025 3:27:35

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
20 04 2025 7:17:27
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
19 04 2025 4:39:25
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
18 04 2025 0:45:17
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
17 04 2025 17:37:18
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
16 04 2025 10:29:29
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
15 04 2025 0:19:40
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
14 04 2025 20:57:28
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
13 04 2025 14:25:54
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
12 04 2025 14:33:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::