Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Жизнь человека тесно связана с лесом. Лес – исключительная по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности связей экосистема.

Перед современным учителем стоит задача, чтобы не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению научного анализа явлений природы, осознанию значимости пpaктической помощи природе. Формирование таких качеств у учащихся особенно эффективно происходит в процессе выполнения проектных и исследовательской работы в природном сообществе. Чтобы заинтересовать учащихся необходимо проводить предварительную подготовительную работу по ознакомлению с особенностями экологических систем, таких например как лесное сообщество.

Важно акцентировать внимание учащихся на изучение природы родного края.  Дальневосточный лес – исключительный по сложности организации, видовому разнообразию и многочисленности экосистема, он таит в себе огромные богатства, который он щедро отдает людям. Но не только этим дорог нам лес. Он обогащает нас духовно

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса.

Задачи:

  • изучение структуры и видового разнообразия лесного сообщества;
  • развитие знаний о лесе в единстве с методами его изучения;
  • определение мер охраны лесных экосистем и способов их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы.

Время проведения экскурсии – 1,5–2 часа.

Оборудование: фотоаппараты, блокноты, ручки, карандаши, фломастеры.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Ваша основная задача – еще раз познакомиться с уже известными с детства лесными растениями и запечатлеть наиболее интересные впечатления в ваши блокноты и на фотоаппарат.

Лес – это удивительное творение природы, сложное, необычайно богатое и еще далеко не познанное человеком. Он представляет собой естественную экологическую систему с многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники.

Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.

Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.

Леса оказывают прямое влияние на величину испарения, поверхностного и внутригрунтового стока, в целом на водный баланс, на гидрологический режим рек.

Талые и дождевые воды в лесу интенсивно пополняют запасы грунтовых вод. Запасы грунтовых вод под лесами больше и потому, что в лесу происходит накопление влаги. Зимой толщина снега в лесу больше, чем в полях, поэтому почва меньше промерзает. Летом подстилка уменьшает нагревание почвы и тем самым способствует сохранению в ней влаги. Под защитой леса земля медленно насыщается живительной влагой.

Лес, образно говоря, – это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ.

Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы – второй род деятельности.   Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух [1].                                                     

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с некоторыми представителями растительного мира  Амурского леса. Наше знакомство я хочу начать с семейства сосновых.

Лиственница (Larix).

Хвойный «дуб» – так называют лиственницу за ее твердую древесину. У нас в Амурской области растет лиственница Гмелина или как ее называют по-другому лиственница даурская. Своеобразие сезонного поведения лиственниц – сбрасывание ими листьев на зиму – сразу выделяет их среди других сосновых. Зимой лиственница выглядит уныло, зато в остальное время года она очень нарядна.  Листья у лиственницы мягкие, плоские, с беловатыми рядами устьиц, заметными снизу. Весной ярко-зеленая нежная хвоя расцвечивается крохотными красными «фонариками» – шишками, а воздух вокруг напоен приятным смолистым ароматом. Шишки созревают в тот же год осенью или в начале следующей весны. Раскрываясь и освобождая семена, они остаются на дереве еще несколько лет.  Обычно лиственницы – крупные деревья (высотой до 35–50 м). Древесина тяжелая, долговечная, прочная, с высокими механическими свойствами, но в связи с этим обpaбатывается труднее, чем древесина других сосновых. Высокая плотность препятствует ее сплаву, при сушке древесина часто растрескивается. Лиственница – долгожитель: даже 400 лет – не предел ее жизни.

Сосна (Pinus).

Род сосна (около 100 видов) – самый большой род в семействе среди хвойных. На земном шаре насчитывают 200 видов сосен. Всюду, где бы ни росли сосны, своеобразие их внешнего облика, удивительная способность при поранении ствола выделять ароматную смолу, выступающую крупными каплями, подобно слезам, запах просмоленной древесины издавна делали их, почти во всех областях естественного произрастания, объектом мифов, религиозных церемоний и поклонений. Так, греческая мифология сохранила нам изящную легенду о нимфе Питие, которую бог ветра Борей, приревновав к лесному Пану, превратил в сосну. В Китае и Индокитае эти растения считались волшебными деревьями, приносящими счастье и отводящими беды. В Древнем Вьетнаме вера в магическую силу сосен была настолько сильна, что вошло в традицию сажать их у дворца императоров как символ долголетия и величия царствующей династии. Жители Центральной и Северной Европы тоже создали свои легенды и сказания о дереве добром, могучем и благостном, образующем светлые сухие леса – боры. Входя в летний день в сосновое насаждение, человек ощущает специфический запах, присущий только хвойным породам. Чем же обусловлен запах хвойного леса? В хвое, коре и древесине хвойных пород выpaбатываются ароматические природные смеси органических веществ – эфирные масла, часть которых, испаряясь, и образует этот запах. Ежегодно в атмосферу нашей планеты различные растения выделяют более 800 млн т эфирных масел. Нижняя часть дерева покрыта толстой, глубокобороздчатой, красновато-бурой корой, верхняя часть ствола и крупные ветви – тонкой оранжевой отслаивающейся пленкой, а молодые сосны и тонкие ветви – гладкой серо-зеленой корой. Длина хвои сосны обыкновенной колeблется от 2. до 8 см.  Цветение продолжается 7–10 дней. Опыление происходит весной.

В России Петр I был энергичным насадителем лесов, в первую очередь дубовых и сосновых. Однако особо большой размах насаждение лесов приняло в наше время [4].

А теперь глубоко вдохните и почувствуйте, какой воздух возле хвойных растений.

Учитель: Обратите внимание на это дерево. Это дуб монгольский Quercus mongolica (crispula) (хотя в Монголии дуб не произрастает).

Дуб – могучее дерево. Высокий, кряжистый, в России он неизменно являлся олицетворением богатырской силы. Под его огромной кроной всегда приятная тень. Толстый ствол свидетельствует о долголетии и могуществе. Известно несколько дубов, которым более тысячи лет. Сколько же видели они на своем веку! Со многими из них связаны известные исторические события и легенды. Считается, что самый старейший дуб в Европе насчитывает полторы тысячи лет. Окружность его ствола равна 13 метрам, он растет в Литве и тщательно охраняется.

Наш монгольский дуб тенист, ветроустойчив и долговечен. Растет он сравнительно медленно, особенно в первые годы.

За тысячелетнюю историю своего развития дуб приобрел много интересных приспособлений, помогающих сохранять долголетие. В первых числах мая, еще до появления листьев, на дубе становятся заметными кисти небольших сережек Женские цветки растут отдельно от мужских.  Пыльца попадает на небольшие женские цветки, из которых к осени образуются хорошо знакомые желуди.

Еще древние римляне полагали, что до того, как покровительница земледелия Церера обучила людей хлебопашеству, пищей человеку служили желуди. В средние века желудевую муку изготавливали в Англии, Польше, Германии и Норвегии. А в России пекли даже желудевый хлеб с небольшими добавками ржаной муки. В неурожайные годы этот хлеб был основным продуктом.

На Руси издавна существовала традиция класть дубовые листья в рассолы и маринады для придания овощам и фруктам крепости [6].

Учитель: Следующий представитель фауны леса – береза. 

Белокорая березка – украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Из белокорых берез в лесу можно встретить березу плосколистную.

На березках беленькие блузки,
Для красы – полоски поперек.
Словно парень ласковый, по-русски
Льнет к березке вешний ветерок.

Белокорые березки светолюбывы, холодостойки. Довольно требовательны к плодородию и влажности почвы.

Белоствольная береза даже зимой, безлисная, красива. Припудренная инеем, ее веточки сверкают на морозном солнце, будто в бриллиантах. А запорошенная снегом, в шапках под цвет коры, береза выглядит сказочной снегурочкой.

Кроме белоствольной березы в нашем лесу можно встретить еще один вид березы – это береза даурская (черная) Betula dahurica (Pall.) Это крупное дерево до 25 м высотой и 70 см в диаметре, однако чаще 10–15 м высотой и около 30–35 см в диаметре. Имеет хаpaктерную кору, какой нет ни у одного другого вида дальневосточных берез. На старых деревьях кора растрескивающаяся, темно-серая, иногда даже черноватая, отслаивающаяся многими слоями. На молодых деревьях кора розоватая или чуть красноватая, иногда даже бурая. Молодые ветви светло- или темно-коричнево-бурые, с многочисленными белыми чечевичками. Самые молодые побеги опушенные, позднее оголяющиеся, с железками. Листья овальные или яйцевидные с широким, реже узким клиновидным основанием, заостренные, неправильно или двоякозубчатые, с 5–7 (9) парами пилок.  Плоды – орешки 1,5–2,5 мм длиной с крыльями в 3–4 раза уже орешка.

Цветет вслед за распусканием листьев в первой половине мая, семена созревают в начале августа [6].

Учитель: В лесу, кроме деревьев, вы видите кустарники. В лесу встречается рододендрон. Кажется, что эти кустарники из семейства вересковых созданы природой специально для декоративных целей. Весной, когда лес еще серый и безлистный у подножия деревьев широко разливается розово-сиреневое пoлoвoдье. Это зацветает рододендрон, известный в народе как багульник.

Рододендроны растут чаще группами зарослями кустов. Их узкие кожистые листья, опадающие на зиму, выделяют пары эфирного масла. Поэтому воздух вблизи рододендрона всегда напоен тонким смолянисто-терпким ароматом. Окутанный эфирными парами, рододендрон не страдает ни от жгучего мороза, ни от палящих лучей солнца. Вот почему, не боясь холодных утренников, «багульник», опережая многие растения, встречает раннюю весну своими крупными искристыми цветками. Наряден он и осенью, когда его листья становятся фиолетово-малиновыми.

Следующий кустарник, который мы с вами встретили на прогулке – это авелляна.

Так поэтично называют в ботанике всем известный лесной орешник – лещину. А произошло это название от итальянского порта Авелляно, прославившегося торговлей лесными орехами.

Лещина – широколистный кустарник с прутьевидными ветвями. В лесу он образует густой подлесок, плотными куртинами сбился на прогалинах и по опушкам леса, Зимой орешник неумолчно шепчется с ветрами своей пожухлой листвой, а ранней весной, когда в ложбинках белеет ноздреватый снег, он зацветает зелеными сережками.

Орехи лещины тонкого аромата, вкусны и питательны. Заросли лещины, при пересчете на гектар, в урожайный год дают до 60–100 килограммов орехов. Кусты начинают плодоносить с двух-трех летнего возраста [6].

Учитель: Сегодня мы узнали много интересного о древесных растениях нашего леса. Скажите, почему ежегодно в наших лесах становится все меньше этих растений? (из-за лесных пожаров, которые возникают в летний и весенний период).

Действительно, лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых.

Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний.

В пламени разыгравшегося пожара погибают зайцы, лисицы, белки, медведи, лоси и даже птицы, потерявшие в дыму ориентировку. На гарях находили обгорелые трупы оленей, лосей и даже «хозяина» и «знатока» леса – медведя. Гари бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.

Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни

Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Остается надеяться, что человек разумный не станет рубить сук, на котором сидит. Цивилизованное общество не разрушит биом, от которого зависит общее благо данного общества. Лес никогда не превратится в диковинную редкость, за демонстрацию которой придется платить непомерную дань [2].

Список литературы:

  1. И.Н. Балбышев. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, стр.3-5, 152–161, 164–167, 1990
  2. Н.А. Воронков. Общая, социальная, прикладная экология. Учебное пособие. М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, стр.242, 247–255, 1999
  3. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, «Экология России» учебное пособие стр. 90–94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, стр. 90–94, 1995
  4. В.С. Варламов, М.Ф. Грин, Общий обзор.  М.: МЫСЛЬ, стр. 123–125, 1992
  5. Ю.В. Новиков. Экология, окружающая среда и человек. М.: ЮНИТИ, стр.240–260, 1998
  6. Н.В. Усенко. Дары уссурийской тайги. Хабаровск, Кн.изд., 1975.



Комментарии:

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

25 11 2025 22:15:27

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

24 11 2025 5:43:57

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

23 11 2025 20:43:48

Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"


    Урок по теме "Внешнее и внутреннее строение речного окуня"

      Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....

22 11 2025 11:35:57

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

      На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

21 11 2025 4:46:28

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

20 11 2025 18:39:40

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

19 11 2025 11:50:44

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

18 11 2025 16:44:17

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

17 11 2025 16:56:53

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс


    Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

      Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

16 11 2025 6:16:28

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

15 11 2025 1:53:47

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

14 11 2025 11:23:43

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

13 11 2025 14:10:32

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

12 11 2025 0:13:14

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

11 11 2025 22:53:42

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

10 11 2025 8:27:25

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

09 11 2025 3:10:16

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

08 11 2025 12:15:52

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

07 11 2025 4:40:24

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

06 11 2025 4:41:43

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

05 11 2025 1:10:47

Обобщающий урок "Основы цитологии"


    Обобщающий урок "Основы цитологии"

      Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...

04 11 2025 12:18:24

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

03 11 2025 16:24:40

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

02 11 2025 16:19:50

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

01 11 2025 3:28:35

Урок биологии на тему "Кожа и ее производные элементы"

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....

31 10 2025 3:59:58

Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"


    Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"

      В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...

30 10 2025 7:25:52

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

29 10 2025 16:49:30

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

28 10 2025 5:49:39

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

27 10 2025 11:58:36

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

26 10 2025 16:28:35

Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

25 10 2025 5:38:25

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

24 10 2025 14:56:11

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

23 10 2025 17:39:41

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

22 10 2025 17:56:41

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

21 10 2025 9:57:34

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

20 10 2025 23:28:55

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

19 10 2025 9:54:33

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

18 10 2025 18:33:10

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

17 10 2025 23:37:19

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

16 10 2025 3:13:43

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

15 10 2025 13:11:40

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

14 10 2025 23:34:49

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

13 10 2025 11:38:54

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

12 10 2025 6:16:47

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

11 10 2025 10:16:46

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

10 10 2025 22:25:20

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

09 10 2025 1:46:33

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

08 10 2025 4:18:26

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

07 10 2025 2:12:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::