Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

Тенденция падения уровня биологического образования отмечается на протяжении нескольких лет. С одной стороны - жизненно необходимый предмет в плане личной безопасности, с точки зрения современных экологических проблем глобального хаpaктера. С другой стороны, это, пожалуй, не самый значимый для учащихся предмет в школе. Поэтому для многих учителей актуален вопрос, как поддержать падающий интерес к предмету, повысить биологическую грамотность, подготовить к успешной сдаче ЕГЭ.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по биологии единого государственного экзамена, поставило учителей перед необходимостью введения новых форм контроля в системе работы учителя, выработки системы подготовки старшеклассников и в условиях лавинообразно сокращающегося количества часов по биологии дать не сокращающеюся «знаниевую» составляющую.

Важную роль в познании играет сравнение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Первые попытки сравнения быта различных народов и объяснения его сходства на этой основе предпринимались еще античной наукой (Аристотель использовал историческое сравнение в анализе политических форм античности и др.). Интерес к сравнительным исследованиям особенно возрос, начиная с XVI в. (великие географические открытия и др.).

Сравнительный метод оказался очень плодотворным в решении многих крупнейших проблем. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Благодаря этому методу открылась возможность изучать организмы путем сравнения их и выявления у них сходств или различий. С помощью этого метода были получены сведения, позволившие в XVIII в. заложить основы систематики растений и животных (К. Линней), поэтому по праву его называют «теория классификаций». В XIX в. этот метод позволил сформулировать клеточную теорию (Т. Шванн) и учение об основных типах развития (К. Бэр), оказавшее решающее влияние на развитие эмбриологии и возникновение сравнительной эмбриологии. Можно назвать и другие биологические проблемы, в решении которых в прошлом главная роль принадлежала сравнительному методу. Однако использование этого метода наряду с описательным методом еще не сопровождалось выходом биологии за пределы описательной науки.

В наше время сравнительный метод с успехом используют во всех биологических науках. Сравнение приобретает особую ценность тогда, когда невозможно дать определение понятия. Однако этот метод основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в настоящее время в системе среднего образования.

Во второй половине XIX в. благодаря Ч. Дарвину (1809-1882) в биологию входит исторический метод (применительно к биологии в последствии - эволюционный). С введением этого метода в биологии произошли коренные качественные изменения. Исторический метод превратил биологию из науки чисто описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы. Благодаря этому методу биология стала в XIX. в., как и естествознание в целом, «...упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое». Исторический метод сразу же после возникновения вышел за рамки метода исследования. Он стал фундаментальным подходом, принципом (эволюционным), на основе которого стала происходить перестройка биологии. В наше время эволюционный принцип стал всеобщей основой изучения, явлений жизни на всех уровнях организации живого.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по биологии единого государственного экзамена, поставило нас перед необходимостью пересмотра системы подготовки старшеклассников.

Пpaктика проведения и оценивания ЕГЭ показала, что учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, хаpaктеристике типов и классов и т.д. , что блок “Система и многообразие организмов” требует совершенствования методики подготовки [2].

Подготовка к ЕГЭ должна вестись на протяжении всего курса изучения биологии. При изучении и обобщении вопросов программного материала соответствующее блоку «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» можно с успехом реализовать сравнительно - эволюционный подход.

Сравнение, в сочетании с индукцией, анализом и синтезом подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Задача классификации в том, чтобы свести бесконечное разнообразие явлений, объектов к минимуму, удобно охватываемому памятью, чтобы выбраться из хаоса множества форм, чтобы привести этот хаос в порядок. Сама возможность такого сведения показывает, что самые разнообразные явления подчинены небольшому числу основных законов, которые повторяются во всех явлениях природы. Разнообразие природы, в том числе и животного мира, постижимо лишь, будучи приведенным к простой (обозримой) системе - классификации.

Среди разнообразных приемов по формированию у учащихся знаний о хаpaктерных признаках строения, особенностях их процессов жизнедеятельности различных групп организмов автором статьи пpaктикуется следующие виды работ:

  • составление обобщающих таблиц
  • работа с наглядными пособиями

Работа по составлению обобщающих таблиц организуется при изучении основных отделов растений, классификации покрытосеменных растений при изучении хаpaктерных признаков строения, особенностей процессов жизнедеятельности основных типов животных и их классификации по биологическим и экологическим признакам.

.Например, на первом уроке при изучении семейств покрытосеменных растений дается таблица для внесения сведений о признаках изучаемых семейств и перечерчивается она с расчетом, что будет заполняться на протяжении нескольких уроков (приложение 1). На первом уроке таблица заполняется с помощью учителя, на последующих уроках организуется самостоятельная работа на этапе закрепления. Перед уроком ставится цель – выяснить признаки изучаемого семейства, которые потом будут внесены в таблицу. На последующих уроках возрастает самостоятельная деятельность учащихся. Обучающиеся могут сформулировать цель урока

  • изучить конкретное семейство
  • поставить задачи и определить этапы реализации цели
  • выяснить морфологические признаки конкретного растения
  • выделить у этого растения признаки, хаpaктерные для семейства
  • назвать признаки хаpaктерные для всех представителей этого семейства
  • внести сведения в таблицу.  

Аналогичную работу можно организовать при изучении члeнистоногих, позвоночных животных (приложение 2)

При использовании наглядных пособий может быть организована работа таблицами – «развертками». Например, таблица – «развертка» «Строение головного мозга позвоночных животных» (рисунок 1). На уроке в период изучения нового материала демонстрируется только головной мозг изучаемого позвоночного, а на этапе закрепления необходимо ещё, и развернуть рисунки головного мозга тех позвоночных, которые были изучены до этого. Организуется работа по сравнению - предлагается выяснить причины сходства и отличия, определить причину отличия.

Например, головной мозг земноводных отличается уменьшением мозжечка и увеличением переднего мозга, причина – в первом случае земноводные вышли на сушу, однако освоили примитивный способ передвижения, небольшой по объему мозжечок способен координировать несложные движения; во втором случае – суша более изменчивая среда чем вода, необходим отдел мозга, обеспечивающий более сложное поведение, позволяющее приспособиться к этой крайне изменчивой среде. Аналогичную работу можно организовать с моделями головного мозга, с применением современных средств ИКТ – на слайде представить рисунки головного мозга изучаемого и изученных позвоночных животных. Простая демонстрация слайдов не пробуждают мыслительный процесс. Анализ, синтез, сравнение, идентификация, установление сходства, различия - необходимые условия активизации мыслительного процесса.

Такой метод обобщения, основанный на сравнительном анализе, связан с активной, самостоятельной деятельностью учащихся и дает возможность:

  • сравнивать изучаемые группы организмов
  • выделять черты сходства и отличия организмов в строении, относящихся к разным и равноценным таксономическим группам
  • формировать знания об отличительных признаках отделов, классов, семейств растений; отрядов, классов и типов животных; царств органического мира; экологических групп организмов
  • использовать таблицу, рисунок, схему как наглядную опору при затруднении ответа на вопросы и задания сравнительного хаpaктера
  • делать выводы об усложнении организмов в процессе их появления в природе
  • готовить учащихся к осмысленному восприятию основного принципа эволюции: «от простого к сложному»
  • изучать многообразие органического мира с позиций современной систематики,
  • рассматривать каждый таксон с нескольких сторон: как систематическая категория, как этап эволюции, место и роль в экосистеме, значение в природе и жизни человека

В процессе обучения используются все формы обобщения. При индуктивном пути обобщению должно обязательно предшествовать ознакомление с частными предметами и явлениями, на базе которых оно и формируется.

При дедуктивном пути обобщение дают в готовом виде, а ученики применяют данные предписания к частному материалу. Такой путь обеспечивает безошибочное усвоение предлагаемых обобщений, но требует главным образом исполнительской активности. Например, при знакомстве с классами покрытосеменных растений, дается сначала таблица хаpaктерных признаков класс двудольных и однодольных растений, затем закрепляются признаки на примере конкретных растений.

При дедуктивном обобщении работа с таблицами должна включать следующие виды деятельности:

  • тщательно изучить содержащуюся информацию в таблице
  • обратить внимание на то, что сравнивается и что требуется узнать
  • научиться точно отвечать на вопросы к таблице т.е. делать определенные выводы, содержащие новое знание.

При третьем пути обобщения общее раскрывается на одной задаче, а затем распространяется на всю данную систему явлений. Например, при изучении семейств покрытосеменных растений признаки семейства даются на примере одного растения, и эти признаки вносятся в сводную таблицу как признаки всего семейства.

«Универсальные учебные умения нельзя сформировать только репродуктивной деятельностью. Для этого необходима, прежде всего, поисковая деятельность, где есть анализ, сравнение, обобщение…» [1]

Изучение таких сложных объектов как живые организмы и таких сложных явлений как явления жизни позволяет привлекать разнообразнейшие источники информации, а значит, и обеспечить учащимся возможность приобретения опыта извлечения необходимой информации из различных источников, ее компоновки и преобразования. Учитель не имеет права ограничивать учащегося рамками учебника, пусть даже самого подробного и объемного. На сегодня в арсенале познающего живую природу есть прекрасные представляющие уникальные факты видеофильмы, компьютерные обучающие программы, где текстовая информация дополняется видеофрагментами, динамическими и статистическими таблицами, мультипликационными роликами. Очень велико количество доступных качественных хорошо иллюстрированных энциклопедий, справочников. Учителю в такой ситуации необходимо научить ребят быстро и целенаправленно в зависимости от потребностей ориентироваться в этом многообразии источников информации и определять лучшие в зависимости от области незнания и склонностей самого учащегося.

При сдаче ЕГЭ по курсу «Человек и его здоровье» допускаются ошибки в теме «Кровообращение». [2]. Причину низкого уровня знаний по этой теме можно объяснить тем, что знания о функциях, строении и процессах кровообращения в организме человека в 8 классе сформированы как самостоятельные знания и не опираются на имеющиеся базовые знания, полученные при изучении кровообращения животных. Перед изучением темы «Круги кровообращения» учащимся дается творческое задание - подготовить презентацию о кровообращении в организме животных по плану:

  • 1-й слайд: Движение крови в организме кольчатых червей (на примере дождевого червя).
  • 2-й слайд: Движение крови в организме моллюсков. Замкнутая и незамкнутая кровеносная система.
  • 3-й слайд: Движение крови в организме члeнистоногих.
  • 4-й слайд: Движение крови в организме рыб.
  • 5-й слайд: Движение крови в организме земноводных. Малый круг кровообращения. Один и два круга кровообращения.
  • 6-й слайд: Движение крови в организме пресмыкающихся.
  • 7-й слайд: Движение крови в организме птиц и млекопитающих

Данная презентация рассматривается в качестве мобилизации знаний перед изучением материала о кровообращении в организме человека.

После такой подготовки на основе сравнительного и эволюционного методов у учащихся формируются прочные знания об органах кровообращения, кругах кровообращении у человека. Реализуется принцип «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

В 11 классе в ходе предаттестационной подготовки так же необходимо придерживаться принципа сравнительно - эволюционного обобщения и повторения материала. Обзорная лекция «Кровь. Кровеносная система. Кровообращение» в сопровождении презентации излагается по следующему плану:

  • Функции крови. Необходимость появления этой ткани в организме животных.
  • Эволюция кровеносной системы. Особенности строения кровеносной системы: кольчатых и круглых червей; моллюсков, члeнистоногих; позвоночных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
  • Состав крови человека в сравнении с кровью позвоночных животных.
  • Органы кровообращения человека.
  • Круги кровообращения человека.
  • Причины движения крови в организме.
  • Нейрогумopaльная регуляция работы сердечно деятельности.
  • Первая помощь при кровотечениях.

Этого плана целесообразно придерживаться и при организации самостоятельной индивидуальной подготовки ученика. При таком изложении материала для повторения учащиеся вспоминают:

  • функции крови
  • особенности строения крови как разновидности соединительной ткани (вновь повторяется материал о взаимосвязи функции и строении соединительной ткани)
  • особенности строения кровеносной системы (могут выделить ароморфоз на уровне кровеносной системы), особенности кровообращения различных групп животных
  • органы кровообращения человека и особенности их строения
  • причины движения крови в организме
  • круги кровообращения животных и человека (в т.ч. могут объяснить причину появления малого круга кровообращения)
  • меры первой помощи при кровотечениях

В конце лекции предлагаются задания различной формы и уровня сложности. Хорошо организовать работу с изображением эволюции кровеносной системы различных классов позвоночных животных на одном слайде (рисунок 2). К сожалению, такие рисунки давно исчезли со страниц наших учебников. При отсутствии на электронных ресурсах такого изображения можно изготовлять самим. Рисунок дает возможность сравнить круги кровообращения представителей различных классов, строение сердца во всех его аспектах: количество камер, соотношение толщины стенок камер сердца, вид крови в камерах или половине сердца представителей того или иного класса и т.д. После заданий сравнительно - эволюционного подхода разбираются типичные тестовые задания из части 1 (А), 2 (В), 3 (С) к теме данной лекции.

Приблизительно в таком плане рассматриваются все системы органов.

Таким образом, система подготовки к итоговой аттестации за курс общего среднего образования сложный вариативный процесс, который должен выстроить для себя каждый учитель. Сравнительно - эволюционный поход можно эффективно использовать для успешной сдачи ЕГЭ в ходе:

  • систематического обобщения изучаемого материала
  • предаттестационной подготовки
  • индивидуальной и групповой работы

Результаты сдачи ЕГЭ учащихся, обучаемых автором статьи, подтверждают эффективность использования сравнительно – эволюционного подхода.

С целью реализации сравнительно – эволюционного подхода целесообразно:

  • строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с начала изучения предмета
  • в младших классов большое внимание уделять формированию основных биологических понятий на основе анализа, сравнения и обобщения представлений учащихся с использованием различных видов наглядности, приемов закрепления (схемы, таблицы) и использованием различных источников информации
  • в старших классах шире использовать разнообразные примеры из ранее изученных разделов биологии для конкретизации общетеоретических положений и закономерностей с целью успешного обобщения, уверенной интерпретации изучаемого материала

Литература:

  1. Калинова Г.С. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии/ С. Г. Калинова // Биология в школе. - 2012.- № 5.- С. 27 -38.
  2. Калинова Г.С. Итоги ЕГЭ 2011 года: о типичных ошибках, допущенных в экзаменационных работах/С.Г. Калинова, Р.А. Петросова// Биология в школе. - 2011. - №10. – С. 24-35.



Комментарии:

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

01 04 2025 13:11:46

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

31 03 2025 15:58:21

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

30 03 2025 4:33:40

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

29 03 2025 8:16:13

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

28 03 2025 23:45:25

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

27 03 2025 3:41:24

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

26 03 2025 18:41:11

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

25 03 2025 22:47:40

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

24 03 2025 18:38:28

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

23 03 2025 17:43:18

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

22 03 2025 2:25:33

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

21 03 2025 3:56:52

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

20 03 2025 15:55:56

Лабораторная работа "Особенности внешнего строения и многообразие насекомых"


    Лабораторная работа "Особенности внешнего строения и многообразие насекомых"

      Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...

19 03 2025 0:18:10

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

18 03 2025 13:29:28

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

17 03 2025 14:34:47

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

16 03 2025 23:42:49

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

15 03 2025 17:18:34

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

14 03 2025 11:30:23

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

13 03 2025 13:28:25

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

12 03 2025 1:25:47

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

11 03 2025 10:47:16

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

10 03 2025 20:58:34

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

09 03 2025 16:31:19

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

08 03 2025 0:10:37

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

07 03 2025 2:53:25

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

06 03 2025 13:22:29

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

05 03 2025 20:56:30

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

04 03 2025 12:34:29

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

03 03 2025 18:12:48

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

02 03 2025 5:22:19

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

01 03 2025 6:49:51

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

28 02 2025 2:38:32

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

      2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

27 02 2025 6:31:28

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"


    Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"

      Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

26 02 2025 11:33:19

Прощание с ботаникой


    Прощание с ботаникой

      Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...

25 02 2025 1:30:28

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

24 02 2025 7:46:28

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

23 02 2025 0:10:48

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

22 02 2025 20:28:23

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

21 02 2025 17:41:35

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

20 02 2025 17:34:25

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

19 02 2025 11:38:40

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

18 02 2025 3:36:49

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

17 02 2025 12:26:48

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

16 02 2025 15:37:33

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

15 02 2025 2:18:37

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

14 02 2025 8:53:29

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

13 02 2025 19:38:56

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

12 02 2025 10:14:52

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

11 02 2025 2:34:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::