Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

Тенденция падения уровня биологического образования отмечается на протяжении нескольких лет. С одной стороны - жизненно необходимый предмет в плане личной безопасности, с точки зрения современных экологических проблем глобального хаpaктера. С другой стороны, это, пожалуй, не самый значимый для учащихся предмет в школе. Поэтому для многих учителей актуален вопрос, как поддержать падающий интерес к предмету, повысить биологическую грамотность, подготовить к успешной сдаче ЕГЭ.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по биологии единого государственного экзамена, поставило учителей перед необходимостью введения новых форм контроля в системе работы учителя, выработки системы подготовки старшеклассников и в условиях лавинообразно сокращающегося количества часов по биологии дать не сокращающеюся «знаниевую» составляющую.

Важную роль в познании играет сравнение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Первые попытки сравнения быта различных народов и объяснения его сходства на этой основе предпринимались еще античной наукой (Аристотель использовал историческое сравнение в анализе политических форм античности и др.). Интерес к сравнительным исследованиям особенно возрос, начиная с XVI в. (великие географические открытия и др.).

Сравнительный метод оказался очень плодотворным в решении многих крупнейших проблем. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Благодаря этому методу открылась возможность изучать организмы путем сравнения их и выявления у них сходств или различий. С помощью этого метода были получены сведения, позволившие в XVIII в. заложить основы систематики растений и животных (К. Линней), поэтому по праву его называют «теория классификаций». В XIX в. этот метод позволил сформулировать клеточную теорию (Т. Шванн) и учение об основных типах развития (К. Бэр), оказавшее решающее влияние на развитие эмбриологии и возникновение сравнительной эмбриологии. Можно назвать и другие биологические проблемы, в решении которых в прошлом главная роль принадлежала сравнительному методу. Однако использование этого метода наряду с описательным методом еще не сопровождалось выходом биологии за пределы описательной науки.

В наше время сравнительный метод с успехом используют во всех биологических науках. Сравнение приобретает особую ценность тогда, когда невозможно дать определение понятия. Однако этот метод основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в настоящее время в системе среднего образования.

Во второй половине XIX в. благодаря Ч. Дарвину (1809-1882) в биологию входит исторический метод (применительно к биологии в последствии - эволюционный). С введением этого метода в биологии произошли коренные качественные изменения. Исторический метод превратил биологию из науки чисто описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы. Благодаря этому методу биология стала в XIX. в., как и естествознание в целом, «...упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое». Исторический метод сразу же после возникновения вышел за рамки метода исследования. Он стал фундаментальным подходом, принципом (эволюционным), на основе которого стала происходить перестройка биологии. В наше время эволюционный принцип стал всеобщей основой изучения, явлений жизни на всех уровнях организации живого.

Введение в качестве итоговой формы аттестации по биологии единого государственного экзамена, поставило нас перед необходимостью пересмотра системы подготовки старшеклассников.

Пpaктика проведения и оценивания ЕГЭ показала, что учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, хаpaктеристике типов и классов и т.д. , что блок “Система и многообразие организмов” требует совершенствования методики подготовки [2].

Подготовка к ЕГЭ должна вестись на протяжении всего курса изучения биологии. При изучении и обобщении вопросов программного материала соответствующее блоку «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» можно с успехом реализовать сравнительно - эволюционный подход.

Сравнение, в сочетании с индукцией, анализом и синтезом подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Задача классификации в том, чтобы свести бесконечное разнообразие явлений, объектов к минимуму, удобно охватываемому памятью, чтобы выбраться из хаоса множества форм, чтобы привести этот хаос в порядок. Сама возможность такого сведения показывает, что самые разнообразные явления подчинены небольшому числу основных законов, которые повторяются во всех явлениях природы. Разнообразие природы, в том числе и животного мира, постижимо лишь, будучи приведенным к простой (обозримой) системе - классификации.

Среди разнообразных приемов по формированию у учащихся знаний о хаpaктерных признаках строения, особенностях их процессов жизнедеятельности различных групп организмов автором статьи пpaктикуется следующие виды работ:

  • составление обобщающих таблиц
  • работа с наглядными пособиями

Работа по составлению обобщающих таблиц организуется при изучении основных отделов растений, классификации покрытосеменных растений при изучении хаpaктерных признаков строения, особенностей процессов жизнедеятельности основных типов животных и их классификации по биологическим и экологическим признакам.

.Например, на первом уроке при изучении семейств покрытосеменных растений дается таблица для внесения сведений о признаках изучаемых семейств и перечерчивается она с расчетом, что будет заполняться на протяжении нескольких уроков (приложение 1). На первом уроке таблица заполняется с помощью учителя, на последующих уроках организуется самостоятельная работа на этапе закрепления. Перед уроком ставится цель – выяснить признаки изучаемого семейства, которые потом будут внесены в таблицу. На последующих уроках возрастает самостоятельная деятельность учащихся. Обучающиеся могут сформулировать цель урока

  • изучить конкретное семейство
  • поставить задачи и определить этапы реализации цели
  • выяснить морфологические признаки конкретного растения
  • выделить у этого растения признаки, хаpaктерные для семейства
  • назвать признаки хаpaктерные для всех представителей этого семейства
  • внести сведения в таблицу.  

Аналогичную работу можно организовать при изучении члeнистоногих, позвоночных животных (приложение 2)

При использовании наглядных пособий может быть организована работа таблицами – «развертками». Например, таблица – «развертка» «Строение головного мозга позвоночных животных» (рисунок 1). На уроке в период изучения нового материала демонстрируется только головной мозг изучаемого позвоночного, а на этапе закрепления необходимо ещё, и развернуть рисунки головного мозга тех позвоночных, которые были изучены до этого. Организуется работа по сравнению - предлагается выяснить причины сходства и отличия, определить причину отличия.

Например, головной мозг земноводных отличается уменьшением мозжечка и увеличением переднего мозга, причина – в первом случае земноводные вышли на сушу, однако освоили примитивный способ передвижения, небольшой по объему мозжечок способен координировать несложные движения; во втором случае – суша более изменчивая среда чем вода, необходим отдел мозга, обеспечивающий более сложное поведение, позволяющее приспособиться к этой крайне изменчивой среде. Аналогичную работу можно организовать с моделями головного мозга, с применением современных средств ИКТ – на слайде представить рисунки головного мозга изучаемого и изученных позвоночных животных. Простая демонстрация слайдов не пробуждают мыслительный процесс. Анализ, синтез, сравнение, идентификация, установление сходства, различия - необходимые условия активизации мыслительного процесса.

Такой метод обобщения, основанный на сравнительном анализе, связан с активной, самостоятельной деятельностью учащихся и дает возможность:

  • сравнивать изучаемые группы организмов
  • выделять черты сходства и отличия организмов в строении, относящихся к разным и равноценным таксономическим группам
  • формировать знания об отличительных признаках отделов, классов, семейств растений; отрядов, классов и типов животных; царств органического мира; экологических групп организмов
  • использовать таблицу, рисунок, схему как наглядную опору при затруднении ответа на вопросы и задания сравнительного хаpaктера
  • делать выводы об усложнении организмов в процессе их появления в природе
  • готовить учащихся к осмысленному восприятию основного принципа эволюции: «от простого к сложному»
  • изучать многообразие органического мира с позиций современной систематики,
  • рассматривать каждый таксон с нескольких сторон: как систематическая категория, как этап эволюции, место и роль в экосистеме, значение в природе и жизни человека

В процессе обучения используются все формы обобщения. При индуктивном пути обобщению должно обязательно предшествовать ознакомление с частными предметами и явлениями, на базе которых оно и формируется.

При дедуктивном пути обобщение дают в готовом виде, а ученики применяют данные предписания к частному материалу. Такой путь обеспечивает безошибочное усвоение предлагаемых обобщений, но требует главным образом исполнительской активности. Например, при знакомстве с классами покрытосеменных растений, дается сначала таблица хаpaктерных признаков класс двудольных и однодольных растений, затем закрепляются признаки на примере конкретных растений.

При дедуктивном обобщении работа с таблицами должна включать следующие виды деятельности:

  • тщательно изучить содержащуюся информацию в таблице
  • обратить внимание на то, что сравнивается и что требуется узнать
  • научиться точно отвечать на вопросы к таблице т.е. делать определенные выводы, содержащие новое знание.

При третьем пути обобщения общее раскрывается на одной задаче, а затем распространяется на всю данную систему явлений. Например, при изучении семейств покрытосеменных растений признаки семейства даются на примере одного растения, и эти признаки вносятся в сводную таблицу как признаки всего семейства.

«Универсальные учебные умения нельзя сформировать только репродуктивной деятельностью. Для этого необходима, прежде всего, поисковая деятельность, где есть анализ, сравнение, обобщение…» [1]

Изучение таких сложных объектов как живые организмы и таких сложных явлений как явления жизни позволяет привлекать разнообразнейшие источники информации, а значит, и обеспечить учащимся возможность приобретения опыта извлечения необходимой информации из различных источников, ее компоновки и преобразования. Учитель не имеет права ограничивать учащегося рамками учебника, пусть даже самого подробного и объемного. На сегодня в арсенале познающего живую природу есть прекрасные представляющие уникальные факты видеофильмы, компьютерные обучающие программы, где текстовая информация дополняется видеофрагментами, динамическими и статистическими таблицами, мультипликационными роликами. Очень велико количество доступных качественных хорошо иллюстрированных энциклопедий, справочников. Учителю в такой ситуации необходимо научить ребят быстро и целенаправленно в зависимости от потребностей ориентироваться в этом многообразии источников информации и определять лучшие в зависимости от области незнания и склонностей самого учащегося.

При сдаче ЕГЭ по курсу «Человек и его здоровье» допускаются ошибки в теме «Кровообращение». [2]. Причину низкого уровня знаний по этой теме можно объяснить тем, что знания о функциях, строении и процессах кровообращения в организме человека в 8 классе сформированы как самостоятельные знания и не опираются на имеющиеся базовые знания, полученные при изучении кровообращения животных. Перед изучением темы «Круги кровообращения» учащимся дается творческое задание - подготовить презентацию о кровообращении в организме животных по плану:

  • 1-й слайд: Движение крови в организме кольчатых червей (на примере дождевого червя).
  • 2-й слайд: Движение крови в организме моллюсков. Замкнутая и незамкнутая кровеносная система.
  • 3-й слайд: Движение крови в организме члeнистоногих.
  • 4-й слайд: Движение крови в организме рыб.
  • 5-й слайд: Движение крови в организме земноводных. Малый круг кровообращения. Один и два круга кровообращения.
  • 6-й слайд: Движение крови в организме пресмыкающихся.
  • 7-й слайд: Движение крови в организме птиц и млекопитающих

Данная презентация рассматривается в качестве мобилизации знаний перед изучением материала о кровообращении в организме человека.

После такой подготовки на основе сравнительного и эволюционного методов у учащихся формируются прочные знания об органах кровообращения, кругах кровообращении у человека. Реализуется принцип «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

В 11 классе в ходе предаттестационной подготовки так же необходимо придерживаться принципа сравнительно - эволюционного обобщения и повторения материала. Обзорная лекция «Кровь. Кровеносная система. Кровообращение» в сопровождении презентации излагается по следующему плану:

  • Функции крови. Необходимость появления этой ткани в организме животных.
  • Эволюция кровеносной системы. Особенности строения кровеносной системы: кольчатых и круглых червей; моллюсков, члeнистоногих; позвоночных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
  • Состав крови человека в сравнении с кровью позвоночных животных.
  • Органы кровообращения человека.
  • Круги кровообращения человека.
  • Причины движения крови в организме.
  • Нейрогумopaльная регуляция работы сердечно деятельности.
  • Первая помощь при кровотечениях.

Этого плана целесообразно придерживаться и при организации самостоятельной индивидуальной подготовки ученика. При таком изложении материала для повторения учащиеся вспоминают:

  • функции крови
  • особенности строения крови как разновидности соединительной ткани (вновь повторяется материал о взаимосвязи функции и строении соединительной ткани)
  • особенности строения кровеносной системы (могут выделить ароморфоз на уровне кровеносной системы), особенности кровообращения различных групп животных
  • органы кровообращения человека и особенности их строения
  • причины движения крови в организме
  • круги кровообращения животных и человека (в т.ч. могут объяснить причину появления малого круга кровообращения)
  • меры первой помощи при кровотечениях

В конце лекции предлагаются задания различной формы и уровня сложности. Хорошо организовать работу с изображением эволюции кровеносной системы различных классов позвоночных животных на одном слайде (рисунок 2). К сожалению, такие рисунки давно исчезли со страниц наших учебников. При отсутствии на электронных ресурсах такого изображения можно изготовлять самим. Рисунок дает возможность сравнить круги кровообращения представителей различных классов, строение сердца во всех его аспектах: количество камер, соотношение толщины стенок камер сердца, вид крови в камерах или половине сердца представителей того или иного класса и т.д. После заданий сравнительно - эволюционного подхода разбираются типичные тестовые задания из части 1 (А), 2 (В), 3 (С) к теме данной лекции.

Приблизительно в таком плане рассматриваются все системы органов.

Таким образом, система подготовки к итоговой аттестации за курс общего среднего образования сложный вариативный процесс, который должен выстроить для себя каждый учитель. Сравнительно - эволюционный поход можно эффективно использовать для успешной сдачи ЕГЭ в ходе:

  • систематического обобщения изучаемого материала
  • предаттестационной подготовки
  • индивидуальной и групповой работы

Результаты сдачи ЕГЭ учащихся, обучаемых автором статьи, подтверждают эффективность использования сравнительно – эволюционного подхода.

С целью реализации сравнительно – эволюционного подхода целесообразно:

  • строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с начала изучения предмета
  • в младших классов большое внимание уделять формированию основных биологических понятий на основе анализа, сравнения и обобщения представлений учащихся с использованием различных видов наглядности, приемов закрепления (схемы, таблицы) и использованием различных источников информации
  • в старших классах шире использовать разнообразные примеры из ранее изученных разделов биологии для конкретизации общетеоретических положений и закономерностей с целью успешного обобщения, уверенной интерпретации изучаемого материала

Литература:

  1. Калинова Г.С. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии/ С. Г. Калинова // Биология в школе. - 2012.- № 5.- С. 27 -38.
  2. Калинова Г.С. Итоги ЕГЭ 2011 года: о типичных ошибках, допущенных в экзаменационных работах/С.Г. Калинова, Р.А. Петросова// Биология в школе. - 2011. - №10. – С. 24-35.



Комментарии:

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

01 05 2024 6:19:33

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"


    Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

      Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...

30 04 2024 19:55:19

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

29 04 2024 1:30:19

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

28 04 2024 18:23:49

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

27 04 2024 8:43:24

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

26 04 2024 21:37:58

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"


    Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

      Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

25 04 2024 2:56:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

24 04 2024 5:31:32

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

23 04 2024 6:53:28

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

22 04 2024 18:33:40

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

21 04 2024 12:59:55

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

20 04 2024 7:33:27

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

19 04 2024 4:42:23

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

18 04 2024 5:31:33

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

17 04 2024 4:13:44

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

16 04 2024 11:27:14

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

15 04 2024 16:56:37

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

14 04 2024 6:33:24

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

13 04 2024 9:58:38

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

12 04 2024 0:28:33

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

11 04 2024 9:53:22

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

10 04 2024 7:43:16

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

09 04 2024 17:50:34

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

08 04 2024 16:17:45

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

07 04 2024 7:22:51

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

06 04 2024 11:15:30

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

05 04 2024 17:37:45

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

04 04 2024 2:39:14

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

03 04 2024 6:46:55

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

02 04 2024 20:52:23

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"


    Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

      Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

01 04 2024 7:47:21

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

31 03 2024 9:17:37

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

30 03 2024 1:16:53

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

29 03 2024 8:45:30

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

28 03 2024 8:15:30

Интегрированные уроки «Биология и информатика»


    Интегрированные уроки «Биология и информатика»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

27 03 2024 15:33:13

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

26 03 2024 17:27:55

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

25 03 2024 3:58:46

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

24 03 2024 8:15:10

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

23 03 2024 0:57:28

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

22 03 2024 6:30:47

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

21 03 2024 11:56:34

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

20 03 2024 8:46:25

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

19 03 2024 3:10:34

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

18 03 2024 13:33:45

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

17 03 2024 21:17:48

Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"


    Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"

      Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...

16 03 2024 20:30:11

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

15 03 2024 23:29:15

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

14 03 2024 17:24:24

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс


    Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс

      Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....

13 03 2024 16:45:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::