Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Дидактические цели: создание условий для осмысления учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии и элементов ТРИЗ.

Цели по содержанию урока:

  • Образовательная – повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности пресмыкающихся в природе и жизни человека.
  • Развивающая – продолжить развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.
  • Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих. Подвести к выводу о необходимости охраны пресмыкающихся.

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения: игра, рассказ, метод мозгового штурма, метод контрольных вопросов, применение ТСО.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, презентации “ Класс Пресмыкающиеся”, книги о пресмыкающихся, рисунки с изображением пресмыкающихся, живая черепаха;

Ход урока

I. Организационный момент (подготовка игры).

Приветствие учащихся, определить их готовность к работе. Сообщить о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Каждый ученик станет участником увлекательной съёмки телевизионной передачи “В мире животных” о пресмыкающихся.

– Вы будете представлять известные телевизионные передачи.

Программа “В мире животных” объявила конкурс на участие в новом проекте о животных. Заявление подали многие программы и ведущие, но на отборочный тур пригласили только три программы: “Здоровье”, “Что? Где? Когда?”, “Диалоги о животных”.

Цель игры – определить команду знатоков по пресмыкающимся для съёмки нового проекта, которая пройдет на Галапогосских островах и лучшего специалиста по рептилиям, который будет объявлен ведущим. На уроке присутствуют гости, среди них независимая экспертная комиссия. Пред съёмкой всем необходимо пройти тест.

II. Взаимопроверка с использованием тестовых заданий.

Тест.

Пресмыкающиеся – наземные хордовые, которые дышат при помощи:

а) кожи,
б) кожи и легких,
в) жабр,
г) легких.

В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

а) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками,
б) появляется кожное дыхание,
в) внутреннее оплодотворение.
г) имеется третье веко.

Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:

а) выделительной системы,
б) кровеносных сосудов,
в) сердца,
г) дыхательной системы.

Свою добычу заглатывают целиком:

а) только ядовитые змеи,
б) все змеи,
в) только удавы.
г) только не ядовитые змеи.

Пресноводные черепахи – это животные, которые:

а) живут на суше, но размножаются в воде,
б) живут в воде, но размножаются на суше,
в) живут и размножаются в воде,
г) у разных видов встречаются разные варианты.

У безногой ящерицы в отличие от змей:

а) подвижное непрозрачное веко,
б) тело покрыто чешуёй,
в) раздвоенный на конце язык.
г) покровительственная окраска.

ОТВЕТЫ: 1 – Г, 2 – А, 3 – В, 4 – Б, 5 – Б, 6 – А.

Ответы на тестовые задания на доске.

На съёмку программы прошли все.

Основная часть урока (звучит музыка к программе “В мире животных”).

1. Рассказ учителя. Пресмыкающиеся или рептилии широко распространены по всему земному шару. Современные рептилии насчитывают около 7 тысяч видов, их объединяют в 4 отряда: Отряд Чешуйчатые, Отряд Крокодилы, Отряд Черепахи, Отряд Клювоголовые. Больше всех ящериц (3500 видов), змей (3000 видов), черепах (250 видов), крокодилов (26 видов).

У многих людей рептилии не вызывают приятных эмоции, а некоторые к ним относятся с неприязнью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

Итак, приступаем.

2. Работа в командах, участие в конкурсах.

Конкурс 1. “Презентация Пресмыкающихся”.

Каждая команда должна представить краткое научное сообщение, используя видеоматериал или наглядные пособия, об одном из отрядов пресмыкающихся.

– Программу “Здоровье” представляет “Отряд Чешуйчатые” (Презентация).
– Программу “Что? Где? Когда?” представляет “Отряд Крокодилы” (Презентация).
– Программу “Диалоги о животных” представляет “Отряд Черепахи” (Презентация).

Конкурс 2. “А бывает и так”.

В жизни каждого человека могут произойти случаи, связанные с пресмыкающимися, и нужно всегда быть готовым к встрече с ними. Телевизионные программы должны нас познакомить с реальными жизненными ситуациями.

Программа “Здоровье” представляет детскую рубрику.

Дети показывают сценку “Однажды в лесу мальчика укусила змея. Взрослые, собравшись, вспоминают, что мим приходилось слышать о первой помощи при укусе змеи. Один предложил выдавить отравленную кровь, другой наложить тугую повязку, чтобы не дать яду пройти дальше, третий предложил прижечь ранку чем-нибудь раскаленным.

(Вопрос командам. Мозговой штурм.)

Девочка, тихо наблюдавшая за ними, сказала: “Все ваши приемы первой помощи, перетяжки, разрезы, кровопускания и прижигания приводят к тяжелым осложнениям, а иногда и к гибели.

Слушайте и запоминайте! Первая помощь при укусе змеи:

  1. полный покой в горизонтальном положении;
  2. обильное питье (чай, кофе);
  3. отсасывание содержимого ранок ртом позволяет удалить от 20% до 50% яда;
  4. позвонить 03 или доставить в ближайшую больницу, где ему срочно должна быть введена специальная сыворотка”.

Программа “Что? Где? Когда?”

Внимание! Черный ящик!

В нем находятся 3 предмета – надежная защита от укусов змей. Угадайте, что в черном ящике? (Мозговой штурм.)

(В нем находятся резиновые сапоги, одежда из плотной ткани, нити из овечьей шерсти.)

Рассказ “Как защититься от укусов змей”. (Вопрос командам. Мозговой штурм.)

В местах, где водится много змей, не следует размещать детские учреждения, располагаться на ночлег. А если пошли в лес, надо помнить, что надёжной защитой от змеиных укусов служат сапоги и одежда из плотной ткани. В лесу место ночлега (шалаш, палатку) следует окружить ветвями ели, сосны и других хвойных пород. В степи или пустыне место ночлега надо окружить нитями из овечьей шерсти. Змеи боятся овец, и даже овечий запах пугает их.

Программа “Диалоги о животных” представляет рубрику “Животные, которые живут рядом с нами”. (Демонстрируется живая черепаха.)

Вывод: черепаху можно содержать дома, но следует всегда знать правила содержания, но лучшее место обитания для них – естественная среда.

Рекламная пауза (учащиеся прерываются на физкультминутка).

Конкурс 3. “Галерея”.

Первая ассоциация, которая у нас возникает при этом слове, – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка ваших рисунков с различными биологическими явлениями. По одному участнику из каждой команды должны пройти в нашу галерею, выбрать подходящий рисунок и соответствующий термин. Объяснить это биологическое явление (Задания на установление соответствия и формулирование термина).

Рисунки:

  1. Крокодил и его спутник кулик (симбиоз);
  2. Змея охраняет яйцо (забота о потомстве);
  3. Ящерица сбрасывает свой хвост (регенерация).

Конкурс 4. “Найти ошибки”.

Знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя соответствующий параграф учебника, исправьте ошибки. Работа выполняется каждой командой по отдельности.

По итогам работы команды предлагают свои ответы.

Письмо барона Мюнхгаузена.

Уважаемая программа “В мире животных”!

Хочу поделиться с вами своими наблюдениями во время путешествия.

Когда буря закончилась, мы подняли якорь и недели через две прибыли на о. Вайгач. Старший сын губернатора предложил пойти вместе с ним на охоту в лес. Я с удовольствием согласился. В лесу увидел змею, которая встала передо мной и дразнила меня, показывая не один, а два языка. Я посмеялся и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили искупаться. Зашел в воду, а навстречу выплывает Слоновая черепаха.

Я наслаждался плаваньем и вдруг увидел, как пираньи съедали амазонского каймана. Добрался до берега и вижу: крокодил готовится проглотить свое потомство. От увиденного в ужасе я убежал на корабль.

ВАШ Барон Мюнхгаузен.

Конкурс 5. Решить задачу. (Мозговой штурм.)

1. Комодский варан весом 100 кг, может питаться мясом убитой козы в течение 2 месяцев, а тигр с таким же весом , чтобы не похудеть, должен съесть за это же время 8 коз. Почему млекопитающие так много едят?

2. Однажды в холодный осенний день из Вьетнама в адрес российского зооцентра прибыл редкий груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски осматривал каждое животное. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как животные вели себя очень спокойно. Исправьте ошибку таможенников и дайте правильное объяснение поведения удавов.

Конкурс 6. “Знаете ли вы?” (Конкурс капитанов.)

Капитаны выходят к доске и по очереди отвечают на предлагаемые вопросы викторины.

  • Назовите наибольшую длину и вес черепахи.?
  • Какой величины достигают старые крокодилы?
  • Существует ли черепахи без панциря?
  • Какие змеи самые ядовитые?
  • Злейший враг обезьян?
  • Самая большая ящерица?
  • Правда ли, что крокодилы взбираются на деревья?
  • Правда ли, что аллигаторы могут жить в канализационных люках?
  • Правда ли, что кобра танцует под звуки дудочки?

III. Выводы:

Общие признаки Класса Пресмыкающиеся. (Каждая команда должна назвать их.)

  1. Пресмыкающиеся – первые наземные позвоночные, лишь некоторые ведут полуводный или водный образ жизни.
  2. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рептилии – котилозавров, живших около 285 мл лет назад.
  3. Кожа сухая, покрыта роговой чешуёй или щитками и защищает организм от механических воздействий и иссушения. Нет кожных желез.
  4. Основной способ передвижения – ползание.
  5. Кровеносная система состоит из двух кругов кровообращения, трехкамерное сердце, у крокодилов – четырехкамерное, перегородка неполная, поэтому венозная и артериальная кровь частично перемешиваются.
  6. Температура непостоянная, зависит от состояния окружающей среды, поэтому они хладнокровные животные. При понижении температуры впадают в спячку.
  7. Дыхание легочное.
  8. Головной мозг имеет более сложное строение, чем у земноводных.
  9. Выделительная система более совершенствованная, чем у земноводных.
  10. Размножаются на суше. Внутреннее оплодотворение.
  11. Откладывают яйца с плотной оболочкой, но есть живородящие. Развитие без превращений.
  12. Значение в природе и жизни человека – велико. Они поедают моллюсков, грызунов и других животных, чем сдерживают рост их численности.

IV. Подведение итогов урока.

Обратить внимание учащихся на достижение поставленной цели урока; определение команды-победителя; выборы “Лучшего специалиста по пресмыкающимся”; выставление индивидуальных оценок учащимися.

V. Задание на дом.

Повторить 25, 26 параграфы, проанализировать записи в тетрадях.

Подготовить сообщения об интересных фактах из жизни пресмыкающихся.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

24 07 2021 18:40:35

Урок "Характеристика растений семейства Лилийные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н. И. Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

24 07 2021 5:22:30

Внеклассные мероприятия по биологии

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с практикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

24 07 2021 0:32:31

Курс по выбору "Познай себя"

Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых практических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

24 07 2021 11:47:26

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

24 07 2021 18:29:50

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

24 07 2021 7:48:15

Растения сада. 5-й класс

Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....

24 07 2021 11:22:51

Значение насекомых. 7-й класс

На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

24 07 2021 2:29:57

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

24 07 2021 8:38:25

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

24 07 2021 22:30:52

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

24 07 2021 18:36:47

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

24 07 2021 1:20:28

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

24 07 2021 6:19:49

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

Урок является обобщающим по теме " Нейрогуморальная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и И К Т разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогуморальной регуляции. ...

24 07 2021 13:28:38

Тайны зарождения жизни человека

Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

24 07 2021 10:17:42

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

24 07 2021 11:21:51

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: « Пищеварение», « Обмен веществ и энергии. Витамины»....

24 07 2021 11:24:18

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

24 07 2021 2:30:40

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

24 07 2021 14:41:21

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

24 07 2021 8:48:28

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

На уроке рассматривается ода Ломоносова « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

24 07 2021 11:44:27

Прощание с ботаникой

Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...

24 07 2021 12:26:49

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

24 07 2021 9:12:55

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

24 07 2021 10:16:43

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке И К Т повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

24 07 2021 5:49:27

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме « Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела « Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии « Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании И Т, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

24 07 2021 6:40:48

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме « Кольчатые черви». ...

24 07 2021 20:58:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества « Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

24 07 2021 1:32:29

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

24 07 2021 10:23:40

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу « Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

24 07 2021 20:18:17

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

24 07 2021 19:30:44

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

24 07 2021 15:20:49

Механизм вдоха и выдоха

Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

24 07 2021 8:56:42

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

24 07 2021 15:18:56

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

Урок биологии в 10-м классе с использованием методики « Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М. А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

24 07 2021 17:25:24

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

24 07 2021 6:51:41

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые Ф Г О Сы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....

24 07 2021 21:11:36

Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...

24 07 2021 22:24:29

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

24 07 2021 5:11:47

Информационные технологии на уроках биологии

Урок на тему " Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

24 07 2021 4:50:36

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

24 07 2021 2:34:26

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

24 07 2021 15:34:26

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

24 07 2021 7:42:24

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Урок " Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения З У Н, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

24 07 2021 2:13:44

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

24 07 2021 10:15:38

Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

Урок в форме телепередачи « Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение практических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

24 07 2021 8:42:24

"Круги кровообращения"

Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

24 07 2021 3:17:19

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опорными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

24 07 2021 15:51:43

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

24 07 2021 22:49:41

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

Самодельная игра домино « Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

24 07 2021 3:18:43

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)