Применение компьютера в процессе обучения биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Применение компьютера в процессе обучения биологии


    Применение компьютера в процессе обучения биологии

I. Введение

В настоящее время материально-техническая база некоторых учебных заведений находится на высоком уровне, что позволяет им иметь в оснащении школьные компьютеры. Они являются многофункциональными по своему назначению и могут быть полезны не только на занятиях по информатике, но и на других уроках, например на уроках биологии: для математической обработки данных, хранения информации, управления теми или иными процессами, имитационного моделирования.

Поэтому в целях изучения возможностей современного образования по компьютеризации и информатизации, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть круг проблем, связанных с компьютеризацией обучения: педагогических, психологических, медицинских.

2. Обратить особое внимание на рекомендации преподавателям и учащимся, которые необходимо учитывать при организации работы с компьютером.

3. Провести зависимость: компьютеризация – здоровье школьников с учётом психологических особенностей: как старшеклассников, так и учащихся младшего и среднего школьного возраста.

4. Изучить и проиллюстрировать примерами ранее накопленный известный опыт использования компьютера в преподавании биологии.

5. Проанализировать собственный опыт по применению авторских компьютерных программ в преподавании биологии. Продемонстрировать содержание данных компьютерных программ. Отметить целесообразность их применения на примере конкретных тем, изучаемого в школе курса биологии.

Изучив широкий спектр материалов по данной проблеме, мне хотелось бы сделать принципиально новый шаг на пути обучения детей предмету биологии посредством компьютеризации и информатизации.

II. Основная часть.

1. Проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения: медицинские и психолого-педагогические.

Как всякое новшество, компьютеризация обучения породила массу проблем – педагогических, психологических, медицинских. Необходимо о них знать, и задачей педагога является учитывать и по возможности избегать данных проблем.

Отечественные и зарубежные медицинские исследования показывают, что более 90% работающих за дисплеями жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, плечевого пояса, но чаще всего страдает зрение: наблюдается покраснение век, слезотечение, жжение и боли в области глаз.

Особое значение имеет предупреждение этих нeблагоприятных явлений для школьников, поскольку в данном возрасте процесс роста и развития идёт наиболее интенсивно и организм чрезвычайно чувствителен к воздействию различных факторов среды.

Компьютерное обучение связано с интенсификацией учебной деятельности школьника, необходимостью усвоить непростой язык общения со сложной техникой. При этом ученик испытывает высокое психоэмоциональное напряжение и постоянную статическую нагрузку. При работе с компьютером могут возникать ситуации, предрасполагающие к возникновению у учащихся различных эмоциональных расстройств. Они связаны с неспособностью детей справиться с компьютерной нагрузкой.

В классах, где работают дисплеи, формируются специфические условия среды: повышается температура воздуха, снижается влажность, изменяется химический состав. Компьютеры являются источником электрических полей и различного рода электромагнитных излучений: ультрафиолетового, инфpaкрасного, радиочастотного и др. Исследования ученых показали, что на рабочем месте уровни излучений ниже предельно допустимых, но, если дисплей неисправен, то эти уровни могут существенно увеличиваться.

“Исследования, проведённые во ВНИЦ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодёжи, показали, что значительно чаще жалуются на утомление, особенно зрительное, школьники, которые работали с дисплеями-телевизорами. Наиболее уязвимы в этом отношении оказались учащиеся с теми или иными нарушениями зрения. Среди школьников, которые жаловались на утомление глаз, более половины – дети с различной степенью близорукости. Это очень беспокоит, ведь по данным офтальмологов, количество близоруких детей от 1 к 9 классу увеличивается более, чем в 10 раз, а к концу обучения близорукостью страдает уже каждый четвёртый выпускник школы.” (Биология в школе 1-2, 1992)

Возникает и развивается близорукость у школьников незаметно. Большую роль в этом играет гигиеническое предрасположение и зрительная работа, связанная с напряженной аккомодацией, возникающей при плохих гигиенических условиях труда: неправильная посадка, недостаточное освещение, плохое изображение. В возрасте от 6 до 11 лет у детей формируется нормальная рефpaкция, а чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая ещё недостаточно развита или ослаблена, может привести к развитию близорукости. Вот почему для школьников соблюдение гигиенических норм работы с компьютером имеет большое значение.

По современным данным, средняя продолжительность занятий школьников за компьютером пока ещё не велика: не чаще 1 раза в неделю, по 25-30 минут, однако очевидно, что наблюдается тенденция увеличения продолжительности и частоты общения учащихся с компьютером. Это объясняется рядом причин:

  1. Возрастает количество компьютеров в школах с каждым годом.
  2. Появляется всё больше интересных компьютерных учебных и игровых программ
  3. Накапливается педагогический опыт использования этой техники в учебном процессе.

Существует ещё один важный аспект проблемы “Компьютеризация и здоровье школьников”. Заключается он в дефиците двигательной активности и большой статической нагрузке, которые испытывают школьники, вынужденные длительное время сидеть за партой, работать за компьютером.

Гипокинезия – пониженная двигательная активность особенно нeблагоприятно сказывается на развивающемся организме и может служить фоном, на котором легко возникают или усиливаются различные болезни. Известно, что нормой суточной двигательной активности школьников 11 – 15 лет считается наличие 20 – 24% динамического компонента в режиме дня. Два урока физкультуры в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Остальное должно компенсироваться путём использования физкультурных пауз на уроках, проведения зарядки, активных перемен, ежедневного физкультурного часа, а также за счёт различных внешкольных спортивных занятий, танцев, физического труда дома, но из наблюдений гигиенистов известно, что 80-85% дневного времени школьники находятся в состоянии относительной неподвижности, а после уроков чаще всего садятся за телевизор или компьютер.

У школьников, длительно находящихся в условиях низкой двигательной активности, возникает состояние, хаpaктеризующееся изменением реактивности организма к нeблагоприятным факторам окружающей среды, снижением работоспособности и выносливости. Такие дети чаще болеют, страдают ухудшением зрения, осанки, различными функциональными расстройствами психического здоровья. Установлено, что оптимальное время непрерывного контакта с компьютером на уроке для старшеклассников составляет 25-30 мин, для учащихся 7-8 классов – 15-20 мин, а для младших школьников – не более 15 мин. После этого необходим перерыв для разминки и гимнастики для глаз. Разминка должна включать потягивание, вращение головой, наклоны в разные стороны. Гимнастика для глаз тоже не сложна. Это круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разные направления, перевод взгляда с близких объектов вдаль. Такие упражнения очень полезны, так как помогают снять напряжение глазодвигательных мышц, предупредить усталость глаз.

2. Рекомендации преподавателям учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером.

Учащиеся устают не столько от того, что много работают за компьютером, сколько от неправильной с позиции гигиены организации условий работы с компьютером, в том числе организации рабочего места школьников. Существуют некоторые рекомендации преподавателям и их подопечным, которые желательно учитывать при организации работы с компьютером. Рассмотрим данные рекомендации и остановимся лишь на основных гигиенических требованиях к условиям проведения занятий с компьютером, более подробно они изложены во Всемирных санитарно-гигиенических нормах и правилах (№5146-89), опубликованных в журнале ИНФО, №12, 1990г.

1. Для снижения статического напряжения сидеть за дисплеем следует так, чтобы линия взора учащегося приходилась на центр экрана, а расстояния от глаз до рабочих поверхностей (клавиатура, тетрадь, экран дисплея) были бы близкими по значению, иначе чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы может привести к развитию близорукости.

2. Вместо обычных стульев лучше использовать стулья с подлокотниками, соответствующие росту детей; в этом случае спина и ступни ног имеют опору, а мышцы спины и предплечий напрягаются намного меньше.

3. Экран дисплея должен находиться на расстоянии 50-70 см от глаз работающего за ним (если школьнику для работы на близком расстоянии прописаны очки, то необходимо надевать их, приступая к занятиям на компьютере).

4. За дисплеем одновременно должен заниматься только один ученик, так как для человека, сидящего сбоку, резко ухудшаются условия рассматривания изображения на экране.

5. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов; необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения (для защиты от света могут быть использованы шторы или жалюзи).

6. Освещённость поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.

7. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: тёмные знаки на светлом фоне; при работе за цветовым дисплеем не рекомендуется использовать более 7 цветов одновременно (единых рекомендаций, касающихся оптимального для зрительной работы цветового сочетания фона и символов на экране дисплея, нет, во многом это связано с субъективностью цветового восприятия).

8. После занятий на компьютере школьникам под руководством педагога или подготовленного ученика необходимо выполнить физические упражнения, направленные на снятие мышечного статического напряжения (физические упражнения улучшают функционирование многих систем организма, обмен веществ, усиливают вентиляцию лёгких, кровоснабжение мозга и всех органов и систем организма, в том числе органа зрения).

До последнего времени знакомство школьников с компьютерной техникой начиналось лишь в старших классах. Но педагогический опыт, существующий как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что обучение компьютерной грамоте нужно начинать раньше. Стремление снизить возраст обучаемых педагоги и психологи объясняют тем, что курс информатики важен для формирования определённых мыслительных операций, развития логического мышления. У старшеклассников стиль мышления уже сложился, и новые его формы воспринимаются ими труднее. И ещё один довод: знакомство младших школьников с компьютером можно сочетать с игрой. Такая форма общения позволяет преодолеть психологический барьер, поддержать живой интерес к компьютерной деятельности. Приобщение детей младшего и среднего школьного возраста к работе на компьютере происходит, главным образом во внеурочное время. Кружковые занятия, как правило, более продолжительны, чем уроки в школе, поэтому очень важно, чтобы компьютерная деятельность в свободное время не оказала нeблагоприятного воздействия на здоровье детей.

Исследования учёных показали, что наименее утомительны компьютерные занятия смешанного типа, на которых сочетаются различные виды деятельности: объяснения педагога, составление программ и введение их в компьютер. На этих занятиях частая смена деятельности и незначительная занятость непосредственной работой с экраном обеспечивают более устойчивый уровень работоспособности детей младшего и среднего школьного возраста. Промежуточное положение по утомляемости между компьютерными играми и занятиями смешанного типа занимает программирование.

Эффективным средством профилактики утомления является организация 10-минутного перерыва в середине занятий для проведения подвижных игр и специальных упражнений. Подчеркиваю, что в дни занятий на компьютере учащимся не рекомендуется увлекаться просмотром телепередач. “Отдых” у экрана – это дополнительная психоэмоциональная и зрительная нагрузка, не желательная для подростков.

Педагогам хорошо известно, что дети одного и того же возраста могут существенно различаться по своим способностям. Поэтому рекомендуемая продолжительность занятий за дисплеем для отдельных детей может оказаться чрезмерной, в то время как другие способны продолжать занятия свыше указанного времени (но это не всегда означает, что они не устали, просто положительные эмоции могут маскировать на время утомление, которое проявится позже).

В лаборатории ВНИИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодёжи разработан специальный компьютерный тест, который объективно оценивает состояние школьника в процессе работы за компьютером и определяет его функциональные возможности: продолжить работу или приостановить. Такой тест необходим в школах, т.к. он помогает педагогам осуществлять индивидуальный подход к учащимся при компьютерном обучении.

3. Опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии.

Известно, что количество электронных изданий, предназначенных для школьников, увеличивается из года в год. Качество их изменяется. Огромную роль в этом сыграло появление государственного заказа на создание таких ресурсов и разработки методик их использования в рамках Президентской программы компьютеризации сельских и поселковых школ, Федеральной целевой программы по развитию единой образовательной информационной среды и проекта НФПК по информатизации системы образования.

В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по биологии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.) и реализация преимуществ компьютерных технологий для достижения образовательных целей. Существующие электронные издания предназначены, прежде всего учителям и методистам по биологии, думающим о пpaктической работе, о том, что новые ресурсы должны облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.

3.1. Критерии анализа российских электронных изданий.

Рассмотрим российские электронные издания с позиций некоторых критериев анализа:

1. Соответствие образовательным стандартам. В 1990-х годах разработанные продукты серии “Репетитор” отличались расширенным толкованием содержания курса биологии и стилем изложения, который создавался вузовскими преподавателями и отличался от школьных учебников. Лишь единичные продукты имеют рекомендации ФЭС и соответствуют полиграфическим школьным учебникам. Так же в текстах следует отметить наличие ошибок и технических опечаток. Кроме того, ориентированные на домашний рынок электронные издания, в отличие от полиграфических, избегали процедуры тщательного и строгого редактирования.

2. Открытость ресурсов. К электронным изданиям, разpaбатываемым по заказу Министерства образования РФ, предъявляется требование открытости разpaбатываемых ресурсов, возможность проигрывания их с использованием не только специальной платформы, но и стандартных средств Windows. Полностью это требование выполнить невозможно, т.к. некоторые модели разpaбатываются в специальных программных средах, защищенных авторским правом и имеющих высокую стоимость, но коммерческие организации в последних своих разработках стараются следовать этому принципу.

3. Использование возможностей компьютерных технологий на различных этапах обучения. Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы. Компактный электронный ресурс, содержащий традиционный набор таблиц, рисунков, текстовых материалов для распечатки, в совокупности с мультимедиа-проектором, системой компьютерного поиска и т.п., уже является привлекательным. Электронное издание должно отличаться от традиционных (полиграфических) материалов. Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

  • использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
  • многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
  • использовать интеpaктивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
  • автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, приведу хаpaктеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Этап “Объяснение”. Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание прострaнcтвенного рисунка с возможностью изменения paкурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.

Анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов “мультфильмов”, включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира. Психологически привлекательны за счёт использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счёт синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

Интеpaктивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интеpaктивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).

Интеpaктивные рисунки - упрощённый вариант интеpaктивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.

Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обpaбатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)

Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их хаpaктеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

Задания с использованием фото, видео и анимаций – такие задания переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.

Задания с реакцией на ответ – появление на экране “реакций” на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.

Интеpaктивные задания – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.

Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

Этап “Контроль”. Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимаций, интеpaктивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.

Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.

3.2 Авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии.

Для преподавания биологии, чтобы сделать предмет наиболее ярким, красочным, изучая методику преподавания различных тем курса, мне посчастливилось столкнуться с очень интересной работой по созданию компьютерных фильмов, программ, анимаций. Для демонстрации растений на занятиях кружка “Биоклуб” по материалам фотографий из личного архива мной был составлен фильм “Разнообразие цветковых растений. Палитра тропических красок, Цветущие растения Индии”. При изучении программного материала для учащихся 6 классов разработан фильм “Опыление растений. Часть I. Растения, опыляемые насекомыми.

Часть II. Опылители”. Для более наглядной демонстрации процесса двойного оплодотворения цветковых растений мной создан анимационный фильм “Двойное оплодотворение цветковых растений”, который можно использовать как для учащихся 6 классов, как и для учащихся старших классов при изучении курса общей биологии. При изучении курса анатомии человека, очень помогла разработанная программа по теме “Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желёз в пищеварении”, часто попадающей в разряд западающих тем. Подробнее остановлюсь именно на данной программе.

Создавая такую компьютерную программу, я ставила перед собой не только цель формирования у детей научного (биологического) мировоззрения, но и цель по ознакомлению обучаемых с возможностями применения на уроках биологии компьютера, демонстрируя влияние научно-технического прогресса на изучаемый в школе предмет. Считаю уместным и целесообразным проведение отдельных уроков биологии в кабинете информатики, либо проведение интегрированных уроков по биологии и информатике, либо проведение с помощью уже существующих качественных электронных изданий специальных факультативных и кружковых занятий по биологии, так как это позволяет приобщить учащихся разных возрастных категорий к современной технике, оборудованию и разнообразить учебный процесс.

Разработанная программа позволяет осуществить не только закрепление изученного на уроках материала по предложенной теме, но и проконтролировать качество знаний учащихся. Программа составлена по типу теста из 10 вопросов. На каждый вопрос теста учащимся предлагается выбрать один правильный вариант ответа из трёх. Если в процессе работы с программой тестируемый выбирает правильный ответ, то на экране компьютера автоматически возникает следующий вопрос. Если выбран ответ неправильный, то на экране компьютера возникает так называемый “обучающий блок”. Изучив данный “блок” ученик повторно отвечает на вопрос и только, ответив правильно, переходит к следующему вопросу. Программа насыщена десятью “обучающими блоками” - на каждый вопрос теста есть соответствующий блок. После завершения работы с программой компьютер суммирует количество набранных верных и неверных ответов и автоматически выдает оценку и краткие рекомендации для дальнейшей работы над темой, если это по результатам необходимо учащемуся.

С методической точки зрения эту программу можно использовать по-разному. Применять, например, для первичной диагностики качества знаний, когда тема: Роль пищеварительных желёз только что изучена. Можно применять программу для закрепления темы, тем самым отработать основные понятия. Можно применять программу, когда учащиеся закончили изучение всей пищеварительной системы для итогового контроля с выставлением оценки в классный журнал.

Для пользователей программа не представляет никаких трудностей, она легка в применении и удобна, ребятам особенно такая работа интересна, они даже сами проявляют желание поработать по составлению тестовых вопросов и “обучающих блоков” на другие темы курса “Анатомии человека”. Добиться успеха в обучении при использовании такой программы может каждый учащийся, если приложит старание.

III. Заключение.

Тенденция современного общества к компьютеризации и информатизации сильно отразилась и на образовательных учреждениях. Это обстоятельство сделало возможным осуществить использование компьютерных программ в пpaктике обучения.

Сегодня существуют и находят широкое распространение специальные рекомендации, которые и педагоги и учащиеся строго соблюдают при организации работы на компьютере, при этом обязательно учитываются медицинские и психолого-педагогические требования.

Накоплен определённый опыт по созданию российских электронных изданий, что дает возможность использовать компьютер в пpaктике преподавания учебных предметов, особенно биологии.

Анализ возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса позволил сделать вывод о том, что методические аспекты использования компьютеров на уроках биологии ещё не достаточно изучены, хотя это интересное, перспективное, новое направление.

Акцентируя своё внимание на методике преподавании значимых разделов курса биологии, мной сделаны попытки применения собственных компьютерных программ. Хотя это работа очень трудоёмкая и кропотливая, но она имеет большой смысл, побуждает учащихся к активному обучению, стимулирует познавательный интерес к предмету биологии, и по собственному опыту в положительной степени оказывает влияние на качество знаний школьников.

IV. Используемая литература

  1. “Биология в школе”- научно-методический журнал № 1-2, “Компьютеризация и здоровье школьника” 1992 г.
  2. “Биология в школе” - научно-теоретический и методический журнал, №”1 “Компьютер на уроках биологии”, 1993
  3. Журнал ИНФО, №12 “Временные санитарно-гигиенические и правила (№5146-89)”, 1990 г.
  4. Газета “Биология” №47 Издательство “Первое сентября”, 1999 г.
  5. Газета “Биология”.№27-28 Издательский дом “Первое сентября”, 2002 г.
  6. Газета “Биология” №6, 7 “Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии”, Издательский дом “Первое сентября”, 2005 г.



Комментарии:

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

23 05 2024 1:13:31

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

22 05 2024 7:21:19

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

21 05 2024 13:31:54

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

20 05 2024 8:20:44

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

19 05 2024 12:19:22

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

18 05 2024 22:48:24

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

17 05 2024 11:36:18

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

16 05 2024 13:48:14

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

15 05 2024 7:41:53

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

14 05 2024 9:53:23

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

13 05 2024 18:13:14

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Экологические задачи (С5)  ЕГЭ biologia's Blog Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

12 05 2024 5:20:35

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

11 05 2024 16:47:17

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

10 05 2024 9:58:18

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

09 05 2024 13:29:57

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

08 05 2024 11:52:10

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

07 05 2024 15:14:15

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

06 05 2024 0:43:16

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

05 05 2024 7:31:14

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

04 05 2024 22:30:54

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

03 05 2024 17:19:17

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

02 05 2024 1:48:50

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

01 05 2024 15:24:53

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

30 04 2024 8:54:41

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

29 04 2024 15:28:45

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

28 04 2024 19:10:37

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

27 04 2024 21:38:25

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

26 04 2024 7:13:20

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

25 04 2024 13:35:53

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

24 04 2024 6:32:12

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

23 04 2024 9:51:34

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

22 04 2024 13:56:43

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

21 04 2024 1:23:48

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

20 04 2024 18:52:34

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

19 04 2024 18:22:58

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

18 04 2024 20:10:17

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

17 04 2024 23:20:26

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

16 04 2024 5:59:43

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

15 04 2024 18:48:52

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

14 04 2024 3:49:21

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

13 04 2024 5:54:36

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

12 04 2024 20:35:37

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

11 04 2024 3:55:26

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

10 04 2024 17:29:36

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

09 04 2024 8:22:16

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

08 04 2024 17:16:23

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

07 04 2024 8:38:37

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

06 04 2024 21:27:38

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

05 04 2024 21:10:41

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"


    Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

      Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

04 04 2024 12:42:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::