Применение компьютера в процессе обучения биологии
I. Введение
В настоящее время материально-техническая база некоторых учебных заведений находится на высоком уровне, что позволяет им иметь в оснащении школьные компьютеры. Они являются многофункциональными по своему назначению и могут быть полезны не только на занятиях по информатике, но и на других уроках, например на уроках биологии: для математической обработки данных, хранения информации, управления теми или иными процессами, имитационного моделирования.
Поэтому в целях изучения возможностей современного образования по компьютеризации и информатизации, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть круг проблем, связанных с компьютеризацией обучения: педагогических, психологических, медицинских.
2. Обратить особое внимание на рекомендации преподавателям и учащимся, которые необходимо учитывать при организации работы с компьютером.
3. Провести зависимость: компьютеризация – здоровье школьников с учётом психологических особенностей: как старшеклассников, так и учащихся младшего и среднего школьного возраста.
4. Изучить и проиллюстрировать примерами ранее накопленный известный опыт использования компьютера в преподавании биологии.
5. Проанализировать собственный опыт по применению авторских компьютерных программ в преподавании биологии. Продемонстрировать содержание данных компьютерных программ. Отметить целесообразность их применения на примере конкретных тем, изучаемого в школе курса биологии.
Изучив широкий спектр материалов по данной проблеме, мне хотелось бы сделать принципиально новый шаг на пути обучения детей предмету биологии посредством компьютеризации и информатизации.
II. Основная часть.
1. Проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения: медицинские и психолого-педагогические.
Как всякое новшество, компьютеризация обучения породила массу проблем – педагогических, психологических, медицинских. Необходимо о них знать, и задачей педагога является учитывать и по возможности избегать данных проблем.
Отечественные и зарубежные медицинские исследования показывают, что более 90% работающих за дисплеями жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, плечевого пояса, но чаще всего страдает зрение: наблюдается покраснение век, слезотечение, жжение и боли в области глаз.
Особое значение имеет предупреждение этих нeблагоприятных явлений для школьников, поскольку в данном возрасте процесс роста и развития идёт наиболее интенсивно и организм чрезвычайно чувствителен к воздействию различных факторов среды.
Компьютерное обучение связано с интенсификацией учебной деятельности школьника, необходимостью усвоить непростой язык общения со сложной техникой. При этом ученик испытывает высокое психоэмоциональное напряжение и постоянную статическую нагрузку. При работе с компьютером могут возникать ситуации, предрасполагающие к возникновению у учащихся различных эмоциональных расстройств. Они связаны с неспособностью детей справиться с компьютерной нагрузкой.
В классах, где работают дисплеи, формируются специфические условия среды: повышается температура воздуха, снижается влажность, изменяется химический состав. Компьютеры являются источником электрических полей и различного рода электромагнитных излучений: ультрафиолетового, инфpaкрасного, радиочастотного и др. Исследования ученых показали, что на рабочем месте уровни излучений ниже предельно допустимых, но, если дисплей неисправен, то эти уровни могут существенно увеличиваться.
“Исследования, проведённые во ВНИЦ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодёжи, показали, что значительно чаще жалуются на утомление, особенно зрительное, школьники, которые работали с дисплеями-телевизорами. Наиболее уязвимы в этом отношении оказались учащиеся с теми или иными нарушениями зрения. Среди школьников, которые жаловались на утомление глаз, более половины – дети с различной степенью близорукости. Это очень беспокоит, ведь по данным офтальмологов, количество близоруких детей от 1 к 9 классу увеличивается более, чем в 10 раз, а к концу обучения близорукостью страдает уже каждый четвёртый выпускник школы.” (Биология в школе 1-2, 1992)
Возникает и развивается близорукость у школьников незаметно. Большую роль в этом играет гигиеническое предрасположение и зрительная работа, связанная с напряженной аккомодацией, возникающей при плохих гигиенических условиях труда: неправильная посадка, недостаточное освещение, плохое изображение. В возрасте от 6 до 11 лет у детей формируется нормальная рефpaкция, а чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая ещё недостаточно развита или ослаблена, может привести к развитию близорукости. Вот почему для школьников соблюдение гигиенических норм работы с компьютером имеет большое значение.
По современным данным, средняя продолжительность занятий школьников за компьютером пока ещё не велика: не чаще 1 раза в неделю, по 25-30 минут, однако очевидно, что наблюдается тенденция увеличения продолжительности и частоты общения учащихся с компьютером. Это объясняется рядом причин:
- Возрастает количество компьютеров в школах с каждым годом.
- Появляется всё больше интересных компьютерных учебных и игровых программ
- Накапливается педагогический опыт использования этой техники в учебном процессе.
Существует ещё один важный аспект проблемы “Компьютеризация и здоровье школьников”. Заключается он в дефиците двигательной активности и большой статической нагрузке, которые испытывают школьники, вынужденные длительное время сидеть за партой, работать за компьютером.
Гипокинезия – пониженная двигательная активность особенно нeблагоприятно сказывается на развивающемся организме и может служить фоном, на котором легко возникают или усиливаются различные болезни. Известно, что нормой суточной двигательной активности школьников 11 – 15 лет считается наличие 20 – 24% динамического компонента в режиме дня. Два урока физкультуры в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Остальное должно компенсироваться путём использования физкультурных пауз на уроках, проведения зарядки, активных перемен, ежедневного физкультурного часа, а также за счёт различных внешкольных спортивных занятий, танцев, физического труда дома, но из наблюдений гигиенистов известно, что 80-85% дневного времени школьники находятся в состоянии относительной неподвижности, а после уроков чаще всего садятся за телевизор или компьютер.
У школьников, длительно находящихся в условиях низкой двигательной активности, возникает состояние, хаpaктеризующееся изменением реактивности организма к нeблагоприятным факторам окружающей среды, снижением работоспособности и выносливости. Такие дети чаще болеют, страдают ухудшением зрения, осанки, различными функциональными расстройствами психического здоровья. Установлено, что оптимальное время непрерывного контакта с компьютером на уроке для старшеклассников составляет 25-30 мин, для учащихся 7-8 классов – 15-20 мин, а для младших школьников – не более 15 мин. После этого необходим перерыв для разминки и гимнастики для глаз. Разминка должна включать потягивание, вращение головой, наклоны в разные стороны. Гимнастика для глаз тоже не сложна. Это круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разные направления, перевод взгляда с близких объектов вдаль. Такие упражнения очень полезны, так как помогают снять напряжение глазодвигательных мышц, предупредить усталость глаз.
2. Рекомендации преподавателям учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером.
Учащиеся устают не столько от того, что много работают за компьютером, сколько от неправильной с позиции гигиены организации условий работы с компьютером, в том числе организации рабочего места школьников. Существуют некоторые рекомендации преподавателям и их подопечным, которые желательно учитывать при организации работы с компьютером. Рассмотрим данные рекомендации и остановимся лишь на основных гигиенических требованиях к условиям проведения занятий с компьютером, более подробно они изложены во Всемирных санитарно-гигиенических нормах и правилах (№5146-89), опубликованных в журнале ИНФО, №12, 1990г.
1. Для снижения статического напряжения сидеть за дисплеем следует так, чтобы линия взора учащегося приходилась на центр экрана, а расстояния от глаз до рабочих поверхностей (клавиатура, тетрадь, экран дисплея) были бы близкими по значению, иначе чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы может привести к развитию близорукости.
2. Вместо обычных стульев лучше использовать стулья с подлокотниками, соответствующие росту детей; в этом случае спина и ступни ног имеют опору, а мышцы спины и предплечий напрягаются намного меньше.
3. Экран дисплея должен находиться на расстоянии 50-70 см от глаз работающего за ним (если школьнику для работы на близком расстоянии прописаны очки, то необходимо надевать их, приступая к занятиям на компьютере).
4. За дисплеем одновременно должен заниматься только один ученик, так как для человека, сидящего сбоку, резко ухудшаются условия рассматривания изображения на экране.
5. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов; необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения (для защиты от света могут быть использованы шторы или жалюзи).
6. Освещённость поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.
7. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: тёмные знаки на светлом фоне; при работе за цветовым дисплеем не рекомендуется использовать более 7 цветов одновременно (единых рекомендаций, касающихся оптимального для зрительной работы цветового сочетания фона и символов на экране дисплея, нет, во многом это связано с субъективностью цветового восприятия).
8. После занятий на компьютере школьникам под руководством педагога или подготовленного ученика необходимо выполнить физические упражнения, направленные на снятие мышечного статического напряжения (физические упражнения улучшают функционирование многих систем организма, обмен веществ, усиливают вентиляцию лёгких, кровоснабжение мозга и всех органов и систем организма, в том числе органа зрения).
До последнего времени знакомство школьников с компьютерной техникой начиналось лишь в старших классах. Но педагогический опыт, существующий как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что обучение компьютерной грамоте нужно начинать раньше. Стремление снизить возраст обучаемых педагоги и психологи объясняют тем, что курс информатики важен для формирования определённых мыслительных операций, развития логического мышления. У старшеклассников стиль мышления уже сложился, и новые его формы воспринимаются ими труднее. И ещё один довод: знакомство младших школьников с компьютером можно сочетать с игрой. Такая форма общения позволяет преодолеть психологический барьер, поддержать живой интерес к компьютерной деятельности. Приобщение детей младшего и среднего школьного возраста к работе на компьютере происходит, главным образом во внеурочное время. Кружковые занятия, как правило, более продолжительны, чем уроки в школе, поэтому очень важно, чтобы компьютерная деятельность в свободное время не оказала нeблагоприятного воздействия на здоровье детей.
Исследования учёных показали, что наименее утомительны компьютерные занятия смешанного типа, на которых сочетаются различные виды деятельности: объяснения педагога, составление программ и введение их в компьютер. На этих занятиях частая смена деятельности и незначительная занятость непосредственной работой с экраном обеспечивают более устойчивый уровень работоспособности детей младшего и среднего школьного возраста. Промежуточное положение по утомляемости между компьютерными играми и занятиями смешанного типа занимает программирование.
Эффективным средством профилактики утомления является организация 10-минутного перерыва в середине занятий для проведения подвижных игр и специальных упражнений. Подчеркиваю, что в дни занятий на компьютере учащимся не рекомендуется увлекаться просмотром телепередач. “Отдых” у экрана – это дополнительная психоэмоциональная и зрительная нагрузка, не желательная для подростков.
Педагогам хорошо известно, что дети одного и того же возраста могут существенно различаться по своим способностям. Поэтому рекомендуемая продолжительность занятий за дисплеем для отдельных детей может оказаться чрезмерной, в то время как другие способны продолжать занятия свыше указанного времени (но это не всегда означает, что они не устали, просто положительные эмоции могут маскировать на время утомление, которое проявится позже).
В лаборатории ВНИИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодёжи разработан специальный компьютерный тест, который объективно оценивает состояние школьника в процессе работы за компьютером и определяет его функциональные возможности: продолжить работу или приостановить. Такой тест необходим в школах, т.к. он помогает педагогам осуществлять индивидуальный подход к учащимся при компьютерном обучении.
3. Опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии.
Известно, что количество электронных изданий, предназначенных для школьников, увеличивается из года в год. Качество их изменяется. Огромную роль в этом сыграло появление государственного заказа на создание таких ресурсов и разработки методик их использования в рамках Президентской программы компьютеризации сельских и поселковых школ, Федеральной целевой программы по развитию единой образовательной информационной среды и проекта НФПК по информатизации системы образования.
В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по биологии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.) и реализация преимуществ компьютерных технологий для достижения образовательных целей. Существующие электронные издания предназначены, прежде всего учителям и методистам по биологии, думающим о пpaктической работе, о том, что новые ресурсы должны облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению биологии.
3.1. Критерии анализа российских электронных изданий.
Рассмотрим российские электронные издания с позиций некоторых критериев анализа:
1. Соответствие образовательным стандартам. В 1990-х годах разработанные продукты серии “Репетитор” отличались расширенным толкованием содержания курса биологии и стилем изложения, который создавался вузовскими преподавателями и отличался от школьных учебников. Лишь единичные продукты имеют рекомендации ФЭС и соответствуют полиграфическим школьным учебникам. Так же в текстах следует отметить наличие ошибок и технических опечаток. Кроме того, ориентированные на домашний рынок электронные издания, в отличие от полиграфических, избегали процедуры тщательного и строгого редактирования.
2. Открытость ресурсов. К электронным изданиям, разpaбатываемым по заказу Министерства образования РФ, предъявляется требование открытости разpaбатываемых ресурсов, возможность проигрывания их с использованием не только специальной платформы, но и стандартных средств Windows. Полностью это требование выполнить невозможно, т.к. некоторые модели разpaбатываются в специальных программных средах, защищенных авторским правом и имеющих высокую стоимость, но коммерческие организации в последних своих разработках стараются следовать этому принципу.
3. Использование возможностей компьютерных технологий на различных этапах обучения. Традиционные методы обучения биологии включают три этапа: передача информации (объяснение), тренинг (закрепление) и аттестация (контроль). Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы. Компактный электронный ресурс, содержащий традиционный набор таблиц, рисунков, текстовых материалов для распечатки, в совокупности с мультимедиа-проектором, системой компьютерного поиска и т.п., уже является привлекательным. Электронное издание должно отличаться от традиционных (полиграфических) материалов. Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:
- использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
- многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
- использовать интеpaктивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
- автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, приведу хаpaктеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.
Этап “Объяснение”. Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.
Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)
3D рисунки и модели. Создание прострaнcтвенного рисунка с возможностью изменения paкурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.
Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.
Анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов “мультфильмов”, включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира. Психологически привлекательны за счёт использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счёт синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.
Интеpaктивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интеpaктивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).
Интеpaктивные рисунки - упрощённый вариант интеpaктивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.
Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.
Этап “Закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обpaбатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)
Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.
Тематические подборки заданий - реализуют техническую возможность сборки объектов по их хаpaктеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.
Задания с использованием фото, видео и анимаций – такие задания переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включённых в образовательный стандарт по биологии.
Задания с реакцией на ответ – появление на экране “реакций” на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.
Интеpaктивные задания – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.
Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.
Этап “Контроль”. Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимаций, интеpaктивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания.
Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения. Оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.
Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.
3.2 Авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии.
Для преподавания биологии, чтобы сделать предмет наиболее ярким, красочным, изучая методику преподавания различных тем курса, мне посчастливилось столкнуться с очень интересной работой по созданию компьютерных фильмов, программ, анимаций. Для демонстрации растений на занятиях кружка “Биоклуб” по материалам фотографий из личного архива мной был составлен фильм “Разнообразие цветковых растений. Палитра тропических красок, Цветущие растения Индии”. При изучении программного материала для учащихся 6 классов разработан фильм “Опыление растений. Часть I. Растения, опыляемые насекомыми.
Часть II. Опылители”. Для более наглядной демонстрации процесса двойного оплодотворения цветковых растений мной создан анимационный фильм “Двойное оплодотворение цветковых растений”, который можно использовать как для учащихся 6 классов, как и для учащихся старших классов при изучении курса общей биологии. При изучении курса анатомии человека, очень помогла разработанная программа по теме “Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желёз в пищеварении”, часто попадающей в разряд западающих тем. Подробнее остановлюсь именно на данной программе.
Создавая такую компьютерную программу, я ставила перед собой не только цель формирования у детей научного (биологического) мировоззрения, но и цель по ознакомлению обучаемых с возможностями применения на уроках биологии компьютера, демонстрируя влияние научно-технического прогресса на изучаемый в школе предмет. Считаю уместным и целесообразным проведение отдельных уроков биологии в кабинете информатики, либо проведение интегрированных уроков по биологии и информатике, либо проведение с помощью уже существующих качественных электронных изданий специальных факультативных и кружковых занятий по биологии, так как это позволяет приобщить учащихся разных возрастных категорий к современной технике, оборудованию и разнообразить учебный процесс.
Разработанная программа позволяет осуществить не только закрепление изученного на уроках материала по предложенной теме, но и проконтролировать качество знаний учащихся. Программа составлена по типу теста из 10 вопросов. На каждый вопрос теста учащимся предлагается выбрать один правильный вариант ответа из трёх. Если в процессе работы с программой тестируемый выбирает правильный ответ, то на экране компьютера автоматически возникает следующий вопрос. Если выбран ответ неправильный, то на экране компьютера возникает так называемый “обучающий блок”. Изучив данный “блок” ученик повторно отвечает на вопрос и только, ответив правильно, переходит к следующему вопросу. Программа насыщена десятью “обучающими блоками” - на каждый вопрос теста есть соответствующий блок. После завершения работы с программой компьютер суммирует количество набранных верных и неверных ответов и автоматически выдает оценку и краткие рекомендации для дальнейшей работы над темой, если это по результатам необходимо учащемуся.
С методической точки зрения эту программу можно использовать по-разному. Применять, например, для первичной диагностики качества знаний, когда тема: Роль пищеварительных желёз только что изучена. Можно применять программу для закрепления темы, тем самым отработать основные понятия. Можно применять программу, когда учащиеся закончили изучение всей пищеварительной системы для итогового контроля с выставлением оценки в классный журнал.
Для пользователей программа не представляет никаких трудностей, она легка в применении и удобна, ребятам особенно такая работа интересна, они даже сами проявляют желание поработать по составлению тестовых вопросов и “обучающих блоков” на другие темы курса “Анатомии человека”. Добиться успеха в обучении при использовании такой программы может каждый учащийся, если приложит старание.
III. Заключение.
Тенденция современного общества к компьютеризации и информатизации сильно отразилась и на образовательных учреждениях. Это обстоятельство сделало возможным осуществить использование компьютерных программ в пpaктике обучения.
Сегодня существуют и находят широкое распространение специальные рекомендации, которые и педагоги и учащиеся строго соблюдают при организации работы на компьютере, при этом обязательно учитываются медицинские и психолого-педагогические требования.
Накоплен определённый опыт по созданию российских электронных изданий, что дает возможность использовать компьютер в пpaктике преподавания учебных предметов, особенно биологии.
Анализ возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса позволил сделать вывод о том, что методические аспекты использования компьютеров на уроках биологии ещё не достаточно изучены, хотя это интересное, перспективное, новое направление.
Акцентируя своё внимание на методике преподавании значимых разделов курса биологии, мной сделаны попытки применения собственных компьютерных программ. Хотя это работа очень трудоёмкая и кропотливая, но она имеет большой смысл, побуждает учащихся к активному обучению, стимулирует познавательный интерес к предмету биологии, и по собственному опыту в положительной степени оказывает влияние на качество знаний школьников.
IV. Используемая литература
- “Биология в школе”- научно-методический журнал № 1-2, “Компьютеризация и здоровье школьника” 1992 г.
- “Биология в школе” - научно-теоретический и методический журнал, №”1 “Компьютер на уроках биологии”, 1993
- Журнал ИНФО, №12 “Временные санитарно-гигиенические и правила (№5146-89)”, 1990 г.
- Газета “Биология” №47 Издательство “Первое сентября”, 1999 г.
- Газета “Биология”.№27-28 Издательский дом “Первое сентября”, 2002 г.
- Газета “Биология” №6, 7 “Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии”, Издательский дом “Первое сентября”, 2005 г.
Комментарии:
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...
27 11 2024 20:20:42
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
26 11 2024 14:25:23
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
25 11 2024 18:12:59
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
24 11 2024 0:22:36
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
23 11 2024 21:47:53
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
22 11 2024 18:43:45
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
21 11 2024 5:55:20
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
20 11 2024 1:15:21
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
19 11 2024 0:27:12
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...
18 11 2024 19:48:16
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
17 11 2024 4:12:57
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
16 11 2024 7:57:37
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
15 11 2024 2:36:50
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
14 11 2024 21:26:21
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
13 11 2024 11:22:45
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
12 11 2024 23:50:31
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...
11 11 2024 23:31:32
Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
10 11 2024 15:36:25
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
09 11 2024 0:43:50
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
08 11 2024 2:53:20
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
07 11 2024 12:37:35
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...
06 11 2024 17:42:27
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
05 11 2024 8:40:36
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
04 11 2024 3:46:20
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
03 11 2024 13:29:37
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
02 11 2024 15:45:16
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...
01 11 2024 14:36:12
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
31 10 2024 11:56:54
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...
30 10 2024 16:47:35
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
29 10 2024 20:27:33
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
28 10 2024 11:27:40
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
27 10 2024 3:36:15
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
26 10 2024 6:29:41
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...
25 10 2024 13:18:56
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
24 10 2024 23:36:30
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
23 10 2024 2:50:11
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
22 10 2024 4:22:42
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
21 10 2024 6:59:39
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
20 10 2024 13:40:52
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
19 10 2024 22:32:42
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...
18 10 2024 14:35:55
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
17 10 2024 16:52:40
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...
16 10 2024 14:19:13
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
15 10 2024 9:48:25
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
14 10 2024 10:12:37
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
13 10 2024 6:16:16
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...
12 10 2024 22:56:43
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
11 10 2024 21:20:29
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
10 10 2024 3:31:38
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
09 10 2024 13:28:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::