Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"


    Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

Класс: 9

Предмет: Общая биология

Урок №7 по теме: Биосинтез белков в живой клетке из Главы 2 “Основы учения о клетке”

Место и роль урока в изучаемой теме: Изучаемая тема “Основы учения о клетке. Всего на изучение темы выделяется 10 часов:

1.  Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

2.  Химический состав клетки

3.  Белки и нуклеиновые кислоты

4. Строение клетки. Л/р №1 “Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток”

5.  Органоиды клетки и их функции

6. Обмен веществ и энергии в клетке

7. Биосинтез белков в живой клетке

8. Биосинтез углеводов – фотосинтез

9. Обеспечение клетки энергией

10. Обобщающий урок “Подведем итоги”

Цель урока:

  • Создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий.
  • Раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы
  • Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Актуализировать знания о белках и нуклеиновых кислотах как биополимерах, их роли в процессах хранения, передачи и реализации наследственной информации.
  • Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации.
  • Формировать навыки решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (расчеты по длине и молекулярной массе биополимеров, работа с таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности).

Развивающие:

  • Развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее предъявления.
  • Развитие познавательного интереса при поиске информации, способов их усвоения и применения из электронных учебников Биология 9 кл Пономарева ИН, Корнилова ОА, Чернова НМ Издательского центра “Вентана – Граф” Москва, 2013

Воспитательные:

  • Формирование естественно-научной картины мира на основе успехов современной науки в решении вопросов, связанных с кодированием наследственной информации и путей использования этих знаний в решении прикладных задач

Актуальность использования средств ИКТ:

  • Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов.
  • Демонстрация этих процессов помогает наглядно представить сущность биосинтеза, расширить представление о матричном синтезе и кодировании наследственной информации, о строении молекул РНК и ДНК.
  • Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.
  • Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации наиболее важных фрагментов.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет, Модели РНК и ДНК; мультимедийная модель “Синтез белка”. Компьютер с мультимедийным проектором. Электронный учебник Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М. Основы общей биологии, 9 класс. Этот электронный учебник атрибутирован, что позволяет использовать его в сочетании со следующими учебниками:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 3-е изд., переработ. - М.:Вентана-Граф, 2005 - 240с.: ил
  2. Каменский А.А., Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. - 7-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2006. - 303, [1] c.:ил.
  3. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 6-е изд., стереотип. - М. :Дрофа, 2005. - 287, [1] с. : ил.
  4. Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл.: Учеб. для уч-ся общеобразоват. учреждений, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 280 с.: ил.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

предметные УУД
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Метапредметные
Организационный момент

1-2 мин

Психологически настраиваются к уроку Проверка готовности класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, дневников, выяснение причин неготовности к уроку) отметка в журнале, кто отсутствует, выяснение причин пропуска занятий (если есть отсутствующие). Мотивация к уроку Выполнение заданий по алгоритму: Приготовь рабочее место-настройся на урок-поставь для себя цель на сегодняшний урок Правильный психологический настрой для достижения учебной цели Осмысление личного значения данного урока
Проверка домашнего задания

5 минут

Взаимопроверка тетрадей с домашними задания по карте учителя Показывает на интеpaктивной доске правильные ответы по домашнему заданию, контролирует взаимопроверку учащихся, фиксирует отметки в журнал Вам предлагалось из частей собрать нуклеотиды по молекулам ДНК и РНК. Проверяем.

Какие вещества назывались биополимерами?
Ответ: Белки, Нуклеиновые кислоты и сложные углеводы

С какими функциями ядра связано его строение?
Ответ: пористость мембран ядра позволяет ему через химические вещества регулировать работу органоидов клетки. Через пору также в цитоплазму выводятся молекулы РНК и рибосомы.

Творческое задание-  Постройте схему – ассоциацию процессов обмена веществ с киками либо предметами или процессами.
Ответы проверяются отдельно индивидуально. Обсуждаются в классе

Проверка уровня усвояемости и понимания сути ранее изученных тем, терминов и биологических процессов Коммуникативные УУД:
умение согласованно работать в парах, группах, самоконтроль и взаимоконтроль

личностные - нравственно-этическое оценивание

Актуализация знаний о белках и нуклеиновых кислотах, клеточных органоидах, связанных с процессами хранения наследственной информации и процессами биосинтеза. Повторение теоретического материала, работа с интеpaктивными моделями . Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы, Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторяют материал о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращают внимание на рисунки, демонстрирующие разное прострaнcтвенное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями. Учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидам клетки, проговариваемых в ходе работы над темой Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (Организация самостоятельной работы учащихся с компьютером) Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белка. Так как белки выполняют в организме целый ряд функций, то необходимо синтезировать тысячи различных белков, тем более что большинство белков имеют ограниченный срок функционирования и синтез таких белков (компонентов мембран, гормонов, ферментов) не прекращается ни на минуту. Так, например, за сутки в организме человека распадается около 400 г различных белков, следовательно, такую же массу нужно синтезировать снова.

Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго определенный набор белков. Белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые белки, выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и даже одинаковыми.

С другой стороны, все особи одного вида хоть немного, но отличаются друг от друга. На Земле нет, например, двух абсолютно одинаковых людей или амеб. Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре белков. Сейчас мы с вами посмотрим как они образуются.

Формирование знаний о реакциях матричного синтеза на основе знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, принципе комплементарности.

Формирование понятий что все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза, в большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Синтез РНК на матрице ДНК называется трaнcкрипцией.

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Познавательные:
выдвижение собственных определений терминов и их обоснование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Регулятивные:
Целеполагание
Планирование

Изучение нового материала Учебное слушание. Формулировка цели и задач урока в ходе работы со слайдами презентации и электронным учебником. Отвечают на поставленные вопросы учителя.

 Учащиеся вспоминают, какими свойствами обладает генетический код. Заполняют самостоятельно таблицу.

Код триплетен. - одна АК кодируется тремя нуклеотидами (ТРИПЛЕТОМ)

Код не перекрывается – нуклеотид не может входить в состав двух триплетов.

Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

Код избыточен. Это означает, что каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном Между генами имеются “знаки препинания”.

Из 64 триплетов три: У – А – А, У – А – Г, У – Г – А, – не кодируют аминокислоты. Эти триплеты (их называют стоп-кодонами) – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи.

Внутри гена нет “знаков препинания”.

Код универсален.

Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК( самост-ая работа с компьютером)

Организация условий для того, чтобы учащиеся поставили сами для себя учебные цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организация работы по заполнению таблицы по свойствам генетического кода.

Код триплетен – учащиеся должны сами подписать что это значит

Помогает детям в ходе урока разобраться в сути каждого этапа биосинтеза белка следуя по схеме: ДНК —> и РНК —> белок

Организация самостоятельной работы учащихся с индивидуальными картами

- Посмотрите на клетку. Здесь в мультимедийной форме изображены процессы протекающие в клетке. Что вы здесь видите?

- Сравните какие вещества заходят в клетку, а какие выводятся? (молекулы изображены разными цветами и формами что позволяет детям делать простые выводы)

- Как можно назвать эти процессы одним или двумя словами? (ответ: обмен веществ)

- Как вы думаете эта клетка живая? Почему?

- Попробуйте вывести определение что такое по вашему “Жизнь”?

- Перед вами определение понятия “жизни” по Ф. Энгельсу.

- Где вы встречали эту фамилию?

- Чем необычно это определение и согласны ли вы с ним?

- Кто догадался, какова тема урока?

- Чему мы должны сегодня научиться? Какие цели мы поставим?

1 задание по “Tрaнcкрипции”.  Просмотрите мультимедийную презентацию электронного учебника как происходит процесс трaнcкрипции РНК на молекуле ДНК. Повторите самостоятельно задание на карточке в аналогичной последовательности по принципу комплементарности (самостоятельная работа учащихся с индивидуальными картами)

- Где находится промотр? (в начале каждой молекулы РНК)

- Как называется фермент распознающий промотр на молекуле РНК? (РНК полимераза)

- В цитоплазме обязательно должен иметься полный набор аминокислот, необходимых для синтеза белков. Выдвигайте гипотезы от куда берутся эти аминокислоты?

- Как аминокислота может попасть в рибосому? (только прикрепившись к специальной трaнcпортной РНК (тРНК).

- Что такое “Tрaнcляция”? распишите ее стадии.

(1. СТАДИЯ ИНИЦИАЦИИ,
2. СТАДИЯ ЭЛОНГАЦИИ,
3. СТАДИЯ ТЕРМИНАЦИИ)

Актуализация знаний по цитологии, химическому составу клетки, обмене веществ, органоидов клетки, функции органических веществ в клетке.

Закрепление знаний о строении молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов.

Формирование биологических основ процесса биосинтеза белка.

Познавательные: формулирование познавательной цели

Личностные: Самоопределение. Выяснение личной значимости изучаемого. “Зачем нужны знания о биосинтезе белка”. Выяснение мотивации обучения.

Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные: Целеполагание

Закрепление нового материала Выполняют фронтальную работу, отвечают на опрос

Работают по учебнику стр 35

Выполняют в паре творческое задание

Задают вопросы и выполняют задания других пар

Организация фронтального опроса с фиксацией результатов учащихся на доске успеха

Организация работы в парах, организация взаимоконтроля учащихся

Выполняют фронтальную работу, отвечают на опрос

Работа по учебнику стр 35 ответить на вопрос№2: Какова роль цитоплазмы в биосинтезе белка?

Вопрос №3: исправьте ошибки в утверждении: трaнcкрипция завершает процесс синтеза белка в клетке.

Рассмотрите рисунок. Найдите ошибки и исправьте их

Работа в парах
-Рассмотрите следующий рисунок. Придумайте вопросы по нему.
-сколько необходимо нуклеотидов для синтеза 500 аминокислот?

Закрепление знаний о биосинтезе, развитие умений составления комплементарных цепей, умения работать с генетическим кодом понимая все ее свойства Личностные УУД:
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со сверстниками

Познавательные:
поиск и выделение информации
моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Регулятивные: Целеполагание
осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических символов, знаков, терминов математической речи

Контроль Выполняют тесты

Заполняют лист самоконтроля

Заполняют таблицу по генетическому коду

Организация

контроля и самоконтроля учащихся

А) Тесты: тема “Образование

и-РНК по матрице ДНК”; тема “Биосинтез белка”, соответствующие тестам части “А” ЕГЭ; 1 тест части “В” на установление соответствия между процессом и его хаpaктеристикой (на каждого ученика).Б) Лист самоконтроля (на каждого ученика) ; В) Задание “Заполни таблицу”; В) Таблица генетического кода и названий аминокислот (на каждого ученика) ;

Проверка знаний
терминологии, этапов биосинтеза и его значения
Личностные:
построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД: Контроль
Оценка

Рефлексия Выполняют рефлексию на листе самооценки по каждому этапу урока Создание ситуации успеха:
- Посмотрите, сколько зеленых огоньков у нас горит. Я думаю, что урок удался.
- Мы на славу сегодня потрудились,
Многому на уроке научились.
- Молодцы!
- Как вы справились с заданием? Оцените свои знания с помощью \"Светофора\".
  • Красный - плохо
  • Желтый - средне
  • Зеленый - хорошо

ЗЕЛЕНЫЙ - если этот урок принес вам знания и поможет в дальнейшем, и у вас хорошее настроение

КРАСНЫЙ - если вам было трудно и многое не получалось

ЖЕЛТЫЙ - Если не все получалось, но вы надеетесь, что все сможете преодолеть, повторив еще раз

Личностные:
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
наличие мотивации к работе на результат

Познавательные:
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Коммуникативные:
способность определять общую цель и пути ее достижения
готовность слушать собеседника и вести диалог-адекватно оценивать собственное поведение

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Регулятивные:
Коррекция
Оценка
Контроль

Приложение.



Комментарии:

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

16 03 2025 9:12:51

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"


    Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

      Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

15 03 2025 21:29:49

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

14 03 2025 12:33:57

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

13 03 2025 14:38:47

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

12 03 2025 23:55:50

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

11 03 2025 13:52:58

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

10 03 2025 15:14:58

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

09 03 2025 6:36:36

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

08 03 2025 12:46:39

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

07 03 2025 12:20:23

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

06 03 2025 17:40:10

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

05 03 2025 23:45:27

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

04 03 2025 5:15:21

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

03 03 2025 4:51:20

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

02 03 2025 8:52:36

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

01 03 2025 13:48:59

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

28 02 2025 10:52:20

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

27 02 2025 3:24:48

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

26 02 2025 2:12:38

Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"


    Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"

      Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...

25 02 2025 10:23:13

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

24 02 2025 16:11:31

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

23 02 2025 14:42:51

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

22 02 2025 12:22:59

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

21 02 2025 13:57:21

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс


    Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

      Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

20 02 2025 20:47:46

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

19 02 2025 1:31:19

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

18 02 2025 17:59:14

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

17 02 2025 23:39:42

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

16 02 2025 19:43:39

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

15 02 2025 0:21:47

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

14 02 2025 1:34:33

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

13 02 2025 23:31:59

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс


    Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

      Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

12 02 2025 18:25:38

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

11 02 2025 1:54:24

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

10 02 2025 8:55:40

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

09 02 2025 2:12:28

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

08 02 2025 7:55:15

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

07 02 2025 0:34:39

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

06 02 2025 2:11:46

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

05 02 2025 23:17:50

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"


    Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

      Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

04 02 2025 8:32:14

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

03 02 2025 4:41:23

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

02 02 2025 22:57:50

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

01 02 2025 7:44:55

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

31 01 2025 23:46:22

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

30 01 2025 7:52:29

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс


    Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

      Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

29 01 2025 19:59:32

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

28 01 2025 14:27:56

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

27 01 2025 15:10:33

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

26 01 2025 21:24:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::