Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"


    Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

Класс: 9

Предмет: Общая биология

Урок №7 по теме: Биосинтез белков в живой клетке из Главы 2 “Основы учения о клетке”

Место и роль урока в изучаемой теме: Изучаемая тема “Основы учения о клетке. Всего на изучение темы выделяется 10 часов:

1.  Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

2.  Химический состав клетки

3.  Белки и нуклеиновые кислоты

4. Строение клетки. Л/р №1 “Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток”

5.  Органоиды клетки и их функции

6. Обмен веществ и энергии в клетке

7. Биосинтез белков в живой клетке

8. Биосинтез углеводов – фотосинтез

9. Обеспечение клетки энергией

10. Обобщающий урок “Подведем итоги”

Цель урока:

  • Создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий.
  • Раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы
  • Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Актуализировать знания о белках и нуклеиновых кислотах как биополимерах, их роли в процессах хранения, передачи и реализации наследственной информации.
  • Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации.
  • Формировать навыки решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (расчеты по длине и молекулярной массе биополимеров, работа с таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности).

Развивающие:

  • Развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее предъявления.
  • Развитие познавательного интереса при поиске информации, способов их усвоения и применения из электронных учебников Биология 9 кл Пономарева ИН, Корнилова ОА, Чернова НМ Издательского центра “Вентана – Граф” Москва, 2013

Воспитательные:

  • Формирование естественно-научной картины мира на основе успехов современной науки в решении вопросов, связанных с кодированием наследственной информации и путей использования этих знаний в решении прикладных задач

Актуальность использования средств ИКТ:

  • Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов.
  • Демонстрация этих процессов помогает наглядно представить сущность биосинтеза, расширить представление о матричном синтезе и кодировании наследственной информации, о строении молекул РНК и ДНК.
  • Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.
  • Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации наиболее важных фрагментов.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет, Модели РНК и ДНК; мультимедийная модель “Синтез белка”. Компьютер с мультимедийным проектором. Электронный учебник Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М. Основы общей биологии, 9 класс. Этот электронный учебник атрибутирован, что позволяет использовать его в сочетании со следующими учебниками:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 3-е изд., переработ. - М.:Вентана-Граф, 2005 - 240с.: ил
  2. Каменский А.А., Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. - 7-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2006. - 303, [1] c.:ил.
  3. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 6-е изд., стереотип. - М. :Дрофа, 2005. - 287, [1] с. : ил.
  4. Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл.: Учеб. для уч-ся общеобразоват. учреждений, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 280 с.: ил.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

предметные УУД
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Метапредметные
Организационный момент

1-2 мин

Психологически настраиваются к уроку Проверка готовности класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, дневников, выяснение причин неготовности к уроку) отметка в журнале, кто отсутствует, выяснение причин пропуска занятий (если есть отсутствующие). Мотивация к уроку Выполнение заданий по алгоритму: Приготовь рабочее место-настройся на урок-поставь для себя цель на сегодняшний урок Правильный психологический настрой для достижения учебной цели Осмысление личного значения данного урока
Проверка домашнего задания

5 минут

Взаимопроверка тетрадей с домашними задания по карте учителя Показывает на интеpaктивной доске правильные ответы по домашнему заданию, контролирует взаимопроверку учащихся, фиксирует отметки в журнал Вам предлагалось из частей собрать нуклеотиды по молекулам ДНК и РНК. Проверяем.

Какие вещества назывались биополимерами?
Ответ: Белки, Нуклеиновые кислоты и сложные углеводы

С какими функциями ядра связано его строение?
Ответ: пористость мембран ядра позволяет ему через химические вещества регулировать работу органоидов клетки. Через пору также в цитоплазму выводятся молекулы РНК и рибосомы.

Творческое задание-  Постройте схему – ассоциацию процессов обмена веществ с киками либо предметами или процессами.
Ответы проверяются отдельно индивидуально. Обсуждаются в классе

Проверка уровня усвояемости и понимания сути ранее изученных тем, терминов и биологических процессов Коммуникативные УУД:
умение согласованно работать в парах, группах, самоконтроль и взаимоконтроль

личностные - нравственно-этическое оценивание

Актуализация знаний о белках и нуклеиновых кислотах, клеточных органоидах, связанных с процессами хранения наследственной информации и процессами биосинтеза. Повторение теоретического материала, работа с интеpaктивными моделями . Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы, Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторяют материал о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращают внимание на рисунки, демонстрирующие разное прострaнcтвенное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями. Учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидам клетки, проговариваемых в ходе работы над темой Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (Организация самостоятельной работы учащихся с компьютером) Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белка. Так как белки выполняют в организме целый ряд функций, то необходимо синтезировать тысячи различных белков, тем более что большинство белков имеют ограниченный срок функционирования и синтез таких белков (компонентов мембран, гормонов, ферментов) не прекращается ни на минуту. Так, например, за сутки в организме человека распадается около 400 г различных белков, следовательно, такую же массу нужно синтезировать снова.

Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго определенный набор белков. Белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые белки, выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и даже одинаковыми.

С другой стороны, все особи одного вида хоть немного, но отличаются друг от друга. На Земле нет, например, двух абсолютно одинаковых людей или амеб. Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре белков. Сейчас мы с вами посмотрим как они образуются.

Формирование знаний о реакциях матричного синтеза на основе знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, принципе комплементарности.

Формирование понятий что все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза, в большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Синтез РНК на матрице ДНК называется трaнcкрипцией.

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Познавательные:
выдвижение собственных определений терминов и их обоснование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Регулятивные:
Целеполагание
Планирование

Изучение нового материала Учебное слушание. Формулировка цели и задач урока в ходе работы со слайдами презентации и электронным учебником. Отвечают на поставленные вопросы учителя.

 Учащиеся вспоминают, какими свойствами обладает генетический код. Заполняют самостоятельно таблицу.

Код триплетен. - одна АК кодируется тремя нуклеотидами (ТРИПЛЕТОМ)

Код не перекрывается – нуклеотид не может входить в состав двух триплетов.

Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

Код избыточен. Это означает, что каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном Между генами имеются “знаки препинания”.

Из 64 триплетов три: У – А – А, У – А – Г, У – Г – А, – не кодируют аминокислоты. Эти триплеты (их называют стоп-кодонами) – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи.

Внутри гена нет “знаков препинания”.

Код универсален.

Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК( самост-ая работа с компьютером)

Организация условий для того, чтобы учащиеся поставили сами для себя учебные цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организация работы по заполнению таблицы по свойствам генетического кода.

Код триплетен – учащиеся должны сами подписать что это значит

Помогает детям в ходе урока разобраться в сути каждого этапа биосинтеза белка следуя по схеме: ДНК —> и РНК —> белок

Организация самостоятельной работы учащихся с индивидуальными картами

- Посмотрите на клетку. Здесь в мультимедийной форме изображены процессы протекающие в клетке. Что вы здесь видите?

- Сравните какие вещества заходят в клетку, а какие выводятся? (молекулы изображены разными цветами и формами что позволяет детям делать простые выводы)

- Как можно назвать эти процессы одним или двумя словами? (ответ: обмен веществ)

- Как вы думаете эта клетка живая? Почему?

- Попробуйте вывести определение что такое по вашему “Жизнь”?

- Перед вами определение понятия “жизни” по Ф. Энгельсу.

- Где вы встречали эту фамилию?

- Чем необычно это определение и согласны ли вы с ним?

- Кто догадался, какова тема урока?

- Чему мы должны сегодня научиться? Какие цели мы поставим?

1 задание по “Tрaнcкрипции”.  Просмотрите мультимедийную презентацию электронного учебника как происходит процесс трaнcкрипции РНК на молекуле ДНК. Повторите самостоятельно задание на карточке в аналогичной последовательности по принципу комплементарности (самостоятельная работа учащихся с индивидуальными картами)

- Где находится промотр? (в начале каждой молекулы РНК)

- Как называется фермент распознающий промотр на молекуле РНК? (РНК полимераза)

- В цитоплазме обязательно должен иметься полный набор аминокислот, необходимых для синтеза белков. Выдвигайте гипотезы от куда берутся эти аминокислоты?

- Как аминокислота может попасть в рибосому? (только прикрепившись к специальной трaнcпортной РНК (тРНК).

- Что такое “Tрaнcляция”? распишите ее стадии.

(1. СТАДИЯ ИНИЦИАЦИИ,
2. СТАДИЯ ЭЛОНГАЦИИ,
3. СТАДИЯ ТЕРМИНАЦИИ)

Актуализация знаний по цитологии, химическому составу клетки, обмене веществ, органоидов клетки, функции органических веществ в клетке.

Закрепление знаний о строении молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов.

Формирование биологических основ процесса биосинтеза белка.

Познавательные: формулирование познавательной цели

Личностные: Самоопределение. Выяснение личной значимости изучаемого. “Зачем нужны знания о биосинтезе белка”. Выяснение мотивации обучения.

Коммуникативные: Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные: Целеполагание

Закрепление нового материала Выполняют фронтальную работу, отвечают на опрос

Работают по учебнику стр 35

Выполняют в паре творческое задание

Задают вопросы и выполняют задания других пар

Организация фронтального опроса с фиксацией результатов учащихся на доске успеха

Организация работы в парах, организация взаимоконтроля учащихся

Выполняют фронтальную работу, отвечают на опрос

Работа по учебнику стр 35 ответить на вопрос№2: Какова роль цитоплазмы в биосинтезе белка?

Вопрос №3: исправьте ошибки в утверждении: трaнcкрипция завершает процесс синтеза белка в клетке.

Рассмотрите рисунок. Найдите ошибки и исправьте их

Работа в парах
-Рассмотрите следующий рисунок. Придумайте вопросы по нему.
-сколько необходимо нуклеотидов для синтеза 500 аминокислот?

Закрепление знаний о биосинтезе, развитие умений составления комплементарных цепей, умения работать с генетическим кодом понимая все ее свойства Личностные УУД:
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со сверстниками

Познавательные:
поиск и выделение информации
моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Регулятивные: Целеполагание
осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических символов, знаков, терминов математической речи

Контроль Выполняют тесты

Заполняют лист самоконтроля

Заполняют таблицу по генетическому коду

Организация

контроля и самоконтроля учащихся

А) Тесты: тема “Образование

и-РНК по матрице ДНК”; тема “Биосинтез белка”, соответствующие тестам части “А” ЕГЭ; 1 тест части “В” на установление соответствия между процессом и его хаpaктеристикой (на каждого ученика).Б) Лист самоконтроля (на каждого ученика) ; В) Задание “Заполни таблицу”; В) Таблица генетического кода и названий аминокислот (на каждого ученика) ;

Проверка знаний
терминологии, этапов биосинтеза и его значения
Личностные:
построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД: Контроль
Оценка

Рефлексия Выполняют рефлексию на листе самооценки по каждому этапу урока Создание ситуации успеха:
- Посмотрите, сколько зеленых огоньков у нас горит. Я думаю, что урок удался.
- Мы на славу сегодня потрудились,
Многому на уроке научились.
- Молодцы!
- Как вы справились с заданием? Оцените свои знания с помощью \"Светофора\".
  • Красный - плохо
  • Желтый - средне
  • Зеленый - хорошо

ЗЕЛЕНЫЙ - если этот урок принес вам знания и поможет в дальнейшем, и у вас хорошее настроение

КРАСНЫЙ - если вам было трудно и многое не получалось

ЖЕЛТЫЙ - Если не все получалось, но вы надеетесь, что все сможете преодолеть, повторив еще раз

Личностные:
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
наличие мотивации к работе на результат

Познавательные:
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Коммуникативные:
способность определять общую цель и пути ее достижения
готовность слушать собеседника и вести диалог-адекватно оценивать собственное поведение

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Регулятивные:
Коррекция
Оценка
Контроль

Приложение.



Комментарии:

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

30 06 2025 15:25:10

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

29 06 2025 10:36:36

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

28 06 2025 0:47:51

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

27 06 2025 4:42:36

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

26 06 2025 0:50:16

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

25 06 2025 5:36:36

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

24 06 2025 3:20:48

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

23 06 2025 21:13:39

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

22 06 2025 9:38:41

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

21 06 2025 10:52:31

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

20 06 2025 12:43:34

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

19 06 2025 18:11:33

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

18 06 2025 11:26:21

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

17 06 2025 0:17:32

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

16 06 2025 4:30:16

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

15 06 2025 0:48:58

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

14 06 2025 1:54:32

Семь чудес России


    Семь чудес России

      Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

13 06 2025 12:52:39

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

12 06 2025 2:39:18

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

11 06 2025 18:30:53

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

10 06 2025 14:51:50

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

09 06 2025 18:47:50

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

08 06 2025 18:33:14

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

07 06 2025 12:59:49

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

06 06 2025 6:19:20

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

05 06 2025 19:22:36

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

04 06 2025 2:43:59

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

03 06 2025 19:48:44

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

02 06 2025 0:23:37

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

01 06 2025 18:53:19

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

31 05 2025 16:13:40

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

30 05 2025 21:28:56

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

29 05 2025 5:51:18

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

28 05 2025 17:54:41

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

27 05 2025 17:46:52

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

26 05 2025 12:46:13

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

25 05 2025 1:23:30

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

24 05 2025 21:58:30

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

23 05 2025 17:17:48

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

22 05 2025 1:52:36

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

21 05 2025 4:14:21

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев


    Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

      Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...

20 05 2025 22:25:17

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

19 05 2025 17:20:48

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

18 05 2025 6:51:47

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

17 05 2025 9:10:33

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

16 05 2025 12:20:55

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

15 05 2025 3:51:25

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

14 05 2025 21:13:32

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

13 05 2025 11:41:51

Первые русские ученые эволюционисты

Первые русские ученые эволюционисты Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....

12 05 2025 4:10:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::