Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

ВВЕДЕНИЕ.

Биология одна из дисциплин, изучаемых в школе, которая заслуженно пользуется популярностью у учащихся. В первую очередь потому, что знания этой дисциплины востребованы при поступлении в учебные заведения, как медицинского, так и сельскохозяйственного профиля, не говоря уже о биологическом и экологическом отделениях педагогических ВУЗов. Данная разработка содержит подборку авторских задач по разделу курса общей биологии “Основы цитологии”. Задачи рассчитаны на “среднего” ученика, которые в обычных средних (общеобразовательных) школах составляют, как правило, подавляющее большинство от общего контингента учащихся и предлагаются к включению в экзаменационные билеты в качестве пpaктических задач (третьи вопросы) как при сдаче школьного, так и вступительного экзамена в училища и ВУЗы соответствующего профиля. Для успешного решения задач данного типа требуются не только прочные знания школьного курса общей биологии, но и умение ученика работать сосредоточенно, не спеша, ведь работа по расшифровке цепей РНК и ДНК требует очень много внимания и усидчивости. Ошибка в одном символе может свести к нулю всю большую кропотливую работу по созданию цепи ДНК или РНК. Разработка ориентирована в первую очередь, на начинающих учителей, и призвана существенно облегчить работу педагогу по компоновке вопросов экзаменационных билетов для сдачи экзамена по биологии. Материал может быть так же использован в работе биологического кружка, например, при подготовке к олимпиаде или включён в варианты олимпиадных заданий. Наконец, нелишним будет разбор данных задач учащимися при самостоятельной подготовке.

1. Задачи по разделу “Основы цитологии”.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ.

Таблица “сравнение строения молекул ДНК и РНК”.

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) Рибонуклеиновая кислота (РНК)
Содержит в своём составе углевод - дезоксирибозу Содержит в своём составе углевод – рибозу
Содержит три остатка фосфорной кислоты Содержит три остатка фосфорной кислоты
Содержит четыре типа азотистых оснований – Аденин (А),

Цитозин (Ц), Тимин (Т), Гуанин (Г)

Содержит четыре типа азотистых оснований – Аденин (А),

Цитозин (Ц), Урацил (У), Гуанин (Г)

Молекула двухцепочечная Молекула одноцепочечная

Принцип комплиментарности - от латинского комплемент - дополнение, это принцип, согласно которому в молекулах ДНК или РНК водородные связи возникают лишь между следующими парами азотистых оснований и никак иначе:

В молекуле ДНК:

Аденин – Тимин

Тимин – Аденин

Гуанин – Цитозин

Цитозин – Гуанин

В молекуле РНК:

Аденин – Урацил

Урацил – Аденин

Гуанин – Цитозин

Цитозин – Гуанин

Таблица “Генетический код”.

Первое основание Второе основание Третье основание
У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
У(А) Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

-

-

Цис

Цис

-

Три

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

Ц(Г) Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

А(Т) Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

Г(Ц) Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

Нужно помнить, что для большей надёжности хранения и передачи наследственной информации в ДНК некоторые аминокислоты закодированы двумя, тремя, четырьмя или даже шестью триплетами азотистых оснований!

Таблица “Двадцать аминокислот, входящих в состав природных белков”

(“волшебные” аминокислоты)

Аминокислота Сокращённое название Аминокислота Сокращённое название
Аланин Ала Лейцин Лей
Аргинин Арг Лизин Лиз
Аспарагин Асн Метионин Мет
Аспарагиновая кислота Асп Пролин Про
Валин Вал Серин Сер
Гистидин Гис Тирозин Тир
Глицин Гли Треонин Тре
Глутамин Глн Триптофан Три
Глутаминовая кислота Глу Фенилаланин Фен
Изолейцин Иле Цистеин Цис

УСЛОВИЯ ЗАДАЧ:

1. Имеется одна цепь молекулы ДНК:

АТА – ГЦА – ТТГ – АТТ – ЦЦА – ГГГ – АГТ – АТТ – ЦЦА – АЦА – ГГА.

Используя принцип комплиментарности, достройте к ней недостающую цепь.

2. К имеющейся цепи триплетов азотистых оснований ДНК достройте недостающую цепь, используя принцип комплиментарности.

ААА – ТАТ – ГГА – ТАГ – ЦЦГ – ЦЦА – АЦА – АТТ – ТТЦ – ГГА

3. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК, используя принцип комплиментарности, достройте цепь информационной РНК.

ГГА – АТЦ – ЦЦЦ – ГАГ – ТТГ - ГГГ – ТТА – ААЦ – ЦАТ – ГАЦ – ГГА

ЦЦТ – ТЦГ - ГГГ - ЦТЦ – ААЦ – ЦЦЦ – ААТ – ТТГ - ГТА - ЦТГ - ЦЦТ

4. К имеющейся цепи триплетов азотистых оснований ДНК достройте недостающую цепь, а затем к полученному фрагменту цепь информационной РНК.

ГГГ – АТА – ТТА – ГЦЦ – ЦЦГ – ААЦ – ЦЦГ – ТАТ – ТЦЦ – ЦГА

5. К имеющейся цепи триплетов азотистых оснований ДНК достройте недостающую цепь, а затем к полученному фрагменту цепь информационной РНК.

ААТ – ТТА – ААЦ – АГА – ГГА – ТТЦ – ГЦА – АЦГ – ГГА – ААА

6. Имеется фрагмент цепи молекулы информационной РНК, используя принцип комплиментарности, достройте фрагмент двух цепочечной молекулы ДНК.

УАУ – УГУ – ГГА – ЦУЦ – ЦУУ – УАУ – УУА – ГУУ – УГУ – АГА

7. Имеется фрагмент цепи молекулы информационной РНК, используя принцип комплиментарности, достройте фрагмент двух цепочечной молекулы ДНК.

УЦУ – ЦЦУ – АУУ – ГГУ – ГГЦ – ААУ – ЦУЦ – ЦЦА – УАУ – УУУ

8. По имеющемуся фрагменту молекулы информационной РНК постройте последовательность аминокислот, закодированных данными триплетами, предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоты.

УУЦ – УАУ – ГГУ – УГУ – ГУГ – ЦУЦ – УЦЦ – УАУ – АУА – ГАУ

9. По имеющемуся фрагменту молекулы информационной РНК постройте последовательность аминокислот, закодированных данными триплетами, предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоты.

УУГ – ГГУ – ЦЦУ – УУЦ – ЦЦА – УАЦ – ГГА – УГГ – ГГУ – ГГГ

10. К имеющейся последовательности аминокислот постройте фрагмент молекулы информационной РНК, которая могла бы кодировать данные аминокислоты, предполагая, что каждая аминокислота закодирована лишь одним триплетом азотистых оснований.

вал – сер – тир – фен – лиз – цис – асн – асп – ала – гис – тре – арг.

11. К имеющейся последовательности аминокислот постройте фрагмент молекулы информационной РНК, которая могла бы кодировать данные аминокислоты, предполагая, что каждая аминокислота закодирована лишь одним триплетом азотистых оснований.

три – фен – про – мет – лей – лиз – иле – глу – глн – гли – арг – асп – асн

12. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК постройте последовательность аминокислот, которые закодированы триплетами, в данном фрагменте молекулы предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоту.

АТТ – ГГА – ЦЦА – АЦА – ТАТ – ГАГ – ГГА – ТТА – ТТГ – ААА

13. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК постройте последовательность аминокислот, которые закодированы триплетами в данном фрагменте молекулы предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоту.

ЦЦА – ГГА – ТТГ – АТА – ТАТ – ГАГ – АГА – ГГГ – ЦАЦ – ЦГГ

14. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК достройте вторую цепь, а затем напишите последовательность аминокислот, закодированных триплетами на основе данных второй цепи, предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоту.

ГАГ – ГГА – ТАТ – ТТГ – ТТТ – ГГТ – АТЦ – ЦЦТ – ЦАЦ – ГАЦ – ЦГА

15. Некоторый фрагмент молекулы ДНК содержит 800 пиримидиновых оснований, причём оснований типа Г – 30% от общего числа пиримидиновых оснований. Найдите какое количество оснований типа А, Т, Ц содержит фрагмент. Сколько всего азотистых оснований разных типов содержит данный фрагмент.

16. Некоторый фрагмент молекулы ДНК содержит 1000 пиримидиновых оснований, причём оснований типа А – 25% от общего числа пиримидиновых оснований. Найдите, какое количество оснований типа Г, Т, Ц содержит фрагмент. Сколько всего азотистых оснований разных типов содержит данный фрагмент.

17. Некоторый фрагмент молекулы ДНК содержит 2000 азотистых оснований, причём известно, что число пиримидиновых оснований равно числу пуриновых. Найдите какое количество оснований каждого типа содержит фрагмент.

18. Из 24000 азотистых оснований фрагмента молекулы ДНК на основания типа Г приходится 20%. Найдите сколько азотистых оснований типа А, Т, и Ц содержит фрагмент.

19. Фрагмент молекулы ДНК содержит 60000 азотистых оснований, из них на основание А приходится 10%. Найдите число оснований Ц, Г, Т.

20. Фрагмент молекулы ДНК содержит 24000 пуриновых азотистых оснований. Из них на основание типа Ц приходится 40%. Найдите какое количество оснований каждого типа содержит фрагмент. Сколько всего азотистых оснований разных типов содержит данный фрагмент.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

1. Вторая цепь молекулы ДНК:

ТАТ – ЦГТ – ААЦ – ТАА - ГГТ – ЦЦЦ – ТЦА – ТАА – ГГТ – ТГТ - ЦЦТ

2. Вторая цепь молекулы ДНК:

ТТТ – АТА – ЦЦТ – АТЦ – ГГЦ – ГГТ – ТГТ – ТАА – ААГ – ЦЦТ

3. Цепь молекулы информационной РНК:

ГГА – АГЦ – ЦЦЦ – ГАГ – УУГ – ГГГ – УУА – ААЦ – ЦУТ – ГАЦ - ГГА

4. Вторая цепь молекулы ДНК и цепь информационной РНК:

ЦЦЦ – ТАТ – ААТ – ЦГГ – ГГЦ – ТТГ – ГГЦ – АТА – АГГ – ГЦТ

ГГГ – АУА – УУА – ГЦЦ – ЦЦГ – ААЦ – ЦЦГ – УАУ – УЦЦ – ЦГА

5. Вторая цепь молекулы ДНК и цепь информационной РНК:

ТТА – ААТ – ТТГ – ТЦТ – ЦЦТ – ААГ – ЦГТ – ТГЦ – ЦЦТ – ТТТ

ААУ – УУА – ААЦ – АГА – ГГА – УУЦ – ГЦА – АЦГ – ГГА – ААА

6. Двухцепочечная молекула ДНК:

АТА – АЦА – ЦЦТ – ГАГ – ГАА – АТА – ААТ – ЦАА – АЦА – ТЦТ

ТАТ – ТГТ – ГГА – ЦТЦ – ЦТТ – ТАТ – ТТА – ГТТ – ТГТ - АГА

7. Двухцепочечная молекула ДНК:

АГА – ГГА – ТАА – ЦЦА – ЦЦГ – ТТА – ГАГ – ГГТ – АТА – ААА

ТЦТ – ЦЦТ – АТТ – ГГТ – ГГЦ – ААТ – ЦТЦ – ЦЦА – ТАТ - ТТТ

8. Цепь аминокислот:

фен – тир – гли – цис – вал – лей – сер – тир – иле – асп.

9. Цепь аминокислот:

лей – гли – про – фен – про – тир – гли – три – гли – гли.

10. Фрагмент цепи молекулы информационной РНК:

ГУУ – УЦУ – УАУ – УУУ – ААА – УГУ – ААУ – ГАУ – ГЦУ – ЦАУ – АЦУ – ЦГУ.

11. Фрагмент цепи молекулы информационной РНК:

УГГ – УУУ – ЦЦУ – АУГ – ЦУУ – ААА – АУУ – ГАА – ЦАА – ГГУ – АГА – ГАУ – ААУ.

12. Последовательность аминокислот:

--* про – гли – цис – иле – лей – про – асн – асп – фен.

* - Первый триплет данной цепи является терминальным, он не кодирует никакую аминокислоту и свидетельствует об окончании информации об одном типе белка и начале информации о другом типе белка.

13. Последовательность аминокислот:

гли – про – асн – тир – иле – лей – сер – про – вал – ала.

14. Вторая цепь молекулы ДНК и последовательность аминокислот:

ЦТЦ – ЦЦТ – АТА – ААЦ – ААА – ЦЦА – ТАГ – ГГА – ГТГ – ЦТГ – ГЦТ

глу – гли – тир – лей – фен – гли – иле – про – гис – асп - арг.

15. Пиримидиновые основания – А и Г – их 800

Тогда оснований типа Г – 240, типа Ц – 240, типа А – 560, типа Т – 560.

Общее число оснований всех типов в данном фрагменте - 1600.

16. Оснований типа А – 250, типа Т - 250, типа Г – 750, типа Ц – 750. Общее число оснований в данном фрагменте - 2000.

17. Пиримидиновые основания А и Г – вместе их 1000, пуриновые основания - Ц и Т - вместе их так же 1000. Следовательно, фрагмент содержит по 500 азотистых оснований каждого типа – А, Т, Ц. Г.

18. Согласно принципу комплиментарности данный фрагмент содержит азотистых оснований типа Г – 4800, типа Ц – 4800, типа А – 7200, типа Т - 7200.

19. Согласно принципу комплиментарности данный фрагмент содержит азотистых оснований типа Г – 24000, типа Ц – 24000, типа А – 6000, типа Т - 6000.

20. Пуриновые основания – Ц и Т – вместе их 24000

Тогда оснований типа Ц – 9600, типа Г – 9600, типа А – 14400, типа Т – 14400. Общее число оснований всех типов в данном фрагменте - 48000.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Общая биология, учебник для 10 - 11 классов с углублённым изучением биологии в школе, под ред. В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, М. , “Просвещение”, 2001

2. Общая биология, учебник для 10 - 11 классов средней школы, под ред. Ю. И. Полянского, М. , “Просвещение”, 1992

3. Павлов И. Ю. , Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичёв, Биология, Словарь – справочник, Ростов – на – Дону, “Феникс”, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Богданова Т. Л. , Солодова Е. А. , Биология, справочник для старшеклассников и поступающих в вузы, М. , “АСТ – ПРЕСС ШКОЛА”, 2002.

2. Орлова Н. Н. , Малый пpaктикум по общей генетике, М. , Издательство МГУ, 1975

3. Гуляев Г. В. , Задачник по генетике, М. , Колос, 1980

4. Анастасова Л. П. , Самостоятельные работы учащихся по общей биологии, М. , Просвещение, 1989.



Комментарии:

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

04 07 2025 21:24:34

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

03 07 2025 11:53:22

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

02 07 2025 0:46:21

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

01 07 2025 9:41:28

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

30 06 2025 10:58:36

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

29 06 2025 13:37:15

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

28 06 2025 11:34:38

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

27 06 2025 18:49:11

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

26 06 2025 20:52:59

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

25 06 2025 5:51:40

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

24 06 2025 4:53:24

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

23 06 2025 3:41:25

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

22 06 2025 19:19:28

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

21 06 2025 22:28:57

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

20 06 2025 4:12:54

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

19 06 2025 9:54:42

Что дает наш край стране


    Что дает наш край стране

      Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....

18 06 2025 9:11:48

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

17 06 2025 14:38:23

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"


    Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

      Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

16 06 2025 3:57:21

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

15 06 2025 18:18:42

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

14 06 2025 17:17:25

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

13 06 2025 14:17:50

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

12 06 2025 9:51:12

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

11 06 2025 22:20:57

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

10 06 2025 22:59:30

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

09 06 2025 22:31:20

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

08 06 2025 18:39:30

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

07 06 2025 17:45:21

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

06 06 2025 7:33:58

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

05 06 2025 14:13:10

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

04 06 2025 16:14:23

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

03 06 2025 14:21:29

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

02 06 2025 17:47:10

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

01 06 2025 5:57:58

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

31 05 2025 20:26:54

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

30 05 2025 19:10:28

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"


    Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"

      Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

29 05 2025 6:58:26

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

28 05 2025 9:34:42

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

27 05 2025 8:27:47

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

26 05 2025 18:41:38

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

25 05 2025 17:51:28

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

24 05 2025 3:48:19

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

23 05 2025 14:51:31

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

22 05 2025 15:29:41

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

      В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....

21 05 2025 17:31:20

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

20 05 2025 10:11:21

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

19 05 2025 1:11:33

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

18 05 2025 14:14:26

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

      На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

17 05 2025 1:56:41

Интегрированные уроки биологии и физической культуры


    Интегрированные уроки биологии и физической культуры

      Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

16 05 2025 9:54:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::