Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

ВВЕДЕНИЕ.

Биология одна из дисциплин, изучаемых в школе, которая заслуженно пользуется популярностью у учащихся. В первую очередь потому, что знания этой дисциплины востребованы при поступлении в учебные заведения, как медицинского, так и сельскохозяйственного профиля, не говоря уже о биологическом и экологическом отделениях педагогических ВУЗов. Данная разработка содержит подборку авторских задач по разделу курса общей биологии “Основы цитологии”. Задачи рассчитаны на “среднего” ученика, которые в обычных средних (общеобразовательных) школах составляют, как правило, подавляющее большинство от общего контингента учащихся и предлагаются к включению в экзаменационные билеты в качестве пpaктических задач (третьи вопросы) как при сдаче школьного, так и вступительного экзамена в училища и ВУЗы соответствующего профиля. Для успешного решения задач данного типа требуются не только прочные знания школьного курса общей биологии, но и умение ученика работать сосредоточенно, не спеша, ведь работа по расшифровке цепей РНК и ДНК требует очень много внимания и усидчивости. Ошибка в одном символе может свести к нулю всю большую кропотливую работу по созданию цепи ДНК или РНК. Разработка ориентирована в первую очередь, на начинающих учителей, и призвана существенно облегчить работу педагогу по компоновке вопросов экзаменационных билетов для сдачи экзамена по биологии. Материал может быть так же использован в работе биологического кружка, например, при подготовке к олимпиаде или включён в варианты олимпиадных заданий. Наконец, нелишним будет разбор данных задач учащимися при самостоятельной подготовке.

1. Задачи по разделу “Основы цитологии”.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ.

Таблица “сравнение строения молекул ДНК и РНК”.

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) Рибонуклеиновая кислота (РНК)
Содержит в своём составе углевод - дезоксирибозу Содержит в своём составе углевод – рибозу
Содержит три остатка фосфорной кислоты Содержит три остатка фосфорной кислоты
Содержит четыре типа азотистых оснований – Аденин (А),

Цитозин (Ц), Тимин (Т), Гуанин (Г)

Содержит четыре типа азотистых оснований – Аденин (А),

Цитозин (Ц), Урацил (У), Гуанин (Г)

Молекула двухцепочечная Молекула одноцепочечная

Принцип комплиментарности - от латинского комплемент - дополнение, это принцип, согласно которому в молекулах ДНК или РНК водородные связи возникают лишь между следующими парами азотистых оснований и никак иначе:

В молекуле ДНК:

Аденин – Тимин

Тимин – Аденин

Гуанин – Цитозин

Цитозин – Гуанин

В молекуле РНК:

Аденин – Урацил

Урацил – Аденин

Гуанин – Цитозин

Цитозин – Гуанин

Таблица “Генетический код”.

Первое основание Второе основание Третье основание
У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
У(А) Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

-

-

Цис

Цис

-

Три

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

Ц(Г) Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

А(Т) Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

Г(Ц) Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У(А)

Ц(Г)

А(Т)

Г(Ц)

Нужно помнить, что для большей надёжности хранения и передачи наследственной информации в ДНК некоторые аминокислоты закодированы двумя, тремя, четырьмя или даже шестью триплетами азотистых оснований!

Таблица “Двадцать аминокислот, входящих в состав природных белков”

(“волшебные” аминокислоты)

Аминокислота Сокращённое название Аминокислота Сокращённое название
Аланин Ала Лейцин Лей
Аргинин Арг Лизин Лиз
Аспарагин Асн Метионин Мет
Аспарагиновая кислота Асп Пролин Про
Валин Вал Серин Сер
Гистидин Гис Тирозин Тир
Глицин Гли Треонин Тре
Глутамин Глн Триптофан Три
Глутаминовая кислота Глу Фенилаланин Фен
Изолейцин Иле Цистеин Цис

УСЛОВИЯ ЗАДАЧ:

1. Имеется одна цепь молекулы ДНК:

АТА – ГЦА – ТТГ – АТТ – ЦЦА – ГГГ – АГТ – АТТ – ЦЦА – АЦА – ГГА.

Используя принцип комплиментарности, достройте к ней недостающую цепь.

2. К имеющейся цепи триплетов азотистых оснований ДНК достройте недостающую цепь, используя принцип комплиментарности.

ААА – ТАТ – ГГА – ТАГ – ЦЦГ – ЦЦА – АЦА – АТТ – ТТЦ – ГГА

3. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК, используя принцип комплиментарности, достройте цепь информационной РНК.

ГГА – АТЦ – ЦЦЦ – ГАГ – ТТГ - ГГГ – ТТА – ААЦ – ЦАТ – ГАЦ – ГГА

ЦЦТ – ТЦГ - ГГГ - ЦТЦ – ААЦ – ЦЦЦ – ААТ – ТТГ - ГТА - ЦТГ - ЦЦТ

4. К имеющейся цепи триплетов азотистых оснований ДНК достройте недостающую цепь, а затем к полученному фрагменту цепь информационной РНК.

ГГГ – АТА – ТТА – ГЦЦ – ЦЦГ – ААЦ – ЦЦГ – ТАТ – ТЦЦ – ЦГА

5. К имеющейся цепи триплетов азотистых оснований ДНК достройте недостающую цепь, а затем к полученному фрагменту цепь информационной РНК.

ААТ – ТТА – ААЦ – АГА – ГГА – ТТЦ – ГЦА – АЦГ – ГГА – ААА

6. Имеется фрагмент цепи молекулы информационной РНК, используя принцип комплиментарности, достройте фрагмент двух цепочечной молекулы ДНК.

УАУ – УГУ – ГГА – ЦУЦ – ЦУУ – УАУ – УУА – ГУУ – УГУ – АГА

7. Имеется фрагмент цепи молекулы информационной РНК, используя принцип комплиментарности, достройте фрагмент двух цепочечной молекулы ДНК.

УЦУ – ЦЦУ – АУУ – ГГУ – ГГЦ – ААУ – ЦУЦ – ЦЦА – УАУ – УУУ

8. По имеющемуся фрагменту молекулы информационной РНК постройте последовательность аминокислот, закодированных данными триплетами, предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоты.

УУЦ – УАУ – ГГУ – УГУ – ГУГ – ЦУЦ – УЦЦ – УАУ – АУА – ГАУ

9. По имеющемуся фрагменту молекулы информационной РНК постройте последовательность аминокислот, закодированных данными триплетами, предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоты.

УУГ – ГГУ – ЦЦУ – УУЦ – ЦЦА – УАЦ – ГГА – УГГ – ГГУ – ГГГ

10. К имеющейся последовательности аминокислот постройте фрагмент молекулы информационной РНК, которая могла бы кодировать данные аминокислоты, предполагая, что каждая аминокислота закодирована лишь одним триплетом азотистых оснований.

вал – сер – тир – фен – лиз – цис – асн – асп – ала – гис – тре – арг.

11. К имеющейся последовательности аминокислот постройте фрагмент молекулы информационной РНК, которая могла бы кодировать данные аминокислоты, предполагая, что каждая аминокислота закодирована лишь одним триплетом азотистых оснований.

три – фен – про – мет – лей – лиз – иле – глу – глн – гли – арг – асп – асн

12. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК постройте последовательность аминокислот, которые закодированы триплетами, в данном фрагменте молекулы предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоту.

АТТ – ГГА – ЦЦА – АЦА – ТАТ – ГАГ – ГГА – ТТА – ТТГ – ААА

13. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК постройте последовательность аминокислот, которые закодированы триплетами в данном фрагменте молекулы предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоту.

ЦЦА – ГГА – ТТГ – АТА – ТАТ – ГАГ – АГА – ГГГ – ЦАЦ – ЦГГ

14. К имеющемуся фрагменту молекулы ДНК достройте вторую цепь, а затем напишите последовательность аминокислот, закодированных триплетами на основе данных второй цепи, предполагая, что каждый триплет кодирует лишь одну аминокислоту.

ГАГ – ГГА – ТАТ – ТТГ – ТТТ – ГГТ – АТЦ – ЦЦТ – ЦАЦ – ГАЦ – ЦГА

15. Некоторый фрагмент молекулы ДНК содержит 800 пиримидиновых оснований, причём оснований типа Г – 30% от общего числа пиримидиновых оснований. Найдите какое количество оснований типа А, Т, Ц содержит фрагмент. Сколько всего азотистых оснований разных типов содержит данный фрагмент.

16. Некоторый фрагмент молекулы ДНК содержит 1000 пиримидиновых оснований, причём оснований типа А – 25% от общего числа пиримидиновых оснований. Найдите, какое количество оснований типа Г, Т, Ц содержит фрагмент. Сколько всего азотистых оснований разных типов содержит данный фрагмент.

17. Некоторый фрагмент молекулы ДНК содержит 2000 азотистых оснований, причём известно, что число пиримидиновых оснований равно числу пуриновых. Найдите какое количество оснований каждого типа содержит фрагмент.

18. Из 24000 азотистых оснований фрагмента молекулы ДНК на основания типа Г приходится 20%. Найдите сколько азотистых оснований типа А, Т, и Ц содержит фрагмент.

19. Фрагмент молекулы ДНК содержит 60000 азотистых оснований, из них на основание А приходится 10%. Найдите число оснований Ц, Г, Т.

20. Фрагмент молекулы ДНК содержит 24000 пуриновых азотистых оснований. Из них на основание типа Ц приходится 40%. Найдите какое количество оснований каждого типа содержит фрагмент. Сколько всего азотистых оснований разных типов содержит данный фрагмент.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

1. Вторая цепь молекулы ДНК:

ТАТ – ЦГТ – ААЦ – ТАА - ГГТ – ЦЦЦ – ТЦА – ТАА – ГГТ – ТГТ - ЦЦТ

2. Вторая цепь молекулы ДНК:

ТТТ – АТА – ЦЦТ – АТЦ – ГГЦ – ГГТ – ТГТ – ТАА – ААГ – ЦЦТ

3. Цепь молекулы информационной РНК:

ГГА – АГЦ – ЦЦЦ – ГАГ – УУГ – ГГГ – УУА – ААЦ – ЦУТ – ГАЦ - ГГА

4. Вторая цепь молекулы ДНК и цепь информационной РНК:

ЦЦЦ – ТАТ – ААТ – ЦГГ – ГГЦ – ТТГ – ГГЦ – АТА – АГГ – ГЦТ

ГГГ – АУА – УУА – ГЦЦ – ЦЦГ – ААЦ – ЦЦГ – УАУ – УЦЦ – ЦГА

5. Вторая цепь молекулы ДНК и цепь информационной РНК:

ТТА – ААТ – ТТГ – ТЦТ – ЦЦТ – ААГ – ЦГТ – ТГЦ – ЦЦТ – ТТТ

ААУ – УУА – ААЦ – АГА – ГГА – УУЦ – ГЦА – АЦГ – ГГА – ААА

6. Двухцепочечная молекула ДНК:

АТА – АЦА – ЦЦТ – ГАГ – ГАА – АТА – ААТ – ЦАА – АЦА – ТЦТ

ТАТ – ТГТ – ГГА – ЦТЦ – ЦТТ – ТАТ – ТТА – ГТТ – ТГТ - АГА

7. Двухцепочечная молекула ДНК:

АГА – ГГА – ТАА – ЦЦА – ЦЦГ – ТТА – ГАГ – ГГТ – АТА – ААА

ТЦТ – ЦЦТ – АТТ – ГГТ – ГГЦ – ААТ – ЦТЦ – ЦЦА – ТАТ - ТТТ

8. Цепь аминокислот:

фен – тир – гли – цис – вал – лей – сер – тир – иле – асп.

9. Цепь аминокислот:

лей – гли – про – фен – про – тир – гли – три – гли – гли.

10. Фрагмент цепи молекулы информационной РНК:

ГУУ – УЦУ – УАУ – УУУ – ААА – УГУ – ААУ – ГАУ – ГЦУ – ЦАУ – АЦУ – ЦГУ.

11. Фрагмент цепи молекулы информационной РНК:

УГГ – УУУ – ЦЦУ – АУГ – ЦУУ – ААА – АУУ – ГАА – ЦАА – ГГУ – АГА – ГАУ – ААУ.

12. Последовательность аминокислот:

--* про – гли – цис – иле – лей – про – асн – асп – фен.

* - Первый триплет данной цепи является терминальным, он не кодирует никакую аминокислоту и свидетельствует об окончании информации об одном типе белка и начале информации о другом типе белка.

13. Последовательность аминокислот:

гли – про – асн – тир – иле – лей – сер – про – вал – ала.

14. Вторая цепь молекулы ДНК и последовательность аминокислот:

ЦТЦ – ЦЦТ – АТА – ААЦ – ААА – ЦЦА – ТАГ – ГГА – ГТГ – ЦТГ – ГЦТ

глу – гли – тир – лей – фен – гли – иле – про – гис – асп - арг.

15. Пиримидиновые основания – А и Г – их 800

Тогда оснований типа Г – 240, типа Ц – 240, типа А – 560, типа Т – 560.

Общее число оснований всех типов в данном фрагменте - 1600.

16. Оснований типа А – 250, типа Т - 250, типа Г – 750, типа Ц – 750. Общее число оснований в данном фрагменте - 2000.

17. Пиримидиновые основания А и Г – вместе их 1000, пуриновые основания - Ц и Т - вместе их так же 1000. Следовательно, фрагмент содержит по 500 азотистых оснований каждого типа – А, Т, Ц. Г.

18. Согласно принципу комплиментарности данный фрагмент содержит азотистых оснований типа Г – 4800, типа Ц – 4800, типа А – 7200, типа Т - 7200.

19. Согласно принципу комплиментарности данный фрагмент содержит азотистых оснований типа Г – 24000, типа Ц – 24000, типа А – 6000, типа Т - 6000.

20. Пуриновые основания – Ц и Т – вместе их 24000

Тогда оснований типа Ц – 9600, типа Г – 9600, типа А – 14400, типа Т – 14400. Общее число оснований всех типов в данном фрагменте - 48000.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Общая биология, учебник для 10 - 11 классов с углублённым изучением биологии в школе, под ред. В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, М. , “Просвещение”, 2001

2. Общая биология, учебник для 10 - 11 классов средней школы, под ред. Ю. И. Полянского, М. , “Просвещение”, 1992

3. Павлов И. Ю. , Д. В. Вахненко, Д. В. Москвичёв, Биология, Словарь – справочник, Ростов – на – Дону, “Феникс”, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Богданова Т. Л. , Солодова Е. А. , Биология, справочник для старшеклассников и поступающих в вузы, М. , “АСТ – ПРЕСС ШКОЛА”, 2002.

2. Орлова Н. Н. , Малый пpaктикум по общей генетике, М. , Издательство МГУ, 1975

3. Гуляев Г. В. , Задачник по генетике, М. , Колос, 1980

4. Анастасова Л. П. , Самостоятельные работы учащихся по общей биологии, М. , Просвещение, 1989.



Комментарии:

Организация самостоятельной работы на уроках биологии


    Организация самостоятельной работы на уроках биологии

      В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

08 12 2025 4:47:20

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

07 12 2025 8:39:53

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

06 12 2025 12:30:10

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

05 12 2025 9:16:18

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

04 12 2025 18:56:36

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

03 12 2025 5:48:10

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

02 12 2025 10:42:42

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

01 12 2025 21:34:53

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

30 11 2025 10:51:32

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

29 11 2025 9:37:26

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

28 11 2025 16:50:58

Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

      В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....

27 11 2025 2:32:40

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

26 11 2025 21:21:45

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов


    Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

      Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

25 11 2025 20:17:21

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

24 11 2025 19:38:36

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

23 11 2025 13:29:36

Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....

22 11 2025 4:20:31

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

21 11 2025 23:28:56

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

20 11 2025 19:36:31

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

19 11 2025 2:29:31

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

18 11 2025 2:53:19

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

17 11 2025 17:21:24

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

16 11 2025 23:43:58

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

15 11 2025 16:13:52

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

14 11 2025 23:16:13

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....

13 11 2025 1:43:12

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

12 11 2025 21:50:34

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

11 11 2025 5:30:22

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

10 11 2025 10:27:58

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

09 11 2025 18:19:33

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

08 11 2025 17:19:58

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

07 11 2025 16:20:21

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

06 11 2025 13:54:29

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

05 11 2025 16:56:38

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

04 11 2025 5:21:15

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

03 11 2025 5:24:22

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

02 11 2025 4:55:57

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

01 11 2025 13:28:32

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

31 10 2025 19:55:57

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

30 10 2025 21:52:51

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

      Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

29 10 2025 5:39:36

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

28 10 2025 23:26:19

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

27 10 2025 10:17:23

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

26 10 2025 18:17:25

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....

25 10 2025 10:59:54

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс


    Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

      Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

24 10 2025 4:47:36

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

23 10 2025 21:21:55

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

22 10 2025 22:37:56

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

21 10 2025 7:34:46

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

20 10 2025 16:45:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::