Организация учебно-исследовательской деятельности > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Организация учебно-исследовательской деятельности


    Организация учебно-исследовательской деятельности

Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественнонаучного цикла применяю междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.

Разработана технология учебно-исследовательской деятельности, а также составлен комплекс требований к проведению научно-исследовательской работы с учащимися, в форме работы в творческих мастерских и малой академии наук “Юные исследователи”, составлены методические рекомендации педагогам по организации научного поиска, разработана настольная книга юного исследователя, готовятся электронные учебники для учащихся и учителей.

Главной задачей педагога является создание условий для духовного развития детей, разработка и реализация нового подхода, обеспечивающего систему непрерывного образования детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, начиная с 6-летнего возраста до окончания полной средней школы.

В основе концепции обучения, которой придерживаюсь лежит синергетический подход к образованию, опирающийся на универсальную эволюционную картину мира, способствующий стиранию границ между естественнонаучными и гуманитарными знаниями. При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика и учителя. Соответственно радикально меняется система оценок. Оценивается продукт деятельности – исследование, творческая работа, эксперимент, проект и т. д. Применяю рейтинговую систему оценивания качества образования, компьютерное тестирование по крупным тематическим блокам. Свои достижения учащиеся накапливают в портфолио, в него вкладывается также зачетная книжка “Юного исследователя”, разработанная и реализуемая мною в рамках внеурочной поисковой, исследовательской деятельности.

Образовательная программа, разработанная и реализуемая на базе лицея, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественнонаучного цикла применяем междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.

Учебная деятельность построена таким образом, что ученик находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя и своих одноклассников законы окружающего мира. Применение метода открытия сочетаю с использованием разнообразных приемов творческого обучения, как наиболее естественной и продуктивной формы познания.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность осуществляется: на уроках, в системе дополнительного образования, в кружках и работе малой академии наук (МАН). Такой подход оказался весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности стала возможной в рамках разнообразных форм образовательной деятельности на базе лицея, поскольку как на уроках, так и в рамках дополнительного образования созданы разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей лицеистов.

Наиболее эффективная и широко распространенная форма, используемая - это осуществление самостоятельного обучения через выполнение самостоятельных исследований в рамках научно-исследовательского общелицейского проекта.

Возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов осуществляется также в ходе урока. В ходе подготовки домашнего задания это поведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы. На уроках создаются проблемные ситуации, идет активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и построения гипотезы.

В пpaктической деятельности используется методика творческого обучения, методика продуктивного обучения, применяется исследовательский метод обучения, то есть обучение учащихся представляет творческий процесс открытия ребенком мира.

Исследовательский подход в обучении состоит:

  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на пpaктике) ;
  • в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных, межпредметных, межцикловых связей; в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении хаpaктера взаимоотношений ученик – учитель - коллектив учащихся в сторону сотрудничества.

Пpaктикую проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учебного исследования или его элементов (урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок-открытие и т.д.), на конкурсе учитель года г. Аксая провела урок в форме научного совета.

Особое внимание уделяю мотивации, как важного этапа урока, цель которого создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Мотивация - обязательный структурный компонент урока-исследования. На уроках применяю разные способы создания мотивации: с помощью текста, в котором противоречие; картинки, содержащей элементы неизвестности; невыполнимого задания и т.д.

На других этапах урока школьников учу работать с разнообразными источниками информации для нахождения фактов, анализировать найденную информацию и результаты проделанной работы, представлять результаты исследования в различной форме (словесной, графической, знаково-символической и т.п.), т.е. организовывать свой труд, управлять своей учебной деятельностью.

При проведении уроков такого типа широко использую групповые формы обучения. Дети совместно решают разные проблемы, учась таким образом не только работать друг с другом, но и рассматривать проблему с разных точек зрения, с разных позиций и социальных ролей. Состав группы не является постоянным, он меняется в зависимости от темы урока, сложности изучаемой проблемы, психологической совместимости учащихся, их интересов к различным областям знаний.

Групповые формы обучения позволяют индивидуализировать обучение школьников, удовлетворить их потребности в познавательном и межличностном общении. Использую групповые формы учебной работы – оформление альбомов, проектов, рефератов, рецензий. На проведение урока-исследования требуется, как правило, два часа, поэтому в расписании есть сдвоенные уроки.

Специфика технологии и методов обучения и развития детей, которые мною используются, обеспечить возможность решения задач развития индивидуальности, целостного миропонимания и системного мышления, развития логического, критического, творческого мышления, способности к решению проблем, способности к самопознанию и самопониманию, способности к проведению совместных и индивидуальных самостоятельных исследований.

В своей педагогической деятельности использую различные методы и формы обучения: индуктивное исследование, дедуктивное исследование, групповое исследование и индивидуальное самостоятельное исследование учащихся. На всех ступенях образования использую различные варианты активных методов исследования: метод индуктивного и дедуктивного исследования, проблемно-диалогический.

Во внеурочной деятельности пpaктикуется исследовательская пpaктика, участие в образовательных экспедициях, работа в факультативах, кружках, работа в малой академии наук, участие в олимпиадах и конкурсах, работа с самостоятельным исследовательским проектом, проведение недели науки, викторины, творческие мастерские.

Учащиеся проявляют растущий интерес к изучению биологии и экологии, принимают участие в различной внеурочной деятельности. Ежегодно в лицее мною проводится предметная неделя – неделя биологии, неделя науки, организуется биологические конкурсы, олимпиады и творческие марафоны. Внеурочные мероприятия вызывают большой интерес и активность учащихся, способствует повышению мотивации учащихся и уровня их знаний .

Занимательность является неотъемлемой гранью любого внеклассного мероприятия, которое провожу, поскольку у школьников развиваются исследовательские и пpaктические навыки, расширяется самостоятельность и самодеятельность.

В исследовательскую деятельность вовлечены все учащиеся, начиная с первого класса, под моим руководством, в рамках научно-методического совета, учителя начальной школы поддерживают и развивают любознательность детей. Их исследовательское поведение и творческое отношение к действительности, в доступной форме усваивают основные исследовательские понятия и методы познания, ведут наблюдения, проводят простейшие опыты для проверки своих гипотез, представляют результаты исследования в различных формах (доклады, творческие работы, стенды, альбомы). Дети знакомятся с основными этапами самостоятельной исследовательской деятельности.

Под руководством учителя и с помощью родителей ребята создают свои первые исследовательские работы, связанные с изучением тем, которые соответствуют их индивидуальным интересам, но ни как не укладываются в рамки обычной традиционной программы. К концу обучения в начальной школе у детей формируются навыки и умения исследовательской работы.

Результаты исследований докладываются на секции “Маленький ученый” ежегодной научно-пpaктической конференции “Мир и мы” МОУ лицей. Результаты исследований о природе донского края получили высокую оценку всероссийского фестиваля дошкольников и младших школьников “Понарошкин мир-2001” г. Москва, учащиеся и их руководители (Мирнова М.Н., Ге opгиевская М.В.) стали победителями фестиваля в номинации лучший образовательный проект. Во всероссийском конкурсе “Первые шаги” учащиеся 4 класса стали лауреатами с дипломом 1 степени (2005).

В основной школе (5-9 классы) учащиеся вовлекаются в решение проблем разного хаpaктера и сложности. Ребята учатся решать проблемы и их ставить, рассматривая в разных плоскостях. Используются такие формы работы, как проведение круглого стола, написание статей различного типа, проведение полевых исследований, мини-конференций, чтений. Многолетний опыт такой работы показывает, что в результате этого у большинства учащихся появляется интерес к более углубленному изучению предметов и отдельных темп, расширяет кругозор, поддерживается творческая атмосфера на уроках и в общении с детьми, стимулируется творческое отношение детей к действительности.

К старшему школьному возрасту (10-11) дети выходят на уровень проведения серьезной самостоятельной научно-исследовательской работы. Самостоятельные исследования проводятся под руководством научного руководителя. Результаты своих работ дети представляют на ежегодных лицейских конференциях, лучшие работы по результатам решения научно-методического совета рекомендуются для участия в областных и всероссийских конкурсах, фестивалях, форумах и конференциях (результаты указаны ниже в таблице 1).

Специфика подхода к проведению исследования заключается в том, что учащиеся имеют широкие возможности в выборе темы исследования, реализуя одну из трех возможностей: выбор темы в соответствии с личностными поисками смысла жизни, то есть, то что связано с личностной самореализацией; выбор темы в соответствии с профессиональным интересом; выбор темы в соответствии с той или иной склонностью к предмету.

Проанализировав, самостоятельные работы учащихся за пять лет (учащиеся 9-11 классов) установлено, что профессиональный интерес учащиеся ставят на первое место 65%, интерес к предмету 21%, личностная самореализация 14%. Все работы старшеклассников выходили за рамки школьной программы по своему содержанию. Анализ исследовательских работ старшеклассников показывает, что учащиеся успешно переносят навыки исследовательского подхода к обучению за рамки школьной программы не только в сфере интересующих их предметов (40%), но и используют этот подход для осознания жизненных целей и решения жизненных задач и проблем (60%).

Прослеживается динамика роста успеваемости в течении года по многим предметам учащихся, которые занимаются научно-исследовательской работой, активное участие этих детей во внеклассных мероприятиях, рост как в творческом, так и личностном плане. Отмечено, что учащиеся, занимавшиеся научно-исследовательской работой легко адаптируются в вузах, занимают общественные места (Черевко Г. –председатель студсовета и занял третье место в студенческой научно-пpaктической конференции правовой академии, Редько И. – староста группы НПИ, Трубникова Е.- лидер студенческого движения РГУ).

К положительным результатам совместной работы следует отнести значительно возросший в последние два года уровень представленных учащимися работ, участие большой группы ребят в городских, областных конференциях и всероссийских конкурсах “Первые шаги” (конкурс пароводится под эгидой МО РФ, учредители конкурса Международный фонд Ролана Быкова, Клуб учителей “Доживем до понедельника”, Международный общественный фонд социально экономических и политологических исследований “Горбачев фонд”, журнал “Вестник образования”), “Экология. Творчество.Дети” (Московский зоопарк, МГПУ), получение ими высокой оценки научного совета конкурса в виде призовых мест (дипломы 1 и 2 степени, три медали Эвариста Галуа, рекомендации для поступления в высшие учебные заведения от научного совета конкурса), почетных грамот и т. д.(см.таблица 1).

Использую консультационную и диагностическую работу в организации учебно-исследовательскиой деятельности старшеклассников, разработала методические рекомендации для старшеклассников, создан энциклопедический словарь юного исследователя (подан на всероссийский конкурс “Управление воспитательным процессом в школе -2006”, г.Москва, конкурс проводится под эгидой МО РФ, АПКиПР и образовательным центром “Педагогический поиск” ).

Регулярно в конце учебного года среди учащихся 10-11 классов проводится анкетирование, где выявляется оценка результатов исследовательской деятельности учащихся. В 2005-2006 учебном году данные показывают, что удовлетворены своей работой 70% опрошенных, причиной неудовлетворенности остальных являлись недостатки собственной работы (собственная неорганизованность, неумение распределять время при выполнение работы, неудачное представление работы и т.д.), а не сама форма самостоятельного исследования и его тема. Это говорит о высокой самокритичности учеников и серьезности их отношения к работе.

Ежегодно организуем и проводим лицейскую научно-пpaктическую конференцию “Мир и мы” в рамках недели науки. Опыт проведения конференции показывает, что ребята не только с большим интересом слушают выступления докладчиков, но и активно участвуют в обсуждении каждой представленной на конференцию работы. Подготовка к конференции требует четкой организации, поэтому проводятся как индивидуальные консультации с учащимися, так и с учителями руководителями ученических исследований (написание экспериментальной работы, аналитической части, оформлению работы, тезисов и доклада выступления на конференции), проводятся совещания с учителями.

Внеурочная работа осуществляется в рамках Малой Академии Наук “Юные исследователи” и экологического кружка “Green Club”. Образовательная программа, разработанная и реализуемая мною, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.

В основе построения учебных предметов естественнонаучного цикла применяем междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. Разработан комплекс требований к проведению исследовательской деятельности в творческих мастерских. Все это указывает на важность и целесообразность изучения обязательного для старшеклассников в лицее элективного курса, дающего азы методов научного познания, методики проведения исследования. Целесообразность введения этого курса в учебно-воспитательный процесс обусловлена тем, что при его реализации одновременно и взаимосвязано осуществлялась подготовка учащихся как к исследовательской деятельности, так и профильная подготовка. Таким является курс в 10 классе “Научно-исследовательская работа по биологии” и “Проектная и исследовательская деятельность по биологии”. В 5-9 классах учащиеся знакомятся с этапами самостоятельной исследовательской деятельности на заседаниях малой академии наук, на занятиях кружка, индивидуальных консультациях с преподавателем.

Тесное сотрудничество с учителями, воспитателями, психологом, врачом и родителями дают возможность координировать совместную работу и составлять индивидуальный образовательный маршрут для каждого учащегося занимающегося исследовательской работой, позволяющей проследить его образовательный рост.

Все достижения учащихся складываются в портфолио. Каждому ученику выдается зачетная книжка юного исследователя, по которой научный руководитель может проследить за систематической исследовательской деятельностью учащегося, а учащийся в свою очередь знает сроки отчета по каждому этапу исследования. Использование такой зачетки облегчает не только организацию работы, но и позволяет осуществлять эффективный контроль за выполнением работы на каждом этапе. Во-первых, это позволяет научить учащихся рационально распределять время, во-вторых планировать свою деятельность, приближая ее к итоговому результату.

Зафиксировано и обосновано позитивное педагогическое воздействие процессов обучения и проведения исследовательской деятельности, в форме работы в творческой мастерской, на развитие и формирование познавательного интереса, активизацию творческой деятельности. Данный факт хаpaктеризует значительное повышение уровня общебиологических и специальных знаний, специальных умений, а также качества проведения и выполнения исследовательской работы.

Результаты совместной научно-пpaктической исследовательской деятельности в лицее с учителями и учащимися – исследователями убеждают в том, что подлинная наука строится только на глубочайшем изучении реальности, окружающего мира. Исследования позвали в путь ребят – в научно-исследовательские биологические, химические и физические лаборатории, на улицы и в парки родного города, в географические экспедиции по изучению местной фауны и флоры – в мир природы. Научно-исследовательская деятельность учащихся создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа.

Цель научно-исследовательской деятельности – влияние достижений педагогической науки, инновационной деятельности на творческое развитие личности. В лицее формируется новое педагогическое общение, творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект - субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Сложилась определенная система работы в течение года. В сентябре и октябре месяце предлагаю учащимся списки тем, по которым можно осуществлять поиск. Лицеист имеет право выбора руководителя и выбора темы. После обсуждения с руководителем плана исследования тема окончательно определяется и в ноябре утверждается на заседании творческой мастерской. Темы исследовательских проектов выбирают в основном интегрированные, междисциплинарные. Анализ тем научно-поисковых работ лицеистов показывает, что они самые разнообразные и служат общей цели обучения в лицее: воспитанию интеллектуально и эмоционально развитой личности, исповедующей здоровый образ жизни и способных к самоопределению на основе гуманистических установок.

Анализируя учебно-исследовательскую деятельность учащихся видно, что приобщение детей к научной работе в условиях лицея сразу решает несколько важных педагогических проблем:

  1. стимулирование интеллектуальной активности лицеистов;
  2. приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
  3. развитие творческого потенциала личности;
  4. подготовка к вузовскому образованию;
  5. развитие познавательного интереса учащихся младших классов;
  6. реализация потребности в самоутверждении личности.



Комментарии:

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

07 11 2025 12:32:33

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

      Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

06 11 2025 6:33:40

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

05 11 2025 18:21:10

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

04 11 2025 8:24:14

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

03 11 2025 3:44:13

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

02 11 2025 9:15:26

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

01 11 2025 0:43:14

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

31 10 2025 8:43:22

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)


    Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

      Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

30 10 2025 12:52:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

29 10 2025 8:31:57

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

28 10 2025 5:40:30

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

27 10 2025 6:49:49

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

26 10 2025 2:17:38

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

25 10 2025 22:32:12

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

24 10 2025 3:56:22

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

23 10 2025 2:35:17

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

22 10 2025 23:44:46

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

21 10 2025 21:51:46

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

20 10 2025 22:29:53

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

19 10 2025 0:57:56

Отдел голосеменные (хвойные растения)


    Отдел голосеменные (хвойные растения)

      Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

18 10 2025 18:58:26

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

17 10 2025 5:26:51

Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор


    Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор

      Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....

16 10 2025 11:20:10

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

15 10 2025 9:17:19

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

14 10 2025 16:58:22

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

13 10 2025 2:57:27

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

12 10 2025 4:35:38

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

11 10 2025 1:12:49

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

10 10 2025 4:15:10

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

09 10 2025 4:47:51

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

08 10 2025 22:58:47

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

07 10 2025 13:19:42

Тема урока: "Цветочная кулинария"


    Тема урока: "Цветочная кулинария"

      Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

06 10 2025 17:49:40

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

05 10 2025 15:53:11

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

04 10 2025 2:33:28

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

03 10 2025 21:17:24

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

02 10 2025 16:15:56

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

01 10 2025 0:44:19

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

30 09 2025 0:40:12

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

29 09 2025 0:46:13

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"


    Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

      Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

28 09 2025 6:51:15

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

27 09 2025 9:49:33

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

26 09 2025 6:22:28

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

25 09 2025 0:22:54

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

24 09 2025 13:47:36

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

23 09 2025 18:58:29

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

22 09 2025 14:14:50

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

21 09 2025 21:24:30

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

20 09 2025 8:57:33

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

19 09 2025 0:33:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::