Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"


    Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Источник:


Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, игровая, развивающее обучение, КСО

Тема урока: «Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа»

Задачи урока:

  1. Выявить уровень знаний об особенностях внешнего строения листа
  2. Сформировать общие биологические понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов; об организме как едином целом; о взаимосвязи организма с окружающей средой.
  3. Учить использовать личный пpaктический опыт для обоснования научных идей.
  4. Воспитывать культуру умственного труда, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Вы любите купаться? Что кто-то не умеет плавать? Это не беда! Я думаю, под руководством умелых инструкторов вы сможете научиться, не только плавать, но даже погружаться на глубоководье. Я приглашаю вас сегодня совершить погружение в океан знаний с необычным названием «Лист». Я прекрасно понимаю тех, кто боится глубоко нырять, ведь от избытка знаний в нашем океане можно и захлебнуться, так что будьте бдительны: выбирайте для себя акваланги для погружения по размеру, следите, чтобы в ваших кислородных баллонах был достаточный запас воздуха для всплытия на поверхность. Не сможете коснуться ногами дна сегодня, значит, сделаете это при следующем заплыве! Всему своё время!

На первом этапе нашей работы я для всех проведу небольшие испытания и попробую выявить «сильные и слабые места» у каждого из вас. А затем мы разобьёмся на группы и тот, кто овладел навыком плаванья в океане знаний наиболее хорошо, будет назначен инструктором, и будет руководить погружением своей группы на заданную глубину. Итак, вперёд, друзья!

Перед сдачей экзамена, я хочу поинтересоваться температурой вашего настроения. У вас на столах есть термометры (Рисунок 1), возьмите их и закрасьте первую полоску таким цветом, какой вам в данную минуту больше всего нравится. На протяжении занятия вы можете самостоятельно закрасить ещё две полоски, если их цвет будет соответствовать изменившемуся у вас настроению, а в конце нашего занятия мы ещё раз вместе измерим температуру своего настроения и затем я объясню, что означают цветные полоски на термометре.

Рисунок 1

II. Закрепление и контроль изученного материала

Итак, всё готово для начала испытаний! Они будут проходить в два этапа. Для того чтобы стать инструктором и вам доверили жизнь и здоровье целой группы при погружении вы должны набрать за два этапа не менее 14 баллов. Первое задание вы будете выполнять в тетрадях, поэтому откройте их, запишите число и тему урока

Задание № 1.

У вас на столах лежат гербарии разных растений. Вам необходимо за пять минут ответить правильно на максимально большее количество мелких вопросов, используя предложенные растения. Каждый вопрос имеет свою стоимость в баллах. Правильность ответов будете проверять у соседа по парте. Верные ответы я раздам по истечении времени. Приступайте к работе, время пошло!

Вопросы стоимостью в 1 балл.

Выберите одно понравившееся вам растение и определите у него:

  1. тип листа (простой или сложный)
  2. способ прикрепления листа (черешковый или сидячий)
  3. тип жилкования (перистое, дуговое или параллельное)
  4. тип листовой пластинки по форме
  5. тип листовой пластинки по краю
  6. тип листовой пластинки по верхушке

Вопросы стоимостью в 2 – 3 балла.

  1. разделите предложенные растения на группы по своему усмотрению и объясните закономерность деления. (3 балла)
  2. сравните, (это, значит, укажите общие и отличающие черты) листья у двух гербарных экземпляров. (3 балла)
  3. из предложенных растений выберите черешковые и сидячие, укажите их главное отличие (2 балла)

Подведём промежуточные итоги!

Проверьте результат работы у своего соседа по парте. Затем разменяйте тетрадки и занесите полученный результат в свою счётную таблицу (Рисунок 2). Они у вас на столах.

Рисунок 2

Задание № 2.

Чтобы начать выполнение этого задания вам придётся объединиться по группам и пересесть в зависимости от того, сколько баллов вы набрали на первом этапе. У вас 30 секунд на шум и пересаживание. Все готовы к дальнейшей работе.

Условия прохождения этого испытания таковы: за две у минуты вы должны коллективно разгадать кроссворд (Рисунок 3). Правильность ответов вы будете проверять, обменявшись заполненными кроссвордами между группами. Правильный ответ стоит 1 балл. За скорость при отсутствии ошибок добавляется от 1 до 3 баллов. Верные ответы я раздам по истечении времени.

Рисунок 3

Вопросы для кроссворда

  1. связующее звено между листовой пластинкой и стeблем (черешок)
  2. зачаточный побег (почка)
  3. у листа она бывает тупой и острой (верхушка)
  4. проводящая система листа (жилка)
  5. боковой орган побега (лист)
  6. жилкование листа с математическим названием (параллельное)
  7. и тип жилкования, и тип сложного листа (перист -ое, - ый)
  8. пигмент листа, придающий ему окраску и необходимый для фотосинтеза (хлорофилл)
  9. жилкование однодольных растений (дуговое)
  10.  основная часть листа (пластинка)

Подведём промежуточные итоги!

Проверьте результат работы у соседней группы. Затем разменяйтесь кроссвордами и занесите полученный результат группы каждый в свою счётную таблицу. Подсчитайте общее количество набранных баллов.

Итак, сегодня статус инструкторов присваивается следующим ребятам: (ф. и. лидеров и вручение отличительных знаков).

Ребята, не забудьте измерить температуру своего настроения.

III. Изучение нового материала

Уважаемые инструкторы, вы можете по своему желанию набрать себе группы для погружения в океан новых знаний, только, пожалуйста, учитывайте желание самих ребят. В группе должно быть не более четырёх человек. В случае, когда кто-либо из начинающих аквалангистов останется без присмотра инструктора, я оставляю за собой право перераспределить группы на свое усмотрение. Постарайтесь никого не обидеть, словом сказанным невзначай. У вас на шум 40 секунд. Время пошло!

(Для выполнения задания дети получают таблицы с пустыми ячейками во 2, 3, 4 столбцах, заполнен только первый столбик).

Ребята перед вами сейчас стоит очень ответственная цель, вам необходимо с помощью теста учебника разобраться в особенностях внутреннего строения листа и выявить его функции. Каким способом вы это будете делать решайте сами в группе под руководством инструктора.

Задание № 3

Используя текст учебника на стр. 66–68 заполните пустые ячейки во 2–4 столбцах таблицы (Рисунок 4), помогая, друг другу. Время для выполнения семь – десять минут.

Рисунок 4 Вы можете посмотреть здесь.

(Образец для сравнения)

1

2

3

4

Слой листа

Какой тканью образован этот слой

Особенности строения клеток ткани

 Функции этого слоя

Кожица (эпидермис)

Покровная

Клетки прозрачные, плотно прилегают друг к другу. Имеются устьица.

Пропускают свет к внутреннему слою; защищают его; процесс испарения и газообмена.

Мякоть

Фотосинтезирующая:

Клетки содержат хлоропласты.

 

 Столбчатая

 

Кл. столбовидные плотно прилегают друг к другу под верхней кожицей листа.

Синтез органических веществ

Губчатая

 

Между кл. большие межклетники, кл. округлые расположены рыхло ближе к нижней кожице листа.

Синтез органических веществ, газообмен

Проводящая и механическая

Образуют пучки флоэмы (луба) и ксилемы (древесины)

Tрaнcпортирует органические и минеральные вещества, придаёт прочность и эластичность листу

Проверяем коллективно! За каждый правильный ответ 2 балла. Полностью правильно заполненная таблица позволяет получить 32 балла и погрузиться на такое же количество метров! (т.к. всего должно быть 16 правильных ответов) Подсчитайте результат и занесите его каждый в свою счётную таблицу.

Ребята, измерьте температуру своего настроения ещё раз.

Прежде чем перейти к последнему испытанию, используя свои записи в таблице, ответьте мне на два вопроса:

  • какие три процесса происходят в наружном и внутреннем слоях листа? (испарение, газообмен, синтез органических веществ)
  • какую роль играют эти процесс в жизни растения и природе в целом? (испарение – охлаждение растения, регуляция корневого давления, круговорот воды в природе; газообмен – дыхание растения и поставка углекислого газа необходимого для воздушного питания; синтез органических веществ – воздушное питание растения, выделение кислорода в атмосферу Земли, начальное звено пищевых цепей в природе)

Задание № 4. (На выбор) работа в парах (вариант А (Рисунок 5)), группах (вариант Б (Рисунок 6)) или индивидуально (вариант В); время выполнения - 5 минут

Рисунок 5 Вы можете посмотреть здесь.

Рисунок 6 Вы можете получить у автора статьи.

А. Соедините стрелками зарисовки опытов с основными процессами, происходящие в листе и попробуйте устно объяснить соседу по парте хотя бы один из них на ваш выбор. (За правильно выполненное задание – 8 баллов)

Б. Объясните устно в группе заложенные опыты (по выбору вслепую), доказывающие протекание основных процессов в листе. (Каждое верное объяснение – 7 баллов)

В. Предложите свои опыты, доказывающие протекание основных процессов в листе. (Каждое верное предложение –10 баллов)

Варианты А и Б самостоятельно оценивают себя, вариант В заслушиваем предложения и комментируем оценку коллективно.

Полученные результаты заносим в счётную таблицу и подсчитываем общий результат.

IV. Подведение итогов урока

Итак, ребята, мы выполнили последнее задание, которое позволяло нам погрузиться на дно океана под названием «Лист». Подсчитайте общее количество баллов за 3 – 4 задание и вы увидите, на сколько вы погрузились в этот океан, определите, сколько недотягиваете до дна, ведь максимальную глубину океана мы знаем – 50 метров.

Итак, кто же сегодня не преодолел отметку от 30 до 39 метров? Нет таких!

Кому покорилась глубина от 40 до 49 метров? Молодцы! Я рада за вас!

И наконец, кому удалось достичь океанского дна с отметкой в 50 метров? Умнички!

И последний штрих нашего занятия. Измерьте, пожалуйста, температуру вашего настроения в настоящую минуту.

Теперь я готова вам объяснить значение выбранных вами цветовых полосок.

  • Чёрный цвет – у меня ужасное настроение
  • Коричневый цвет – мне плохо
  • Зелёный цвет – я чувствую себя несколько скованно
  • Жёлтый цвет – мне хорошо
  • Красный цвет – я на вершине блаженства, у меня всё получилось.

Я очень рада, что у многих из вас настроение в процессе сегодняшнего урока изменилось в лучшую сторону.

V. Домашнее задание

А тем, у кого сегодня не всё получилось, так как хотелось, я рекомендую дома прочитать §18, и на следующем уроке ваши ответы будут лучшими. А особо любознательным есть два вопроса, по ним можно приготовить сообщения:

  1. Почему плачет монстера-плакса с берегов Амaзoнки?
  2. В какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они сразу не завяли?

И последний момент, подпишите свои фамилии на термометрах и счётных таблицах и сдайте их мне, а рабочие листы вклейте дома в свои тетради.

Спасибо всем за урок!



Комментарии:

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

30 03 2023 2:15:12

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

29 03 2023 6:11:20

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

28 03 2023 13:41:48

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

27 03 2023 20:14:43

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

26 03 2023 22:41:58

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

25 03 2023 9:15:52

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

24 03 2023 15:11:23

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

23 03 2023 11:45:39

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

      Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

22 03 2023 19:11:19

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

21 03 2023 21:13:57

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

20 03 2023 17:11:22

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

19 03 2023 23:25:56

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

18 03 2023 8:14:38

Пpaктическая работа "Фотосинтез"


    Пpaктическая работа "Фотосинтез"

      Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

17 03 2023 18:13:42

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

16 03 2023 1:36:57

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

15 03 2023 22:49:49

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

14 03 2023 22:16:17

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

13 03 2023 5:36:24

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

12 03 2023 22:16:46

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

11 03 2023 0:27:52

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

10 03 2023 6:22:48

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение

Класс Коралловые полипы. Хаpaктеристика, питание и строение Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....

09 03 2023 19:15:29

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

08 03 2023 10:29:40

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

07 03 2023 22:38:49

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

06 03 2023 5:55:23

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

05 03 2023 11:31:29

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

04 03 2023 9:16:30

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

03 03 2023 3:36:19

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

02 03 2023 7:29:34

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

01 03 2023 1:59:41

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

28 02 2023 4:49:30

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

27 02 2023 9:55:26

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

26 02 2023 11:37:36

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

25 02 2023 6:50:41

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

24 02 2023 9:12:24

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

23 02 2023 1:38:51

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

22 02 2023 7:30:33

Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс


    Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....

21 02 2023 6:16:24

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

20 02 2023 21:21:23

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

19 02 2023 0:36:42

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

18 02 2023 15:46:25

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

17 02 2023 11:42:53

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

16 02 2023 3:18:50

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

15 02 2023 8:13:33

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

14 02 2023 13:26:58

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

13 02 2023 9:59:35

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

12 02 2023 19:46:24

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

11 02 2023 1:53:43

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

10 02 2023 12:49:48

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

09 02 2023 16:45:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::