Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"


    Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, игровая, развивающее обучение, КСО

Тема урока: «Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа»

Задачи урока:

  1. Выявить уровень знаний об особенностях внешнего строения листа
  2. Сформировать общие биологические понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов; об организме как едином целом; о взаимосвязи организма с окружающей средой.
  3. Учить использовать личный пpaктический опыт для обоснования научных идей.
  4. Воспитывать культуру умственного труда, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Вы любите купаться? Что кто-то не умеет плавать? Это не беда! Я думаю, под руководством умелых инструкторов вы сможете научиться, не только плавать, но даже погружаться на глубоководье. Я приглашаю вас сегодня совершить погружение в океан знаний с необычным названием «Лист». Я прекрасно понимаю тех, кто боится глубоко нырять, ведь от избытка знаний в нашем океане можно и захлебнуться, так что будьте бдительны: выбирайте для себя акваланги для погружения по размеру, следите, чтобы в ваших кислородных баллонах был достаточный запас воздуха для всплытия на поверхность. Не сможете коснуться ногами дна сегодня, значит, сделаете это при следующем заплыве! Всему своё время!

На первом этапе нашей работы я для всех проведу небольшие испытания и попробую выявить «сильные и слабые места» у каждого из вас. А затем мы разобьёмся на группы и тот, кто овладел навыком плаванья в океане знаний наиболее хорошо, будет назначен инструктором, и будет руководить погружением своей группы на заданную глубину. Итак, вперёд, друзья!

Перед сдачей экзамена, я хочу поинтересоваться температурой вашего настроения. У вас на столах есть термометры (Рисунок 1), возьмите их и закрасьте первую полоску таким цветом, какой вам в данную минуту больше всего нравится. На протяжении занятия вы можете самостоятельно закрасить ещё две полоски, если их цвет будет соответствовать изменившемуся у вас настроению, а в конце нашего занятия мы ещё раз вместе измерим температуру своего настроения и затем я объясню, что означают цветные полоски на термометре.

Рисунок 1

II. Закрепление и контроль изученного материала

Итак, всё готово для начала испытаний! Они будут проходить в два этапа. Для того чтобы стать инструктором и вам доверили жизнь и здоровье целой группы при погружении вы должны набрать за два этапа не менее 14 баллов. Первое задание вы будете выполнять в тетрадях, поэтому откройте их, запишите число и тему урока

Задание № 1.

У вас на столах лежат гербарии разных растений. Вам необходимо за пять минут ответить правильно на максимально большее количество мелких вопросов, используя предложенные растения. Каждый вопрос имеет свою стоимость в баллах. Правильность ответов будете проверять у соседа по парте. Верные ответы я раздам по истечении времени. Приступайте к работе, время пошло!

Вопросы стоимостью в 1 балл.

Выберите одно понравившееся вам растение и определите у него:

  1. тип листа (простой или сложный)
  2. способ прикрепления листа (черешковый или сидячий)
  3. тип жилкования (перистое, дуговое или параллельное)
  4. тип листовой пластинки по форме
  5. тип листовой пластинки по краю
  6. тип листовой пластинки по верхушке

Вопросы стоимостью в 2 – 3 балла.

  1. разделите предложенные растения на группы по своему усмотрению и объясните закономерность деления. (3 балла)
  2. сравните, (это, значит, укажите общие и отличающие черты) листья у двух гербарных экземпляров. (3 балла)
  3. из предложенных растений выберите черешковые и сидячие, укажите их главное отличие (2 балла)

Подведём промежуточные итоги!

Проверьте результат работы у своего соседа по парте. Затем разменяйте тетрадки и занесите полученный результат в свою счётную таблицу (Рисунок 2). Они у вас на столах.

Рисунок 2

Задание № 2.

Чтобы начать выполнение этого задания вам придётся объединиться по группам и пересесть в зависимости от того, сколько баллов вы набрали на первом этапе. У вас 30 секунд на шум и пересаживание. Все готовы к дальнейшей работе.

Условия прохождения этого испытания таковы: за две у минуты вы должны коллективно разгадать кроссворд (Рисунок 3). Правильность ответов вы будете проверять, обменявшись заполненными кроссвордами между группами. Правильный ответ стоит 1 балл. За скорость при отсутствии ошибок добавляется от 1 до 3 баллов. Верные ответы я раздам по истечении времени.

Рисунок 3

Вопросы для кроссворда

  1. связующее звено между листовой пластинкой и стeблем (черешок)
  2. зачаточный побег (почка)
  3. у листа она бывает тупой и острой (верхушка)
  4. проводящая система листа (жилка)
  5. боковой орган побега (лист)
  6. жилкование листа с математическим названием (параллельное)
  7. и тип жилкования, и тип сложного листа (перист -ое, - ый)
  8. пигмент листа, придающий ему окраску и необходимый для фотосинтеза (хлорофилл)
  9. жилкование однодольных растений (дуговое)
  10.  основная часть листа (пластинка)

Подведём промежуточные итоги!

Проверьте результат работы у соседней группы. Затем разменяйтесь кроссвордами и занесите полученный результат группы каждый в свою счётную таблицу. Подсчитайте общее количество набранных баллов.

Итак, сегодня статус инструкторов присваивается следующим ребятам: (ф. и. лидеров и вручение отличительных знаков).

Ребята, не забудьте измерить температуру своего настроения.

III. Изучение нового материала

Уважаемые инструкторы, вы можете по своему желанию набрать себе группы для погружения в океан новых знаний, только, пожалуйста, учитывайте желание самих ребят. В группе должно быть не более четырёх человек. В случае, когда кто-либо из начинающих аквалангистов останется без присмотра инструктора, я оставляю за собой право перераспределить группы на свое усмотрение. Постарайтесь никого не обидеть, словом сказанным невзначай. У вас на шум 40 секунд. Время пошло!

(Для выполнения задания дети получают таблицы с пустыми ячейками во 2, 3, 4 столбцах, заполнен только первый столбик).

Ребята перед вами сейчас стоит очень ответственная цель, вам необходимо с помощью теста учебника разобраться в особенностях внутреннего строения листа и выявить его функции. Каким способом вы это будете делать решайте сами в группе под руководством инструктора.

Задание № 3

Используя текст учебника на стр. 66–68 заполните пустые ячейки во 2–4 столбцах таблицы (Рисунок 4), помогая, друг другу. Время для выполнения семь – десять минут.

Рисунок 4 Вы можете посмотреть здесь.

(Образец для сравнения)

1

2

3

4

Слой листа

Какой тканью образован этот слой

Особенности строения клеток ткани

 Функции этого слоя

Кожица (эпидермис)

Покровная

Клетки прозрачные, плотно прилегают друг к другу. Имеются устьица.

Пропускают свет к внутреннему слою; защищают его; процесс испарения и газообмена.

Мякоть

Фотосинтезирующая:

Клетки содержат хлоропласты.

 

 Столбчатая

 

Кл. столбовидные плотно прилегают друг к другу под верхней кожицей листа.

Синтез органических веществ

Губчатая

 

Между кл. большие межклетники, кл. округлые расположены рыхло ближе к нижней кожице листа.

Синтез органических веществ, газообмен

Проводящая и механическая

Образуют пучки флоэмы (луба) и ксилемы (древесины)

Tрaнcпортирует органические и минеральные вещества, придаёт прочность и эластичность листу

Проверяем коллективно! За каждый правильный ответ 2 балла. Полностью правильно заполненная таблица позволяет получить 32 балла и погрузиться на такое же количество метров! (т.к. всего должно быть 16 правильных ответов) Подсчитайте результат и занесите его каждый в свою счётную таблицу.

Ребята, измерьте температуру своего настроения ещё раз.

Прежде чем перейти к последнему испытанию, используя свои записи в таблице, ответьте мне на два вопроса:

  • какие три процесса происходят в наружном и внутреннем слоях листа? (испарение, газообмен, синтез органических веществ)
  • какую роль играют эти процесс в жизни растения и природе в целом? (испарение – охлаждение растения, регуляция корневого давления, круговорот воды в природе; газообмен – дыхание растения и поставка углекислого газа необходимого для воздушного питания; синтез органических веществ – воздушное питание растения, выделение кислорода в атмосферу Земли, начальное звено пищевых цепей в природе)

Задание № 4. (На выбор) работа в парах (вариант А (Рисунок 5)), группах (вариант Б (Рисунок 6)) или индивидуально (вариант В) ; время выполнения - 5 минут

Рисунок 5 Вы можете посмотреть здесь.

Рисунок 6 Вы можете получить у автора статьи.

А. Соедините стрелками зарисовки опытов с основными процессами, происходящие в листе и попробуйте устно объяснить соседу по парте хотя бы один из них на ваш выбор. (За правильно выполненное задание – 8 баллов)

Б. Объясните устно в группе заложенные опыты (по выбору вслепую), доказывающие протекание основных процессов в листе. (Каждое верное объяснение – 7 баллов)

В. Предложите свои опыты, доказывающие протекание основных процессов в листе. (Каждое верное предложение –10 баллов)

Варианты А и Б самостоятельно оценивают себя, вариант В заслушиваем предложения и комментируем оценку коллективно.

Полученные результаты заносим в счётную таблицу и подсчитываем общий результат.

IV. Подведение итогов урока

Итак, ребята, мы выполнили последнее задание, которое позволяло нам погрузиться на дно океана под названием «Лист». Подсчитайте общее количество баллов за 3 – 4 задание и вы увидите, на сколько вы погрузились в этот океан, определите, сколько недотягиваете до дна, ведь максимальную глубину океана мы знаем – 50 метров.

Итак, кто же сегодня не преодолел отметку от 30 до 39 метров? Нет таких!

Кому покорилась глубина от 40 до 49 метров? Молодцы! Я рада за вас!

И наконец, кому удалось достичь океанского дна с отметкой в 50 метров? Умнички!

И последний штрих нашего занятия. Измерьте, пожалуйста, температуру вашего настроения в настоящую минуту.

Теперь я готова вам объяснить значение выбранных вами цветовых полосок.

  • Чёрный цвет – у меня ужасное настроение
  • Коричневый цвет – мне плохо
  • Зелёный цвет – я чувствую себя несколько скованно
  • Жёлтый цвет – мне хорошо
  • Красный цвет – я на вершине блаженства, у меня всё получилось.

Я очень рада, что у многих из вас настроение в процессе сегодняшнего урока изменилось в лучшую сторону.

V. Домашнее задание

А тем, у кого сегодня не всё получилось, так как хотелось, я рекомендую дома прочитать §18, и на следующем уроке ваши ответы будут лучшими. А особо любознательным есть два вопроса, по ним можно приготовить сообщения:

  1. Почему плачет монстера-плакса с берегов Амaзoнки?
  2. В какое время суток лучше срезать цветы, чтобы они сразу не завяли?

И последний момент, подпишите свои фамилии на термометрах и счётных таблицах и сдайте их мне, а рабочие листы вклейте дома в свои тетради.

Спасибо всем за урок!



Комментарии:

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

31 05 2025 23:36:18

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

30 05 2025 15:35:52

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

29 05 2025 10:50:26

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

28 05 2025 2:12:24

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

27 05 2025 17:10:20

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

26 05 2025 4:11:25

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

25 05 2025 11:50:38

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

24 05 2025 5:12:22

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

23 05 2025 13:51:29

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

22 05 2025 1:53:12

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

21 05 2025 7:43:11

Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

20 05 2025 17:34:11

Личностно ориентированный подход в обучении биологии


    Личностно ориентированный подход в обучении биологии

      Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....

19 05 2025 12:30:48

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

18 05 2025 14:48:59

Симфония по рецепту


    Симфония по рецепту

      Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....

17 05 2025 11:34:46

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

16 05 2025 22:56:48

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

15 05 2025 6:30:30

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

14 05 2025 4:56:29

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

13 05 2025 9:41:45

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

12 05 2025 20:20:58

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

11 05 2025 20:43:20

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

10 05 2025 4:31:54

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

09 05 2025 23:16:38

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

08 05 2025 9:29:31

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

07 05 2025 6:14:44

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

06 05 2025 10:23:25

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

05 05 2025 2:12:29

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

04 05 2025 19:52:49

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

03 05 2025 15:18:15

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

02 05 2025 19:36:11

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

01 05 2025 20:33:48

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

30 04 2025 8:43:50

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

29 04 2025 1:33:27

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

28 04 2025 23:35:28

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

27 04 2025 13:42:24

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

26 04 2025 16:44:57

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

25 04 2025 4:29:11

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

24 04 2025 13:53:43

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

23 04 2025 15:50:36

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

22 04 2025 21:48:22

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"


    Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

      Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

21 04 2025 9:24:54

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

20 04 2025 16:35:19

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

19 04 2025 18:57:43

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

      Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....

18 04 2025 6:10:44

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

17 04 2025 9:53:49

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

16 04 2025 1:49:27

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

15 04 2025 5:56:31

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

14 04 2025 7:34:37

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

13 04 2025 4:38:51

Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека


    Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении анатомии и физиологии человека

      Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....

12 04 2025 17:54:40

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::