Лаборатория фитоинвазий    

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

Цель урока: познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классифицировать.

Задачи урока

Образовательные:

  • Сформировать у школьников понятие о биотических взаимоотношениях в природе
  • Выявить в ходе изучения нового материала, что лежит в основе различных типов взаимодействия живых организмов
  • Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей
  • Продолжить работу с биологическими терминами

Развивающие:

  • Продолжать развивать у учащихся основы поисковой работы
  • Уметь делать выводы и умозаключения на основе полученных сведений, т.е. развивать аналитические способности
  • Работать над умением школьников обобщать полученные знания, т.е. приводить в систему
  • Расширять кругозор учащихся, используя задания на внутри предметные связи (общая биология-ботаника-зоология)

Воспитательные:

  • Воспитывать способность “слушать и слышать” собеседника при работе над общей проблемой
  • Прививать умение чётко и логично излагать своё мнение и обосновывать его

Оборудование: АРМ учителя, инструктивные карточки с иллюстрациями (печатный или электронный вид) с сопроводительными текстами и вопросами, опорные конспекты урока (ОК) с таблицей для заполнения, контрольная таблица в электронном виде, вспомогательные карточки для рефлексии полученных знаний,.

Учебное пособие: учебник Биология. Общие закономерности. 10-11 классы. Авторы В.Б.Захаров. С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. М., “Дрофа”, 2003

Методы:

  1. Словесный
  2. Репродуктивный
  3. Исследовательский
  4. Проблемно-поисковый
  5. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения по образцу, комментированные)

Методические приёмы:

1. Логические:

  • постановка проблемных вопросов
  • выявление общих признаков и свойств
  • обобщение сведений на основе из анализа
  • выводы

2. Технические:

  • работа по заполнению таблицы
  • выполнение учащимися сравнительных исследований

3. Организационные:

  • актуализация знаний учащихся
  • мотивация учебной деятельности
  • постановка проблемных вопросов
  • формирование новых способов действия
  • использование личного опыта и знаний учащихся
  • обобщение и систематизация
  • подведение итогов

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности путём постановки
    проблемного вопроса
  4. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по инструктивным картам
  5. Обобщение и систематизация знаний
  6. Рефлексия полученных знаний
  7. Подведение итогов урока. Д/3

Оформление урока.

  1. Записи на доске темы и девиза урока
  2. На экран проецируется общая таблица для заполнения в ходе урока (копия ОК)
  3. Парты распределены для работы 3-х групп учащихся
  4. На партах: инструктивные карточки (могут проецироваться на экран или быть в печатном варианте при отсутствии технических средств), опорные конспекты, карты с заданием по закреплению изученного материала (карты разного цвета для оптимизации работы на уроке)

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный этап.

Парты расставлены в виде буквы “П”. Это позволит произвольно сформировать группы учащихся.

Учащиеся заходят в кабинет и занимают места по группам.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Мы изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.

Может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Сегодня вам понадобятся ваши знания по ботанике и зоологии для подтверждения этого.

Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношении - это тема нашего сегодняшнего урока.

III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Чтобы определиться с целью нашего урока, прочитайте внимательно эпиграф.

Почему же жизнь растений и животных - это проблема? (Потому что взаимоотношения организмов сложные и разнообразные).

Да. А любая проблема требует решения. На основании этого попробуйте сформулировать сегодняшнюю цель.

(Цель познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности), а ещё - систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить.

Вперёд за решением!

IV. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по иллюстрированным инструктивным карточкам.

Учитель: Взаимодействия двух популяций теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов “+”, “ - ”, “О” , где

“+” - выгода
“ - ” - ухудшение состояния
“О” - отсутствие значения

(данные значения заранее написаны на доске).

В природе существуют все возможные комбинации. Давайте составим все варианты комбинаций (запись на доске):

++ +0 +- - 0 - - 00

Внимание, группы!

У каждой группы есть инструктивные карточки с иллюстрациями, описаниями и вопросами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Ваша задача - выявить эти типы взаимоотношений и охарактеризовать их. Рассмотрите иллюстрации, и, пользуясь знаковой символикой, определите тип влияния организмов друг на друга. Каждая группа работает над блоком информации, соответствующей номеру группы. Использовать карандаши.

Группам отводится время около 3 мин.

Учитель корректирует и направляет работу групп.

V. Обобщение и систематизация знаний.

По окончании работы представитель группы выступает с отчётом по проведённому исследованию и сообщает его результаты другим группам, (в опорных конспектах ОК по ходу отчётов учащимися частично заполняются столбцы Б и В символами + ,-,0

(ПРИЛОЖЕИЕ 2) , а таблица- образец - учителем или представителями групп, изображение проецируется на экране (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Группа № 1: Все предложенные нам примеры отражали отношения, выгодные обоим видам.

Учитель: это группа взаимополезных отношений (столбец В) и называются они симбиоз (столбец Г, запись в ОК).

Группа №2: наши примеры отражали отношения, при которых один из видов получает выгоду, а другому это взаимодействие безразлично.

Учитель: это группа полезнонеитральных отношений (столбец В) и называются они комменсализм (столбец Г, запись в ОК).

Группа №3: у нас встретились два варианта примеров.

Первый: один из организмов всегда получает выгоду, а другой угнетается. Второй: оба вида взаимно угнетают друг друга.

Учитель: это группа полезно- и взаимновредных отношений (столбец В) и называются они антибиоз [столбец Г, запись в ОК).

Итак, мы выявили три основных типа взаимодействий по принципу значимости их для организмов. Обратите внимание, хотя им и соответствуют одинаковые пары символов, имеет место разделение их на подтипы. Что же лежит в основе этого деления? (Условия сосуществования). Каковы они, вы должны были установить, ответив на поставленные вопросы.

Группа №1: в первом случае:

присутствие партнёра является обязательным жизненно необходимым условием

Учитель: эти взаимоотношения называются мутуализмом

(в ОК заполняется столбец Б )

Во втором случае: польза для обоих видов очевидная, но постоянная связь не обязательна

Учитель: эти взаимоотношения называются кооперацией

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №2: в первом случае:

один вид питается остатками пищи другого вида.

Учитель: эти взаимоотношения называются нахлебничеством

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид обитает в жилище или теле другого вида, не оказывая на него никакого влияния

Учитель: эти взаимоотношения называются квартиранством

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №3: в первом случае:

одни организмы питаются другими организмами, которых они ловят и умерщвляют.

Учитель: эти взаимоотношения называются хищничеством

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид использует другой как местообитания и постоянный источник питания, не доводя хозяина до гибели

Учитель: эти взаимоотношения называются паразитизмом

(в ОК заполняется столбец Б).

В третьем случае:

возникает между особями одного вида, или у видов со сходными экологическими требованиями и обитающими рядом

Учитель: эти взаимоотношения называются конкуренция

(в ОК заполняется столбец Б).

По отчётам групп в ОК заполняется столбец А под контролем учителя.

ВЫВОД: таким образом, выполнив работу над ОК, что вы можете сказать о классификации биотических связей? (они классифицируются по типу влияния видов друг на друга)

Что лежит в основе этого влияния? (Условия сосуществования)

В ваших ОК остались незаполненными пункты 4 и 5. Эти типы взаимоотношений характеризуются сочетаниями символов 00 и -0.

П.4 вы заполняете дома по уже выявленным принципам, используя текст § 17.4 учебника.
П.5 под* для желающих с использованием дополнительной литературы (см. ОК)

VI. Рефлексия полученных знаний.

На зеленых карточках - задание, выполнение которого покажет, насколько вы чётко поняли сегодняшний материал (2 мин.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Анализ выполнения работы осуществляется в зависимости от наличия времени: либо сразу на уроке, либо листочки собираются и обсуждаются на следующем уроке с последующим оцениванием.

VII. Подведение итогов урока. Д/3.

Д/3 с комментариями указано в ОК, которые вы забираете домой и подклеиваете в тетради.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу " Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме " Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

25 02 2021 23:31:34

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

24 02 2021 6:18:56

Экологический слет "Юных друзей природы"

Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

23 02 2021 19:12:38

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

22 02 2021 12:33:20

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Практическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

21 02 2021 23:21:59

Здоровье человека. Биоритмы жизни

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

20 02 2021 10:58:50

Цветок и его строение

Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

19 02 2021 3:20:42

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

18 02 2021 14:26:59

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И. П. является 2-м в теме « Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

17 02 2021 18:59:28

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

16 02 2021 23:55:35

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный характер. С целью визуализации используется И Д Smart Board и разработанная программа Smart notebook " Начальные этапы развития жизни". ...

15 02 2021 15:15:45

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

В статье " Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

14 02 2021 1:41:21

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

13 02 2021 0:42:49

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле. ...

12 02 2021 23:35:14

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

11 02 2021 14:17:36

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

10 02 2021 15:39:29

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

09 02 2021 15:43:41

Царство грибов

Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

08 02 2021 12:54:18

Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью. ...

07 02 2021 17:27:39

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

06 02 2021 12:51:41

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

05 02 2021 14:31:21

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

04 02 2021 17:11:25

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

03 02 2021 16:29:49

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

02 02 2021 19:55:43

Генетика Биология

Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

01 02 2021 7:42:15

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

31 01 2021 9:31:54

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

30 01 2021 12:35:57

Развитие организма и окружающая среда

Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

29 01 2021 21:51:42

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

Урок расширяет представления об опорно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

28 01 2021 23:46:28

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

27 01 2021 11:36:53

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

26 01 2021 1:47:19

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

25 01 2021 6:46:36

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

Урок " Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н. И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

24 01 2021 10:56:29

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

23 01 2021 5:15:30

Урок "Кольчатые черви"

Урок по биологии " Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает характеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....

22 01 2021 23:58:38

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

21 01 2021 9:10:46

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

20 01 2021 5:54:59

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

19 01 2021 8:45:51

Урок в 9–м классе "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

18 01 2021 11:21:45

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

17 01 2021 14:38:27

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

16 01 2021 4:27:45

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике....

15 01 2021 11:12:46

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

Урок составлен по программе Сонина Н. И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

14 01 2021 3:10:33

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом С П И Да и другими вирусными заболеваниями....

13 01 2021 15:40:50

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

12 01 2021 15:11:27

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

11 01 2021 1:19:37

Тема урока: "Строение растительной клетки"

Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

10 01 2021 9:25:25

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

09 01 2021 9:33:15

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

08 01 2021 8:12:37

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

07 01 2021 13:37:12

Изучение видовой структуры биоценоза

Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

06 01 2021 23:58:37

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о С П И Де. ...

05 01 2021 3:11:51

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке « Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка « Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

04 01 2021 15:29:27

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

03 01 2021 3:23:58

Особенности селекции растений

Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

02 01 2021 2:54:24

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

01 01 2021 20:42:52

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая практическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

31 12 2020 10:59:35

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

Ролевая игра-пресс-конференция по теме " Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

30 12 2020 3:25:13

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

29 12 2020 7:36:23

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

28 12 2020 4:26:12

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление....

27 12 2020 6:29:48

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

26 12 2020 11:53:15

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

25 12 2020 17:11:56

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

24 12 2020 15:51:54

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

23 12 2020 20:41:54

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

Данный урок является завершающим по теме « Птицы» в 7-м классе по У М К Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

22 12 2020 4:20:10

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса " Брюхоногие", " Двустворчатые" и " Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

21 12 2020 8:58:45

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

20 12 2020 2:42:41

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

19 12 2020 19:16:14

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

18 12 2020 14:51:25

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

17 12 2020 17:22:55

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

Изучение учебного предмета " Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

16 12 2020 17:47:49

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

15 12 2020 22:12:27

Обобщающий урок на тему «Опорно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

Урок показывает единство строения и функции опорно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала практика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

14 12 2020 10:27:28

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

13 12 2020 14:40:27

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

12 12 2020 16:17:14

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

11 12 2020 3:47:15

Строение и функции кожи. 8-й класс

Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

10 12 2020 5:56:43

Тема урока: "Пища и культура питания"

Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

09 12 2020 15:34:41

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

08 12 2020 5:14:33

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

07 12 2020 15:32:19

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

06 12 2020 2:26:33

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

Описывается работа с сетевой лабораторией Глобал Лаб и компьютерной игрой « Оматокалингар» (автор Ловягин С. Н.), апробация которой прошла в школе автора....

05 12 2020 5:38:20

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме « Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем « Формы взаимодействия популяций разных видов», « Приспособленность – результат эволюции», « Основы современной систематики»....

04 12 2020 22:50:51

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую практическую значимость. ...

03 12 2020 13:12:36

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

02 12 2020 15:59:44

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

01 12 2020 11:14:19

Методическая разработка урока "Иммунитет"

Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

30 11 2020 20:48:52

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей и их состав

Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

29 11 2020 11:22:15

Урок-прогноз "Путь к долголетию"

Представлен конспепкт урока-прогноза " Путь к долголетию"....

28 11 2020 0:42:52

Викторина "Семейства цветковых растений"

Обобщающий урок-викторина по теме « Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

27 11 2020 5:34:23

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

26 11 2020 10:25:21

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

25 11 2020 2:48:46

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Урок повторения и обобщения знаний по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

24 11 2020 13:36:39

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

23 11 2020 7:38:34

Защита проекта "Мир водорослей"

На тему " Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему " Общая характеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке " Общая характеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме " Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта " Мир водорослей"....

22 11 2020 19:28:23

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке " Осанка" выполняются упражнения " Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

21 11 2020 9:19:20

Индивидуальное развитие растений Биология

Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до смерти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

20 11 2020 17:28:50

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

19 11 2020 1:25:18

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс " Своя игра" идет на основе интерактивной презентации....

18 11 2020 17:10:19

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

17 11 2020 19:36:51

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

16 11 2020 3:15:55

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

15 11 2020 19:27:24

Функция белков в клетке. Ферменты (10-й класс)

На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, практическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет практическую направленность при обучении спортсменов училища. ...

14 11 2020 8:10:56

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

13 11 2020 22:27:16

Использование слайдовой презентации на уроке биологии

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

12 11 2020 0:36:47

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

11 11 2020 7:57:42

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

10 11 2020 1:43:51

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

09 11 2020 7:23:27

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

08 11 2020 7:20:42

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

07 11 2020 23:37:30

Конспект урока по биологии "Гуморальная регуляция функций организма"

Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

06 11 2020 18:42:36

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

05 11 2020 11:27:49

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

04 11 2020 17:57:56

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

03 11 2020 5:18:28

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

02 11 2020 11:55:33

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный характер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

01 11 2020 17:34:13

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

31 10 2020 9:12:42

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы « Отдел покрытосеменные растения»....

30 10 2020 9:21:42

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип членистоногие"

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

29 10 2020 20:44:46

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

28 10 2020 10:13:21

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

Урок по теме « Происхождение и многообразие земноводных» применяет И К Т. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

27 10 2020 7:27:56

Сохранение многообразия видов

Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы « Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

26 10 2020 14:11:24

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

25 10 2020 16:56:35

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

24 10 2020 17:23:42

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

23 10 2020 2:14:25

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

22 10 2020 15:51:29

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

21 10 2020 0:40:13

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

20 10 2020 5:26:57

Практикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

19 10 2020 0:32:45

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием И Т, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

18 10 2020 0:47:53

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

17 10 2020 21:43:21

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

16 10 2020 20:29:58

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

Представлен конспект комбинированного урока по теме: " Кровь - река жизни"....

15 10 2020 16:48:26

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

Разработка урока « Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

14 10 2020 21:11:27

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике " Кологривский лес"....

13 10 2020 14:55:45

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p> Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

12 10 2020 8:22:24

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме " Рыбы" – " Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

11 10 2020 7:28:56

Критерии вида. 11-й класс

Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

10 10 2020 0:49:29

Урок "Иммунитет"

Урок проводится в 8-м классе по программе Н. И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием Н И Т (новых информационных технологий)....

09 10 2020 6:11:45

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

08 10 2020 3:43:45

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

07 10 2020 15:35:19

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

06 10 2020 18:54:25

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

05 10 2020 19:57:56

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

04 10 2020 15:41:47

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

03 10 2020 10:36:27

Организация школьного воспитательного пространства в отдельно взятом кабинете

Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

02 10 2020 4:17:14

Модульная технология обучения биологии

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

01 10 2020 20:41:34

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

30 09 2020 17:29:32

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы " Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

29 09 2020 18:58:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)