Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

Источник:

Цель урока: познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классифицировать.

Задачи урока

Образовательные:

  • Сформировать у школьников понятие о биотических взаимоотношениях в природе
  • Выявить в ходе изучения нового материала, что лежит в основе различных типов взаимодействия живых организмов
  • Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей
  • Продолжить работу с биологическими терминами

Развивающие:

  • Продолжать развивать у учащихся основы поисковой работы
  • Уметь делать выводы и умозаключения на основе полученных сведений, т.е. развивать аналитические способности
  • Работать над умением школьников обобщать полученные знания, т.е. приводить в систему
  • Расширять кругозор учащихся, используя задания на внутри предметные связи (общая биология-ботаника-зоология)

Воспитательные:

  • Воспитывать способность “слушать и слышать” собеседника при работе над общей проблемой
  • Прививать умение чётко и логично излагать своё мнение и обосновывать его

Оборудование: АРМ учителя, инструктивные карточки с иллюстрациями (печатный или электронный вид) с сопроводительными текстами и вопросами, опopные конспекты урока (ОК) с таблицей для заполнения, контрольная таблица в электронном виде, вспомогательные карточки для рефлексии полученных знаний,.

Учебное пособие: учебник Биология. Общие закономерности. 10-11 классы. Авторы В.Б.Захаров. С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. М., “Дрофа”, 2003

Методы:

  1. Словесный
  2. Репродуктивный
  3. Исследовательский
  4. Проблемно-поисковый
  5. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения по образцу, комментированные)

Методические приёмы:

1. Логические:

  • постановка проблемных вопросов
  • выявление общих признаков и свойств
  • обобщение сведений на основе из анализа
  • выводы

2. Технические:

  • работа по заполнению таблицы
  • выполнение учащимися сравнительных исследований

3. Организационные:

  • актуализация знаний учащихся
  • мотивация учебной деятельности
  • постановка проблемных вопросов
  • формирование новых способов действия
  • использование личного опыта и знаний учащихся
  • обобщение и систематизация
  • подведение итогов

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности путём постановки
    проблемного вопроса
  4. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по инструктивным картам
  5. Обобщение и систематизация знаний
  6. Рефлексия полученных знаний
  7. Подведение итогов урока. Д/3

Оформление урока.

  1. Записи на доске темы и девиза урока
  2. На экран проецируется общая таблица для заполнения в ходе урока (копия ОК)
  3. Парты распределены для работы 3-х групп учащихся
  4. На партах: инструктивные карточки (могут проецироваться на экран или быть в печатном варианте при отсутствии технических средств), опopные конспекты, карты с заданием по закреплению изученного материала (карты разного цвета для оптимизации работы на уроке)

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный этап.

Парты расставлены в виде буквы “П”. Это позволит произвольно сформировать группы учащихся.

Учащиеся заходят в кабинет и занимают места по группам.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Мы изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.

Может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Сегодня вам понадобятся ваши знания по ботанике и зоологии для подтверждения этого.

Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношении - это тема нашего сегодняшнего урока.

III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Чтобы определиться с целью нашего урока, прочитайте внимательно эпиграф.

Почему же жизнь растений и животных - это проблема? (Потому что взаимоотношения организмов сложные и разнообразные).

Да. А любая проблема требует решения. На основании этого попробуйте сформулировать сегодняшнюю цель.

(Цель познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности), а ещё - систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить.

Вперёд за решением!

IV. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по иллюстрированным инструктивным карточкам.

Учитель: Взаимодействия двух популяций теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов “+”, “ - ”, “О” , где

“+” - выгода
“ - ” - ухудшение состояния
“О” - отсутствие значения

(данные значения заранее написаны на доске).

В природе существуют все возможные комбинации. Давайте составим все варианты комбинаций (запись на доске):

++ +0 +- - 0 - - 00

Внимание, группы!

У каждой группы есть инструктивные карточки с иллюстрациями, описаниями и вопросами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Ваша задача - выявить эти типы взаимоотношений и охаpaктеризовать их. Рассмотрите иллюстрации, и, пользуясь знаковой символикой, определите тип влияния организмов друг на друга. Каждая группа работает над блоком информации, соответствующей номеру группы. Использовать карандаши.

Группам отводится время около 3 мин.

Учитель корректирует и направляет работу групп.

V. Обобщение и систематизация знаний.

По окончании работы представитель группы выступает с отчётом по проведённому исследованию и сообщает его результаты другим группам, (в опopных конспектах ОК по ходу отчётов учащимися частично заполняются столбцы Б и В символами + ,-,0

(ПРИЛОЖЕИЕ 2) , а таблица- образец - учителем или представителями групп, изображение проецируется на экране (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Группа № 1: Все предложенные нам примеры отражали отношения, выгодные обоим видам.

Учитель: это группа взаимополезных отношений (столбец В) и называются они симбиоз (столбец Г, запись в ОК).

Группа №2: наши примеры отражали отношения, при которых один из видов получает выгоду, а другому это взаимодействие безразлично.

Учитель: это группа полезнонеитральных отношений (столбец В) и называются они комменсализм (столбец Г, запись в ОК).

Группа №3: у нас встретились два варианта примеров.

Первый: один из организмов всегда получает выгоду, а другой угнетается. Второй: оба вида взаимно угнетают друг друга.

Учитель: это группа полезно- и взаимновредных отношений (столбец В) и называются они антибиоз [столбец Г, запись в ОК).

Итак, мы выявили три основных типа взаимодействий по принципу значимости их для организмов. Обратите внимание, хотя им и соответствуют одинаковые пары символов, имеет место разделение их на подтипы. Что же лежит в основе этого деления? (Условия сосуществования). Каковы они, вы должны были установить, ответив на поставленные вопросы.

Группа №1: в первом случае:

присутствие партнёра является обязательным жизненно необходимым условием

Учитель: эти взаимоотношения называются мутуализмом

(в ОК заполняется столбец Б )

Во втором случае: польза для обоих видов очевидная, но постоянная связь не обязательна

Учитель: эти взаимоотношения называются кооперацией

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №2: в первом случае:

один вид питается остатками пищи другого вида.

Учитель: эти взаимоотношения называются нахлебничеством

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид обитает в жилище или теле другого вида, не оказывая на него никакого влияния

Учитель: эти взаимоотношения называются квартиранством

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №3: в первом случае:

одни организмы питаются другими организмами, которых они ловят и умерщвляют.

Учитель: эти взаимоотношения называются хищничеством

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид использует другой как местообитания и постоянный источник питания, не доводя хозяина до гибели

Учитель: эти взаимоотношения называются паразитизмом

(в ОК заполняется столбец Б).

В третьем случае:

возникает между особями одного вида, или у видов со сходными экологическими требованиями и обитающими рядом

Учитель: эти взаимоотношения называются конкуренция

(в ОК заполняется столбец Б).

По отчётам групп в ОК заполняется столбец А под контролем учителя.

ВЫВОД: таким образом, выполнив работу над ОК, что вы можете сказать о классификации биотических связей? (они классифицируются по типу влияния видов друг на друга)

Что лежит в основе этого влияния? (Условия сосуществования)

В ваших ОК остались незаполненными пункты 4 и 5. Эти типы взаимоотношений хаpaктеризуются сочетаниями символов 00 и -0.

П.4 вы заполняете дома по уже выявленным принципам, используя текст § 17.4 учебника.
П.5 под* для желающих с использованием дополнительной литературы (см. ОК)

VI. Рефлексия полученных знаний.

На зеленых карточках - задание, выполнение которого покажет, насколько вы чётко поняли сегодняшний материал (2 мин.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Анализ выполнения работы осуществляется в зависимости от наличия времени: либо сразу на уроке, либо листочки собираются и обсуждаются на следующем уроке с последующим оцениванием.

VII. Подведение итогов урока. Д/3.

Д/3 с комментариями указано в ОК, которые вы забираете домой и подклеиваете в тетради.



Комментарии:

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

17 04 2025 10:42:21

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

16 04 2025 21:48:24

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

15 04 2025 5:16:49

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

14 04 2025 11:39:58

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

13 04 2025 21:14:14

Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"


    Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"

      Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на комaнды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего хаpaктера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....

12 04 2025 3:10:35

Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"


    Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"

      Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....

11 04 2025 7:46:22

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)


    Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

      Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

10 04 2025 3:42:22

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

09 04 2025 0:37:15

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

08 04 2025 6:51:33

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

07 04 2025 23:15:39

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

06 04 2025 11:29:49

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

05 04 2025 19:37:30

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"


    Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

      Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

04 04 2025 1:14:54

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

03 04 2025 8:48:25

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

02 04 2025 19:29:18

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

01 04 2025 4:37:38

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

31 03 2025 17:51:10

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

30 03 2025 6:36:24

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

29 03 2025 12:49:23

Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"


    Обобщающий урок по природоведению в образовательной системе "Школа-2010" (5-й класс ) "История Земли и жизни на ней"

      Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....

28 03 2025 21:48:46

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

27 03 2025 1:11:22

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

26 03 2025 23:17:12

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

25 03 2025 18:52:53

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

24 03 2025 12:55:35

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

23 03 2025 7:37:15

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"


    Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

      Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

22 03 2025 4:18:16

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

21 03 2025 6:25:25

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

20 03 2025 6:31:42

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

19 03 2025 15:25:15

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

18 03 2025 18:35:46

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

17 03 2025 4:26:18

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

16 03 2025 22:22:14

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

15 03 2025 3:51:23

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

14 03 2025 7:52:38

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

13 03 2025 7:27:57

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

12 03 2025 16:41:38

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

11 03 2025 14:32:45

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

10 03 2025 0:49:37

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

09 03 2025 22:55:56

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

08 03 2025 19:42:10

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"


    Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

      Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

07 03 2025 9:50:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

06 03 2025 22:37:28

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

05 03 2025 22:42:25

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

04 03 2025 11:46:26

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

03 03 2025 12:42:56

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

02 03 2025 5:12:22

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

01 03 2025 0:26:14

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

28 02 2025 10:26:18

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

27 02 2025 18:38:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::