Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

Источник:

Цель урока: познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классифицировать.

Задачи урока

Образовательные:

  • Сформировать у школьников понятие о биотических взаимоотношениях в природе
  • Выявить в ходе изучения нового материала, что лежит в основе различных типов взаимодействия живых организмов
  • Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей
  • Продолжить работу с биологическими терминами

Развивающие:

  • Продолжать развивать у учащихся основы поисковой работы
  • Уметь делать выводы и умозаключения на основе полученных сведений, т.е. развивать аналитические способности
  • Работать над умением школьников обобщать полученные знания, т.е. приводить в систему
  • Расширять кругозор учащихся, используя задания на внутри предметные связи (общая биология-ботаника-зоология)

Воспитательные:

  • Воспитывать способность “слушать и слышать” собеседника при работе над общей проблемой
  • Прививать умение чётко и логично излагать своё мнение и обосновывать его

Оборудование: АРМ учителя, инструктивные карточки с иллюстрациями (печатный или электронный вид) с сопроводительными текстами и вопросами, опopные конспекты урока (ОК) с таблицей для заполнения, контрольная таблица в электронном виде, вспомогательные карточки для рефлексии полученных знаний,.

Учебное пособие: учебник Биология. Общие закономерности. 10-11 классы. Авторы В.Б.Захаров. С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. М., “Дрофа”, 2003

Методы:

  1. Словесный
  2. Репродуктивный
  3. Исследовательский
  4. Проблемно-поисковый
  5. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения по образцу, комментированные)

Методические приёмы:

1. Логические:

  • постановка проблемных вопросов
  • выявление общих признаков и свойств
  • обобщение сведений на основе из анализа
  • выводы

2. Технические:

  • работа по заполнению таблицы
  • выполнение учащимися сравнительных исследований

3. Организационные:

  • актуализация знаний учащихся
  • мотивация учебной деятельности
  • постановка проблемных вопросов
  • формирование новых способов действия
  • использование личного опыта и знаний учащихся
  • обобщение и систематизация
  • подведение итогов

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности путём постановки
    проблемного вопроса
  4. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по инструктивным картам
  5. Обобщение и систематизация знаний
  6. Рефлексия полученных знаний
  7. Подведение итогов урока. Д/3

Оформление урока.

  1. Записи на доске темы и девиза урока
  2. На экран проецируется общая таблица для заполнения в ходе урока (копия ОК)
  3. Парты распределены для работы 3-х групп учащихся
  4. На партах: инструктивные карточки (могут проецироваться на экран или быть в печатном варианте при отсутствии технических средств), опopные конспекты, карты с заданием по закреплению изученного материала (карты разного цвета для оптимизации работы на уроке)

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный этап.

Парты расставлены в виде буквы “П”. Это позволит произвольно сформировать группы учащихся.

Учащиеся заходят в кабинет и занимают места по группам.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Мы изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.

Может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Сегодня вам понадобятся ваши знания по ботанике и зоологии для подтверждения этого.

Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношении - это тема нашего сегодняшнего урока.

III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Чтобы определиться с целью нашего урока, прочитайте внимательно эпиграф.

Почему же жизнь растений и животных - это проблема? (Потому что взаимоотношения организмов сложные и разнообразные).

Да. А любая проблема требует решения. На основании этого попробуйте сформулировать сегодняшнюю цель.

(Цель познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности), а ещё - систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить.

Вперёд за решением!

IV. Изучение нового материала в ходе поисковой работы по иллюстрированным инструктивным карточкам.

Учитель: Взаимодействия двух популяций теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов “+”, “ - ”, “О” , где

“+” - выгода
“ - ” - ухудшение состояния
“О” - отсутствие значения

(данные значения заранее написаны на доске).

В природе существуют все возможные комбинации. Давайте составим все варианты комбинаций (запись на доске):

++ +0 +- - 0 - - 00

Внимание, группы!

У каждой группы есть инструктивные карточки с иллюстрациями, описаниями и вопросами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Ваша задача - выявить эти типы взаимоотношений и охаpaктеризовать их. Рассмотрите иллюстрации, и, пользуясь знаковой символикой, определите тип влияния организмов друг на друга. Каждая группа работает над блоком информации, соответствующей номеру группы. Использовать карандаши.

Группам отводится время около 3 мин.

Учитель корректирует и направляет работу групп.

V. Обобщение и систематизация знаний.

По окончании работы представитель группы выступает с отчётом по проведённому исследованию и сообщает его результаты другим группам, (в опopных конспектах ОК по ходу отчётов учащимися частично заполняются столбцы Б и В символами + ,-,0

(ПРИЛОЖЕИЕ 2) , а таблица- образец - учителем или представителями групп, изображение проецируется на экране (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Группа № 1: Все предложенные нам примеры отражали отношения, выгодные обоим видам.

Учитель: это группа взаимополезных отношений (столбец В) и называются они симбиоз (столбец Г, запись в ОК).

Группа №2: наши примеры отражали отношения, при которых один из видов получает выгоду, а другому это взаимодействие безразлично.

Учитель: это группа полезнонеитральных отношений (столбец В) и называются они комменсализм (столбец Г, запись в ОК).

Группа №3: у нас встретились два варианта примеров.

Первый: один из организмов всегда получает выгоду, а другой угнетается. Второй: оба вида взаимно угнетают друг друга.

Учитель: это группа полезно- и взаимновредных отношений (столбец В) и называются они антибиоз [столбец Г, запись в ОК).

Итак, мы выявили три основных типа взаимодействий по принципу значимости их для организмов. Обратите внимание, хотя им и соответствуют одинаковые пары символов, имеет место разделение их на подтипы. Что же лежит в основе этого деления? (Условия сосуществования). Каковы они, вы должны были установить, ответив на поставленные вопросы.

Группа №1: в первом случае:

присутствие партнёра является обязательным жизненно необходимым условием

Учитель: эти взаимоотношения называются мутуализмом

(в ОК заполняется столбец Б )

Во втором случае: польза для обоих видов очевидная, но постоянная связь не обязательна

Учитель: эти взаимоотношения называются кооперацией

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №2: в первом случае:

один вид питается остатками пищи другого вида.

Учитель: эти взаимоотношения называются нахлебничеством

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид обитает в жилище или теле другого вида, не оказывая на него никакого влияния

Учитель: эти взаимоотношения называются квартиранством

(в ОК заполняется столбец Б).

Группа №3: в первом случае:

одни организмы питаются другими организмами, которых они ловят и умерщвляют.

Учитель: эти взаимоотношения называются хищничеством

(в ОК заполняется столбец Б).

Во втором случае:

один вид использует другой как местообитания и постоянный источник питания, не доводя хозяина до гибели

Учитель: эти взаимоотношения называются паразитизмом

(в ОК заполняется столбец Б).

В третьем случае:

возникает между особями одного вида, или у видов со сходными экологическими требованиями и обитающими рядом

Учитель: эти взаимоотношения называются конкуренция

(в ОК заполняется столбец Б).

По отчётам групп в ОК заполняется столбец А под контролем учителя.

ВЫВОД: таким образом, выполнив работу над ОК, что вы можете сказать о классификации биотических связей? (они классифицируются по типу влияния видов друг на друга)

Что лежит в основе этого влияния? (Условия сосуществования)

В ваших ОК остались незаполненными пункты 4 и 5. Эти типы взаимоотношений хаpaктеризуются сочетаниями символов 00 и -0.

П.4 вы заполняете дома по уже выявленным принципам, используя текст § 17.4 учебника.
П.5 под* для желающих с использованием дополнительной литературы (см. ОК)

VI. Рефлексия полученных знаний.

На зеленых карточках - задание, выполнение которого покажет, насколько вы чётко поняли сегодняшний материал (2 мин.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Анализ выполнения работы осуществляется в зависимости от наличия времени: либо сразу на уроке, либо листочки собираются и обсуждаются на следующем уроке с последующим оцениванием.

VII. Подведение итогов урока. Д/3.

Д/3 с комментариями указано в ОК, которые вы забираете домой и подклеиваете в тетради.



Комментарии:

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

27 04 2024 20:10:30

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

26 04 2024 9:26:33

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

25 04 2024 17:22:36

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

24 04 2024 8:48:51

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

23 04 2024 3:20:18

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

22 04 2024 16:46:23

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

21 04 2024 7:43:10

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

20 04 2024 15:24:31

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

19 04 2024 15:58:39

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

18 04 2024 1:41:52

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

17 04 2024 23:24:18

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

16 04 2024 6:22:40

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

15 04 2024 11:31:15

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

14 04 2024 4:56:48

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

13 04 2024 9:33:32

Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека"


    Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека"

      Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. ...

12 04 2024 0:41:14

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс


    Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

      Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

11 04 2024 9:21:55

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

10 04 2024 19:33:27

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

09 04 2024 15:26:50

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

08 04 2024 18:59:57

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

07 04 2024 9:57:50

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

06 04 2024 9:20:54

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

05 04 2024 17:53:52

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

04 04 2024 18:47:19

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

03 04 2024 1:10:21

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

02 04 2024 22:33:29

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

01 04 2024 5:42:10

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

31 03 2024 8:27:30

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

30 03 2024 0:31:32

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

29 03 2024 17:10:43

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

28 03 2024 3:10:59

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

27 03 2024 20:31:20

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

26 03 2024 7:15:15

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

25 03 2024 2:50:55

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

24 03 2024 14:49:27

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

23 03 2024 5:50:47

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс


    Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс

      Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....

22 03 2024 4:52:53

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

21 03 2024 18:47:40

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

20 03 2024 9:31:18

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

19 03 2024 17:53:14

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

18 03 2024 3:45:31

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

17 03 2024 3:25:51

Дидактический материал раздела "Растительный мир Саратовской области" (региональная программа "Биологическое краеведение")

Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...

16 03 2024 1:46:27

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

15 03 2024 14:35:27

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

14 03 2024 2:53:10

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

13 03 2024 18:28:40

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

12 03 2024 9:45:27

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

11 03 2024 12:28:30

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

10 03 2024 1:10:43

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

09 03 2024 14:38:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::