Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"
Вступление:
На протяжении нескольких предыдущих уроках мы с вами выясняли особенности строения органических веществ в клетке, вспомнили их физические и химические свойства. Сегодня в ходе лабораторного пpaктикума многие из этих свойств мы пронаблюдаем воочию. Итак, откройте тетради: записали тему (на доске):
Физические и химические свойства органических веществ в клетке.
Цель урока: пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке, сделать выводы.
В начале работы вспомним правила по технике
безопасности. Инструкционные карты по ТБ на
столах, прочтите.
В ходе лабораторный пpaктикум две
работы предусматривают использование
микроскопа, перечислим правила работы с
микроскопом.
Ознакомьтесь с инструкцией по первой работе.
(Объяснить почему два микроскопа)
Пpaктическая работа I. «Плазмолиз и деплазмолиз клетки»
Цель: пронаблюдать явления плазмолиза и деплазмолиза клетки при воздействии концентрированного раствора поваренной соли (Na Cl)
Оборудование: два микроскопа, предметное, покровное стекло, лепесток сенполии, баллончики с гипертоническим раствором NaCl и H2O, пинцет, пипетка.
Ход работы:
- Настроить микроскопы.
- На предметное стекло капнуть H2O.
- Положить лепестки, найти клетки, заполненные антоцианом. (Красящие вещества (пигменты) растений красного, синего и фиолетового цвета. Растворены в клеточном соке; наряду с другими пигментами определяют окраску плодов, цветков, листьев.)
- На микропрепарат одного микроскопа с лепестком капнуть несколько капель NaCl.
- Пронаблюдать происходящее и сравнить с контрольным микропрепаратом, записать увиденное в тетрадь.
Вывод: при контакте клетки с гипертоническим раствором NaCl вода начинает выходить через плазматическую мембрану путем осмоса. Протопласт – живое содержимое клетки сморщивается и отстает от клеточной стенки – плазмолиз. Процесс обратим, если прилить гипотонический раствор.
Показать кадр «Пассивный трaнcпорт» из урока №9 в теме клетка (Виртуальная школа Кирилл и Мефодий)
Вывод: в основе плазмолиза и деплазмолиза лежит явление пассивного трaнcпорта веществ по градиенту.
Пpaктическая работа II. «Физические и химические свойства органических веществ в клетке»
Цель: пронаблюдать свойства органических веществ – прозрачность, растворимость, а также денатурацию белка, расщепление полисахарида до моносахарида. Изменение свойств под воздействием высоких температур и других веществ.
Оборудование: стакан с водой, пробирки, спички, спиртовка, йод, масло, крахмал, белок, спирт (C2H5OH).
Ход работы:
- В пробирку с водой добавить масло, пробирку взболтать – суспензия (при поступлении в пищеварительную систему желчь превращает масло и жиры в суспензию). Жиры и липиды гидрофобы. С водой не реагируют.
- В пробирку с водой добавить крахмал. Как мы убедимся, что данное вещество крахмал. Прильем иод – качественная реакция на данное вещество. Подогреем содержимое пробирки. Цвет и растворимость изменятся – крахмал расщепляется до мономера глюкозы. Можно убедиться, попробовав на вкус.
- В пробирку с водой добавить куриный белок – в воде растворим (виде нитей – линейная структура). Подогреем содержимое, появляются хлопья – денатурация белка, если t0 не значительная – хлопья исчезают – ренатурация белка. При определенной t0 реакция становится необратимой.
- В пробирку с водой добавить куриный белок, затем спирт(C2H5OH). Происходит появление нерастворимых молекул белка – денатурация.
№ | Что делаем |
Что происходит |
Выводы |
1 | Приливаем к H2O масло | Масло в воде не растворяется, при взбалтывании образуется эмульсия | Масло – гидрофоб, т.е. в воде не растворяется |
2 | Добавляем к H2O крахмал, йод | Раствор становится фиолетовым | Качественная реакция на крахмал. |
3 | Подогреваем пробирку с крахмалом и йодом | Цвет раствора бледнеет, затем восстанавливается, увеличивается объем | Изменение окраски связано с изменением цепей в
полимере. Идет набухание крахмала |
4 | Добавляем к H2O куриный белок | Белок растворяется в воде | Куриный белок обладает гидрофильными свойствами |
5 | Добавляем к H2O куриный белок и подогреваем | Происходит помутнение раствора – денатурация белка | Белок изменяет структуру, при незначительном повышении температуры реакция обратима |
6 | Добавляем к H2O куриный белок и спирт (C2H5OH) | Происходит помутнение раствора – денатурация белка | Белок изменяет структуру. Реакция необратима |
Показ презентации № 1 (Приложение 1)
Вывод: Мы пронаблюдали некоторые
свойства органических веществ. Часть из них мы
наблюдаем в нашей повседневной жизни.
Денатурация белков происходит под воздействие
высоких температур, химических веществ и др.
факторов.
Урок второй
Пpaктическая работа III. «Химические свойства белка пероксидазы»
Цель: исследовать химические свойства фермента пероксидазы (каталазы).
Оборудование: баллончики с водой, сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо, перекись водорода H2O2, спирт (C2H5OH).
Информация: Перекись водорода H2O2 является сильнейшим ядом для живых клеток. В клетках есть фермент пероксидаза, разрушающий этот яд.
Происходит реакция разложения перекиси водорода на воду и кислород:
2H2O2 ––> 2H2O + О2
За 1 сек. Одна молекула пероксидазы расщепляет 200000 молекул H2O2 (Приложение 2)
№ | Исследуемые объекты | Что наблюдаем | Выводы |
1 | Картофель сырой и H2O2 | Образуются молекулы кислорода | Пероксидаза разрешает яд |
2 | Картофель вареный и H2O2 | Реакция не идет | Под действием высоких t пероксидаза денатурирует |
3 | Мясо сырое и H2O2 | Образуются молекулы кислорода | Пероксидаза разрешает яд |
4 | Мясо вареное и H2O2 | Реакция не идет | Под действием высоких t пероксидаза денатурирует |
5 | Картофель сырой, H2O2 и C2H5OH | Образование кислорода в начале возрастает, затем замедляется | Спирт (C2H5OH) вызывает разрушение мембран клетки, затем денатурацию фермента перексидазы |
6 | Мясо сырое, H2O2 и C2H5OH | Образование кислорода в начале возрастает, затем замедляется | Спирт (C2H5OH) вызывает разрушение мембран клетки, затем денатурацию фермента перексидазы |
Вывод: в клетках растений и животных есть фермент, разрушающий перекись водорода – ядовитое вещество. Спирт нарушает процессы обезвреживания в клетке, вызывает денатурацию белков.
Обсуждение использования перекиси водорода в
медицинских целях.
Влияние спирта на организм человека.
Общий вывод по лабораторному пpaктикуму.
Оценить работу на уроке.
Домашнее задание.
Убрать инструментарий
Приложение 3
Комментарии:
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...
27 04 2024 2:35:20
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
26 04 2024 17:59:25
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...
25 04 2024 19:45:34
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
24 04 2024 4:59:22
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
23 04 2024 9:35:12
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
22 04 2024 0:33:24
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
21 04 2024 15:27:24
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
20 04 2024 4:26:43
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
19 04 2024 18:27:41
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
18 04 2024 2:17:29
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...
17 04 2024 18:14:16
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...
16 04 2024 0:50:22
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
15 04 2024 12:16:38
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
14 04 2024 17:23:56
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
13 04 2024 2:45:28
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
12 04 2024 9:14:20
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
11 04 2024 5:47:28
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...
10 04 2024 20:33:48
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
09 04 2024 2:34:42
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
08 04 2024 16:21:19
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
07 04 2024 16:47:28
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
06 04 2024 16:28:53
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
05 04 2024 21:53:48
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...
04 04 2024 17:34:13
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...
03 04 2024 0:54:32
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...
02 04 2024 11:37:45
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
01 04 2024 11:58:49
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...
31 03 2024 16:54:39
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
30 03 2024 20:33:25
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
29 03 2024 11:52:28
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
28 03 2024 19:42:33
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
27 03 2024 8:12:16
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...
26 03 2024 16:57:16
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....
25 03 2024 20:52:49
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
24 03 2024 16:29:46
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...
23 03 2024 18:31:41
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
22 03 2024 9:45:23
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
21 03 2024 9:24:42
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
20 03 2024 16:57:42
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
19 03 2024 23:27:14
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
18 03 2024 16:15:57
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
17 03 2024 23:46:15
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
16 03 2024 8:20:23
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...
15 03 2024 16:36:23
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...
14 03 2024 23:43:46
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
13 03 2024 9:28:35
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
12 03 2024 15:46:37
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
11 03 2024 2:27:59
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
10 03 2024 7:25:38
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
09 03 2024 14:28:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::