Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

Цель: сформировать у учащихся представление о корневой системе, её внешнем строении, о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать пpaктические навыки по их определению и распознаванию; воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Оборудование: комнатные цветы, лейка, лопатки из картона, кисточки, изображения холмов с надписями, сундучки с корнеплодами моркови, листья фиалки узамбарской, гербарные экземпляры растений пырея ползучего, растений класса двудольных и однодольных, проростки фасоли, пшеницы, овса, демонстрационные таблицы, репродукции картин И.И.Шишкина “На севере диком”, “Корабельная роща” и др.
Оформление доски: дерево, холмы с надписями, репродукции картин известных русских художников.
Ход урока
- Организация начала урока.
- Сообщение темы урока. Мотивация.
- Новый материал.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом, в котором пропущено слово.
Догадайтесь, какое слово пропущено.
Текст карточки: “Это величавое дерево, достигающее порой сорокаметровой высоты (а бывают и восьмидесятиметровые сосны!), встречается повсюду – от западных до восточных границ нашей страны. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда взбираются и на гoлые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит, её … прочно держатся в расщелинах камней. Когда же … становится тесно, они разламывают камни. Латинское название сосны – “пинус”, что значит – скала. Может быть, названа она так потому, что поражала людей своей способностью расти на гoлых скалах, а может быть, потому, что считали её твёрдой и неуязвимой, как скала.
У сосны действительно “твёрдый хаpaктер”. Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет её в три раза меньше, чем дуб, и в пять раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет…, найдёт пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут … не подведут: они в двенадцать раз длиннее, чем у ели, и в двадцать четыре раза длиннее, чем у пихты. Вот почему сосне ничего не страшно”.[1].
Учитель: пропущенное слово является ключевым к теме нашего урока. Запись темы урока в тетрадь.
Учитель: Корни обладают огромной силой, чтобы удержать растение. Обратите внимание на репродукции картин И.И.Шишкина. Кроны сосен покрыты снегом, а деревья не падают. Это вызывает восхищение и уважение.
Учитель формулирует проблемный вопрос: Какую роль играет корень в жизни растения?
Ответы учащихся:
- Корень удерживает растение в почве.
- Корень всасывает воду с минеральными веществами (демонстрация полива увядшего комнатного растения).
Чтобы назвать ещё одну функцию, посмотрите на таблицу. (Таблица или рисунок в учебнике “Корнеплоды свёклы – запасающий орган”).
Учитель добавляет: В корне образуются гормоны роста и другие органические вещества, использующиеся всем растением. Есть ещё дополнительные функции. (Таблица “Корни
– подпорки кукурузы”). Корни связывают частицы почвы, человек использует эту их способность для закрепления оврагов, склонов рек, осыпей, железнодорожных насыпей
(Таблица или рисунок “Деревья – лучшие защитники почвы”). Корни отмирают, перегнивают, при этом улучшается структура почвы.
Виды корней.
Учитель: Ребята, чтобы узнать, какие бывают корни, корневые системы, нам необходимо заняться раскопками. Итак, мы превращаемся в исследователей. Орудия труда у нас имеются (демострация лопаточки и кисточки). Кисточка нам нужна для отделения комочков почвы от объекта, который мы можем обнаружить в почве. Итак, исследователи, вперёд!
Холм №1.
Мы приближаемся к первому холму. Как он называется?
- Сокровища подземелий. (Выполняется физкультминутка с использованием лопаточки и кисточки).
Первое растение, которое мы с вами выкопали, изображено на таблице “Виды корней”.
Давайте составим рассказ по этой таблице.
Учитель: при прорастании семени первым развивается зародышевый корешок (рассматриваем проростки фасоли). Он превращается в главный корень. Ребята, а как корень растет? (Рисунок учебника “Верхушечный рост корня”). Корень растет верхушкой. Этот опыт можно заложить дома (описание в инструктивной карточке). От главного корня растут боковые. А как называются корни, которые образуются на стeблях? (Придаточные) Придаточные корни могут развиваться и на листьях (демонстрация листа фиалки узамбарской, сансевьеры).
Проблемный вопрос: К чему может привести прищипка главного корня? (Прищипка главного корня приводит к увеличению корневой массы, улучшению питания растения). Этот прием называется пикировкой.
Корневые системы.
Учитель: Корни образуют корневые системы. (Таблица “Корневые системы”). Какие типы корневых систем бывают? Давайте сравним их, найдите несколько отличий. Почему стержневая корневая система так называется? Из каких корней она состоит? Назовите корни мочковатой корневой системы.
Учитель: Стержневая корневая система хаpaктерна для растений класса двудольных, мочковатая – для растений класса однодольных (запись в тетради).
Лабораторная работа.
Учитель: Чтобы научиться различать корневые системы, выполним лабораторную работу (по инструктивной карточке).
Инструктивная карточка.
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Заполните таблицу.
Название растения |
Тип корневой системы |
Особенности строения корневой системы (виды корней) |
Вывод: класс, к которому относится растение. |
1. 2. |
2. Заложить дома опыт.
Возьмите проросток фасоли или гороха с корешком, достигшим 1-2 см в длину. Тушью нанесите на него деления на расстоянии 2 мм одно от другого. Затем поместите проросток в бутылку (баночку) с налитой на дно водой, приколов семядоли к пробке (картонке) так, чтобы корень не касался воды. Через сутки посмотрите, что произошло с делениями, нанесенными на корешок проростка. Свои наблюдения запишите в тетрадь.
Холм №2.
Учитель: Ребята, впереди новый холм. Как он называется? (“Проросшее золото”). Как вы думаете, что бы это значило? О, чудо! Что мы нашли! Давайте-ка получше рассмотрим объект, возьмите лупы. Это проросшие зёрна пшеницы, овса. Что вы видите через лупу? (Корешки как пушок). Пушок на корнях – это корневые волоски, которые нужно беречь при пересадке растения, ведь они всасывают влагу и минеральные вещества из почвы. Без них растение может погибнуть.
Холм №3.
Учитель: Ребята, у нас остался ещё один холм. Как он называется?
- Клад!
- Замечательно! Нам необходимо очень постараться, чтобы быстрее достать клад. Находим заветный сундучок. Открываем! (Сундучки стоят на столах учащихся). И что мы там видим? Какое отношение имеет морковь к нашему уроку? (Корнеплод моркови – это запасающий орган, в образовании которого принимает участие основание главного корня и основание стeбля главного побега).
Учащийся (сообщение о моркови): В моркови содержится вещество, называемое провитамин А или каротин. Он в организме человека превращается в витамин А. Этот витамин улучшает процесс обмена веществ, зрение, положительно влияет на рост, физическое и умственное развитие, помогает организму бороться с инфекцией”.
4. Закрепление материала.
1.Тестовая работа по пройденному материалу:
1) Стержневая корневая система состоит из корней:
а) главного; б) придаточных; в) боковых
2) Мочковатая корневая система хаpaктерна для растений класса:
а) двудольных; б) однодольных
3) Придаточные корни развиваются на :
а) главном корне; б)стeбле; в) листьях.
4) Мочковатая корневая система состоит из корней:
а) главного; б) придаточных; в) боковых
5) Перечислите функции корневой системы.
- Терминологическая работа. Записать понятия и их определение в словарик: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая и мочковатая корневые системы, пикировка.
- Проблемные задачи.
- Ученики окучивали картофель. Неожиданно они выкопали пырей ползучий и стали рассматривать его подземные органы. “Какой длинный корень!”- сказал один из них. “Это корневище”,- возразил другой. Кто ошибся и почему? Ребята, обратите внимание на чешуевидные листья. (Ошибся ученик, который утверждает, что видит корень. На корнях не бывает листьев, а у пырея ползучего на корневище имеются чешуевидные листья). [3].
- Ребята, а зачем мы окучиваем дома картофель, томаты, капусту? (Издавна известно, что при систематическом окучивании этих растений они лучше растут, так как увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.)
4. Загадки.
- Какой корнеплод не могло вытянуть целое семейство, а мышка явилась решающей силой в этом действии?
- Алый сапог //В земле горит.
- Красна дeвица// Сидит в темнице, //А коса на улице
- Кругла, а не месяц, //Желта, а не масло, // С хвостиком, а не мышь.
- Дед в земле, борода на земле. (Хрен).
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что вы узнали нового на уроке? (Ответы учащихся). В русском языке есть такая пословица: “Человек без родины, что дерево без корней”. Каков смысл этой пословицы? (Человек без родины прожить не может, а дерево - без корней.) Человек и растение – живые организмы планеты, сила которых кроется в корнях.
Домашнее задание: параграф учебника, термины, желающим подобрать загадки, сообщения о корнеплодах (свёкла, репа, редька), заложить опыт.
Литература
1. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Книга природы. М., “Детская литература”, 1990.
2. Новикова Е.Н., Лебедева А.Э. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. М., “АСТ”,1999.
3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. М., “Сфера”, 2002.
4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М., “Дрофа”, 2002.
5. Цветкова М.В. Энциклопедия комнатного цветоводства. Харьков, “Книжный клуб семейного досуга”, 2007.
Комментарии:
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
04 12 2025 4:48:28
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
03 12 2025 12:34:20
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
02 12 2025 17:52:42
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
01 12 2025 23:34:39
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
30 11 2025 11:45:51
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
29 11 2025 8:56:29
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
28 11 2025 1:31:21
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
27 11 2025 1:55:52
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
26 11 2025 10:43:45
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
25 11 2025 0:44:21
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
24 11 2025 23:42:46
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
23 11 2025 17:21:28
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
22 11 2025 3:21:41
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
21 11 2025 20:37:22
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
20 11 2025 23:50:42
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
19 11 2025 8:41:15
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
18 11 2025 2:17:37
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
17 11 2025 9:35:25
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
16 11 2025 12:59:48
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
15 11 2025 6:11:17
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
14 11 2025 12:13:22
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
13 11 2025 7:16:35
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....
12 11 2025 3:40:18
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
11 11 2025 11:59:35
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
10 11 2025 18:43:21
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
09 11 2025 3:27:27
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
08 11 2025 10:30:44
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
07 11 2025 5:13:19
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
06 11 2025 20:24:12
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
05 11 2025 18:42:28
Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
04 11 2025 12:43:21
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
03 11 2025 20:28:37
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
02 11 2025 10:29:26
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
01 11 2025 14:33:13
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
31 10 2025 16:33:50
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
30 10 2025 4:45:46
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
29 10 2025 20:28:12
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
28 10 2025 20:31:57
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
27 10 2025 6:28:14
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
26 10 2025 3:47:18
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
25 10 2025 9:36:14
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
24 10 2025 13:50:18
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
23 10 2025 20:54:47
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
22 10 2025 1:47:19
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
21 10 2025 21:58:44
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
20 10 2025 0:30:16
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
19 10 2025 23:43:21
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
18 10 2025 6:44:27
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
17 10 2025 10:19:15
Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
16 10 2025 9:41:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




