Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Цель: Вызвать интерес к изучению темы, привлечь внимание учащихся к изучению вопроса о возникновении и развитии жизни на Земле.
Задачи:
1. Сформировать представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дать знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле.
2. Прививать интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивать умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать.
3. Воспитывать культуру слушателя. Формировать уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, использование цифровых образовательных ресурсов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Вводная часть.
а) Знакомство с темой урока. б) Определение темы: опираясь за знания учащихся раздела природоведения “Вселенная”, выяснить, что определяет уникальность нашей планеты. Главный акцент, делая на то, что на Земле есть жизнь. в) Актуализация знаний об отличительных признаках живого. Учащимся предлагается определить, какие вопросы могут быть заданы для изучения для изучения раздела “Жизнь на Земле”.
3. Изучение нового материала.
1) Возникновение Жизни на Земле.
а) Раскрыть тему, когда возникла жизнь на Земле. На экране проектора показать геохронологическую шкалу и раздать детям карточки с этим рисунком. б) Ответить на вопрос, где возникла Жизнь. Показать небольшой анимационный фрагмент: “Возникновение Жизни на Земле”.
2) Посещение виртуального музея времени.
Для раскрытия темы предлагается детям совершить виртуальная экскурсия по музею времени. Экспозиция музея располагается в четырех залах. Каждый зал рассказывает о каком-то периоде развития жизни на Земле. Учащиеся в тетрадях записывают тему урока и перечисляют залы виртуального музея.
3) 1 зал “550 млн. лет назад”.
а) Посещение первого зала музея: “550 млн. лет назад”. Учитель ведет экскурсию и рассказывает о тех картинах, которые предстают перед ребятами в те времена. На экране проектора демонстрируется три картины с морским ландшафтом 550, 450 420 млн. лет назад.
б) Подведение итогов посещения 1 зала: задание № 1. Используя рассказ учителя и текст учебника, ответьте на вопросы:
- Где появились первые живые организмы на Земле?
- Какие виды живых организмов появились в этот период?
- Назовите животных и растения этого периода. Запишите в тетрадь несколько видов растений и животных этого периода.
4) 2 зал “350 млн. лет назад”.
а) Посещение второго зала музея: “350 млн. лет назад”. Учитель ведет экскурсию и рассказывает о тех картинах, которые предстают перед ребятами в те времена. На экране проектора демонстрируется картины болотного и лесного ландшафта каменноугольного периода.
б) Разминка для учащихся: “ Необходимо показать, как летают древние стрекозы”.
в) Подведение итогов посещения 2 зала: задание № 2. Ребятам задается вопрос, на который учащиеся с помощью учителя отвечают: Подумайте, почему этот период называется каменноугольным?
5) 3 зал “225 млн. лет назад”.
а) Посещение третьего зала музея: “225 млн. лет назад”. Учитель рассказывает о тех картинах, которые предстают перед ребятами в те времена. На экране проектора демонстрируется картины облика Земли того периода и изображения животных. Демонстрируется анимационный фрагмент: “Причины вымирания динозавров”. б) Подведение итогов посещения 3 зала: задание № 3. Дома нарисовать рисунок животных Юрского периода.
6) 4 зал “65 млн. лет назад”.
а) Посещение четвертого зала музея: “65 млн. лет назад”. Учитель ведет экскурсию и рассказывает о тех картинах, которые предстают перед ребятами в те времена. На экране проектора демонстрируется картины облика Земли того периода и изображения животных.
4. Подведение итогов урока.
а) Задание № 4 “Поиграй-ка”: Интеpaктивная игра “Кто жил раньше?”
б) Рассказать о самом интересном факте, который вы узнали на уроке.
в) Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Используя рисунки и текст учебника составить рассказ об одном из животных, живших в далекие времена. Отметить в какую эру и период жило древнее животное, показать это время на геохронологической шкале.
Нарисовать рисунок этого животного.
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2
Комментарии:
Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
20 11 2025 16:45:10
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
19 11 2025 3:44:21
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
18 11 2025 12:13:45
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
17 11 2025 3:52:56
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
16 11 2025 4:15:55
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
15 11 2025 5:22:51
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
14 11 2025 1:14:53
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
13 11 2025 9:11:44
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
12 11 2025 17:31:18
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
11 11 2025 19:42:24
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
10 11 2025 6:58:53
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
09 11 2025 12:19:59
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
08 11 2025 10:29:24
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
07 11 2025 0:41:43
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
06 11 2025 8:19:35
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
05 11 2025 8:14:31
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
04 11 2025 8:27:25
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
03 11 2025 16:38:43
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
02 11 2025 23:35:19
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
01 11 2025 6:41:28
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
31 10 2025 0:45:30
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
30 10 2025 22:46:24
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
29 10 2025 17:12:41
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
28 10 2025 21:35:23
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
27 10 2025 9:13:12
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
26 10 2025 2:26:36
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
25 10 2025 1:48:32
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
24 10 2025 23:50:18
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
23 10 2025 2:10:57
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
22 10 2025 12:59:13
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
21 10 2025 16:20:47
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
20 10 2025 10:28:39
Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....
19 10 2025 4:12:52
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
18 10 2025 21:21:31
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
17 10 2025 18:47:14
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
16 10 2025 4:20:31
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
15 10 2025 22:15:55
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
14 10 2025 21:58:18
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
13 10 2025 11:19:10
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
12 10 2025 3:22:33
Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
11 10 2025 8:47:59
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
10 10 2025 19:23:44
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
09 10 2025 12:46:11
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
08 10 2025 0:40:53
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
07 10 2025 8:56:56
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
06 10 2025 4:54:52
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
05 10 2025 5:45:58
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
04 10 2025 14:44:11
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
03 10 2025 18:29:35
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
02 10 2025 23:41:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны