Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс
Цели: Определить и изучить основные хаpaктеристики групп крови и использование их в донорстве.
Задачи:
- Изучить хаpaктерные особенности групп крови человека.
- Найти причины успехов и неудач первых попыток переливания крови.
- Продолжить формирование умения работать с учебниках, в парах.
- Развивать чувства ответственности за жизнь и здоровье людей.
Начало урока.
Вход урока. Сегодня на уроке сначала вспомним знания об иммунитете, которые мы усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом попробуем ответить на вопрос: “Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?”
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
Актуализация знаний:
Словарная работа. (Работа у доски и в тетрадях)
- Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит, фибрин антитела.
- Подчеркните опopные термины по теме “Внутренняя среда организма” - волнистой чертой, а опopные термины темы “Форменные элементы крови” - одной чертой.
- Проверьте выполнение работы друг у друга.
- Проверьте и прокомментируйте выполнение задания на доске.
- Вспомните определения записанных терминов.
Оценки:
- одному уч-ся за работу у доски.
- 2 – 3 уч-ся за проверку орфографии.
- 2 – 3 уч-ся за опopные термины.
- 2 – 3 уч-ся за определения
Изучение нового материала.
Проблема: В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при cмepти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.
После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до cмepти.
В чём причина чередования успеха и неудач?
Прочитайте стр. 122-123 разделы: “Переливание” и “Группы крови человека”.
Выделите основные моменты.
Ответьте на вопросы: “В чём причины неудач переливания крови?”, “В чём причины успехов переливания крови?”.
Оформите таблицу: “Группы крови человека”.
Группы крови | Антигены (белки) эритроцитов | Антитела (белки) плазмы |
I (0) | ||
II (А) | ||
III(В) | ||
IV (АВ) |
Полностью ли мы ответили на поставленные вопросы? Если “нет” – то выполните следующее задание, если “да” - то проверьте себя, выполняя следующее задание.
1. Прочитайте раздел “Резус-фактор” стр. 123.
- Какая информация вам уже знакома?
- Что узнали нового?
- Закончите фразу у себя в тетради: Резус-фактор - это…?
- Роль антител в этом случае точно такая же, как и при образовании иммунитета?
- Самостоятельно составьте и запишите в тетрадях
правила переливания крови:
- (Совместимость групп крови)
- (Совместимость резус-фактора)
- (Стерильность)
- Объясните значения каждого пункта ваших правил.
- (Предотвращение склеивания эритроцитов - агглютинации)
2. (Предотвращение склеивания эритроцитов - агглютинации)
3. (Предотвращение заражений ВИЧ – инфекцией, геппатитом и др. инфекциями, передающимися через кровь).
Какие правила переливания крови мы на основании выше сказанного можете вывести?
- правильный подбор групп крови:
- правильный подбор резус-фактора;
- соблюдение стерильности или принцип “не навреди”.
– Выберите то, что правильно по вашему мнению. Ответ обоснуйте.
Записи на доске: Донорство, реципиент, банк крови, донор.
С какими понятиями вы уже встречались и что вам о них известно?
Оценки:
- 3 уч-ся за работу с учебником
- 3 уч-ся за заполнение таблицы
- 3 уч-ся за составление и комментирование правил переливания
- 3 уч-ся за выбор принципа правил переливания крови
Закрепление.
Пользуясь схемой переливания (стр.123) учебника определите, кто из родителей может быть донором для ребёнка с Ш группой крови, резус-фактор положительный, которому срочно требуется переливание крови. У матери I(О) группа крови, резус-фактор отрицательный, а у отца IV группа крови резус-фактор положительный.
Бытует мнение, что IV группа крови уникальная. Так ли это?
Что случиться, если в крови реципиента антигены II группы встретятся с антителами донора III группы крови и почему?
Чем знамениты следующие учёные:
Учёные | Открытия в переливании крови |
У. Гарвей | |
Дж. Бланделл | |
Г. Вольф | |
К. Ландштеёнер |
Момент рефлексии:
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
Домашнее задание:
- Прочитайте текст учебника на стр. 122-123.
- Узнайте, какие группы крови у ваших родителей дедушек, бабушек, братьев, сестёр, а также резус-факторы.
- Подберите для них доноров.
- Проработайте задания учебника стр.124-125.
Завершение урока:
Мы достигли поставленной цели, стали обладателя ценных знаний и ещё раз показали высокую работоспособность.
Урок закончен. Спасибо. Успехов вам.
Комментарии:
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
10 09 2024 12:11:48
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
09 09 2024 12:27:40
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
08 09 2024 17:51:37
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...
07 09 2024 18:23:45
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
06 09 2024 4:57:10
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
05 09 2024 9:53:25
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
04 09 2024 11:59:24
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
03 09 2024 18:37:17
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
02 09 2024 22:34:59
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
01 09 2024 12:38:43
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
31 08 2024 12:37:39
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
30 08 2024 16:48:40
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
29 08 2024 10:14:26
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...
28 08 2024 15:47:56
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
27 08 2024 15:17:15
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
26 08 2024 13:33:32
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
25 08 2024 17:10:30
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
24 08 2024 2:20:12
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...
23 08 2024 9:11:46
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
22 08 2024 3:39:20
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...
21 08 2024 8:10:57
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
20 08 2024 17:10:46
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...
19 08 2024 20:24:33
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...
18 08 2024 10:47:39
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
17 08 2024 9:19:45
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
16 08 2024 21:31:50
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
15 08 2024 17:36:14
Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
14 08 2024 4:31:35
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
13 08 2024 12:54:14
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
12 08 2024 20:15:56
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
11 08 2024 21:28:49
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...
10 08 2024 20:43:46
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
09 08 2024 10:50:10
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
08 08 2024 21:49:20
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...
07 08 2024 2:26:40
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
06 08 2024 0:13:28
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
05 08 2024 20:25:10
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
04 08 2024 13:34:52
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
03 08 2024 16:17:53
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
02 08 2024 12:16:18
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
01 08 2024 1:58:48
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
31 07 2024 17:36:34
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...
30 07 2024 14:23:53
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
29 07 2024 19:47:48
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
28 07 2024 21:52:35
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
27 07 2024 21:23:42
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
26 07 2024 18:27:18
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
25 07 2024 11:30:23
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
24 07 2024 13:59:45
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...
23 07 2024 21:51:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::