Питание растений > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Питание растений

Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить понимание питания растений и изучить его особенности;

Развивающая: способствовать формированию исследовательских навыков обучающихся;

Коммуникативная: развивать коммуникативные качества через работу в группах.

Педагогическая цель: показать преимущества и необходимость использования на таких уроках ИКТ:

  • возможностей Интернета,
  • электронной презентации,
  • интерактивных моделей.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые на уроке ресурсы:

Вид ресурса Название ресурса
Интернет-ресурсы http://www.college.ru/biology/index.php (Открытый колледж: Биология / Модели/Опыт Пристли)

http://www.ort.spb.ru (Сайт к урокам в начальной школе учителя Останковской Л. Ю. школа № 550 г. Санкт-Петербург/ Жизнь растений)

Литература Энциклопедии по биологии, книги для чтения по ботанике, содержащие информацию о фотосинтезе
Аудио “Вальс цветов” П.И.Чайковского
Мультимедийное пособие “Библиотеки электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс” (Бактерия. Грибы. Растения./Особенности строения и жизнедеятельности/ Передвижение веществ с раствором минеральных веществ по стеблю. Анимация)

Средства обучения:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Мультимедийная презентация (Приложение № 1), в слайды №1-3 можно вставить “Вальс цветов”, а в слайды №8, 11,12 можно вставить видеофрагменты анимаций соответствующих ресурсов.

Задания для мини-исследования (Приложение № 2).

Домашнее мини-исследование (Приложение №3).

Место проведения урока: компьютерный класс.

Предварительная работа (демонстрационный опыт):

Примерно за 3-4 дня до урока в подкрашенную тушью воду опускается побег бальзамина (традесканции или другого подходящего комнатного растения) – опытное растение. Второй побег – в стакан с чистой водой – контрольное растение.

Основные этапы урока:

1. Создание благоприятного эмоционального фона и мотивация при помощи видеоряда и музыкального фрагмента.

2. Для актуализации знаний используется отрывок из стихотворения С.Маршака и беседа, через которые дети выходят на повторение пройденного материала: признаки организмов, и определение новой темы “Питание растений”.

3. При изучении нового материала используется исследовательский метод. Для осознанного включения в исследовательскую деятельность, обучающиеся знакомятся с этапами и методами исследования:

  • в ходе организованного мини-исследования выдвигается гипотеза (гипотезу выдвигают дети, учитель помогает ее сформулировать);
  • проверка гипотезы осуществляется в ходе групповой работы.

4. Итог работы в группах - публичный отчет каждой группы.

5. Закрепление проводится в форме фронтальной беседы.

6. Домашнее задание предлагается дифференцированное: по желанию заполняется один столбик таблицы, или два, причем второй столбик – это своеобразный мостик к следующему уроку, и вторичное закрепление исследовательских навыков.

7. Урок завершается стихотворением и музыкой, для сохранения положительного впечатление от урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Демонстрация
Актуализация знаний - Ребята, у нас сегодня необычный урок, поэтому мне хочется начать его не совсем обычно…

- Ребята, я вижу, вам понравились фотографии, а кто из вас узнал эту замечательную музыку?

- Это “Вальс цветов”, а написал его Петр Ильич Чайковский. А какое отношение музыка и фотографии имеют к нашему уроку биологии?

- А еще есть замечательные строки Самуила Маршака, которые тоже имеют отношение к нашему уроку: “Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением…”. Как вы думаете, почему поэт назвал человека мыслящим растением?

 

 

 

- Мы изучаем растения и животных.… А изучает их наука биология.

- Потому что человек может думать, а растение – нет.

- Потому что и человек, и растения – живые существа

Слайды 1,2,3, “Вальс цветов”
Повторение: признаки организмов - Если мы все живые существа, значит, у нас есть что-то общее? Что именно?

- Совершенно верно, а давайте проверим, все ли вы признаки живых организмов назвали? Какие признаки мы не назвали?

- Мы растем, дышим, питаемся, умираем, размножаемся…  

 

Слайд 4

Объявление темы урока - Ребята, а какие из этих признаков самые важные для любого организма?

- А биологи считают, что самыми важными из перечисленных вами признаков являются питание и дыхание. И поэтому тема нашего урока “Питание растений”.

- Питание, дыхание, размножение, обмен веществ…  

 

Слайд 5

Эвристическая беседа - А что такое питание?

 

- А для чего организмам питательные вещества?

- А что вы понимаете под словом жить?

- Значит жизнь - это движение. А для движения нужна энергия. Значит питание это не просто поглощение веществ, а с целью получения энергии.

- Питание – это процесс приобретения организмом веществ и энергии.

- Питание – это поглощение веществ из окружающей среды

- Чтобы жить…

- Есть, спать, ходить в школу, играть и Т.П.

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 6 (энергия)

 

Слайд 6 (питание)

Изучение нового материала: почвенное питание - А какие вещества приобретаются организмом?

- Все ли вы вещества мне назвали? Давайте проверим…

- А как эти вещества попадают в наш организм?

- А откуда эти вещества берутся в растении?

- Ребята, а какие именно вещества всасывают растения из почвы?

- А какие органы в этом участвуют?

- Правильно, корень всасывает воду с растворенными в ней солями и проводит в стебель.

- Давайте посмотрим, что же дальше происходит с раствором солей. Если взять побег растения и поместить его в подкрашенную чернилами воду, то через некоторое время мы увидим изменения. Рассмотрите внимательно растения на ваших столах и сравните побег контрольный и опытный. Какие изменения вы увидели?

- А кто помнит, какая ткань образует жилки?

- Итак, ребята, что же мы с вами выяснили?

- Такое питание растений называют почвенным.

- Вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы

 

- Человек получает их с пищей

- Из почвы…

- Воду и минеральные соли

- Корень и стебель

 

 

- Окрасился стебель и жилки

 

 

 

- Проводящая

- Что вода и минеральные соли по проводящей ткани поступает в растения.

 

 

Слайд 7 (вещества)

 

 

 

Слайд 8

(1 рисунок)

 

 

 

Слайд 8 (опыт), демонстрация опыта, анимации (см. ресурсы)

 

Слайд 9 (почвенное питание)

Проблемная ситуация - Ребята, а какие еще вещества нужны организмам? Мы ничего не забыли?

- А откуда эти вещества берутся в растениях?

- Но мы ведь только что выяснили, что из почвы растение берет только воду и минеральные соли.

- Белки, жиры, углеводы

- Тоже из почвы, фотосинтез….

Слайд 9 (? – белки, жиры, углеводы)
Мини-исследование: формулирование гипотезы - Мнения разделились, а давайте проведем исследование и выясним этот вопрос. А кто знает, чего начинается исследование?

- Нет, ребята, любое исследование начинается с постановки гипотезы. Что такое гипотеза?

- Гипотеза – это предположение, которое формулируется определенным образом: “если…, то…”

- Предложите свои варианты: откуда растения берут органические вещества – белки, жиры, углеводы.

Если органические вещества не поступают из почвы, то

они берутся из воздуха;

растения вырабатывают его сами.

- А что такое фотосинтез?

- Значит, наша гипотеза будет звучать так:

Если растения могут вырабатывать О2, то они могут вырабатывать и другие вещества.

- Ребята, но гипотеза – это не просто предположение. Это предположение, требующее доказательств. А где мы можем найти эти доказательства?

- Молодцы, а вы знаете, что сейчас ученые не работает в одиночку, как в былые времена, наука – это коллективная работа. Над проблемами трудятся целые научно-исследовательские институты. Давайте на время станем таким институтом и проверим, правильна ли наша гипотеза.

- С опытов…и т.п.

 

 

 

 

…..

 

 

 

- Из почвы, воздуха,

 

 

 

 

 

 

- Сами вырабатывают, в процессе фотосинтеза…

- Фотосинтез – это поглощение растением углекислого газа и выделение кислорода.

- В литературе, в Интернете, поставив опыт.

Слайд 10 (гипотеза)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10 (проверка)

Работа в группах - Вы сказали, что информацию мы можем найти в литературе, в Интернете и опытах. Значит, нам понадобятся 3 отдела:

Информационный, который будет работать с информацией, полученной из Интернета;

Аналитический проанализирует литературу;

Опытно-экспериментальный познакомиться с опытом.

Дети получают задания и работают над ним Приложение №2

 

Работа с Интернет-ресурсом №1

Работа с литературой

Работа с Интернет-ресурсом №2

Консилиум - Давайте обсудим то, что вы узнали о растениях, работая в своих отделах.

- Первым слово предоставляем опытно-экспериментальному отделу, и мы посмотрим с вами опыт Пристли. Но сначала ребята из этого отдела объяснят, почему опыт получил такое название? Кто такой Пристли.

- Ребята, а достаточно ли этих результатов, чтобы подтвердить нашу гипотезу?

-Теперь выслушаем информационный отдел, т.к. в научной работе требуется результаты эксперимента сравнить с информацией из других источников. В данном случае это информация, найденная в Интернете.

- Ребята, информация, полученная из Интернета, не всегда бывает достоверной, поэтому я предлагаю вам выслушать отчет третьего отдела, который работал с литературой. Так мы получим возможность еще раз проверить полученную информацию.

 

 

 

Рассказ об опыте Пристли. Вывод: на свету растения выделяют кислород, поэтому мышка не погибла

- Нет

 

- Мы выяснили, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и воду, из которых на свету образуются сахар и крахмал

- Мы выяснили, что фотосинтез – это

процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды. Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты.

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

Подведение итога исследования - Подтвердилась ли наша гипотеза? Как она звучала?

- Фотосинтез (или воздушное питание) – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды.

Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты.

Из крахмала и сахара растения могут сами образовывать необходимые им жиры и белки.

- Да, подтвердилась, растения кроме кислорода могут синтезировать и другие вещества, например, крахмал. Слайд 13 (фотосинтез)
Первичное закрепление - Так что такое фотосинтез?

- Какой газ поглощается растением?

- Какой газ выделяется?

- Какие вещества образуются?

- Какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?

- Почему фотосинтез называют воздушным питанием?

- А какой еще способ получения веществ мы с вами сегодня изучили?

Дети отвечают на вопросы Слайд 13 (почвенное питание)
Объявление домашнего задания Объяснение домашнего задания Дети записывают домашнее задание и получают карточки Слайд 14

Приложение №3

Завершение работы - Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, надеюсь, вы почувствовали себя учеными.

А сейчас давайте на мгновение вернемся на 40 минут назад. Кто помнит, с чего мы начали сегодня урок?

- А кто-нибудь запомнил его? А кто его автор?

А у этого стиха есть замечательное продолжение:

Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.

Вот сохранить силу, стойкость и жизненность наших северных растений, таких как на этих фотографиях, я вам и желаю, а чтобы мое пожелание стало вашим девизом, я оставляю вам на память вот эти открытки со стихом.

 

 

 

 

- Со стиха…, музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 16-19



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

17 09 2021 1:55:36

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

17 09 2021 14:31:13

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, предохраняющих от иссушающего действия воздуха....

17 09 2021 8:44:13

Внеклассное мероприятие по экологии родного края

Интеллектуальная игра по экологии родного края « Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

17 09 2021 1:30:49

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

17 09 2021 0:23:20

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

17 09 2021 0:27:36

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

17 09 2021 23:40:21

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

17 09 2021 16:57:30

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

17 09 2021 6:59:23

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

Представлен урок биологии в 9-м классе по теме " Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

17 09 2021 13:26:25

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой " Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

17 09 2021 20:14:13

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

17 09 2021 22:30:13

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: « Опорно-двигательная система», « Сердечно-сосудистая система», « Система органов дыхания», « Пищеварительная система», « Кожные покровы», « Нервная система». Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

17 09 2021 1:49:54

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

17 09 2021 21:13:10

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...

17 09 2021 1:33:22

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

17 09 2021 15:10:38

Организация самостоятельной работы на уроках биологии

В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

17 09 2021 19:21:21

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

17 09 2021 10:31:42

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

17 09 2021 0:13:27

Урок по теме "Ядро". 9-й класс

Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

17 09 2021 6:29:47

Многообразие водорослей. 8-й класс

Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

17 09 2021 16:58:30

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

17 09 2021 9:38:23

Урок в 9–м классе "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

17 09 2021 7:19:35

Открытый урок по теме "Скелет головы"

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....

17 09 2021 9:11:20

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

17 09 2021 10:39:44

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс " Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

17 09 2021 13:37:23

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

17 09 2021 8:32:32

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

17 09 2021 21:21:42

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

17 09 2021 7:34:16

Внеклассное мероприятие по биологии «Перелеты птиц». 5–8-й класс

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....

17 09 2021 17:29:19

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

Завершающий урок " Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса « Выявление основных характеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

17 09 2021 16:30:37

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

17 09 2021 15:50:26

Отряды птиц

Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

17 09 2021 19:15:39

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

17 09 2021 0:14:44

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

17 09 2021 6:47:47

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

17 09 2021 14:17:36

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

17 09 2021 19:28:18

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

17 09 2021 21:41:28

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

17 09 2021 15:13:30

«Счастливый случай» на уроках зоологии

Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме командного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух команд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на команды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы команды....

17 09 2021 23:56:27

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

17 09 2021 21:59:43

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

17 09 2021 19:42:28

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс

Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....

17 09 2021 5:51:20

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

17 09 2021 3:59:47

Способы краеведческой работы по зоологии

Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

17 09 2021 4:49:34

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Урок ботаники для 6-го класса по семейству « Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

17 09 2021 7:18:55

Конспект урока "Системы органов животных"

Урок проводится с использованием И К Т-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

17 09 2021 5:51:35

Фауна моего дома

В статье описана роль животных в жизни человека. Характеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

17 09 2021 17:17:19

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе « Родная природа» в разделе « Животный мир Кировской области», тема « Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы « Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

17 09 2021 18:26:53

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации З О Ж. ...

17 09 2021 14:38:16

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)