Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Энергетический обмен в клетке

Семинар, 2 часа

Цели:

  1. Учащиеся должны усвоить понятия “гликолиз, цикл Кребса, цепь переноса электронов, окислительное фосфорилирование, молочнокислое и спиртовое брожение, макроэргические связи АТФ, кислородное и бескислородное дыхание, протонный канал, протонный резервуар, принцип Митчела”; знать черты отличия бескислородного и кислородного дыхания, биосферную и эволюционную роль процесса дыхания.
  2. Учащиеся должны уметь самостоятельно проpaбатывать учебный материал, сравнивать способы дыхания, выделять главное, “читать” схемы.
  3. Способствовать формированию научного мировоззрения у учащихся, коммуникативных навыков.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация “Энергетический обмен в клетке”,
  • рабочие листы,
  • таблица “Энергетический обмен”, “АТФ”, “Закон сохранения и превращения энергии в живой и неживой природе”

ХОД СЕМИНАРА

Свойства живого в конечном счёте неразрывно связаны с определёнными химическими превращениям

В.А. Энгельгардт.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

На прошлом занятии мы изучили удивительный процесс, появившийся в природе около 2 млрд. лет назад – фотосинтез. Мы ещё раз убедились, что энергия света не используется напрямую для синтеза органических веществ, а сначала трaнcформируется в АТФ и только потом энергия АТФ тратится на синтез органики (1 закон биоэнергетики). В курсе ботаники мы с восторгом говорили о космической роли зелёных растений, о необходимости их для сохранения жизни. Но этот крупнейший ароморфоз в своё время привёл к экологической катастрофе.

Каковы экологические последствия возникновения фотосинтеза? (накопление кислорода, биогенный синтез органического вещества, появление круговорота веществ, необратимые изменения условий существования, образование озонового слоя).

Каковы эволюционные последствия возникновения фотосинтеза?

Кислород – окислитель, следовательно, с накоплением его исчезла возможность абиогенного самозарождения органики. Свободный кислород – сильнейший яд для неприспособленных к нему организмов. Его накопление в атмосфере произвело колоссальную перемену. Многие анаэробные виды живых существ не перенесли этого революционного поворота в ходе развития биосферы. Кроме того, появление кислорода должно было привести к развитию живых форм более высокого уровня организации, которые могли бы его использовать. По мере увеличения концентрации кислорода в атмосфере живые организмы выработали эффективное средство извлечения энергии из органических веществ – аэробное дыхание. Аэробные организмы сейчас составляют подавляющее большинство. Но . . . во многих группах организмов – у растений, животных, грибов, бактерий, даже у человека – сохранился наряду с кислородным дыханием анаэробный процесс извлечения энергии.0

Почему более сложные организмы не могли бы развиться в отсутствие кислорода?

Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное?

Для ответа на эти вопросы мы не только должны рассмотреть проблему энергообеспечения клетки, но и сравнить способы получения энергии гетеротрофными организмами.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В 1931 г. академик В.А. Энгельгардт обнаружил связь между синтезом АТФ и клеточным дыханием, позднее он установил, что АТФ участвует в мышечном сокращении. В 1941 г. Липман сформулировал основной закон биоэнергетики, согласно которому энергия внешнего источника сначала запасается в форме химической энергии АТФ и лишь затем используется для совершения полезной работы. Для гетеротрофов таким внешним источником энергии являются органические вещества, поглощённые в виде пищи. Видимо, энергия этих веществ должна сначала преобразоваться в АТФ, а затем использоваться на совершение полезной работы. Давайте вспомним особенности этого химического вещества.

1. АТФ – универсальная “энергетическая валюта” – устный ответ.

Задание 1. (см рабочий лист семинара).

Запасание энергии в форме АТФ и составляет сущность энергетического обмена или внутриклеточного дыхания. Источник энергии – окисление органических веществ, поэтому реакции синтеза АТФ из АДФ и фосфата Энгельгардт назвал окислительным фосфорилированием. Синтез АТФ может осуществляться как в ходе аэробного дыхания, так и анаэробного (презентация, слайды 2, 3, 4). Рассмотрим механизмы этих процессов и сравним их.

2. Анаэробное дыхание (гликолиз) – устный ответ (презентация, слайды 5, 6).

С6Н12О6 + 2АДФ + 2 Н3 РО4 + 2 НАД+ > 2С3Н4О3 + 2АТФ + 2Н2О + 2НАД Н2 + 120 кДж.

Дальнейшая судьба ПВК зависит от условий: если О2 нет – идёт анаэробный процесс, причём у дрожжей и растений происходит спиртовое брожение, у животных и некоторых бактерий – молочнокислое.

3. Брожение, типы брожения – устный ответ, обсуждение

А) Спиртовое брожение:

3Н4О3 —> 2СО2 + 2СН3СОН (уксусн. альдегид)

2СН3СОН + 2НАД Н2 —> 2С2Н5ОН + 2 НАД+

Б) Молочнокислое брожение:

3Н4О3 + 2НАД Н2 —> 2С3Н6О3 + 2 НАД+

Задание 2. (см рабочий лист семинара).

Проверка выполнения.

В ходе анаэробного дыхания образуется всего 2 АТФ.

Дальнейшее превращение ПВК в условиях О2 происходит в митохондриях. Кислородный этап состоит из 2 процессов: химических преобразований, получивших название цикл Кребса, и цепи переноса электронов. Рассмотрим механизм этих процессов.

4. Цикл Кребса (лимонной кислоты, трикарбоновых кислот) – устный ответ (презентация, слайды 7-9).

А) Дегидрирование и декарбоксилирование ПВК с образованием ацетилкофермента А:

С3Н4О3 + КоА + НАД+ —> С2Н3О – КоА + СО2 + НАД Н2

Б) Ацетильная группа включается в цикл Кребса.

- Каков результат цикла?

На каждую окисленную молекулу ацетил КоА приходится 1 АТФ, 4 пары атомов Н, 2 молекулы СО2 (см схему).

Уравнение: СН3СООН + 2Н2О —> 2СО2 + 8Н+

Атомы водорода передаются на дыхательную цепь (цепь переноса электронов).

Цепь переноса электронов – устный ответ (презентация, слайд 10).

24 Н+ + 6О2 —> 12 Н2О + 34 АТФ + Qт

Демонстрация анимационной модели “Электроннотрaнcпортная цепь”, обсуждение

Какую роль играют ферменты дыхательной цепи?

Какова роль кислорода?

Почему реакции синтеза АТФ получили название окислительного фосфорилирования?

Сколько АТФ синтезируется на этом этапе?

При каких условиях Н+ проходят через мембрану?

Суммарная реакция:

С6Н12О6 + 6О2 —> 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ + Qт

Аэробный процесс включает 3 этапа: гликолиз, цикл Кребса и дыхательную цепь.

Давайте сравним аэробное и анаэробное дыхание, выявим их “+” и “-”.

Задание 3. (см. рабочий лист)

Сравнение анаэробного и аэробного дыхания

Признаки для сравнения Анаэробное дыхание Аэробное дыхание
1. Локализация в клетке.

2. Скорость.

3. Формы энергии.

4. Конечные продукты.

5. Количество АТФ.

6. КПД процесса

7. Условия протекания.

цитоплазма

очень быстро, в 2-3 раза

химическая

ПВК, молочная к-та, этиловый спирт и др.

2 молекулы

32 – 40 %

отсутствие О2

митохондрии

медленнее

химич., электрохим.

СО2, Н2О

38 молекул

45 – 55 %

О2, дыхательные ферменты, мембрана

Проверка выполнения (презентация, слайд 11).

Несмотря на то, что синтез АТФ энергетически невыгодный процесс, кпд его достаточно высок. Обратите внимание на следующие данные:

КПД парового двигателя – 12-15 %, турбины ГЭС – 20-25 %, двигателя внутреннего сгорания – 35 %. По эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит многие технические преобразователи.

6. Значение дыхания (презентация, слайды 12, 13).

А) В результате биологического окисления сохраняется равновесие между продукцией органики и её распадом.

Б) СО2, образующийся в результате дыхания используется для образования карбонатов, накапливается в осадочных породах – известняках ( в 4 раза больше, чем утилизируется в ходе фотосинтеза).

В) В течение длительного времени остаётся постоянным соотношение между газами в атмосфере.

Г) Обеспечивается более полный круговорот веществ.

III. ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Давайте подведём итоги.

Почему наряду с аэробным дыханием организмы продолжают использовать анаэробное?

Почему более сложные организмы не могли бы развиться в отсутствие кислорода?

В курсе физики вы изучаете проявления законов термодинамики в неживой природе.

Задание 4. (см рабочий лист семинара)

Итак, процессы фотосинтеза и дыхания тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в их совместном участии в круговороте веществ в биосфере, огромной эволюционной роли: и фотосинтез и аэробное дыхание явились крупнейшими ароморфозами, позволившими освоить новые среды обитания, интенсифицировать обмен веществ, ускорить процесс эволюции.

IV. Д \З. Подготовиться к семинару по теме “Пластический обмен в клетке”

Приложение 1

Приложение 2

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Общая биология, учебник для 10 – 11 классов с углублённым изучением биологии (под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского), “Просвещение”, М., 2001
  2. М.Б. Беркенблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралёв. Общая биология: учебник для 10 класса средней школы. МИРОС, М., 1999
  3. Пименов А.В. Уроки биологии в 10 (11) классе. “Академия развития”, Ярославль, 2001



Комментарии:

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс


    Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

      Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

01 12 2023 2:32:55

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

30 11 2023 4:19:21

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

29 11 2023 10:21:10

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

28 11 2023 19:41:37

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

27 11 2023 0:55:36

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

26 11 2023 1:43:14

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

25 11 2023 9:45:25

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

24 11 2023 20:23:47

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

      Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

23 11 2023 22:21:33

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

22 11 2023 20:17:19

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

21 11 2023 5:57:53

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

20 11 2023 10:49:17

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

19 11 2023 14:28:11

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

18 11 2023 0:35:29

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

17 11 2023 9:48:23

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

16 11 2023 4:50:29

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

15 11 2023 3:24:24

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

14 11 2023 12:48:51

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

13 11 2023 19:18:36

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

12 11 2023 14:52:59

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

11 11 2023 0:23:53

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

10 11 2023 4:18:32

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

09 11 2023 23:33:44

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

08 11 2023 9:27:12

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

07 11 2023 8:57:11

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

06 11 2023 19:54:37

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

05 11 2023 21:13:20

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

04 11 2023 17:59:43

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

03 11 2023 21:16:55

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

02 11 2023 17:54:56

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

01 11 2023 17:39:54

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

31 10 2023 22:36:52

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

30 10 2023 2:56:43

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

29 10 2023 4:32:30

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

28 10 2023 1:16:47

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

27 10 2023 15:53:27

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

26 10 2023 5:49:21

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

25 10 2023 20:59:30

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

24 10 2023 17:42:50

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

23 10 2023 20:57:19

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

22 10 2023 11:22:20

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

21 10 2023 3:48:45

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

20 10 2023 10:47:15

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

19 10 2023 21:42:34

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

18 10 2023 3:12:33

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

17 10 2023 20:44:46

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

16 10 2023 10:48:33

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

15 10 2023 10:34:27

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

14 10 2023 8:12:51

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

13 10 2023 23:33:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::