Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"
Цель урока: обобщить знания учащихся о строении и оболочках Земли.
Задачи урока:
- Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме \"Земля\"; пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях.
- Развивать умение наблюдать явления и давать им объяснения; делать выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитание экологической грамотности школьников и бережного отношения к природе.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: компьютер, интеpaктивная доска, презентация \"Природные явления\", разноцветные магниты, кубик для игры, географическая карта мира, картинка вулкана.
Подготовка к уроку: на доске рисуется игровое поле.
Преподавание ведётся по УМК:
- Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.- 2-е изд., испр. и дораб.- М.: Дрофа, 1997.- 176 с.: ил.
- Плешаков А. А. Природоведение. 5 кл.: рабочая тетради к учебнику \"Природоведение\" / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.- 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 64 с.: ил.
- Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина \"Природоведение. 5 класс\": метод. Пособие / Л. Д. Парфилова.- М.: Издательство \"Экзамен\", 2005.- 126 с.: ил.- (Серия \"Учебно-методический комплект).
- Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек.- Волгоград: Учитель, 2007.- 127 с.
Структура урока:
- Организационный момент (2\\\')
- Игра (35\\\')
- Домашнее задание (2\\\')
- Итог урока (1\\\')
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Сегодня у нас необычный урок - мы немного поиграем. Тема игры - \"Земля\", то есть всё то, что мы изучили в главе \"Земля\". Я посмотрю, как вы усвоили этот сложный материал.
2. Игра.
Учитель: Каждый из вас не раз играл в настольную игру, именно в эту игру мы и поиграем. Только поле игры перемещено на доску, а вместо цветных фишек будут цветные магниты. Для того чтобы начать игру, нам нужны комaнды. Они у нас есть. Это комaнда 1-го ряда, комaнда 2-го ряда и комaнда 3-го ряда.
Прежде чем начать играть, узнаем правила игры.
Правила игры:
1) Каждая комaнда по очереди кидает кубик и передвигается на то количество ходов, сколько их выпало на кубике. Ход считается засчитанным, если комaнда правильно ответила на вопрос, соответствующий этому делению. Если же комaнда не смогла ответить на вопрос, то возвращается на исходную позицию.
На этот же вопрос может ответить другая комaнда. Если она отвечает, то передвигается вперёд на столько ходов, сколько выпало у неответившей комaнды.
2) Цель каждой комaнды - как можно быстрее дойти до финиша, обогнав все другие.
3) На игровом поле есть как ловушки, так и вознаграждения:
- переход хода - комaнда пропускает один ход;
- перемещение - попав на такое деление, комaнда перемещается по стрелке либо вперёд на несколько делений, либо назад;
- +3 - перемещение на 3 деления вперёд;
- -5 - перемещение на 5 делений назад.
4) Все деления на игровом поле поделены на блоки. Каждому блоку соответствует определённая тема главы \"Земля\":
- с 1 по 3 - блок \"Гипотезы возникновения Солнечной системы\";
- с 4 по 17 - блок \"Литосфера\";
- с 18 по 22 - блок \"Гидросфера\";
- с 23 по 29 - блок \"Атмосфера\";
- 30 - вопрос \"Необыкновенная планета Земля\".
Учитель: Ну что, играем? Тогда вперёд!
Комaнды по очереди кидают кубик и передвигаются по игровому полю, при этом отвечая на вопросы учителя. Каждому делению соответствует свой вопрос. Но так как на некоторые деления комaнды могут попасть не один раз, то учитель задаёт вопрос из списка дополнительных, соответствующий определённому блоку.
Вопросы:
Блок \"Гипотезы возникновения Солнечной системы\"
- Какие существуют божественные представления о возникновении Земли?
- Рассказать о современной гипотезе возникновения Земли и всей Солнечной системы.
- Задание в учебнике на стр.54 \"Кто из перечисленных учёных выдвинул эти гипотезы?\"
Дополнительные вопросы:
- Что такое гипотеза?
- Чем схожи гипотезы Ж. Бюффона и Дж. Джинса?
- Чем схожи гипотезы И. Канта, П. Лапласа и О. Ю. Шмидта?
Блок \"Литосфера\"
- Перечислить все внешние оболочки Земли.
- Перечислить внутренние оболочки Земли.
- Что такое горные породы и на какие группы они делятся?
- Закончить фразы:
А) Земная кора состоит из : .
Б) Горные породы состоят из : . - Что такое полезные ископаемые и на какие группы они делятся?
- Свойства металлов.
- Как происходит образование почвы?
- Кто первым стал изучать почву?
- Что это? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - учитель показывает презентацию \"Природные явления\"
- Что такое землетрясение и как оно происходит?
- На картинке указать части вулкана.
- На географической карте показать и назвать океаны, материки и части света. Чем материк отличается от части света?
- Дать хаpaктеристику любым двум материкам (на выбор учеников).
- На каких материках находятся следующие объекты: горы Гималаи, пустыня Сахара, горы Кордильеры, река Муррей, горы Анды?
- Какие утверждения верны:
А) На Земле пять материков.
Б) Самый маленький материк - Антарктида.
В) Евразия - самый большой материк.
Г) Нил - самая длинная река Евразии.
Д) Миссисипи - самая длинная река планеты.
Е) Африка - самый жаркий материк.
Ж) Самая высокая вершина планеты - Килимaнджаро.
З) Гора Эверест (Джомолунгма) находится в Евразии.
И) Самое глубокое озеро на Земле Байкал.
К) Самый большой остров в мире - Сахалин.
Дополнительные вопросы:
- Дать полное определение литосферы.
- Назвать типы и виды почв.
- Что такое сейсмограф?
- Шкала Рихтера.
- Назвать классификации вулканов.
- Какое значение имеет почва?
- Что такое рельеф и какие его формы выделяют?
Блок \"Гидросфера\".
- Рассказать о свойствах воды.
- Как происходит круговорот воды в природе?
- Назвать часть гидросферы.
- Почему Белому, Красному, Чёрному, Жёлтому и Мёртвому морям дали такие названия?
Дополнительные вопросы:
- Что входит в состав Мирового океана?
- Что входит в состав вод суши?
- Какая вода бывает по составу?
- Назвать самые длинные реки, самые большие моря и озёра?
Блок \"Атмосфера\".
- Что входит в состав атмосферы?
- Какие учёные внесли вклад в изучение атмосферы?
- Перечислить свойства воздуха.
- Что такое ветер? Назвать причину возникновения ветра и какие виды ветра бывают.
- Что такое погода? Какие признаки погоды выделяют?
- Что такое климат? Как ведутся наблюдения за климатом?
- Каково значение атмосферы?
Дополнительные вопросы:
- На какие слои делится атмосфера?
- Почему воздух удерживается около поверхности Земли?
- Что такое флюгер?
- Что хаpaктеризует ветер?
- Что такое метеорология?
- Какие типы погоды и климата выделяют?
- Какие особенности Земли позволяют существовать на ней живым организмам?
3. Домашнее задание.
Учитель: Откроем дневники и запишем домашнее задание: повторить тему \"Земля\".
4. Итог урока.
Учитель: Итак, мы повторили большую тему \"Земля\", и теперь каждый из вас знает, на что именно нужно обратить внимание при подготовке к контрольной работе. Спасибо за урок! До свидания.
Комментарии:
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
31 05 2025 4:34:24
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
30 05 2025 19:53:15
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
29 05 2025 4:18:21
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
28 05 2025 17:27:21
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
27 05 2025 8:42:42
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
26 05 2025 1:15:23
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
25 05 2025 11:49:47
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
24 05 2025 16:43:31
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
23 05 2025 2:47:44
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
22 05 2025 11:31:41
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
21 05 2025 12:50:15
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
20 05 2025 17:37:29
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
19 05 2025 2:53:18
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
18 05 2025 9:36:42

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
17 05 2025 22:44:56
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
16 05 2025 0:22:15
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
15 05 2025 8:39:12
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
14 05 2025 4:34:50
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
13 05 2025 9:36:57
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
12 05 2025 15:47:42
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
11 05 2025 10:14:17
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
10 05 2025 3:48:25
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
09 05 2025 4:25:18
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
08 05 2025 12:42:25
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
07 05 2025 14:50:22

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
06 05 2025 17:36:30
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
05 05 2025 10:43:25
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
04 05 2025 4:52:45

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
03 05 2025 19:37:55
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
02 05 2025 20:31:16
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
01 05 2025 9:32:52
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
30 04 2025 3:29:19
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
29 04 2025 1:34:38
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
28 04 2025 16:16:31
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
27 04 2025 4:37:59
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
26 04 2025 19:29:19
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
25 04 2025 21:45:21
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
24 04 2025 8:57:49
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
23 04 2025 18:18:52
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
22 04 2025 0:11:26
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
21 04 2025 21:25:42
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
20 04 2025 18:48:41
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
19 04 2025 7:25:10
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
18 04 2025 10:58:59
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
17 04 2025 4:13:18
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
16 04 2025 22:23:41
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
15 04 2025 19:40:58
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
14 04 2025 22:29:55
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
13 04 2025 4:48:17
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
12 04 2025 19:24:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::