Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Содержание:

Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем. Ученый достиг успехов в своих исследованиях благодаря совершенно новому, разработанному им методу, получившему название гибридологического анализа (метод Менделя). Сущность гибридологического метода в изучении наследственности состоит в том, что о генотипе организма судят по признакам (фенотипу) потомков, полученных при определенных скрещиваниях.

Основные положения и особенности метода

Мендель проанализировал закономерности наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание).

По уровню развития науки своего времени Мендель не мог еще связать наследственные факторы с определенными структурами клетки. В настоящее время установлено, что гены находятся в хромосомах, поэтому при объяснении закономерностей Менделя мы будем исходить из современных цитологических представлений о материальных носителях наследственности.

В основе метода лежат следующие положения:

  1. Учитывается не весь многообразный комплекс признаков у родителей и гибридов, а анализируется наследование по отдельным альтернативным признакам.
  2. Проводится точный количественный учет наследования каждого альтернативного признака в ряду последовательных поколений: прослеживается не только первое поколение от скрещивания, но и хаpaктер потомства каждого гибрида в отдельности. Гибридологический метод нашел широкое применение в науке и пpaктике.

Подготовка к опыту

Объектом для исследования Мендель избрал горох, имеющий много сортов, отличающихся альтернативными признаками. Выбор объекта оказался удачным, так как наследование признаков у гороха происходит очень четко.

Горох обычно самоопыляемое растение (но легко опыляется и перекрестно), поэтому у Менделя была возможность проанализировать потомство как каждой особи отдельно, так и в результате перекрестного скрещивания.

Прежде, чем начать опыты, Мендель тщательно проверил чистосортность своего материала. Использованные им сорта он высевал в течение нескольких лет, и лишь убедившись в однородности (гомозиготности) материала, приступил к эксперименту.

Первый закон Менделя

В опытах Менделя при моногибридном скрещивании сортов гороха, имеющих желтые и зеленые семена, все потомство (т. е. гибриды первого поколения) оказалось с желтыми семенами. При этом не играло роли, из каких именно семян (желтых или зеленых) выросли материнские (отцовские) растения. Следовательно, оба родителя в одинаковой мере способны передавать свои признаки потомству.

Аналогичные результаты обнаруживались и в опытах, в которых во внимание принимались иные признаки. Так, при скрещивании растений с гладкими и морщинистыми семенами все потомство имело гладкие семена. При скрещивании растений с пурпурными и белыми цветками у всех гибридов оказались исключительно пурпурные лепестки цветков и т. д.

Обнаруженная закономерность получила название первого закона Менделя, или закона единообразия гибридов первого поколения. Признак, который проявляется в первом поколении, получил название доминантного; не проявляющийся, подавленный — рецессивного.

Условные обозначения

«Задатки» признаков (по современной, терминологии — гены) Мендель предложил обозначать буквами латинского алфавита. Гены, относящиеся к одной паре, принято обозначать одной и той же буквой, но доминантный аллель — прописной, а рецессивный — строчной. Аллель пурпурной окраски цветков следует обозначать, например, A, аллель белой окраски цветков — a, аллель желтой окраски семян — B, а аллель зеленой окраски семян — b и так далее.

Вспомним, что каждая клетка тела имеет диплоидный набор хромосом. Все хромосомы парные, аллельные же гены находятся в гомологичных хромосомах. Следовательно, в зиготе всегда налицо два аллеля и генотипическую формулу по любому признаку необходимо записывать двумя буквами.

Особь, гомозиготную по доминантному аллелю, следует записать как AA, рецессивному — aa, гетерозиготную — Aa. Опыты показали, что рецессивный аллель проявляет себя только в гомозиготном состоянии, а доминантный — как в гомозиготном (AA), так и в гетерозиготном состоянии (Aa).

Гены расположены в хромосомах. Следовательно, в результате мейоза гомологичные хромосомы (а с ними аллельные гены) расходятся в различные гаметы. Но так как у гомозиготы оба аллеля одинаковы, все гаметы несут один и тот же аллель. Следовательно, гомозиготная особь дает один тип гамет.

Схематическая форма записи

Опыты по скрещиванию предложено записывать в виде схем. Условились родителей обозначать буквой P, особей первого поколения — F1, особей второго поколения — F2 и т. д. Скрещивание обозначают знаком умножения (X), генотипическую формулу материнской особи (♀) записывают первой, а отцовской (♂) — второй. В первой строке записывают генотипические формулы родителей, во второй — типы их гамет, в третьей — генотипы первого поколения и так далее.

Выводы эксперимента

Так как у первого родителя только один тип гамет (A) и у второго родителя также один тип гамет (a), возможно лишь одно сочетание — Aa. Все гибриды первого поколения оказываются однородными: гетерозиготными по генотипу и доминантными по фенотипу.

Следовательно, первый закон Менделя, или закон единообразия первого поколения, в общем виде можно сформулировать так: при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков, все потомство в первом поколении единообразно как по фенотипу, так и по генотипу.

Второй закон Менделя

При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения между собой (самоопыление или родственное скрещивание) во втором поколении появляются особи как с доминантными, так и с рецессивными признаками, т. е. возникает расщепление, которое происходит в определенных частотных отношениях. Так, в опытах Менделя на 929 растений второго поколения оказалось 705 с пурпурными цветками и 224 с белыми. В опыте, в котором учитывалась окраска семян, из 8023 семян гороха, полученных во втором поколении, было 6022 желтых и 2001 зеленых, а из 7324 семян, в отношении которых учитывался другой признак, было получено 5474 гладких и 1850 морщинистых.

Обобщая фактический материал, Мендель пришел к выводу, что во втором поколении 75% особей несут доминантные признаки, а 25% — рецессивные (расщепление 3:1). Эта закономерность получила название второго закона Менделя, или закона расщепления.

Анализ результатов

Согласно этому закону, установленному Менделем, используя современные термины, можно заключить, что:

  • Аллельные гены, находясь в гетерозиготном состоянии, не изменяют структуру друг друга;
  • при созревании гамет у гибридов образуется приблизительно равное число гамет с доминантными и рецессивными аллелями;
  • при оплодотворении мужские и женские гаметы, несущие доминантные и рецессивные аллели, свободно комбинируются.

При скрещивании двух гетерозигот (Aa), у каждой из которых образуется два типа гамет (половина — с доминантным аллелем (A), половина — с рецессивным (a), следует ожидать четыре возможные сочетания. Яйцеклетка с аллелем A может быть оплодотворена с одинаковой долей вероятности как cпepматозооном с аллелем А, так и cпepматозооном с аллелем a; а яйцеклетка с аллелем a — cпepматозооном либо с аллелем A, либо с аллелем a. Получаются зиготы: AA, Aa, aA, aa или AA, Aa, aa.

По внешнему облику (фенотипу) особи AA и Aa не отличимы, поэтому расщепление получается в соотношении 3:1.

По генотипу особи распределятся в отношении 1 AA : 2 Aa : 1 aa. Понятно, что если в дальнейшем от каждой группы особей второго поколения получать потомство лишь при самоопылении, то первая (AA) и последняя (aa) группы, являющиеся гомозиготными, будут давать только единообразное потомство (без расщепления), а гетерозиготные (Aa) формы будут давать расщепление.

Таким образом, второй закон Менделя, или закон расщепления, формулируется так: при скрещивании двух гетерозиготных особей, т. е. гибридов, анализируемых по одной альтернативной паре признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 и по генотипу 1:2:1.

Статистический хаpaктер законов генетики

Для установления некоторых закономерностей биолог всегда имеет дело не с отдельными единичными фактами или объектами исследования, а с совокупностью фактов или объектов. Каждый отдельный представитель этой совокупности обладает своими свойствами, поскольку каждый из них подвержен разнообразным влияниям.

Этих влияний может быть очень много и по своему действию они могут быть настолько разнообразными, что обнаружить их для каждого отдельного случая просто невозможно.

Несмотря на это, все вместе взятые объекты обнаруживают определенные, так называемые статистические, закономерности (установленные при изучении большого числа объектов), и биолог может предвидеть последствия массового явления в целом. По отношению же к отдельному факту или объекту совокупности можно говорить только о вероятности того, что он будет иметь место, будет хаpaктеризоваться теми или иными свойствами.

Все явления в природе можно разделить на случайные и необходимые. При необходимых явлениях за явлением A будет следовать явление B. При случайных в ответ на явление A может произойти не только B, но C, D и др.



Комментарии:

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

16 07 2025 3:54:39

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

15 07 2025 12:42:57

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

14 07 2025 4:44:25

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

13 07 2025 3:22:33

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

12 07 2025 5:41:21

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

11 07 2025 19:16:54

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань: строение, функции и свойства Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

10 07 2025 3:32:26

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

09 07 2025 0:41:10

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

08 07 2025 15:11:59

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

07 07 2025 7:13:29

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

06 07 2025 20:24:51

Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


    Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

      Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....

05 07 2025 8:25:38

Кожа – наружный покровный орган

Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....

04 07 2025 13:33:55

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

03 07 2025 19:35:47

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

02 07 2025 15:43:37

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

01 07 2025 13:12:47

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

30 06 2025 20:51:55

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

29 06 2025 17:21:18

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

28 06 2025 13:22:45

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

27 06 2025 16:24:51

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

26 06 2025 14:46:51

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

25 06 2025 11:58:27

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

24 06 2025 12:56:34

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

23 06 2025 4:16:21

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

22 06 2025 4:18:30

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

21 06 2025 13:32:50

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"


    Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

      Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

20 06 2025 22:40:37

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

19 06 2025 18:44:32

Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

      Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

18 06 2025 15:12:55

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

17 06 2025 18:59:37

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

16 06 2025 9:51:35

Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"


    Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"

      Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....

15 06 2025 11:14:28

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

14 06 2025 22:16:37

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

13 06 2025 14:21:36

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

12 06 2025 7:59:25

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

11 06 2025 12:36:17

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

10 06 2025 21:25:11

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

09 06 2025 18:35:37

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

      Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

08 06 2025 4:50:49

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

07 06 2025 7:43:22

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

06 06 2025 9:27:25

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

05 06 2025 22:15:52

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....

04 06 2025 21:16:54

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

03 06 2025 8:10:32

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

02 06 2025 20:45:17

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

01 06 2025 2:54:14

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

31 05 2025 1:33:24

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

30 05 2025 2:17:54

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

29 05 2025 15:10:18

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

28 05 2025 18:25:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::