Наследственные болезни

Цели урока
Развивающие:
- развитие речи;
- мышления;
- познавательного интереса;
- памяти;
- выражать свои мысли.
Обучающие: продолжить обучение
- составление родословной;
- решение генетических задач;
- формирование навыков самообразования.
Воспитательные:
- воспитание нравственности, гордости за своих родственников, за свой род;
- ответственность за будущее поколение.
Учащиеся должны
Знать:
- причины наследственных заболеваний;
- пути профилактики наследственных болезней.
Уметь:
- работать по родословной;
- обобщать материал, выделять главное;
- систематизировать знания в виде схем, плана.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
ПО: мультимедийный диск «Основы общей биологии» Серия «1С: Школа» издательский центр «Вентана-Граф».
ЦОР: авторский медиапродукт: презентация учебного материала к уроку структура презентации: линейная (22 слайда)
Презентация «Наследственные болезни» (приложение)
№ слайда |
Содержание слайда |
1 |
Титульный лист |
2 |
И.С.Бах. |
3 |
Проблемные вопросы к уроку |
4 |
Ответы к проверочной работе |
5 |
Схема виды мутаций |
6 |
Наследственные болезни и методы их диагностики |
7 |
Синдром Дayна |
8 |
Синдром Морфана Н. Паганини |
9 |
А. Линкольн |
10 |
Г.Х.Андерсен |
11 |
К. Чуковский |
12 |
Ахондриоплазмия |
13 |
Распространение гемофилии в королевских семьях Европы родословная королевы Виктории. |
14- 21 |
Родословные учащихся МОУ СОШ №21 |
22 |
Меры профилактики наследственных болезней. |
Поэтапный вывод информации и переход – по щелчку мыши.
Дидактический материал:
- карточки для проверки домашнего задания по вариантам -25 шт.
- инструктивные карточки для работы с электронным учебником – 5шт
- инструктивные карточки для работы с учебником – 5шт
- раздаточный материал – таблица по теме «Мутации у человека»
- раздаточный материал схема – картинка из электронного учебника (задача)
- родословные учащихся для составления задач.
План урока
№ п/п |
Этапы занятия |
Временная реализация |
1. |
Организационный момент: приветствие, подведение к теме урока, объявление темы и целей урока. |
2 минут |
2. |
Повторение пройденного материала. |
10 минут |
3. |
Изучение нового материала. |
20 минут |
4. |
Закрепление полученных знаний, понятий работа по плану. |
5минут |
5. |
Подведение итогов |
2 минуты |
6 |
Задание на дом |
1 минуты |
|
Итого |
40 минут |
Ход урока
«Диагностика достигла таких успехов,
что здоровых людей почти не осталось».
Бертран Рассел
I. Вступительное слово.
(звучит музыка Баха слайд №1)
Не случайно наш урок начинаем с музыки Баха. Почти 300 лет его музыка восхищает человечество. В семье Баха в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов (слайд №2).
Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследованием выдающихся способностей (слайд №3).
- Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальны?
- Почему одни люди рождаются талантливыми, а другие едва осваивают школьную программу?
- Чем обусловлены наследственные болезни человека.
- Почему среди 5 млрд. жителей планеты нет двух совершенно одинаковых людей?
На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
II. Повторение пройденного материала и подготовка к изучению нового материала.
Карточка для проверки домашнего задания
Вариант №1. ГЕНЕТИКА.
Запишите номера вопросов, против них правильные ответы.
- Сколько аутосом в генотипе человека?
- Какой пол у человека гомогаметный?
- Где у человека расположен ген, вызывающий цветовую слепоту?
- Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?
- Кому передаются гены, находящиеся в У - хромосоме?
- Какой генотип у рыжего кота и черной кошки?
- Какой генотип у мальчика с заболеванием гемофилия?
Вариант №2 . ГЕНЕТИКА.
Запишите номера вопросов, против них правильные ответы.
- Сколько пoлoвых хромосом в генотипе человека?
- Какой пол у человека гетерогаметный?
- Где у человека расположен ген, вызывающий гемофилию?
- Отец является носителем гена цветовой слепоты, мать различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?
- Кому передаются гены, находящиеся в Х - хромосоме у отца?
- Какой генотип у черепаховой кошки?
- Какой генотип у дeвoчки с цветовой слепотой (дальтонизмом)?
Работа в парах по проверке письменной работы друг у друга (ответы на слайде №4).
Работа уч-ся с электронным учебником по инструктивным карточкам.
Инструктивная карточка №1
- Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Текст учебника».
- Составить схему Наследственные болезни, сцепленные с полом».
Инструктивная карточка № 2
- Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Текст учебника».
- По схеме «Родословная королевских семей Европы», составить план рассказа «Наследование гемофилии».
Инструктивная карточка № 3
- Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Это интересно».
- Составить схему «Хромосомные мутации»
Инструктивная карточка № 4
- Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Вопросы к тексту».
- Ответить письменно на 2-3 вопрос.
Инструктивная карточка № 5
- Открыть электронный учебник параграф 26.
- Познакомиться с материалом «Заключение к главе 4» - Проблемы для обсуждения.
- Решить задачу №1.
Инструктивная карточка № 6
- Открыть параграф 13 учебника.
- Познакомиться с материалом «Генные болезни».
- Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.
Инструктивная карточка № 7
- Открыть параграф 13 учебника.
- Познакомиться с материалом «Хромосомные болезни».
- Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.
Инструктивная карточка № 8
- Открыть параграф 13 учебника.
- Познакомиться с материалом «Методы лечения больных».
- Используя материал дополнить рассказ учителя по данной теме.
III. Изучение нового материала
Приступаем к изучению нового материала.
Предлагаю вести записи в тетради по новому материалу в виде плана.
Наследственные болезни — это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека, другими словами мутации.
(Беседа с классом).
Что называют мутацией?
Если есть затруднения, воспользуемся словарём основных понятий учебника стр.230.
Какие виды мутаций вы знаете? слайд №5
На столах лежит раздаточный материал по видам мутаций. Используйте его для работы.
1. По уровню возникновения
Генные мутации — изменения обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена. Они влекут за собой изменения структуры строения белков, заключающиеся в появлении новой последовательности аминокислот в полипептидной цепи, и вызывают изменение активности белковой молекулы.
Другими словами генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена на молекулярном уровне.
- Хромосомные мутации — вызваны изменениями формы хромосом.
- Геномные мутации — вызваны изменениями числа хромосом. К ним относятся: синдром Дayна (47 хромосом по 21 паре) ; синдром Шерешевского-Тернера (ж. с 45 хромосомами по 23 паре XO) ; синдром Клайнфельтера (м. с 47 хромосомами по 23 паре XXY)
2. По хаpaктеру проявления мутации:
- доминантные;
- рецессивные.
3. По месту возникновения
- в пoлoвых клетках (проявляются только в следующих поколениях) ;
- в соматических клетках (проявляются только у родителя и не передаются потомству при пoлoвoм размножении).
Мутации приводят к различным наследственным болезням.
В наше время такие болезни можно диагностировать (слайд №6).
Примером хромосомной болезни может быть: синдром Дayна (47 хромосом по 21 паре) слайд №7.
Учащиеся, работавшие, по карточке 7 дополняют.
Примеры генных мутаций нам сейчас приведут ребята в своих сообщениях.
Сообщение учащихся
1. АРАХНОДАКТИЛИЯ
Дефекты некоторых генов, влияющих на образование и развитие соединительной ткани у человека, нередко приводят к непропорциональному гигантизму. Болезнь эта описана в 1896 году французским педиатром А. Морфаном. При наиболее ярком проявлении этой доминантной особенности на свет появляются люди с очень длинными руками и ногами и относительно коротким туловищем. Их вытянутые пальцы напоминают лапы огромного паука. Отсюда образное название этой диспропорции арахнодактилия (от греч. dactyl-палец и Arachna-женщина, по легенде, превращенная Афиной в паука).
У людей с подобными дефектами грудная клетка деформирована, хрусталик глаза смещён. Такая аномалия носит название синдрома Морфана и считается полулетальной, поскольку связана с пороками сердца.
Синдром вызван наследственным пороком развития соединительной ткани и хаpaктеризуется также поражением опopно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.
Люди, у которых этот синдром проявляется не со всей жестокостью, доживают до зрелых лет. По счастью синдром Морфана встречается достаточно редко (вероятность его 1:50 000). Тип наследования аутосомно-доминантный.
История знает случай, когда длинные, тонкие пальцы человека с синдромом Морфана вместе с впечатляющей работоспособностью помогли их обладателю сделать фантастическую карьеру. Речь идёт о знаменитом скрипаче Никколо Паганини (слайд №8). Гёте и Бальзак так описывают его внешность в своих воспоминаниях: глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и сверхгибкие пальцы, какой-то невероятной длинны, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. Эта чисто морфологическая особенность позволила ему творить со скрипкой настоящие чудеса. Люди говорили, что он в сговоре с дьяволом, или что его искусство является музыкой небес, в которой звучат ангельские голоса. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.
Теперь-то мы знаем, что, скорее всего, своими данными он был обязан редкому генетическому отклонению.
Как известно, в конце своей жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее доказательство в пользу того, что у Паганини был синдром Морфана, поскольку нередким осложнением этой болезни является сильная хрипота и даже потеря голоса, вызванная параличом верхнего гортанного нерва.
Единственная компенсация, которую люди с синдромом Морфана получают от судьбы за свой порок — повышенное содержание адреналина в крови. Таким образом, люди с синдромом Морфана всю жизнь находятся в возбужденном состоянии. Адреналин постоянно подстегивает нервную систему и делает их невероятными трудоголиками. Синдромом Морфана страдали несколько всемирно известных личностей, отличавшихся необычайной работоспособностью.
Таков был лесоруб Авраам Линкольн (слайд №9). Очень похож на Линкольна по физическому складу был сын сапожника, ставший позже великим писателем XIX в. Ганс Христиан Андерсен (слайд №10) Его необычное трудолюбие появилось ещё в школе. Свои литературные произведения он переписывал до 10 раз, добиваясь, в конечном счете, виртуозной точности и одновременно лёгкого стиля.
Слайд №11. Выше всех в толпе был и любимый детьми автор «Мухи-цокотухи».
2. АХОНДРИОПЛАЗМИЯ (слайд №12)
Учитель:
Другой пример обратный предыдущему болезнь ахондриоплазмия.
Учащиеся, работавшие, по карточке 8 дополняют.
Следующим этапом нашей работы будет разговор об одном из методов генетики — это генеалогический метод.
3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
В изучении наследственности человека применяется генеалогический метод. Он введён в науку в 19 веке Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова — родословная человека, т. о. генеалогический метод — это метод, основанный на изучении родословных и выявление особенностей наследования каких либо хаpaктерных признаков или болезней в ряду поколений данного рода или семьи.
Классический пример наследственного заболевания — гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям Западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николая II, страдал гемофилией) слайд №13
Русский философ О.П. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит заданная ему историческая задача, которую он «призван решать».
Ребята попытались воссоздать родословные, они перед вами (слайд №14-20).
Работа над родословной бесконечна, она может продлиться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.
(Демонстрируем выставку работ учащихся на доске, памятку о составлении родословной).
Учитель: ребята, что вы узнали, составляя свою родословную?
Рассказ учащегося о своей родословной и работой над ней.
Оказывается, родословная может многое вам рассказать и открыть свои тайны.
- Составьте по готовой родословной мини рассказ (слайд №20)
- По слайду №21 решить задачу. Задачу и родословную к ней составил учащийся.
- А сейчас мы проверим домашнюю задачу, где по предложенному рассказу нужно составить родословную.
Наследственные болезни человека лишь часть его наследственной изменчивости. Ученые постоянно работают над проблемами лечения наследственных болезней. Наиболее актуальным является предупреждение этих заболеваний.
Пути профилактики наследственных болезней определяются причинами, способствующими их развитию. На столах лежат памятки о профилактике, работая в мини группах, приготовьте пояснения к каждой мере профилактики. Предлагаю одному из группы озвучить вашу работу.
Учащиеся называют меры профилактики по очереди и дают полную хаpaктеристику по каждому пункту используя (слайд 22).
Учащиеся, работавшие, по карточке 6 дополняют.
Меры профилактики наследственных заболеваний
ЗАПРЕТ НА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ
Как правило, мутации в генах носят рецессивный хаpaктер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У двух родственников, имеющих одинаковые мутации больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе — по II закону Менделя величина этой вероятности 25%.
ЗАПРЕТ НА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
Их употрeбление ведёт к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, так как алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для пoлoвoй. В результате в некоторых пoлoвых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уpoдствам или умственной отсталости.
БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ДОРОДОВАЯ ДИАГНОСТИКА наследственных заболеваний, которая предусматривает их своевременное выявление. Так обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило рождение детей с тяжелыми пороками.
IV. Закрепление.
И в заключение урока посмотрим, что у нас получилось в тетради.
Заслушаем часть одного из ваших планов.
Все учащиеся в конце урока сдают тетради на оценку.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: продолжить работу над родословной. параграф 13, задачи со стенда подготовить к сдаче.
Комментарии:
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
30 11 2025 10:42:53
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
29 11 2025 4:14:47
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
28 11 2025 22:26:33
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
27 11 2025 11:35:19
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
26 11 2025 19:14:17
Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
25 11 2025 4:32:22
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
24 11 2025 19:54:58
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
23 11 2025 12:40:55
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
22 11 2025 1:37:21
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
21 11 2025 17:29:42
Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....
20 11 2025 19:46:59
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
19 11 2025 20:41:41
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
18 11 2025 3:33:20
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
17 11 2025 9:35:10
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
16 11 2025 21:37:36
На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....
15 11 2025 19:25:50
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
14 11 2025 10:37:46
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
13 11 2025 9:32:20
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
12 11 2025 9:13:28
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
11 11 2025 0:49:51
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
10 11 2025 6:29:51
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
09 11 2025 0:46:47
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
08 11 2025 0:35:13
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
07 11 2025 21:22:22
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
06 11 2025 22:41:41
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
05 11 2025 4:15:53
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
04 11 2025 18:41:40
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
03 11 2025 10:27:57
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
02 11 2025 6:59:47
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
01 11 2025 11:56:17
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
31 10 2025 6:18:46
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
30 10 2025 11:13:12
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
29 10 2025 8:18:49
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
28 10 2025 11:58:19
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни.
...
27 10 2025 15:48:46
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
26 10 2025 1:33:25
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
25 10 2025 12:44:11
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
24 10 2025 7:56:36
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
23 10 2025 0:32:22
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
22 10 2025 17:32:10
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
21 10 2025 23:16:27
Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....
20 10 2025 11:56:39
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
19 10 2025 18:23:12
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
18 10 2025 16:12:55
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
17 10 2025 21:51:18
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
16 10 2025 1:48:18
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.
...
15 10 2025 21:28:54
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
...
14 10 2025 3:34:16
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
13 10 2025 15:56:17
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
12 10 2025 0:14:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




