Многообразие моллюсков, их значение в природе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • раскрыть особенности основных классов типа моллюски;
    • закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой;
    • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
    • развивать инициативу, уверенность в своих силах.
  • Воспитательные:
    • воспитать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: путешествие в страну малакология и соревнование в группах.

Оборудование:

  • опopные конспекты «Прудовик обыкновенный», «Класс двустворчатые»
  • таблицы: схема «Классификация моллюсков», «Головоногие моллюски», «Класс моллюски. Класс Брюхоногие», «Страна малакология»
  • на партах для каждой группы:
    • тест «Какие утверждения верны»,
    • биологическая задача,
    • зачетный лист для группы,
    • рисунки: «Вредители полевых культур», «Распространение пресноводных моллюсков», «Кто лишний», «Биологический лабиринт», кроссворд «Моллюски», стаканчики с аквариумными катушками, лупы,
    • учебник  Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов» 7 класс;
  • коллекции моллюсков;
  • книги для дополнительного чтения (выставка):
    • А. Теремов, В.Рохлов «Занимательная зоология»,
    • Б.М.Медников «Формы и уровни жизни»,
    • А.П.Большаков «Биология. Занимательные факты и тесты»,
    • Энциклопедический словарь юного биолога; Энциклопедический словарь юного натуралиста;  С.А.Молис «Хрестоматия по зоологии»,
    • В.М.Пакулова, Н.А.Смолина «Биология в вопросах и ответах»,
    • А.И.Никишов «Биология. Животные.7-8 класс. Краткий курс», «Я познаю мир. Животные»;
    • мультимедийная презентация (Приложение).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте мои путешественники  по стране Малакология! Добро пожаловать в удивительную страну Малакологию.  Во время путешествия соревнуются группы. Каждая группа имеет название, эмблему и капитана. Надеюсь, вы познакомите нас со многими тайнами этой удивительной страны – Малакологии. Начинаем путешествие.

II. Контрольный пункт

  1. Проверка знаний учащихся по рубрике учебника «Проверьте свои знания». За каждый правильный ответ – 5 баллов
  2. «Какие утверждения верны?» групповая тестовая работа. Учебники закрыты.
  3. Демонстрация схемы классификации Тип Моллюски.

Учитель: Тип моллюски – обширный тип сложноустроенных животных. Большинство представителей небольшие, но встречаются и очень крупные. Появились 50 тыс. лет назад.

I. Класс Брюхоногие

1. Работа с учебником

А) По форме они очень разные, что их объединяет в один класс? Слушаем ваши сообщения.

Б) Среди Брюхоногих выделяются разные группы.

– Наземные улитки (сообщение ученика)
– Морские улитки (сообщение ученика)

В) Какое значение выполняют Брюхоногие в природе и жизни человека? (сообщение ученика).

Г) Сообщение  «Голожаберные моллюски» 

2. Ни один наш поход в сад или лес не обходится без нахождения слизней или поврежденными ими плодами растений или грибов. Кто они такие?

Д) Сообщение «Слизни»

Учитель: А как бороться? (Ответы учеников –  опыливание золой, известью)

3. У: Теперь слово дается знатокам природы. Что интересного вы нашли?

А) Хищная улитка Конус (сообщение)

Б)  Улитки Каури (сообщение)

В) Морские хищные улитки Мурексы (сообщение)

4. Краткий вывод по классу Брюхоногих моллюсков: Брюхоногие, или улитки, (Gastropoda) – самый богатый представителями класс моллюсков – 90 000 видов. Размеры их изменяются от 2-3 мм. до 60 см. Форма тела брюхоногих весьма разнообразна.

III. Класс Двустворчатые или Пластинчатожаберные

1. Почему их объединяют в класс двустворчатые? Что хаpaктерно для этого класса?

А) Сообщение о классе Двустворчатые.

Б) Сообщение о Мидиях.

В) Сообщение об Устрицах.

Г) Сообщение о Морских гребешках.

Г) Сообщение о моллюске Шашень

Д) А каково значение двустворчатых в природе и жизни человека? Сообщение ученика.

2. Слово представляется знатокам природы.

А) Сообщение о Жемчужнице.

Б) Сообщение о Камнеточце.

3. Краткий вывод по классу Двустворчатых моллюсков. Насчитывают 15 000 видов, обитающих в морской и пресной воде. Их paковина состоит из двух створок, соединенных на вершине эластичной связкой лигаментом, или замком. Они – двустороннесимметричные животные.

IV. Класс Головоногие моллюски

1. Хаpaктерные признаки класса. Сообщение

А)  Самые удивительное у них строение глаза. Сообщение.

Б) Защита от врагов. Сообщение

В) Сообщение о наутилусах

Г) Сообщение о кальмарах

Д) Сообщение об аргонавтах

2. Слово представляется знатокам природы

Е) Значение головоногих моллюсков

3. Краткий вывод по классу Головоногие моллюски. Класс головоногие (Cephalopoda) – наиболее высокоорганизованная группа моллюсков. К классу головоногих моллюсков относятся осьминоги, кальмары, каpaкатицы и др. – около 600 видов. Это наиболее организованные, крупные, иногда очень крупные (до 18 м), свободноплавающие, реже ползающие, очень подвижные хищники.

V.  Конкурс “Кто лишний»

Из моллюсков 1 лишний. Найдите его. Как он называется, систематическое положение?

VI. Решение биологических задач

В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков – мидий. Какой урожай можно получить, если в некоторых местах мидии скапливаются массой до 20 кг на 1 м2? Обоснуйте экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе.

VII.  Контроль знаний

Выполнение тестовой работы.

1. Сколько видов моллюсков живет сейчас на Земле:

А. Менее 1 тыс.
Б. От 1 до 10 тыс.
В. От 10 до 100 тыс.
Г. Более 100 тыс.

2. Размеры моллюсков варьируют в широких пределах:

А. От 1 мм до 1 м
Б. От 1 мм до 10 м
В. От 1 мм до 20 м
Г. От 1 м до 20 м

3. Тело большинства моллюсков покрыто:

А.Paковинами
Б. Щетинками
В. Ресничками
Г. Хитином

4. Среди экологических групп моллюсков отсутствуют:

А. Растительноядные формы
Б. Хищники
В. Паразитические формы
Г. Фильтраторы воды

5. У каких моллюсков самая совершенная нервная система?

А. У всех двустворчатых
Б.У головоногих
В. Брюхоногих
Г. У двустворчатых пластинчатожаберных

6. Замкнутую кровеносную систему имеют:

А. Все моллюски
Б. Двустворчатые
В. Брюхоногие
Г. Головоногие

7. Моллюски дышат:

А. Только жабрами
Б. Только легкими
В. Только через поверхность мантии
Г. Всеми перечисленными способами

8. Paковина моллюсков состоит из:

А. Одного слоя
Б. Двух слоев
В. Трех слоев
Г. Четырех слоев

9. Среди моллюсков одну ногу имеют:

А. Только брюхоногие
Б. Только двустворчатые
В. Брюхоногие и двустворчатые
Г. Только головоногие

10. Среди моллюсков 8-10 ног имеют:

А. Брюхоногие
Б. Двустворчатые
В. Головоногие
Г. Все виды

11. Большой прудовик имеет:

A. Жабры
Б. Легкое
B. Не имеет органов дыхания
Г. Трахеи

12. Мантия – это:

A. Вещество, из которого состоит paковина
Б. Кожная складка, расположенная под paковиной
B. Орган передвижения
Г. Орган пищеварения

13. Моллюски обитают:

A. Только в морях
Б. Только в пресных водоемах
B. Только на суше
Г. В море, пресных водоемах, на суше

14. К двустворчатым моллюскам относят:

A. Осьминога
Б. Большого прудовика
B. Беззубку
Г. Виноградную улитку

15. К органам выделения виноградной улитки относят:

А. Почку
Б. Желудок
В. Печень
Г. Кишечник

16. Чернильная железа имеется у:

А. Всех моллюсков
Б. Двустворчатых
В. Головоногих
Г. Брюхоногих

17. К сельскохозяйственным вредителям относят:

A. Прудовики
Б. Беззубку
B. Виноградную улитку
Г. Слизня

VIII. Блиц-турнир

  1. Назовите основные классы моллюсков.
  2. Представители какого класса являются наиболее высокоорганизованными?
  3.   В чем отличие paковины брюхоногих моллюсков от paковины двустворчатых моллюсков?
  4. Кожная складка, которая покрывает тело моллюска и прилегает к paковине?
  5. Назови отделы тела брюхоногих и головоногих моллюсков.
  6.  Большинство моллюсков защищает свое ... тело paковиной, которую формируют клетки ...
  7. Брюхоногие моллюски имеют мускулистый язык с ... «зубами», образующими «...».
  8.  Головоногие моллюски обладают уникальной в животном мире способностью к ... движению.
  9.  Самой высокоразвитой нервной системой среди беспозвоночных животных обладают ... моллюски, имеющие крупный головной мозг.
  10. Защищаясь от врагов, головоногие моллюски выбрасывают... облако.
  11. Назови отделы тела двустворчатых моллюсков.
  12. Строение сердца моллюсков?
  13. Научное название корабельного червя?
  14. Назови группу организмов, от которых произошли моллюски?
  15.  Значение моллюсков в природе?
  16.  Роль моллюсков в жизни человека?

IX. Биологический лабиринт

X. Конкурс за лучшую эмблему

XI. Конкурс на знание терминов «Кто первый?»

  1. Щупальца – …
  2. Глохидии – …
  3. Конхиолин – …
  4.  Бионика – …
  5. Жемчуг – …

XII.  Подведение итогов

XIII. Домашнее задание

  1. Изучить текст учебника стр. 136-143.
  2. Задания в рабочей тетради.



Комментарии:

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

25 04 2024 19:15:50

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

24 04 2024 8:43:21

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

23 04 2024 18:15:26

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

22 04 2024 19:49:59

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

21 04 2024 17:26:39

Обобщающий урок по теме "Цитология"


    Обобщающий урок по теме "Цитология"

      Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....

20 04 2024 11:31:28

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

19 04 2024 2:49:46

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

18 04 2024 21:17:53

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

17 04 2024 22:26:38

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"


    Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

      Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

16 04 2024 1:54:28

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

15 04 2024 22:56:58

Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата


    Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....

14 04 2024 10:28:40

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

13 04 2024 0:31:38

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

12 04 2024 20:22:12

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

11 04 2024 15:53:12

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

10 04 2024 7:56:36

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

09 04 2024 23:48:10

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

08 04 2024 8:49:38

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

07 04 2024 7:36:16

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

06 04 2024 7:23:40

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

05 04 2024 3:38:16

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

04 04 2024 8:37:59

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

      На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

03 04 2024 20:34:56

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

02 04 2024 23:44:28

Цветок и его строение. Соцветие


    Цветок и его строение. Соцветие

      Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....

01 04 2024 20:36:14

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

31 03 2024 3:44:14

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

30 03 2024 9:13:25

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

29 03 2024 3:27:51

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

28 03 2024 6:54:45

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

27 03 2024 8:50:26

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

26 03 2024 15:58:37

Решение задач по молекулярной биологии


    Решение задач по молекулярной биологии

      Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

25 03 2024 20:21:53

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

      Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

24 03 2024 19:21:20

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

23 03 2024 6:23:56

Первые русские ученые эволюционисты

Первые русские ученые эволюционисты Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....

22 03 2024 23:31:34

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

21 03 2024 19:17:45

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

20 03 2024 8:14:47

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

19 03 2024 3:57:19

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

18 03 2024 3:50:28

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

17 03 2024 18:33:59

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

16 03 2024 23:33:52

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

15 03 2024 20:40:21

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

14 03 2024 21:47:46

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

13 03 2024 3:19:29

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

12 03 2024 9:28:43

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

11 03 2024 21:29:42

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

10 03 2024 1:40:45

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

09 03 2024 19:19:52

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

08 03 2024 8:15:47

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

07 03 2024 8:11:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::