Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"


    Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

Задачи урока:

  1. Образовательная – обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о признаках высших растений.
  2. Развивающая – продолжить развитие умений сравнивать, сопоставлять и устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  3. Воспитательная – прививать навыки  коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-путешествие

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Средства обучения:

  • гербарные экземпляры и рисунки растений разных отделов
  • карточки с заданиями
  • маршрутные листы
  • листы чистой бумаги,
  • цветные карточки
  • клубни картофеля,
  • луковицы репчатого лука,
  • корнеплоды моркови и свёклы,
  • плоды томатов,
  • кочан белокочанной капусты,
  • укроп
  • муляжи овощей
  • салфетки и салфетницы
  • красочные кастрюля и поднос
  • учебник Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

Подготовительная работа:

  • распределить учащихся класса на 5 групп
  • выбрать в каждой группе старшего проводника
  • выбрать 3 учащихся в коллегию путешественников
  • подготовить карточки с заданиями, гербарии, маршрутные листы

Оргмомент.

Вступительное слово учителя

Дорогие мои путешественники! Рада приветствовать вас. Мы отправляемся в путешествие по необыкновенной стране, которую вы не найдёте ни на одной карте. Но жители этой страны всегда вокруг нас: кормят, лечат, одевают и согревают. Мы познакомились с ними на предыдущих уроках, а сегодня обобщим, закрепим и систематизируем эти знания. Весь класс разместится в комфортабельных вагонах нашего поезда. Наш поезд совершит несколько остановок. Каждая остановка носит своё название, и на каждой из них вам предстоит выполнить своё задание.

А вот и маршрут нашего путешествия.

Контрольный пункт > Станция \"Историческая\" > Станция \"Систематическая\" > Станция \"Сравнительная\" > Станция \"Узнавайка\" > Посещение вагона-ресторана > Станция\"Умниково\" > Таможня.

Помогать нам будет коллегия путешественников  (представить её). Они будут проставлять баллы в маршрутные листы, и информировать вас. За каждый правильный ответ – 3 балла; ответ правильный, но неполный – 2 балла; ответ с ошибками, которые не являются грубыми или исправляются после наводящих вопросов – 1 балл; ответа нет – 0 баллов. Чем больше баллов вы наберёте, тем более высокую оценку вы получите.

Маршрутный лист

Ст. проводник _____________________________________________________________

Путешественники __________________________________________________________

Названий станций, конкурсов

Баллы

1. Контрольный пункт

 

2. Станция «Историческая»

 

3. Станция «Систематическая

 

4. Станция «Сравнительная»

 

5. Станция «Узнавайка»

 

6. Конкурс №1

 

    Конкурс №2

 

7. Станция «Умниково»

 

8. Таможня

 

Общий балл

 

Оценка

 

Ну что, в путь, Открываем путеводители и начинаем путешествие, по ходу которого будем делать путевые заметки.

Чтобы пересечь границу этой страны, нам необходимо пройти контрольный пункт. Все вы должны получить билет-визы.

Контрольный пункт

В импровизированном рюкзачке находятся  билеты-визы с названиями основных терминов и понятий темы. Вы должны дать чёткую формулировку. Билеты-визы получает старший проводник и раздаёт члeнам комaнды.

Молодцы! Контрольный пункт прошли все успешно, заняли свои места в вагонах и в путь.

Станция «Историческая»

У всех есть своя история. А какова же история у высших растений? Какие этапы можно выделить в эволюционном развитии растений? Самостоятельная работа с текстом учебника (стр. 89).

Задания:

  1. Выдели основные термины и понятия текста;
  2. Попытайся составить схему происхождения высших растений.

Станция «Систематическая»

Быстро определи систематическую категорию.

  1. Растения, двудольные, покрытосеменные.
  2. Клеточные, сосна сибирская, низшие растения.
  3. Эукариоты, моховидные, перец овощной.
  4. Паслёновые, папоротниковидные, василёк синий.
  5. Высшие растения, голосеменные, однодольные.

Станция «Сравнительная»

Вот мы приближаемся ещё к одной станции. Попрошу старших проводников получить задания. Остановка 5 минут. За это время необходимо выполнить эти задания.

Задания:

  1. Что хаpaктерно для высших растений? Чем они отличаются от низших растений?
  2. Сравните папоротниковидные  с моховидными. Укажите признаки сходства и различия.
  3. Сравните голосеменные с покрытосеменными. Докажите, что покрытосеменные – наиболее продвинутая группа современных растений.
  4. Сравните строение растений, принадлежащих к классу двудольные и классу однодольные. Чем они отличаются?
  5. Чем высшие споровые растения отличаются от высших семенных растений?

Станция «Узнавайка»

Перед вами безымянные гербарии, сложенные в стопку в определённой последовательности. Каждый гербарий пронумерован. По сигналу на листе бумаги написать названия растений. Кто первым выполнит задание, получает дополнительный балл при условии, что не было допущено ошибок.

Наступило время подкрепиться и посетить вагон-ресторан. Шеф-повар подготовил для вас два конкурса.

Конкурс «Сказочные салфетки»

На столах в салфетницах необычные сказочные салфетки, на которых написаны хаpaктеристики изученных семейств, в которых допущена одна ошибка. Надо назвать семейство и найти ошибку.

Задания на салфетках:

1.- 12 тыс. видов

  • однолетние и многолетние  деревья, кустарники, травы
  • соцветия – кисть
  • плод -  боб
  • Ч(5) Л(5) Т5 Л1.

2. – Плод -  боб

  • соцветия – кисть
  • Ч4 Л4 Т2+4  П1
  • однолетние и многолетние травы.

3. - Плод -  стручок

  • соцветия – кисть, головка
  • Ч5 Л1+2+2 Т(9)+1 П1
  • однолетние и многолетние  деревья, кустарники, травы.

4. - Плод -  стручок

  • соцветия – кисть
  • кустарники
  • Ч4 Л4 Л2+4 П1.

5. - Плод -  ягода, коробочка

  • соцветия – кисть, простой зонтик, щиток
  • Ч5 Л5 Т П1, Ч5 Л5 Т П
  • однолетние и многолетние  деревья, кустарники, травы

Конкурс Волшебная кастрюля»

Эта кастрюля необыкновенная, волшебная. Вы должны назвать овощи, лежащие в этой кастрюле.

  1. Дикая … - болотное растение. Культурные формы отличаются сильным развитием запасающей ткани в корне. Мы привыкли к оранжевой …, но едят и белую, и жёлтую, и фиолетовую. Долго привыкали к ней горожане, не нравились им «оранжевые сосиски». Она входит в рацион животных, особенно лошадей. Это ценная продовольственная культура. (Морковь)
  2. В горах и под горами, в болотах и песчаниках, на глине и в камешнике, на  отвалах, на вырубках, на всякой бросовой почве сама собой вылазит на свет и живёт растение, почти не требующее ухода и забот, - прополи, окучь и всё дело…Люди ждут не чем она подивит, а что она уpoдит. (Картофель)
  3. Это талисман, который носили на гpyди средневековые рыцари. Они верили, что овощ способен пpeдoxpaнить воинов от стрел, ударов мечей. (Луковица репчатого лука)
  4. В глубокой древности люди начали разводить её ради съедобных листьев и лишь  в начале 19 века стали употрeбллять в пищу корни. (Свёкла)
  5. В природе он живёт многие годы, а в культуре - однолетник. Этот овощ имеет два названия: одно -  американское, другое – итальянское. В Европу завезли испанские экспедиции вскоре после открытия Америки, Сначала его выращивали как декоративное растение с красивыми плодами. И лишь в XIX веке … стал настоящей овощной культурой. (Томат, помидор)
  6. В древности считался красивым растением, а его «кухонный запах» неуступающим аромату роз. Служит приправой для супа, кладут при засолке огурцов. (Укроп)
  7. Отварное блюдо из этого овоща подавали в конце обеда как сладкое. Славяне возделывают это растение с XI века. Оно стало основой русских национальных блюд. (Капуста)

Какое блюдо можно сварить в этой кастрюле из всех этих овощей?

Подкрепились. Поезд приближается к последней станции, где нас ждёт Талантливый Гений Евгеньевич.

Станция «Умниково»

Академик Талантливый Гений Евгеньевич подготовил для вас очень интересные задания. Путешественники, умники и умницы, дерзайте.

  1. На зелёных волнах качается лодочка с парусами и вёслами. В лодочке сидит принц, а вокруг его вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их? (Лодочка – два сросшихся лепестка; принц – пестик,  вельможи – тычинки)
  2. Жила – была на свете семья Розоцветных, и были все родственники дружны и воспитаны. Однажды пришла к ним злая и воспитанная соседка, не понравилось ей, что в этой семье всё ладно и хорошо, все дружны и культурны. Решила она внести разлад и смуту в семейство. Украла самое драгоценное – семейную формулу цветка, перессорила всех родственников между собой. Ребята помогите восстановить порядок в и спокойствие в семье. (Ч5 Л5 Т П1 или Ч5 Л5Т П )
  3. Я болотная царица

И хотя кругом водица,
Топи, мошки и трясина,
Нужно всё, необходимо
Даже с помощью огнива
Дома в тихий зимний час,
Развести огонь подчас.
Во все щели, задувая,
Ветер нас пронзил насквозь.
Рана рваная случайно
Загноилась и, небось,
Не на луг, а на болото
Вы пошли бы в то же час.
А зачем? Так я надеюсь,
Всё узнаю я от вас.

Что это за растения, и как мы их используем? (Мох сфагнум -  торф топятся дома, вата и сфагнол – бактерицидное вещество)

  1. Отправился я в экспедицию в тайгу и нашел три вида растений. Первое имело хвоинки, которые располагались на побегах попарно, а у второго – по пять штук в пучке. А у третьего – поодиночно во все стороны. Что это за растения? Можно ли найти их родственников в этом лесу? По каким признакам? ( Сосна, ель, кедр, пихта; листья – хвоя)
  2. Удивительная судьба у этого растения. Появились на Земле  чуть ли не раньше всех других – 300 млн. лет назад. Встречается чуть ли не повсюду, очень разнообразно, а люди его всё-таки мало знают. И в тоже время не найдётся человека, бывающего в лесу, который скажет, что  не знает его. Старинное поверье утверждает, что в ночь на Ивана Купалу несколько мгновений полыхает огненно-алый цветок этого растения, который помогает найти клады, скрытые в земле. Что это за растение? Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно с помощью цветка этого растения найти клад? (Папоротник; нет, т.к. он не цветёт)

Испытание вы с честью выдержали.

Настало время выслушать информацию представителя коллегии путешественников.

Устали. Чтобы покинуть эту страну, вам осталось пройти таможенный контроль.

Таможня

У меня для вас задание
На умение и на знание:
Вам необходимо найти
Признаки своего отдела,
В полной их красе.

Выберите только те утверждения, которые относятся к вашему варианту. На это задание даётся 8 минут. За ошибки снимается 1 балл, за неполный перечень признаков снимается 0,5 балла, за каждый правильный ответ получаете 1 балл.

I вариант – Моховидные

II вариант- Папоротниковидные

III вариант – Голосеменные

IV вариант – Покрытосеменные

  1. Нет корней
  2. Листья покрыты кутикулой
  3. Есть цветок
  4. Споры созревают в спорангиях
  5. Споры образуются в коробочке
  6. Листья игловидные или чешуйчатые
  7. Есть плод
  8. Выделяют смолу-живицу
  9. Для оплодотворения нужна вода
  10. Тело состоит из стeбля и листьев
  11. Размножаются семенами
  12. Взрослое растение – гаметофит
  13. Выделяют фитонциды
  14. Взрослое растение – спорофит
  15. Нет проводящей ткани
  16. Образовали каменный уголь
  17. Есть органы: корень, стебель и листья
  18. Встречаются в сырых местах, на болотах
  19. Включают два класса: Однодольные и Двудольные
  20. В древесине нет настоящих сосудов
  21. Листья называют вайи
  22. Самый высокоорганизованный отдел растений
  23. Семена находятся на чешуйках шишек
  24. Образуют торф
  25. К этому отделу относится национальное дерево России
  26. Размножаются спорами
  27. Происходит двойное оплодотворение
  28. Могут иметь ризоиды

Вот и закончилось наше путешествие по этой необыкновенной стране. Благодарю всех участников путешествия за работу.

Слово коллегии путешественников (подводятся итоги, подсчитывается набранное комaндами количество баллов)

Рефлексия

Поднятием карточки определённого цвета выберите утверждение, соответствующее вашему настроению на уроке:

  • красный цвет – на уроке было интересно узнал много нового;
  • зелёный  цвет – на уроке было не очень интересно, много думал о своём;
  • жёлтый цвет – на уроке было скучно, нового ничего не узнал.



Комментарии:

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

18 11 2025 22:23:22

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

17 11 2025 13:19:45

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе


    Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

      Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....

16 11 2025 13:31:19

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

15 11 2025 19:35:57

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

14 11 2025 2:20:20

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

13 11 2025 3:17:37

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

12 11 2025 1:24:35

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

11 11 2025 19:38:21

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

      С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

10 11 2025 15:13:37

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

09 11 2025 18:23:40

Питание и пищеварение. 8-й класс


    Питание и пищеварение. 8-й класс

      На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....

08 11 2025 7:59:40

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

07 11 2025 3:42:34

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

06 11 2025 23:52:55

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

05 11 2025 0:15:48

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

04 11 2025 1:47:57

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

03 11 2025 15:40:11

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

02 11 2025 1:20:20

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

01 11 2025 12:36:11

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

31 10 2025 14:25:43

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

30 10 2025 11:13:36

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

29 10 2025 22:17:24

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"


    Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

      Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

28 10 2025 2:37:56

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

27 10 2025 0:43:41

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

26 10 2025 18:30:57

Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"


    Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"

      Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....

25 10 2025 4:42:53

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

24 10 2025 10:42:47

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

23 10 2025 7:27:52

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

22 10 2025 3:55:46

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

21 10 2025 7:14:50

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

20 10 2025 20:36:47

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

19 10 2025 6:13:12

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"


    Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

      Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...

18 10 2025 10:39:22

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

17 10 2025 21:23:15

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

16 10 2025 12:48:52

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

15 10 2025 12:18:43

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

14 10 2025 15:50:25

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

13 10 2025 17:50:23

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

12 10 2025 23:40:43

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

11 10 2025 7:53:13

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

10 10 2025 5:32:34

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

09 10 2025 10:55:54

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

08 10 2025 16:10:22

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

07 10 2025 3:56:52

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

06 10 2025 8:16:37

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

05 10 2025 20:12:46

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

04 10 2025 17:38:30

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

03 10 2025 20:53:12

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

      Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

02 10 2025 5:45:23

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

01 10 2025 14:40:58

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

30 09 2025 15:33:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::