Урок-зачет по теме "Пищеварение"
ЦЕЛИ:
- повторить и проверить правильность усвоения знаний по теме.
- учить логически мыслить, выделять главное.
- воспитывать гигиенические навыки правильного питания.
ОБОРУДОВАНИЕ: эпипроектор, плёнка с ответами”,по заданиям, дидактические карточки на каждого ученика.
МЕТОДЫ:
- словесный (объяснение, устные ответы учащихся)
- пpaктический (выполнение заданий учащихся)
- наглядный (ответы заданий № 1,3 проецируются на экран эпипроектором)
I. Проверка знаний и умений учащихся
Мы сегодня должны повторить и проверить правильно ли вы усвоили материал по теме \"Пищеварение\", Зачет состоит из 5 заданий
Задание № 1 Графический диктант
Задание № 2 Терминологический диктант
Задание № 3 Тесты
Задание № 4 Биологическая задача
Задания № 3,4 находятся на партах у каждого ученика.
По заданию № 5 вы начали ответы на прошлом уроке. Не сдало 7 человек. Я спрошу этих ребят на следующем уроке.
Задание № 1. Графический диктант.
Я работаю с первым вариантом, а ребята второго варианта работают по терминам. Ответы записывают в тетради для контрольных работ и отдельно на дополнительных листах.
I вариант
- Печень все вредные для организма вещества задерживает и обезвреживает (да)
- В желудке пища задерживается 1-2 часа (нет)
- Фермент амилаза расщепляет углеводы до дисахаридов (да)
- Кровеносные сосуды ворсинок всасывают жирные кислоты и глицерин (нет)
- И.П.Павлов применял фистульную методику для изучения деятельности разных отделов пищеварительного тpaкта (да).
- В желудке происходит расщепление только жиров (нет)
- Кишечная палочка выpaбатывается и находится в червеобразном отростке (да)
- В слизистой кишечника нет лимфатических узлов (нет)
- Во всасывании веществ в кишечнике большую роль играют диффузия и осмос (да)
- Слизь пpeдoxpaняет стенку желудка от механических, химических повреждений и переваривающего действия пепсина код : -да - нет
II вариант
- Слизистая оболочка пищеварительного канала содержит много мелких желез (да)
- Зуб внутри состоит из 3 слоев мышечного, слизистого, плотной соединительной ткани (нет)
- В ротовой полости имеется мягкое и твердое небо, миндалины ( да)
- Мышцы пищевода не сокращаются, в желудок долго не попадает пища (нет)
- Пищевод - это узкая вертикальная трубка, по которой пища продвигается в желудок (да)
- Соляная кислота не убивает бактерии (нет)
- Слюна имеет слабощелочную реакцию (да)
- Гормон гастрин стимулирует секрецию соляной кислоты и в незначительной степени выделение пепсина (да)
- Избыток глюкозы превращается в гликоген, но не является запасным веществом (нет)
- В двенадцатиперстной кишке среда щелочная, а в желудке кислая (да)
Задание № 2. Терминологический диктант
I вариант
1-ферменты
2.питательные вещества
3-пепсин
4-всасывание
5-брыжейка
6-сфинктер
7-мочевина
II вариант
1-пищеварение
2-гастрин
3-инсулин
4-лизоцим
5-перистальтика
6-трипсин
7-гликоген
Задание № 3. Тесты.
1 вариант
Из перечня органов пищеварения (1 - 10) выберите и зашифруйте правильные полные ответы на вопросы (1-Х)
1-пищевод, 2-аппендикс, 3-желудок, 4-печень, 5-тонкая кишка. 6-слепая кишка, 7-прямая кишка, 8-12-перстная кишка, 9-поджелудоч-ная железа, 10-толстая кишка.
I Самая большая железа
П Начальная часть толстой кишки.
Ш Самый длинный орган
IV Отдел, следующий за желудком
V Кишка в форме подковы (\"П\")
VI Выpaбатывает желчь
VII Проводит пищу в желудок
VIII Завершает расщепление питательных веществ
IХ Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ
Х Место обитания бактерии - кишечной палочки
П вариант
Из перечня (1 - 11) выберите ответы на вопросы (1-ХП) и зашифруйте их.
1-кариес
2-цинга
3-дизентерия
4-холера
5-глистные заболевания
6-тиф
7-ожирение
8-гастрит
9-отсутствие аппетита
10-язва желудка
11-цирроз печени
I - Инфекционные заболевания кишечника
II - Источник - недоваренное, недожаренное мясо и рыба
Ш - Источник - грязные руки” вода, пища” посуда
IV -Профилактика - предупредительные прививки
V- Профилактика - чистота рук, овощей, фруктов, воды” пищи, посуды
VI-Результат нарушения гигиены ротовой полости
VП - Результат нарушения режима дня и питания
VШ - Профилактика -хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.
IХ - Профилактика -чистка зубов перед сном
X - Результат плохой сервировки стола
ХI - Результат курения и алкоголя
ХII - Результат недостаточности движения (гиподинамии)
Ответы тестов
I вариант
1-4, П-6, Ш-5, 1У-8, У-10, У1-4, УП-1, УШ-5, 1Х-5, Х-2
П вариант
1-3,4,6, II-5, III-3,4.5,6, IV-3,4,6, V - 3.4,5,6. V -1, VI -7,8,10, VIII – 5, IХ – 1, Х - 9,
ХI – 1, 8,9,10, 11, ХП - 7.
Задание № 4. Биологические задачи.
№ I. Почему при глотании пища проталкивается именно в глотку и пищевод, но не попадает в гортань (дыхательное горло) и носовую полость?
В каком случае пища может попасть и в гортань?
№ 2 (для сильных учащихся интересующихся биологией)
Объясните, почему при прикосновении к губам спящего ребенка у него начинаются сосательные движения. Схематически изобразите цветными карандашами рефлекторную дугу этого рефлекса и сделайте подписи. Сосательный центр находится в продолговатом мозге.
№ 3. Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно? В чем заключается защитное значение рвотного рефлекса? Почему не перевариваются стенки желудка человека под воздействием выpaбатываемых ими собственных пищеварительных ферментов?
№ 4. Сравнить строение желудка и тонкой кишки и объясните:
а) почему желудок объемистый и без ворсинок, а тонкая кишка длинная узкая и с ворсинками,
б) докажите, что строение желудка и тонкой кишки соответствует функциям этих органов
Задание № 5. Устный опрос проводится по листку контроля.
Листок контроля по теме \"Пищеварение\"
- Пищевые продукты и питательные вещества
- Ферменты
- 3 типа пищеварения
- Строение 4 функции пищеварительного канала
- Строение и функции желудка
- Органы ротовой полости
- Функция языка, миндалин
- Количество и функции пищеварительных желез
- Строение и функции глотки и пищевода
- Внешнее и внутреннее строение зуба, дифференциация, болезни
- Состав слюны
- Состав желудочного сока
- Функции соляной кислоты, ферментов, гормонов находящихся в желудке
- Строение и функции тонкого кишечника
- Всасывание питательных веществ ворсинками
- Регуляция слюноотделения и желудочного сокоотделения
- Вклад И.П.Павлова в изучение физиологии пищеварения
- Методы исследования органов пищеварения”
- Роль печени в пищеварении
- Пищеварение в толстой кишке
- Пищеварение в 12-перстиой кишке
- Гигиена питания
Ассистенты учителя из учеников проводят устный опрос по данным вопросам, корректируют ответы учащихся, оценивают ответ. Дополнительно во внеурочное время ребята получают у них консультации по интересующим вопросам.
Итог: Передайте, пожалуйста, тетради на первые парты. Дополнительные листки с ответами на задания № I и № 3 оставьте у себя. Ребята, обратите внимание на критерий оценок на доске. Сейчас вы сами проверите задания № I и № 3. Проверяем задание № 1 на экране эпипроектором, проецирую ответы. И так, с двумя заданиями вы справились хорошо. Окончательный итог зачета мы подведем на следующем уроке, когда я проверю все ваши письменные задания.
Комментарии:
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
24 08 2025 16:26:27
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
23 08 2025 5:37:46
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
22 08 2025 12:46:45
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
21 08 2025 22:35:20
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
20 08 2025 23:44:46
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
19 08 2025 15:56:21
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
18 08 2025 7:13:51
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
17 08 2025 11:57:34
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
16 08 2025 6:16:26
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
15 08 2025 1:32:51
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
14 08 2025 0:58:50
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
13 08 2025 0:10:24
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
12 08 2025 22:14:35
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
11 08 2025 22:14:33
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
10 08 2025 21:58:18
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
09 08 2025 5:53:24
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
08 08 2025 23:32:41
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
07 08 2025 3:51:14
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
06 08 2025 23:53:45

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
05 08 2025 5:10:13
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
04 08 2025 20:42:28
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
03 08 2025 23:18:58
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
02 08 2025 6:39:44
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
01 08 2025 23:57:56
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
31 07 2025 18:15:22
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
30 07 2025 7:49:48
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
29 07 2025 5:28:50
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
28 07 2025 18:50:25
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
27 07 2025 10:14:43
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
26 07 2025 4:34:41
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
25 07 2025 19:37:42
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
24 07 2025 10:27:53
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
23 07 2025 20:27:10
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
22 07 2025 5:40:29
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
21 07 2025 4:17:15
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
20 07 2025 10:18:23
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
19 07 2025 13:42:31
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
18 07 2025 2:11:13
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
17 07 2025 13:16:41

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
16 07 2025 19:29:13
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
15 07 2025 12:15:29
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
14 07 2025 11:15:13
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
13 07 2025 21:22:24
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
12 07 2025 0:13:30
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
11 07 2025 23:52:22
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
10 07 2025 1:24:29
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
09 07 2025 5:53:30
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
08 07 2025 23:27:44
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
07 07 2025 15:16:28
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
06 07 2025 6:14:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::