Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для пpaктической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.

Ведущие идеи курса биологии-идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи в биологических системах и с природной средой определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.

Исходя из вышеизложенного мною была написана данная работа. Целью написания послужило ухудшение экологической обстановки Черного моря за последние годы, которое находится в угрожающем состоянии и виновный в этом люди, нарушающие экологические законы. Тысячи тонн морепродуктов, прекрасные условия для создания курортов, морской трaнcпорт, субтропический климат- все это дарит Черное море. Но экологическая система Черного моря “работает” и изменяется под воздействием человеческой деятельности. Не случайно ООН разработала специальную Черноморскую Экологическую Программу по спасению моря. Но чтобы спасти Черное море, надо хорошо изучить его природу и экологию. С этой целью были разработаны уроки, посвященные изучению флоры и фауны Черного моря.

Один из уроков посвящен бактериям и микробному загрязнению Черного моря, в течение которого учитель рассказывает о загрязнении Черного моря, о роли “естественных” морских бактерий, поддерживающих баланс в Черном море (самоочистка) и о бактериях, появляющихся в результате хозяйственной деятельности человека, о росте болезнетворных организмов в морской воде из-за отсутствия органических веществ, из-за загрязнения прибрежной зоны канализационными стоками, сточными водами с объектов питания.

Представленный урок является одним из нескольких разработанных уроков и может быть использован учителями биологии с целью воспитания людей, способных к творческому решению возникающих проблем, и в частности, защите Черного моря, в честь которого 31 октября отмечается Международный день. На первом месте в нашем регионе стоит проблема защиты Черного моря.

Следовательно, назрела необходимость воспитывать экологическое сознание учащихся, готовить их к реальной деятельности по сохранению окружающей среды, развивать у них вариативное мышление, чувство ответственности за свои действия, за свой выбор, что в конечном итоге может положительно сказаться на разрешении экологических проблем региона.

Основная цель работы - вооружить учащихся знаниями растительного, животного мира Черного моря, пониманием экологических проблем региона, чтобы выработать у них любовь к родным местам и желание сохранять все многообразие экосистем моря, умение и стремление решать экологические проблемы.

Академик Д.С. Лихачев писал: “Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле”.

Нельзя оставаться равнодушными, необходимо всеми доступными средствами охранять чистоту Черного моря, его экологическое здоровье.

Тема: Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря.

Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека; дать понятие бактериального загрязнения Черного моря

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: изобразительные таблицы “Бактерии”, “Многообразие бактерий”.

Тип урока: комбинированный.

На доске до начала урока подготовлена следующая таблица.

Виды бактерий Среда обитания Роль в природе и жизни и жизни человека
Сапрофитные Почвенные бактерии Почва Превращение перегноя в минеральные вещества, которые поглощаются корнями растений
Молочно – кислые бактерии Молочные продукты, овощи, корм для животных Образование молочной кислоты, под действием которой молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану, квашение овощей, силосование кормов
Сапрофитные бактерии гниения Трупы животного и растительного происхождения, различные отбросы Своеобразные санитары нашей планеты
Болезнетворные бактерии Тело человека и животных Различные болезни: тиф, холера, чума, дифтерия, столбняк

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Учитель предлагает вспомнить о строении бактериальной клетки, какие бактерии называются сапрофитными, а какие - болезнетворными.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоения исходных знаний, путем прослушивания рассказа учителя.

Учитель рассказывает о роли бактерий, начиная свой рассказ с напоминания и подтверждения мысли о том, что бактерии относятся к миру невидимок, микроскопических размеров, что повышает интерес не только к бактериям, но и к растениям вообще.

Значение бактерий в природе и народном хозяйстве огромно. Не только по качественным, но и прежде всего по количественным результатам жизнедеятельности. Причина этого – большая распространенность бактерий, с чего и следует начать изучение данного вопроса.

Учитель задает вопрос: Что служит причиной гниения продуктов, трупов?

Нередко учащиеся думают, что гниение – естественный результат cмepти растительного или животного организма, что после прекращения жизни тело само собой распадается, гниёт. Чтобы убедить учащихся, что это не так, надо обратить внимание на факт отсутствия гниения при пастеризации, при солении, замораживании. Можно привести примеры с трупами мамонтов, найденные в слое многолетней мерзлоты в Сибири.

Естественно, напрашивается вывод, что мертвые организмы гниют не сами по себе, а в зависимости от окружающих условий. Вопрос о причине гниения непременно поставит учащихся в зависимость от известных им данных о распространенности бактерий (где нет бактерий, там трупы и продукты не гниют). Отсюда делается логически правильный вывод, что причиной гниения являются бактерии. Учитель предлагает учащимся представить, что было бы, если не было бы гнилостных бактерий (вся поверхность земли была бы покрыта трупами растений и животных). Отмечается положительное значение в природе гнилостных бактерий, питающихся органическими веществами мертвых тел (животных, растений) и превращающих их в перегной и углекислый газ. А углекислый газ, в свою очередь, участвует в образовании органических веществ зелеными растениями.

V. Творческое добывание знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе самостоятельного изучения.

Учитель предлагает учащимся изучить из параграфа учебника “Значение бактерий в природе и для человека” стр. 199 – 3 и 4 абзац и стр. 191 1, 2, 4 абзац, заполнить таблицу, подготовленную на доске.

Учитель обращает внимание учащихся перед заполнением таблицы, отмечая положительную роль бактерий, не только разложения органических остатков, но, прежде всего:

- брожение (дрожжи в пищевой промышленности, приготовление кваса);

- кисломолочные бактерии, которые обязательно должны присутствовать в кишечнике человека.

Используя молочные бактерии, приготовляют сметану, кефир и другие полезные продукты.

Учащиеся самостоятельно изучают вопросы о разновидности бактерий по группам, их среды обитания и значения.

VI. Обобщения изучаемого раздела урока и введения его в систему раннее усвоенных уроков.

По окончанию самостоятельной работы с учебником перед учащимися ставятся следующие вопросы: как усилить деятельность почвенных бактерий, что необходимо делать для обогащения почвы азотными солями, какое значение имеют клубеньковые бактерии в обогащении почвы веществами, содержащими азот.

VII. Творческое добывание знаний учащихся путем совместной беседы и решения поставленных в ее ходе вопросов.

Еще раз вспомнив о результатах жизнедеятельности бактерии (почвенные, молочнокислые), учитель переходит к выяснению противоположного значения их, в частности, не приносит ли гнилостные бактерии вреда в хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся отвечают, что продукты гниют (яблоки, сливы, вишня, помидоры, огурцы, капуста, мясо, хлеб) и в пpaктике давно найдены способы пpeдoxpaнения продуктов и кормов от порчи. Учитель вместе с учащимися вспоминает методы сохранения продуктов и записывает их на доске.

VIII. Беседа, рассказ о болезнетворных бактериях и мерах борьбы с ними.

После выяснения вопроса о значении бактерий в природе и народном хозяйстве логично обратиться к изучению болезнетворных бактерий и мер борьбы с ними.

Опираясь на общее представление учащихся о бактериях – паразитах, учитель более подробно знакомит детей с болезнетворными бактериями, их распространения и значения в жизни человека.

Изучение следует начать с беседы, в процессе которой выявится представление учащихся об инфекционных болезнях и их причинах. Учитель задаёт следующие вопросы: какие болезни вы знаете, почему болеют люди (каковы причины заболевания), почему в сырую погоду, а также в плохих жилищных условиях и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях, как распространяются болезни, какие меры предупреждения болезней и борьбы с ними знаете?

При объяснении учебного материала учитель обращает внимание на условия, благоприятствующие распространению болезнетворных бактерий.

Учитель обращает внимание учащихся на усиленное размножение болезнетворных бактерий в благоприятных для них условиях, на способы их распространения (антисанитарные бытовые условия, контакт больных со здоровыми людьми).

Далее учащиеся знакомятся с мерами по предупреждению инфекционных заболеваний и различными способами борьбы с болезнетворными бактериями (стерилизация, различные виды дезинфекции, лекарственные препараты, прививки, рассчитанные на выработку невосприимчивости, карантин) путем совместной беседы учителя и учащихся, а затем заполняют таблицу записями о болезнетворных бактериях.

Учитель рассказывает о самоотверженных ученых-исследователях и победителях микробов, о роли науки в борьбе с болезнетворными бактериями, о личной и общественной гигиене, препятствующей развитию болезнетворных бактерий.

IX. Рассказ учителя о микробном загрязнении Черного моря.

Учитель предлагает учащимся прослушать рассказ о микробном загрязнении Черного моря.

Очень разнообразен и обилен мир бактерий в Черном море. Это единственные существа, которые обитают здесь от поверхности до дна. Глубже 200 м., где кислород отсутствует, встречаются только анаэробные бактерии, способные развиваться без кислорода. Учитель по ходу рассказывает, поясняет понятие “анаэробный”. Выше 200 м. обитают другие группы бактерий, которые нуждаются в кислороде, численность бактерий очень высока. Их бывает 100 тыс. и более в одном миллилитре морской воды, а поверхностной плёнке – до 75 млн. в одном миллилитре воды. Основная деятельность этих бесчисленных невидимок – потрeбление разлагающихся остатков животных и растений из толщи воды и дна – очень важная функция в любом водоёме.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее: в основном, благодаря бактериям, море не загнивает, органические остатки подвергаются биологическому окислению и минерализации до состояния, которое делает возможным их потрeбление растениями.

Далее учитель вспоминает основной закон природы и добавляет следующее. Из минеральных веществ растения вновь создают органические и жизнь продолжается. По такой схеме осуществляется круговорот веществ в море, пока условия жизни в нём близки к норме.

Учитель переходит к изложению микробного загрязнения Чёрного моря. Вначале учитель дает понятие “естественных” морских бактерий, поддерживающих баланс в Чёрном море и бактерий, появляющихся в результате деятельности человека в морской воде.

К первой группе относятся бактерии, обитающие в морской воде и способные очищать воду от загрязнения. Этот процесс называется “самоочистка”. На этом свойстве основан один из методов очистки воды и пресной, и морской, как в море, так и очистных сооружениях, которые заселяют бактериями.

Ко второй группе относятся бактерии, попадающие в Черное море в результате хозяйственной деятельности человека (сточные воды, минерализация) и в результате купания людей (при рекреационной перегрузке – увеличении численности купающихся на одних и тех же береговых площадях).

Далее учитель отмечает, что при температуре воды до 23 градусов море самоочищается, при температуре больше 23 градусов самоочищение моря сильно замедляется, а при температуре выше 25 градусов пpaктически отсутствует. Поэтому эпидемиологи Сочи рекомендуют ограничить купание в море, температура которого выше 25 градусов. Достаточно назвать такие случаи, как эпидемия холеры, закрытие пляжей для купания по санитарным показаниям.

Около полувека назад многие ученые считали морскую воду неподходящей средой для развития болезнетворных бактерий. Со временем выяснилось, что дело не в самой воде, а в отсутствии в ней достаточного количества органических веществ. Как уже отмечалось выше, для своего успешного развития, бактерии нуждаются в обогащенной питательной среде. С каждым годом наблюдается численный рост болезнетворных бактерий из-за загрязнения прибрежной зоны канализационными стоками, а также сточными водами с объектов питания. В море обнаруживаются сальмонелла, холерный вибрион, яйца глистов, вирусы и другие болезнетворные микроорганизмы, которые встречаются, прежде всего, вблизи выпусков недостаточно очищенных канализационных вод.

Кроме того, источниками микробного загрязнения прибрежных вод служит и сам человек. Во время купания в море с поверхности тела смываются десятки миллионов микроорганизмов, в том числе и болезнетворных (патогенных). При большой скученности купающихся в ограниченных прибрежных водах (акваториях) вероятность заражения достаточно велика. Особенно в безветренные дни, когда течения замедлятся и водообмен в зоне пляжей пpaктически не происходят.

X. Обобщение изучаемого на уроке путем опроса учащихся по ходу урока.

XI. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем, оценка знаний.

Учитель сообщает оценки за ответы на вопросы, заданные в начале урока и по ходу урока, а также за заполнение таблицы, предложив некоторым учащимся продемонстрировать свои записи.

XII. Домашнее задание.

“Разнообразие бактерий”, “Значение бактерий в природе и для человека” - параграфы учебника.

XIII. Подведение итогов урока.

Учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомились с ролью бактерий в природе и жизни человека, с ролью болезнетворных бактерий и с микробным загрязнением Черного моря.

Список литературы

  1. Кузьминская Г.Г. Черное море – научно-публицистическая литература. – Сочи: Сочинское отделение русского географического общества, 2005. – 21 с.
  2. Зайцев Ю. самое синее в мире море – научно-публицистическая литература – Нью-Йорк: издательство ООН, 1998. – 34 с.
  3. Биология в основной школе. Программы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. – 14 с.
  4. Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с.


Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

05 07 2022 8:37:59

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

04 07 2022 0:25:32

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

03 07 2022 15:58:56

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

02 07 2022 21:22:31

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

01 07 2022 1:49:29

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"


    Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

      На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

30 06 2022 7:34:58

Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ


    Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ

      Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....

29 06 2022 9:49:33

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии


    Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

      Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

28 06 2022 21:39:53

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

27 06 2022 13:40:56

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

26 06 2022 0:51:36

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

25 06 2022 6:56:51

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

24 06 2022 16:32:20

Урок биологии "Генетика крови"


    Урок биологии "Генетика крови"

      Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

23 06 2022 6:47:24

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

22 06 2022 10:45:24

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

21 06 2022 20:42:10

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

20 06 2022 3:59:51

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

19 06 2022 17:47:33

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

18 06 2022 12:20:53

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

17 06 2022 23:43:41

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

16 06 2022 10:39:40

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

15 06 2022 7:19:57

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

14 06 2022 10:57:30

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

13 06 2022 20:36:42

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

12 06 2022 12:21:48

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

11 06 2022 9:28:48

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

10 06 2022 17:34:53

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

09 06 2022 20:11:25

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

08 06 2022 19:23:20

Урок биологии по теме "Анализаторы"


    Урок биологии по теме "Анализаторы"

      Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

07 06 2022 18:50:35

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

06 06 2022 17:58:49

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

05 06 2022 0:28:20

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

04 06 2022 7:43:49

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

03 06 2022 23:36:35

Химический состав, строение и свойства костей


    Химический состав, строение и свойства костей

      На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

02 06 2022 18:19:14

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

01 06 2022 21:30:50

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

31 05 2022 13:11:15

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

30 05 2022 20:14:44

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

29 05 2022 8:49:41

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

28 05 2022 16:36:37

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

27 05 2022 13:30:40

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

26 05 2022 9:34:40

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

25 05 2022 1:48:42

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

24 05 2022 1:40:56

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

23 05 2022 5:59:41

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

22 05 2022 23:51:40

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

21 05 2022 18:54:30

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

20 05 2022 23:13:59

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

19 05 2022 23:47:44

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

18 05 2022 1:24:18

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

17 05 2022 13:44:58

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::