Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


    Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для пpaктической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.

Ведущие идеи курса биологии-идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи в биологических системах и с природной средой определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.

Исходя из вышеизложенного мною была написана данная работа. Целью написания послужило ухудшение экологической обстановки Черного моря за последние годы, которое находится в угрожающем состоянии и виновный в этом люди, нарушающие экологические законы. Тысячи тонн морепродуктов, прекрасные условия для создания курортов, морской трaнcпорт, субтропический климат- все это дарит Черное море. Но экологическая система Черного моря “работает” и изменяется под воздействием человеческой деятельности. Не случайно ООН разработала специальную Черноморскую Экологическую Программу по спасению моря. Но чтобы спасти Черное море, надо хорошо изучить его природу и экологию. С этой целью были разработаны уроки, посвященные изучению флоры и фауны Черного моря.

Один из уроков посвящен бактериям и микробному загрязнению Черного моря, в течение которого учитель рассказывает о загрязнении Черного моря, о роли “естественных” морских бактерий, поддерживающих баланс в Черном море (самоочистка) и о бактериях, появляющихся в результате хозяйственной деятельности человека, о росте болезнетворных организмов в морской воде из-за отсутствия органических веществ, из-за загрязнения прибрежной зоны канализационными стоками, сточными водами с объектов питания.

Представленный урок является одним из нескольких разработанных уроков и может быть использован учителями биологии с целью воспитания людей, способных к творческому решению возникающих проблем, и в частности, защите Черного моря, в честь которого 31 октября отмечается Международный день. На первом месте в нашем регионе стоит проблема защиты Черного моря.

Следовательно, назрела необходимость воспитывать экологическое сознание учащихся, готовить их к реальной деятельности по сохранению окружающей среды, развивать у них вариативное мышление, чувство ответственности за свои действия, за свой выбор, что в конечном итоге может положительно сказаться на разрешении экологических проблем региона.

Основная цель работы - вооружить учащихся знаниями растительного, животного мира Черного моря, пониманием экологических проблем региона, чтобы выработать у них любовь к родным местам и желание сохранять все многообразие экосистем моря, умение и стремление решать экологические проблемы.

Академик Д.С. Лихачев писал: “Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле”.

Нельзя оставаться равнодушными, необходимо всеми доступными средствами охранять чистоту Черного моря, его экологическое здоровье.

Тема: Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря.

Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека; дать понятие бактериального загрязнения Черного моря

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: изобразительные таблицы “Бактерии”, “Многообразие бактерий”.

Тип урока: комбинированный.

На доске до начала урока подготовлена следующая таблица.

Виды бактерий Среда обитания Роль в природе и жизни и жизни человека
Сапрофитные Почвенные бактерии Почва Превращение перегноя в минеральные вещества, которые поглощаются корнями растений
Молочно – кислые бактерии Молочные продукты, овощи, корм для животных Образование молочной кислоты, под действием которой молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану, квашение овощей, силосование кормов
Сапрофитные бактерии гниения Трупы животного и растительного происхождения, различные отбросы Своеобразные санитары нашей планеты
Болезнетворные бактерии Тело человека и животных Различные болезни: тиф, холера, чума, дифтерия, столбняк

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Учитель предлагает вспомнить о строении бактериальной клетки, какие бактерии называются сапрофитными, а какие - болезнетворными.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоения исходных знаний, путем прослушивания рассказа учителя.

Учитель рассказывает о роли бактерий, начиная свой рассказ с напоминания и подтверждения мысли о том, что бактерии относятся к миру невидимок, микроскопических размеров, что повышает интерес не только к бактериям, но и к растениям вообще.

Значение бактерий в природе и народном хозяйстве огромно. Не только по качественным, но и прежде всего по количественным результатам жизнедеятельности. Причина этого – большая распространенность бактерий, с чего и следует начать изучение данного вопроса.

Учитель задает вопрос: Что служит причиной гниения продуктов, трупов?

Нередко учащиеся думают, что гниение – естественный результат cмepти растительного или животного организма, что после прекращения жизни тело само собой распадается, гниёт. Чтобы убедить учащихся, что это не так, надо обратить внимание на факт отсутствия гниения при пастеризации, при солении, замораживании. Можно привести примеры с трупами мамонтов, найденные в слое многолетней мерзлоты в Сибири.

Естественно, напрашивается вывод, что мертвые организмы гниют не сами по себе, а в зависимости от окружающих условий. Вопрос о причине гниения непременно поставит учащихся в зависимость от известных им данных о распространенности бактерий (где нет бактерий, там трупы и продукты не гниют). Отсюда делается логически правильный вывод, что причиной гниения являются бактерии. Учитель предлагает учащимся представить, что было бы, если не было бы гнилостных бактерий (вся поверхность земли была бы покрыта трупами растений и животных). Отмечается положительное значение в природе гнилостных бактерий, питающихся органическими веществами мертвых тел (животных, растений) и превращающих их в перегной и углекислый газ. А углекислый газ, в свою очередь, участвует в образовании органических веществ зелеными растениями.

V. Творческое добывание знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе самостоятельного изучения.

Учитель предлагает учащимся изучить из параграфа учебника “Значение бактерий в природе и для человека” стр. 199 – 3 и 4 абзац и стр. 191 1, 2, 4 абзац, заполнить таблицу, подготовленную на доске.

Учитель обращает внимание учащихся перед заполнением таблицы, отмечая положительную роль бактерий, не только разложения органических остатков, но, прежде всего:

- брожение (дрожжи в пищевой промышленности, приготовление кваса) ;

- кисломолочные бактерии, которые обязательно должны присутствовать в кишечнике человека.

Используя молочные бактерии, приготовляют сметану, кефир и другие полезные продукты.

Учащиеся самостоятельно изучают вопросы о разновидности бактерий по группам, их среды обитания и значения.

VI. Обобщения изучаемого раздела урока и введения его в систему раннее усвоенных уроков.

По окончанию самостоятельной работы с учебником перед учащимися ставятся следующие вопросы: как усилить деятельность почвенных бактерий, что необходимо делать для обогащения почвы азотными солями, какое значение имеют клубеньковые бактерии в обогащении почвы веществами, содержащими азот.

VII. Творческое добывание знаний учащихся путем совместной беседы и решения поставленных в ее ходе вопросов.

Еще раз вспомнив о результатах жизнедеятельности бактерии (почвенные, молочнокислые), учитель переходит к выяснению противоположного значения их, в частности, не приносит ли гнилостные бактерии вреда в хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся отвечают, что продукты гниют (яблоки, сливы, вишня, помидоры, огурцы, капуста, мясо, хлеб) и в пpaктике давно найдены способы пpeдoxpaнения продуктов и кормов от порчи. Учитель вместе с учащимися вспоминает методы сохранения продуктов и записывает их на доске.

VIII. Беседа, рассказ о болезнетворных бактериях и мерах борьбы с ними.

После выяснения вопроса о значении бактерий в природе и народном хозяйстве логично обратиться к изучению болезнетворных бактерий и мер борьбы с ними.

Опираясь на общее представление учащихся о бактериях – паразитах, учитель более подробно знакомит детей с болезнетворными бактериями, их распространения и значения в жизни человека.

Изучение следует начать с беседы, в процессе которой выявится представление учащихся об инфекционных болезнях и их причинах. Учитель задаёт следующие вопросы: какие болезни вы знаете, почему болеют люди (каковы причины заболевания), почему в сырую погоду, а также в плохих жилищных условиях и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях, как распространяются болезни, какие меры предупреждения болезней и борьбы с ними знаете?

При объяснении учебного материала учитель обращает внимание на условия, благоприятствующие распространению болезнетворных бактерий.

Учитель обращает внимание учащихся на усиленное размножение болезнетворных бактерий в благоприятных для них условиях, на способы их распространения (антисанитарные бытовые условия, контакт больных со здоровыми людьми).

Далее учащиеся знакомятся с мерами по предупреждению инфекционных заболеваний и различными способами борьбы с болезнетворными бактериями (стерилизация, различные виды дезинфекции, лекарственные препараты, прививки, рассчитанные на выработку невосприимчивости, карантин) путем совместной беседы учителя и учащихся, а затем заполняют таблицу записями о болезнетворных бактериях.

Учитель рассказывает о самоотверженных ученых-исследователях и победителях микробов, о роли науки в борьбе с болезнетворными бактериями, о личной и общественной гигиене, препятствующей развитию болезнетворных бактерий.

IX. Рассказ учителя о микробном загрязнении Черного моря.

Учитель предлагает учащимся прослушать рассказ о микробном загрязнении Черного моря.

Очень разнообразен и обилен мир бактерий в Черном море. Это единственные существа, которые обитают здесь от поверхности до дна. Глубже 200 м., где кислород отсутствует, встречаются только анаэробные бактерии, способные развиваться без кислорода. Учитель по ходу рассказывает, поясняет понятие “анаэробный”. Выше 200 м. обитают другие группы бактерий, которые нуждаются в кислороде, численность бактерий очень высока. Их бывает 100 тыс. и более в одном миллилитре морской воды, а поверхностной плёнке – до 75 млн. в одном миллилитре воды. Основная деятельность этих бесчисленных невидимок – потрeбление разлагающихся остатков животных и растений из толщи воды и дна – очень важная функция в любом водоёме.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее: в основном, благодаря бактериям, море не загнивает, органические остатки подвергаются биологическому окислению и минерализации до состояния, которое делает возможным их потрeбление растениями.

Далее учитель вспоминает основной закон природы и добавляет следующее. Из минеральных веществ растения вновь создают органические и жизнь продолжается. По такой схеме осуществляется круговорот веществ в море, пока условия жизни в нём близки к норме.

Учитель переходит к изложению микробного загрязнения Чёрного моря. Вначале учитель дает понятие “естественных” морских бактерий, поддерживающих баланс в Чёрном море и бактерий, появляющихся в результате деятельности человека в морской воде.

К первой группе относятся бактерии, обитающие в морской воде и способные очищать воду от загрязнения. Этот процесс называется “самоочистка”. На этом свойстве основан один из методов очистки воды и пресной, и морской, как в море, так и очистных сооружениях, которые заселяют бактериями.

Ко второй группе относятся бактерии, попадающие в Черное море в результате хозяйственной деятельности человека (сточные воды, минерализация) и в результате купания людей (при рекреационной перегрузке – увеличении численности купающихся на одних и тех же береговых площадях).

Далее учитель отмечает, что при температуре воды до 23 градусов море самоочищается, при температуре больше 23 градусов самоочищение моря сильно замедляется, а при температуре выше 25 градусов пpaктически отсутствует. Поэтому эпидемиологи Сочи рекомендуют ограничить купание в море, температура которого выше 25 градусов. Достаточно назвать такие случаи, как эпидемия холеры, закрытие пляжей для купания по санитарным показаниям.

Около полувека назад многие ученые считали морскую воду неподходящей средой для развития болезнетворных бактерий. Со временем выяснилось, что дело не в самой воде, а в отсутствии в ней достаточного количества органических веществ. Как уже отмечалось выше, для своего успешного развития, бактерии нуждаются в обогащенной питательной среде. С каждым годом наблюдается численный рост болезнетворных бактерий из-за загрязнения прибрежной зоны канализационными стоками, а также сточными водами с объектов питания. В море обнаруживаются сальмонелла, холерный вибрион, яйца глистов, вирусы и другие болезнетворные микроорганизмы, которые встречаются, прежде всего, вблизи выпусков недостаточно очищенных канализационных вод.

Кроме того, источниками микробного загрязнения прибрежных вод служит и сам человек. Во время купания в море с поверхности тела смываются десятки миллионов микроорганизмов, в том числе и болезнетворных (патогенных). При большой скученности купающихся в ограниченных прибрежных водах (акваториях) вероятность заражения достаточно велика. Особенно в безветренные дни, когда течения замедлятся и водообмен в зоне пляжей пpaктически не происходят.

X. Обобщение изучаемого на уроке путем опроса учащихся по ходу урока.

XI. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем, оценка знаний.

Учитель сообщает оценки за ответы на вопросы, заданные в начале урока и по ходу урока, а также за заполнение таблицы, предложив некоторым учащимся продемонстрировать свои записи.

XII. Домашнее задание.

“Разнообразие бактерий”, “Значение бактерий в природе и для человека” - параграфы учебника.

XIII. Подведение итогов урока.

Учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомились с ролью бактерий в природе и жизни человека, с ролью болезнетворных бактерий и с микробным загрязнением Черного моря.

Список литературы

  1. Кузьминская Г.Г. Черное море – научно-публицистическая литература. – Сочи: Сочинское отделение русского географического общества, 2005. – 21 с.
  2. Зайцев Ю. самое синее в мире море – научно-публицистическая литература – Нью-Йорк: издательство ООН, 1998. – 34 с.
  3. Биология в основной школе. Программы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. – 14 с.
  4. Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с.



Комментарии:

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

23 11 2025 2:45:14

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

22 11 2025 2:53:42

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

21 11 2025 15:27:11

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

      На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

20 11 2025 19:42:44

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

19 11 2025 21:26:17

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

18 11 2025 20:48:11

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

17 11 2025 10:11:59

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

16 11 2025 20:35:44

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

15 11 2025 8:43:50

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

14 11 2025 16:59:21

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"


    Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

      Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

13 11 2025 5:11:36

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

12 11 2025 23:54:44

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

11 11 2025 15:40:42

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

10 11 2025 16:59:28

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

09 11 2025 17:40:24

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"


    Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"

      Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....

08 11 2025 7:21:36

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

07 11 2025 1:17:53

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

06 11 2025 8:40:37

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

      Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...

05 11 2025 17:54:21

Бинарный урок "Мир природы. La nature"


    Бинарный урок "Мир природы. La nature"

      Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

04 11 2025 23:32:29

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

03 11 2025 0:54:42

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

02 11 2025 16:18:44

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

01 11 2025 1:44:16

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

31 10 2025 6:46:29

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

30 10 2025 16:24:50

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

29 10 2025 5:58:15

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

28 10 2025 3:18:16

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

27 10 2025 6:10:40

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

26 10 2025 5:45:49

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

25 10 2025 16:39:48

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

24 10 2025 14:28:30

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

23 10 2025 1:54:45

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

22 10 2025 17:28:58

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

      Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

21 10 2025 20:57:55

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

20 10 2025 22:26:49

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

19 10 2025 4:42:33

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

18 10 2025 18:39:43

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

17 10 2025 22:29:44

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

16 10 2025 19:17:32

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

15 10 2025 3:59:30

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

14 10 2025 15:34:34

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

13 10 2025 20:11:22

Признаки семейств растений класса двудольные


    Признаки семейств растений класса двудольные

      Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....

12 10 2025 3:52:40

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

11 10 2025 11:59:21

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

10 10 2025 7:58:14

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

09 10 2025 11:19:23

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

08 10 2025 3:18:23

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

07 10 2025 9:24:27

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

06 10 2025 23:55:35

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

05 10 2025 11:33:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::