Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря
Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для пpaктической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.
Ведущие идеи курса биологии-идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи в биологических системах и с природной средой определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.
Исходя из вышеизложенного мною была написана данная работа. Целью написания послужило ухудшение экологической обстановки Черного моря за последние годы, которое находится в угрожающем состоянии и виновный в этом люди, нарушающие экологические законы. Тысячи тонн морепродуктов, прекрасные условия для создания курортов, морской трaнcпорт, субтропический климат- все это дарит Черное море. Но экологическая система Черного моря “работает” и изменяется под воздействием человеческой деятельности. Не случайно ООН разработала специальную Черноморскую Экологическую Программу по спасению моря. Но чтобы спасти Черное море, надо хорошо изучить его природу и экологию. С этой целью были разработаны уроки, посвященные изучению флоры и фауны Черного моря.
Один из уроков посвящен бактериям и микробному загрязнению Черного моря, в течение которого учитель рассказывает о загрязнении Черного моря, о роли “естественных” морских бактерий, поддерживающих баланс в Черном море (самоочистка) и о бактериях, появляющихся в результате хозяйственной деятельности человека, о росте болезнетворных организмов в морской воде из-за отсутствия органических веществ, из-за загрязнения прибрежной зоны канализационными стоками, сточными водами с объектов питания.
Представленный урок является одним из нескольких разработанных уроков и может быть использован учителями биологии с целью воспитания людей, способных к творческому решению возникающих проблем, и в частности, защите Черного моря, в честь которого 31 октября отмечается Международный день. На первом месте в нашем регионе стоит проблема защиты Черного моря.
Следовательно, назрела необходимость воспитывать экологическое сознание учащихся, готовить их к реальной деятельности по сохранению окружающей среды, развивать у них вариативное мышление, чувство ответственности за свои действия, за свой выбор, что в конечном итоге может положительно сказаться на разрешении экологических проблем региона.
Основная цель работы - вооружить учащихся знаниями растительного, животного мира Черного моря, пониманием экологических проблем региона, чтобы выработать у них любовь к родным местам и желание сохранять все многообразие экосистем моря, умение и стремление решать экологические проблемы.
Академик Д.С. Лихачев писал: “Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле”.
Нельзя оставаться равнодушными, необходимо всеми доступными средствами охранять чистоту Черного моря, его экологическое здоровье.
Тема: Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря.
Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека; дать понятие бактериального загрязнения Черного моря
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: изобразительные таблицы “Бактерии”, “Многообразие бактерий”.
Тип урока: комбинированный.
На доске до начала урока подготовлена следующая таблица.
Виды бактерий | Среда обитания | Роль в природе и жизни и жизни человека |
Сапрофитные Почвенные бактерии | Почва | Превращение перегноя в минеральные вещества, которые поглощаются корнями растений |
Молочно – кислые бактерии | Молочные продукты, овощи, корм для животных | Образование молочной кислоты, под действием которой молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану, квашение овощей, силосование кормов |
Сапрофитные бактерии гниения | Трупы животного и растительного происхождения, различные отбросы | Своеобразные санитары нашей планеты |
Болезнетворные бактерии | Тело человека и животных | Различные болезни: тиф, холера, чума, дифтерия, столбняк |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
Учитель предлагает вспомнить о строении бактериальной клетки, какие бактерии называются сапрофитными, а какие - болезнетворными.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоения исходных знаний, путем прослушивания рассказа учителя.
Учитель рассказывает о роли бактерий, начиная свой рассказ с напоминания и подтверждения мысли о том, что бактерии относятся к миру невидимок, микроскопических размеров, что повышает интерес не только к бактериям, но и к растениям вообще.
Значение бактерий в природе и народном хозяйстве огромно. Не только по качественным, но и прежде всего по количественным результатам жизнедеятельности. Причина этого – большая распространенность бактерий, с чего и следует начать изучение данного вопроса.
Учитель задает вопрос: Что служит причиной гниения продуктов, трупов?
Нередко учащиеся думают, что гниение – естественный результат cмepти растительного или животного организма, что после прекращения жизни тело само собой распадается, гниёт. Чтобы убедить учащихся, что это не так, надо обратить внимание на факт отсутствия гниения при пастеризации, при солении, замораживании. Можно привести примеры с трупами мамонтов, найденные в слое многолетней мерзлоты в Сибири.
Естественно, напрашивается вывод, что мертвые организмы гниют не сами по себе, а в зависимости от окружающих условий. Вопрос о причине гниения непременно поставит учащихся в зависимость от известных им данных о распространенности бактерий (где нет бактерий, там трупы и продукты не гниют). Отсюда делается логически правильный вывод, что причиной гниения являются бактерии. Учитель предлагает учащимся представить, что было бы, если не было бы гнилостных бактерий (вся поверхность земли была бы покрыта трупами растений и животных). Отмечается положительное значение в природе гнилостных бактерий, питающихся органическими веществами мертвых тел (животных, растений) и превращающих их в перегной и углекислый газ. А углекислый газ, в свою очередь, участвует в образовании органических веществ зелеными растениями.
V. Творческое добывание знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе самостоятельного изучения.
Учитель предлагает учащимся изучить из параграфа учебника “Значение бактерий в природе и для человека” стр. 199 – 3 и 4 абзац и стр. 191 1, 2, 4 абзац, заполнить таблицу, подготовленную на доске.
Учитель обращает внимание учащихся перед заполнением таблицы, отмечая положительную роль бактерий, не только разложения органических остатков, но, прежде всего:
- брожение (дрожжи в пищевой промышленности, приготовление кваса) ;
- кисломолочные бактерии, которые обязательно должны присутствовать в кишечнике человека.
Используя молочные бактерии, приготовляют сметану, кефир и другие полезные продукты.
Учащиеся самостоятельно изучают вопросы о разновидности бактерий по группам, их среды обитания и значения.
VI. Обобщения изучаемого раздела урока и введения его в систему раннее усвоенных уроков.
По окончанию самостоятельной работы с учебником перед учащимися ставятся следующие вопросы: как усилить деятельность почвенных бактерий, что необходимо делать для обогащения почвы азотными солями, какое значение имеют клубеньковые бактерии в обогащении почвы веществами, содержащими азот.
VII. Творческое добывание знаний учащихся путем совместной беседы и решения поставленных в ее ходе вопросов.
Еще раз вспомнив о результатах жизнедеятельности бактерии (почвенные, молочнокислые), учитель переходит к выяснению противоположного значения их, в частности, не приносит ли гнилостные бактерии вреда в хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся отвечают, что продукты гниют (яблоки, сливы, вишня, помидоры, огурцы, капуста, мясо, хлеб) и в пpaктике давно найдены способы пpeдoxpaнения продуктов и кормов от порчи. Учитель вместе с учащимися вспоминает методы сохранения продуктов и записывает их на доске.
VIII. Беседа, рассказ о болезнетворных бактериях и мерах борьбы с ними.
После выяснения вопроса о значении бактерий в природе и народном хозяйстве логично обратиться к изучению болезнетворных бактерий и мер борьбы с ними.
Опираясь на общее представление учащихся о бактериях – паразитах, учитель более подробно знакомит детей с болезнетворными бактериями, их распространения и значения в жизни человека.
Изучение следует начать с беседы, в процессе которой выявится представление учащихся об инфекционных болезнях и их причинах. Учитель задаёт следующие вопросы: какие болезни вы знаете, почему болеют люди (каковы причины заболевания), почему в сырую погоду, а также в плохих жилищных условиях и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях, как распространяются болезни, какие меры предупреждения болезней и борьбы с ними знаете?
При объяснении учебного материала учитель обращает внимание на условия, благоприятствующие распространению болезнетворных бактерий.
Учитель обращает внимание учащихся на усиленное размножение болезнетворных бактерий в благоприятных для них условиях, на способы их распространения (антисанитарные бытовые условия, контакт больных со здоровыми людьми).
Далее учащиеся знакомятся с мерами по предупреждению инфекционных заболеваний и различными способами борьбы с болезнетворными бактериями (стерилизация, различные виды дезинфекции, лекарственные препараты, прививки, рассчитанные на выработку невосприимчивости, карантин) путем совместной беседы учителя и учащихся, а затем заполняют таблицу записями о болезнетворных бактериях.
Учитель рассказывает о самоотверженных ученых-исследователях и победителях микробов, о роли науки в борьбе с болезнетворными бактериями, о личной и общественной гигиене, препятствующей развитию болезнетворных бактерий.
IX. Рассказ учителя о микробном загрязнении Черного моря.
Учитель предлагает учащимся прослушать рассказ о микробном загрязнении Черного моря.
Очень разнообразен и обилен мир бактерий в Черном море. Это единственные существа, которые обитают здесь от поверхности до дна. Глубже 200 м., где кислород отсутствует, встречаются только анаэробные бактерии, способные развиваться без кислорода. Учитель по ходу рассказывает, поясняет понятие “анаэробный”. Выше 200 м. обитают другие группы бактерий, которые нуждаются в кислороде, численность бактерий очень высока. Их бывает 100 тыс. и более в одном миллилитре морской воды, а поверхностной плёнке – до 75 млн. в одном миллилитре воды. Основная деятельность этих бесчисленных невидимок – потрeбление разлагающихся остатков животных и растений из толщи воды и дна – очень важная функция в любом водоёме.
Учитель обращает внимание учащихся на следующее: в основном, благодаря бактериям, море не загнивает, органические остатки подвергаются биологическому окислению и минерализации до состояния, которое делает возможным их потрeбление растениями.
Далее учитель вспоминает основной закон природы и добавляет следующее. Из минеральных веществ растения вновь создают органические и жизнь продолжается. По такой схеме осуществляется круговорот веществ в море, пока условия жизни в нём близки к норме.
Учитель переходит к изложению микробного загрязнения Чёрного моря. Вначале учитель дает понятие “естественных” морских бактерий, поддерживающих баланс в Чёрном море и бактерий, появляющихся в результате деятельности человека в морской воде.
К первой группе относятся бактерии, обитающие в морской воде и способные очищать воду от загрязнения. Этот процесс называется “самоочистка”. На этом свойстве основан один из методов очистки воды и пресной, и морской, как в море, так и очистных сооружениях, которые заселяют бактериями.
Ко второй группе относятся бактерии, попадающие в Черное море в результате хозяйственной деятельности человека (сточные воды, минерализация) и в результате купания людей (при рекреационной перегрузке – увеличении численности купающихся на одних и тех же береговых площадях).
Далее учитель отмечает, что при температуре воды до 23 градусов море самоочищается, при температуре больше 23 градусов самоочищение моря сильно замедляется, а при температуре выше 25 градусов пpaктически отсутствует. Поэтому эпидемиологи Сочи рекомендуют ограничить купание в море, температура которого выше 25 градусов. Достаточно назвать такие случаи, как эпидемия холеры, закрытие пляжей для купания по санитарным показаниям.
Около полувека назад многие ученые считали морскую воду неподходящей средой для развития болезнетворных бактерий. Со временем выяснилось, что дело не в самой воде, а в отсутствии в ней достаточного количества органических веществ. Как уже отмечалось выше, для своего успешного развития, бактерии нуждаются в обогащенной питательной среде. С каждым годом наблюдается численный рост болезнетворных бактерий из-за загрязнения прибрежной зоны канализационными стоками, а также сточными водами с объектов питания. В море обнаруживаются сальмонелла, холерный вибрион, яйца глистов, вирусы и другие болезнетворные микроорганизмы, которые встречаются, прежде всего, вблизи выпусков недостаточно очищенных канализационных вод.
Кроме того, источниками микробного загрязнения прибрежных вод служит и сам человек. Во время купания в море с поверхности тела смываются десятки миллионов микроорганизмов, в том числе и болезнетворных (патогенных). При большой скученности купающихся в ограниченных прибрежных водах (акваториях) вероятность заражения достаточно велика. Особенно в безветренные дни, когда течения замедлятся и водообмен в зоне пляжей пpaктически не происходят.
X. Обобщение изучаемого на уроке путем опроса учащихся по ходу урока.
XI. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем, оценка знаний.
Учитель сообщает оценки за ответы на вопросы, заданные в начале урока и по ходу урока, а также за заполнение таблицы, предложив некоторым учащимся продемонстрировать свои записи.
XII. Домашнее задание.
“Разнообразие бактерий”, “Значение бактерий в природе и для человека” - параграфы учебника.
XIII. Подведение итогов урока.
Учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомились с ролью бактерий в природе и жизни человека, с ролью болезнетворных бактерий и с микробным загрязнением Черного моря.
Список литературы
- Кузьминская Г.Г. Черное море – научно-публицистическая литература. – Сочи: Сочинское отделение русского географического общества, 2005. – 21 с.
- Зайцев Ю. самое синее в мире море – научно-публицистическая литература – Нью-Йорк: издательство ООН, 1998. – 34 с.
- Биология в основной школе. Программы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. – 14 с.
- Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с.
Комментарии:
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока.
...
30 06 2025 2:16:14
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
29 06 2025 18:20:20
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
28 06 2025 23:24:21
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
27 06 2025 7:59:54
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
26 06 2025 23:40:58
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
25 06 2025 3:32:32
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
24 06 2025 1:59:21
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
23 06 2025 21:18:48
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
22 06 2025 2:19:48
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
21 06 2025 11:39:33
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
20 06 2025 13:47:53
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
19 06 2025 17:12:58
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
18 06 2025 17:25:44
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
17 06 2025 5:48:23

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
16 06 2025 16:46:28
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
15 06 2025 9:30:57
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
14 06 2025 21:43:11
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
13 06 2025 8:39:54
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
12 06 2025 16:18:56
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
11 06 2025 0:20:48
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
10 06 2025 5:51:57
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
09 06 2025 8:10:37

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
08 06 2025 0:29:29
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
07 06 2025 9:15:25
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
06 06 2025 9:15:25
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
05 06 2025 1:46:19
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
04 06 2025 21:11:10
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
03 06 2025 2:41:45
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
02 06 2025 18:26:31
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
01 06 2025 22:20:43
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
31 05 2025 3:17:42
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
30 05 2025 12:30:54
Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....
29 05 2025 22:28:10
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
28 05 2025 3:15:44
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
27 05 2025 3:42:37
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
26 05 2025 9:32:29
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
25 05 2025 15:22:31
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
24 05 2025 15:43:52
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
23 05 2025 14:27:50
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
22 05 2025 10:34:19
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
21 05 2025 1:50:59
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
20 05 2025 19:16:49
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
19 05 2025 0:47:53
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
18 05 2025 13:45:25
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
17 05 2025 14:54:22
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.
...
16 05 2025 22:49:55
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
15 05 2025 22:34:32
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
14 05 2025 16:51:41
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
13 05 2025 13:52:53
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
12 05 2025 13:41:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::