Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

В современных условиях развития общества в общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Ученик сам должен стать \"архитектором и строителем\" образовательного процесса.
Используя эффективную методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно увеличить самостоятельность учеников в приобретении знаний, развитии умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приёмы приобщения к самообразованию.
Но в настоящее время работа с учебником не является формой учебной деятельности часто используемой на уроке. Это объясняется стремлением учителя внедрять в учебный процесс современные информационно-коммуникационные технологии, а школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, в он-лайн-библиотеках, а не в традиционном учебнике. А ведь именно учебник - это средство обучения, которое имеется у каждого ученика. Не пользоваться в полной мере этим наиболее доступным источником биологической информации большой методический просчёт. Кроме того, в методических рекомендациях по подготовке к ЕГЭ по биологии сказано, что педагогам целесообразно сделать акцент на формирование у обучающихся умений работать с текстом и рисунками учебника (ученики должны уметь внимательно прочитать и понять инструкцию по выполнению задания, каждый вопрос и уметь выполнить задание линии С/2). В связи с этим работа с текстом учебника требует новых подходов. Для активизации процесса учебного познания необходим поиск эффективных методических приёмов работы с текстом учебника и организация деятельности с ним на уроке, а не при выполнении домашнего задания.
Слова русского драматурга 18 века Я.Б.Княжнина \"Читать и не понимать. Читать и понимать. Читать и понимать даже то, что не написано\" мы учителя можем использовать для формирования в данном случае целевой установки, которая может быть такой: \"Мы своих учеников должны научить читать учебник на высшем уровне - читать и понимать даже то, что не написано\".
Считаю, что особенно важно использовать учебник биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учеников средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечёт за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
В пpaктике своей работы при организации самостоятельной работы с учебником я использую следующие приёмы:
1. Уточнить предложение, упростить его так, чтобы не потерялся смысл.
На уроках, в первую очередь, я стараюсь научить детей понимать текст. Многие сложные по смыслу фразы в учебнике кажутся детям трудными и не совсем понятными. Для этого ищем непонятное. Ученикам предлагаю найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен.
Затем предлагаю их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглянуть в словарь, чтобы расширить свой кругозор.
2. Опережающее домашнее задание.
Если на уроке предстоит работать со сложным текстом, предлагаю в качестве опережающего домашнего задания подчеркнуть незнакомые или непонятные слова в тексте, а изучение нового материала в классе начинаем с фронтальной работы по разъяснению выделенных слов.
3. Выделить ключевые слова.
Ученикам предлагаю подчеркнуть простым карандашом в тексте ключевые слова, т.е. те главные слова, которые помогут запомнить учебный материал и по которым легко можно будет восстановить текст.
Использую игровой момент. Предлагаю прочитать текст и выписать определённое количество ключевых слов по теме. Мотивационно-целевая установка: выяснить, кому удастся точнее всех \"прочитать текст глазами учителя\", т.е. в чьей работе будет больше всего совпадений с учительским вариантом. Такая \"шпаргалка\" может стать основой для устного ответа. А на следующем уроке школьники работают в парах и превращают ключевые слова в связный рассказ. При этом учатся развёртывать информацию.
4. Найти в тексте необходимую информацию.
Предлагаю найти в тексте необходимые сведения и заполнить пропуски в схематичной записи.
5. Составить план или опopную схему.
План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации.
После ознакомления с корнем составляем общий план изучения органа растения (определение - строение - функции - видоизменения). Далее, при изучении других органов растений, мы анализируем содержание учебника в соответствии с этим планом и выясняем, какой информации в учебнике не достаёт, где её можно найти. Этот приём стимулирует внимание к рисункам как источнику информации.
6. Установить причинно-следственные связи.
На первом этапе формирования этого умения ученикам предлагаю найти в тексте ответы на вопросы, которые начинаются словами: почему, чем объяснить, какой вывод следует из того, что...
- Чем можно объяснить большую активность животных по сравнению с растениями?
На следующем этапе предлагаю закончить предложение, опираясь на текст учебника.
- Кровь содержит белок гемоглобин, следовательно...
7. Проблемные вопросы по тексту учебника.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы на основе текста. Проблемные вопросы - вопросы, на которые прямого ответа в тексте нет, но \"между строк\" содержится подсказка, намёк на правильный ответ, который необходимо обнаружить.
- Почему мхи растут во влажных местах?
- Почему дождливая погода во время цветения злаков влияет на урожай ржи, а на урожай пшеницы не влияет?
8. Вопрос-ответ.
Предлагаю быстро и внимательно прочитать текст. Первый вариант задает вопросы, второй вариант находит и зачитывает ответы. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у школьников интерес к чтению текста параграфа.
9. Дотошный ученик.
Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Даю задание: прочитать текст и составить список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее, тот и выиграл.
10. Части текста (по ролям).
Знакомимся с текстом, затем класс делится на 4 группы (по ролям). Одна группа называется \"введение\" (\"учитель\"), вторая - \"основная мысль\", третья - \"заключение\", четвертая - \"дополнение\". Играющие пересказывают текст по порядку, группа \"дополнение\" имеет право взять слово после любого выступления.
11. Найди место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой...
12. Конкурс на шпаргалку для устного ответа (количество единиц информации (слов, символов, цифр) можно ограничить).
На уроках уделяю внимание и работе с иллюстративным материалом. Свою задачу в данном случае вижу в том, чтобы сделать красивые рисунки учебника действенным средством обучения и развития детей. Чаще всего на уроке мы анализируем рисунки, сопоставляя их с информацией, полученной из текста. Информацию к размышлению можно получить даже из цифрового материала.
Считаю, что систематическое использование таких приёмов способствует глубокому осмыслению и пониманию учебного материала обучающимися, позволяет избежать бессмысленной зубрёжки, превратить обычную работу с учебником в увлекательное дело. Конечной же целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путём \"научения\" их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путём воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на пpaктике.
Комментарии:
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
06 12 2025 19:43:43
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
05 12 2025 12:34:10
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
04 12 2025 5:27:53
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
03 12 2025 17:59:44
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
02 12 2025 20:14:42
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
01 12 2025 3:12:24
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
30 11 2025 9:48:20
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
29 11 2025 13:23:35
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
28 11 2025 20:11:13
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
27 11 2025 8:43:56
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
26 11 2025 2:38:16
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
25 11 2025 9:52:38
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
24 11 2025 20:42:59
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
23 11 2025 4:51:29
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
22 11 2025 15:33:17
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
21 11 2025 14:39:45
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
20 11 2025 19:33:30
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
19 11 2025 18:10:39
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
18 11 2025 6:24:47
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
17 11 2025 8:18:35
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
16 11 2025 12:11:51
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
15 11 2025 17:13:14
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
14 11 2025 7:10:27
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
13 11 2025 19:10:45
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
12 11 2025 9:36:45
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
11 11 2025 14:30:28
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
10 11 2025 6:18:10
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
09 11 2025 15:54:19
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
08 11 2025 20:12:57
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
07 11 2025 21:32:55
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
06 11 2025 21:58:51
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
05 11 2025 17:33:40
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы.
...
04 11 2025 17:19:53
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
03 11 2025 23:38:27
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
02 11 2025 3:47:51
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
01 11 2025 0:15:31
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
31 10 2025 7:28:40
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
30 10 2025 21:31:37
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
29 10 2025 23:16:41
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
28 10 2025 2:38:28
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
27 10 2025 7:41:42
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
26 10 2025 18:18:28
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
25 10 2025 0:34:34
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
24 10 2025 18:44:59
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
23 10 2025 0:46:29
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
22 10 2025 14:49:44
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
21 10 2025 8:36:53
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
20 10 2025 17:39:23
Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
19 10 2025 9:15:34
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
18 10 2025 10:41:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




