Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии
В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Широкое распространение получили гуманитарные проекты: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании. Это позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности. Таким образом, проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности [2].
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Если ставится задача обучить ребенка самостоятельному проявлению в деле самообучения, самоформированию как субъекта, творца собственного «я» с освоением проектирования как способа организации такого обучения, необходимо вооружить его методами, приемами этой деятельности. Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.
Как показывает пpaктика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в условиях дополнительного образования, потому здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации. Но проектное обучение не должно реализовываться только в дополнительном образовании, так как оно не является всеобучем в силу своей необязательности.
Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в пpaктику преподавания предмета будет способствовать как формированию общеучебных умений и навыков, так и освоению предметного содержания.
Цель (внедрения в преподавание биологии метода проектов): обучение школьников на уроках биологии методу проектов как способу учебной деятельности.
Реализация цели обеспечивается решением следующих задач:
– изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
– подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
– включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
– внедрение данной технологии в пpaктику преподавания биологии: разработка и осуществление учебных проектов;
– организация мониторинга формирования проектных умений;
– диагностика уровня сформированности проектных умений;
– оценка выполнения педагогических задач в результате выполнения учебного проекта;
– обобщение опыта работы по обучению школьников на уроках биологии методу проектов как способу учебной деятельности.
Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее. Поэтомудля обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть его методологией.
В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов на уроках биологии как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические основания, изложенные в трудах Е.М. Пахомовой, В.В. Гузеева. В данной статье я представлю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в классно – урочной системе при обучении учащихся биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения.
Элементы проектной деятельности сгруппированы исследователями данной технологии по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада
(сообщения) о проделанной работе, выбор способов
и форм наглядной презентации (продукта)
результатов деятельности, изготовление
предметов наглядной презентации (продукта)
результатов деятельности, изготовление
предметов наглядности, подготовка письменного
отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других,
выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, находить
консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск [3].
В своих работах Н.Ю. Пахомова описывает проектные умения, дифференцированные по уровням сложности:
- базовый уровень – 1;
- продвинутый уровень – 2;
- высший уровень – 3.
Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности по элементам. В качестве примера представлю проектное умение – планирование, перечисленное с указанием уровня сложности (1–3):
- Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.
- Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа – 2.
- Планировать распределение деятельности между члeнами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов – 2.
- Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования – 3.
Сведения о проектных умениях по уровням
сложности позволяют сформулировать
педагогические задачи, решением которых
достигается формирование проектной
деятельности разного уровня, формируется разной
степени сложности умение проектировать. В
зависимости от возраста учащихся, в котором
начинается использование метода проектов,
уровни сформированности проектного обучения
достигаются на разных возрастных ступенях.
Исследования, результаты которых приведены в
литературе, свидетельствуют, что в большинстве
своём за период школьного обучения проектная
деятельность формируется лишь на первом,
базовом, уровне. Уровень развития проектной
деятельности может наращиваться в случае
востребованности более высокого уровня в
профессиональной деятельности [2].
Формирование специальных умений и навыков как
элементов проектной деятельности целесообразно
проводить не только в процессе работы над
проектом, но и в рамках традиционных занятий
поэлементно. Для такой работы подходят
пpaктические, лабораторные работы, уроки с
организацией группового взаимодействия, игровые
или любые деятельные формы организации учебного
занятия с ролевым распределением работы в
группе. Таким образом, овладение проектированием
происходит не только при осуществлении
целостного проекта, но и при включении в
традиционный урок элементов проектной
деятельности или какой-либо части проекта.
Например, самостоятельное планирование
выполнения пpaктического задания или проведение
лабораторных работ с включением частично
самостоятельной деятельности учащихся,
проблемное введение в тему урока и др. Уроки, на
которых осуществляется такая работа, могут быть
двух видов:
- Урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету — с другой.
- Урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и пpaктических знаний [2].
Элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой актуализируемые предметные знания закрепляются и расширяются, приобретается личный опыт их пpaктического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний. На таком уроке формирование умений общеучебных и затем специальных как элементов проектной деятельности завершается соединением их в единую технологию в процессе выполнения проекта.
Учебный проект можно осуществлять в урочной или урочно-внеурочной формах. В календарно-тематическом планировании на такие уроки специально выделяются часы (за счёт резервного времени, предусмотренного программой, или оптимизации и интенсификации обучения).
Для решения задачи формирования необходимых школьнику компетенции в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов. От вида проекта зависит выбор формы проведения. Проекты, реализованные на уроках биологии в 8, 9 классах, были урочно-внеурочные, то есть часть работы было проделано на уроке (на начало – погружение в проект, а в конце – презентация полученных результатов). Остальное, что трудно оценить по затратности времени, усилий, материалов и пр., учащиеся делали вне урока. В качестве примера предлагаю план-конспект урока по теме «Сокращение биоразнообразия животного мира: проблемы и пути их решения» (http://www.leaducation.ru/file_uploads/157/biolog.doc).
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:
- Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
- Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе.
- К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
- Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
- Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.
При работе с использованием метода проектов неизбежно возникают вопросы: Сколько нужно выполнить учебных проектов ученику в год, за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности? Как оценить успешность работы ученика в учебном проекте? Как оценить полученные приращения в обучении, развитии и воспитании учащегося после выполненного одного проекта, серии проектов, в конце цикла обучения с использованием учебных проектов?
Исходя из того, как осуществляется формирование проектных умений, мониторинг их развития организуется в двух направлениях:
1. Отслеживание уровня развития
общеучебных умений и навыков (ОУНов), одновременно
играющих основополагающую роль в приобретении
учащимися предметных знаний и в формировании
проектной деятельности. Для диагностики
общеучебных умений можно использовать имеющиеся
в арсенале педагогики и психологии методики. В
частности, диагностику уровня сформированности
общеучебных умений и навыков школьников,
разработанную в Центре психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ» г. Москвы
(Ступницкая М. Диагностика уровня
сформированности общеучебных умений и навыков
школьников // Школьный психолог, 2006, №7).
Большинство диагностик ОУНов предполагает
проведение специальных мероприятий (контрольные
работы по отдельным учебным предметам,
выполнение различных тестов, диагностических
упражнений), что требует от учащихся времени, а от
учителя усилий по обработке результатов работы
детей. Указанные диагностические материалы не
требуют от детей никаких усилий. Метод
исследования, лежащий в основе данной
диагностики, – наблюдение учителя, проводимое
при специально организованной деятельности в
рамках сложившейся системы обучения
(традиционной, с использованием активных форм и
методов обучения, инновационных образовательных
технологий).
В заполнении диагностических материалов
принимают участие 6–8 учителей, ведущих уроки по
основным предметам. Лучше если это будут опытные
педагоги. Обработка данных опроса учителей
осуществляется психологом.
Результаты данной диагностики позволят иметь
представление об уровне подготовленности
учащихся к формированию проектных (специальных)
умений.
2. Отслеживание уровня развития проектных
(специальных) умений, формируемых через
реализацию в классно-урочной системе учебных
проектов.
Как уже было обозначено, формирование
специальных умений как элементов проектной
деятельности завершается соединением их в
единую технологию в процессе выполнения проекта.
Кроме того, ставится и задача применения
полученных знаний и умений по проектированию в
решении личностных задач соответствующего
возрастного периода. Чем более свободно владеют
школьники проектными умениями, тем более активно
они используют метод проектов для организации
самостоятельной учебно-познавательной
деятельности. Поэтому проектные умения должны
формироваться не на эмпирическом уровне:
благодаря многочисленным упражнениям, но без
разъяснения учителями, а значит, без осознания
школьниками используемых методов учения и
познания, вследствие чего этот процесс
происходит в основном стихийно, интуитивно, а на
теоретическом. Главные признаки теоретического
уровня формирования проектных умений это
осознанное применение их учащимися. Для
формирования проектных умений на теоретическом
уровне я веду работу по разъяснению алгоритма
проектной деятельности, её содержания и способов
овладения.
Предъявление проектных умений для самооценки
позволяет учащимся осмыслить приобретаемые
на других уроках и через другие формы
учебно-познавательной деятельности навыки и
соединять их в способ организации учебной
работы. Но такая диагностика может быть
использована в том случае, если учащиеся уже
выполняли проекты и знакомы с алгоритмом
осуществления данного вида деятельности. Анкета,
составленная мной на основе представленного
ранее теоретического материала, была
апробирована при реализации проекта программы
Intel «Эликсир жизни» по теме «Кровь»
(http://som.fsio.ru/item.asp?id=10018640 – описание реализации
проекта, http://som.fsio.ru/item.asp?id=10018641 – методическая
презентация)
Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:
3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею
Ф.И. ученика, класс___________________________________________________________________
Проектные умения |
Начало проекта |
Окончание проекта |
1. Формулировать проблему | ||
2. Ставить цель | ||
3. Ставить задачи | ||
4. Выбирать методы и способы решения задач | ||
5. Планировать работу | ||
6. Организовать работу группы | ||
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др. | ||
8. Выбирать вид конечного продукта проекта | ||
9. Выбирать форму презентации конечного продукта | ||
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект | ||
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны | ||
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта |
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволил:
– спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта (временного ресурса на индивидуальную работу со всеми проектными группами не хватает) ;
– подобрать вопросы рефлексии;
– организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.
Так, исходя из анализа проведённой диагностики (низкую оценку получили рефлексивные умения), учащимся для рефлексии были предложены следующие вопросы:
- Что помогло успешно выполнить проект?
- Что из запланированного не удалось сделать (слабые стороны)? Почему?
- Что дало выполнение проекта?
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволил:
– сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
– целенаправленно отpaбатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
– при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.
Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений использую и предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, выполненных учащимися. В качестве экспертов помимо учителя выступают одноклассники и даже сам проектант. Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно.
Обычная пятибальная оценка при этом не подходит, более приемлема рейтинговая. При такой оценке перед защитой проекта на каждого ученика выдаётся индивидуальная карта, которая заполняется в ходе самой защиты педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, которая затем «конвертируется» в 5-ти бальную отметку. Оценка проектных умений, на мой взгляд, может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учителем и внешними экспертами (в том числе одноклассниками), самооценки.
Пpaктика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отpaбатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе. Методической работой такого творческого объединения учителей проектного обучения может стать:
– выявление уровня сформированности общеучебных и проектных умений поэлементно;
– выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года;
– определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году;
– планирование и проведение межпредметных, интегрированных проектов с использованием временного ресурса нескольких предметов;
– выработка единых подходов и требований к организации проектной деятельности (в том числе дидактических материалов).
Литература
- Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47
- Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
- Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
Приложение
Комментарии:
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
27 04 2025 12:32:34
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
26 04 2025 12:42:43
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
25 04 2025 16:56:59
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
24 04 2025 11:47:39
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
23 04 2025 1:59:22
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
22 04 2025 2:57:53
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
21 04 2025 16:55:59
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
20 04 2025 15:25:38
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
19 04 2025 11:20:42
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
18 04 2025 17:26:54
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
17 04 2025 23:21:15
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
16 04 2025 15:44:17
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
15 04 2025 4:30:14
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
14 04 2025 10:57:43
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
13 04 2025 20:34:12
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
12 04 2025 7:45:28
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
11 04 2025 6:49:23
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
10 04 2025 4:21:36
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
09 04 2025 14:40:47
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
08 04 2025 0:28:22
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
07 04 2025 6:50:18
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
06 04 2025 5:20:41
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
05 04 2025 6:47:31
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
04 04 2025 17:53:36
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
03 04 2025 7:17:58
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
02 04 2025 11:15:17
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
01 04 2025 6:50:43
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
31 03 2025 21:55:20
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
30 03 2025 5:46:15
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
29 03 2025 4:26:27
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
28 03 2025 1:24:47
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
27 03 2025 22:13:57
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
26 03 2025 7:55:54
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
25 03 2025 10:53:49
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
24 03 2025 18:28:21
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
23 03 2025 8:30:26
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
22 03 2025 15:22:22
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
21 03 2025 20:14:29
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
20 03 2025 13:28:58
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
19 03 2025 12:56:21
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
18 03 2025 22:21:56
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов.
...
17 03 2025 20:55:51
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
16 03 2025 9:36:29
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
15 03 2025 13:20:38
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
14 03 2025 6:39:38
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
13 03 2025 12:54:31
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
12 03 2025 5:48:28
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
11 03 2025 14:29:51
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
10 03 2025 8:38:38
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
09 03 2025 18:36:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::