Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии
В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Широкое распространение получили гуманитарные проекты: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании. Это позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности. Таким образом, проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности [2].
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Если ставится задача обучить ребенка самостоятельному проявлению в деле самообучения, самоформированию как субъекта, творца собственного «я» с освоением проектирования как способа организации такого обучения, необходимо вооружить его методами, приемами этой деятельности. Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.
Как показывает пpaктика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в условиях дополнительного образования, потому здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации. Но проектное обучение не должно реализовываться только в дополнительном образовании, так как оно не является всеобучем в силу своей необязательности.
Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в пpaктику преподавания предмета будет способствовать как формированию общеучебных умений и навыков, так и освоению предметного содержания.
Цель (внедрения в преподавание биологии метода проектов): обучение школьников на уроках биологии методу проектов как способу учебной деятельности.
Реализация цели обеспечивается решением следующих задач:
– изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
– подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
– включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
– внедрение данной технологии в пpaктику преподавания биологии: разработка и осуществление учебных проектов;
– организация мониторинга формирования проектных умений;
– диагностика уровня сформированности проектных умений;
– оценка выполнения педагогических задач в результате выполнения учебного проекта;
– обобщение опыта работы по обучению школьников на уроках биологии методу проектов как способу учебной деятельности.
Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее. Поэтомудля обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть его методологией.
В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов на уроках биологии как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические основания, изложенные в трудах Е.М. Пахомовой, В.В. Гузеева. В данной статье я представлю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в классно – урочной системе при обучении учащихся биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Освоение элемента проектной деятельности приводит к формированию соответствующего специального умения.
Элементы проектной деятельности сгруппированы исследователями данной технологии по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада
(сообщения) о проделанной работе, выбор способов
и форм наглядной презентации (продукта)
результатов деятельности, изготовление
предметов наглядной презентации (продукта)
результатов деятельности, изготовление
предметов наглядности, подготовка письменного
отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других,
выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, находить
консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск [3].
В своих работах Н.Ю. Пахомова описывает проектные умения, дифференцированные по уровням сложности:
- базовый уровень – 1;
- продвинутый уровень – 2;
- высший уровень – 3.
Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности по элементам. В качестве примера представлю проектное умение – планирование, перечисленное с указанием уровня сложности (1–3):
- Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.
- Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа – 2.
- Планировать распределение деятельности между члeнами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов – 2.
- Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования – 3.
Сведения о проектных умениях по уровням
сложности позволяют сформулировать
педагогические задачи, решением которых
достигается формирование проектной
деятельности разного уровня, формируется разной
степени сложности умение проектировать. В
зависимости от возраста учащихся, в котором
начинается использование метода проектов,
уровни сформированности проектного обучения
достигаются на разных возрастных ступенях.
Исследования, результаты которых приведены в
литературе, свидетельствуют, что в большинстве
своём за период школьного обучения проектная
деятельность формируется лишь на первом,
базовом, уровне. Уровень развития проектной
деятельности может наращиваться в случае
востребованности более высокого уровня в
профессиональной деятельности [2].
Формирование специальных умений и навыков как
элементов проектной деятельности целесообразно
проводить не только в процессе работы над
проектом, но и в рамках традиционных занятий
поэлементно. Для такой работы подходят
пpaктические, лабораторные работы, уроки с
организацией группового взаимодействия, игровые
или любые деятельные формы организации учебного
занятия с ролевым распределением работы в
группе. Таким образом, овладение проектированием
происходит не только при осуществлении
целостного проекта, но и при включении в
традиционный урок элементов проектной
деятельности или какой-либо части проекта.
Например, самостоятельное планирование
выполнения пpaктического задания или проведение
лабораторных работ с включением частично
самостоятельной деятельности учащихся,
проблемное введение в тему урока и др. Уроки, на
которых осуществляется такая работа, могут быть
двух видов:
- Урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету — с другой.
- Урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и пpaктических знаний [2].
Элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой актуализируемые предметные знания закрепляются и расширяются, приобретается личный опыт их пpaктического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний. На таком уроке формирование умений общеучебных и затем специальных как элементов проектной деятельности завершается соединением их в единую технологию в процессе выполнения проекта.
Учебный проект можно осуществлять в урочной или урочно-внеурочной формах. В календарно-тематическом планировании на такие уроки специально выделяются часы (за счёт резервного времени, предусмотренного программой, или оптимизации и интенсификации обучения).
Для решения задачи формирования необходимых школьнику компетенции в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов. От вида проекта зависит выбор формы проведения. Проекты, реализованные на уроках биологии в 8, 9 классах, были урочно-внеурочные, то есть часть работы было проделано на уроке (на начало – погружение в проект, а в конце – презентация полученных результатов). Остальное, что трудно оценить по затратности времени, усилий, материалов и пр., учащиеся делали вне урока. В качестве примера предлагаю план-конспект урока по теме «Сокращение биоразнообразия животного мира: проблемы и пути их решения» (http://www.leaducation.ru/file_uploads/157/biolog.doc).
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:
- Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
- Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе.
- К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
- Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
- Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.
При работе с использованием метода проектов неизбежно возникают вопросы: Сколько нужно выполнить учебных проектов ученику в год, за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности? Как оценить успешность работы ученика в учебном проекте? Как оценить полученные приращения в обучении, развитии и воспитании учащегося после выполненного одного проекта, серии проектов, в конце цикла обучения с использованием учебных проектов?
Исходя из того, как осуществляется формирование проектных умений, мониторинг их развития организуется в двух направлениях:
1. Отслеживание уровня развития
общеучебных умений и навыков (ОУНов), одновременно
играющих основополагающую роль в приобретении
учащимися предметных знаний и в формировании
проектной деятельности. Для диагностики
общеучебных умений можно использовать имеющиеся
в арсенале педагогики и психологии методики. В
частности, диагностику уровня сформированности
общеучебных умений и навыков школьников,
разработанную в Центре психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ» г. Москвы
(Ступницкая М. Диагностика уровня
сформированности общеучебных умений и навыков
школьников // Школьный психолог, 2006, №7).
Большинство диагностик ОУНов предполагает
проведение специальных мероприятий (контрольные
работы по отдельным учебным предметам,
выполнение различных тестов, диагностических
упражнений), что требует от учащихся времени, а от
учителя усилий по обработке результатов работы
детей. Указанные диагностические материалы не
требуют от детей никаких усилий. Метод
исследования, лежащий в основе данной
диагностики, – наблюдение учителя, проводимое
при специально организованной деятельности в
рамках сложившейся системы обучения
(традиционной, с использованием активных форм и
методов обучения, инновационных образовательных
технологий).
В заполнении диагностических материалов
принимают участие 6–8 учителей, ведущих уроки по
основным предметам. Лучше если это будут опытные
педагоги. Обработка данных опроса учителей
осуществляется психологом.
Результаты данной диагностики позволят иметь
представление об уровне подготовленности
учащихся к формированию проектных (специальных)
умений.
2. Отслеживание уровня развития проектных
(специальных) умений, формируемых через
реализацию в классно-урочной системе учебных
проектов.
Как уже было обозначено, формирование
специальных умений как элементов проектной
деятельности завершается соединением их в
единую технологию в процессе выполнения проекта.
Кроме того, ставится и задача применения
полученных знаний и умений по проектированию в
решении личностных задач соответствующего
возрастного периода. Чем более свободно владеют
школьники проектными умениями, тем более активно
они используют метод проектов для организации
самостоятельной учебно-познавательной
деятельности. Поэтому проектные умения должны
формироваться не на эмпирическом уровне:
благодаря многочисленным упражнениям, но без
разъяснения учителями, а значит, без осознания
школьниками используемых методов учения и
познания, вследствие чего этот процесс
происходит в основном стихийно, интуитивно, а на
теоретическом. Главные признаки теоретического
уровня формирования проектных умений это
осознанное применение их учащимися. Для
формирования проектных умений на теоретическом
уровне я веду работу по разъяснению алгоритма
проектной деятельности, её содержания и способов
овладения.
Предъявление проектных умений для самооценки
позволяет учащимся осмыслить приобретаемые
на других уроках и через другие формы
учебно-познавательной деятельности навыки и
соединять их в способ организации учебной
работы. Но такая диагностика может быть
использована в том случае, если учащиеся уже
выполняли проекты и знакомы с алгоритмом
осуществления данного вида деятельности. Анкета,
составленная мной на основе представленного
ранее теоретического материала, была
апробирована при реализации проекта программы
Intel «Эликсир жизни» по теме «Кровь»
(http://som.fsio.ru/item.asp?id=10018640 – описание реализации
проекта, http://som.fsio.ru/item.asp?id=10018641 – методическая
презентация)
Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:
3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею
Ф.И. ученика, класс___________________________________________________________________
Проектные умения |
Начало проекта |
Окончание проекта |
1. Формулировать проблему | ||
2. Ставить цель | ||
3. Ставить задачи | ||
4. Выбирать методы и способы решения задач | ||
5. Планировать работу | ||
6. Организовать работу группы | ||
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др. | ||
8. Выбирать вид конечного продукта проекта | ||
9. Выбирать форму презентации конечного продукта | ||
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект | ||
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны | ||
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта |
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволил:
– спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта (временного ресурса на индивидуальную работу со всеми проектными группами не хватает) ;
– подобрать вопросы рефлексии;
– организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.
Так, исходя из анализа проведённой диагностики (низкую оценку получили рефлексивные умения), учащимся для рефлексии были предложены следующие вопросы:
- Что помогло успешно выполнить проект?
- Что из запланированного не удалось сделать (слабые стороны)? Почему?
- Что дало выполнение проекта?
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволил:
– сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
– целенаправленно отpaбатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
– при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.
Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений использую и предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, выполненных учащимися. В качестве экспертов помимо учителя выступают одноклассники и даже сам проектант. Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно.
Обычная пятибальная оценка при этом не подходит, более приемлема рейтинговая. При такой оценке перед защитой проекта на каждого ученика выдаётся индивидуальная карта, которая заполняется в ходе самой защиты педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, которая затем «конвертируется» в 5-ти бальную отметку. Оценка проектных умений, на мой взгляд, может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учителем и внешними экспертами (в том числе одноклассниками), самооценки.
Пpaктика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отpaбатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе. Методической работой такого творческого объединения учителей проектного обучения может стать:
– выявление уровня сформированности общеучебных и проектных умений поэлементно;
– выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года;
– определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году;
– планирование и проведение межпредметных, интегрированных проектов с использованием временного ресурса нескольких предметов;
– выработка единых подходов и требований к организации проектной деятельности (в том числе дидактических материалов).
Литература
- Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47
- Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
- Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
Приложение
Комментарии:
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
27 03 2024 23:23:47
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
26 03 2024 11:23:23
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...
25 03 2024 21:38:47
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
24 03 2024 13:16:38
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
23 03 2024 0:44:29
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
22 03 2024 10:22:38
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
21 03 2024 16:44:54
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
20 03 2024 6:55:56
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
19 03 2024 12:41:41
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
18 03 2024 22:46:45
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...
17 03 2024 9:41:15
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
16 03 2024 13:23:42
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
15 03 2024 23:56:34
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
14 03 2024 20:48:12
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
13 03 2024 0:21:42
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...
12 03 2024 11:28:12
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
11 03 2024 6:10:40
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
10 03 2024 13:21:14
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
09 03 2024 21:47:12
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
08 03 2024 10:40:31
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...
07 03 2024 15:12:40
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
06 03 2024 22:37:52
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
05 03 2024 2:36:31
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
04 03 2024 0:35:45
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...
03 03 2024 3:37:50
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
02 03 2024 10:51:13
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
01 03 2024 9:41:11
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
29 02 2024 17:56:51
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...
28 02 2024 4:20:43
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...
27 02 2024 17:55:56
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...
26 02 2024 19:37:11
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...
25 02 2024 13:43:52
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
24 02 2024 16:26:46
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
23 02 2024 9:42:31
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
22 02 2024 11:24:25
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
21 02 2024 12:18:40
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
20 02 2024 8:27:16
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
19 02 2024 19:38:38
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...
18 02 2024 19:42:14
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
17 02 2024 0:33:54
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
16 02 2024 1:56:29
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
15 02 2024 19:44:23
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
14 02 2024 8:15:49
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
13 02 2024 21:24:59
Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....
12 02 2024 4:44:11
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
11 02 2024 1:21:24
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
10 02 2024 20:42:37
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
09 02 2024 4:55:46
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
08 02 2024 8:43:15
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...
07 02 2024 15:48:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::