Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о побеге, его строении, функциях, активизировать познавательный интерес учащихся к ботанике и её изучению.
Задачи:
- показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом;
- формировать у учащихся чувство ответственности за свои действия;
- умение принимать решения сообща, способность выражать свои мысли чётко и кратко, способность выслушать и оценить мнение других;
- формировать умение кооперативной деятельности, умение само и взаимооценки;
- развивать мотивацию коллективных и индивидуальных достижений через использование игровой технологии.
Оборудование:
- гербарий (жилкование листьев);
- натуральные объекты побегов и корнеплодов;
- лабораторное оборудование;
- конверты с вопросами;
- демонстрационный материал: карточки, маршрутные листы, задания для станций, этикетки - (жюри);
- литература по данной теме (учебники, пособия, справочники).
План урока:
- Организационный момент.
- Приветствие комaнд.
- Участие комaнд в путешествии по станциям с маршрутными листами.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание: подготовиться к индивидуальной работе письменного хаpaктера в форме окружного мониторинга по данной теме.
Ход урока
Вступление учителя: Сегодня мы проведём урок в форме путешествия, где попытаемся повторить, обобщить и систематизировать ваши знания, которые были получены во время изучения темы "Побег". В нашем путешествии принимают участие три комaнды класса. Комaнда, лучше других показавшая свои знания, станет победителем. Обратите внимание на перечень прохождения станций в маршрутных листах каждой комaнды. На каждой станции своё жюри, которое оценивает работу комaнд. В завершении путешествия комaнды должны сдать свои маршрутные листы на "Итоговую" станцию, где будет подсчитаны баллы. Итак, начинаем наше путешествие.
Предлагается материал каждой станции используемый для работы с учащимися -комaнд.
Станция " Театральная "I. Приветствие комaнд.
Максимальное количество 5 баллов, учитывая наличие:
- эмблема;
- тематика урока;
- оформление у комaнды;
- участие всей комaнды или частично;
- чёткость, красочность, оригинальность выступления.
№ 1 комaнда - "Листки" капитан Цехоня Татьяна;
№ 2 комaнда - "Почки" капитан Мешкова Елена;
№ 3 комaнда - "Стебельки" капитан Смирнова Евгения.
II. Показать, пантомиму изображающую один из жизненных процессов растений:
- испарение воды растениями,
- фотосинтез
- листопад
Максимальное кол-во - 5 баллов:
3 балла за оформление процесса;
4 балла за участие количество комaнды;
5 баллов за точность, чёткость, оригинальность показа процесса.
Станция "Познавательная"Комaнды вытягивают из конверта 3 вопроса, за каждый правильный ответ 2 балла. Максимальное количество в этом конкурсе 6 баллов.
Вопросы:
- Лист, какого растения изображён на национальном флаге Канады? (Клён)
- У какого растения отмечен самый быстрый рост? (Бамбук)
- Листья, какого растения питаются насекомыми? (Росянка, Мухоловка)
- Что такое почка? (Зачаток побега)
- Что такое побег? (Это стебель с расположенными на нём почками и листьями)
- Что такое устьице? (Это замыкающие клетки и устьичная щель в кожице листа)
- Значение испарения в жизни растений? (Без солнечного света в растении, не может образоваться сахар, но освещённые солнцем листья, при этом сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются, и растение не нагревается. Испарение способствует передвижению воды в растении. С током воды передвигаются и минеральные вещества.)
- Значение листопада в жизни растений? (Листопад - это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли бы от недостатка влаги. В клетках листьев накапливаются ненужные растениям, а иногда и вредные для них вещества. Вместе с опадающими листьями, из растений удаляются и эти вещества.)
- Значение устьиц в жизни растений? (Через устьица листа проникает воздух и выходит в атмосферу пары воды, кислород и углекислый газ. У большинства растений устьица находятся в кожице нижней стороны листовой пластинки. Но у некоторых (капусты) они расположены и в кожице верхней стороны.)
- Перечислите типы листорасположения? (Очерёдное, супротивное, мутовчатое)
- Перечислите части листа? (Листовая пластика, черешок или без него)
- Перечислите виды почек? (Верхушечные, пазушные, вегетативные, генеративные)
Комaнда вытягивает конверт, в котором даны цифры, под этими номерами, комaнде необходимо будет определить жилкование листьев у данных растений (гербариев):
- подорожник
- пшеница
- дуб
- ландыш
- рябина
- овёс
За данный конкурс максимальное количество - 4 балла, за каждое угаданное растение с объяснением - 2 балла.
№ 1 и № 4 Подорожник и ландыш - дуговое жилкование, так как жилки расположены в виде дуг.
№ 2 и № 6 Пшеница и овёс - параллельное жилкование, так как жилки расположены параллельно друг другу.
№ 3 и № 5 Дуб и рябина - сетчатое жилкование, так как жилки расположены в виде ветвящейся сети.
Станция "Лабораторная"Комaнде необходимо из предложенных натуральных объектов отобрать:
№ 1 Клубень картофеля и доказать, что это видоизменённый подземный побег.
№ 2 Луковица лука и доказать, что это видоизменённый подземный побег.
№ 3 Корневище ландыша и доказать, что это видоизменённый подземный побег,
(или спил ветки, как определить возраст дерева?).
Станция "Угадай-ка"Комaндам необходимо отгадать предложенные загадки, вытянув 3 номера, жюри предлагает под данными номерами текст загадок. За каждую правильно отгаданную загадку комaнда получает 2 балла, максимум 6 баллов, т.к. комaндам предлагается три загадки.
На ветках - плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (Почки)Сидит - зеленет, летит - желтеет.
Упадёт почернеет. (Лист)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)Её мы варим, жарим, тушим
И с удовольствием едим.
Она успешно людям служит,
Её в обиду не дадим. (Картофель)В поле большом,
Под зелёным кустом.
Лежат в земле яички,
Снесли их не птички. (Картофель)И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом:.. (Картошка)В медицине он известен,
В медицине - знаменит!
Лечит много он болезней,
Лечит он радикулит. (Лук)
Станция "Сравнительная"Прежде чем мы его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а :. (Лук)
Комaндам нужно вытянуть вопрос и постараться ответить на него, сравнивая:
№ 1 - вегетативную и генеративную почки;
№ 2 - процессы дыхания и фотосинтеза;
№ 3 - типы листорасположения на стeбле.
Максимальное количество - 5 баллов.
Станция "Опытная"Используя лабораторное оборудование, необходимо поставить опыты по:
- дыханию листа;
- испарению воды листьями;
- передвижению по стeблю воды и минеральных веществ.
Максимальное количество - 3 балла:
правильный выбор оборудования - 1 балл;
правильность и четкость выполнения постановки опыта - 2 балла;
пояснения по проведению опыта - 3 балла.
Станция "Занимательная"
Комaнды выбирают конверт с заданиями и выполняют их:
1) Переставьте буквы так, чтобы получилось название видоизменённого побега:
а) РНЕКОЩЕВИ - (корневище)
б) ЦАВИЛУКО - (луковица)
в) НЛЕБЬКУ - ( клубень)
2) Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающие внутреннее строение стeбля:
а) Д - - В - С - Н - (древесина);
Ч - Ч - - - Ч - И (чечевички).
б) - - Р - Ц - В - Н - (сердцевина);
К - Р - (кора).
в) П - - Б - А (пробка);
К - Ж - Ц - (кожица).
Максимальное количество - 6 баллов, за каждое определившее слово - 2 балла.
Станция "Итоговая"Вот и подошло наше путешествие к концу, давайте подведём итоги ваших знаний и умений, которые вы показали коллективно - комaндой.
Доска раскрывается, где записано, что та комaнда которая пройдя по маршруту набрала от:
37 - 30 баллов - "5" (отлично)
29 - 25 баллов - "4" (хорошо)
24 - 20 баллов - "3" (удовлетворительно).
Выставление оценок за урок. Благодарю всех.
Запись в дневниках - домашнее задание.
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
18 05 2022 10:41:40
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
17 05 2022 2:20:30
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
16 05 2022 22:55:39
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
15 05 2022 22:16:25
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
14 05 2022 19:32:56
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
13 05 2022 17:17:31
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
12 05 2022 0:54:41
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
11 05 2022 1:57:53
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
10 05 2022 5:14:28
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
09 05 2022 16:27:31
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
08 05 2022 0:13:26
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
07 05 2022 15:33:37
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
06 05 2022 1:27:37
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
05 05 2022 5:16:28
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
04 05 2022 12:37:20
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
03 05 2022 10:31:14
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
02 05 2022 18:34:59
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
01 05 2022 22:49:39
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
30 04 2022 5:34:35
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
29 04 2022 23:42:24
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
28 04 2022 11:17:38
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
27 04 2022 22:14:33
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
26 04 2022 15:28:56
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
25 04 2022 21:57:13
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
24 04 2022 16:44:55
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
23 04 2022 23:49:46
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
22 04 2022 22:13:15
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
21 04 2022 3:33:22
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
20 04 2022 10:12:21
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
19 04 2022 3:26:36
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
18 04 2022 0:52:53
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
17 04 2022 17:49:47
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
16 04 2022 7:24:49
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
15 04 2022 23:59:13
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
14 04 2022 12:13:33
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
13 04 2022 2:18:38
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
12 04 2022 6:51:12
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
11 04 2022 7:14:35
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
09 04 2022 17:53:45
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
08 04 2022 11:26:46
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
07 04 2022 8:24:31
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
06 04 2022 5:28:43
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
05 04 2022 21:49:30
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
04 04 2022 3:55:45
Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....
03 04 2022 19:18:30
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
02 04 2022 21:21:57
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
01 04 2022 13:25:43
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
31 03 2022 23:52:45
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
30 03 2022 1:37:52
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::