Урок-путешествие "Побег". 6-й класс
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о побеге, его строении, функциях, активизировать познавательный интерес учащихся к ботанике и её изучению.
Задачи:
- показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом;
- формировать у учащихся чувство ответственности за свои действия;
- умение принимать решения сообща, способность выражать свои мысли чётко и кратко, способность выслушать и оценить мнение других;
- формировать умение кооперативной деятельности, умение само и взаимооценки;
- развивать мотивацию коллективных и индивидуальных достижений через использование игровой технологии.
Оборудование:
- гербарий (жилкование листьев) ;
- натуральные объекты побегов и корнеплодов;
- лабораторное оборудование;
- конверты с вопросами;
- демонстрационный материал: карточки, маршрутные листы, задания для станций, этикетки - (жюри) ;
- литература по данной теме (учебники, пособия, справочники).
План урока:
- Организационный момент.
- Приветствие комaнд.
- Участие комaнд в путешествии по станциям с маршрутными листами.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание: подготовиться к индивидуальной работе письменного хаpaктера в форме окружного мониторинга по данной теме.
Ход урока
Вступление учителя: Сегодня мы проведём урок в форме путешествия, где попытаемся повторить, обобщить и систематизировать ваши знания, которые были получены во время изучения темы \"Побег\". В нашем путешествии принимают участие три комaнды класса. Комaнда, лучше других показавшая свои знания, станет победителем. Обратите внимание на перечень прохождения станций в маршрутных листах каждой комaнды. На каждой станции своё жюри, которое оценивает работу комaнд. В завершении путешествия комaнды должны сдать свои маршрутные листы на \"Итоговую\" станцию, где будет подсчитаны баллы. Итак, начинаем наше путешествие.
Предлагается материал каждой станции используемый для работы с учащимися -комaнд.
Станция \" Театральная \"I. Приветствие комaнд.
Максимальное количество 5 баллов, учитывая наличие:
- эмблема;
- тематика урока;
- оформление у комaнды;
- участие всей комaнды или частично;
- чёткость, красочность, оригинальность выступления.
№ 1 комaнда - \"Листки\" капитан Цехоня Татьяна;
№ 2 комaнда - \"Почки\" капитан Мешкова Елена;
№ 3 комaнда - \"Стебельки\" капитан Смирнова Евгения.
II. Показать, пантомиму изображающую один из жизненных процессов растений:
- испарение воды растениями,
- фотосинтез
- листопад
Максимальное кол-во - 5 баллов:
3 балла за оформление процесса;
4 балла за участие количество комaнды;
5 баллов за точность, чёткость, оригинальность показа процесса.
Станция \"Познавательная\"Комaнды вытягивают из конверта 3 вопроса, за каждый правильный ответ 2 балла. Максимальное количество в этом конкурсе 6 баллов.
Вопросы:
- Лист, какого растения изображён на национальном флаге Канады? (Клён)
- У какого растения отмечен самый быстрый рост? (Бамбук)
- Листья, какого растения питаются насекомыми? (Росянка, Мухоловка)
- Что такое почка? (Зачаток побега)
- Что такое побег? (Это стебель с расположенными на нём почками и листьями)
- Что такое устьице? (Это замыкающие клетки и устьичная щель в кожице листа)
- Значение испарения в жизни растений? (Без солнечного света в растении, не может образоваться сахар, но освещённые солнцем листья, при этом сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются, и растение не нагревается. Испарение способствует передвижению воды в растении. С током воды передвигаются и минеральные вещества.)
- Значение листопада в жизни растений? (Листопад - это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли бы от недостатка влаги. В клетках листьев накапливаются ненужные растениям, а иногда и вредные для них вещества. Вместе с опадающими листьями, из растений удаляются и эти вещества.)
- Значение устьиц в жизни растений? (Через устьица листа проникает воздух и выходит в атмосферу пары воды, кислород и углекислый газ. У большинства растений устьица находятся в кожице нижней стороны листовой пластинки. Но у некоторых (капусты) они расположены и в кожице верхней стороны.)
- Перечислите типы листорасположения? (Очерёдное, супротивное, мутовчатое)
- Перечислите части листа? (Листовая пластика, черешок или без него)
- Перечислите виды почек? (Верхушечные, пазушные, вегетативные, генеративные)
Комaнда вытягивает конверт, в котором даны цифры, под этими номерами, комaнде необходимо будет определить жилкование листьев у данных растений (гербариев):
- подорожник
- пшеница
- дуб
- ландыш
- рябина
- овёс
За данный конкурс максимальное количество - 4 балла, за каждое угаданное растение с объяснением - 2 балла.
№ 1 и № 4 Подорожник и ландыш - дуговое жилкование, так как жилки расположены в виде дуг.
№ 2 и № 6 Пшеница и овёс - параллельное жилкование, так как жилки расположены параллельно друг другу.
№ 3 и № 5 Дуб и рябина - сетчатое жилкование, так как жилки расположены в виде ветвящейся сети.
Станция \"Лабораторная\"Комaнде необходимо из предложенных натуральных объектов отобрать:
№ 1 Клубень картофеля и доказать, что это видоизменённый подземный побег.
№ 2 Луковица лука и доказать, что это видоизменённый подземный побег.
№ 3 Корневище ландыша и доказать, что это видоизменённый подземный побег,
(или спил ветки, как определить возраст дерева?).
Станция \"Угадай-ка\"Комaндам необходимо отгадать предложенные загадки, вытянув 3 номера, жюри предлагает под данными номерами текст загадок. За каждую правильно отгаданную загадку комaнда получает 2 балла, максимум 6 баллов, т.к. комaндам предлагается три загадки.
На ветках - плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (Почки)Сидит - зеленет, летит - желтеет.
Упадёт почернеет. (Лист)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)Её мы варим, жарим, тушим
И с удовольствием едим.
Она успешно людям служит,
Её в обиду не дадим. (Картофель)В поле большом,
Под зелёным кустом.
Лежат в земле яички,
Снесли их не птички. (Картофель)И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом:.. (Картошка)В медицине он известен,
В медицине - знаменит!
Лечит много он болезней,
Лечит он радикулит. (Лук)
Станция \"Сравнительная\"Прежде чем мы его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а :. (Лук)
Комaндам нужно вытянуть вопрос и постараться ответить на него, сравнивая:
№ 1 - вегетативную и генеративную почки;
№ 2 - процессы дыхания и фотосинтеза;
№ 3 - типы листорасположения на стeбле.
Максимальное количество - 5 баллов.
Станция \"Опытная\"Используя лабораторное оборудование, необходимо поставить опыты по:
- дыханию листа;
- испарению воды листьями;
- передвижению по стeблю воды и минеральных веществ.
Максимальное количество - 3 балла:
правильный выбор оборудования - 1 балл;
правильность и четкость выполнения постановки опыта - 2 балла;
пояснения по проведению опыта - 3 балла.
Станция \"Занимательная\"
Комaнды выбирают конверт с заданиями и выполняют их:
1) Переставьте буквы так, чтобы получилось название видоизменённого побега:
а) РНЕКОЩЕВИ - (корневище)
б) ЦАВИЛУКО - (луковица)
в) НЛЕБЬКУ - ( клубень)
2) Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающие внутреннее строение стeбля:
а) Д - - В - С - Н - (древесина) ;
Ч - Ч - - - Ч - И (чечевички).
б) - - Р - Ц - В - Н - (сердцевина) ;
К - Р - (кора).
в) П - - Б - А (пробка) ;
К - Ж - Ц - (кожица).
Максимальное количество - 6 баллов, за каждое определившее слово - 2 балла.
Вот и подошло наше путешествие к концу, давайте подведём итоги ваших знаний и умений, которые вы показали коллективно - комaндой.
Доска раскрывается, где записано, что та комaнда которая пройдя по маршруту набрала от:
37 - 30 баллов - \"5\" (отлично)
29 - 25 баллов - \"4\" (хорошо)
24 - 20 баллов - \"3\" (удовлетворительно).
Выставление оценок за урок. Благодарю всех.
Запись в дневниках - домашнее задание.
Комментарии:
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
17 07 2025 16:24:38
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
16 07 2025 7:59:20
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
15 07 2025 23:27:35
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
14 07 2025 22:26:54
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
13 07 2025 2:12:31
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
12 07 2025 21:25:32
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
11 07 2025 18:10:40
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
10 07 2025 4:29:55
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
09 07 2025 5:43:51
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
08 07 2025 14:27:48
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры.
Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
...
07 07 2025 19:37:51
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
06 07 2025 20:35:52
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
05 07 2025 19:15:10
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
04 07 2025 11:51:13
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
03 07 2025 18:54:45
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
02 07 2025 6:56:33
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
01 07 2025 11:48:27
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
30 06 2025 6:29:43
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
29 06 2025 8:34:52
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
28 06 2025 23:25:50
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
27 06 2025 13:58:37
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
26 06 2025 5:41:45
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
25 06 2025 14:24:35
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
24 06 2025 5:26:53
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
23 06 2025 18:16:49
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
22 06 2025 16:37:33
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
21 06 2025 12:33:48
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
20 06 2025 7:56:44
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
19 06 2025 7:55:38
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
18 06 2025 20:15:30
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
17 06 2025 3:41:20
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
16 06 2025 4:53:44
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
15 06 2025 1:35:26
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
14 06 2025 16:52:58
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
13 06 2025 20:38:34
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
12 06 2025 20:12:50
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
11 06 2025 9:42:43
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
10 06 2025 12:53:30
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
09 06 2025 19:30:59
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
08 06 2025 23:38:39
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
07 06 2025 0:18:19
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
06 06 2025 15:44:20
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
05 06 2025 20:19:17
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
04 06 2025 12:10:38
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
03 06 2025 7:44:38
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
02 06 2025 10:33:57
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
01 06 2025 11:28:24
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
31 05 2025 15:26:41

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
30 05 2025 16:31:33
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
29 05 2025 1:40:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::