Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний


    Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

Одной из актуальных проблем человека, является в настоящее время профилактика и лечение вирусных и простудных болезней. Особое значение приобретает вопрос - укрепление иммунитета. Обучение в школе требует от обучающихся высокой умственной и физической работоспособности и хорошего здоровья. Учитывая особенности “сибирского климата” - очень холодную зиму, каждому из нас, приходилось заниматься профилактикой своего здоровья. С наступлением холодов обычно начинается эпидемия разных заболеваний, основными виновниками которых, являются вирусы и другие болезнетворные микробы. И это не случайно; как выяснилось, при охлаждении организма кровеносные сосуды, в том числе и верхних дыхательных путей, сужаются, питание тканей и клеток нарушается, и они пpaктически перестают сопротивляться болезнетворному действию различных бактерий. Чтобы этого не случилось, нужно повысить защитные силы организма с коварными невидимками. Это легко выполнить, если соблюдать определенные рекомендации. Нам известно, что на конец января медики часто прогнозируют начало эпидемии гриппа. Как уберечься каждому из нас от этих неприятностей? Чем лечиться, если болезнь таки поразила организм? Об этом мы хотим поделиться в своей работе. Зимой не надо прекращать заботы о своем здоровье. Хотя не стоит, и бросаться в крайности: глотать горстями фармацевтические химические препараты. А вот естественными средствами пренебрегать не следует. Мы узнали, что к эффективным лечебно-профилактическим средствам относятся продукты пчеловодства.

Чем меня привлекла эта тема? В ноябре я заболела ОРЗ с последующим переходом в грипп. Из многочисленного числа таблеток и сиропов, которые давала мне мама, я заметила, что в составе разных отваров, смесей, мазей

входил ни чем не привлекающий на первый взгляд - обыкновенный мед.

Я люблю изучать природу родного края. В том году я решила изучить лечебные свойства меда и другие продукты пчеловодства, как наиболее распространенное народное средство для лечения различных вирусных болезней.

Цель данной работы: изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных заболеваний.

Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать материал о продуктах пчеловодства.

2. Показать значение меда в профилактике вирусных болезней.

3. Провести сравнительное исследование и комплексный анализ меда.

4. Показать разнообразие меда по видовому составу.

5. Познакомить с народными рецептами.

6. Провести анкетирование одноклассников.

7. Сделать выводы о качестве меда, дать некоторые пpaктические рекомендации.

При выполнения работы были использованы следующие методы:

  • Визуальных наблюдений.
  • Экспериментальный.
  • Анкетирование.

I. Апитерапия

1.1. Что такое апитерапия, продукты пчеловодства

Апитерапия - это новое направление медицины, основанное на применении выpaбатываемых пчелами целебных продуктов для оздоровления организма человека. Использование естественных генетических программ, заложенных в этих продуктах, позволяет эффективно восстанавливать не только отдельные органы, но и целые системы организма.

Человек использует продукты пчеловодства с древнейших времен. В наши дни интерес к ним во многих случаях значительно вырос благодаря народнохозяйственной значимости получаемых от пчел продуктов и исключительному воздействию их на организм человека.

Мед имеет мощные иммуностимулирующие и антибактерицидные свойства. Поэтому его нужно употрeбллять ежедневно. Но не следует бросать мед в горячий чай, так как под действием высокой температуры инактивируется его ферментный и витаминный состав. Поэтому, если вы хотите подсластить или обогатить напиток медом, подождите, пока он остынет до 40° С. Широкое применение получили продукты переработки меда. Велика роль пчел как производителей специфических продуктов – меда, воска, пыльцы, маточного молочка, прополиса и пчелиного яда. Каждый из них имеет сложный состав веществ, оказывающих специфическое химическое действие. Это позволяет использовать их в диетической пpaктике лечебно-профилактического назначения, особенно для болеющих с иммунологической недостаточностью.

1.2. Польза пчелы

По своей медико-биологической сути пчелу можно представить в виде одноразового шприца, наполненного уникальным лекарством, не имеющем аналогов по своему лечебному потенциалу. В старину пчелу называли Божьей тварью, Божьей угодницей, наделяли святостью. Считалось, что пчела жалит только грешника.

С укусом пчелы в организм попадает маленькая доза довольно сложного по химическому составу (50 различных веществ) пчелиного яда. В него входят минеральные вещества (фосфор, кальций, магний, медь), кислоты (соляная, муравьиная, фосфорная), жиры и стерины, белки и аминокислоты, углеводы (глюкоза, фруктоза), а также ацетилхолин и гистамин.

Как лечат

Многие опытные доктора в своей пpaктике используют нативный, т.е. \"живой\" пчелиный яд, проводя предварительно биологическую пробу на общую переносимость токсина организмом. Продолжительность лечебного курса составляет 2-3 недели. На протяжении этого времени проводятся ужаления пчел в биологически активные зоны тела в очаге поражения.

Что лечат

Лечат болезни следующих направлений: неврология, ревматология, дерматология, эндокринология, хирургия, глазные болезни, урология, гинекология, кардиология, отоларингология. Но самым популярными направлениями являются: инфекционные и простудные болезни.

II. Пpaктическое использование меда

2.1. Свойства меда

Полезные свойства мёда сложно переоценить, а его употрeбление:

- cтимулирует пищеварительную систему и обмен веществ;

- улучшает состав крови;

- повышает иммунитет;

- улучшает образование гормонов;

- укрепляет стенки сосудов и сердечную мышцу;

- стимулирует работу мозга;

- улучшает сон.

Достоинство меда как лечебно-профилактического средства заключается в том, что он:

  • легкодоступен, относительно дешев;
  • может быть назначен почти каждому пациенту, в любом возрасте;
  • как лечебное средство употрeбляется с удовольствием и детьми, и взрослыми;
  • не раздражает желудочно-кишечный тpaкт; Легко и быстро всасывается;
  • при излишнем накоплении в крови мед, легко удаляется через почки, не раздражая их. Мед пpaктически не вызывает осложнений при соблюдении дозы даже при длительном применении. Мед совместим почти со всеми пищевыми продуктами и лечебными препаратами;
  • применяя мед, пациент испытывает удовлетворение от употрeбления природного лечебного п.родукта, проверенного веками, что является очень существенным психологическим фактором.

2.2. Продукты меда

Апитерапию называют поистине уникальным методом лечения. Специалисты в данной области применяют такие продукты как: мед, прополис, пыльца, маточное молочко, забрус, пчелиный яд, настойки на меде.

Прополис. Прополис - продукт пчеловодства, рекомендуемый при заболеваниях органов дыхания. Пчелиный клей, смесь смолистых выделений, собранных медоносными пчелами с почек частей растений, обогащенная секретом мaндибулярных желез; клейкое смолистое ароматическое вещество темно-зеленого или светло-коричневого цвета. Служит пчелами строительным материалом, используется для полировки ячеек сотов, стенок улья, заделывания в них щелей, уменьшения просвета летка и дезинфицирующим средством.

Пыльца цветочная. Совокупность пыльцевых зерен, образующихся в пыльниках семейных растений. Собранная пыльца формируется ими в бобовидные комочки – обножки, которые они укладывают в корзиночки задних ножек и несут в улей. Пыльца особенно полифлерная, взятая с различных растений источник белкового корма для пчел. Заготавливают её на пасеках путем отбора обножки пыльцеуловителями. Пыльца содержит белки, аминокислоты, углеводы, минеральные вещества, витамины, гормоны, ферменты, флавоноиды, каротиноиды.

Перга – (“хлебина” по-старославянски), это утрамбованная цветочная пыльца в пчелиные ячейки сот, которая прошла молочнокислое брожение. Перга это белковый корм для пчел. Она содержит различные виды аминокислот, ферментов и жизненно важных витаминов, обладающие биологической ценностью для пчёл. В результате создаётся существенный резерв ценного белкового корма, крайне необходимого пчёлам в весенний период.

Пчелиный воск. Пчелиный воск – продукт восковых желёз пчёл. Выделяют воск только молодые пчелы. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Воск хорошо всасывается кожей и придает ей гладкий и нежный вид, поэтому он широко применяется в косметической медицине.

Пчелиный яд. Пчелиный яд - это прозрачная жидкость с резким запахом, несколько напоминающим запах меда, с горьким и жгучим вкусом. Несмотря на то, что пчеловодство является древнейшей отраслью, химический состав пчелиного яда изучен сравнительно недавно и пока не полностью. Как продукт пчеловодства пчелиный яд широко используется медициной при лечении радикулитов, ревматизма, мигрени, гипертонии, тромбофлебита, сосудов конечностей, периферической нервной системы, ряда других заболеваний.

Пчелиный яд сложно назвать лекарством в привычном понимании этого слова. Во-первых, это натуральное средство, в котором нет красителей, добавок и прочих химических компонентов. Во-вторых, он приносит только пользу, в отличие от любых препаратов, которые обладают массой побочных действий. Никакая \"химия\" не заменит природную лечебную силу. В-третьих, пчелиный яд действует на причину хронических заболеваний, а не на их проявления (симптомы), активируя физиологические процессы в организме. Именно за счет этого удается достичь полного излечения.

Пчелиный яд - это мощнейший иммуностимулятор. Если сделать ужаливание в поясничный участок, из надпочечников пойдет импульс, который мобилизует все силы на борьбу с врагом.

Пчелоужаливание. Основная задача при лечении пчелоужаливание возлагается на пептиды - соединения, состоящие из остатков одной или нескольких аминокислот. С целью профилактики гриппа и при первых его признаках можно принять несколько пчелоужалеваний. Пептид мелиттин

снимает воспаление и убивает различные болезнетворные бактерии. Адолапин обезболивает более эффективно, чем опий и аспирин, вместе во взятые. Апамин тонизирует нервную систему, а кардиопептид стабилизирует сердечнососудистую систему.

Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Чем же он отличается от воска? Прежде всего, своим составом. При запечатывании медовых сотов мед получается намного ароматнее. Это происходит потому, что, запечатывая соты пчелы, используют особое вещество, в которое входит секрет восковых и слюнных желез пчел, прополис и пыльца. И получается, что забрус намного превосходит обыкновенный воск - это целый букет из пчелопродуктов

Пчелиный подмор. Подмор, пчелы погибшие главным образом в период зимовки и осыпавшиеся на дно улья.

Разумеется, что качество и экологическая безопасность продуктов, используемых в лечебных целях, должны отвечать самым высоким требованиям.

2.4. Определение качества мёда

Для того чтобы узнать качества меда, мы провели комплексный анализ домашнего меда. Для анализа мы использовали химические реактивы в кабинете химии. Во время выполнения исследования, я соблюдала правила по технике безопасности с кислотами, щелочными реактивами.

Определение качества меда проводят комплексно, путем химического анализа, с помощью физико-химических методов, при помощи микроскопии, органолептически. (Приложение 1)

Вывод: Результаты исследований показали, что ни одна реакция не дала положительного результата. В данном меде нет тяжелых металлов. Мед – экологически чистый.

Летом я вместе с папой посетила пасеку. На пасеке я побеседовала с пасечниками. Они мне рассказали о жизни пчел. Я наблюдала за пчёлами, их работой в улике. Полученную информацию мы переработали, и на основе её составили анкету. Мы провели анкетирование “ Мед, свойства, и лечение”, одноклассников с целью узнать, как используют мед при простудных заболеваний. (Приложение 2)

Результаты анкетирования показали, что большинство моих одноклассников используют не в достаточной мере все продукты пчеловодства. Знают и используют малую часть меда. Анкетирование вызвало большой интерес ко всей продукции меда.

2.5. Разнообразие меда

Относительно выбора медов, предоставляйте предпочтение традиционным отечественным: гречневому, липовому, акациевому, из разнотравья. Что касается рапсового меда, который сегодня стал популярным у нас, то его можно отнести к “техническому” меду. Он проигрывает по содержанию витаминного, минерального и ферментного состава вышеперечисленным сортам. Но является вкусным, мелкозернистым, имеет энергетическую ценность, поэтому его можно использовать, как пищевой продукт.

Луговой мед. Луговое разнотравье

Если идти вдоль малых и больших рек, нельзя пройти мимо пастбищ, лугов и многочисленных пойм. Здесь в самый разгар лета на полянах и склонах цветет медоносное разнотравье – пестрые растения, герань, подорожник, шалфей, одуванчик, клубника, чертополох, зверобой, розовый василек, вереск, душица и огромное количество других растений. На опушках лесов обильно цветет кипрей узколистный, больше известный в народе, как иван-чай, на холмах можно встретить вишневые заросли. Завалы и гари изобилуют лесной малиной, цветы которой так любят пчелы. В мед, полученный из нектара таких цветов, попадают еще и эфирные масла, которые и помогают образованию этого неповторимого аромата. Цвет такого меда разнообразен, он может быть светло-желтым или темно-коричневым, к примеру, если в меде больше нектара, собранного с одуванчиков, то в нем, соответственно, будет преобладать желтый оттенок. Луговой мед обладает высокими лечебными и питательными свойствами, оказывает заживляющее и антибактериальное действие. При помощи такого меда можно успешно регулировать работу кишечника, печени, и просто укрепить свой организм для профилактики ОРЗ.

Мед в сотах. Медовые соты являются замечательным средством для излечения заболеваний дыхательной системы. Этой способностью его наделяет воск, который неизменно содержится в сотах, мед из которых полностью откачан. Если жевать такие соты ежедневно, то можно заметить его благотворное воздействие на слизистую оболочку дыхательного тpaкта. В народной медицине мед в сотах используется в качестве вспомогательного средства, которое также оказывает антиаллергическое действие. Аромат меда в сотах зависит от того, ароматические вещества, каких растений попали в пчелиный улей вместе с нектаром. Зрелый мед - самый ароматный, соотношение в нем глюкозы и сахарозы как раз определяет его физические качества, среди которых самое известное – способность кристаллизоваться – напрямую зависит от повышенного содержания глюкозы.

Майский мед

Мед, который собирается весной, во время цветения основных медоносов- земляники, черемухи, paкиты, ивы, яблони, сливы, груши, шалфея, смородины, вишни, называется майским медом. Он отличается тонким ароматом и вкусом, имеет золотисто-желтый цвет и считается самым ценным медом по своим питательным и полезным качествам. Сбор майского меда производится в июне, так как весной в ульях развиваются маленькие пчелки, для развития которых жизненно необходимы пыльца и мед. После того, как детки окрепнут – можно начинать откачку меда людьми. Целебные вещества, которые в большом количестве содержатся в майском меде, помогают в лечении многих заболеваний, особенно он ценен при излечении болезней печени, атеросклерозе. Рекомендуется принимать майский мед при таких заболеваниях, как ОРЗ, в качестве противовоспалительного и жаропонижающего средства. Майский мед является отличным средством при лечении головной боли и кашля. В любом случае, польза майского меда напрямую зависит от того, насколько благоприятна погода, и какое количество медоносов цветет в это время. Самый полезный мед получается при сборе нектара с разнотравья.

Липовый мед

Одним из самых ценных сортов меда по праву считают липовый мед. Он отличается светло-желтым или светло-янтарным прозрачным цветом, роскошным насыщенным ароматом и сильным вкусом. Запах такого меда можно сравнить разве только с одурманивающим ароматом цветущего липового леса. Липовый мед производится пчелами, добывающими нектар из цветов липы. Это дерево неспроста уважается всеми пчеловодами, которые называют ее царицей всех медоносных растений, благодаря ее исключительным медоносным качествам. Ценность липового меда заключена в его полезных свойствах и исключительного вкуса, из-за чего липовый мед применяется для лечения простудных заболеваний. Этот мед считается незаменимым продуктом при лечении насморка, ларингита, ангины, бронхита, трахеита, бронхиальной астмы. В том случае, когда человек замерз, промок и чувствует легкое недомогание, ему может помочь следующий рецепт (Приложение 3, рецепт № 1). Данный рецепт гарантирует вам просмотр сладких снов и отсутствие каких-либо симптомов простуды на следующее утро. Для того, чтобы проверить натуральность липового меда, его необходимо нагреть, так как перегретый мед обязательно выдаст себя при хранении. Натуральный мед имеет свойство кристаллизоваться в то время, как ненастоящий мед будет еще долго оставаться жидким.

Медовый массаж – это, прежде всего превосходное общеукрепляющее средство для лечения простуды, ангины, кашля, остеохондроза, радикулита, нарушение сна и головных болях. Такой массаж улучшает общее состояние организма, нормализует кровообращение в тканях. Однако при этом не следует забывать о том, что массаж с использованием меда можно производить не на всех участках тела, так медовый массаж не рекомендован на гpyди, под коленками, на шее, в этих зонах много лимфатических узлов.

Заключение

Анализ литературы, анкетирование, исследования, пpaктическое использование мёда и продуктов пчеловодства, позволили сделать вывод, что одним из самых эффективных средств не только лечения, но и предупреждения многих заболеваний является мёд и продукты пчеловодства. При умелом применении все они могут оказаться весьма полезными в лечении тех или иных заболеваний. Натуральный мед полезен и детям, и взрослым: в его состав входят органические кислоты, протеины, а главное — многие микроэлементы и витамины. В заключение отметим, что традиционная народная медицина накопила богатый опыт лечения простудных заболеваний и гриппа продуктами пчеловодства и лекарственными травами. Уверена, что 95% простудившихся прибегают к помощи мёда, малины, липового цвета, прогревания ног с применением горчицы, и простой русской баньке.

Результаты данной работы могут быть использованы при выборе меда, продуктов пчеловодства, а так же поможет при выборе профилактике вирусных болезней.

Мы предлагаем простые рекомендации, которые следует помнить и применять:

  • Ежедневно использовать мед - как профилактическое средство.
  • При выборе меда учитывать органолептические качества меда.
  • Использовать народные медицинские рецепты при ОРЗ и вирусных болезней.
  • Провести лекторскую работу среди населения о полезности апитерапии.

Если хочешь долго жить и сохранять молодость, обязательно ешь мёд. Авиценн

Список литературы

1. Васюк А.А. Любителю-пчеловоду / А.А.Васюк. - М.: Дал. .изд. Владивосток, 1987. – 105 с.

2. Ласунов Р.Ю. Свет жизни /Р.Ю.Ласунов. - Москва.: Лаборатория игрового моделирования, 1993. - 42- 55 с.

3. Коротков О.В. Что есть что. Пчёлы. Шмели. Осы / О.В. Коротков.: Москва, 2001. - 225 с.

4. Журнал Свирель. №9. 2000. - 12-25 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



Комментарии:

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

01 04 2025 15:30:40

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

31 03 2025 6:25:17

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

30 03 2025 19:17:59

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки) Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

29 03 2025 5:12:23

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

28 03 2025 8:46:13

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

27 03 2025 8:41:35

Урок-путешествие "Мир чувств"


    Урок-путешествие "Мир чувств"

      Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...

26 03 2025 20:24:59

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

25 03 2025 19:25:19

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

24 03 2025 2:55:22

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

23 03 2025 6:43:24

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

22 03 2025 4:31:52

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

21 03 2025 8:32:40

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

20 03 2025 14:13:29

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

19 03 2025 11:50:15

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

18 03 2025 15:47:17

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

17 03 2025 8:31:50

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

16 03 2025 4:23:23

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

15 03 2025 13:52:25

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

14 03 2025 17:42:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

13 03 2025 11:37:37

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

12 03 2025 23:18:16

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

11 03 2025 16:47:50

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

10 03 2025 9:15:13

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

09 03 2025 6:15:52

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

08 03 2025 3:20:31

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

07 03 2025 18:29:24

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

06 03 2025 19:21:51

В гостях у Красной книги


    В гостях у Красной книги

      Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

05 03 2025 6:35:46

Многообразие органического мира. Классификация организмов


    Многообразие органического мира. Классификация организмов

      Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....

04 03 2025 17:53:53

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

03 03 2025 11:17:15

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

02 03 2025 13:25:11

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"


    Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

      Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

01 03 2025 19:37:46

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

28 02 2025 6:27:52

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

27 02 2025 1:24:13

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

26 02 2025 5:22:12

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

25 02 2025 3:55:50

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

24 02 2025 21:43:29

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

23 02 2025 10:44:19

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

22 02 2025 10:19:16

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

21 02 2025 9:55:28

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

20 02 2025 6:52:59

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

19 02 2025 9:51:38

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

18 02 2025 15:14:49

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

17 02 2025 15:41:11

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

16 02 2025 4:53:23

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

15 02 2025 2:45:14

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

14 02 2025 19:48:41

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....

13 02 2025 15:43:26

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

12 02 2025 13:10:12

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

11 02 2025 16:51:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::