Гуманизм и образование
Сегодня педагогическое сообщество отмечает, что доля учащихся с высокой степенью успеваемости от класса к классу сокращается, а доля учащихся с низкой успеваемостью, к сожалению, возрастает.
Где искать выход из сложившейся ситуации?
Современное образование обеспечивает понимание мира, себя, понимание и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Обучение в школе в большей степени воспринимается, как обязанность запоминать большой поток информации по всем предметам, что часто не имеет никакого отношения к реальной жизни. Поэтому, пока содержание обучения будет отчуждено от учащегося, от его мироощущения, его проблем и потребностей, пока ему не будет дано право творить собственное знание, система образования едва сможет решить и выполнить основные задачи, представленные всемирной организацией ЮНЕСКО, а именно:
- научиться жить вместе;
- научиться работать;
- научиться получать и переpaбатывать информацию;
- научиться жить счастливо.
Выходом в решении этих задач, на мой взгляд, является гуманитаризация образования, которое позволит выявить, проявить и усилить все компоненты образования, относящиеся к человеку, его духовной культуре, позволит реализовать себя и адаптироваться в современном обществе. Гуманитаризация образования тесно связано с его гуманизацией. Все мы прекрасно понимаем, что понятие гуманизма включает сферу отношений между людьми и оценку человека, как личности, способную развиваться и проявлять свои способности.
Ядром гуманитаризации образования является включение в содержание образования, любого учебного предмета и его преподавание, человеческого компонента для изучения, осмысления и понимания сущности изучаемого.
Традиционно под содержанием образования понимают научные знания и соответствующие им способы действий из определённой области, обозначенной названием учебного предмета. Для того чтобы содержание образования было гуманитарным, а, следовательно, и личностно-значимым для обучающегося, необходимо, чтобы ученик, а вместе с ним и учитель, стали рассматривать любое изучаемое понятие, способ действия как ответ, как решение проблемы, которые могли бы удовлетворить потребности человека быть нужным на пpaктике в жизни.
Но следует отметить, что в современном обществе возникают противоречия образования. Во-первых, Чем глубже и абстpaктнее знания, тем они дальше от действительности, а когда нет осмысления, то нет и интереса. Во-вторых, постоянно идёт процесс нарастания информации. Удвоение знаний происходит каждые десять лет, в биологии каждые пять лет, в генетике каждые два года. В результате, для осмысления новой информации возникает необходимость увеличения часов, что приводит к переутомлению, возникают проблемы со здоровьем. По данным психологов около 40% детей не усваивают современного объёма информации. Резервы общества логично искать в личностных резервах человека. Гуманизация становится пpaктически необходимой в любом цивилизованном мире, в развитии образования.
Главная цель гуманитарного образования - формировать свободного человека, осознанно принимающего решения и выбирающего формы поведения, думающего о последствиях и готового нести за них ответственность, его основное направление - развивающее обучение.
Задача гуманитарного образования – научить пониманию, то есть соотнесению потока бытия, информации, включая и собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Создать условия для саморазвития личности, которая способна ориентироваться в современном мире. Личность, которая сможет адекватно меняться, способна принимать решение, непрерывно повышать квалификацию, переориентироваться.
Можно ли реализовать задачи гуманитаризации образования в биологии?
На мой взгляд, возможно – путём обновления содержания учебного материала через валеологизацию знаний и использования современных приёмов изучения биологии. (Приложение 4).
Валеология – относительно новое направление в педагогических науках. Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит всё население страны, а учебно-воспитательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования мотивов полезного для учащегося и общества поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей.
Специфика валеологии как нового направления в науке заключается в том, что в значительной мере она вынуждена опираться на данные, полученные в рамках педиатрии, возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии, общественных наук. Отсюда следует, что главное направление валеологии – педагогическое, при котором необходим переход воспитания человека к парадигме: забота о здоровье – обязанность каждого, так как, во-первых, здоровье учащихся – важный фактор по успеваемости, во-вторых, квалификация и стиль деятельности педагога непосредственно сказывается на здоровье его учеников. Понятно, что выработка такого отношения – важное условие оздоровления общества. Одно из ключевых действий педагога – диагностика состояния здоровья и поведения учащегося в конкретной ситуации.
Как известно с 10-15 лет в организме ребёнка развиваются гормональные функции, то есть происходит становление юношей и дeвyшек. Этот период не просто переходный, а критический. Очень важно, чтобы дети в данный период были заняты осмысленно, чтобы они понимали, что у всех детей свои нормы и разные сроки созревания.
Как учитель биологии, считаю, своей главной задачей создание на уроках предметно-информационной среды, которая способна обеспечить индивидуальность саморазвития и образования учащихся.
Самореализация в подростковом возрасте связана с потребностью самопознания, осознания своей ценности и индивидуальности, поэтому важно проводить самонаблюдения, которые помогают определить функциональное состояние своего организма, уровень физического развития, умения сравнивать свои показатели с показателями по их пoлoвoзрастной группе, делать выводы.
Думаю, что наиболее благоприятными условиями для осуществления данной задачи являются уроки курса “Человек”. Так при изучении темы: “Дыхание” дети получают инструктивную карту и с её помощью определяют количество дыхательных движений, проводят функциональную пробу на задержку дыхания на вдохе и выдохе, определяют должные величины жизненной ёмкости лёгких с учётом возраста, пола и роста.
В теме: “Кровообращение” ученики определяют кардиореспираторный резерв и показатель реакции сердечно-сосудистой системы, дают ему оценку.
При изучении темы: “Опopно-двигательная система” ребята оценивают уровень физического развития по антропометрическим показателям, определяют осанку путём сравнения её с эталонами, делают заключение об уровне физического развития, то есть определяют, развитие происходит гармонично или дисгармонично. А в теме: “Обмен веществ и энергии” учащимся предлагается определить потрeбление индивидуального количества кислорода по показателям МПК, где МПК – максимальное потрeбление кислорода, и по полученным результатам сделать заключение о состоянии физической работоспособности.
Все данные, полученные учащимися на уроках, в процессе пpaктической деятельности, заносятся в индивидуальный дневник “Моё здоровье”, который отражает состояние их физического развития. (Приложение 1, Приложение 2
, Приложение 3).Осознание своих творческих способностей позволяют ребятам осуществлять исследовательскую работу, принимать участие в проектной деятельности по разнообразным проблемам, непосредственно связанных со здоровьем человека.
Анализ результатов уроков биологии путём обновления его содержания посредством валеологизации, использование личностно-ориентированного подхода при преподавании показал эффективность применения такой формы работы, которая позволяет учащимся лучше понимать и усваивать программный материал, объективно оценивать себя и свои возможности. Предоставляет возможность всем ученикам работать самостоятельно, развивать навыки поисковой работы, что положительно сказывается на результатах успеваемости, сохраняет устойчивый интерес к изучению предмета и способствует осуществлению развивающего образования.
Список литературы
- Р. И. Айзман. “Валеология – интеграция педагогики и медицины”.
- Н. П. Абаскалова “Актуальные проблемы валеологии”
- С. Н. Филиппова, Н. И. Назарова “Проблемы физического воспитания молодёжи”. (серия трудов “Экология человека”. Новосибирск- Москва, 1999 г. Том 5, часть 2)
- Л. К. Великанова “Возрастные особенности развития учащихся в подростковом периоде”. (НГПУ, кафедра анатомии и физиологии, 2001 г.)
Комментарии:
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...
27 11 2024 1:42:28
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
26 11 2024 2:14:39
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
25 11 2024 18:51:27
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
24 11 2024 20:10:13
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...
23 11 2024 10:39:24
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
22 11 2024 20:41:57
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
21 11 2024 22:40:54
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
20 11 2024 2:29:18
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...
19 11 2024 7:42:29
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
18 11 2024 1:45:44
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
17 11 2024 6:28:26
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
16 11 2024 5:53:56
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
15 11 2024 17:52:46
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
14 11 2024 2:27:47
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...
13 11 2024 11:39:12
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
12 11 2024 13:45:48
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
11 11 2024 3:34:31
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
10 11 2024 0:21:11
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
09 11 2024 12:16:56
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...
08 11 2024 21:13:15
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
07 11 2024 0:41:15
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...
06 11 2024 8:12:45
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
05 11 2024 6:32:43
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
04 11 2024 0:11:55
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
03 11 2024 6:26:42
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
02 11 2024 7:36:17
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
01 11 2024 11:51:42
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
31 10 2024 15:26:11
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
30 10 2024 0:44:25
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...
29 10 2024 7:47:59
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
28 10 2024 5:46:58
Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....
27 10 2024 0:20:41
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
26 10 2024 2:12:20
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
25 10 2024 0:35:35
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
24 10 2024 20:46:34
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...
23 10 2024 4:42:34
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
22 10 2024 4:32:33
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
21 10 2024 19:43:37
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
20 10 2024 20:26:31
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...
19 10 2024 5:27:33
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
18 10 2024 1:27:21
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
17 10 2024 1:29:23
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
16 10 2024 12:44:48
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
15 10 2024 12:37:12
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...
14 10 2024 23:29:49
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...
13 10 2024 4:28:37
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
12 10 2024 13:32:17
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
11 10 2024 12:47:45
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...
10 10 2024 21:53:32
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...
09 10 2024 22:34:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::