Экологическими тропами родного края

Экологическими тропами родного края
Новосибирская область расположена в центральной части материка Евразия, на юго-востоке Западно-Сибирской низменности - одной из величайших равнин мира. Площадь области 178 тысяч квадратных километров. Протяженность области с запада на восток около 600, а с севера на юг - около 400 километров. На протяжении этих 400 км сменяются целых три природных зоны: лесная, лесостепная и степная.
Новосибирская область расположена в центре Евразии, далеко от морей и океанов, поэтому климат здесь континентальный, с холодной продолжительной зимой и коротким жарким летом.
Область очень богата водой. По ее территории протекает около 430 рек, в том числе одна из крупнейших рек мира - Обь. Реки, образующие Обь, берут начало в ледниках Алтайских гор, впадает она в Северный Ледовитый океан. В 1956 году недалеко от Новосибирска Обь была перекрыта плотиной гидроэлектростанции, в результате чего образовалось искусственное водохранилище - \"Обское море\".
Из крупных рек области стоит отметить также Иню, живописную Бердь; неторопливые равнинные реки левобережья: Тару, Омь, Каргат, Карасук.
Нашу область иногда называют \"озерным краем\", действительно, здесь огромное количество озер, по разным подсчетам от 3 до 6 тысяч. Озера расположены преимущественно в Барабинской низменности, они обычно мелководные, с заросшими, заболоченными берегами. На юго-западе много соленых и горько-соленых озер. Частично солоноватым является и самое крупное озеро Западной Сибири – Чаны.
Около 30 процентов территории занято болотами. Большие массивы болот расположены на севере области, куда заходит своим южным краем самая обширная в мире система болот - Васюганские болота. Приложение 1.
Растительность и природные зоны
В основном, по видовому составу флора Новосибирской области ненамного отличается от флоры Средней Европы. Всего на территории области отмечено около 1200 видов высших дикорастущих растений.
Леса занимают около 20 процентов территории области. Наиболее распространенное дерево - береза, на втором месте сосна и осина. Встречаются также кедр, пихта, ель, рябина, боярышник и другие породы. Всего на территории области отмечено около 1200 видов высших дикорастущих растений. Леса занимают около 20 процентов территории области. На самом севере расположена заболоченная темнохвойная тайга, состоящая из ели, пихты, кедра. Южнее в лесах начинает преобладать береза, сосна и осина. В заболоченных лесах севера области пышно разрастаются различные мхи, лишайники, обычен кустарник багульник, папоротники, много ценной ягоды - брусники и клюквы.
Наиболее типичен для Новосибирской области лесостепной ландшафт, где открытые прострaнcтва перемежаются с небольшими, округлой формы, островками березово-осинового леса, которые в Сибири называют колками. Травянистая растительность лесостепи очень разнообразна. Здесь можно встретить ценные лекарственные растения: зверобой, душицу, кровохлебку, тысячелистник, медуницу, адонис и другие. В Барабинской лесостепи много сырых лугов и болот, поросших тростником, камышом и другими влаголюбивыми травами.
На юго-западе области, у границы с Казахстаном, начинается степная зона - Кулундинская степь. Для степи хаpaктерны различные засухоустойчивые растения: полыни, ковыль, лекарственная солодка. В ландшафте области выделяется низкогорная тайга Салаирского кряжа. Состоит она в основном из пихты и осины. Хаpaктерны для нашего края ленточные сосновые боры, вытянутые вдоль реки Обь, в том числе и в окрестностях Новосибирска. Приобские боры красивы, богаты ягодами, грибами, лекарственными растениями.
Животный мир
В реках и озерах области водится более 30 видов рыб. Самая крупная рыба осетр сибирский, живущий в Оби и достигающий более 2 метров в длину. В последнее время эта ценная рыба стала редкой. Из осетровых рыб в Оби также водится стерлядь. Другие крупные рыбы бассейна Оби - налим, щука, судак, нельма, таймень. Наиболее распространенные рыбы области - окунь, карась, лещ. Земноводных и пресмыкающиеся в наших краях немного: 3 вида лягушек, 2 вида жаб, тритон обыкновенный, углозуб, два вида ящериц и два вида змей - уж и гадюка. Гадюка обыкновенная - единственная ядовитая змея Западной Сибири. В области отмечено около 300, видов птиц. Большинство видов перелетные и кочующие, но есть и оседлые. Из редких видов стоит отметить черного аиста, скопу, орлана белохвоста, беркута. Область очень богата озерами, болотами, реками, поэтому хаpaктерной особенностью нашей фауны является обилие птиц, связанных с водой. Это разнообразные виды поганок, гусей, уток, чаек, куликов. Есть у нас выпь, серая цапля, лебеди, чернозобая гагара. Через озера Барабинской низменности проходят пути миграции многих перелетных птиц, поэтому озерная система Чаны имеет международное значение как важное место обитания водоплавающих птиц. Самая большая птица области беркут, размах его крыльев достигает 2 метров. Среди хищных птиц 10 видов сов. Самая крупная сова – филин. Дневных хищников 21 вид - это соколы, ястребы, канюки, орлы.
В лесах распространены куриные птицы: рябчик, тетерев, глухарь. Глухарь самый крупный представитель боровой дичи, вес самца достигает 6 килограмм. К лесным птицам относятся также иволга, кукушка, 6 видов дятлов, козодой, большое количество мелких птиц. На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики. В лесах обычна белка обыкновенная, изредка встречается белка летяга. На сухих склонах холмов можно встретить норы крупного грызуна - сурка. В последние годы сурков в области стало мало и охота на них запрещена. Зайцев в Новосибирской области два вида - беляк и русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны нашей страны - бобры. На юге Западной Сибири можно встретить представителей семейства куньих: барcyкa, горностая, колонка, хорька. Самая крупная наша кyница - росомаха, она изредка встречается в северных лесах и питается, в основном, падалью, а самая мелкая - изящная ласка, охотящаяся на мышей.
По всей территории области обитают лиса и волк. Волков в последние годы стало много, они заселили даже не свойственные им места обитания - таежные болота. Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряж. Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.
В Новосибирской области можно встретить три вида оленей: северного оленя, косулю и лося. Лось самое крупное животное нашей фауны, длина тела взрослого самца достигает 3 метров, а вес 600 кг. Лоси населяют различные типы лесов, летом поедают траву, листву, зимой - кору и ветки деревьев. Косули, в отличие от лосей, предпочитают более открытые места - лесостепь. Лоси и косули являются объектом регулируемого охотничьего промысла. Северный олень обычен в районах Крайнего Севера Сибири, но встречается он и на территории нашей области - на Васюганских болотах. В этих местах северный олень подлежит охране. Приложение 2, Приложение 3.
Охрана природы
Всероссийское общество охраны природы существует с 1924 года. В статье 67 Конституции сказано, что охрана природы – обязанность каждого гражданина нашего государства. В Новосибирской области покрыто лесом лишь 20% площади, поэтому мы должны особенно бережно относиться к лесу. Выделены участки особенно ценных лесов: липы – в Каргатском лесхозе, ели сибирской – в Сузунском лесном массиве, лиственницы сибирской – в Алеусском ленточном бору, участок кедра – в Маслянинском лесхозе. Расширяется площадь лесопитомников. Более 25 видов растений подлежат охране. Среди редких и исчезающих видов цветковых растений: лилия-сарана, купальница азиатская, ветреница лесная и гoлyбая, пион изменчивый, адонис, башмачки (красный, крапчатый), кувшинка белая, чилим и другие.
Заказник – это особо охраняемые природные территории областного значения, служат сохранению биологического разнообразия, генетического фонда и поддержанию равновесия экосистем. В условиях всё ухудшающейся экологической обстановки- это островки относительного благополучного состояния природы.
Памятники природы – природные территории небольшого размера или отдельные природные объекты. К ним могут относиться, например, такие локальные объекты ландшафта, как пещера, необычная скала, родник, роща редких деревьев.
На территории Новосибирской области образовано 48 памятников природы и 25 государственных природных заказников областного значения, поэтому любые элементы горных ландшафтов на её территории относятся к числу необычных, редких, что придаёт им особое экологическое и эстетическое значение. Экологам давно известно, что локальные горные возвышения, расположенные на равнинной местности, приводят к формированию на этих приподнятых участках специфической флоры, причудливо сочетающей самые разнообразные и неожиданные элементы лесной. Степной, луговой растительности. Своеобразие растительности в таких местах обуславливает и необычный состав фауны этих участков. Животный и растительный мир присалаирских памятников природы включает в себя целый ряд редких и занесённых в Красную книгу видов. Приложение 4
.Красная книга Новосибирской области
Большая роль в экологическом воспитании населения принадлежит красным книгам различного уровня. В Красную книгу растений и животных Новосибирской области включены редкие, эндемичные, реликтовые виды, как правило, имеющие на территории области несколько местонахождений. При включении в книгу предпочтение отдавалось видам, находящимся в угрожаемом состоянии из-за усиленной хозяйственной деятельности человека или редким на территории их ареала. В Красной книге указан статус видов по классификации, принятой Комиссией по редким и исчезающим видам Международного Союза охраны природы: исчезающие; находящиеся под угрозой исчезновения; уязвимые; редкие, представленные небольшими популяциями с неопределённым статусом. Приложение 5. Большую роль в воспитании личности, способной жить в гармонии с окружающим миром, оказывают охраняемые памятники природы города Новосибирска. Такими памятниками в нашем городе являются: Сибирский ботанический сад, Дендрологический парк и Новосибирский зоопарк. В Новосибирском зоопарке собрана одна из лучших в мире коллекций представителей семейства кошачьих и кyницеобразных. Все годы существования зоопарка (основан в 1933 году) велась большая коллекционная работа. В Результате грандиозной переписки, различных поездок внутри страны и за рубеж, переговоров, прямых обменов, руководству зоопарка удалось собрать одну из самых богатых и уникальных коллекций в стране. За последнее десятилетие зоопарк значительно вырос: были построены павильон тропических животных, павильон для белых тигров и гепардов, «Ночной мир», «Аквариум», достраивается остров для белых медведей. На первое января 2008 года коллекция зоопарка выросла до 11000 особей,634 видов. За шесть месяцев этого года появились новые виды: мaндрил, гoлyбой бapaн, северный олень, ягуар, императорский тамарин. Эмблемой Новосибирского зоопарка стал снежный барс, уникальное по красоте и грации животное, сохранившееся в Сибири только на Алтае. Приложение 6.
Комментарии:
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
15 11 2025 19:51:43
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
14 11 2025 22:32:31
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
13 11 2025 14:44:30
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
12 11 2025 19:22:46
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
11 11 2025 7:33:42
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
10 11 2025 7:22:31
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
09 11 2025 10:45:10
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
08 11 2025 1:32:54
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества".
...
07 11 2025 15:44:50
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
06 11 2025 17:43:34
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
05 11 2025 3:17:17
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
04 11 2025 9:44:22
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
03 11 2025 10:26:45
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
02 11 2025 8:40:39
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
01 11 2025 17:42:56
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
31 10 2025 3:15:54
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
30 10 2025 9:26:36
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
29 10 2025 1:43:40
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
28 10 2025 15:27:23
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
27 10 2025 14:23:35
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
26 10 2025 17:23:35
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
25 10 2025 1:56:24
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
24 10 2025 12:27:26
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
23 10 2025 21:30:35
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
22 10 2025 23:16:11
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
21 10 2025 18:34:24
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
20 10 2025 3:53:25
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
19 10 2025 4:25:14
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
18 10 2025 14:23:53
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
17 10 2025 1:27:16
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
16 10 2025 19:47:44
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
15 10 2025 2:28:21
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
14 10 2025 19:45:17
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
13 10 2025 2:24:28
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
12 10 2025 1:51:34
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
11 10 2025 7:41:56
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
10 10 2025 4:23:47
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
09 10 2025 6:11:12
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
08 10 2025 11:39:49
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
07 10 2025 22:51:57
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
06 10 2025 16:16:10
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
05 10 2025 7:42:56
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
04 10 2025 17:58:10
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
03 10 2025 12:31:45
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
02 10 2025 3:37:13
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
01 10 2025 23:54:16
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
30 09 2025 8:29:32
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
29 09 2025 20:35:22
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
28 09 2025 22:50:17
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия.
...
27 09 2025 9:16:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




