Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Тема урока: «Класс Земноводные»
Технология развивающего обучения
Постановка целей зависит от типа урока, данный урок - урок изучения нового материала.
Образовательные цели:
- сформировать знания о классе Земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой;
- добиться понимания взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
- познакомить учащихся с многообразием и особенностями земноводных, их значением в природе;
Развивающие:
- (информационные): продолжить формировать умения выделять главное, сравнивать; работать с текстом и рисунками учебника, электронной лекцией (поиск скрытой информации, выделение главного, составление и заполнение таблиц);
- (интеллектуальные) выдвижение гипотез, доказательства и опровержения;
Воспитательные:
- развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе знакомства с многообразием животного мира;
- развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
- рефлексивные качества личности.
Ход урока
На данном уроке использую алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении по Е.Л. Мельниковой.
Учитель:
В таинственной шкатулке (возможно использование компьютера, проектора) лежит фотография животного, при встрече с которым, люди ведут себя по - разному:
- одни брезгливо вздрагивают при виде этого животного;
- другие чувствуют себя так, как - будто им вылили стакан холодной воды за шиворот в жаркий полдень;
- третьи безразлично отворачиваются.
Но животное очень полезное. Не случайно в Париже и Токио есть памятники этим животным. Чья фотография находится в шкатулке? (или появится на экране проектора, мониторе компьютера)
Подсказка учителя
- Много этих животных в широтах с теплым и влажным климатом
- Памятники воздвигнуты медиками, которые проводят тысячи экспериментов на этих животных.
- Путь на сушу им проложили рыбы
Работа на мыслительных листах, с последующим обсуждением.
Интригующее начало - это интеллектуальное затруднение, после которого обязательна пауза. Это «минута мысли», когда каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».
Учитель:
Амфибии - это «пионеры» во всем, что касается жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.
С какими проблемами столкнулись позвоночные при выходе на сушу? Выскажите свои предположения.
1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.
(Вариант организации работы: участники группы независимо друг от друга штурмуют одни задачи, затем выдвигаются идеи, и выбирают лучшее решение)
Учитель:
Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, хаpaктерное для ранних позвоночных. (Вариант организации работы: каждая из групп штурмует свою задачу, но при этом все задачи объединены одной – приспособленность земноводных к среде обитания)
2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения. гипотезы и ее проверки
Метод активизации коллективной творческой деятельности - метод эвристического поиска «Мозговой штурм»
(Умение работать в группе выpaбатывает цивилизованную манеру общения)
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком. (Обсуждение проблем, формулировка выводов, вопросы викторины)1 группа - дыхание земноводных
2 группа - проблема высыхания
3 группа - хаpaктер передвижения
4 группа - проблема размножения на суше
5 группа - восприятие окружающей среды
1 группа
Составьте страницу энциклопедии о земноводных с выделением существенных признаков этого класса (возможно, кластер - Приложение №1)
2 группа
В предложенной таблице найдите соответствие, и зашифруйте ответ (учимся устанавливать причинно-следственные связи)
Подберите название столбцов (учимся обобщать)
Черты приспособленности земноводных |
|
? |
? |
А - влажная, гoлая кожа обеспечивает |
1 - свободные конечности для передвижения |
Б - наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособленность к передвижению в воде; |
2 - размножение возможно только в воде. |
В - баpaбанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха; |
3 - веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаза; |
3 группа
Репортаж специальных корреспондентов с выставки «Лягушачьи рекорды и секреты» Корреспонденты показывают слайды с изображением земноводных, рассказывают о них (из энциклопедии Кирилла и Мефодия)
4 группа
Прямое включение из Академии наук
К нам поступили вопросы, на которые мы сейчас дадим ответы
1. Почему так часто дышит лягушка?
2.Пьют ли воду сухопутные земноводные?
3. Почему лягушки всегда мокрые и холодные?
5 группа
Составить вопросы викторины
Примерные вопросы
- Жабы, как и лягушки, передвигаются прыжками. Какие из этих животных смогут быстрее преодолеть то или иное расстояние? Почему?
- Чем интересны глаза лягушки? Над одним из аэропортов Лондона в 1954 году произошла катастрофа, столкнулись сразу 4 самолета. Какое отношение к этому имеет лягушка?
- «Царевна – лягушка сбрасывала кожу». Правда это или вымысел?
- Правда ли, что дети всегда похожи на своих родителей?
В проговаривании нового материала участвуют двое: тот, кто задает вопрос и тот, кто на него отвечает. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению.
4. Творческое применение «открытых» знаний
Полученная информация должна стать «интеллектуальной собственностью» ученика, для этого предлагаю творческие задания:
- Биография лягушки
- Один день из жизни лягушки…
- Придумать сюжет компьютерной игры
- Изложить основное содержание темы в жанре научно- популярной теле- или радиопередачи
- Сочинить стихи, рассказы
- Написать статью о лягушке в детский журнал «Веселые картинки»
- Изложить материал урока так, чтобы он стал понятен воспитанникам детского сада
Творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, создает развивающий психологический климат класса, когда ученики открыто, непринужденно общаются.
Примеры стихов о земноводных
- Стихи о развитие земноводных с метаморфозом
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Выросла – зеленой стала,
Хвост – на ноги поменяла.
- Лягушка – индикатор чистоты водоемов
Лягушек спросили:
- О чём вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте!
Лягушки сказали:
- О том и поём, как чист и прозрачен родной водоём.
Учитель:
Вознесём на пьедестал!
Приложение №2
Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но если посадить ее в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?
Предполагаемый ответ: ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого
Учитель:
Так и с окружающим человека живым миром. Но гибнут амфибии не только от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют и дети, и взрослые, безжалостно истрeбляют. А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.
( Работа на мыслительных листах, учащиеся предлагают варианты ответов)
1. Амфибии — пресс, который постоянно давит на многочисленную армию вредителей. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т. д.). Они не позволяют насекомым размножаться выше определенного уровня, и вред, причиняемый растениям, становится минимальным.
2. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб).
3. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.
4. Служат объектом для науки.
5. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах — для красоты.
Учитель:
Переведите» с языка поэзии на язык биологии и экологии:
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой...
Амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они — часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
«В природе всё достойно изученья , без содержательных объектов в мире нет»
Домашнее задание по выбору:
- Рассмотрите внимательно рисунки учебника, за рамками нашего урока осталось много интересного, чтобы устранить эту несправедливость, придумайте сами интересные вопросы и найдите к ним ответы (за 10 интересных вопросов можно получить дополнительную пятерку)
- Выясните, что означает термин – бионика, и какое отношение к этому термину имеют лягушки?
- Сделайте информационную подборку: «Знаете ли вы….», Это интересно»
- Составьте кластер по теме урока «Земноводные»
Рефлексия
Закончите письменно (если позволяет время - устно) предложения:
- А вы знаете, что сегодня на уроке я...
- Самым сложным для меня сегодня было...
- Сегодня я задумался...
- На будущее мне нужно иметь в виду...
- Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
Таким образом, формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает система проблемных ситуаций. Каждый ли урок должен быть проблемным? Наверное, нет, но каждый урок должен учить, развивать и воспитывать.
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
08 02 2023 15:43:53
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
07 02 2023 2:25:39
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
06 02 2023 0:45:30
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
05 02 2023 11:16:28
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
04 02 2023 10:16:28
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
03 02 2023 1:32:51
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
02 02 2023 23:51:29
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
01 02 2023 17:47:38
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
31 01 2023 15:27:33
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
30 01 2023 1:29:18
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
29 01 2023 11:31:51
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
28 01 2023 5:34:19
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
27 01 2023 20:38:11
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
26 01 2023 23:28:16
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
25 01 2023 10:37:49
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
24 01 2023 9:13:56
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
23 01 2023 4:34:19
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
22 01 2023 20:51:40
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
21 01 2023 0:18:10
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
20 01 2023 4:52:13
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
19 01 2023 6:29:22
Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....
18 01 2023 5:50:40
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
17 01 2023 22:17:31
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
16 01 2023 18:44:14
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
15 01 2023 5:50:58
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
14 01 2023 23:33:23
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
13 01 2023 11:23:34
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
12 01 2023 10:29:25
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
11 01 2023 2:31:45
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
10 01 2023 19:12:17
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
09 01 2023 20:34:26
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
08 01 2023 5:28:12
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
07 01 2023 3:23:55
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
06 01 2023 2:28:56
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
05 01 2023 3:29:39
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
04 01 2023 9:43:52
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
03 01 2023 9:33:34
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
02 01 2023 14:25:26
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
01 01 2023 2:47:52
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
31 12 2022 4:33:49
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
30 12 2022 4:34:32
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
29 12 2022 11:54:44
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
28 12 2022 9:20:16
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
27 12 2022 4:49:14
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
26 12 2022 21:35:45
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
25 12 2022 3:27:51
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
24 12 2022 16:45:53
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
23 12 2022 7:52:31
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.
...
22 12 2022 23:10:49
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
21 12 2022 18:15:34
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::