Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

Предлагаемая разработка урока рассчитана на преподавание курса общей биологии в 10-11-х классах на профильном уровне по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина \"Общая биология. 10-11 классы\", выпускаемому издательством \"Дрофа\".
Задачи урока
- Сформировать у учащихся систему знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры.
- Научить школьников обосновывать значение для эволюции тех ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных, которые возникли в архейскую, протерозойскую эры.
- Убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
Оборудование:
Презентация (Приложение 4) ;
Раздаточный материал:
- теории происхождения жизни на Земле
- таблицы для самостоятельной работы (2)
Методические рекомендации
I. Проверка ранее изученного материала.
На экране схема \"Основные направления эволюционного процесса\" (слайд 2) - задача школьников назвать их и пути достижения биологического прогресса. Обсуждение схемы главных направлений эволюционного процесса.
- В каких направлениях может развиваться эволюционный процесс?
- Какие пути достижения биологического прогресса вы можете назвать?
- В чем принципиальное отличие ароморфоза от идиоадаптации?
Тестовая проверка темы \"Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция\". (слайд 3-5)
На экране поочередно появляются тезисы. Необходимо определить среди них ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации. Первые десять тезисов обсуждаются фронтально. Вторая десятка вопросов для самопроверки. Ответы появляются на экране. Саморефлексия усвоения материала.
Постановка цели урока:
Цель сегодняшнего урока - научиться обосновывать значение для эволюции тех ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных, которые возникли в архейскую, протерозойскую эры.
II. Актуализация знаний:
Говоря об эволюционных изменениях фауны и флоры на нашей планете было бы несправедливо игнорировать вопрос происхождения жизни на Земле. Теорий и версий очень много. Предлагаю вспомнить некоторые из них. На столах перечень гипотез и теорий происхождения жизни на Земле. (Приложение 1).
- Какие из этих теорий вам знакомы?
- Какая из теорий кажется вам более доказательной?
Предлагаю определить гипотезы по изображениям.
На экране видеоряд (слайд 6, 7) иллюстрирующий теорию креационизма, гипотезу самозарождения жизни (слайд 8, 9, 10).
Опыты каких ученых опровергли теорию самозарождения жизни (слайд 11), гипотезу панcпepмии (слайд 12,13).
Доказательство какой гипотезы изображено на экране (слайд 14)
Какие еще существуют теории происхождения жизни на Земле? (работа с раздаточным материалом Приложение 1).
III. Изучение нового материала.
Итак, вспомнив гипотезы возникновения жизни на Земле, сегодня мы говорим о начальных этапах развития органической жизни на нашей планете.
Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события: горообразовательные процессы, поднятия и опускания суши, изменения очертаний материков, уровни океанов. Движения и разломы земной коры сопровождались усиленной вулканической деятельностью, выбросом в атмосферу громадного количества газов и пепла. Понижение прозрачности атмосферы уменьшало количество солнечной радиации, попадающее на Землю, и было одной из причин развития оледенения. Не случайно горообразовательные процессы сопровождались оледенениями. Грандиозные ледниковые щиты, покрывавшие поверхность Земли, значительно изменяли климатические условия и тем самым оказывали глубокое влияние на растительный и животный мир. Одни группы организмов вымирали, другие сохранялись и в межледниковые эпохи достигали расцвета.
(Слайд 15)
Современная геохронологическая шкала начинающаяся c Докембрийской эры и завершающаяся Четвертичным периодом, составлена на основании сведений, полученных при исследовании окаменелых останков и структуры горных пород. Анализ структуры горных пород позволил установить, через какие этапы проходил процесс формирования Земли и в какое время. Данные окаменелых останков поведали ученым о формах жизни, существовавших на Земле в различные периоды. В геохронологической таблице, составленной на основании этих данных, история Земли рассматривается по эонам, эрам, периодам и эпохам.
Докембрийский эон (криптозой) считается самым древним и самым продолжительным. Докембрийский эон делится на несколько эр: эра Катархей (4.6-3.8 миллиардов лет), когда происходило формирование земной коры. Эра Архей (3.8-2.5 миллиардов лет). Эра Протерозой (2.5 миллиарда - 543 миллиона лет). Окаменелые останки этого периода сохранили для нас следы одноклеточных и многоклеточных организмов.
(Слайд 16)
Фанерозой (от греч. phaneros - явный, открытый и zoe - жизнь, образ жизни) означает, \"видимая или известная жизнь\". Эон фанерозоя разделен в геохронологической шкале на три временные эры (Определите самостоятельно) Палеозойская эра, Мезозойская эра, Кайнозойская эра.
Какие процессы шли на Земле в Катархее?
Комментарии (Слайд 18)
Какие процессы шли на Земле в Архее? (слайд 19,20)
\"Переведите\" на понятный всем язык специальные термины.
В отложениях криптозоя сохранилось чрезвычайно мало ископаемых останков организмов, поэтому наши представления о первых этапах развития жизни в течение этих огромных промежутков времени в значительной степени гипотетичны.
В осадочных породах древностью в 3,5 млрд. лет обнаружены биополимеры. К тому же времени относится возникновение первых прокариот (крупнейший ароморфоз). Первые живые организмы были гетеротрофами, использовавшими в качестве пищи органические соединения \"первичного бульона\". Для освобождения энергии ими использовалось брожение. Продуктами жизнедеятельности этих примитивных микроорганизмов являются многие месторождения полезных ископаемых (серы, железа, марганца и др.).
Важнейшим этапом в эволюции жизни на Земле в архее стало возникновение фотосинтеза (3-3,5 млрд. лет назад), что обусловило разделение органического мира на растительный и животный. Возникновение фотосинтеза - крупнейший ароморфоз архейской эры.
Каково значение этого ароморфоза?
Первыми фотосинтезирующими организмами были сине-зеленые водоросли. Они быстро распространились в архее и стали хозяевами планеты. Эти организмы не имели обособленного ядра, но обладали развитой системой обмена веществ, способностью к размножению. С появлением фотосинтеза появился надежный источник органических веществ на Земле, а в атмосферу планеты стал выделяться кислород.
В условиях бескислородной атмосферы распространение жизни было ограниченным. Дело в том, что организмы не имели никакой защиты от губительной для них жесткой ультрафиолетовой части излучения Солнца. В современной атмосфере озоновый экран поглощает жесткий ультрафиолет. В бескислородной среде озоновый экран отсутствовал и жизнь могла развиваться только под защитой слоя воды толщиной около 10 м. Материки и поверхностные слои воды были недоступными для организмов.
Благодаря сине-зеленым водорослям содержание свободного кислорода в атмосфере стало возрастать. Достижение так называемой \"пастеровской точки\" (концентрации кислорода в 1% от его концентрации в современной атмосфере) создало предпосылки для появления аэробных этапов дыхания. Возникновение кислородного дыхания - важнейший ароморфоз архейской жизни. Это был переломный момент в развитии жизни на Земле.
В чем на ваш взгляд заключается эволюционная роль этого ароморфоза?
Около 2,8-3 млрд. лет назад появились нитчатые сине-зеленые водоросли. Они представляли собой цепочку клеток, возникшую путем их последовательного деления в одном направлении. Клетки в цепочке были связаны лишь механически. Поэтому нитчатые формы нельзя приравнивать к многоклеточным.
Развитие органического мира в протерозойскую эру.
Протерозой - огромный по продолжительности этап исторического развития Земли (древность - 2,6 млрд. лет, продолжительность - 2 млрд. лет). В течение протерозоя бактерии и сине-зеленые водоросли достигают исключительного разнообразия, с их участием интенсивно шли процессы отложения осадков (железно-рудные и другие месторождения).
Около 1,1-1,4 млрд. лет назад возникли первые эукариоты. Это следующий важный рубеж в докембрийской эволюции организмов после возникновения фотосинтеза и обособления сине-зеленых водорослей.
Существуют две основных гипотезы происхождения эукариотической клетки.
- Аутогенная - предполагает постепенную дифференциацию прокариотической клетки, в ходе которой развился мембранный комплекс, на основе впячивания внутрь клетки плазматической мембраны структурно оформились клеточные органоиды.
- Симбиогенная (выдвинула Л. Маргулис в 1967-1971) - рассматривает возникновение эукариотической клетки в результате симбиоза различных прокариот: крупной клетки-хозяина и более мелких организмов, поселившихся в цитоплазме первого и давших начало различным органоидам.
Вскоре после появления эукариот возник пoлoвoй процесс, мейоз (крупные ароморфозы).
Каковы последствия этих ароморфозов для эволюции?
Благодаря пoлoвoму процессу стала возможной перекомбинация родительской наследственной информации. Наследственная информация, присущая разным индивидам, стала объединяться в единый генофонд. Возникли биологические виды. Пoлoвoй процесс также привел к резкому возрастанию внутривидовой изменчивости и убыстрению темпов эволюции.
Вероятно, около 700-900 млн. лет назад на Земле появились первые многоклеточные организмы.
Какие существуют теории и гипотезы возникновения многоклеточных организмов?
В основе современных представлений о происхождении многоклеточных организмов лежит гипотеза русского ученого И. И. Мечникова - гипотеза фагоцетеллы.
По-видимому, предками многоклеточных были гетеротрофные колониальные жгутиковые, типа современного вольвокса. Первый способ их питания - фагоцитоз.
Клетки, захватившие добычу, перемещались внутрь колонии. Затем из них образовался внутренний слой клеток (энтодерма), выполняющий пищеварительную функцию.
В начале такая колония была шаровидной и свободно плавала в воде. После выделения в ней пoлoвых и соматических клеток, а среди последних - движущих и питающих колония превратилась в целостный многоклеточный организм.
Существует и теория неколониального происхождения многоклеточных. Она была разработана сербским ученым И. Хаджи и получила название гипотезы целлюляризации.
Хаджи обратил внимание на некоторое сходство между инфузориями (высшими простейшими) и турбелляриями (примитивными плоскими червями). Это сходство проявлялось в близких размерах, одинаковой форме тела, расположении ряда структур и т. д. И. Хаджи высказал предположение, что многоклеточное строение могло возникнуть путем разделения (целлюляризации) одноклеточного тела инфузорий на отдельные клетки сложно устроенного многоклеточного тела. Но явление целлюляризации никогда не наблюдалось ни у каких инфузорий, поэтому эта гипотеза не находит широкой поддержки.
Таким образом, в протерозое в морях уже обитало много различных водорослей, в том числе прикрепленные ко дну формы. Суша была безжизненной, но на ней по берегам водоемов начался процесс почвообразования (благодаря жизнедеятельности бактерий). В протерозойских отложениях находят представителей вполне сформировавшихся типов животных: губок, кишечнополостных, члeнистоногих.
Пути эволюционных преобразований первых многоклеточных были различны. Некоторые перешли к сидячему образу жизни и превратились в организмы типа губок. Другие стали ползать, перемещаться по субстрату с помощью ресничек. От них произошли плоские черви. Третьи сохранили плавающий образ жизни, приобрели рот и дали начало кишечнополостным.
В протерозойскую эру в морях уже обитало много разнообразных водорослей, в том числе прикрепленных ко дну форм. Суша была безжизненной, но по берегам водоемов начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий и микроскопических водорослей. Начальные звенья эволюции животных не сохранились. В протерозойских отложениях находят представителей вполне сформировавшихся типов животных: губок, кишечнополостных, члeнистоногих.
IV. Закрепление знаний о состоянии органического мира на протяжении двух первых эр Земли; об основных ароморфозах.
Фронтальная тестовая проверка усвоения (слайд 21,22)
Самостоятельная работа с таблицами:
- 1 вариант - \"Основные этапы биохимической эволюции\". Дополнить колонку \"роль в эволюции\" (Приложение 2)
- 2 вариант - \"Эволюция пробионтов\". Дополнить колонку \"Этапы эволюции\" (Приложение 3)
Беседа на основе вопросов:
1. Какие важнейшие ароморфозы произошли в архейскую эру? Какое это имело значение для развития жизни на Земле?
2. Когда, в результате каких процессов появился в атмосфере Земли кислород? Как это отразилось на развитии жизни?
3. Какие изменения в органическом мире произошли в протерозойскую эру? Почему оказались перенаселенными моря в эту эру?
4, Объясните одновременное существование различных способов дыхания, питания, размножения, простых и сложных организмов.
V. Задание на дом.
Изучить статью на с. 435 и часть схемы на с. 436; параграф 14.1 и 14.2 до слов \"В начале палеозойской...\"; ответить на вопросы учебника на с. 443.
Комментарии:
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
27 12 2025 1:29:13
Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....
26 12 2025 1:35:27
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
25 12 2025 8:18:51
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
24 12 2025 19:13:40
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
23 12 2025 12:42:15
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
22 12 2025 0:45:43
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
21 12 2025 10:45:49
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление.
...
20 12 2025 6:29:38
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
19 12 2025 21:16:38
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
18 12 2025 14:33:33
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
17 12 2025 16:21:31
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
16 12 2025 14:30:22
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
15 12 2025 5:47:19
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
14 12 2025 8:25:48
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
13 12 2025 8:38:24
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
12 12 2025 8:40:30
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
11 12 2025 3:18:15
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
10 12 2025 14:32:43
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
09 12 2025 17:22:30
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
08 12 2025 18:22:31
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
07 12 2025 22:39:47
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
06 12 2025 5:52:52
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
05 12 2025 17:56:16
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
04 12 2025 3:34:28
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
03 12 2025 15:57:57
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
02 12 2025 6:50:12
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
01 12 2025 17:44:52
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
30 11 2025 16:11:42
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
29 11 2025 1:44:41
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
28 11 2025 7:56:26
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
27 11 2025 5:13:40
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
26 11 2025 18:21:47
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
25 11 2025 6:19:46
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
24 11 2025 10:46:14
Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
23 11 2025 18:19:52
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
22 11 2025 16:18:26
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
21 11 2025 7:54:40
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
20 11 2025 19:15:17
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
19 11 2025 14:32:49
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
18 11 2025 18:33:47
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
17 11 2025 1:30:32
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
16 11 2025 19:25:37
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
15 11 2025 5:18:28
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
14 11 2025 21:35:15
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
13 11 2025 2:31:45
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
12 11 2025 0:15:54
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
11 11 2025 16:53:47
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
10 11 2025 16:59:15
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
09 11 2025 1:24:13
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
08 11 2025 18:40:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека