Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

Дидактическая цель: создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее.
Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать формированию понятий “гумopaльная регуляция” и “железы внутренней секреции”; создать условия для понимания роли гормонов эндокринных желез в процессе обмена веществ; познакомить с результатами нарушения функций эндокринных желез и болезнями, которые они вызывают.
- воспитательная: способствовать гигиеническому воспитанию учащихся, укреплению здоровья, приобщению к здоровой пище.
- развивающая: продолжить развитие логического мышления, умений решать возникшие учебные проблемы, работать самостоятельно с источником информации, конструктивно ее представлять.
Методы: метод проблемного изложения, репродуктивный.
Технологии адаптивного обучения: технология проблемного обучения.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
СО:
- Сонин Н.И. Биология. 8 класс. Человек: Учеб. для общеобр. учрежд. /Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2003.
- Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез (на каждую парту).
- Схемы строения и расположения эндокринных желез в организме (на доску).
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2001.
Ход урока
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски |
| I. Организационное начало урока. | Проверяет наличие и готовность СО к уроку (фотографий, схем), готовность учащихся к работе на уроке. Приветствует учеников. | Проверяют собственную готовность к уроку и своих материалов. Приветствуют учителя. | Число |
| II. Целеполагание и мотивация. | Фронтальная беседа: Учитель задает учащимся вопрос: “Какие способы регуляции в организме вы знаете?”. В ходе ответов, учитель с помощью учащихся делает вывод о необходимости пополнения знаний о регуляции в организме, так как в организме есть не только нервная, но и гумopaльная регуляция. Задает учащимся проблемный вопрос (мотивирующий учащихся на изучение новой учебной информации, продуктивное взаимодействие на уроке): “Каким образом мы сможем пополнить наши знания?”. Записывает цель, сформулированную учащимися (скорректированную, если это необходимо) на доске с темой и числом. |
Обдумывают и формулируют ответы на
заданные учителем вопросы. Осознают недостаточное количество знаний о регуляции функций в организме и самостоятельно ставят перед собой цель, вытекающую из поставленного учителем проблемного вопроса: узнать, что такое гумopaльная регуляция и с помощью чего она осуществляется. Записывают в свои тетради число, тему урока, цель остается лишь на доске. |
Число Гумopaльная регуляция Цель: что такое гумopaльная регуляция и с помощью чего она осуществляется? |
| III. Актуализация знаний и умений. | “Нам известно о наличии регуляции
организма с помощью нервной системы. При участии
каких органов и систем она происходит?”. Предлагает оформить схему “Регуляция в организме” и обозначить на ней уже известный способ нервной регуляции и с помощью чего она осуществляется. |
Вспоминают и пытаются ответить на
поставленный вопрос: нервной системы, головного
и спинного мозга. После совместного обсуждения ответов на вопрос оформляют схему в тетрадях. |
Регуляция в организме. Регуляция нервная гумopaльная - (нервная сист.: (О!) голов.и спин. мозг) |
| IV. Изучение нового материала и
первичное его закрепление: 1. Изучение нового материала; 2. Первичное закрепление знаний и умений. |
Предлагает отметить в схеме второй тип
регуляции – гумopaльную и записать определение
данного типа регуляции. Определение (О!)
“Гумopaльная регуляция” - регуляция организма,
осуществляемая с помощью биологически активных
веществ – гормонов. А что такое гормоны? О! “Гормоны” – БАВ, выделяемые железами внутренней секреции. “В организме человека имеются железы внутренней секреции (эндокринные) и железы внешней секреции (экзокринные), а также смешанной секреции. Чем они отличаются, исходя из названия этих желез?” Учитель обобщает ответы и ученики самостоятельно пытаются сделать вывод о различии желез внутренней и внешней секреции: “Эндокринные железы выделяют свои секреты в кровь или лимфу, а экзокринные – на поверхность тела или в полость внутренних органов тела. Смешанные же железы совмещают в себе функции экзокринных и эндокринных желез”. Предлагает учащимся, самостоятельно работая с источником информации (учебником, с. 44-47), заполнить таблицу, которую учитель оформляет на доске (Приложение1). На выполнение задание отводится 10-15 минут. По окончании оформления учениками таблицы и изучения текста учебника, учитель вызывает к доске (на которую вывешена схема расположения и строения желез человека) 5 человек (по человеку на каждую железу) и предлагает с использованием схемы рассказать о железах внутренней секреции. Учитель корректирует ответы учеников. Информирует учащихся о том, что железы внутренней секреции не всегда работают правильно, то есть выpaбатывают нужное количество какого-либо гормона. Иногда железа выделяет или слишком мало, или слишком много гормона, что вызывает развитие различных болезней (карликовость, диабет, кретинизм и др.) Раздает на каждую парту фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Работа в парах: Предлагает учащимся в парах по представленным фотографиям, с использованием тех знаний, которые они получили на уроке, высказать свои предположения о том, нарушение какой именно железы повлекло развитие заболевания, изображенного на каждой их фотографий? (гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и др.). |
Отмечают в схеме гумopaльную регуляцию
и записывают ее определение, а также определение
гормонов. Осознают записанные в тетрадь определения, пытаются определить происхождение названий желез в организме. Пытаются определить, чем отличаются эндокринные и экзокринные железы по приставкам экзо-, эндо-. Осознают различия между эндокринными и экзокринными железами. Оформляют предложенную учителем таблицу в тетрадях, самостоятельно читая и осознавая материал учебной статьи. Учащиеся (на местах) еще раз слушают информацию о железах и гормонах по ходу ответов учащихся у доски; корректируют собственные записи в тетрадях, т.о., формируя первичные знания по теме урока. Внимательно прослушивают информацию, которую дает учитель и, анализируя задание, предлагают свои ответы на предложенный вопрос. Таким образом, производя обобщение полученных на уроке знаний и умений, первичное закрепление и пpaктическое их применение в конкретных ситуациях. Каждый ученик пытается определить, нарушение какой именно железы изображено на фотографии (у каждого по одной), обосновывая свой выбор объяснением, высказываемым своему соседу по парте. В ходе работы в парах учащиеся применяют полученные на уроке знания на пpaктике и формируют новые учебные умения. |
Железы и гормоны Таблица (Приложение1). Схема “Строение и расположение желез внутренней секреции в организме человека”. <Рисунок1> |
| V. Рефлексия. | Учитель задает учащимся вопрос: “Что
нового и интересного они узнали на уроке? Какие
определения, термины запомнились вам?”. Предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, свою внимательность и старательность. |
Вспоминают все новые понятия и термины
урока и высказывают самые интересные из них. Самостоятельно оценивают свой труд и мысленно сами ставят себе отметку. |
Учитель записывает на доске ключевые
термины и понятия, которые продиктовали ему
ученики: гумopaльная регуляция, гормоны, экзокринные и эндокринные железы и др. |
| VI. Информация о домашнем задании. | На “3”, “4”: с. 44-47 учеб, задание на с.48; На “5”: с. 44-47 учеб, задание на с.48, задание 1, 2, 3, 4 со с. 49. |
Выбирают нужный уровень задания и записывают в дневник или тетрадь. | На “4”: с. 44-47 учеб, задание на с.48; На “5”: с. 44-47 учеб, задание на с.48, задание 1, 2, 3, 4 со с. 49. |
Комментарии:
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
25 11 2025 7:37:58
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
24 11 2025 21:13:43
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
23 11 2025 5:49:35
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
22 11 2025 21:12:45
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
21 11 2025 4:41:25
Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....
20 11 2025 11:31:11
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
19 11 2025 21:50:38
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
18 11 2025 16:53:23
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
17 11 2025 17:12:38
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
16 11 2025 15:42:14
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
15 11 2025 15:34:27
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
14 11 2025 6:35:36
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
13 11 2025 4:20:21
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
12 11 2025 22:54:11
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
11 11 2025 11:18:25
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
10 11 2025 5:55:33
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
09 11 2025 12:38:12
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
08 11 2025 7:34:39
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
07 11 2025 17:18:51
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
06 11 2025 10:16:55
Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
05 11 2025 16:46:31
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
04 11 2025 20:25:36
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
03 11 2025 19:46:32
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
02 11 2025 21:49:53
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
01 11 2025 18:43:34
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
31 10 2025 10:19:10
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
30 10 2025 11:12:23
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
29 10 2025 21:44:42
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
28 10 2025 17:32:42
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
27 10 2025 6:57:12
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
26 10 2025 16:30:55
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
25 10 2025 22:27:26
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
24 10 2025 8:53:42
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
23 10 2025 6:54:38
Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....
22 10 2025 15:27:12
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
21 10 2025 12:10:43
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
20 10 2025 13:47:14
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
19 10 2025 23:35:17
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
18 10 2025 14:50:54
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
17 10 2025 5:31:12
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
16 10 2025 1:10:31
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
15 10 2025 5:31:37
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
14 10 2025 3:42:16
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
13 10 2025 17:23:26
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
12 10 2025 8:21:41
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
11 10 2025 1:35:53
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
10 10 2025 5:55:41
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
09 10 2025 13:43:30
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
08 10 2025 2:43:53
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
07 10 2025 1:50:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




