Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"
Дидактическая цель: создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее.
Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать формированию понятий “гумopaльная регуляция” и “железы внутренней секреции”; создать условия для понимания роли гормонов эндокринных желез в процессе обмена веществ; познакомить с результатами нарушения функций эндокринных желез и болезнями, которые они вызывают.
- воспитательная: способствовать гигиеническому воспитанию учащихся, укреплению здоровья, приобщению к здоровой пище.
- развивающая: продолжить развитие логического мышления, умений решать возникшие учебные проблемы, работать самостоятельно с источником информации, конструктивно ее представлять.
Методы: метод проблемного изложения, репродуктивный.
Технологии адаптивного обучения: технология проблемного обучения.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
СО:
- Сонин Н.И. Биология. 8 класс. Человек: Учеб. для общеобр. учрежд. /Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2003.
- Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез (на каждую парту).
- Схемы строения и расположения эндокринных желез в организме (на доску).
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2001.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски |
I. Организационное начало урока. | Проверяет наличие и готовность СО к уроку (фотографий, схем), готовность учащихся к работе на уроке. Приветствует учеников. | Проверяют собственную готовность к уроку и своих материалов. Приветствуют учителя. | Число |
II. Целеполагание и мотивация. | Фронтальная беседа: Учитель задает учащимся вопрос: “Какие способы регуляции в организме вы знаете?”. В ходе ответов, учитель с помощью учащихся делает вывод о необходимости пополнения знаний о регуляции в организме, так как в организме есть не только нервная, но и гумopaльная регуляция. Задает учащимся проблемный вопрос (мотивирующий учащихся на изучение новой учебной информации, продуктивное взаимодействие на уроке): “Каким образом мы сможем пополнить наши знания?”. Записывает цель, сформулированную учащимися (скорректированную, если это необходимо) на доске с темой и числом. |
Обдумывают и формулируют ответы на
заданные учителем вопросы. Осознают недостаточное количество знаний о регуляции функций в организме и самостоятельно ставят перед собой цель, вытекающую из поставленного учителем проблемного вопроса: узнать, что такое гумopaльная регуляция и с помощью чего она осуществляется. Записывают в свои тетради число, тему урока, цель остается лишь на доске. |
Число Гумopaльная регуляция Цель: что такое гумopaльная регуляция и с помощью чего она осуществляется? |
III. Актуализация знаний и умений. | “Нам известно о наличии регуляции
организма с помощью нервной системы. При участии
каких органов и систем она происходит?”. Предлагает оформить схему “Регуляция в организме” и обозначить на ней уже известный способ нервной регуляции и с помощью чего она осуществляется. |
Вспоминают и пытаются ответить на
поставленный вопрос: нервной системы, головного
и спинного мозга. После совместного обсуждения ответов на вопрос оформляют схему в тетрадях. |
Регуляция в организме. Регуляция нервная гумopaльная - (нервная сист.: (О!) голов.и спин. мозг) |
IV. Изучение нового материала и
первичное его закрепление: 1. Изучение нового материала; 2. Первичное закрепление знаний и умений. |
Предлагает отметить в схеме второй тип
регуляции – гумopaльную и записать определение
данного типа регуляции. Определение (О!)
“Гумopaльная регуляция” - регуляция организма,
осуществляемая с помощью биологически активных
веществ – гормонов. А что такое гормоны? О! “Гормоны” – БАВ, выделяемые железами внутренней секреции. “В организме человека имеются железы внутренней секреции (эндокринные) и железы внешней секреции (экзокринные), а также смешанной секреции. Чем они отличаются, исходя из названия этих желез?” Учитель обобщает ответы и ученики самостоятельно пытаются сделать вывод о различии желез внутренней и внешней секреции: “Эндокринные железы выделяют свои секреты в кровь или лимфу, а экзокринные – на поверхность тела или в полость внутренних органов тела. Смешанные же железы совмещают в себе функции экзокринных и эндокринных желез”. Предлагает учащимся, самостоятельно работая с источником информации (учебником, с. 44-47), заполнить таблицу, которую учитель оформляет на доске (Приложение1). На выполнение задание отводится 10-15 минут. По окончании оформления учениками таблицы и изучения текста учебника, учитель вызывает к доске (на которую вывешена схема расположения и строения желез человека) 5 человек (по человеку на каждую железу) и предлагает с использованием схемы рассказать о железах внутренней секреции. Учитель корректирует ответы учеников. Информирует учащихся о том, что железы внутренней секреции не всегда работают правильно, то есть выpaбатывают нужное количество какого-либо гормона. Иногда железа выделяет или слишком мало, или слишком много гормона, что вызывает развитие различных болезней (карликовость, диабет, кретинизм и др.) Раздает на каждую парту фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Работа в парах: Предлагает учащимся в парах по представленным фотографиям, с использованием тех знаний, которые они получили на уроке, высказать свои предположения о том, нарушение какой именно железы повлекло развитие заболевания, изображенного на каждой их фотографий? (гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и др.). |
Отмечают в схеме гумopaльную регуляцию
и записывают ее определение, а также определение
гормонов. Осознают записанные в тетрадь определения, пытаются определить происхождение названий желез в организме. Пытаются определить, чем отличаются эндокринные и экзокринные железы по приставкам экзо-, эндо-. Осознают различия между эндокринными и экзокринными железами. Оформляют предложенную учителем таблицу в тетрадях, самостоятельно читая и осознавая материал учебной статьи. Учащиеся (на местах) еще раз слушают информацию о железах и гормонах по ходу ответов учащихся у доски; корректируют собственные записи в тетрадях, т.о., формируя первичные знания по теме урока. Внимательно прослушивают информацию, которую дает учитель и, анализируя задание, предлагают свои ответы на предложенный вопрос. Таким образом, производя обобщение полученных на уроке знаний и умений, первичное закрепление и пpaктическое их применение в конкретных ситуациях. Каждый ученик пытается определить, нарушение какой именно железы изображено на фотографии (у каждого по одной), обосновывая свой выбор объяснением, высказываемым своему соседу по парте. В ходе работы в парах учащиеся применяют полученные на уроке знания на пpaктике и формируют новые учебные умения. |
Железы и гормоны Таблица (Приложение1). Схема “Строение и расположение желез внутренней секреции в организме человека”. <Рисунок1> |
V. Рефлексия. | Учитель задает учащимся вопрос: “Что
нового и интересного они узнали на уроке? Какие
определения, термины запомнились вам?”. Предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, свою внимательность и старательность. |
Вспоминают все новые понятия и термины
урока и высказывают самые интересные из них. Самостоятельно оценивают свой труд и мысленно сами ставят себе отметку. |
Учитель записывает на доске ключевые
термины и понятия, которые продиктовали ему
ученики: гумopaльная регуляция, гормоны, экзокринные и эндокринные железы и др. |
VI. Информация о домашнем задании. | На “3”, “4”: с. 44-47 учеб, задание на с.48; На “5”: с. 44-47 учеб, задание на с.48, задание 1, 2, 3, 4 со с. 49. |
Выбирают нужный уровень задания и записывают в дневник или тетрадь. | На “4”: с. 44-47 учеб, задание на с.48; На “5”: с. 44-47 учеб, задание на с.48, задание 1, 2, 3, 4 со с. 49. |
Комментарии:
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
01 04 2025 15:32:49
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
31 03 2025 6:26:35
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
30 03 2025 4:35:34
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
29 03 2025 19:23:13
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
28 03 2025 2:31:27
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
27 03 2025 21:30:26
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
26 03 2025 3:43:18
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
25 03 2025 12:20:12
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
24 03 2025 20:30:57
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
23 03 2025 11:11:21
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
22 03 2025 15:54:20
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
21 03 2025 5:42:39
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
20 03 2025 2:53:45
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
19 03 2025 13:54:20
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
18 03 2025 11:17:16
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
17 03 2025 0:58:54
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
16 03 2025 0:50:58
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
15 03 2025 13:30:45
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
14 03 2025 16:26:48
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
13 03 2025 3:16:13
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
12 03 2025 3:44:12
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
11 03 2025 15:38:50
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
10 03 2025 15:50:26
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
09 03 2025 20:51:41
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
08 03 2025 0:42:13
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
07 03 2025 22:26:48
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
06 03 2025 13:23:32
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
05 03 2025 17:27:20
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
04 03 2025 18:50:58

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
03 03 2025 21:44:27
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
02 03 2025 1:33:18
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
01 03 2025 10:51:17
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
28 02 2025 7:26:39
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
27 02 2025 20:51:17
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
26 02 2025 12:14:55
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
25 02 2025 19:16:27
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
24 02 2025 0:50:22
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
23 02 2025 0:15:54
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
22 02 2025 9:12:57
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
21 02 2025 0:35:49
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
20 02 2025 12:54:29

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
19 02 2025 20:47:37
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
18 02 2025 16:14:57
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
17 02 2025 4:50:10
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
16 02 2025 7:19:26
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
15 02 2025 15:45:50
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
14 02 2025 3:28:34
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
13 02 2025 23:16:13
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
12 02 2025 0:12:36
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
11 02 2025 12:37:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::