Тема урока: "Химический состав растений"

Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать пpaктические умения по обнаружению питательных веществ в семени.
Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.
Ход урока:
1. Изучение нового материала.
Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.
Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений
Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.
Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.
| №п/п | Что брали | Что делали | Что получили |
| 1 | Пшеница в пробирке | Нагревали на огне | На стенках пробирки появилась вода. |
| 2. | Тесто в марле | Промывали в стакане с водой. | Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса. |
| 3. | Стакан с мутной водой | Капнули йод | Вода посинела |
| 4. | Семянка подсолнечника | Раздавили на белом листе бумаги | Жирное пятно |
Демонстрация 1 опыта:
Вы, конечно знаете, что у меня за семена.
Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?
Семена кладут на дно пробирки и нагревают.
Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)
Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)
Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.
Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах
Демонстрация 2 опыта:
Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.
Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.
После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.
Демонстрация 3 опыта:
Показать муку.
Вопрос: Что это? (мука)
Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)
Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.
Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.
Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.
Вопрос: Что осталось в тряпочке?
Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.
Вывод: В состав растений входит белок.
Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.
Вывод: Йод является индикатором для крахмала. Следовательно ,в состав растений входит крахмал и белок - это органические вещества..
В состав растений входит еще вещества.
Демонстрация 4 опыта:
Раздавить семена подсолнечника.
Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.
Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)
Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.
Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов - 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды,а в одревесневших до 50%.
Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).
Работа с учебником.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? Ответить на этот вопрос вы получите из учебника стр. 143(5 абзац) -144.
Записать в тетрадь.
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лен, конопля, арахис, соя.
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.
2. Закрепление ранее изученного.
1.Выполнить задание 1 стр. 144 учебника.
3. Итог урока
4. Домашнее задание *32, задание 3 стр. 144, повт. *20
Комментарии:
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
08 12 2025 3:41:11
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
07 12 2025 7:22:21
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
06 12 2025 10:27:22
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
05 12 2025 3:23:20
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
04 12 2025 23:45:36
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
03 12 2025 21:50:28
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
02 12 2025 23:31:26
Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....
01 12 2025 5:42:48
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
30 11 2025 21:53:32
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
29 11 2025 6:41:51
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
28 11 2025 7:22:58
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
27 11 2025 6:11:24
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
26 11 2025 16:53:47
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
25 11 2025 0:14:19
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
24 11 2025 3:56:42
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
23 11 2025 19:55:51
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
22 11 2025 7:11:16
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
21 11 2025 11:55:59
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
20 11 2025 4:13:23
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
19 11 2025 10:47:36
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
18 11 2025 23:54:20
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
17 11 2025 13:51:24
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
16 11 2025 10:49:35
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
15 11 2025 20:36:38
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
14 11 2025 6:25:36
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
13 11 2025 12:18:54
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
12 11 2025 20:36:19
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
11 11 2025 15:11:53
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
10 11 2025 0:20:47
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
09 11 2025 10:16:13
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
08 11 2025 18:58:28
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
07 11 2025 16:27:46
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
06 11 2025 14:27:13
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
05 11 2025 5:43:29
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
04 11 2025 7:19:26
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
03 11 2025 5:29:33
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
02 11 2025 19:10:28
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
01 11 2025 23:36:13
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
31 10 2025 23:46:20
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
30 10 2025 21:11:24
Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
29 10 2025 16:47:58
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
28 10 2025 14:49:53
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
27 10 2025 10:39:26
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
26 10 2025 7:42:54
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
25 10 2025 3:20:41
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
24 10 2025 14:28:44
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме,
вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на
использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
23 10 2025 12:31:32
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
22 10 2025 1:26:34
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
21 10 2025 4:33:54
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
20 10 2025 16:57:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"