"Химический состав клетки". 9-й класс
Цель: ознакомление учащихся с веществами, входящими в состав клетки
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать знания о химическом составе клетки,
- показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки,
- познакомить с функциями химических веществ,
- сформировать понятие о гомеостазе.
- Развивающие: развивать интерес к химической и биологической наукам.
- Воспитательные: создание ситуации успеха у учащихся.
Методы:
- Объяснение.
- Работа с учебником.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
Оборудование: таблицы «Строение клетки», проектор, компьютер. Презентация к уроку. Рабочая тетрадь к учебнику Биология 9 класс авт.Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.
План урока
- Проверка знаний учащихся, выполнение тестовых заданий по карточкам
- Изучение нового материала.
- химические элементы
- неорганические вещества
- органические вещества
- Закрепление изученного материала
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний по теме «Цитология – наука, изучающая клетку». Тестирование.
Вариант 1
1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками».
А) Р. Гук
Б) А. Левенгук
В) К. Бэр
Г) Т. Шванн
2. Назовите учёного, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию
А.) Р. Гук
Б) Т. Шванн
В) Р. Вирхов
Г) Р. Броун
3. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» – это одно из положений теории:
А) хромосомной
Б) клеточной
В) эволюционной
Г) происхождения жизни
4. О единстве органического мира свидетельствует:
А) круговорот веществ
Б) клеточное строение организмов
В) взаимосвязь организмов и среды
Г) приспособленность организмов к среде
5. Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических соединений
Б) наличием катализаторов
В) взаимодействием молекул друг с другом
Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы
Вариант 2
1. Назовите учёного, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, cпepматозоиды, эритроциты
А) А. Левенгук
Б) Р. Броун
В) Р. Гук
Г) Т. Шванн
2. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:
А) хромосомная теория
Б) клеточная теория
В) теория эволюции
Г) теория гена
3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:
А) единстве органического мира
Б) единстве живой и неживой природы
В) взаимосвязи организмов в природе
Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания
4. Изучением строения и функций клетки занимается:
А) эмбриология
Б) генетика
В) селекция
Г) цитология
5. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
А) В состав клетки входит около 70 химических элементов
Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот
В) в клетках постоянно идут процессы биологического синтеза и распада
Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток
II. Изучение нового материала
1. Понятие о химическом составе клетки.
Учитель. В клетках живых
организмов содержится более 70 химических
элементов. Одни из них представлены в больших
количествах. Это макроэлементы. К ним
относятся: кислород, углерод, водород, азот. В
сумме составляющие 98 % массы клетки. Фосфор, хлор,
сера, железо, калий, кальций, магний, натрий в
сумме составляют 1,9 % (Приложение
1, слайд 2)
Такие элементы как медь, цинк, селен, кобальт,
марганец и другие содержатся в незначительном
количестве, от 0,001 до 0, 000001%. Их называют микроэлементами.
(Слайд 3)
Выполнение учащимися задания №1 в рабочей тетради.
Живая клетка хаpaктеризуется постоянством своего химического состава. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и свойств при любых внешних воздействиях называется гомеостазом (от греч. homoios — подобный, одинаковый и греч. stasis — состояние, неподвижность). Приведите примеры гомеостаза.
Ученики: Примеры гомеостаза: поддержание постоянства состава крови, температуры тела, кровяного давления и многих других функций у млекопитающих. (Слайд 4 )
2. Рассказ учителя. Тела живой природы состоят из органических и неорганических веществ (слайд 5). Вода – важнейший компонент клетки. Она составляет в среднем 70-80 % её массы.
Функции воды:
- Вода – универсальный растворитель. Многие химические реакции в клетке протекают только в водной среде. Вещества, растворяющиеся в воде, называются гидрофильными (спирты, сахара, аминокислоты), не растворяющиеся – гидрофобными (жирные кислоты, целлюлоза).
- Вода участвует во многих химических реакциях: в построении органических молекул, в процессе фотосинтеза.
- Tрaнcпортная функция. Передвижение по организму вместе с водой растворенных в ней веществ к различным его частям и выведение ненужных продуктов из организма.
- Вода обеспечивает гомеостаз. Эта функция обусловлена такими свойствами воды, как высокая теплоемкость – смягчает влияние на организм значительных перепадов температуры в окружающей среде; высокая теплопроводность – позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме; высокая теплота испарения – используется для охлаждения организма при потоотделении у млекопитающих и трaнcпирации у растений.
- Структурная функция. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95 % воды, и именно она придает клеткам их нормальную форму. У растений вода поддерживает тургор (упругость эндоплазматической мембраны), у некоторых животных служит гидростатическим скелетом (медузы) (Слайд 6)
Выполнение задания №2 в рабочей тетради
Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей массы клетки и присутствуют в виде ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3–, Сl –) или твёрдых нерастворимых солей. В клетках растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы – одиночные или сросшиеся вместе(друзы) см. рис. учебника 5. (Слайд 7)
Функции минеральных веществ:
- Обеспечивают определённый рН (кислую либо щелочную реакцию среды)
- Входят в состав некоторых клеточных структур
- Влияют на протекание процессов жизнедеятельности (слайд 8)
Выполнение задания № 5 в рабочей тетради.
Органические вещества – углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты.
Вопрос: Какой элемент является основой строения органических веществ и почему? (Слайд 9)
Ответ учащихся: В органических соединениях важным элементом выступает углерод. Атомы углерода имеют 4 валентные связи, способные в определённом порядке объединятся в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются «скелетами» сложных органических молекул.
Выполнение задания № 4 в рабочей тетради.
В клетках синтезируются большие и малые органические молекулы. Малые молекулы называются мономеры (от греч. monos – «один» и meros – «часть», «доля»). Мономеры, как строительные блоки, могут соединяться друг с другом, образуя полимеры (от греч. polys – «многочисленный»). Все молекулы белков, нуклеиновых кислот являются полимерами, а углеводы могут быть и мономерами и полимерами (слайд 10)
Углеводы – это сахаристые или сахароподобные
вещества. В клетках животных содержание
углеводов составляет от 1 до 3 %. (В печени – до 5%).В
клетках растений – до 90%.
Углеводы: моносахариды, полисахариды.
Выполните задание № 6, 7 в рабочей тетради. Работа с текстом учебника.
Проверьте себя (слайды 11, 12)
Функции углеводов
- Строительная. Целлюлоза –основа оболочки растительных клеток, хитин входит в состав покровов члeнистоногих и оболочки клеток грибов
- Энергетическая. При окислении 1г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии
- Запасающая. Крахмал – в растительной клетке и гликоген в животной
Липиды (от греч. lipos – жир) – разнообразные по своей химической природе вещества: жиры, масла, воски, фосфолипиды).Содержание липидов в клетках колeблется от 5 до 90 % (в клетках жировой ткани) (слайд 13)
Функции липидов:
- Энергетическая (при окислении 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии)
- Запасающая (запас питательных веществ)
- Строительная (например, фосфолипиды входят в состав мембран клеток)
- Водообразующая (при окислении жиров образуется вода, например в организме человека – около 350 мл в сутки)
- Защитная (воск пpeдoxpaняет растительную клетку от механических повреждений, а подкожный жир у животных – от высоких и низких температур)
- Регуляторная (некоторые гормоны и витамины, регулирующие жизнедеятельность организма, – липиды, например, кортизон, тестостерон, витамин Д) (слайды 14, 15)
Для жизнедеятельности клетки необходимы и другие органические вещества – белки и нуклеиновые кислоты. Это тема следующего урока
III. Закрепление и первичная проверка знаний
1. Работа с терминами (правильный ответ находим по гиперссылке, слайд 16)
- Этот термин произошёл от двух греческих слов, которые означают «один» и «доля» ( мономер)
- Этот термин имеет две греческие основы — «подобный», «одинаковый» и— «состояние», «неподвижность» ( гомеостаз)
- Это слово в переводе с греческого означает «многочисленный» (полимер)
2. Тестирование (слайды 17-21, правильный ответ остаётся, другие исчезают по щелчку)
1) К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:
- Аммиак
- Воду
- Анионы слабых кислот
- Глюкозу
2) Укажите лишнее химическое соединение
- Крахмал
- Воск
- Гликоген
- Целлюлоза
3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она
- Участвует во многих химических реакциях
- Обеспечивает нормальную кислотность среды
- Ускоряет химические реакции
- Входит в состав мембран
4) В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?
- Бактерий-сапрофитов
- Одноклеточных
- Простейших
- Растений
5) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры
- Сохраняют воду в организме
- Выделяют воду при окислении
- Создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение
IV. Домашнее задание: §5, в рабочей тетради выполнить задание №3
Список использованной литературы
- Биология. 9класс/ Рохлов В.С. – М. «Национальное образование» 2011.
- Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой «Основы общей биологии»/авт.-сост.Г.В. Чередникова. – Волгоград: «Учитель» 2009 (стр. 20-21).
- Основы общей биологии: учебник для учащихся 9класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой – М. «Вентана-Граф», 2006.
- http://www.images.yandex.ru
Комментарии:
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...
25 04 2024 21:37:55
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
24 04 2024 23:33:35
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
23 04 2024 5:40:41
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...
22 04 2024 14:40:35
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...
21 04 2024 4:10:53
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
20 04 2024 22:42:39
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
19 04 2024 10:26:55
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
18 04 2024 7:46:32
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...
17 04 2024 2:20:51
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
16 04 2024 13:55:57
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
15 04 2024 10:20:39
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...
14 04 2024 16:29:32
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...
13 04 2024 9:49:22
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
12 04 2024 2:45:41
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
11 04 2024 14:11:57
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
10 04 2024 18:59:47
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
09 04 2024 11:52:34
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
08 04 2024 6:52:38
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
07 04 2024 2:17:41
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
06 04 2024 6:59:33
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
05 04 2024 14:40:29
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
04 04 2024 14:40:36
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
03 04 2024 14:19:33
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
02 04 2024 3:45:39
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
01 04 2024 13:37:17
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...
31 03 2024 23:18:34
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
30 03 2024 4:54:55
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
29 03 2024 11:42:38
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом. ...
28 03 2024 19:17:25
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
27 03 2024 23:49:38
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
26 03 2024 8:27:54
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
25 03 2024 8:39:36
На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
24 03 2024 17:10:32
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
23 03 2024 14:12:34
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
22 03 2024 17:35:14
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
21 03 2024 15:22:45
Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
20 03 2024 13:17:57
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...
19 03 2024 18:39:58
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
18 03 2024 15:24:53
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
17 03 2024 0:57:12
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
16 03 2024 4:50:20
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
15 03 2024 16:40:59
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
14 03 2024 6:35:18
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
13 03 2024 18:47:43
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
12 03 2024 16:54:53
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
11 03 2024 13:48:10
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...
10 03 2024 16:58:56
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
09 03 2024 2:11:20
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
08 03 2024 23:56:14
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
07 03 2024 13:51:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::