"Химический состав клетки". 9-й класс
Цель: ознакомление учащихся с веществами, входящими в состав клетки
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать знания о химическом составе клетки,
- показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки,
- познакомить с функциями химических веществ,
- сформировать понятие о гомеостазе.
- Развивающие: развивать интерес к химической и биологической наукам.
- Воспитательные: создание ситуации успеха у учащихся.
Методы:
- Объяснение.
- Работа с учебником.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
Оборудование: таблицы «Строение клетки», проектор, компьютер. Презентация к уроку. Рабочая тетрадь к учебнику Биология 9 класс авт.Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.
План урока
- Проверка знаний учащихся, выполнение тестовых заданий по карточкам
- Изучение нового материала.
- химические элементы
- неорганические вещества
- органические вещества
- Закрепление изученного материала
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний по теме «Цитология – наука, изучающая клетку». Тестирование.
Вариант 1
1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками».
А) Р. Гук
Б) А. Левенгук
В) К. Бэр
Г) Т. Шванн
2. Назовите учёного, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию
А.) Р. Гук
Б) Т. Шванн
В) Р. Вирхов
Г) Р. Броун
3. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» – это одно из положений теории:
А) хромосомной
Б) клеточной
В) эволюционной
Г) происхождения жизни
4. О единстве органического мира свидетельствует:
А) круговорот веществ
Б) клеточное строение организмов
В) взаимосвязь организмов и среды
Г) приспособленность организмов к среде
5. Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических соединений
Б) наличием катализаторов
В) взаимодействием молекул друг с другом
Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы
Вариант 2
1. Назовите учёного, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, cпepматозоиды, эритроциты
А) А. Левенгук
Б) Р. Броун
В) Р. Гук
Г) Т. Шванн
2. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:
А) хромосомная теория
Б) клеточная теория
В) теория эволюции
Г) теория гена
3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:
А) единстве органического мира
Б) единстве живой и неживой природы
В) взаимосвязи организмов в природе
Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания
4. Изучением строения и функций клетки занимается:
А) эмбриология
Б) генетика
В) селекция
Г) цитология
5. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
А) В состав клетки входит около 70 химических элементов
Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот
В) в клетках постоянно идут процессы биологического синтеза и распада
Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток
II. Изучение нового материала
1. Понятие о химическом составе клетки.
Учитель. В клетках живых
организмов содержится более 70 химических
элементов. Одни из них представлены в больших
количествах. Это макроэлементы. К ним
относятся: кислород, углерод, водород, азот. В
сумме составляющие 98 % массы клетки. Фосфор, хлор,
сера, железо, калий, кальций, магний, натрий в
сумме составляют 1,9 % (Приложение
1, слайд 2)
Такие элементы как медь, цинк, селен, кобальт,
марганец и другие содержатся в незначительном
количестве, от 0,001 до 0, 000001%. Их называют микроэлементами.
(Слайд 3)
Выполнение учащимися задания №1 в рабочей тетради.
Живая клетка хаpaктеризуется постоянством своего химического состава. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и свойств при любых внешних воздействиях называется гомеостазом (от греч. homoios — подобный, одинаковый и греч. stasis — состояние, неподвижность). Приведите примеры гомеостаза.
Ученики: Примеры гомеостаза: поддержание постоянства состава крови, температуры тела, кровяного давления и многих других функций у млекопитающих. (Слайд 4 )
2. Рассказ учителя. Тела живой природы состоят из органических и неорганических веществ (слайд 5). Вода – важнейший компонент клетки. Она составляет в среднем 70-80 % её массы.
Функции воды:
- Вода – универсальный растворитель. Многие химические реакции в клетке протекают только в водной среде. Вещества, растворяющиеся в воде, называются гидрофильными (спирты, сахара, аминокислоты), не растворяющиеся – гидрофобными (жирные кислоты, целлюлоза).
- Вода участвует во многих химических реакциях: в построении органических молекул, в процессе фотосинтеза.
- Tрaнcпортная функция. Передвижение по организму вместе с водой растворенных в ней веществ к различным его частям и выведение ненужных продуктов из организма.
- Вода обеспечивает гомеостаз. Эта функция обусловлена такими свойствами воды, как высокая теплоемкость – смягчает влияние на организм значительных перепадов температуры в окружающей среде; высокая теплопроводность – позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме; высокая теплота испарения – используется для охлаждения организма при потоотделении у млекопитающих и трaнcпирации у растений.
- Структурная функция. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95 % воды, и именно она придает клеткам их нормальную форму. У растений вода поддерживает тургор (упругость эндоплазматической мембраны), у некоторых животных служит гидростатическим скелетом (медузы) (Слайд 6)
Выполнение задания №2 в рабочей тетради
Минеральные соли составляют всего 1-1,5% общей массы клетки и присутствуют в виде ионов (катионы К+, Na+, Са+, анионы НСО3–, Сl –) или твёрдых нерастворимых солей. В клетках растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма может быть различной: иглы, ромбы. Кристаллы – одиночные или сросшиеся вместе(друзы) см. рис. учебника 5. (Слайд 7)
Функции минеральных веществ:
- Обеспечивают определённый рН (кислую либо щелочную реакцию среды)
- Входят в состав некоторых клеточных структур
- Влияют на протекание процессов жизнедеятельности (слайд 8)
Выполнение задания № 5 в рабочей тетради.
Органические вещества – углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты.
Вопрос: Какой элемент является основой строения органических веществ и почему? (Слайд 9)
Ответ учащихся: В органических соединениях важным элементом выступает углерод. Атомы углерода имеют 4 валентные связи, способные в определённом порядке объединятся в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются «скелетами» сложных органических молекул.
Выполнение задания № 4 в рабочей тетради.
В клетках синтезируются большие и малые органические молекулы. Малые молекулы называются мономеры (от греч. monos – «один» и meros – «часть», «доля»). Мономеры, как строительные блоки, могут соединяться друг с другом, образуя полимеры (от греч. polys – «многочисленный»). Все молекулы белков, нуклеиновых кислот являются полимерами, а углеводы могут быть и мономерами и полимерами (слайд 10)
Углеводы – это сахаристые или сахароподобные
вещества. В клетках животных содержание
углеводов составляет от 1 до 3 %. (В печени – до 5%).В
клетках растений – до 90%.
Углеводы: моносахариды, полисахариды.
Выполните задание № 6, 7 в рабочей тетради. Работа с текстом учебника.
Проверьте себя (слайды 11, 12)
Функции углеводов
- Строительная. Целлюлоза –основа оболочки растительных клеток, хитин входит в состав покровов члeнистоногих и оболочки клеток грибов
- Энергетическая. При окислении 1г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии
- Запасающая. Крахмал – в растительной клетке и гликоген в животной
Липиды (от греч. lipos – жир) – разнообразные по своей химической природе вещества: жиры, масла, воски, фосфолипиды).Содержание липидов в клетках колeблется от 5 до 90 % (в клетках жировой ткани) (слайд 13)
Функции липидов:
- Энергетическая (при окислении 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии)
- Запасающая (запас питательных веществ)
- Строительная (например, фосфолипиды входят в состав мембран клеток)
- Водообразующая (при окислении жиров образуется вода, например в организме человека – около 350 мл в сутки)
- Защитная (воск пpeдoxpaняет растительную клетку от механических повреждений, а подкожный жир у животных – от высоких и низких температур)
- Регуляторная (некоторые гормоны и витамины, регулирующие жизнедеятельность организма, – липиды, например, кортизон, тестостерон, витамин Д) (слайды 14, 15)
Для жизнедеятельности клетки необходимы и другие органические вещества – белки и нуклеиновые кислоты. Это тема следующего урока
III. Закрепление и первичная проверка знаний
1. Работа с терминами (правильный ответ находим по гиперссылке, слайд 16)
- Этот термин произошёл от двух греческих слов, которые означают «один» и «доля» ( мономер)
- Этот термин имеет две греческие основы — «подобный», «одинаковый» и— «состояние», «неподвижность» ( гомеостаз)
- Это слово в переводе с греческого означает «многочисленный» (полимер)
2. Тестирование (слайды 17-21, правильный ответ остаётся, другие исчезают по щелчку)
1) К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:
- Аммиак
- Воду
- Анионы слабых кислот
- Глюкозу
2) Укажите лишнее химическое соединение
- Крахмал
- Воск
- Гликоген
- Целлюлоза
3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она
- Участвует во многих химических реакциях
- Обеспечивает нормальную кислотность среды
- Ускоряет химические реакции
- Входит в состав мембран
4) В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?
- Бактерий-сапрофитов
- Одноклеточных
- Простейших
- Растений
5) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры
- Сохраняют воду в организме
- Выделяют воду при окислении
- Создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение
IV. Домашнее задание: §5, в рабочей тетради выполнить задание №3
Список использованной литературы
- Биология. 9класс/ Рохлов В.С. – М. «Национальное образование» 2011.
- Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой «Основы общей биологии»/авт.-сост.Г.В. Чередникова. – Волгоград: «Учитель» 2009 (стр. 20-21).
- Основы общей биологии: учебник для учащихся 9класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой – М. «Вентана-Граф», 2006.
- http://www.images.yandex.ru
Комментарии:
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
24 08 2025 19:17:10
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
23 08 2025 20:29:54
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
22 08 2025 8:15:57
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
21 08 2025 18:33:10
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
20 08 2025 7:30:41

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
19 08 2025 16:13:16
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
18 08 2025 12:19:22
Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений.
...
17 08 2025 13:43:41
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
16 08 2025 10:58:37
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
15 08 2025 5:27:31
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
14 08 2025 6:44:38
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
13 08 2025 4:37:37
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
12 08 2025 13:46:21
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
11 08 2025 7:12:30
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
10 08 2025 21:27:14
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
09 08 2025 6:53:22
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
08 08 2025 1:30:58
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
07 08 2025 14:16:20
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
06 08 2025 1:41:14
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
05 08 2025 5:44:39

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
04 08 2025 22:27:57
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
03 08 2025 15:45:18
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
02 08 2025 3:33:37
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
01 08 2025 23:24:24
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
31 07 2025 22:47:53
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
30 07 2025 15:27:42
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
29 07 2025 4:33:13
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
28 07 2025 13:45:28
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
27 07 2025 5:22:21
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
26 07 2025 6:18:15
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
25 07 2025 22:17:56
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
24 07 2025 23:55:16

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
23 07 2025 14:58:57

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
22 07 2025 2:48:21
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
21 07 2025 0:16:12
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
20 07 2025 18:23:39
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
19 07 2025 16:38:15
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
18 07 2025 14:22:40
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
17 07 2025 15:37:58
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
16 07 2025 10:32:16

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
15 07 2025 0:35:53
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
14 07 2025 2:27:41
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
13 07 2025 5:18:26
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
12 07 2025 12:38:42
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
11 07 2025 0:13:51
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
10 07 2025 18:26:32
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
09 07 2025 12:56:55
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
08 07 2025 11:25:15
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
07 07 2025 13:13:13
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
06 07 2025 6:34:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::