Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"


    Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии в предшествующих классах, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс \"Открывая занавес \"раскрывает значимость биологических знаний, значимость применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками.

В рамках подготовки к профильному обучению курс позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, выявить типичные для естественнонаучного и медико-биологического профилей вида деятельности.

Содержание курса соответствует познавательным способностям школьников, т.к. содержит новый для учащихся материал. Темы, включенные в программу, содержат вопросы, пробуждающие интерес учащихся к изучению тайн живого, воспитывающие любовь к природе, к необходимости ее охраны.

Программный материал доступен для изучения девятиклассниками, содержит вопросы, выходящие за пределы школьного курса. Программа способствует развитию познавательной активности учащихся, знанию взаимосвязей строения и функции живых организмов, формированию диалектико-материалистического мировоззрения и расширению их кругозора.

В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения – работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, буклетов, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся.

Курс рассчитан на 12 часов, включает в себе 6 пpaктических – 3 лабораторных занятий, 4 эксперимента и групповые работы ребят.

Успешность прохождения этого курса можно оценить по отчетам, составленным на основе результатов самостоятельных, лабораторных работ, по проектам, по формированию базовых ценностей: здоровье, труд, терпение, успех; умение оперировать биологическими знаниями; эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

Ранжирование интереса школьников к данному курсу и к будущему профилю поможет выявить динамику их интереса.

Задачи курса:

  1. Пробудить интерес учащихся к изучению тайн живого, привить любовь к природе.
  2. Показать возможности биологической науки для решения сложных технических проблем научного и технического прогресса. Ознакомить с диапазоном исследовательской деятельности ученых. Увлечь романтикой изучения природы.
  3. Расширить знания о взаимосвязи строении и функции живых организмов.
  4. Раскрыть материальную сущность жизни, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение.
  5. Развить мыслительные способности, логическое мышление.
  6. Расширить знания учащихся о взаимосвязи строении и функции живых организмов.

К концу курса ученик должен сдать 3 лабораторные работы, 4 итоговых работ по проведенным экспериментам и итоговый реферат или презентацию, участвовать в групповой защите своих проектов. Иметь представление о сложности структурной организации живых систем, о безграничной возможности природы и человеческого ума.

Литература

1.И.Б.Литинецкий “Бионика”.Издательство “Просвещение”1976 г.
2. Н.С.Егоров, П.В. Олексин “Биотехнология. Проблемы и перспективы”
3. А.Г. Мельников, “Успехи биотехнологии в Японии”, 1990г.
4. А.С.Батуев. “Биология Человек”. Учебник, М. “Дрофа”. 2001 г.
5..Д.В. Колесов “Биология. Человек” , учебник М. “Дрофа” 1997 г.
6. В. Демидов “Как мы видим то, что видим”. М. “Знание” 1987 г.
7. С.С.Мосияш “Летающие ночью”, М. “Знание”. 1985 г.
8. “Я открываю мир” - М. “Астрель” АСТ, 2002 г.
9. А.В.Перышкин “Физика” учебник. “Дрофа” 2001 г.
10. А.М.Голова. “Тайны живой природы”- М., “РОСМЭН” 2000г.

 “Без романтики, без мечты, без творческого труда не может развиваться ни одна наука. Для этого требуется пытливый ум, полет строгой и строгой и смелой мысли, упорство и творческая фантазия, логика и дерзновенность. Современной науке нужны люди, безгранично любящие природу, не боящиеся трудностей, способные отдать новой науке весь пыл и всю страсть молодости, весь опыт и всю мудрость зрелости”.

 “ С незапамятных времен пытливая мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа?”

“Вы не найдете в природе ничего простого, все в ней перепyтaно и слито. А наша любознательность требует найти в этом простоту, требует, чтобы мы ставили вопросы, пытались ухватить суть вещей и понять их многоликость как возможный итог сравнительно небольшого числа процессов и сил, на все лады сочетающихся между собой”

Ричард Фейнман.

 

Тема занятий Содержание Тип занятий Индивидуальные задания Наглядность, ТСО
1. Живая природа – тайны и возможности. Бесконечная гармония. Живая природа – живые системы.

Знания о природе на службе человечеству.

Поиск новых идей в живой природе.

Лекция,

Беседа

Погружение

Подготовить небольшое сообщение о пpaктическом применений знаний по биологии. - Рисунки, таблицы.
2. Этот зрительный аппарат Удивительный мир красок.

Секрет глаза лягушки. Эксперимент.

Уникальные способности глаза гoлyбя.

Органы зрения насекомых.

Глаз человека.

Машины воспринимающие зрительную информацию.

Комбинированное.

Эксперимент.

Изучение нового.

Лабораторная работа

“Фотоаппарат и глаз человека”

Проследить эксперимент, демонстрирующий работу глаза лягушки и сделать выводы.

Прочитать информацию об уникальных возможностях глаза гoлyбя.

Прослушать рассказ об органах зрения насекомых.

Изучить принцип фотоаппарата и сравнить с устройством глаза человека.

Подготовить сообщение о применении знаний о зрительных аппаратах животных в области техники или разработать буклет.

-Таблицы

“ Земноводные”, “Фасеточный глаз насекомого”, “Гoлyбь”.

“Зрительный анализатор”

“Устройство фотоаппарата”.

3. В мире звуков. Звуковой мир природы. Тайны и значение.

Звуковые возможности организмов.

Как мы слышим?

Пpaктическое применение знаний - разработка слышащих устройств.

На службе медицине.

Нестандартное – игровое Объяснить работу слухового аппарата человека.

Придумать рекламу слышащих устройств.

Таблицы: “Слуховой аппарат человека”, “На службе медицине”

Буклет

4. В мире эхолокаций. Странные птицы – козодои гвачаро.

Загадка летучих мышей.

Локационный аппарат дельфина.

Тюлени.

Нильский длиннорыл.

Электролокаторы гимнарх.

Термолокатор змей.

Эхолокатор на службе у человека.

Изучение нового материала.

Сообщение учащихся.

Эксперимент

“Распространение звуковой волны”

Прочитать информацию о козодои гвачаро.

Ознакомиться с сайтом.

Подготовить сообщение.

Изложить свои версии использования возможностей дельфинов

Таблицы: “Летучие мыши”, “Современные локационные устройства”

Таблицы:

“Тюлени”, “Пресмыкающиеся”, “Нильские длиннорылы”.

Таблицы:

“Современные локационные устройства”

5. Барометры и гигрометры. Живые барометры и гигрометры, сейсмографы.

Инфроухо медуз.

Блестящие синоптики (рыбы и лягушки).

Наблюдая, муравей и пчел.

Барометры – растения.

“Живые сейсмологи”.

Пpaктическое применение знаний

Беседа.

Лекция.

Обсуждение информации учащихся.

Изучить народные приметы.

Прослушать сообщение.

Просмотреть буклет

“Растения – барометры”

Таблицы:

“Медузы”,

“Рыбы и земноводные”.

Фильм “Общественные насекомые”

6. Умение двигаться или тайны движения живых систем. Учась у природы двигаться.

Движение пресмыкающихся.

Шагающие устройства.

Какая же сила движет лапки паука?.

Создавая подземные агрегаты.

Черви приапулиды.

Плавающие биосистемы.

Дельфинья кожа или “скоростные складки”.

Морской стайер – тунец.

“Парадокс Грея” или о меч-рыбе.

Морские “водометы”.

Лекция.

Беседа.

Эксперимент.

Подготовить выступления.

Ознакомиться с видеоклипом. Предложить свою версию вездехода или планетохода.

Составить схему содержания занятия.

Таблицы: “Пресмыкающиеся”, “Пауки”, видеоклип.
7. Завоевывая воздушную стихию. “Патенты” живой природы для развития воздушного трaнcпорта.

Летающие семена.

Текодонты – первые завоеватели воздушной стихии.

Летающие рыбы.

Оригинальные летающие “конструкции”.

Комбинированное.

Лабораторная

“Летающие семена”

Создать презентацию. Таблицы:

“Воздушные суда”, “Летающие ящеры”,

“Летающие рыбы”,

“Распространение семян”

8. Секреты крыла. Тайна механики полета птиц.

Полет насекомых.

Современные летающие аппараты.

Комбинированное

Групповая работа.

Лабораторная “Строение пера птиц”

Конструкция летающих самолетов (работа бумагой).

Просмотреть строения перьев птиц. Ознакомиться со значением такого строения. Сделать сообщение. Таблицы:

“Полет птицы”, “Крыло птицы во время полета”, “Механизм сцепления крыльев птиц и крыльев пчел”,

Перья птиц, лупы.

9. Строительное мастерство животных. Текстильное искусство паука.

Архитектурное искусство птиц.

Архитектурные формы растительного мира.

Архитектурная бионика

Комбинированное.

Групповая деятельность

“Создание из бумаги и картона устойчивых конструкций”

Участвовать в беседе, выдвигать свои версии.

Выполнить пpaктическую работу, сделать выводы.

Таблицы: “Ловчий аппарат пауков”, “Гнезда птиц”, “Разрез стeбля пухоноса”, бумажные модели складчатости.
10. Строительное мастерство животных. Скелет человека.

“Живые конструкции”.

Учась у пчел или еще раз о пчелиных сотах.

Лекция.

Групповая работа.

Защита проектов.

Прослушать выступление.

Предложить свою версию архитектурного здания на основе заимствования у природы и защитить его.

Видеокадры.

Скелет человека.

Пчелиные соты.

11. Научиться понять. В борьбе с вредителями.

Психическая деятельность животных.

Постигнув язык, мышление животных.

Лекция.

Беседа.

Обсуждение сообщений учащихся

Участвовать в беседе.

Сделать сообщения об использовании животных голосов для решения тех или иных проблем.

Видеокассеты

“Животный мир”

12. Семинарские занятия (завершение курса) “ Мои предложения” Защита проектов Защитить свой проект  



Комментарии:

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

08 12 2025 12:54:37

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

07 12 2025 16:28:23

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

06 12 2025 19:20:18

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

05 12 2025 22:36:33

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

04 12 2025 8:59:38

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

03 12 2025 9:36:54

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии


    Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

      Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....

02 12 2025 23:25:35

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

01 12 2025 16:58:24

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

30 11 2025 22:37:26

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

29 11 2025 4:23:51

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

28 11 2025 19:44:28

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

27 11 2025 19:55:31

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

26 11 2025 8:10:46

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

25 11 2025 15:49:59

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

24 11 2025 8:51:54

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

23 11 2025 16:27:37

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

22 11 2025 1:35:22

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

21 11 2025 4:17:49

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

20 11 2025 1:13:12

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

19 11 2025 19:54:45

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

18 11 2025 21:31:12

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

17 11 2025 5:28:35

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

16 11 2025 14:48:59

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

15 11 2025 8:10:29

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

14 11 2025 2:29:30

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

13 11 2025 19:15:40

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

12 11 2025 13:22:27

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

11 11 2025 18:27:52

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

10 11 2025 5:59:26

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

09 11 2025 16:20:55

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

08 11 2025 4:18:29

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

07 11 2025 10:43:43

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

06 11 2025 4:33:12

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

05 11 2025 18:10:15

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

04 11 2025 20:36:54

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

03 11 2025 7:36:19

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

02 11 2025 16:17:28

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

01 11 2025 14:44:16

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

31 10 2025 10:12:36

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

30 10 2025 13:19:37

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

29 10 2025 18:16:18

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

28 10 2025 20:55:16

Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"


    Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"

      На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...

27 10 2025 4:29:50

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

26 10 2025 0:46:31

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

25 10 2025 15:41:39

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

24 10 2025 16:18:53

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

23 10 2025 14:21:28

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

22 10 2025 5:15:46

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

21 10 2025 2:49:35

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

20 10 2025 7:12:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::